Мне же кажется, что автор духовного стиха просто-напросто упомянул о волках потому, что упомянул о лесах. Так что, полагаю, не «покровительство стадам ведёт прямо к начальству над волками» етс., как думает Кирпичников, а творчество безымянных авторов-певцов духовного стиха, воспроизводивших и воспроизводящих простые, реальные картины окружавшей русской природы. Иначе нам пришлось бы совершенно естественную ассоциацию лесов с волками устранить и заменить сложным, несвободным от крупных возможных ошибок и натяжек толкованием. Ничего не возражая против «световых божеств» Кирпичникова, я только стараюсь тип русского Георгия – покровителя волков или, напротив, защитника стад от них же – объяснить влиянием духовных стихов. Мне хорошо известно, что наши заговоры и легенды о Георгии и волках ставили в связь с указанным местом духовных стихов, но мнения такого колосса, как покойный Кирпичников, требовало внимательного пересмотра этой связи. Срв. выше стр. 301, прим. 2-е. Другую заставу – змея или стадо змеиное с сёстрами Егорья – я рассмотрю ниже, при разборе стиха о Георгии и змее (драконе). Птица же и рыба, как я уже неоднократно упоминал, – вставка из стиха о Голубиной Книге (срв. Кирпичникова, стр. 161). 10) Казнив мучителя, Егорий приехал в Чернигов-град, оттуда в Киев, где и «переставился». Так сообщает Р 1 (вар. к Р 1 , Ром. 307, говорит, что после казни мучителя Егорий возвратился к матери). О кончине Егория в Киеве говорит и С 1 . Интересно указание варианта к Р 1 на то, что, когда Егорий ударил царя по голове, тот «хоцев Ягория ропой затопиць». Егорий взмолился и был спасён; а после этого «Дземон»=Демьянище (Даймонище – Мл .) «як засипиць по змяиному» и проч. (Р. 307). На тот же потоп указывает и Р 3 . По И 2 Егорий спасается от потопа, ударяя копьём в землю. Потоп, как верно указал Кирпичников, мог быть заимствован из стиха о Феодоре 906 (Кирпичников, стр. 162–3). Я думаю, что оттуда же взято упоминание Р 2 и Р 3 , что Егорий совершает свои поездки «…книгу «вангалию» читаючи» (Р. 304, 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В наши дни монастырь посещает много паломников из разных уголков России, Украины и других стран. Дух любви ощущается всеми, кто переступает порог Горненской обители. Некоторые паломники специально едут в обитель, чтобы испросить благословение матушки Георгии, побыть рядом с человеком, чье сердце и глаза наполнены любовью к Богу и людям. «Матушка Георгия – наш земной ангел, - говорят о ней насельницы монастыря. – От нее исходят свет, доброта…». Кроткая и милосердная матушка Георгия - воистину ангел во плоти. В свои почтенные годы матушка Георгия остается неутомимой труженицей и усердной молитвенницей, а главное, чему у нее можно поучиться, - это смирение. Вся ее жизнь – это светлая дорога в Горний Иерусалим. Приведем некоторые высказывания игумении Георгии, сказанные ею во время многочисленных интервью. «Миром правит Промысл Божий». «Матерь Божия никогда не оставит Россию». «Смирение – самая большая духовная радость». «Здесь – всё временное: и радости, и скорби, и болезни, - они пройдут. Там же – всё вечное: что заработаем, то получим». «Некоторые идут в монастырь, чтобы жить, а другие – чтобы спастись. Монахи должны приходить сюда не жить, а подвизаться». «Цель монахов – спасать свою душу, ради любви к Богу, ради Царствия Небесного». «Самое главное в жизни – любовь к Богу». «Монах без Иисусовой молитвы – как черная головешка. Всегда надо творить Иисусову молитву». «Жива Святая Русь!» 11 марта 2020 года игуменья Георгия Священным Синодом по состоянию здоровья была освобождена от настоятельства с выражением благодарности за многолетние усердные труды по созиданию монашеской жизни и назначена почетной настоятельницей Горненского женского монастыря. 14 ноября 2021 года ей исполнится 90 лет. Пожелаем матушке Георгии многая и благая лета! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Наверное, Матушка Георгия на настоящее время -- самая почетная игумения Русской Православной Церкви

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/26/...

