При тогдашнем состоянии нравов ни народ, ни князья, в минуту гнева, не щадили духовенства, не взирая на глубокое к нему уважение; так читаем: «Ярослав же (Изяславич) слышав, яко стоит Киев без князя, пограблен Олговичи, и приеха опять Киеву, на гневех замысли тяготу Кыяном, река, подвели есте вы на мя Святослава, промышляйте, чем выкупити княгини и дете. Онемже не умеющим что отвещати ему, и попрода вся в Киеве, игумены и попы, и черньце, Латину, и госте, и затвори, все Кыяны» 54 . Мы видели, как производилось избрание епископов; что же касается до избрания игуменов в монастырях, то оно зависело от братии, причем иногда имели место восстания и насильственные смены игуменов 55 ; так было, по крайней мере, в монастыре Киево-Печерском, о других же монастырях не имеем известий. Иногда монахи избирали себе в игумены из белого духовенства. Так читаем: 56 «Братья овцы без игумена (в Киево-Печер. монаст.), совокупившимся братьи всей, и нарекоша собе игумена Прохора попина, и возвестиша Митрополиту и князю Святополку о нем, и повел князь Митрополита поставити с радостью». В другом месте летописи читаем любопытный рассказ: 57 «Преставися блажены архимандрит игумен Печерьской, именем Поликарп... По смерти его братия, теж в монастырь: по старци бо оном не могоша избрати себе игумена, и бысть скорбь братьи и туга и печаль велья, и не подобашет бо таковому сильну дому поне един час без пастуха быти. Во вторник же, убо удариша братья в било, и снидошася во церковь , и почаша мольбы творити ко Святей Богородице: и се дивно бысть дело, яко едиными усты мнозе рекоша: «Послемся к Васильеви попови на Щековицю, абы был нам игумен и управитель стаду черноризице Феодосьева монастыря Печерскаго». И пришедши поклонишася Василью попови, и рекоша: «Мы, вся братья и черноризцы кланяемся тобе и хочем тя имети собе отца игумена». Поп же Василий в велице изумленьи быв, поклонися противу им и рече: «Отцы и братья! Аз чернечество на сердци имел есмь; игуменьство же ради что мыслите о моей худости?» Много же превеся им, и веречеся им.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Васильевский остров, 16 линия, д. 13, кв. 12 Ксения Половцова по просьбе В.С. Чернявского и К.Ю. Ландау Заявление в Совет Чертков Владимир Григорьевич I. Ясенки, Тульской губ. II. Петроград, Васильевский остров, Большой прт., д. 79 Март 1915 Ксения П Записка Шохор-Троцкий Константин Семенович Ясенки, Тульской губ. Март 1915 Ксения П Записка Каряпкин Федор Гаврилович Старопетергофский пр., д. 54, кв. 6 Май 1915 Ксения Ксения П Был 84 . Абрантович Фабиан Иванович Первая рота, 11 И. Книжник, А.С. Пругави- на. Еще рекомендован по др записке Мусатова Записка Книжника. ПВ Католический патер Юшкевич София Васильевский остров, 15 линия, д. 72, кв. 73 П.С. Юшкевич, Б.Г. Столпнер Письмо на имя Ксении П Попов Григорий Николаевич Крестовский остров, Надеждинская ул., д. 45, кв. 2 Чернова Любовь Николаевна Крестовский остров, Надеждинская ул., д. 45, кв. 2 Записка А.В. Татаринов Владимир Валерианович Крестовский остров, Надеждинская ул., д. 45, кв. 2 Записка А.В. Масловский Сергей Дмитриевич Суворовский пр., 35 б Удельная, ул. Алексеевская, д. 72 15 .XII.1914 А.В. Карташев Записка А.В. Славинский Максим Антонович Эртелев пер., д. 16 15 .XII.1914 А.В. Карташев Записка А.В. Потоцкая Анастасия Ивановна Новгородская ул., д. 14, квартира Макарьева 15 .XII.1914 Д.С. Мережковский Записка А.