Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕКАБПИЛССКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Гравюра. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Гравюра. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) (Латвийская Православная Церковь), в г. Екабпилс (Латвия). Основан, вероятно, в 70-х гг. XVII в. Переселенцы из России и Литвы в XVI-XVII вв. основали на территории Курляндского герц-ства, на правом берегу р. Зап. Двины, рус. Гольмгофскую слободу и построили правосл. деревянную ц. во имя вмч. Георгия Победоносца. Благодаря выгодному торговому и географическому положению слобода превратилась в крупный населенный центр и в 1670 г. курляндским герц. Якобом Кетлером была преобразована в г. Якобштадт (ныне Екабпилс), который получил юридически закрепленное право «принимать к себе [на проживание] благонадежных людей русского происхождения только» и «отправлять службу Божию по религии греко-российской». По преданию, основание Е. м. связано с обретением Якобштадтской иконы Божией Матери. Во время русско-польск. войны 1654-1667 гг. саксон. солдат Якоб Гудынский, католик, переправлялся на плоту через Зап. Двину. Заметив плывущую дощечку, он поддел ее копьем и взял в руки. Дощечка оказалась иконой Божией Матери, из которой вытекала кровь. Потрясенный солдат отнес икону в Георгиевскую ц., а вскоре принял православие, поселившись в русской слободе. По др. преданию, мон-рь основал рус. купец Раткевич (Радкевич), сплавлявший товары по Зап. Двине в Ригу и остановившийся заночевать в Якобштадте. На следующий день во время литургии в Георгиевской ц. Раткевич стал свидетелем исцеления больного латыша от чудотворной иконы Божией Матери (впосл. Якобштадтская), находившейся в храме. В 1670-1675 гг. на месте обветшавшей Георгиевской ц., возможно на средства Раткевича, был построен деревянный храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, при котором основан муж. мон-рь.

http://pravenc.ru/text/189597.html

Состоялось пастырское собрание Латвийской Православной Церкви 21 мая 2008 г. 09:59 В понедельник 19 мая в рижском Свято-Троице-Сергиевом монастыре состоялось пастырское собрание Латвийской Православной Церкви . Собрание возглавил митрополит Рижский и всея Латвии Александр . В работе собрания приняли участие епископ Даугавпилсский Александр , викарий Рижской митрополии, игумения Магдалина, настоятельница рижского Троице-Сергиева женского монастыря, иеромонах Алексий, наместник Екабпилсского Свято-Духова мужского монастыря, отцы благочинные и почти все духовенство Латвийской Православной Церкви. В начале собрания владыка митрополит огласил указы о награждениях. Настоятель Свято-Никольского морского собора г. Лиепаи протоиерей Александр Пронер удостоен права ношения наперсного креста с украшениями, а клирик того же собора иерей Ростислав Терехов удостоен права ношения фиолетовой скуфьи. В своей назидательной речи, обращенной к духовенству, митрополит Александр коснулся вопросов веры и благочестия, призвав священнослужителей быть примером благочестия для своих прихожан, с благоговением относиться к своим обязанностям, особенно к требоисполнению. Большое внимание предстоятель Латвийской Православной Церкви уделил совершению Таинства Исповеди, подчеркнув, что целью исповеди является побуждение верующих к покаянию и исправлению своей жизни. Наставляя священнослужителей, владыка митрополит говорил о чине отпевания, указав, что отпевание является венцом христианской жизни и недопустимо, поэтому церковное погребение людей неверующих, отрицавших веру и Церковь при жизни и умерших без раскаяния. Епископ Даугавпилсский Александр сообщил собранию о предстоящих торжествах принесения в Ригу Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы. Эта икона является одной из наиболее знаменитых святынь Латвии. Чудесно обретенная в XVII столетии, она являлась главной святыней Якобштадтского Свято-Духова мужского монастыря. Столетиями к ней стекались многочисленные паломники, получавшие благодатную помощь и духовное утешение. До революции эта икона ежегодно доставлялась в Ригу и Елгаву для молитвенного поклонения. Сайт Латвийской Православной Церкви /Патриархия.ru Календарь ← 2 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/409829.htm...