«…рука отпала тут», но Егорий «…дунул святым духом – А опеть рука стала по-старому». Это – подробность, встречающаяся во многих апокрифических мучениях. См. выше. Ст. И 2 передаёт, что Георгий после убиения царища строит в Вавилоне церковь и, кроме того, «Он списал свой лик на образи, Дак он поставил образ за престол Божий, Завещал попам, отцам духовныим, Дак всему миру православному» – кланяться и молиться «чудному образу да святому Егорью Храброму». Это мне напомнило построение церкви в 1-й редакции. И 1 совершенно опускает мотив мщения, и потому, одолев все заставы, Егорий «…поехал на свою родину» (стр. 11). Об убиении царища – ни слова. Не менее любопытны данные, извлекаемые из Р 2 . Здесь матушка Егорьева предупреждает сына, что он встретит своих сестёр: «Ны синём морю твоих три сястричи, Твоих три сястричи скотинку пасут: Вера, Надежда и Любовь »! Конечно, Р 2 и М 2 могли и независимо друг от друга упомянуть эти имена; заимствования, при различии вариантов, искать, пожалуй, было бы излишним. Нам теперь предстоит разобраться в вопросе о взаимоотношениях вариантов. Но этот вопрос, вместе с вопросом о хронологии стиха, я не считаю удобным рассматривать прежде, чем не обращусь к истории стиха о Георгии и драконе. 3. Русские духовные стихи о св. Георгии и драконе Трудно, конечно, определённо объяснить, почему стихов о мучениях Георгия записано больше, чем стихов о битве его с драконом. Сколько десятков лет уже производятся записи былинного инвентаря и инвентаря духовного стиха, и подавляющее большинство приходится на долю стиха о мучениях – свыше тридцати и около пятнадцати на долю стиха о драконе. Такое отношение наблюдалось до появления обширных сборников Маркова и Григорьева, таким же остаётся и после появления в свет записей архангельского репертуара в указанных сборниках. Не играло ли здесь роли впечатление, которое производили книжные источники на фантазию слагателей. Полуцерковная, полународная легенда о мучениях святого более подходила к слепцам-каликам, этим «полуцерковным» людям, чем рассказ об освобождении от чудовища девицы 908 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Татиана и Георгий 2016/12/29, 10:43:23 Святый Отче Макарий! Моли Бога о болящем младенце Марине,что бы Марина наконец заговарила,стала понимать обращеную речь и исполнять,себя обслуживать. Помолитесь,что бы Марина стала умненькая и здоровая девочка. Во имя отца и сына и святого духа. аминь!!!!!! болящий маденец Марина 2016/07/18, 11:01:14 Святый Отче Макарий! Моли Бога о болящем младенце Марине,что бы Марина наконец заговарила,стала понимать обращеную речь и исполнять,себя обслуживать. Прошли ее истерики. Помолитесь,что бы Марина стала умненькая и здоровая девочка. Во имя отца и сына и святого духа. аминь!!!!!! болящий маденец Марина 2016/07/18, 10:59:47 Святый Отче Макарий! Моли Бога о рабах Божьих Татиане и Георгии даровании им долгожданого здорового чада!!! Венчаннные. Георгию все хорошо на работе,что бы начальник платили зарплату. Физических сил и духовных нам.Во имя отца и сына и святого духа. аминь!!!!!! Татиана и Георгий 2016/06/24, 20:20:09 Святый Отче Макарий! Моли Бога о рабах Божьих Татиане и Георгии даровании им долгожданого здорового чада!!! Венчаннные. Георгию все хорошо на работе,что бы начальник платили зарплату. Физических сил и духовных нам.Во имя отца и сына и святого духа. аминь!!!!!! Татиана и Георгий 2016/06/24, 20:12:31 Святый Отче Макарий! Моли Бога о болящем младенце Марине,что бы Марина наконец заговарила,стала понимать обращеную речь и исполнять,себя обслуживать. Прошли ее истерики. Помолитесь,что бы Марина была умненькая и здоровая девочка. Во имя отца и сына и святого духа. аминь!!!!!! болящий маденец Марина 2016/06/11, 10:19:54 Святый Отче Макарий! Моли Бога о болящем младенце Марине,что бы Марина наконец заговарила,стала понимать и исполнять,себя обслуживать. Прошли ее истерики. Помолитесь,что бы Марина была умненькая и здоровая девочка. Во имя отца и сына и святого духа. аминь!!!!!! болящий маденец Марина 2016/06/11, 10:13:53 Святый Отче Макарий! Моли Бога о рабах Божьих Татиане и Георгии даровании им долгожданого здорового чада!!! Венчаннные. И помолитесь,за юношу Николая,что бы хорошо написал хорошо ЕГЭ 16 июня и поступил в институт. Георгию все хорошо на работе,что бы начальник платили зарплату. Физических сил и духовных нам.Во имя отца и сына и святого духа. аминь!!!!!!!