В. Верховский Глеб Евгеньевич Надеждинская ул., д. 22, кв. 25 2 .V.1915 И. Книжник Открытка Книжника к Ксении П Муравьев Николай Васильеви Апраксин пер., д. 20, кв. 2 2 .V.1915 И. Книжник Открытка Книжника к Ксении П Сциборский Дмитрий Борисович Средняя Подъяческая ул., д. 13, кв. 3 Ксения П (через В.Л. Стояновскую), рекомендовал Мейер Записка Стояновской Сциборская Ольга Петровна Средняя Подъяческая ул., д. 13, кв. 3 Ксения П , Мейер Вячеславова Валентина Николаевна Ярославская ул., д. 1/9 Ксения П (через Стояновскую) Записка Стояновской Устинов Борис Эмильевич Невский прт., д. 134, кв. 15 Ксения П Элиава Шалва Зурабович Невский прт., д. 134, кв. 15 Ксения П Федосеева Вера Емельянова Офицерская ул., д. 20, кв. 39

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

«Великое собрание Третьяковской галереи призвано нести свет просвещения и творчества русским людям, всем тем, кого интересует и притягивает русское искусство. В галерее множество замечательных картин, которые по-своему отражают художественные поиски лучших представителей русского народа, талантливых художников, - пишут авторы просьбы-послания. - Основу собрания XIX-XX века составляют такие мастера живописи, как А.Иванов, В.Суриков, А.Саврасов, И.Левитан, Ф.Васильеви многие другие. Однако в замечательном собрании галереи есть ряд картин, содержащих клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых Царей и Цариц. Таким картинам явно не место в этом собрании русских живописных шедевров. Прежде всего, речь идет о мерзкой, клеветнической и ложной как в своем сюжете, так и его живописном воспроизведении картине И.Е.Репина " Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года " (1885 г.). Современной исторической наукой твердо установлено, что Первый Русский Царь Иоанн не убивал своего сына.Отсутствуют какие-либо достоверные сведения об этом в первоисточниках XVI века. Напротив, древние летописи того времени свидетельствуют о болезни и преставлении Царевича Иоанна. Версия " сыноубийства " появляется только в качестве слуха - с приставкой " глаголют нецыи " , в более поздних письменных источниках уже XVII века, созданных во время или после Смутного времени и основанных на записках явных врагов России, иностранных посланников Джерома Горсея и папского нунция Антонио Поссевино, которые приводят совершенно разные, явно недостоверные, версии якобы произошедшего " сыноубийства " . В то же время, сохранившиеся подлинники материалов Посольского приказа того времени, дела о приезде папского посла Антонио Поссевино, включавшие Царскую переписку, позволили публиковавшему эти материалы в 1903 году академику Н.С.Лихачеву сделать обоснованный вывод, что Царевич Иоанн скончался в Александровской слободе после одиннадцатидневной болезни, казавшейся поначалу не опасной. О причинах этой болезни со всей ясностью свидетельствует вскрытие гробниц Царя Иоанна Васильевича Грозного и Царевича Иоанна Иоанновича в Архангельском соборе Московского Кремля, произведенное в 1963 году, и последовавшие достоверные точнейшие исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы честных останков Царевича. Превышение в 32 раза допустимого содержания в останках ртути, в несколько раз мышьяка и свинца неопровержимо свидетельствуют, что Царевич Иоанн скончался в результате отравления солями ртути, мышьяка, свинца. Экспертиза установила отсутствие каких-либо следов крови на волосах Царевича».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/02/et...

