При этом в нем отсутствует упоминание о частом употреблении вина, что для Руси, в отличие от Византии, не было свойственно. Роль вина, которое византийские монахи употребляли не ради опьянения, а из-за содержащихся в нем полезных веществ, на Руси выполняли продукты из ягод и т.п. Соловецкий устав ближе всего стоит к реальной практике пощения на Руси. IV. Практическое применение устава о посте: некоторые замечания Завершая анализ уставных указаний о Рождественском посте, прежде всего необходимо сделать следующее замечание. Список почитаемых праздников, содержащихся в печатном Типиконе (см. выше Ι.3.Б), содержит только памяти древних святых. Это неудивительно – в основе Типикона лежат уставы тысячелетней давности. Но среди святых ноября-декабря немало и новых русских памятей, которые также должны быть включены в разряд особо почитаемых. Можно указать на памяти: святителя Филарета Московского (19.11 ст. ст./2.12 н. ст.), святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия (23.11 ст. ст./6.12 н. ст.), освящения церкви великомученика Георгия в Киеве («Юрьев день»: 26.11 ст. ст./9.12 н. ст.), явления иконы Божией Матери «Знамение» (27.11 ст. ст./10.12 н. ст.), священномученика Серафима (Чичагова) (28.11 ст. ст./11.12 н. ст.), священномученика Илариона Верейского (15.12 ст. ст./28.12 н. ст.), праведного Иоанна Кронштадтского (20.12 ст. ст./2.01 н. ст.; совпадает с памятью святого Игнатия Богоносца), святителя Петра Киевского, Московского и всея Руси (21.12 ст. ст./3.01 н. ст.). Большим почитанием пользуются памяти великомученицы Екатерины (24.11 ст. ст./7.12 н. ст.), святителя Спиридона Тримифунтского (12.12 ст. ст./25.12 н. ст.), несмотря на то, что устав указывает им службу без особого празднования. Напротив, память святых Пяточисленных мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13.12 ст. ст./26.12 н. ст.), – хотя она и не перечислена в общей главе об уставе Рождественского поста под 14 ноября, имеет полиелей и также должна быть включена в разряд особо почитаемых.

http://pravoslavie.ru/108588.html

18 сентября ст. ст./1 октября нов. ст. Иеросхимонах Гавриил (1956). 27 сентября ст. ст./10 октября нов. ст. Схимонах Архипп (1896). 28 сентября ст. ст./11 октября нов. ст. Иеросхимонах Иоанн (1957). 1 октября ст. ст./14 октября нов. ст. Схимонах Иоанн (1890). 5 октября ст. ст./18 октября нов. ст. Схиархимандрит СЕРАФИМ, настоятель Глинской пустыни в 1943–1958 гг. (1958). 6 октября ст. ст./19 октября нов. ст. Игумен Серафим (1956). 11 октября ст. ст./24 октября нов. ст. Архимандрит Аполлинарий (1864) и схимонах Никита (1960). 12 октября ст. ст./25 октября нов. ст. Иеромонах Арсений (1859) и монах Иоанн терпеливый (1891). 20 октября ст. ст./2 ноября нов. ст. Иеромонах Феодосий (1850). 22 октября ст. ст./4 ноября нов. ст. Послушник Андрей смиренный (1898). 5 ноября ст. ст./18 ноября нов. ст. Монах Досифей благоговейный (1874). 9 ноября ст. ст./22 ноября нов. ст. Иеросхимонах Иона (1960). 30 ноября ст. ст./13 декабря нов. ст. Иеросхимонах Анатолий благоговейный (1860). 1 декабря ст. ст./14 декабря нов. ст. Иеросхимонах Иларион (1957). 