Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XIX в. К. занимался изучением документов, отражающих связи Московского государства с правосл. Востоком, прежде всего материалов из МГАМИД (ныне РГАДА): из фондов Посольского и Тайного приказов и др. В 1883-1884 гг. в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» К. публиковал части кн. «Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст.». Издание 3-й гл. («Перенесение в Москву святынь с Востока») было остановлено духовной цензурой, посчитавшей, что автор дискредитирует московские святыни, раскрывая подробности их приобретения. Московский митр. Иоанникий (Руднев) снял запрет на публикацию на том основании, что автор в исследовании опирался на архивные источники; сочинение было издано отдельной книгой в 1885 г. Монография состоит из 3 отделов: «Москва - Третий Рим», «Русский царь есть опора и покровитель всего вселенского Православия», «Русское благочестие есть высшее и совершеннейшее в целом мире». В книге на основе архивных документов рассмотрен широкий круг тем: утверждение царского венчания Иоанна IV Васильевича К-польской Патриархией, учреждение в России Патриаршества, перенесение в Москву правосл. святынь с Востока, благотворительность рус. государей правосл. Востоку, выявление фактов обмана греками русских при приезде в Москву и заведение в отношении авантюристов следственных дел, организация царским правительством после Смутного времени порядка приезда просителей в Москву, исполнение начиная со времени правления Иоанна Грозного представителями греч. духовенства, а также светскими лицами роли рус. агентов на Востоке. К. сделал вывод, что рус. правительство к кон. XVII в. под влиянием греков начало признавать своей миссией освобождение правосл. Востока от османского ига. К. проследил, как в России в XVI-XVII вв. (до реформ патриарха Никона ) формировалось негативное отношение к греческому благочестию, дал характеристику рус. богослужебной реформе сер. XVII в. (считал ее следствием грекофильства Никона), отметил уменьшение греч. влияния на рус. церковную жизнь во 2-й пол. XVII в. и окончательное утверждение в кон. XVII - нач. XVIII в. зап. влияния (историк объяснял эти процессы корыстолюбием греков, их склонностью к интригам). К. ввел в научный оборот огромный по объему новый материал, однако мн. выводы и оценки исследователя были необъективны. Широко изучая рус. архивный материал, К. не привлекал к исследованию греч. документы. Не являясь специалистом по истории внешней политики, К. не мог в полной мере оценить значение тех сведений, к-рые доставляли в Москву греки. Историк полагал, что греки равнодушно отнеслись к организации в Москве уч-ща в 30-40-х гг. XVII в., но новейшие исследования не подтверждают эту т. зр. (см.: Флоря Б. Н. Вопрос о создании греч. училища и греч. типографии в Москве в 30-40-х гг. XVII в.//Греч. культура в России XVII-XX вв. М., 1999. С. 12-20; Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009).

