10 октября 2006 г. 09:00 — 13 октября 2006 г. 21:00 С 10 по 13 октября Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и его отдел «Музей русской художественной культуры XVII века — церковь Покрова в Филях» приглашают принять участие в девятой научной конференции по проблемам русской художественной культуры XVII — первой половины XVIII века «Филевские чтения», которая будет проходить в ЦМиАР. Начало утренних заседаний — 10.00, дневных заседаний — 15.00. Регламент докладов — 20 мин. Обсуждение в конце каждого заседания. 10 октября. Утреннее заседание. — Черная Л.А. (МГХИ им. В.И. Сурикова). К вопросу о сущности переходного процесса в русской культуре XVII — начала XVIII вв. — Ковтырева Л.В. (ГТГ). К проблеме личностного начала в русском изобразительном искусстве второй половины XVII века. — Бусева-Давыдова И.Л. (НИИ РАХ). Тема «Моления о народ» в иконописи XVII века. — Борисова Т.С. (Музей-заповедник «Московский Кремль»). Новые архивные сведения о живописце Василии Познанском. — Майорова Н.А. (Тверская картинная галерея). Иконостас 1690-х годов из Спасо-Преображенского собора в Твери. — Басова М.В. (ГМИР). Рама от иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» XVII века из собрания Государственного музея истории религии. — Тарасенко Л.П (ЦМиАР). Икона «Богоматерь Владимирская, с 64-мя клеймами сказания» из Балахны в собрании ЦМиАР. — Звездина Ю.Н. (Музей-заповедник «Московский Кремль»). Икона «Богоматерь Ильинская-Черниговская» 1696 года — дар Петру I в память азовской победы. Дневное заседание. — Пушков В.П. (МГУ), Пушков Л.В. (Главархив г. Москвы). Архив Приказа книгопечатного дела как источник по истории русской книжности второй половины XVII века. — Ковригина В.А. (МГУ). Иноземец Яков Андреевич Гассениус и его вклад в часовое дело Москвы конца XVII — начала XVIII века. — Липатова С.Н. (ЦМиАР). Фрески собора Сретенского монастыря в Москве: история и программа росписи. — Хачумян А.Г. (ГИМ). Икона «Евангелист Иоанн Богослов» Тихона Филатьева из церкви Рождества Богоматери в Голутвине.

http://patriarchia.ru/db/text/150204.htm...

