«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святой равноапостольный Николай Японский Данный агиографический сборник посвящен личности и наследию святителя Николая Японского. Он включает в себя жизнеописание святителя Николая, выборку поучений из различных его творений, рассказ о почитании святителя и воспоминания о нем. Приводится краткая история Православной Церкви в Японии. Кроме того, в сборнике содержится четыре приложения. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Святой равноапостольный Николай Японский Составитель Анна Маркова Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-318-2424) Предисловие Святитель Николай Японский прославлен Церковью в равноапостольном чине. Всего святых, прославленных в лике равноапостольных, около тринадцати человек. Это связанно с тем, что подвиг апостольства весьма труден. Таким образом, Церковь поставила его в один ряд с великими просветителями прошлого, такими как: святые Кирилл и Мефодий, святая Нина, святой Климент Охридский и некоторые другие. И действительно, своей жизнью и трудами святой Николай уподобился названным святым. Как и святая Нина, он оставил родину и отправился проповедовать Христа в далекую языческую страну. Подобно святым Кириллу и Мефодию, он перевел богослужебные книги и Священное Писание для богослужения на японский язык. Также как и святой Климент, он стал Предстоятелем Церкви, устроенной его трудами. Жизненный путь святого Николая Японского был определен Божиим призванием – он, один из лучших студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии, имевший большие карьерные перспективы, почувствовал призыв Божий, и, оставив все, принял монашество и отправился в далекую страну. Япония встретила его и православную проповедь враждебно. Но святой Николай не опустил рук – он начал изучать японский язык, историю и культуру японского народа, так что через несколько лет перед ним открылась перспектива научной деятельности в Европе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Истина и успех. О миссионерских уроках равноапостольного Николая Японского Когда мы слышим имя равноапостольного Николая Японского — святого, чьи миссионерские труды и подвиги по времени совсем близки к нам, то, наверное, волей-неволей задаемся вопросом: «Как же все-таки удалось этому человеку добиться таких успехов, стать у истоков целой национальной Церкви?» 19 февраля, 2014 Когда мы слышим имя равноапостольного Николая Японского — святого, чьи миссионерские труды и подвиги по времени совсем близки к нам, то, наверное, волей-неволей задаемся вопросом: «Как же все-таки удалось этому человеку добиться таких успехов, стать у истоков целой национальной Церкви?» Конечно, мы осознаем, что дело это отнюдь не является заслугой отдельного человека, каким бы гениальным он ни был, что Церковь созидается Промыслом Божиим, для которого нет ничего невозможного. Однако и вклада конкретной личности, особенностей исторических обстоятельств деятельности миссионера, его ответа на призыв Божий мы тоже не можем отвергать. И в этом плане история японской православной миссии является чрезвычайно поучительной. Если мы обратимся к начальному периоду деятельности равноапостольного Николая Японского, то, скорее всего, не найдем желаемого вдохновения. Прибыв в июне 1861 года на японскую землю, молодой иеромонах Николай (Касаткин), будущий святой, видя перед собой необъятное поле для миссионерских трудов, не бросился сразу же в погоню за успехом. Лишь через четыре года у него появился первый ученик, и только к весне 1868 г. несколько человек готовились принять Более того, 29 июля 1867 г. равноапостольный Николай писал бывшему консулу И. Гошкевичу: «На моем месте патер давно бы уж почтительнейше донес кому следует о крещении девятерых. А я не только не думаю доносить, но и не крестил ни одного, хоть мог бы Однако не только эта медлительность просветителя Японии заставляет нас задуматься о проблеме успеха в миссионерском деле. Если говорить о дальнейших обстоятельствах деятельности равноапостольного Николая, то вопросов становится еще больше. Ведь нам часто кажется, что чем больше мы прилагаем усилий в каком-то добром деле, тем больше Господь будет нам помогать, то есть успех будет увеличиваться. И со временем именно этот количественный показатель становится для нас верным показателем того, что мы на правильном пути, и нужно продолжать в этом же русле. Однако действительность ломает обыденную логику, ставит ее под сомнение. И даже самое богоугодное дело – просвещение истиной неверных, — судя по внешним обстоятельствам, оказывается совсем лишенным Божией помощи.

http://pravmir.ru/istina-i-uspex-o-missi...