http://pravenc.ru/text/Каптерев.html

Редакция известна по печатному изданию 1646 г.: Службы и Жития и о чудесах списания преподобных отец наших Сергия Радонежского чудотворца и ученика его преподобного отца и чудотворца Никона. М, 1646. Рукописными копиями с этого издания являются: 1) РНБ, Q.I.1466—cep. XVII в. 2) БАН, Соловецкое собр., 224/224 — 1659 г. 3) Тверской областной архив, 1194 (л. 86—160 об.) — 60—70–е годы XVII в. Выписки из печатного издания 1646 г. Филиграни: Столбы — Гераклитов, 1144 (1674 г.); Кувшин с одной ручкой под лилией — Лауцявичюс, 538 (1664 г.), Дианова и Костюхина, 730 (1668 г.). 4) ГИМ, Епархиальное собр., 715 (л. 119—221) — 1672 г. Текст доведен до главы «О бснующемся юноши». 5) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей), 1128 — 1676 г. 6) РНБ, собр. А. А. Титова, 2804 — 70–е годы XVII в. Состав: л. 6—293 об.: Житие Сергия Радонежского; л. 293 об. — 321: Похвальное слово Сергию (78 лет и 55 лет); л. 326 об. — 354 об.: Пространная редакция жития Никона. Филиграни: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка ICO в картуше — Дианова и Костюхина 368 (1678 г.); Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка литеры PL — Дианова и Костюхина, 346 (1675 г.). 7) Государственная публичная научно–техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии Наук, собр. М. Н. Тихомирова, 352 (л. 78—108 об.) — последняя четверть XVII в. Содержит отдельные выписки из печатного издания 1646 г. Филигрань: Герб Амстердама, под ним литеры AI — Дианова и Костюхина, 178( 1678 г.). 8) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 40 — вторая половина XVII b. 9) ГИМ, Музейское собр., 806 — вторая половина XVII в. 10) ГИМ, Музейское собр., 2083 — вторая половина XVII в. 11) РНБ, Соловецкое собр., 223/223 — вторая половина XVII в. 12) БАН, собр. Ф. А. Каликина, 188 (л. 392—483 об.) — кон. XVII в. 13) БАН, 17.5.1 — кон. XVII в. 14) ГИМ, собр. А. И. Барятинского, 5 — кон. XVII в. 15) Тверской областной архив, 148 (л. 1—52) — 1698 г. Выписки из печатного издания 1646 г. 16) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 10746 — кон. XVII — нач. XVIII в.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

92. Сельскохозяйственная инфраструктура крупной феодальной вотчины в XVII – первой половине XVIII в.//Динамика и темпы аграрного развития России: Инфраструктура и рынок. Материалы XXIX сессии симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Орел, 2006. С. 117–128. 93. Документы из архива Троице-Алатырского монастыря начала XVII в.//Марийский археографический вестник. 2006. 16. С. 121–140. 94. Венечные сборные книги Новгородской митрополии XVII в.//Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новгород, 2006. С. 105–107. 95. Землевладение Ростовской митрополичьей кафедры в Вологодском уезде в XVI–XVII вв.//История и культура Ростовской земли. 2005. Ростов, 2006. С. 249–263. 96. К изучению делопроизводства севернорусских монастырей в XVII – начале XVIII в.//Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения и использования. Каргополь, 2006. С. 40–49. 97. Иванов В. И. Бухгалтерский учет в России XVI–XVII вв. Историко-источниковедческое исследование монастырских приходо-расходных книг [рецензия на книгу]//Отечественная история. 2006. 6. С. 205–207. 98. Церковные приходы Усть-Сысольского уезда в конце XIX в.//Сельская Россия: Прошлое и настоящее (Исторические судьбы северной деревни). Материалы всероссийской научной конференции. М.; Сыктывкар, 2006. С. 244–250. 99. Милосердие в средневековой Руси: идеи, нормы, практика (XI–XVII вв.)//Историческое краеведение и архивы. Вып. 12. Вологда, 2006. С. 3–17. 100. Вологда в период Петровских реформ: Сборник документов и материалов. Вологда, 2007. 187 с. (в соавторстве с А. Н. Гуслистовой). 101. Вотчина Троице-Сергиева монастыря в Юрьевецком уезде в XVII – первой половине XVIII в.//Мининские чтения: Труды научной конференции. Нижний Новгород, 2007. С. 422–431. 102. К изучению Устюженской десятины Новгородской митрополии//Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Великий Новгород, 2007. С. 98–103. 103. Монастырские крестьяне Ростовского уезда в конце XVII в.//История и культура Ростовской земли. 2006. Ростов, 2007. С. 97–106.