4–6 XII. 20–22 XII. 23–36 XII. 37–43 Главы XIII-XVII XIII. 1–3 XIII. 4–11 XIII. 12–20 XIII. 21–30 Проблема Иуды XIII. 30b XIII. 31 – XVI. 33 Построение беседы XIII. 31–38 Гл. XIV. 1 XIV. 2–3 XIV. 15–17 XIV. 26 Возвращение Христа в Духе XIV. 27–31 XV. 1-XVI. 4 XV. 1–8 XV. 9–17 XV. 17-XVI. 4 XV. 26–27 XVI. 5–33 XVI. 7–15 XVI. 16–22 XVI. 23–28 XVI. 29–33 Гл. XVII. Первосвященническая молитва XVII. 1–3 XVII. 4–10 XVII. 11–19 XVII. 17–19 XVII. 20–23 XVII. 24–26 Главы XVIII. I -XX. 18 XVIII. 1 XVIII. 1-ХХ. 18 в контексте Евангелия XVIII. 1–11 XVIII. 12–28 XVIII. 29-XIX. 16a XIX. 1–5 XIX. 6– 16а XIX. 19–22 XIX. 23–27 XIX. 28–30 XIX. 31–37 XIX. 38–42 XX. 1–10 XX. 11–18 XX. 19–23 Возвращение Христа во Святом Духе Эон Церкви Ин, ХХ и Деян. II XX. 24–29 XX. 30–31 Глава XXI Гл. XXI. Критическая проблема Гл. XXI как эпилог Ее деление XXI. 1–14. История и символ Толкование явления Толкование экклезиологическое Толкование евхаристическое Толкование эсхатологическое Проблема апостола Петра Апостол Петр в Ин Диалог XXI. 15–20 XXI. 15 XXI. 16 XXI. 17 Оценка вопросов Петр – пастырь Примат Петра XXI. 20–25 Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом Только ли символ? ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ТЕКСТ)     Свящ. Франсуа Руло. Епископ Кассиан Безобразов как экзегет Иоанновских писаний Сегодня издание нового толкования на Евангелие от Иоанна не нуждается в каком-то особом оправдании: каждое поколение христиан должно для себя и по-своему прочитать духовное Евангелие. Однако может возникнуть вопрос: почему мы избрали толкование, которое в. основном было составлено между 1958 и 1960 гг., т. е., принимая во внимание ритм, в котором развивается современная экзегетика, очень давно? Действительно, с той поры изменилась проблематика, стала иной природа споров, а прежде всего была проделана огромная работа. Иоанновские штудии – многочисленны и глубоки. И почему бы не обратиться к исследованиям более поздним, учитывающим все современные работы по Евангелию от Иоанна? Например, к исследованиям о. Ксавье Леон-Дюфура.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Церковь Богоотцовская (1709 г.). Икона пророка и даря Давида из древнего иконостаса XVII в. Икона Тихвинской Богоматери (видение Николая Юрыша) – письмо иконы в характере так назыв. Строгановских писем. Икона Симеона Столпника – шитая золотом и бисером. Иконы небольшие (на стене) свв. Симеона Столпника, св. Николая Чуд. и Св. Троицы. Храмовая икона свв. Иоакима и Анны в деяниях; на ней надпись довольно новым шрифтом: «1055 года посла Господь на град Кострому моровую язву». Для утешения граждане с согласия состроили близ реки Костромы одним днем деревянную церковь во имя Богоотцов Иоакима и Анны, и икона написана в то же время и находится невредимо до сих пор. Сие было при Государе Алексее Михайловиче, а как оная церковь пришла в ветхость, то вместо неё 1771 году соорудили другую во имя Фёдоровской Богоматери и при ней придел Иоакима и Анны. В приделе Симеона Столпника храмовая икона св. Симеона, хорошего письма XVII в. Случайно сохранилась в этой церкви братина красной меди XVI – XVII в. Церковь Алексия человека Божия 1759 г. Иконы в нижней церкви: Господь Вседержитель и вход И. Христа в Иерусалим половины XVII в., Василия Великого в басменном окладе и Рождества Христова 2-й половины XVII в. местных писем; Отечество – Петровского времени. В ризнице сохранилось Евангелие тетр 1735 г. с гравюрами и напрестольный крест в чеканном окладе с надписью: «лета 7160 (1652) месяца июня в 30 день дал сей крест в дом Василия Кесарийского на Костроме Иван Козьмич Воронин по своих родителях и по себе на вечный поминок. Все иконографические изображения на кресте сделаны красками; крест украшен жемчугом. В Покровской Церкви (1742 г.) на иконе Петра и Павла 2-й половины XVIII в. приписан Макарий Желтоводский. В Церкви всех Святых (верхней 1757 г.) икона Иоанна Предтечи в деяниях конца XVII в. в ризе. Церковь Петропавловская. В нижней церкви икона св. Николая Чуд. в деяниях; две иконы в ризах – Спасителя и Феодосия Тотемского XVIIXVIII в. Иконы – св. Георгия Победоносца в деяниях, Скорбящей Богоматери XVIII., Иоанна Богослова того же XVIII в. В верхней церкви икона Св. Троицы XVII в.; живоносный источник – фряжская живопись XVIII в. Крест напрестольный (табл. LV), обложенный серебряным чеканным окладом. Распятый И. Христос изображен прекрасной живописью. Надпись на окладе: «лета 7194 (1686) июня в 30 день состроися сей святейший крест во славу Божию на Костроме во храм Чудотворца Николая, иже у десятильничьяго двора, при пресвитере Дмитрии Георгиеве, подаянием зографа Гурья Никитина и иных приходских людей и верующих, во спасение душ своих. Аминь». Зограф Гурий Никитин – это очевидно, царский иконописец первой статьи, исполнявший по царскому приказу многие работы, в том числе иконы для антиохийского патриарха Макария. Весьма вероятно, что и распятый И. Христос на Петропавловском кресте написан лично самим Гурием Никитиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В начале XVII в., во время Смуты, сильно пострадало имущество П.-З. Н. м., включая б-ку. Ее восстановление происходило за счет новых вкладов рукописных и печатных книг, а также за счет переписки обветшавших кодексов. В 1-й пол. XVII в. осуществляется переписка монастырского синодика; ведется создание новой редакции текста вкладной книги. В нее включаются сведения о вкладах за XVI - нач. XVII в., выписки из жалованных царских грамот, информация из таких монастырских документальных источников, как «тетради строения» и «приходные книги» (Архив СПбФИРИ РАН. Кол. 115. 46). Эти источники пополнялись в течение сер. XVII - 1-й пол. XVIII в. На смену вкладной книге, последняя запись в которой относится к 1757 г., в П.-З. Н. м. была заведена «Книга записная подаваемым в святые церкви от вкладчиков всякого звания вкладным вещам». Впервые она упоминается в 1758 г. ( Левицкая, Сукина. 1996. С. 125-134). Ист.: ААЭ. Т. 2. 7. С. 42; АИ. Т. 1. 204. С. 383; Т. 2. 237. С. 279; 352. С. 420; Т. 4. 42. С. 145; АЮБДР. Т. 1. 86/III. С. 564; ДАИ. Т. 9. 118. С. 347-348; [Найденов Н. А.] Переславль-Залесский: Мат-лы для его истории XVII и XVIII ст. М., 1884; он же. Переславль-Залесский Никитский мон-рь: Мат-лы для его истории XVII и XVIII ст. М., 1888. С. 5, 12, 32, 39; Титов А. А. Синодики XVII в. переславского Никитского мон-ря. М., 1903; Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, переяславского чудотворца: Повесть о обретении мощей и чудеса его. М., 1908; Шумаков С. [А.] Обзор «Грамот коллегии экономии». М., 1917. Вып. 4 (по указ.); Смирнов М. И. Краткая сводка ист.-эпиграфич. мат-лов Переславля-Залесского//Тр. Переславль-Залесского ист.-худож. музея. 1929. Вып. 10. С. 76-78; ДДГ. 99. С. 410; Тихомиров М. Н. Повесть о свершении большия церкви Никитского мон-ря//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 251-256; Житие прп. Никиты Столпника//Святые Земли Русской/Переяславский Никитский мон-рь. [Переславль-Залесский], 2004; Федотова М. А. К вопросу о Житии Никиты Столпника Переяславского//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 366-383; Мазур Л. Д. Переславль Залесский в XVII ст.: Опыт ист.-градостроительного анализа. М., 2012; Курбский А. История о делах вел. кн. Московского/Изд. подгот.: К. Ю. Ерусалимский. М., 2015.