Воргольская . Воргольская В селе Ворголе Глуховского уезда Черниговской епархии явилась сия св. икона в 1751 году. Коденская Святая икона находится в Седлецкой губернии. Кожанская Сия икона славится в Гродненской губернии. Аксайская Аксайская Многими чудотворениями прославилась Аксайская икона на Дону. Сохомская Сохомская Численская Яноборская Яноборская Сосновская и Хлебенная-Запечная Сосновская В Преображенском соборе, что в Соловецком монастыре, иконостас старинный, резной и золочёный, построен вместо прежнего, ветхого, в 1697 году повелением и иждивением императора Петра Великого после первого им посещения сей обители. Около двух столпов, поддерживающих своды, устроены в 1830 г. резные иконостасы, вызолоченные, с 12 витыми колоннами и с Хлебенная-Запечная балдахинами, а под ними на западной стороне поставлены две старинные чудотворные иконы Божией Матери; на правой стороне стоит Сосновская икона 147 , в древние времена явившаяся на сосне при морской губе, называемой Сосновскою, а на левой стороне другая икона, известная под именем Хлебенной или Запечной 148 . Икона эта явилась святителю Филиппу в то время,когда он был пекарем при хлебенном послушании в Соловецком монастыре в начале XVII века. Владимиро-Волынская Мстиславова Владимиро-Волынская Мстиславова Удельный князь Мстислав Изяславович соорудил в 1160 г. Успенский собор во Владимире-Волынском. В этом храме хранится древняя святыня – чудотворная икона Божией Матери. Полагают, что эта икона пожертвована Мстиславову собору епископом Вассианом при восстановлении им в 1494 году храма после разрушения его татарскими полчищами. В XVII в. Была покрыта серебряной ризой, а в XVIII в. к ризе были сделаны некоторые украшения. Икона эта находится теперь во Владимире-Волынской соборной церкви и считается братской иконой. Сейданая – в Иерусалиме Сейданая – в Иерусалиме Чудотворная икона Сейданая находится в Сретенском монастыре, что в Иерусалиме. Якобштадтская Якобштадтская Селение, носившее название русской слободы, было переименовано немцами в Гольмгоф, а впоследствии было возведено герцогом Курляндским Яковом в город Якобштадт.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Последней обители принадлежала Преображенская пустынь недалеко от Митавы. В Иллуксте в 1816 году был основан мужской монастырь, преобразованный в 1880 году в женский. К нему был приписан Свято-Духов монастырь в Якобштадте, основанный в XVII веке и упраздненный в 1866 году. В нем пребывала Якобштадтская чудотворная икона Божией Матери. В Финляндии Особое внимание правительства в конце XIX века было обращено на положение православной Церкви в Финляндии. В этом великом княжестве, присоединенном к России в 1809 году после удачной войны со Швецией, провинцией которой она являлась, православная Церковь всецело должна была подчиняться финляндским властям и законам, блюдшим полностью лютеранские интересы. Подчиненные Синоду в общецерковных вопросах, православные общины в своих внутренних делах были вполне подчинены местным губернаторам и финляндскому сенату – лютеранскому правительству. Таким образом, православная Церковь в Финляндии, в отличие от всей остальной Российской империи, была в положении не господствующей, а зависимой. Выборгские викарии (Петербургской епархии), впервые назначенные в 1856 году, проживая в Петербурге и занятые ректорскими обязанностями в Академии, редко посещали своих пасомых. Православное духовное управление более считалось с местным гражданским правлением, для которого Православная Церковь была только терпимым исповеданием. Улучшение наступило со времени учреждения в 1892 году самостоятельной Финляндской кафедры, во главе которой стал выдающийся церковный деятель архиеп. Антоний (Вадковский) . При его вступлении в управление епархией дела церковные были в сильном расстройстве. Церкви – в упадке, хозяйство – тоже, просветительная деятельность не существовала вовсе, паства жила без пастыря. При владыке Антонии православно-русский дух в населении окреп. Началось повсеместное церковное строительство, организовывались церковно-просветительские союзы. В 1898 году владыку назначили митрополитом Петербургским и вскоре – первенствующим членом Синода. Преемниками его были: Николай и (с 1905) Сергий (будущий Патриарх Московский).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уверенно звучащие слова Митрополита Рижского и всея Латвии Священно-Архимандрита Свято-Духово монастыря Александра своей глубинной простотой вливаются в душу каждого, утверждая веру в возможность такого божественного явления: " Когда люди в Москве и Риге своими глазами увидели чудеса мироточения, исцеления и спасения от катастрофы, исходящие от представшей вновь Якобштадтской иконы (список выполнен московским живописцем), стало ясно, насколько значимо в наше время возвращение в обитель святыни, ушедшей из-за грехов человеческих - нелюбови, коварства, хитрости и обмана. Многие утерянные святыни возвращаются по мере вразумления людей, когда они, наконец, стали нужны не для музейных выставок, а для человеческого сердца " . Жанна ЧАЙКИНА упраздненный Свято-Духов монастырь в городе Якобштадте, основанный в XVII веке и упраздненный в 1866 году. Здесь находятся: Якобштадтская чудотворная икона Богоматери, древняя икона — складень Знамения Божией Матери и древняя икона святого Николая чудотворца. При монастыре Владимире-Мариинское училище. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Был приписан к Рождество-Богородицкому монастырю, 3 класса, общежительному, в местечке Иллуксте, в Якобштадтском уезде, в 264 верстах от Митавы. Мощные вязы, которые были посажены монахами монастыря в 18 веке и во всей красе видны на рисунке начала 19 века, благополучно дожили до наших дней и не только создавали уютную атмосферу обители, но и как природные насосы в течение 300 лет спасали ее от грунтовыз вод, уровень которых на этой территории очень высок. Они были варварски вырублены в 2010 году. Грунтовая вода уже видимо устрашающе поднимается в стенах храмов. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09083