http://sedmitza.ru/lib/text/5258737/

ПСЗ. 17. 12598; Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 1. С. 108. Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 415 и след.; Завьялов. С. 228–232. ПСЗ. 17. 12471; 18. 12902, 12909; 19. 13609. ПСЗ. 17. 13163; Извлечения... за 1866 год. С. 105 и след., 108, 169 и след. Первым епископом, по собственной инициативе созвавшим собрание для выбора благочинных, был Минский архиепископ Михаил Голубович; его примеру последовал Таврический епископ Алексий Ржаницын. См. § 11. 2 ПСЗ. 37. 38414; 38. 39481. См. ниже § 16. О предсоборных совещаниях еще пойдет речь во 2 томе. Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 3. С. 332–336. ПСЗ. 25. 18273. В этом указе Павла I для награждения духовенства предусматривается лишь часть русских орденов, а именно: ордена св. апостола Андрея Первозванного, св. Александра Невского, св. Владимира и св. Анны. Два польских по происхождению ордена — св. Станислава и Белого Орла, учрежденные при Екатерине II после раздела Польши, духовенству не вручались. Кроме того, духовные лица могли награждаться орденом св. Георгия и Георгиевской лентой к наперсному кресту. Некоторые степени этого ордена давали соответствующие привилегии, например, первая степень давала потомственное дворянство (Свод законов. 9. Ст. 37 (изд. 1876 г.); Чижевский. С. 39–45; Калашников. 1152–1157, 1159, 1161). Калашников. 1177. ПСЗ. 24. 18273; 25. 18801; Чижевский. С. 39–45; Калашников. 1138–1140, 1168. Об этих наградах см. также: Голубинский. 1. 2 (1904). С. 272 и след., 677, 269 и след., 274 и след., 679; Никольский К. Пособие к изучению устава православной Церкви. СПб., 1900. 6-е изд. С. 55–57, 65. О доходах приходского духовенства в XVI–XVII вв.: Макарий. 8. С. 240–242, 289–294; 9. С. 127–129. Доброклонский (3, в: Душеп. чт. 1889. 2. С. 135–139) установил, что материальное положение приходского духовенства в XVII в. было хуже, чем в XVI в. или начале XVII в. См. также: Знаменский П. О способах содержания духовенства в XVII и XVIII вв., в: Прав. соб. 1865. 1; он же. Об отношении русских священнослужителей в XVII и XVIII вв.: там же. 1867. 1; Любимов Г. Историческое обозрение способов содержания христианского духовенства от времен апостольских до XVII–XVIII вв. СПб., 1851 (о приходском духовенстве очень мало); Юшков С. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV–XVII вв. СПб., 1913; Завьялов. С. 283–300; Богословский М. М. Земское самоуправление на русском Севере в XVII веке. М., 1909–1913. 2 т. (также в: Чтения. 1909–1913) (для истории приходской жизни XVII в. особенно важны работы Юшкова и Богословского).

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

хоровая музыка XVII - нач. XVIII вв. М., 1969. С. 41-42; Успенский Н. Д. Древнерус. певч. искусство. М., 19712; Келдыш Ю. В. История рус. музыки. М., 1983. Т. 1. С. 218-222, 310-312; Богомолова М. В. Неизвестная крюковая нотация 2-й пол. XVII в.//ГДРЛ. 1989. Сб. 2: XVI - нач. XVIII в. С. 423-443; она же. О репертуаре греч. роспева в записи «греч.» нотацией//Там же. 1992. Сб. 4: XVII - нач. XVIII в. С. 256-285; она же. Многоголосие греч. роспева в записи «греч.» нотацией//Гимнология. М., 2000. Вып. 1. Кн. 1. С. 348-355; Буцкая С. Б. Проблемы партесного многоголосия в России: По памятникам 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.: Канд. дис. М., 1991; Васильченко-Михно Г. Н. Херувимская песнь: О преемственности греко-визант. традиции//Вопросы анализа вокальной музыки. К., 1991. С. 49-66; она же. Як cnibaлu на Aфohi: (До питання походження грецького poзcniby)//З icmopiï укр. муз. культури. К., 1991. С. 25-36; она же. Греч. распев в укр. певч. практике кон. XVI - 1-й пол. XVII ст.: О преемственности с греко-визант. гимнографич. традицией: Канд. дис. К., 1993; Игошев Л. А. Происхождение греч. распева: (Опыт анализа)//ПКНО, 1992. М., 1994. С. 147-150; Цалай-Якименко О. С. Перекладна nibчa лim-pa XVI-XVII ст. в Ykpaïhi та ïï мyзuчho-bipшoba форма//ЗНТШ. 1993. Т. 226. С. 11-40; она же. «Cxiд - Зaxiд» i Берестейська Yhiя в cmahobлehhi муз. бароко в Ykpaïhi//Берестейська Yhiя i укр. культура XVII ст. Льbib, 1996. С. 90, 92, 96, 101-102; Цалай-Якименко А. , Ясиновский Ю. Греко-визант. гимнография в контексте укр. певч. культуры XVI-XVII вв.//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6. С. 169-173; Фонкич Б. Л. Мелетий Грек//Россия и Христ. Восток. М., 1997. Вып. 1. С. 159-178; Шевчук Е. Ю. Об атрибуции песнопений киев. роспева в многороспевном контексте укр. певч. культуры XVII-XVIII ст.//Гимнология. М., 2000. Вып. 1. С. 375-376; она же. Про дeяki ocoблubocmi бiлopyc. цepk.-мohoдiйhoï mpaдuцiï kih. XVI-XVIII ст.//Киïвське музикознавство. К., 2003. Вип. 9. С. 64-79; она же. Прот. Иоанн Вознесенский о репертуаре укр.