в связи с решением ростовского тысяцкого Георгия оковать раку прп. Феодосия. Согласно «Слову о поковании раце преподобнаго отца нашего Феодосия Печерьского» (в КПП), для этих целей было выделено 500 гривен серебром и 50 гривен золотом. Под 1128 г. Лаврентьевская летопись сообщает: «Преяша церковь Дмитрия печеряне, и нарекоша ю Петра, съ грехом великим и неправо» (Там же. Стб. 299). Исследователи по-разному интерпретируют это известие. П. Г. Лебединцев , М. Д. Присёлков , Я. Н. Щапов относят его на счет Димитриевского мон-ря, основанного кн. Изяславом, но Голубинский, Д. Н. Слюсарёв, М. К. Каргер полагают, что речь идет о ц. св. Димитрия, располагавшейся рядом с Киево-Печерским мон-рем. Мнение о поглощении Печерской обителью Димитриевского мон-ря представляется более аргументированным. Оно основывается на свидетельстве статьи 1158 г. Ипатьевской летописи о крупных пожертвованиях в пользу Киево-Печерского мон-ря, сделанных кн. Ярополком Изяславичем и его дочерью, вдовой минского кн. Глеба Всеславича. После 1128 г. сведения о Димитриевском мон-ре в источниках отсутствуют. В списке печерских игуменов («О игуменех печерских отъ начала бывших») в качестве преемников Тимофея названы Пимен и Акиндин. Однако источник этих сведений неизвестен. С 1168 г. в летописи упоминается игум. Поликарп, исполнявший важные поручения киевских князей (под 1170, 1171), а также участвовавший в торжественной встрече в Киеве смоленского кн. Романа Ростиславича (под 1174). После кончины игумена летом 1182 г. в обители произошли волнения: братия не могла выбрать нового настоятеля. Только после общего молебна в Успенском соборе было принято единодушное решение: «Послемся к Васильеви попови на Щьковицю, абы былъ намъ игоуменъ и оуправитель стадоу черноризиць Федосьева манастыря Печерьского» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 627). Василий был удивлен решением печерян, считая себя недостойным такой чести, но в итоге согласился. Пострижение и поставление было совершено в Киево-Печерском мон-ре митр. Никифором с участием епископов Лаврентия Туровского и Николая Полоцкого.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

И тацми свадами ратолюбець окаанный Едигй время себ злаго начинаниа готовляше сии. Яко же и уловилъ, окаанный, да яко же раскол бывшей межи князема, и начашася воевать Русь и Литва. И Быша по три лта воюючися. 536 И на Плаву приходиша противу соб, тогда же и татарове приидоша къ Плав в помощь Руси. Старци же сего не похвалиша, глаголюще: «Добра ли се будеть дума юных наших бояръ, иже приведоша половець на помощь? 537 Не сихъ ради преже Киеву и Чернигову бды прилучишася, иже имюще брань межи собою, подимающе половци на помощь, наважаху братъ на брата, да и первое наимуюче ихъ, сребро издааше из земля своея. А половци, исмотривше рускый наряд, по сем самим сдолша. Да не будуть ли си на пакость земли нашей на прочая дни, егда измаильте, усмотривша нашея земля, на ны приидуть? Яко же не бысть ся!» Князи же, истомивше воя, перемирие взяша, а гнву межи има не легчае бывшу, – а томлениа многа подъяша обои. Не бяшеть бо в то время на Москв бояръ старых, но юнии свщавахуть о всемъ: тмъ и многа в нихъ не в чинъ строениа бывахуть. Едигй же, радуяся погуб и крови человчьстй, до конца сваживая, посылаше к Васильеви помощь мала, нкыа краеземныя татары, – именем токмо словущу помощь! Вдый бо, яко ближика си суть, не зло хотять къ брани, но того ради посылаше, да не въскор устраають мира, к сему же да еще видять татарове наряд руский. Татарове же познаша, яко Русь не желателни суть на кровопролитье, но суть миролюбци, ожидающе правды, та вся послаша къ Едигеви. Едигй же слышавъ, готовляшеся на Русь. А в то время прислася великий князь Светригайло Олгердовичь 538 на Москву к великому князю Василью Дмитреевичю, хотя с ним съ единаго на Витовта. Свтригаилъ же