13декабря ст. ст./26 декабря нов. ст. Схимонах Пантелеймон (1895). 19 декабря ст. ст./1 января нов. ст. Схиархимандрит Серафим (1976). 26 декабря ст. ст./8 января нов. ст. Схимонах Симон (1958). ПРИМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ 1.Принятые сокращения. АГР – архив Глуховского райисполкома. АУПЦ – архив уполномоченного по делам Православной церкви. АСЕУ – архив Сумского епархиального управления. АШР – архив Шалыгинского райисполкома. ГАБО – Государственный архив Брянской области. ГАКО – Государственный архив Костромской области. ГАСО – Государственный архив Сумской области. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МОЛЧЕНСКОЙ... ПУСТЫНИ... – Историко-статистическое описание Молченской Рождество-Богородицкой Печерской мужской общежительной Софрониевой пустыни и состоящего при ней скита во имя пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находящихся в Курской епархии, составленное игуменом Палладием по благословению преосвященного Ювеналия, епископа Курского и Белоградского. М., 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Ф. Зачинскому, Бердникову. Так, в 3 изданиях, посвященных Павлову, он с благодарностью подчеркивал, что является его учеником, характеризовал ученого как «жреца науки, всецело ей преданного», разместил в приложении к некрологу библиографию его печатных трудов из 62 наименований. Подробные очерки с приложением библиографии посвятил К. и Будиловичу. Арх.: Ист. архив Эстонии. Тарту. Ф. 384. Оп. 1. Д. 3356; Ф. 402. Оп. 3. Д. 858. Ист.: Собор, 1918. Определения; Журналы и протоколы Высочайше утвержденного Предсоборного присутствия. М., 2015. Т. 4. Соч.: Собр. соч. Юрьев, 1911. 2 т.; Как русские берегли свою веру//Живописная Россия. 1891; Толкователи канонического кодекса Вост. Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. М., 1892. Юрьев, 19112 ; Происхождение старокатоличества и IV Интернациональный старокатолический конгресс в Вене. Юрьев, 1898; Знаменитый рус. канонист А. С. Павлов. М., 1899. Юрьев, 18992; О разводе в России. М., 1899; Иноверцы на Руси: К вопросу о свободе совести и о веротерпимости. Юрьев, 1900, 19012, 19033. Т. 1: Положение неправосл. христиан в России; Краткий очерк церковного права. Юрьев, 1900, 19133; Отношение Правосл. Вост. Церкви к лицам неправославным. Юрьев, 1900; Отношение русской церковной и гос. власти к иноверцам. Юрьев, 1900; Пособие к изучению церковного права. Юрьев, 1900; Эстонцы и немцы в Прибалтийском крае: По поводу кн. A. Grenzstein " а: Herrenkirche oder Volkskirche? Eine estnische Stimme im baltischen Chor. Jurjew, 1899. Юрьев, 1900; Положение неправославных христиан по действующему рус. законодательству. [Юрьев, 1901]; Положения к дис. «Иноверцы на Руси». Каз., 1901; Воспоминания гимназической жизни: (К 100-летнему юбилею Калужской гимназии). Юрьев, 1904; Некоторые особенности устройства Юрьевского (бывш. Дерптского) ун-та: К вопросу об университетской реформе. Рига, 1904; О неправославных христианах в России: К вопросу о свободе совести и веротерпимости в России//РВ. 1904. Янв. С. 79-120; Старые и новые законы о разводе: По поводу издания проекта нового Гражданского уложения.

