(строгое и изнуренное лицо, сосредоточенный взгляд) изображался в черной рясе и мантии, иногда в квадратной шапочке священника. Позднее облачение Л. стали представлять изукрашенным золотым шитьем и драгоценными камнями, а на смену сдержанности черт пришло выражение религ. экстаза. Тогда же портрет Л. сопровождали изображениями символических атрибутов святого: пылающее сердце, эмблема Общества Иисуса, девиз AMDG (Ad maiorem Dei gloriam), конституции ордена. Сюжеты изображений Л. сначала представляли собой простые сцены из Жития святого (напр., написание им «Духовных упражнений»). Впосл. в композицию стали включать барочные символические группы, придававшие динамику прежде статичным портретам. Наиболее характерными среди подобных иконографических сюжетов стали изображения победы над ересями, проповеди Евангелия иезуитами, триумфа и прославления святого. Образ Л. привлекал внимание как церковных, так и светских художников. В числе наиболее известных и интересных с художественной т. зр. работ следует упомянуть картины Д. Зегерса (XVII в., Музей изящных искусств в Антверпене), Х. де Роэласа (нач. XVII в., ц. Благовещения в Севилье), Х. де Вальдеса Леаля (XVII в., Музей изящных искусств в Севилье), Х. де Эспиносы (XVII в., Музей Валенсии), Х. де Риберы (XVII в., церковь иезуитов в Неаполе), Ф. Рибальты (XVII в., Национальная галерея, Лондон), К. Виньона (XVII в., Музей Орлеана), Б. Мурильо (картина утрачена в Мадриде в 1936), Ф. Сурбарана (росписи монастырей в Кастельон-де-ла-Плана и Лиме), Рубенса (росписи в церкви иезуитов в Антверпене, ц. св. Амвросия в Генуе). Среди статуй святого наиболее известна работа П. Ле Гро из серебра для алтаря Л. в ц. Иль-Джезу в Риме (XVII в.). Статуя была разрушена и в 1804 г. восстановлена в гипсе, покрытом серебром, под рук. А. Кановы; др. статуя, из мрамора, создана в 1733 г. Дж. Рускони и находится в базилике св. Петра среди статуй основателей орденов. Еще одна серебряная статуя Л. была выполнена Ф. де Вергарой Младшим в XVIII в. для санктуария в Аспейтии.

http://pravenc.ru/text/2110661.html

Пресс-конференция Волобаев Алексей Алексеевич, генеральный директор Центра изящных искусств на Волхонке, Задорожный Николай Васильевич, Директор Благотворительного фонда «Частный музей Русской иконы», протоиерей Леонид Калинин Протоиерей Леонид Калинин И. А. Шалина Святые благоверные князья Борис и Глеб. 1920-1930е годы. Собрание В.М.Момота (Москва) Святитель Николай, архиепископ Мирликийский с житием в восьми клеймах. Последняя треть XIX века. Собрание С.А. Ходорковского (Москва). Царские врата. Начало XVIII века. Русский Север. Собрание А.П. Бойцова (Москва). Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Евхаристия (Причащение хлебом). Фрагмент Царских врат. Первая половина XVII века; старообрядческая реставрация (врезок). Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-44. Иоанн Богослов из деисусного чина иконостаса. Конец XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-448. Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу. Около 1600 года. Происходит из погоста Лядины Каргопольского района. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Верхняя часть двухрядной иконы Введение во храм. Первая половина XVII века. Русский Север. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Верхняя часть двухрядной иконы Введение во храм. Первая половина XVII века. Русский Север. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Архангел Гавриил из деисусного чина иконостаса. XVII век. Вологда. Собрание А.В.Ренжина (Москва). Воскресение – Сошествие во ад. XVII век. Собрание А.В.Новикова (Москва). Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Умиление – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Около сердины XVII века. Среднерусские земли. Дерево, темпера. Происхождение не установлено. Находилась в собрании В.С.Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 года от вдовы коллекционера. Реставрирована до поступления в коллекцию. Инв. ЧМ-332. Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Казанская – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Вторая четверть XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-511.