В собор, украшенный прекрасными копиями произведений Васнецова и Нестерова, вошла частица русской души, и для русских людей, заброшенных судьбой в Японию в лихолетье, восстановление его явилось вторым Светлым Воскресением. К вечеру дня храмоосвящения из Москвы пришла поздравительная телеграмма за подписью митрополита Сергия с Синодом (в то время митрополит Сергий (Страгородский), проработавший шесть лет в Японии помощником архиепископа Николая, был заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола). Церковь-Матерь, Русская Православная Церковь радовалась и молилась за рожденную ею юную Церковь Японскую. По поводу этой телеграммы необходимо отметить следующее. Рожденная Русской Церковью Церковь Японская, существующая в стране, где государство и религия разделены, восприняла от Апостола Японии архиепископа Николая православное христианство только как " чистое, правое учение Христа " , без всякого политического привкуса и, как писал архиепископ Сергий, " без всяких прилагательных: греческое, русское, монархическое и т. п. Церковь Японская верила и верит: " источник ее чистого Православия, и только его, есть теперь Московская Патриархия и иерархи, ее возглавляющие " " . Как известно, после революции 1917 года сношения Японской Церкви с Церковью-Матерью были прерваны, но с 1927 года, с возобновлением официальных почтовых связей с Московской Патриархией, обе Церкви, хотя и редко (за три года всего семь раз), но обменивались письмами и телеграммами. При этом, как подчеркивал Владыка Сергий (Тихомиров), Японская Церковь не интересовалась политической ориентацией Московской Патриархии или ее отдельных членов. Однако ему приходилось выслушивать много упреков за то, что он продолжает общаться с Москвой, несмотря на то, что уже всему миру было известно о тех гонениях, которым подвергается Церковь в Советской России. В докладе о положении Церкви в Японии, сделанном архиепископом Сергием в 1928 году в связи с указом Московской Патриархии о награждении его бриллиантовым крестом для ношения на клобуке (через три года он был возведен Москвой в сан митрополита), подчеркивалось, что " Японская Православная Церковь является не одной из епархий Православной Церкви Русской, но совершенно самостоятельной Церковью, чисто японской религиозной организацией, подчиняющейся юрисдикции японского министерства народного просвещения по департаменту религиозных дел и в нем зарегистрированной " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Отвечая на это письменное отношение заместителя патриаршего местоблюстителя, архиепископ Сергий сообщал: «Японская Православная Церковь есть дщерь Русской Православной Церкви: её Русская Церковь родила, вскормила и до 1917 года всячески питала. Никогда не имея в голове и мысли об автокефальности, Японская Православная Церковь по своему иностранно-подданному составу христиан и священнослужителей, и по особенностям расы, из коей составлена, и даже по географической отдалённости была уже давно внутренно самостоятельной de facto, хотя никогда не имела юридического о сем акта от Матери-Церкви Русской (не считая таковым приветствие от Московского Поместного Собора 1917–1918 гг., присланное на имя Японской Православной Церкви). Японская Православная Церковь всегда мыслила и мыслит себя в лоне Московской Патриархии, поминая прежде в молитвах патриарха и ныне поминая неизменно местоблюстителя и его заместителя. Но признание в такой или иной форме её юридической автономности я приветствовал бы от (всего) сердца, как дар, коего достойна Японская Православная Церковь ...» 5 Митрополит Сергий и Священный Синод соглашались с доводами архиепископа Японского о необходимости предоставления автономии Японской Православной Церкви, но, возлагая решение этого вопроса на предстоящий Поместный Собор и на будущего патриарха, они действовали в интересах церковного единства, укрепляемого верностью Православной Церкви в Японии. За архипастырские труды и успехи по восстановлению Воскресенского собора в Токио Патриарший Священный Синод Указом от 30 апреля 1928 года за 1058 наградил архиепископа Японского Сергия правом ношения бриллиантового креста на клобуке. Освящение главного престола в честь Воскресения Христова состоялось 15 декабря 1929 года. В торжествах освящения приняли участие всё японское духовенство и до трёх тысяч православных японцев, собравшихся со всех концов страны праздновать «победу своей веры». Это был триумф Православия среди инославных церквей Японии; более того – триумф христианства вообще в стране языческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