ляхъ б врою, но устроенъ къ брани муж храбръ, добль сый на ополчение. Того ради и призваша его на Москву и вдаша ему гради мнози, мало не половину великаго княжениа Московскаго. Даша ему и многославный Володимерь, еже есть столъ земля Русскыа и град пречистые Богоматери, в ней князи велиции рустии первосдание и столъ земля Русскыя приемлють; иже «великий князь всеа»... наименовается, ту бо первую честь приемлеть. В нем же – и чюднаа великая православная съборная церкви Пречистыа Богоматери, еже есть похвала и слава по всей вселеннй живущим христианом, источникъ и корень нашего благочестиа; Золотоверха же именуема: пять бо верховъ златых имя есть. В ней же – чюдотворная икона Пречистыа, 539 иже ркы цлебъ точащи, поганыя устрашая. И таковаго града не помиловавше москвичи, вдаша въ одержание ляховъ!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каким образом князь Михаил Черниговский мог знать о Преподобном Никите и предпринять далёкое и трудное путешествие из Чернигова в Переславль-Залесский? Для решения этого вопроса я обращался к творцу Русской истории, Д. И. Иловайскому, и благодаря его указаниям могу сообщить следующее: сперва о родословной князя Михаила. По Татищеву и другим (см. у Карамзина примечание 90 к 3 тому), он родился 1179 году или около этого года и был сын Всеволода Чёрмного, внук Святославов, правнук Ольгов, праправнук Святослава Ярославича. Он называется шурином Великого Князя Владимирского Юрия, сына Всеволода Большое Гнездо, который (то есть Юрий) был женат на сестре князя Михаила Черниговского. В одной родословной русских князей таблице, хранящейся у меня, у В. К. Юрия показаны две жены: имя первой неизвестно, а вторая была Мария Всеволодовна, княжна Киевская, дочь Всеволода Чёрмного. Отец Юрия, Всеволод Большое Гнездо, с 1175 года княжил в Переславле и воевал из-за Переславля в 1180 году с дедом князя Михаила Черниговского Святославом. После Всеволода с 1212 по 1247 год княжил в Переславле сын его Ярослав, брат Великого Князя Юрия Владимирского. В 1227 году князь Михаил Черниговский выдал дочь свою за племянника Юрия Владимирского и Ярослава Переславского, за Василька Константиновича; следовательно, породнился с ними вдвойне. При таком близком и родственном отношении князя Михаила Черниговского и отца его Всеволода к Переславлю очень легко и удобно было семейству Всеволода Чёрмного знать о чудесах Преподобного Никиты Переславскаго, коему дана была от Бога, как пишется в тропаре его, благодать недуги исцеляти. По сказанию летописей князь Михаил Черниговский несколько раз посещал край Суздальский. Что он приезжал в Переславль лечиться у Преподобного Никиты, тому тоже не противоречат никакие исторические обстоятельства. Вопрос только в том, в котором году и в каком возрасте князь Михаил был в Переславле у Преподобного Никиты? В житии Преподобного Никиты и в часовне, поставленной на месте исцеления Михаила, записано было, что оно случилось в 1186 году, за несколько дней до кончины Преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

У внука святого, Юрия Ивановича Колосова, бережно хранятся сейчас многочисленные документы о жизни деда. Среди них – целый пакет с фотографиями Юрия Петровича Новицкого. Вот Юрий Петрович еще ребенок, фотография сделана, когда ему было два года. Вот Новицкий в гимназии. Вот – Новицкий студент. Новицкий – в Геттингене. Новицкий – следователь Киевского окружного суда. Новицкий – молодой приват-доцент... Новицкий – профессор Петроградского университета... Новицкий – глава комитета по ликвидации цензуры... Наконец, Новицкий – в зале суда. Завершение земной жизни святого... Это удивительные фотографии. Если разложить их по порядку, можно увидеть, как происходит величественнейшая метаморфоза преображения обычного человека в святого. Ребенок-барчук – мать Юрия Петровича, Пелагея Дмитриевна, была