http://pravmir.ru/foto-okno-v-nebo/

Синод ГПЦ назначил на Никорцминдскую кафедру настоятеля тбилисского храма Метехи прот. Елисея Джохадзе. После принятия пострига (17 марта) он был хиротонисан. При нем была предпринята реставрация многих церквей: Мравалдзали, Земо-Крихи, Квирикецминда, Патара-Они, Никорцминда и др. В 2012 г. при храме Баракони был открыт жен. мон-рь во имя вмц. Варвары (муниципалитет Амбролаури). В Н. е. стала выходить церковная периодика: ж. «Орнати» и газ. «Никорцминда». В 2000 г. еп. Елисей был возведен в сан архиепископа, в 2008 г.- митрополита. 25 дек. 2007 г. был награжден орденом св. Георгия 1-й степени. С 1 июня 2015 г. Н. е. возглавляет еп. Вахтанг (Лапартелиани). В настоящее время в Н. е. 85 храмов, действуют мон-ри во имя вмч. Георгия в с. Уцера, во имя св. Нины в с. Агара; в штате 22 священнослужителя. Архиереи Н. е. епископы Мануил (Чхетидзе; 1534 - между 1538 и 1545), Иоаким (2-я пол. 40-х - 50-е гг. XVI в.), Давид (Сакварелидзе; ок. 1559), Амвросий (Бакрадзе; нач. 60-х гг. XVI в., 1573-1590), Мелхиседек (Сакварелидзе; 1565-1573), Николай (кон. XVI в.- 20-е гг. XVII в.), Симеон (Чхетидзе; нач. 30-х гг. XVII в.- 1639), Иосиф (Саакадзе; 40-е гг. XVII в.), митр. Давид (1639 - нач. 50-х гг. XVII в., 1666/67 - нач. 70-х гг. XVII в.), епископы Симеон (Джапаридзе; 2-я пол. 50-х гг. XVII в.- 1660), Гедеон (Лорткипанидзе; 1660-1666/67), Арсений (70-80-е гг. XVII в.), Симеон (Цулукидзе; 80-е гг. XVII в.- 20-е гг. XVIII в.), Герман (Цулукидзе; 50-е гг. XVIII в.- 1771, 80-е гг. XVIII в.- 1793), Сильвестр (Гогоберидзе; 1771 - кон. 70-х гг. XVIII в.), Софроний (Цулукидзе; 1793-1821; еп. Имеретинский в 1821-1842), Шио (Авалишвили; июль-дек. 1978), Амвросий (Катамадзе; авг. 1979 - март 1980, июнь 1981 - май 1992; с 1990 - архиепископ), Христофор (Цамалаидзе; март 1980 - март 1981), Анания(Джапаридзе; март - июнь 1981), Давид (Махарадзе; май - дек. 1992), Авраам (Гармелиа; дек. 1992 - март 1996), Елисей (Джохадзе; март 1996 - март 2015, с 2000 архиепископ, с 2008 митрополит), Вахтанг (Лапартелиани; с 1 июня 2015).