http://isihazm.ru/?id=2057

Ох, простите, я что-то разболталась. - То есть у Вас два духовных отца - о.Иоанн Кронштадтский и старец Николай - Да, да, да… В заключение у меня для матушки Георгии был приготовлен еще один духовный подарок. Я рассказал ей о ставшем недавно известном факте паломничества в Святую Землю и привел матушке письмо св.Иоанна Кронштадтского из Иерусалима в Кронштадт, где он описывает свои впечатления. Матушка была радостно удивлена такому открытию и тут же спросила: " А у нас батюшка бывал? " - " Да, он сам пишет в письме об этом " . Я привел ей содержание этого письма, которое хочу поместить также у себя в блоге в следующем посте. - Матушка, о.Иоанн говорил, что в Пюхтицах три ступеньки до Царствия Небесного. А как бы Вы сказали, сколько в Горнем ступенек до неба? - Сколько здесь?! Я когда приехала, не знала с чего начинать: света не было, воды не было. Святейший сразу 20 человек студентов прислал с Семинарии. Жить негде. Вот там первая гостиница, там когда-то была богадельня. Вот там и начали восстанавливать, поднимать. Вот здесь у колокольни, которая небольшая гостиница – тоже была богадельня. Чуть повыше дом – тоже богадельня. Потому что около 200 насельниц тогда было. И вот видите, так вот ребятки и начали. Но потом воду городскую подключили. Ни телефона, ничего не было, абсолютно. Среди студентов был такой связист. А как копать траншею? Надо же провода все эти проводить. Камни, земля, горы… Где по деревьям, где как временно все делали. С Божией помощью. Ох, сколько еще Боженька даст… - Матушка, а все-таки, сколько же здесь ступенек до Царствия Небесного, больше, чем в Пюхтице? - Ступенек-то больше, а Царство Небесное все равно ближе! С Божией помощью и за все слава Богу! Простите, миленькие, я встану, мне пора. Пойдемте ко мне в игуменскую сейчас, я вам тоже подарочки вручу. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Царствие Небесное матушке Георгии Горненской.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/10/...