http://pravenc.ru/text/166465.html

Сохранилось 5 томов копии, сделанной в XVII веке с некоторой части этого лицевого свода и 1 том XVIII века, содержащий копию сотрывка того же свода. Возникал вопрос об отнесении происхождения этой энциклопедии к XVII веку. Разбор оснований для такого предположения дал Η. П. Лихачев. Из ряда его соображений – кроме установления им важного, решающего факта о том, что бумага лицевого библейского свода относится к XVI веку – укажем на следующий. В хронографической компиляции совершенно не видно влияния польских источников, столь обычного в XVII в. Часть лицевой Библии, сохранявшаяся с Житием Николая Чудотворца, была приплетена к этому Житию уже в XVII веке и в XVII в. ходила по рукам. В XVII же веке часть свода, хранящаяся в библиотеке Императорской Академии Наук, была скреплена следующею записью по листам: «лета 7169 (1661) сию книгу положил в дом святого живоносного воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нового Иерусалима смиренный Никон, Божиею милостию патриарх, а кто восхощет ю усвоити яко-жо ахав хармиев или утаит яко-же ананиа и сапфира, да отимет от него Господь Бог святую свою милость и затворит двери святых своих щедрот и да придет на него неблагословение и клятва и казнь Божия душевная и телесная в нынешнем веке и в будущем вечна мука, а кто сие писание каким злым умышленьем испишет от книги сея, да испишет его имя Господь Бог от книги животные». Все это заставляет думать, что в XVII в. этот несомненно царский, по роскоши, свод был уже разрознен и был в разных местах. Естественно предположить, что эта катастрофа с ним случилась в Смутное время. Будь этот свод произведением первых Романовых – его судьба была бы иная: он в XVII в. был бы целым и новым, да и до нас дошел бы в большей сохранности. Лицевые Евангелия созначительной разработкой евангельских сюжетов идут на смену древних, ранее указанных списков, скудно иллюстрированных, с XVII века. Вот наиболее известные списки: Евангелие в ризнице костромского Ипатьевского монастыря 1605 года, вклад Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