http://pravenc.ru/text/2577595.html

XVII столетие представлено значительно большим количеством произведений. Из них 13 колоколов датируются по надписям, 4 можно отнести к этому времени по аналогиям. Москва и Московский кремль в XVII в. играли исключительную роль в художественной жизни Руси. Для работы в столице привлекались лучшие мастера и художники разных специальностей. Здесь происходил обмен достижениями в ремесле и творчестве, создавались свои школы в различных областях искусства. На XVII век приходится расцвет колокололитейного дела. Известны имена многих мастеров, лучшие из которых отливали колокола для кремля. Сейчас в коллекции хранятся колокола работы Андрея Чохова, Федора Моторина, Филиппа Андреева, Василия и Якова Леонтьевых. К сожалению, не сохранились выдающиеся отливки Александра Григорьева и Емельяна Данилова. Каждый из сохранившихся колоколов по-своему прекрасен. Русские литейщики удивительно тонко чувствовали красоту формы, подчеркивали ее профильной проработкой и орнаментацией. Стремление к декоративности, узорочью – характерная черта русского искусства XVII в., и она нашла отражение в оформлении колоколов. Сама форма колокола располагала к поясной, ярусной декориривке, тем более что с раннего времени главное место в его оформлении занимала надпись. Для русских колоколов, в сравнении с западноевропейскими, характерны пространные тексты, и в XVII столетии эта черта развивается. На колоколах XVII в. надписи расположены в центре декоративного фриза, опоясывающего верхнюю часть колокола, и внизу – на валу. Они являются неотъемлемой частью общего декора и в большинстве случаев выполнены красивыми по рисунку буквами, с применением вязи. Украшение надписями, подчас выполняющими самостоятельную художественную задачу, было свойственно русским мастерам разных специальностей с ранних времен, и в XVII в. эта традиция не угасла. Особенно ее поддерживали ювелиры. Имея дело с драгоценными материалами и создавая дорогие вещи, они нередко в надписях увековечивали имена владельцев или вкладчиков. Сохранилось немало посуды, предметов религиозного культа, осветительных приборов XVII в., где искусно выполненные чеканкой, гравировкой, чернью надписи органично включены в художественный замысел произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Сергия Малопинежскаго (†1585) Ионы Яшезерскаго (†ок. 1589 †1592) Игнатия (†1591) и Исаакия (XVI †XVII) Ломских, Ярославских Онуфрия Мальскаго, Псковскаго (†1592) Серапиона Изборскаго, Псковскаго (XVI) Прохора и Вассиана Ястребских, Владимирских († 1592) Стефана Гусинскаго Ферапонта Монзенскаго (†1597) Киприана Стороженскаго (†после 1598) Антония Черноезерскаго (XVI) Кирилла Сырьинскаго (XVI) Никона, Василия и Тихона Соколовских, Истринских (XVI) Тихона Карачевскаго (XVI) Даниила Шужгорскаго (XVI) Харитона Кудинскаго (XVI) Варлаама Керетскаго (XVI) Афанасия Наволоцкаго (XVI †XVII) Макария Римлянина, Новгородскаго (XVI †XVII) Ксенофонта Тутанскаго, Тверскаго (кон. XVI †нач. XVII) Викентия Вологодскаго (XVI †XVII) Петра, иерея Черевковскаго, Сольвычегодскаго (XVI † XVII) Никандра Городноезерскаго (XVI †XVII) Пафнутия Балахнинскаго (XVI †XVII) Мартирия Зеленецкаго (†1603) Гурия Шалацкаго (†ок. 1603) Сергия Шухтомскаго (†1609) Адриана Монзенскаго (†1610) Феодосия трудника, Монзенскаго (XVI †XVII) Стефана Костромскаго (XVII) Серапиона Кожеезерскаго (†1611) Корнилия (XVI), Лонгина, Германа и Боголепа (XVI † XVII) Кожеезерских Антония Леохновскаго (†1611) Иосифа (†1612), Антония и Иоанникия (нач. XVII) Заоникиевских Авраамия, игумена Спасскаго, Коряжемскаго (нач. XVII) Трифона Вятскаго (†1612) Антония Соловецкаго (†1613) Иакова Соловецкаго, Костромскаго (†1614) Германа Столобенскаго (†1614) Иринарха, затворника Ростовскаго (†1616) Иоанна, затворника Псковскаго (†1616) Поликарпа Брянскаго (†ок. 1620 †1621) Иринарха пономаря, Радонежскаго (†1621) Дорофея книгохранителя, Радонежскаго (†1622) Дорофея (†1622) и Илариона (XVII) Югских Иоанна, трудника Каргопольскаго, Власатаго (в иночестве Ионы; †1622) Макария Жабынскаго, Белевскаго (†1623) Вассиана Тиксненскаго (†1624) Иринарха Соловецкаго (†1628) Марка Белавинскаго (†ок. 1630) Дионисия Радонежскаго (†1633) Диодора (†1633) и Прохора (Порфирия; сер. XVII), Юрьегорских Андрея, пустынника Соловецкаго (†1606) Никифора новгородца, пустынника Соловецкаго († 1617)