http://pravenc.ru/text/2458949.html

1593       Процессы против животных в средние века. СПб., 1898; Средневековые процессы о ведьмах. СПб., 1899. 1594       О началах и формах духовного суда//Правосл. обозрение. 1870. 5, 6; Духовный суд в древней Церкви в первые три века христианства и в период Вселенских соборов//Там же. 9–12; 1871. 1, 2; Основные начала судебной реформы в применении к ведомству духовного суда//Там же. 1871. 3, 5. 1595       См. также его: Античный мир и христианство. Ярославль, 1880. Азаревичу принадлежит также перевод книги Гвидо Паделлетти «Учебник истории римского права» (с изм. и доп. Одесса, .1885). 1596       В литературе отмечается зависимость Азаревича от кн.: Mortreuil J.A.B. Histoire du droit byzantin ou du droit romain dans l’empire d’Orient, depuis la mort de Justinien jusqu’à la prise de Constantinople en 1453. 3 vols. P., 1843–1846 (переизд. – 1877). 1597       См.: Никольский И. Греческая Кормчая книга: Пидалион/Под ред. свящ. Н.А. Копьева. М., 1888. 1598       См., например: Происхождение старокатоличества и IV интернациональный старокатолический конгресс в Вене. Юрьев, 1898; О разводе в России. M., 1899; Знаменитый русский канонист A.C. Павлов. Юрьев, 1899; Старые и новые законы о браке. Юрьев, 1898; Отношение православной восточной церкви к лицам неправославным. Юрьев, 1900; Отношение русской церковной и государственной власти к иноверцам. Юрьев, 1900; Старые и новые законы о разводе. Юрьев, 1904; Любопытные вопросы древнецерковной практики. Юрьев, 1905; К вопросу о свободе совести и о веротерпимости. Юрьев, 1905; Накануне церковной реформы. Юрьев, 1907; Новейшее законодательство по делам православной русской церкви. Юрьев, 1909; Указатель литературы церковного права по 1910 г. Юрьев, 1911. 1599       Провинциальные собрания Римской империи и Вселенские соборы//Зап. Русск. научного ин-та в Белграде. 1931. Вып. 5; Каноны и каноническое сознание//Путь. 1933; Две идеи Вселенской Церкви//Путь. 1934. 45; Неизменное и временное в церковных канонах//Живое предание: Православие в современности. Париж, 1937 (репр.: M., 1997); Трапеза Господня. Париж, 1952; Служение мирян в Церкви. Париж, 1955; Церковь Духа Святого. Париж, 1971.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Верим, что эта книга укрепит духовную связь чад старца с их наставником и приведет к нему сердца тех, кто не имел утешения знать его лично. Земное служение старца Богу и людям, молитвенно продолжается в ином, невидимом для нас мире, в тех селениях, где за русскую землю предстательствуют святые и своей благодатной помощью не оставляют нуждающихся в ней. ГЛИНСКИЙ ПОМЯННИК (Составлен издателями 1415 ) 30 января ст. ст./12 февраля нов. ст. Послушник Василий кающийся (1859). 5 февраля ст. ст./18 февраля нов. ст. Схимонах Артемий (1885). 7 февраля ст. ст./20 февраля нов. ст. Схимонах Евфимий (1866) и послушник Максим (1900). 21 февраля ст. ст./6 марта нов ст. Иеросхимонах Макарий (1864). 23 февраля ст. ст./8 марта нов. ст. Глинский воспитанник, схимитрополит Тетрицкаройский Серафим (1985). 26 февраля ст. ст./11 марта нов. ст. Иеросхимонах Пантелеймон отшельник (1831). 4 марта ст. ст./17 марта нов. ст. Схимонах Марк (1893). 8 марта ст. ст./21 марта нов. ст. Схиархимандрит Андроник (1974). 23 марта ст. ст./5 апреля нов. ст. Иеромонах Порфирий (1868). 28 марта ст. ст./10 апреля нов. ст. Монах Димитрий (1891). 31 марта ст. ст./13 апреля нов. ст. Игумен ФИЛАРЕТ, настоятель Глинской пустыни в 1817–1841 гг. (1841) 1 апреля ст. ст./14 апреля нов. ст. ПАМЯТЬ ГЛИНСКИХ ПОДВИЖНИКОВ: игумена Филарета (1841), иеросхимонаха Макария (1864), монаха Досифея благоговейного (1874), монаха Феодота (1859), монаха Иоанна терпеливого (1891), монаха Игнатия трудолюбивого (1883), схимонаха Иоанна (1890), схимонаха Лаврентия (1881), схимонаха Артемия (1885), монаха Евфимия (1866), монаха Евгения (1894), схиархимандрита Илиодора (1879), монаха Пимена (1895), послушника Николая (1896), монаха Петра (1898), схимонаха Кирилла (1900), схимонаха Луки (1898), послушников Андрея смиренного (1898) и Максима (1900). Преставление монаха Пимена (1895) и схимонаха Кирилла (1900). 5 апреля ст. ст./18 апреля нов. ст. Монах Мартирий (1865). 7 апреля ст. ст./20 апреля нов. ст. Монах Анания, лекарь (1860). 9 апреля ст. ст./22 апреля нов. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В царствование Алексея Михайловича среди царских иконописцев одно из видимых мест занимал грек Апостол Юрьев. Тогда в Государевом Оружейном Приказе работало не мало иностранных художников, – были тут армяне (напр., Иван Богданов Салтанов), поляки (Станислав Лопуцкий), греки и другие. Апостол Юрьев был родом из Афин. Приехал же он в Москву 26 декабря 1659 года из Молдовалахии «По твоему Великого Государя указу, – пишет Апостол Юрьев в своей челобитной Государю, – и по грамоте при Никоне Патриархе в Молдавской и Волоской земле велено выслать к тебе, Великому Государю, в Москве нас иконописцев добрых и нас, Государь, иконописцев обрелось в той земле три человека». Не имея денег на проезд до Москвы, эти иконописцы заняли у гречан торговых людей, сто ефимков и пустились в дальний путь. Не легка была эта дорога – на ней оба товарища Апостола Юрьева умерли. («И судом, Государь, Божиим, говорит Юрьев, тех моих двух товарищей, на дороге не стало»). По своему приезду в Москву, Апостол Юрьев вместе с другими приезжими греками представлялся Государю, при «Царской Светлости очи видели и у руки был». В Посольском Приказе Юрьев заявил, «что приехал он к Великому Государю послужить на время иконным письмом. И Великий Государь Царь указал того иконописца отослать из Посольского Приказу в Оружейный приказ». Заведовавший Оружейным Приказом окольничий и оружейничий, Богдан Матвеевич Хитрово, приняв Юрьева в Оружейный Приказ, велел ему 9 января 1660 года, несомненно желая убедиться в степени его иконописного искусства, написать три иконы «Спасов образ Вседержителя на престоле, Покрова Пречистыя Богородицы, Преображение Господа нашего Иисуса Христа. А к тому иконописному делу дано ему, Апостолу, красок сурику, бакану виницейского, голубцу, яри виницейской, зелени, черлени, по 5 золотников, белил полфунта, чернил тож, сусального золота 30 листов». 11 января Апостол Юрьев приступил к работе, при чем ему было отведено помещение на Патриаршем дворе («велено мне жить на Патриаршем дворе в палатах») в палатах и назначено содержание – поденного корму по десяти денег на день «да вина с кружечного двора по три чарки, да по две кружки пива, да меду по кружке».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

«1. Здание Вознесенской церкви каменное, построено в 1780 г., колокольня построена в 1840 г., в списках памятников архитектуры или исторических не числится. Церковь закрыта по решению советских органов в 1930 г. и было занято инкубаторно-птицеводческой станцией, которая занимает и в настоящее время. 2. Колокольня Вознесенской церкви находится в полуразрушенном состоянии, без крыши, деревянные конструкции пришли в полную негодность, а сама колокольня имеет уже небольшое отклонение в западную сторону и угрожает обвалом. 3. Ходатайств со стороны верующих об открытии Вознесенской церкви не поступало и поступить не может, ввиду утери зданием своего церковного вида и потому, что в городе Юрьев-Польском находится много, довольно сохранившихся зданий церквей. 4. На основании вышеизложенного считаю необходимым поддержать ходатайство Юрьев-Польского горисполкома о разборке быстро разрушающейся колокольни недействующей Вознесенской церкви в городе Юрьев-Польском». 5. На основании ходатайства исполнительного комитета Юрьев-Польского городского Совета депутатов трудящихся и справки уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Владимирской области от 6 мая 1952г. за 80 принято решение исполнительного комитета Владимирского областного Совета депутатов трудящихся от 6 мая 1952 г. 537: «Разрешить Юрьев-Польскому горисполкому разобрать полуразрушенную колокольню бездействующей Вознесенской церкви в городе Юрьев-Польский». Следующие упоминание о храме встречается в справке о недействующих церковных зданиях в городе Юрьев-Польском, датируемой 27 марта 1973 г., где говорится, что: «Вознесенская церковь, 1780 г. постройки; на государственной охране не состоит; церковного вида не имеет». В советские годы Вознесенская церковь использовалась под инкубатор совхоза «Красносельский». Техническое состояние храма оценивалось как удовлетворительное. 3. Возрождение Петропавловского монастыря в начале XXI в. 27 мая 2010 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было положено начало возрождению Петропавловского монастыря. Восстановление святой обители было начато с кладбищенской Вознесенской церкви. Включение храма в состав монастыря и выбор этого объекта как начального для возрождения обусловлено лучшей сохранностью стен этого храма в сравнении с Успенской церковью и Петропавловским собором и наличием свободной, незастроенной земли вокруг, необходимой для возведения келий для сестер.