ст. в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 450-461; Алексеева М. А. Торговля гравюрами в Москве и контроль за ней в кон. XVII-XVIII вв.//Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв.: (К 150-летию со дня рожд. Д. А. Ровинского). М., 1976. С. 140-158; она же. Рус. народная картинка: Нек-рые особенности худож. явления//Народная картинка XVII-XIX вв.: Мат-лы и исслед. СПб., 1996. С. 3-14; она же. Мат-лы для биографии мастеров народной гравюры XVIII в.//Там же. С. 92-103; Рудакова Н. И. Литографская мастерская И. А. Голышева во Мстёре//Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. М., 1976. С. 24-31; она же. Прп. Серафим Саровский: В литографиях XIX - нач. XX в.: Кат. М., 2008; Ранняя рус. гравюра: 2-я пол. XVII - нач. XVIII в.: Новые открытия: Кат. выст./Вступ. ст.: М. А. Алексеева, Е. А. Мишина. Л., 1979; Рус. народная картинка XVII-XIX вв.: Кат. выст./Вступ. ст.: А. С. Сытова; сост.: Е. А. Мишина и др. Л., 1980; Мишина Е. А. Группа ранних рус. гравюр: (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.)//ПКНО, 1981. Л., 1983. С. 230-244; она же. Святцы Антониево-Сийского мон-ря и их предполагаемый автор//Филевские чт. М., 1994. Вып. 5. С. 3-14; она же. Рус. гравюра на дереве XVII-XVIII вв. СПб., The Lubok: Russian Folk Pictures 17th to 19th cent./Ed. A. S. Sytova. Leningrad, 1984; Кольцова Т. М. Первые литографии//Патриот Севера: Ист.-краевед. сб. Архангельск, 1985. С. 204-212; она же. Гравюры с изображениями Соловецкого мон-ря и его святых//Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. М., 2006. С. 81-104; Гравюра и литография XVII - нач. XX в.: Новые поступления (1977-1987): Кат. выст./ГРМ. Л., 1989; Воронина Т. А. Русский лубок 20-х - 60-х гг. XIX в.: Производство, бытование, тематика. М., 1993. (Рос. этнограф; 5); она же. Русский религ. лубок//Живая старина. М., 1994. 3. С. 6-11; Хиппислей А. Русская эмблематическая книга «Эмблемат духовный» (1743)//ПКНО, 1992. М., 1993. С. 23-31; Хромов О. Р. Русский религ. лубок в XIX ст.//Книжное дело. М., 1993. 4. С. 84-89; он же.

http://pravenc.ru/text/2110755.html

Уже в XVI в. в сцене с Калояном, входящей в состав житийных циклов Д. С. (клеймо иконы из НГОМЗ, клеймо на окладе иконы 1586 из Ипатиевского мон-ря, ГИМ), встречается условное изображение Фессалоники, к-рое на рубеже XVI-XVII вв., обогатившись многочисленными деталями, стало частым атрибутом отдельных композиций (икона рубежа XVI и XVII вв. из Димитриевской ц. с. Сабурова Московской обл., ЦМиАР; средник строгановской житийной иконы 1609, ГТГ,- изображение города и народа; средник иконы сер. XVII в. из с. Селецкого Медвежьегорского р-на в Карелии (МИИРК), где за стенами города изображена царица (?) со служанкой). Очевидно, этот вариант иконографии отражает стремление уподобить образ Д. С. иконам вмч. Георгия. В искусстве XVII - нач. XVIII в. сохранились основные варианты иконографии Д. С., но наибольшей популярностью пользовался образ воина, иногда дополняемый необычными деталями. На иконе кон. XVII в. из с. Тимощелья Мезенского р-на (АМИИ) Д. С. показан со щитом, на к-ром представлен двуглавый орел, у ног святого - горящие свечи; на ярославской иконе рубежа XVII и XVIII вв. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собраний/Авт.-сост.: И. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. Кат. 44) в традиц. иконографию добавлены орнаментированные доспехи, трактованные в европ. духе, и знамя в левой руке святого; у его ног лежат щит, ножны, саадак; фоном служит тщательно разработанный пейзаж с обильной растительностью, многочисленными сооружениями, зверями и птицами (близкое, но менее насыщенное подробностями изображение - в среднике житийной иконы нач. XVIII в. из собрания М. Е. Елизаветина). Изображение пейзажа и доспехов у ног святого встречается также в появившихся в сер.- 2-й пол. XVII в. изображениях святого в молении (иконы 3-й четв. XVII в. из старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве; ок. 1700 из московского Златоустовского мон-ря, ГТГ; в среднике житийной иконы 1725 г. письма И. Кондакова из Димитриевской церкви в Дымковской слободе близ Вел. Устюга, ВУИАХМЗ - в 2 последних случаях на заднем плане - город (Фессалоника?)). Редкий пример переосмысления древней фессалоникийской традиции изготовления реликвариев и ампул для мира св. Димитрия - серебряный ковчег кон. XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК) с изображением Д. С. на лицевой стороне и сценой исцеления от его мироточивых мощей - на обороте.