5-6 апреля 1946 года состоялся первый послевоенный Японский Церковный Собор, вынесший решение об удалении епископа Николая от управления. Хотя решение воссоединиться с Московской Патриархией было уже сделано Японской Консисторией в конце марта 1946 года и японская паства во главе с епископом Николаем была принята патриархом Алексием I, под влиянием Американских Оккупационных Властей Собор призвал православного епископа из «Американской митрополии» (будущей Православной Церкви в Америке). Американские власти не допустили въезд в страну епископов Бориса (Вика) и Сергия (Ларина), посланных Московской Патриархией. В начале 1947 года в Японию из США прибыл епископ Вениамин (Басалыга). При поддержке властей он встал во главе большинства японских православных, а также Корейской миссии, которая в 1955 году вышла из подчинения «Американской митрополии» и перешла под омофор Константинопольского Патриарха. Меньшая часть японской паствы во главе с Николаем (Оно) и протоиереем Антонием Такай отказалось войти в Американскую юрисдикцию и продолжала своё существование как Японское благочиние Московского Патриархата. 10 декабря 1967 года иеромонах Николай (Саяма) был рукоположен во епископа Токийского и всея Японии в Ленинграде и объявлен главой Русской Миссии, продолжателем дела Николая Японского. В 1969 году, в ряде встреч и Соборов, было достигнуто полное примирение между «Американской митрополией» и Русской Церковью, а также принято решение об учреждении Автономной Японской Церкви в юрисдикции Московской Патриархии. В 1970 году последний глава Японской епархии «Американской митрополии» Владимир (Нагосский) возглавил японскую делегацию к Русской Церкви и 10 апреля состоялось подписание Томоса об автономии Японской Церкви, возведение владыки Владимира в сан «Архиепископа Токийского, Митрополита всея Японии», и канонизация Николая Японского в лике святых равноапостольных. Большинство Поместных Церквей во главе с Константинопольским Патриархатом не признали новой автономии. Менее чем через два года митрополит Владимир уехал на покой в США и 19 марта 1972 года новым предстоятелем был избран Феодосий (Нагасима). Митрополит Феодосий немедленно занялся обновлением церковной жизни, дав новый импульс семинарскому образованию и способствуя укреплению связей между приходами. Первые десять лет его пастырских трудов были посвящены переустройству церковной структуры и активизации церковной жизни. Когда Японская Церковь обрела новый уклад, началась реставрация Токийского кафедрального собора. Ввиду исполнения столетия со дня его возведения Японская Церковь и правительство решили обновить его полностью и, через более чем шесть лет, реставрация завершилась в 1998 году.

http://pravmir.ru/yaponskaya-pravoslavna...

В состоявшейся затем беседе Святейший Патриарх Алексий отметил выдающийся вклад Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви в развитие и укрепление Православия в Японии. Его Святейшество вручил Митрополиту Даниилу орден святого благоверного князя Даниила (I степени), а также Памятный знак юбилейных торжеств. В тот же день председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встретился с Митрополитом Даниилом и членами делегации. В ходе визита делегация Японской Автономной Православной Церкви совершила паломничество к святыням Москвы и Подмосковья, посетила Художественно-производственное предприятие Московской Патриархии «Софрино». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. С удовлетворением отметить, что визит делегации Японской Автономной Православной Церкви послужил дальнейшему укреплению традиционных братских связей Русской и Японской Православных Церквей.   ЖУРНАЛ 53 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о поступивших посланиях Предстоятелей Константинопольской, Сербской и Польской Православных Церквей, сообщающих о канонизации новопрославленных святых. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С благодарением Господу принять весть о канонизации новопрославленных святых в братских Константинопольской, Сербской и Польской Православных Церквах. 2. Включить в месяцеслов Русской Православной Церкви имена новопрославленных святых:   ЖУРНАЛ 54 СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, об официальном визите в Русскую Православную Церковь по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II делегации Евангелической Церкви в Германии в главе с председателем ее Совета презесом Манфредом Коком с 3 по 6 октября сего года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение результатами состоявшегося визита, который свидетельствует о традиционных добрых взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4847057...