http://pravenc.ru/text/2579996.html

501 «1599 г> Лествица о соборных властех, кои были в 107-м году на соборе у Иева патриарха на Москве»/Под общей ред. М. К. Любавского//ЧОИДР. 1912. Кн. 2, отд. III. С. 39–40. Отсутствует археографическое описание рукописи. 502 Соборное Уложение 1649 г.: Текст. Комментарии/Рук. авт. кол. А. Г. Маньков. Подгот. текста Л. И. Ивиной. Коммент. Г. В. Абрамовича, А. Г. Манько- ва, Б. Н. Миронова, В. М. Панеяха. Л., 1987. С. 34–36. Гл. X. Ст. 31–80 503 РГБ. Ф. 310 (Собр. Ундольского). 611. Л. 1–2. Рукопись в 4°, 40-х годов XVII в., филиграни: «столбы», «кувшин с лилией» и литерами MN (слабо просматриваются) типа: Дианова и Костюхина, 841, 1149 (1646–1654 г гг.), на 70 л.; писана разными почерками XVII в. Это сборник исторических повестей, летописных и других заметок, возможно, ростовского происхождения; упом.: Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв.: Библиографические материалы. СПб., 1903. С. 240. Соболевский ошибочно датировал рукопись началом XVII в.; Румянцева B. C. Опыт классификации монастырей в России в XVII в. С. 88–89, 93. 507 «Большие», «мелкие», «пустые», «приписные» монастыри – выражения источников XVII в. См.: РГБ. Собр. Ундольского. 611. Л. 3 об.; ДАИ. СПб., 1877. Т. 10. С. 394 (1683 г.). 508 В 1874 г. архимандрит Леонид поставил вопрос о степени Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, имея в виду место обители в списке общероссийских привилегированных, т. е. степенных монастырей, и положение архимандрита в «Лествице Степенных настоятелей» (ЧОИДР. 1874. Кн. 4, отд. I. С. 125). 509 ААЭ. СПб., 1836. Т. IV. С. 489. 328; Соловьев СМ. История России с древнейших времен. М., 1991. Кн. VII, т. 13. С. 113, 341. 510 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов: Время патриаршества Иосифа. Сергиев Посад, 1913. С. 105–168; Румянцева B. C. Тенденции развития общественного сознания и просвещения в России XVII//Вопр. истории. 1998. 2. С. 26–40; Она же. Стефан Внифантьев и кружок ревнителей благочестия//Исторический лексикон: XVII век. М., 1998. С. 373–376.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