Ее устойчивая графическая форма сложилась к посл. четв. XV в. и существовала практически без изменений на протяжении ок. 100 лет (ГИМ. Епарх. 174, посл. четв. XV в.; РГБ. Ф. 379. 12, кон. XV - нач. XVI в.; Ф. 113. 240, нач. XVI в.; Ф. 304. 412, кон. XV в.; 421, сер. XVI в.; 415, 3-я четв. XVI в., и др.). Она содержит множество тайнозамкненных начертаний лиц и фит. Примерно в 80-х гг. XVI в. в русле характерной для позднего периода тенденции к детализации записи мелоса был произведен развод этой редакции дробным знаменем (2 самых ранних известных списка, содержащих эту форму записи: ГИМ. Единоверч. 37, 1584 г., и РГБ. Ф. 304. 427, 80-е - 90-е гг. XVI в.). В последующие десятилетия дробнознаменная форма записи повсеместно распространилась в рукописях и полностью вытеснила тайнозамкненную (РГБ. Ф. 304. 429, 1-я пол. XVII в.; 449, 1-я пол. XVII в.; Ф. 379. 23, 2-я четв. XVII в.; 29, 2-я четв. XVII в.; 44, 1-я четв. XVIII в.; ГИМ. Син. певч. 100, сер.- 3-я четв. XVII в.; 219, кон. XVII в., и др.). В XVII в. были созданы мелодические редакции др. песнопений в стиле большого распева. Это циклы задостойников (ГИМ. Син. певч. 105, кон. XVII в.; 135, кон. XVII в.; 219), догматиков на великой вечерне (РГБ. Ф. 379. 4, посл. четв. XVII в.; ГИМ. Син. певч. 105; 219), богородичнов на стиховне (ГИМ. Син. певч. 105), воскресных ипакои (РНБ. Кир.-Бел. 663/920, 2-я пол. XVII в.), избранные праздничные стихиры и славники: славник Рождеству Пресв. Богородицы «Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог» (ГИМ. Син. певч. 332, 1682-1696 гг.; 333, кон. XVII в.); славник Преображению Господню «Прообразуя воскресение» (ГИМ. Син. певч. 52, кон. XVII в.; 1244, 2-я пол. XVII в.); стихира Преображению Господню по 50-м псалме «Божества Твоего Спасе» (ГИМ. Син. певч. 52; 1244); славник Рождеству Христову «Августу единоначальствующу» (ГИМ. Син. певч. 1244). Эти песнопения известны по поздним пометным спискам и не обнаружены в рукописях предшествующего периода. Они были записаны сразу же дробным знаменем, поэтому для них не существует тайнозамкненной графической формы, подобной древним редакциям евангельских стихир, светильнов и богородичнов.

http://pravenc.ru/text/мелизматическим ...