http://sobory.ru/article/?object=10141

1) Головеньки – ст. Ясенки Карамышево – ст. Лазарево Колядино – ст. Ясенки Кочаки 5) Ламиносово – ст. Ясенки Мясоедово Переволоки – г. Крапивна Потемкино – ст. Ясенки Пришня – г. Крапивна 10) Спасское на Солове Трасна – ст. Ясенки 3-й округ Благочинный, священник села Покровского-Ушакова Николай Глаголев. Духовный следователь, священник села Пирогова-Зыкова Димитрий Глаголев. 1) Архангельское – ст. Горбачево Голощапово – ст. Лазарево Драгуны (Кудрино) – г. Крапивна Красное – ст. Сергиево 5) Красногорье Лапотково – ст. Лазарево Новая Локна – ст. Горбачево Покровское-Ушаково Пирогово-Зыково – станц. Сумароково М.-К. жел. дор. 10) Рахманово – ст. Сергиево Синявино Старая Локна Частые Колодези 4-й округ Благочинный, протоиерей села Сергиевского Евгений Озерецковский. Духовный следователь, священник села Сергиевского Василий Ивановский. 1) Змиево-Ильинское – ст. Лазарево Камынино-Покровское – ст. Сергиево Липово – ст. Сумароково М.-К. ж. д. Нарышкино (Петровское) – ст. Теплое Р.-У. жел. дор. 5) Ново-Никольское – ст. Лазарево Пирогово-Спасово – ст. Сумароково М.-К. ж. д. – ст. Лазарево Сергиевское – ст. Сергиево 10) Сорочинка-Димитриевское Спасское на Уперте-Тихие Затоны – ст. Лазарево Теплое – ст. Теплое Р.-У. ж. д. Царево Юрьево, прип. к с. Сергиевскому – ст. Сергиево 5-й округ Благочинный, священник села Панина Александр Глаголев . Духовный следователь, священник села Воронков Димитрий Петровский. 1) Богучарово – ст. Ясенки Бородино Воронки Головлино 5) Горячкино-Нижнее Костомарово Долгое Иконки – ст. Лазарево Колычево Костомарово-Вышнее – ст. Ясенки 10) Кобелево-Пречистеское Крутицы – ст. Лазарево Крутое – ст. Ясенки Миленино Панино – ст. Ясенки 15) Хилково – ст. Лазарево Новосильский уезд 1-й округ Благочинный, священник Казанской Кладбищенской ц. г. Новосиля Николай Борисоглебский. Духовный следователь, священник села Воротынцева Петр Вознесенский. Гор. 1) Соборная Успенская – г. Новосиль Николаевская Казанская Кладбищенская 5) Воротынцево Зарецкая Слобода Петушки Ямская Слобода

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ковальницкий Д., проф. О значении национального элемента в историческом развитии христианства. Киев. 1880. Codex canonum ecclesiae univ. a Justiniano Imp. confirmatus et recens. Justelli editus cura Gebh. Thdr. Meiers Helmstadii. 1663. Козлов. К вопросу o цезарепапизме. СПБ. 1911. Колокольцев К. Устройство управления румынской православной церкви. Казань. 1897. Коновалов. Д. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Ч.1. В.1. Физические явления в картине сектантского экстаза. Серг.-Пос. 1908. – Психология сектантского экстаза. Речь пред защитой магистерской диссертации. Серг.-Пос. 1908. Корольков К., свящ. Жизнь и царствование имп. Александра III (1882–1894 гг.). Киев. 1901. Корсунский И. Определение понятия о Церкви в сочинениях митр. Филарета Москов. Христ. Чт. 1895 Ч. 2. Косаткин И. Сборник законоположений о порядке приобретения церквами, монастырями и учреждениями духовного ведомства недвижимых имуществ и о мерах к охране церковных земель. Н.