=2. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. Собр. Владимирского Епархиального братства. Сборник XVII в.; 4°; 642 л.; полуустав. Список полный. О ркп. см.: А – с. 18–20. Второй тип ( O I ,1–2 ) , где к Патерику в конце примыкает текст Жития Феодосия особой формы, близкой в проложной, но с риторическим вступлением, более распространен. Краткая редакция жития святого лучше вписывалась в патериковый ансамбль, потому что патериковые «слова» в жанровом отношении ближе к проложному, чем к минейному типу житий. 3. РГБ. Собр. Н.С. Тихонравова (Ф. 299) 159. Патерики Печерский и Скитский, Житие и деяния Иоанна Богослова перв. пол. XVI в. (л. 87–527) и перв. пол. XVII в. (л. 1–86 и л. 528–573); 4°; 573 л. III; полуустав перв. пол. XVI в. и скоропись нескольких почерков перв. пол. XVII в. Печерский патерик занимает л. 1–241 об.; список неполный. Писец перв. пол. XVII в. восстановил недостающую часть Патерика по списку другого вида Основной редакции, где дополнительные тексты – Житие Феодосия Печерского , похвала святому и сказание об основании Печерского монастыря – помещены в начале сборника. О ркп. см.: А – с. 4–5. 4. БАН. Собр. Н.Ф. Романченко 48. Ркп. посл. четв. XVI в.; 4°; 176 л.; полуустав. Список неполный. 5. ГИМ. Синодальное собр. 945. Ркп. втор. пол. XVI в. (л. 18–144) и перв. пол. XVII в. (л. 2–17 и л. 145–181); 4°; III 181(1 чист.); полуустав нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 2–161об.; список полный. О ркп. см.: Ш – с. 5; А – с. 8–9 (кон. XVI в.). 6. ГИМ. Воскресенское собр. 110. Киево-Печерский патерик и сборник слов и поучений XVII в.; 4°; 478 л. (2 чист.); полуустав, близкий к скорописи, трех почерков (I – л. 1–143 об.; II – л. 145–323; III – л. 325–478). Печерский патерик занимает л. 145–323 (сер. XVII в.). Список полный, но есть отклонения в расположении материала. 7. РГБ. Собр. Троице-Сергиевой лавры (Ф. 304) Киево-Печерский патерик и сборник слов и житий XVII в.; 4°; 277 л. V; скоропись. Печерский патерик занимает л. 99–211; список полный. О ркп. см.: Я – с. V; А – с. 15–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

127. Семья и брак на севере России в XV–XVII вв.: Народный обычай и церковное регулирование//История северорусской семьи в социокультурном и демографическом контексте. Вологда, 2009. С. 4–23. 128. Монастырские крестьяне Ростовского уезда в середине XVII в.//История и культура Ростовской земли. 2008. Ростов, 2009. C. 89–97. 129. «Офицерские описи» вотчин Троице-Сергиевой лавры середины XVIII в.: Предварительный обзор//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы V международной научной конференции. Сергиев Посад, 2009. С. 40–50. 130. Порядные записи из архива Николо-Коряжемского монастыря XVII – начала XVIII в.//Северо-Запад в аграрной истории России: Межвузовский сборник научных трудов. Калининград, 2009. С. 20–39. 131. Таможенно-проезжие привилегии Спасо-Прилуцкого монастыря на Сухоно-Двинском пути в XVI–XVII вв.//Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России. Вып. 4. Котлас, 2010. С. 85–95. 132. О вотчинных частях в монастырских описях XVI–XVIII вв.//Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2010. С. 171–174. 133. Монастырские описные книги как источник для изучения динамики сельского населения XVII–XVIII вв.//Сельская Россия: Прошлое, настоящее. Материалы XII всероссийской научно-практической конференции. М., 2010. С. 34–38. 134. Мордовские поземельные акты начала XVII в. из архива Троице-Сергиева монастыря//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы VI международной конференции. Сергиев Посад, 2010. С. 79–91. 135. К изучению социально-правового статуса севернорусских соборных церквей в XV–XVII вв. (на примере Великоустюжского Успенского собора)//История и культура Ростовской земли. 2009. Ростов, 2010. С. 184–195. 136. Мордовские поземельные акты первой половины XVII в. из архива Троице-Сергиева монастыря//Мининские чтения: Труды участников международной научной конференции. Нижний Новгород, 2010. С. 434–442.