http://pravoslavie.ru/2368.html

И. ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 19013. Т. 2: Домашний быт рус. цариц в XVI и XVII ст. С. 723). Это древнейший надгробный покров святого (ГММК) с традиционным для таких произведений фронтальным изображением, к-рое в значительной степени следует его ранним иконам (форма венца, трактовка шубы), но имеет ряд особенностей: в левой руке св. царевич держит свиток, правая сжата в кулак (по мнению Н. А. Маясовой, хотя подобная деталь встречается в ряде шитых изображений мучеников, где не был вышит крест, здесь Д. И. представлен сжимающим в кулаке орешки, которыми играл в момент гибели). Иконография покрова 20-х гг. XVII в. повторена в покрове сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК). Вмч. Димитрий Солунский и св. царевич Димитрий. Икона. 1-я пол. XVII в. (ЦАК МДА) Вмч. Димитрий Солунский и св. царевич Димитрий. Икона. 1-я пол. XVII в. (ЦАК МДА) Новый вариант прямоличного изображения Д. И. имеется на крышке его раки, выполненной в 1628-1630 гг. мастером Серебряной палаты Гаврилой Овдокимовым (ГММК, на полях крышки - изображения патрональных святых царской семьи). В отличие от упомянутых произведений здесь св. царевич представлен с руками, скрещенными на груди, открытый «городчатый» венец ранних икон заменен закрытой «императорской» короной с высокой тульей (по наблюдению И. Л. Бусевой-Давыдовой, рисунок короны аналогичен рисунку короны на свадебной медали Лжедмитрия I, где, вероятно, представлен венец, заказанный царем Борисом Годуновым, также известный как «венец Ивана Грозного»). К тому же типу принадлежит покров 50-60-х гг. XVII в. (ГММК), повторявший образ на крышке раки. С 30-х гг. XVII в. закрытая корона встречается во мн. изображениях святого, напр. на серебряной дробнице, украшавшей надгробный покров блгв. вел. кнг. Евдокии (Евфросинии) Московской, 1637 г. из собора Вознесенского мон-ря Московского Кремля ( Гурьянов В. П. Сказание о блж. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1907. Табл. 5), однако продолжает использоваться и более ранний вариант с «городчатым» венцом (в провинциальных произведениях и памятниках, связанных с родом Строгановых).

http://pravenc.ru/text/178207.html

По сторонам горнего места, на особых подставках, расположены следующие иконы: Ахтырская Божия Матерь, в серебряном окладе, XVIII века. Моление Св. Отцев ко Господу богу и Богородицы о всем мире. («Боголюбская Б. М.»), ярославского письма конца XVII века. Большая икона Тихвинская Божия Матери, в богатом серебряном окладе. Вход Господень в Иерусалиме, ярославского письма XVIII века. Покров Пресвятой Богородицы, московского письма XVII века. Спас Нерукотворенный, в серебряной ризе, начала XVIII века. Иверская Божия Матерь, в серебряном окладе. Складень с иконою Божией Матери Казанская, в серебряном окладе, с цатою, украшенною цветными камнями. На скворцах складня изображены Св. Троица, благовещение, рождество Христово, Крещение Господне и Преображение, письмо конца XVII века. В алтаре, на горнем месте, на особом аналогии помещена икона Воскресения Христова, Иерусалимской работы, пожертвованная Патриархом Дамианом в 1909 году. На тыльной стороне иконостаса: Св. Троица под дубом Мамврийским, письмо конца XVI века. Ангел хранитель, современного письма. Три иконы с двунадесятыми праздниками, ярославского письма XVII в., врезанные в новые диски; на одной изображены: Сретение, Крещение, Сошествие Св. Духа на Апостолов и успение; на другой: Благовещение Пресв. Богородицы, рождество Христово, Воскресение и Вознесение Господне и на третьей: Вход Господень в Иерусалим, Преображение, Введете во храм Пресвятой Богородицы и рождество Пресвятой Богородицы. Деисус поясной, в серебряных венцах. Две иконы: архидиакон Стефан и архидиакон Филипп, обе московского письма XVI века. Большой образ Нерукотворенного Спаса, в серебряной ризе. Казанская Божия Матерь, письмо XVII века. Священномученики Антипа, Тихон и Феодор Тирон, письмо XVII века. В жертвенном отделении: Над жертвенником – икона Воскресения Христова с праздниками, в серебрянкой ризе и окладе, письмо XVII века. Св. Диаконы Лаврентий и Евпл, московского письма XVI века. Над южной входной дверью икона «Святое Отечество», московского письма XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