-Новгород 1904. Костадин. Церковная патриархия и православие в Европейской Турции. СПБ. 1895. Котович А. Духовная цензура в России (1799–1855 г.г) СΠБ. 1909. Красин М. Творение бл. Августина: „De civitate Dei“ Казань. 1873. Красножен М. Границы веротерпимости. Юрьев. 1906. – Иноверцы на Руси. Т.1. Положение не православных христиан в России. (Учебн. комитетом Св. Синода и Учен. Комит. Мин. Нар. Просв. допущ. в учит. библ. и бесплатн. народ. библ. и читальни). Государь Император, по всеподданнейшему докладу господина Министра Народного Просвещения, в 5-й день мая 1905 года, Всемилостивейше соизволил принять экземпляр этого сочинения и Высочайше повелел благодарить автора. Изд. 3-е. Юрьев. 1903. Красножен М. История образования канонического кодекса греческой церкви. Юрьев. 1909. – Знаменитый русский канонист А. С. Павлов . Москва, 1899. 2-е изд. Юрьев. 1899. – Краткий очерк церковного права. Юрьев. 1900. – К вопросу о свободе совести и веротерпимости. Юрьев. 1905. – Любопытные вопросы древне-церковной практики, Юрьев. 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Юрьев монастырь, Юрьев (Георгия Победоносца) монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1030. Ссылки:   Адрес: Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, Юрьево Координаты: 58.4871, 31.286 Проезд: Юрьев монастырь находится в нескольких километрах от Новгорода. Чтобы попасть в него, лучше всего воспользоваться автобусом (или который ходит от вокзала. Остановка, нужная вам, называется «Юрьево». Если вы едете на автомобиле, нужно выезжать из города по Троицкой улице и следовать по гла ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Юрьев монастырь находится в нескольких километрах от Новгорода. Чтобы попасть в него, лучше всего воспользоваться автобусом (или который ходит от вокзала. Остановка, нужная вам, называется «Юрьево». Если вы едете на автомобиле, нужно выезжать из города по Троицкой улице и следовать по главной дороге до поворота на Юрьев монастырь и Витославлицы, где, кстати (в Новгородском музее народного деревянного зодчества), сохранился дом графини Орловой-Чесменской. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты К северному корпусу примыкает Кресто-Воздвиженский собор, построенный в 1761-1762 годах и перестроенный в 1823 году. Перед передачей его законным хозяевам - РПЦ в нём проводились художественные выставки. Церковь Иконы Божией Матери Неопалимой Купины Свято-Юрьева монастыря построена в 1828-1830 гг.После ВОВ в ней жили люди, с середины 80-х годов 20-го века до восстановления мужского монастыря в южном корпусе и самой церкви были художественные мастерские. В 1030 г. кн. Ярослав Мудрый выстроил здесь деревянную церковь во имя св. Георгия. В 1092 г. монастырь был расширен, в 1119-1130 гг. при Всеволоде деревянную церковь сменили каменным храмом. До 18 века обитель считалась одной из самых богатых на Севере и была называема лаврой. Монастырские владения доходили до Белого моря. К обители был преписан Перынский скит, расположенный в 1 км от монастыря. Сегодня в обители 3 монаха, 3 послушника и 20 трудников.

http://sobory.ru/article/?object=00164

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010