http://sedmitza.ru/lib/text/5258737/

Три фрагмента в тексте Летописца 1686 г. относятся к отдельному Летописцу Ф. Ф. Волконского (согласно Богданову). Существуют и другие частные (фамильные) летописцы служилых людей. Летописец Черкасских (ЛЧ) кон. XVII в. (не изд., единственный список 2-й пол. XVIII в.- РГАДА. Ф. 357. 274) - историческое сочинение, соединившее части Синопсиса, НЛ, Хронографа 1617 г. (Богданов), или один из исторических сборников XVIII в. (А. Ю. Самарин). Внимание исследователей привлекли его известия о городских восстаниях сер. и 2-й пол. XVII в. Летописец Дашкова 80-х гг. XVII в. (единственный список 2-й пол. XVIII в. изготовлен для Эрмитажной б-ки -РНБ ОР. Эрм. 567) связывают с патриаршим и государевым стольником А. Я. Дашковым, составившим его на основе Хронографа и Разрядной книги частной редакции. В Витебске в сер. XVIII в. на польск. языке с примесью белорусского витебскими мещанами была составлена т. н. Летопись Панцырного и Аверки с 974 по 1767 г. Мазуринский летописец (Маз.) сохранился в одном списке 80-х гг. XVII в. Он начинается с легендарных известий «Повести о Словене и Русе», изложение доходит до 1682 г. Очевидно, Маз. был связан с окружением патриарха Московского Иоакима (Савёлова) . Основан на НЛ (или Своде 1652 г.), Хронографе 1617 г., разрядах, Хронике М. Стрыйковского и др. Содержит несколько оригинальных известий по XVII в. В тексте Маз. есть ссылка на один из его источников («…писано в другом летописце моем же Сидора Сназина»). Исходя из этого, исследователи памятника (Богданов и др.) считают служилого человека Сназина составителем Маз., хотя эта фраза, как считает Вовина-Лебедева, может указывать просто на принадлежность ему обоих летописцев. Беляевский летописец 1696 г. (единственный список - РГБ ОР. Ф. 29 (собр. Беляева). 65/1754), по мнению Богданова, также вышел из патриаршего скриптория, текст начинается записью о смерти матери царя Михаила Феодоровича в 1631 г. и заканчивается статьей 1696 г., после чего помещена приписка о смерти Петра I Алексеевича ; содержит некоторые оригинальные известия о событиях сер.- 2-й пол. XVII в. Из многочисленных кратких летописцев исследователи выделяют также «Летописец выбором» (не опубл., ранние списки - ОПИ ГИМ. Ф. 440 (колл. Забелина). 20; РГБ ОР. Ф. 330. Карт. II. 57; РНБ ОР. Q.XVII.22) - сохранившийся в 20 списках текст, представляющий собой краткий перечень известий о событиях рус. истории с 1154 г. (перенесение Владимирской иконы Божией Матери во Владимир) до 2-й четв. XVII в. Текст представляет собой совокупность разного рода компиляций, имеющих некоторые общие признаки и восходящих к одному протографу, написанному посадским человеком или стрельцом (Богданов).