http://pravenc.ru/text/178231.html

114. Документы XVII–XVIII вв. из архивов соборных храмов в Вельске и Верховажье//Вестник церковной истории. 2008. 4. С. 61–130. 115. Экономическая и демографическая характеристика сельских приходов Вологодско-Белозерской епархии в XVII в.//Северо-Запад в аграрной истории России. Калининград, 2008. С. 234–251. 116. К изучению дело- и судопроизводства в Ростовской митрополии XVII в.//История и культура Ростовской земли. 2007. Ростов, 2008. С. 103–111. 117. Устюжская десятина Ростовской митрополии в XV–XVII в.//Сообщения Ростовского музея. Вып. 17. Ростов, 2008. С. 5–37. 118. Таможенная организация в крупной феодальной вотчине XVI–XVIII вв. (По архиву Троице-Сергиевой лавры)//Прозоровский альманах. Сборник научно-исследовательских материалов. Вып. 1. Киров, 2008. С. 43–53. 119. Сельские приходы Вологодского уезда в XVII в.//Сельская Россия: Прошлое, настоящее, будущее. М., 2008. С. 130–135. 120. Церковные приходы г. Устюга и Устюжского уезда в XII – XVII веках//Христианство в истории европейских цивилизаций. Вологда, 2008. С. 148–189. 121. Грамоты Афанасия Холмогорского в Государственном архиве Вологодской области//Архиепископ Афанасий и религиозно-культурное пространство Нижнего Подвинья (конец XVII–XX в.). Материалы III Афанасьевских чтений. Архангельск, 2008. С. 191–199. 122. Писцовые и переписные книги Вологды XVII – начала XVIII в. Т. 1–2. М., 2008. 800 с. (совместно с И. В. Пугачем). 123. Культура России: Средневековье и Новое время. Учебное пособие. Вологда, 2009. 83 с. 124. Государственная ревизия вологодских монастырей в начале XVIII в.//Управление и экономика: Опыт, теория, практика. Материалы научно-практической конференции. Вологда, 2009. С. 133–145. 125. К изучению сельских приходов и приходского духовенства Белозерского и Вологодского уездов в XV–XVI вв.//Генеалогия на Русском севере: Связь с общественными науками. Сборник материалов международной научной конференции. Архангельск, 2009. С. 184–193. 126. Документы по истории мордвы первой половины XVII в. из архива Троице-Алатырского монастыря//Марийский Археографический вестник. 2009. 19. С. 166–196.

http://sedmitza.ru/lib/text/5258737/

Святой ΑΓΙΑ, αγια АГИА, СТАЯ Святая ΟΚΑ, ΟΑΚ Праведник Пророк Апостол Святитель МЧ, МЧНК Мученик Преподобный Надпись Страна Перевод Псков. XV в. Иисус Христос Греция. XVI в. Иисус Христос Русь. XVI в. Иисус Христос Византия. XIV в. Матерь Божия Русь. XVI в. Матерь Божия Сербия. XIV в. Матерь Божия Византия. XII в. Архангел Греция. XVI в. Архангел Греция. XVI в. Архангел Греция. XVI в. Праведник Греция. XVI в. Праведник Русь. XV в. Пророк Греция. XVI в. Пророк Русь. XV в. Пророк Болгария. XIV в. Святой Сербия. XIV в. Святой Русь. XVII в. Святой Русь. XII-XIII в. Святой Греция. XVI в. Святой Русь. XVI в. Святой Русь. XVI в. Апостол Русь. XVII в. Апостол Русь. XVII в. Святитель Русь. XVII в. Святитель Русь. XVI в. Мученик Русь. XVII в. Мученик Русь. XVII в. Преподобный Русь. XVII в. Преподобный Русь. XV в. Греция. XVI в. Русь. XVI в. Греция. XVI в. Предтеча Русь. XVI в. Предтеча Византия. XI в. Златоуст Греция. XVI в. Златоуст Шрифт в русских иконах Русские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII—XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.

http://azbyka.ru/nadpisi-na-ikonax

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010