188, 13 (л. 791 об. – 792 об., имя князя Юрия отсутствует) – 40-е годы XVII в. Филиграни: Гербовый щит с литерой М – Гераклитов, 1443 (1646 г.); Щит с лилией под короной – Дианова и Костюхина, 905 (1643–1644 гг.); Кувшин с одной ручкой, на тулове литеры РО – Гераклитов, 716 (1644 г.); Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка MG – Дианова («Голова шута»), 98 (1647 г.); Щит с полосой, контрамарка IG – Дианова и Костюхина, 1050 (1654 г.); Гербовый щит с медведем под короной, под щитом буквы WR, контрамарка РС – Дианова и Костюхина, 973 (1651–1659 гг.); Лотарингский крест – Гераклитов, 379 (1650–1651 гг.); 4) РНБ, F.IV.244 (л. 787–789) – последняя четверть XVII в. В так называемом Троицком сборнике 198 рассказ о Темир-Аксаке также скомпонован из текста Хронографа и Никоновской летописи – наподобие Русского Временника. Списки: 1) РГБ, ф. 310, 754 (л. 255 об. – 256 об.) – 40-е годы XVII в., почерки писцов Троице-Сергиева монастыря; 2) РНБ, F.XVII.17 (л. 382–383 об.) – 50-е годы XVII в. (Хронограф Арсения Суханова) . Патирарший летописный свод 1670-х годов 199 вобрал в себя множество источников. Повесть о Темир-Аксаке передает текст Патриаршего списка Никоновской летописи. Списки: 1) РГБ, ф. 556, 34 (л. 353 об. – 355 об.) – 70–80-е годы XVII в.; 2) РГАДА, ф. 181, 351 (л. 276–277 об.) – 70–80-е годы XVII в.; 3) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1404б (л. 578 об. – 581 об.) – конец XVII в., восходит к Архивскому списку; 4) РГАДА, ф. 181, 15, кн. 4 (л. 87 об. – 94 об.) – около 1727 г., непосредственная (!) копия Вифанского списка. В заключение публикуем Повесть о Темир-Аксаке редакции Никоновской летописи по ее оригиналу: РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), оп. 1, 163 (л. 620–624). Повесть преславнаго чюдеси о иконе Пречистыа Богородици, еже нарицается Володимерскиа, ю же, глаголють, написа Лука еуагелист, ея же принесоша от града Владимеря в боголюбивыи град Москву в нахожение нечестиваго царя Темир Аксака. Во дни княжениа великого князя Василиа Дмитреевичя, внука Иванова, правнука Иванова же, праправнука Данила Московскаго, препраправнука Александрова, пращура Ярослава Всеволодичя, при началстве и пастырстве пресвященнаго Киприана, митрополита Киевскаго и всеа Русии, и в 16 лето пастырства его, в 15 же лето царства Болшиа Орды Воложскиа царя Тахтамыша, в седмое же лето княжениа великого князя Василиа Дмитреевича, в 14 лето по взятии Московском от Тахтамыща царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И. Наибольшее сходство она обнаруживает с приписываемой А. И. иконой «Богоматерь Звезда Пресветлая», где представлена сцена Распятия, сопоставимая с такой же сценой на иконе «Плоды страданий Христовых». На рубеже XVII и XVIII вв. для муромского собора Рождества Пресв. Богородицы был создан комплекс икон с развернутым циклом житийных сцен благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских (10 или 11 досок). Комплекс не сохранился, о нем можно судить по упоминаниям в дореволюционной лит-ре ( Травчетов. 1903. С. 80; Белоцветов. 1907. С. 31; Ушаков. 1913. С. 321), а также по рисованным копиям кон. XIX в. Н. П. Андрина. Это 40 миниатюр, сделанных в натуральную величину с клейм утраченных икон (РНБ. F. I. 832; ГИМ. Муз. 3789). Размеры миниатюр, их формат, близкий к квадрату, особенности композиционных решений, характер изображений, количество и размещение персонажей чрезвычайно близки к подписной иконе А. И. «Святые князья Константин, Михаил и Феодор, с житием» (1714). Автор иконы (А. И. ?), обращаясь к житийным иконам святых Петра и Февронии (кон. XVI - нач. XVII в., 1618, 1669), создал оригинальное произведение и предложил свое прочтение Жития Муромских святых. Как и на иконе «Святые князья Константин, Михаил и Феодор, с житием», в его работе заметно стремление возвеличить Муром, подчеркнуть его историческую древность и духовную значимость. Р. П. Дмитриева и О. А. Белоброва высказывали мнение, что «на основании копий нельзя судить о времени их возникновения» ( Дмитриева Р. П., Белоброва О. А. Петр и Феврония муромские в лит-ре и искусстве Др. Руси//ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 175-176). Можно предположить, что данная икона могла быть написана А. И. в 90-х гг. XVII в. или на рубеже XVII и XVIII вв.: в этот период в Богородицком соборе велись работы по замене иконостаса, появились новые образа, а древние поменяли местонахождение в храме. Эта версия подкрепляется записью 1948 г. на экземпляре копии Андрина (ГИМ. Муз. 3789. Тит. л.): «Со слов Подобедовой. Икона в 10 (или 11) досок в Муроме, с которой рисованы эти миниатюры, более не существует в Муроме. По-видимому, писаны местным иконописцем XVII в. Казанцевым. Сообщила Подобедова, кот. работает над иконой… 28/I 48». По мнению нек-рых исследователей и реставраторов ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря (в частности, Т. М. Мосуновой), А. И. может быть атрибутирована икона «Спас Вседержитель» кон. XVII в., находящаяся в московской ц. Богоматери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке. По ряду признаков (черные поля, зеленый цвет фона, форма облаков, холодный тон личного письма) икона «Собор муромских чудотворцев» кон. XVII в. из собрания И. С. Куликова (МИХМ) представляет типичное произведение провинциального иконописца рубежа XVII и XVIII вв., подражающего манере мастеров Оружейной палаты. В этом отношении образ муромских чудотворцев близок иконам, вышедшим из мастерской местного изографа А. И. (МИХМ). Федор Иванов