http://pravenc.ru/text/2463609.html

В кон. столетия сформировались местные художественные артели, исполнявшие заказы на территории Македонии и Зап. Болгарии (Куриловский мон-рь, 2-й слой росписи в храме Драгалевского мон-ря и др.). В собраниях болг. музеев и церковных ризниц сохранилось небольшое число икон XVI в., повторяющих черты, характерные для памятников монументальной живописи. К 3-й четв. XVII в. на территории Б. было построено и украшено фресками множество приходских и монастырских храмов, сосредоточенных в неск. городах и больших селах: в Тырнове (ц. вмч. Георгия (1610), св. Петки (XVII в., не сохр.)); в Арбанаси (ц. Рождества Христова (1638-1649), вмч. Димитрия (1621), св. Афанасия (1667), вмч. Георгия (1710), св. Архангелов (наос XVIII в., притвор 1761), Пресв. Богородицы (1704), свт. Николая (XVIII в.), придел св. Харалампия ц. св. Афанасия (1724)); в Несебыре (ц. Христа Спасителя (1609), св. Климента (XVII в.), св. Георгия Големи (1704), св. Георгия Мали (нач. XVIII в.)), в Видине (св. Пантелеимона (1646), св. Петки (1686)); в Бобошеве (св. Афанасия (1656), св. Илии (1678)). Др. часть сохранившихся фресок приходских церквей находится в деревнях по течению р. Струмы (ц. св. Петра и Павла в с. Мала-Церква, свт. Николая в с. Марица, свт. Николая в Вукове и др.- все XVII в.), на северо-западе Б. (ц. св. Иоанна Крестителя в Вырбове (1652), свт. Николая в с. Долна-Вереница (сер. XVII в.), Пресв. Богородицы в с. Прибой, свт. Николая в с. Царевец (1747) и др.), в с. Добырско (ц. св. Феодора Тирона и Феодора Стратилата, 1614) и др. Жертвоприношение Авраама. Роспись ц. Богородицы Витошской в Драгалевском мон-ре. 1476 г. Фрагмент Жертвоприношение Авраама. Роспись ц. Богородицы Витошской в Драгалевском мон-ре. 1476 г. Фрагмент В XVII - 1-й пол. XVIII в. строительство в мон-рях пошло на убыль, сменившись массовым обновлением храмов. В нач. XVII в. был построен новый кафоликон Бачковского мон-ря, в 40-х гг. XVII в.- жилой корпус с трапезной. Кафоликон и трапезная были расписаны в 1643 г. (наос кафоликона заново расписан в XIX в.), очевидно мастерами с Афона.

http://pravenc.ru/text/149669.html

к. письменные источники практически не дают информации о строительстве в Новгороде и на Новгородской земле в 1-й пол. XVII в. (существуют известия о строительных работах в 20-30-х гг. XVII в. в Преображенском мон-ре в Ст. Руссе и в Троицком Клопском мон-ре). Кроме того, в течение всего XVII в. продолжались работы по восстановлению всех линий новгородских укреплений. Собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вел. Новгороде. 1682–1688 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вел. Новгороде. 1682–1688 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. В сер.- 2-й пол. XVII в. главными заказчиками являлись Новгородские митрополиты, основное строительство проходило на Владычном дворе и в крупных мон-рях. В 1649 г. в Новгород приехал новый владыка - буд. патриарх Никон (Минов). Первым делом митрополита стала перестройка одного из главных зданий своей резиденции - Крестовой палаты. Став в 1652 г. патриархом, Никон основал в 50-х гг. XVII в. в пределах Новгородской земли Валдайский Иверский и Крестный Кий-Островский мон-ри. Соборы этих обителей являются образцами наиболее ярких и необычных построек во всей рус. архитектуре XVII в.: они соединяют черты зодчества XVI в., актуальные для XVII в. формы, а также новые декоративные и конструктивные элементы, появление которых, очевидно, связано с традициями поствизант. архитектуры. В Новгороде и на Новгородской земле, судя по летописным источникам, в 50-х - нач. 60-х гг. XVII в. строительство не прекращалось, особо отмечен ремонт собора Св. Софии, осуществленный митр. Макарием III. Новый этап в истории новгородской архитектуры начался после 1664 г., когда митрополитом стал Питирим. Этот деятельный иерарх в 1669-1671 гг. осуществил масштабную перестройку своей резиденции, построил заново палаты на Владычном дворе, церкви свт. митр. Петра и Богоявления. Очевидно, именно при Питириме сложился облик Владычного двора, известный сейчас по описям и планам XVIII-XIX вв. При митр. Иоакиме в новгородском Детинце появилась новая высотная доминанта - вместо разрушившейся Евфимиевской часозвони в 1673 г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010