Патриарх Кирилл: Будем молиться святителю Николаю Японскому о сближении и примирении двух народов Мы знаем, что святитель Николай Японский любил японский народ настолько, что даже во время тяжелых испытаний, связанных с русско-японской войной, оставался здесь, с японским народом, и японцы не воспринимали его как представителя враждебной нации, потому что он был их пастырем, жил их жизнью, разделял с ними испытания. 15 сентября, 2012 Мы знаем, что святитель Николай Японский любил японский народ настолько, что даже во время тяжелых испытаний, связанных с русско-японской войной, оставался здесь, с японским народом, и японцы не воспринимали его как представителя враждебной нации, потому что он был их пастырем, жил их жизнью, разделял с ними испытания. 14 сентября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Японскую Автономную Православную Церковь, посетил Воскресенский храм в городе Хакодате — первую православную церковь в Стране восходящего солнца, где возглавил молебен святому равноапостольному Николаю. За богослужением молились иерархи и клирики Японской Автономной Православной Церкви, члены делегации, прибывшей в Японию вместе со Святейшим Патриархом, сообщает Патриархия.ru . Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Даниил, Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Серафим, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, дорогие отцы, братья и сестры! Благодарю, владыка, за добрые слова, которые Вы сейчас сказали. Когда я получил от Вас приглашение посетить Японию в связи с названными юбилейными датами, то решил начать путешествие по стране с Хакодате, куда более 150 лет назад приплыл святой равноапостольный Николай. Когда мы ехали из аэропорта, Вы показали мне место, где он высаживался в городской бухте, и я представил себе состояние души молодого иеромонаха, который приехал туда, где не было ни одного православного человека, кроме нескольких русских дипломатов.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-budem-...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Состоялась презентация книги об основателе самбо В.С.Ощепкова, ученика св. Николая Японского 13.04.2003 Состоялась презентация книги о жизненном пути основателя системы единоборства самбо В.С.Ощепкова, ученика святого равноапостольного Николая Японского. 10 апреля 2003 года в здании Союза писателей России состоялась презентация книги президента Всероссийской федерации самбо А.П.Хлопецкого " И вечный бой… " . Эта книга рассказывает о жизненном пути, духовном становлении, совершенствовании мастерства создателя русской системы единоборства самбо " самозащита без оружия " В.С.Ощепкова. Первая книга трилогии - " Становление " написана в соавторстве с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленскими Калининградским Кириллом. В ней повествуется о годах, проведенных Василием Ощепковым в Японии, учебе в Духовной семинарии, о влиянии, которое оказал на его становление и жизненный выбор выдающийся миссионер архиепископ Николай (Касаткин), принесший Православие на Японскую землю и прославленный Церковью в лике святых. Выступая на презентации, митрополит Кирилл отметил: " Для многих современных людей Церковь - уважаемый, но не слишком понятный институт общества, поэтому религиозные ценности занимают лишь малое место в мировоззрении современного человека и не оказывают влияние на его поступки " . В первой части трилогии читателю предлагается современный вариант жития святого Николая Японского, ибо " для того, чтобы православный идеал святости сделался для наших современников не отвлеченным понятием, а примером для подражания, нужно рассказывать о святых языком, доступным невоцерковленному человеку " , считает Владыка Кирилл. В основе великих свершений, равно как и физического совершенствования, лежит сила человеческого духа, и источником этой силы для нашего народа является Православие - такова, по мнению митрополита Кирилла, главная мысль этой книги. В презентации также приняли участие председатель Союза писателей России В.Н.Ганичев, президент Российского Олимпийского комитета Л.В.Тягачев, президент Всемирной федерации самбо, председатель Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России М.И.Тихомиров, председатель комитета Совета Федерации по делам молодежи и спорту Е.Л. Керпельман, представители федеральных региональных органов власти, общественные деятели, спортсмены и писатели. За заслуги в развитии спорта и олимпийского движения Л.В.Тягачев вручил митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу орден Олимпийского комитета России. Владыка Кирилл был также награжден Золотым орденом Всемирной федерации самбо. " Служба коммуникации ОВЦС МП " 13.04.2003 добавил: bpv Нет комментариев This item is closed, it " s not possible to add new comments to it or to vote on it < >< Следующая новость > Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=95