http://pravenc.ru/text/1319860.html

М. Ш. также упоминалась в «Листе за гробом благоверного великаго князя Всеволода Георгиевича», который находился во владимирском Успенском соборе (РГБ. Ф. 178. Муз. 4288. Л. 615-615 об.; Сиренов. 2003. С. 74). Его текст, как установил Сиренов, был составлен в Москве в окружении патриарха Иосифа, вероятно, книжниками Печатного двора незадолго до перенесения мощей св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича, которое состоялось 22 янв. 1645 г. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. этот текст неоднократно копировался (напр., см.: БАН. 34.4.27. Л. 1, 24). Тексты этих надгробных листов были включены в состав списка 1670 г. Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. 4288), к-рая в кон. XVII в. входила в состав рукописной б-ки Успенского собора во Владимире ( Сиренов. 2003. С. 41). Однако в сер. XVII в. процесс общерус. канонизации М. Ш. так и не начался. По мнению Сиренова, не исключено, что «участие патриарха Иосифа в почитании владимирских святынь продолжалось бы и далее, если бы не его кончина в 1652 г.» (Там же. С. 35). Следует отметить, что М. Ш. в отличие от большинства своих родственников и потомков не была похоронена во владимирском Успенском соборе, внимание к к-рому в XVII в. со стороны московских светских и церковных властей было постоянным. Поэтому почитание великой княгини носило прежде всего местный характер. Достаточно отметить, что уже в сер. XVII в. все тот же Сергий (Шелонин) не включил рассказ о М. Ш. в свою «Повесть о страдании» св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича, к-рая известна в составе его авторского сборника. Эта рукопись сохранилась в б-ке Псковской Никандровой пуст. (ПИАМ. Собр. Никандровой пуст. 292. Л. 348-369; Сиренов. 2003. С. 99-120). Несмотря на то что в XVII в. еще существовали предпосылки для устойчивого развития почитания М. Ш. за пределами Владимира, в сер. 50-х гг. XVII в. имя М. Ш. также не было включено в т. н. Месяцеслов троицкого келаря Симона (Азарьина) (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201), а в кон. XVII-XVIII в.- в «Описание о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.).

http://pravenc.ru/text/2562162.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010