посвящен агиографической проблематике. Ст. «Арабская версия легенды о Талассионе» (Записки Имп. Рус. географического об-ва по Отделению этнографии: Сб. в честь 70-летия Г. Н. Потанина. СПб., 1909. Т. 34. С. 1-12) связана с работой К. над рукописью «Чудес архангела Михаила», к-рую он скопировал «для собственного интереса» (копия хранится в его архиве: Архив РАН (СПб). Ф. 1026. Оп. 1. Ед. хран. 140). Статья была напечатана не в востоковедном издании, поэтому дан только перевод отрывка, представляющего параллель с распространенным сказочным сюжетом; араб. текст опубликован К. в ливан. ж. «аль-Машрик» (1909. Т. 12. С. 449-456). Две др. публикации посвящены арабо-мусульм. вариантам сказания о вмч. Георгии Победоносце , к-рые, как К. убедительно доказал, восходят к версии Вахба ибн Мунаббиха (ум. в 728 или 732), связанной в свою очередь с сир. изводом: ст. «Легенда о св. Георгии Победоносце в арабской редакции» (Живая старина. СПб., 1910. Т. 19. Вып. 3. С. 215-232) содержит перевод араб. версии легенды, изданной Шейхо в 1908 г.; ст. «Абу  -Хузейфа бухарец и легенда о св. Георгии Победоносце» (ХВ. 1916. Т. 4. Вып. 2. С. 171-179) рассказывает о проникновении этого сюжета в мусульм. неагиографическое сочинение для объяснения распространенной поговорки «мучить, как Георгия». В ст. «Одна из мелькитских версий арабского синаксаря» (ХВ. 1914. Т. 2. Вып. 3. С. 389-398) К. сосредоточил внимание на мало изученной линии арабо-христ. агиографии - мелькитской (православной). Материалом снова послужила неизданная рукопись: в статье даны ее описание, текст и перевод введения к самому раннему известному арабо-мелькитскому Синаксарю (1095), а также высказано предположение об авторстве прп. Симеона Метафраста (результаты дальнейшего изучения памятника см.: Sauget J.-M. Premières recherches sur l " origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites (XIe-XVIIe siècles). Brux., 1969. P. 32-35. (SH; 45)). Приобретенная в 1912 г. Азиатским музеем рукопись «Хронологии» мусульм. энциклопедиста аль-Бируни (ум.

http://pravenc.ru/text/2458991.html

Владимир 3 июня 2010, 01:08 Божией милости матушке Георгии и сестрам Горненского монастыря! По Божьей воле пребывал на Святой Земле три года. Много раз был в Горне, беседовал с матушкой. Горня-это отдушина, матушка ее сердце.Молимся за вас. Галина 29 мая 2010, 20:13 Спаси Господи Вас, матушка, и Вашу Святую обитель! Помолитесь о нашей семье из города Харькова, Помолитесь о нас, грешных! Поклонитесь за нас Всей Святой земле, Всех благ и Божьей милости всей редакции ! С уважением р.Б. Галина, р.Б. Валерий, отр. Юрий, отр. Валерий, отр. Арсений Нина_Людмила 23 мая 2010, 22:02 Преклоняюсь перед подвигом Монашества.Здоровья, благо и долгоденствия! Как побывать у вас можно? Наталия 22 мая 2010, 06:59 Спасибо, матушке Георгии за ее подвиг, ради спасения. За пример, за образец жизни, к которому можно стремиться как к свету, за надежду. Помоги Господи ей в ее трудах и заботах ! Многия лета! Любовь 19 мая 2010, 00:23 Родненькая, золотая Матушка! кто с ней знаком- меня поймет. пройти такой суровый трудный путь и не озлобиться, не опуститься, а наоборот стать выше, чище, добрей. Господь ведет её, Господь и Пресвятая Богородица всю жизнь с ней рядом. Как хочется еще свидеться и пообщаться с таким благодатным, редким человеком. Рядом с Матушкой душа успокаивается. Многая благая лета!!! Александра 18 мая 2010, 01:29 Слава Богу за всё и всем,Мира Вам и Благодати Божией.Как хочется побывать там. Анна 15 мая 2010, 00:08 Спасибо! Спаси Господи! р.Б.Нина 14 мая 2010, 20:17 В ноябре 1997 года сподобилась побывать на Святой Земле и 10 дней жить в Горнем.Сопровождала везде нас матушка Спиридония, а гостиницу,в которой мы жили,опекала матушка Параскева. Каждое утро,даже очень рано,нас всегда благословляла в поездки по Святой Земле матушка Георгия. И как бы поздно мы не возвращались, матушка Георгия встречала нас. С вниманием относилась к любой нашей просьбе. Мы набрали много сувениров,подарков,чемоданы были неподъемные.И матушка Георгия послала рабочих,трудившихся на строительстве храма, перенести наши чемоданы к автобусу.Помню единственную просьбу игуменьи Георгии-молиться,чтобы Господь помог построить храм. Слава Богу,храм построен! И в этом несомненна заслуга игумении