После революции, когда Русская Православная Церковь подвергалась гонению, японская миссия потеряла поддержку не только финансовую, но и духовную. Финансовые потери являлись жизненным вопросом для такой бедной Церкви, как Японская, которая почти полностью зависела от пожертвований со стороны православных России. Например, по данным 1907 г., суммы, ассигнованные на содержание миссии из России, были 85 763 рубля, в том числе 22 533 рубля от Миссионерского общества, и пожертвования, полученные от разных лиц из России, – 8167 рублей, в сумме около ста тысяч рублей присылали из России (точный подсчет составляет 93 930 р.), в то время как приход из разных источников и мест Японии того же года был всего лишь 4204 иен (тогда одна иена приравнивалась к одному рублю). Эта сумма составляет 4 процента от ежегодного пожертвования из России 218 . После революции японская духовная миссия перестала получать из России такие огромные суммы. Легко себе представить, в какое трудное положение она попала. Поэтому через год после революции, т.е. в марте 1919 г., Преосвященному надо было совершить поездку по городам Дальнего Востока, которые были еще под влиянием белой армии, чтобы собрать пожертвования для Православной Миссии в Японии. Он обращался к русскому населению и со слезами рассказывал, какую бедность вынуждена была терпеть японская миссия. В результате его путешествия он успешно собрал более 150 тысяч руб. Но, увы, для содержания миссии этой суммы было достаточно на срок не больше года. Владыка должен был искать более постоянный источник пожертвований, и он обратился к правительству в Омске. Он встретился во Владивостоке с одним из представителей правительства – генералом Хорватом, который обещал выделять ежегодные пожертвования 219 . Но это обещание не было выполнено по уже известным нам причинам, и наша миссия осталась в таком же бедственном положении, как и прежде. Различные учреждения при миссии закрылись или ограничили свою деятельность. И в 1919 г. духовная семинария окончила свою славную полувековую историю. И много священников и катехизаторов оставили свою службу и разошлись по Божьему миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Следующий день начался с посещения главной святыни Японской Православной Церкви — собора Воскресения Христова, или «Николай-до», как называют его японцы в знак глубокого уважения и признательности к просветителю Японии равноапостольному архиепископу Николаю. Этот собор — живая память о святителе и одна из достопримечательностей Токио. Величественный собор Воскресения Христова вмещает более двух тысяч верующих. После осмотра храма состоялась беседа Предстоятеля Русской Церкви и сопровождавших его архипастырей — митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и епископа Владивостокского и Приморского Вениамина, который присоединился к делегации во Владивостоке, с новоизбранным Предстоятелем Японской Православной Церкви епископом Киотоским Даниилом и епископом Сендайским Серафимом. Затем Его Святейшество отбыл на Подворье Русской Православной Церкви в Токио, где его ожидали русские православные верующие — прихожане домового храма во имя святителя и чудотворца Николая. Святейший Патриарх совершил в храме Подворья молебен святителю Николаю Мирликийскому и святителю Николаю, архиепископу Японскому, после чего во внимание к усердным трудам наградил настоятеля Подворья протоиерея Николая Коцюбана орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, второго священника отца Иоанна Нагая — правом ношения креста с украшениями, а многих усердных прихожан подворья — медалями преподобного Сергия и Патриаршими грамотами. Вечером 13 мая Святейший Патриарх Алексий совершил в соборе Воскресения Христова всенощное бдение в сослужении Митрополита всей Америки и Канады Феодосия, прибывшего с делегацией Православной Церкви в Америке на интронизацию Предстоятеля Японской Православной Церкви, а также в сослужении митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, епископа Киотоского Даниила, архиепископа Филадельфийского и Восточнопенсильванского Германа (Православная Церковь в Америке), епископа Владивостокского и Приморского Вениамина и епископа Сендайского Серафима. 14 мая за Божественной литургией, которую в этот день совершил в Воскресенском соборе Святейший Патриарх Алексий в сослужении тех же Преосвященных архипастырей, состоялась интронизация епископа Даниила и возведение его в сан Митрополита всей Японии. По чтении Евангелия Святейший Патриарх Алексий вручил Преосвященному Даниилу знаки Первосвятительского достоинства, после чего состоялся чин настолования — владыка Даниил был трижды возведен на горнее место. После Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к новому Предстоятелю Японской Православной Церкви с приветственным словом. В частности, он сказал:

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010