Панеях В. М. О книге А. Г. Манькова «Цены и их движение в Русском государстве XVI в.» (М.; Л., 1951)//Вопросы истории. 1952. 12. С. 141–146. Преображенский А. А., Тихонов Ю. А . Итоги изучения начального этапа складывания всероссийского рынка ( XVII в.)//Вопросы истории. 1961. 4. С. 80–109; Тихонов Ю. А. Проблемы формирования всероссийского рынка в современной советской историографии  //Актуальные проблемы истории России эпохи феодализма. М., 1970. С. 200–223 ; Ковальченко И. Д., Милов Л. В . Всероссийский аграрный рынок XVIII – начала XX в. М., 1974. С. 5–39; Преображенский А. А . К проблеме общественного разделения труда в Русском государстве XVII в.//Историческая география России XII – начала XX в. М., 1975. С. 129–131; Преображенский А. А . XVII столетие и генезис капиталистических отношений в России//Новая и новейшая история. 1989. 2. С. 117; Буганов В. И., Преображенский А. А., Тихонов Ю. А . Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980; Павленко Н. И. Спорные вопросы генезиса капитализма в России//Вопросы истории. 1986. 11. С. 81–102. Митяев К. Г . Обороты и торговые связи смоленского рынка в XVII в.//Исторические записки. 1942. Т. 13. С. 3–34 ; Сербина К. Н . Очерки из социально-экономической истории русского города: Тихвинский посад в XVI – XVIII вв. Л., 1951; Устюгов Н. В. Солеваренная промышленность Соли Камской в XVII веке. К вопросу о генезисе капиталистических отношений в русской промышленности. М., 1957; Тверская Д. И . Москва второй половины XVII в. – центр складывающегося всероссийского рынка. М., 1959; Богданова Н. А. Торгово-промышленная деятельность калмыков второй половины XVII в. М., 1959; Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А . Рынок Устюга Великого в XVII в. М., 1960; Сперанский А. Н . Торговля Устюжны Железнопольской в первой половине XVII в. М., 1961; Заозерская Е. И . У истоков крупного производства в русской промышленности XVI – XVIII вв. М., 1970; Красильников Э. Д. Торговля и торговые люди Коми края в XVII в. Сыктывкар, 1972; Тарловская В. Р. Торговля России периода позднего феодализма. М., 1988; Раздорский А. И . Торговля Курска в XVII веке. СПб., 2001; Раздорский А. И . Торговля Вязьмы в XVII веке (по материалам таможенных и кабацких книг города). СПб., М., 2010; Раздорский А. А. Конская торговля Москвы в XVII веке (по материалам таможенных книг 1629 и 1630 гг.). М., 2011.

http://sedmitza.ru/lib/text/8346898/

сборнике сер. XVII в. (РГБ. Ф. 379. 29. Л. 134 об.) О том, что указание «казанскои» применялось именно к путевому распеву, вошедшему с 20-х гг. XVII в. в качестве основного голоса в песнопения троестрочного многоголосия, свидетельствует рукопись сер. XVII в. РГБ. Ф. 379. 29. Это сборник песнопений знаменного распева, в состав которого включены отдельные монодийные песнопения пути и демества, а также многоголосные песнопения в партитурной и поголосной формах записи. В этой рукописи указание «поут казань» предпослано одноголосной записи стихиры 6-го гласа на погребение иноков «Духовеная моя братия». Сравнение этого списка с записями стихиры из сборников путевого знамени выявляет их чрезвычайную близость; имеющиеся между списками разночтения незначительны и не выходят за рамки обычной вариантности. Это хорошо видно в примере 4: в строках 1-3 воспроизведены одноголосные записи путевого распева, а в строках 4-5 - записи путевого голоса из 3-голосных строчных партитур. Заголовок граней в рукописи кон. XVII в. (РГБ. Ф. 299. 212. Л. 176) Заголовок граней в рукописи кон. XVII в. (РГБ. Ф. 299. 212. Л. 176) Начало стихиры 6-го гласа «Духовеная моя братия» в путевых и строчных сборниках кон. XVI – посл. четв. XVII в.Начало стихиры 6-го гласа «Духовеная моя братия» в путевых и строчных сборниках кон. XVI – посл. четв. XVII в. Начало стихиры 6-го гласа «Духовеная моя братия» в путевых и строчных сборниках кон. XVI – посл. четв. XVII в.Начало стихиры 6-го гласа «Духовеная моя братия» в путевых и строчных сборниках кон. XVI – посл. четв. XVII в. Пример 5. Строка «колыбелка» в стихире 2-го гласа «Послано бысте» по путевым (1 – ГИМ. Щук. 767. Л. 17 об., 1602 г., 2 – РНБ. Кир.-Бел. 665/922. Л. 1006, 1604 г.), казанским (3 – РГБ. Ф. 37. 93. Л. 654, 20-е гг. XVII в., 4 – СаратГУ. ЗНБ. ОРКиР. 1126. Л. 270, 40-е гг. XVII в.), строчной (5 – РГБ. Ф. 299. 154. Л. 186 об., кон. XVII в.) и нотолинейной (6 – РГБ. Ф. 210. 24. Л. 73 об., кон. XVII в.) рукописям XVII в. Пример 5. Строка «колыбелка» в стихире 2-го гласа «Послано бысте» по путевым (1 – ГИМ.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