http://pravoslavie.ru/35113.html

Но что же ее герои? Неужели N есть единственный след который они оставили в истории? Нет ли лиц с которыми их можно отождествить? На иконоборческом соборе 754 года прозвучала следующая аккламация к императорам и такие анафемы: «Вы (императоры) разорили затеи нечестиво мыслящих Германа, Георгия и Мансура». «Двоедушному Герману, древопоклоннику, анафема». «Единомысленному с ним Георгию, исказителю отеческого учения, анафема». «Мансуру (четвероякая) анафема».» «Троица низложила сих трех» 223 . Итак, вот три лица, которых собор 754 года считал своими главными противниками и почтил, как таковых своей с анафемой: патр. Герман, Георгий и Мансур, то есть св. Иоанн Дамаскин . Между тем, странно сказать, об этом Георгии – лице, надо думать, не совсем незначительном – мы почти ничего не знаем. Собор 754 г. назвал его только, как мы видели, «единомысленным Герману, исказителем отеческого учения». Собор 787 года, седьмой вселенский, стремясь восстановить его доброе имя делает это однако в столь общей форме, что невольно возникает мысль: не руководились ли тут отцы собора не детальными данными о Георгии, а тем соображением, которым еще Тертуллиан рекомендовал христианство язычникам: если первым гонителем христиан был Нерон, то, очевидно, христианство должно быть чем-то весьма хорошим. Так и отцы 787 года знали, по-видимому, о Георгии только то, что он был родом с о. Кипра, был с юности инок или отшельник, и не мало претерпел в жизни; все остальное в их отзыве – цитаты из Св. Писания, исчисляющие общие христианские или, пожалуй, монашеские добродетели, без малейшей индивидуальной черты. Не больше того дают Феофан и Никифор. Феофан называет Георгия кипрянином, а затем всех трех анафематствованных в 754 году лиц называет «мужами святыми и почтенными учителями» и больше ничего; Никифор тоже зовет Георгия δ κ Κπρου τς νσου ρμμνος и никаких сведений о нем не сообщает 224 . И анафема 754 г., и полный мрак, которым затем уже к 787 году покрылось имя Георгия объясняются вполне если он тождествен с героем N. Название Георгия δ Κπριος указывает лишь на родину его, а не на место подвизания: так, св. Георгий Хозевит, подвизавшийся в начале VII века близ горы сорока дней у Иордана в монастыре Пресв. Богородицы, зовется в житии τ γνει Κπριος, 225 т.е. совершенно так же, как нашего Георгия зовет 7 вселенский собор; также зовутся константинопольские патриархи Павел IV (780–784) 226 и Григорий II (1283–1289); выражение Никифора δ κ Κπρου ρμμενος даже указывает на то, что жил этот Георгий не там где родился, т.е. не на о. Кипре. О легкости и оживленности сношений между Кипром и Киликией мы уже говорили выше. Итак, внешних препятствий к отождествлению нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