81) ГИМ, Синодальное собр., 555 (л. 158—161) — 20–е годы XVII b. Описание см. в разделе Третьей Пахомиевской редакции. 82) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.244 (л. 99—101 об.; б.с.) — 20–е годы XVII в. (последний лист утерян). Филиграни: Столбы с литерами IG — Гераклитов, 1119—1122 (1628—1631 гг.); Домик под крестом, обвитым змеей — Дианова и Кос–тюхина, 526 (1622 г.). 83) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1466 (л. 342 об. — 349 об.; со стихом) — 20–е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками — типа: Дианова («Кувшин»), 374 (1621 г.). 84) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 669 (л. 350—356) — начало 30–х годов XVII в. Описание см. в разделе Редакции Германа Тулупова. 85) РГБ, ф. 199 (Собр. П. Н. Никифорова), 667 (л. 75 об. — 82 об.) — вторая четверть XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры GP и L—muna Гераклитов, 686 (1639—1640 гг.). 86) Научная библиотека Московского университета, 2 Ес—87 (л. 20 об. — 26; б.с.) — 40–е годы XVII в. Филигрань: Щит с рожком, под щитом литеры МС — Дианова и Костюхина, 1163 (1642 г.). 87) РНБ. Q.I.332 (л. 32—38) — сер. XVII в. Филиграни: Щит с полосой—Дианова и Костюхина, 1048 (1649 г.); Щит с полосой и литерами PI — Дианова и Костюхина, 1044 (1645 г.). 88) РГАДА, ф. 181 (собр. МГАМИД), 639 (л. 107—110 об.; со стихом) — сер. XVII в. Описание см. в разделе Пятой Пахомиевской редакции. 89) РНБ. Q.I.1136 (л. 453—460 об.; со стихом) — сер. XVII в. Филигрань: Гербовый щит с лилией под короной, контрамарка ID — Дианова и Костюхина, 912 (1653 г.). 90) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1558 (л. 192 об. — 194 об.; б.с.) — 60–е годы XVII в. Филигрань: Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка с надписью DIEAYDE в картуше — Гераклитов, 1396 (1663 г.). 91) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.97 (л. 40—43) — третья четверть XVII в. 92) ГИМ, собр. А. Д. Черткова, 313 (л. 389 об. — 394 об.; без стиха) — 70–е годы XVII в. Филигрань: Голова шута с 5 бубенцами (несколько вариантов) — Гераклитов, 1201 (1674 г.), Дианова и Костюхина, 353 (1675 г.), 401 (1678 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Памятник протопопу Аввакуму в с. Григорово. Скульптор В.М.Клыков Сочинения: МДИР. М., 1875–79. Т. 1–5; Памятники истории старообрядчества XVII в. СПб., 1927. Кн. 1. Вып. 1 (РИБ; Т. 39); Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч. М., 1960, 1991; Иркутск, 1979n; Горький, 1988n; Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исслед. и тексты. М., 1963; Пустозерский сб.: Автографы соч. Аввакума и Епифания. Л., 1975; ПЛДР. XVII в. Кн. 2. С. 351–454; Пустозерская проза: Протопоп Аввакум. Инок Епифаний. Поп Лазарь. Дьякон Федор. М., 1989; Демкова Н. С., Сесейкина И. В. Старейший (печорский), список «Книги толкований и нравоучений», найденный В. И. Малышевым//Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исслед. Л., 1990. С. 73–146. Литература: Мякотин В. А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность: Биогр. очерк. СПб., 1893; Бороздин А. К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни рус. об-ва в XVII в. СПб., 1900. Ростов н/Д., 1998п; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898, 19002; Pascal P. Avvakum et les debuts du raskol: La crise religieuse aux XVII-e siecle en Russie. P., 1938, 1963; Робинсон А. Н. Творчество Аввакума и общественное движение в конце XVII в.//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 149–175; он же. Борьба идей в русской литературе XVII в. М., 1974; Румянцева В. С. Народные антицерковные движения в России в XVII в. М., 1986; Клибанов А. И. Протопоп Аввакум как культурно-историческое явление//Ист. СССР. 1973. 1. С. 76–98; Елеонская А. С. Русская публицистика второй половины XVII в. М., 1978; Малышев В. И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума»//Древнерусская книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 277–322; Шашков А. Т. Аввакум Петров//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 16–30 [библиогр.]; Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: Источники, типы и эволюция. СПб., 1995; Зеньковский С. Русское старообрядчество: Дух. движения XVII в. М., 1995; Старообрядчество: Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 8–9; Демкова Н. С. Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. СПб., 1998.

http://sedmitza.ru/text/409859.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010