История России это история героев и подвижников. Чаще всего русский человек прославлял свое Отечество или в воинском звании на поле брани, или в звании духовном, подвизаясь в молитвенном делании. Многих славных воинов и подвижников духовной жизни явила миру Русь-матушка. Но при сложении всех составляющих взор часто почему-то останавливается на одном удивительном человеке. При этом так и хочется воскликнуть: «Вот идеал русского человека!». Речь идет о затворнике Задонского Богородицкого монастыря Георгии. Этот великий человек вместил в себя самые лучшие явления русской жизни своего времени. «Дворянин, воин, он сложил с себя оружие вещественное, чтобы вступить в поприще брани духовной...», - так отзывается о Задонском затворнике Георгии свт. Игнатий Брянчанинов. Георгий Алексеевич Машурин (1789-1836) был родом из старинного, славящегося своими храмами и монастырями, русского города Вологды, этой столицы Северной Фиваиды. Принадлежал Георгий к небогатому дворянскому роду Машуриных. Появился он на свет уже осиротевшим, так как его отца убили разбойники незадолго до рождения Георгия. Всю тяжесть воспитания сына и дочери Надежды понесла на себе мать. Боголюбивая Анна так воспитывала сына и дочь, что у еще малых детей сердечным желанием было молитвенное общение с Господом в храме, а не игры и развлечения со сверстниками. Благодаря воспитанию матери Георгий еще с детства выделялся кротостью, молитвенностью и нищелюбием, был очень послушен. В учебе он утешал свою родительницу успехами в науках. Предназначением всякого русского дворянина было служение Отечеству своему на военном поприще. Поэтому в 18 лет юный Георгий поступает юнкером в Лубенский гусарский полк. Хотя не все в армии, в нравственном отношении, ему нравилось, но он все терпеливо сносил, добросовестно и честно исполняя свой воинский долг. Поэтому сослуживцы и уважали Георгия за его серьезность, исполнительность и готовность всегда прийти на выручку. При этом он не был человекоугодлив, избегал соблазнительных кампаний, в разгульных застольях не участвовал.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/20/...

Фото автора Журнал «Православие и современность» 39 (55) скрыть способы оплаты Комментарии ludmila 14 ноября 2021, 20:08 Спасибо.С удовольствием ознакомилась с материалом. Наталия 24 января 2020, 15:57 Благослови Господи посетить этот монастырь в ближайшее время! Елена 24 января 2018, 10:25 ...несмотря на сложную обстановку тогда в Израиле. Наша маленькая группа побывала во многих святых местах, но особую духовную теплоту я почувствовала у мошей прмц.Елизаветы и в Горненской обители. В тот день лил дождь, а при подъезде к Горненскому монастырю мы увидели огромный радужный столб, почти вертикально поднимающийся прямо из земли. Только вернувшись домой, я поняла, что я молилась в храме с Матушкой Георгией, а позже на трапезе мы сидели почти рядом за столом и она сама просила нас, простых паломников, отведать монастырские угощения. Елена 24 января 2018, 10:01 Считаю чудом свое посещение Горненской обители. Я очень хотела побывать в Псково-Печерском монастыре,два года назад меня с болящим сыном пригласили туда,кроме монастыря мы побывали на острове у Николая Гурьянова,раньше я не знала о нем. Посетили храм,могилу старца,а из домика его не хотелось уходить. Еще больше полюбила те места и старца,когда прочитала книгу о нем - в ней же рассказывалось и о матушке Георгии. Дома я начала внимательнее относиться к молитве в храме, стала читать о святых с икон. Первый раз приложилась к иконе преподобномученицы Елизаветы. И вот через полтора месяца(!) мы с сыном на Святой Земле. Да, мы сами купили паломнический тур, но он сложился чудесным образом... Анна 2 октября 2017, 09:27 Матушке Георгии от всей души желаем Здравия и Многая Лета! 12 февраля 2017, 15:35 В декабре 2016 года были с внуком на паломничестве в Горненском монастыре. Дух доброты присутствует везде, все были очень заботливые и добрые. В монастыре можно бесплатно переночевать, только надо заранее предупредить,в трапезной спросят: " всем ли все хватило, наелись ли " . Получили благословение Матушки Георгии. Многая лета Матушке. Храни Господь благодатное место и всех пребывающих в нем.

http://pravoslavie.ru/100802.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010