столбовой дворянкой – превращается в отрока. В гимназию Юрий Петрович поступил в Киеве, жил здесь в семье дяди Ореста Михайловича Новицкого, историка Церкви. Здесь и началось воцерковление его. «Религиозные вопросы меня начали интересовать со второго или третьего класса гимназии»... Здесь, в киевской гимназии, Юрий Петрович начал петь и читать на клиросе. Здесь, в гимназические годы, написал работу «Украинская природа в творчестве Гоголя». А вот фотографии молодого Новицкого. Красивое лицо, стройная фигура, франтоватые, лихо закрученные усы... Господь щедро наградил Юрия Петровича. И происхождение, и материальная обеспеченность, и красота, и прекрасное образование, и выдающиеся способности, и необыкновенная работоспособность – все было у него. И хотя Юрий Петрович делал прекрасную карьеру, удачно совмещая научную и педагогическую деятельность с административной работой (перед революцией тридцатичетырехлетний Новицкий был и профессором Петроградского университета, и чиновником по особым поручениям) сказать, что он был баловнем судьбы, никак нельзя. Семейную жизнь Юрия Петровича Новицкого с Анной Гавриловной Сусловой, дочерью крупного ученого, известного специалиста по теоретической механике, профессора Гавриила Константиновича Суслова, назвать безмятежно-счастливой трудно. Известно, к примеру, что в 1914 году, когда Юрий Петрович начинал читать лекции в Петроградском университете, Анна Гавриловна ушла на войну, стала сестрой милосердия... Поступок несомненно героический, но для семьи и прежде всего для мужа, создающий ряд неразрешимых психологических проблем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому у молодых западников и почвенников России сейчас абсолютно разные судьбы: одни едут в Верхний Ларс, другие, оставив семью, идут на войну. Неверно говорить, что сражаются на стороне России лишь «те, кто испугался не прийти на войну». Судьбы Ивана Лукина, Юрия Земцова, тысяч подобных молодых россиян противоречат этому утверждению. Юрий Земцов, погибший под Бахмутом 30 июля 2023 года, родился в Туле в семье потомственной тульской оружейницы Натальи Юрьевны Земцовой. По ее словам, «учился Юра хорошо, рисовал всегда. Окончил художественную школу и в детстве рисовал солдатиков, бои. Мелко прорисовывал военные сценки на листах ватмана, где разворачивались целые баталии. Эти баталии поражали меня знанием униформы. Когда смотрел ТВ, критиковал неточности в обмундировании и снаряжении. Читал много исторической литературы, энциклопедии. После 8-го класса стало ясно, что Юра – гуманитарий. Тогда в Туле стали образовываться профильные классы, он выбрал класс с историко-литературным уклоном в школе 73. 9-й и 10-й классы он учился в школе 73. Там сосед по парте тоже рисовал. Он приехал в Тулу из Грозного и потому рисовал в основном горцев в папахах с газырями. У этого мальчика дома было много толстенных подарочных фолиантов отличной полиграфии, в том числе и по иконописи. Юра бывал в гостях у друга, мальчики рассматривали эти драгоценные книги, и однажды сосед по парте принес в школу икону своей работы. Он прочитал в своих книжках о технологии изготовления иконы: как делать ковчег, как наносить левкас, как делать краски из натуральных пигментов. ИЮра загорелся! Им были прочитаны замечательные книги соседа по парте, книги из библиотеки, стала собираться и собственная библиотека по этой тематике, начались первые пробы в иконописании. Первая проба сил Юрия – икона " Адриан и Наталья " , была подарена мне, матери, на день Ангела. С этой иконкой, написанной на деревяшке для растопки печки (в нашем тогдашнем доме было печное отопление), знакомая художница посоветовала обратиться к маститому тульскому иконописцу Сергею Егоровичу Щербатых – он вел класс иконописи на колокольне Всехсвятского собора. Несколько лет Юра с увлечением и трепетом посещал эти занятия, постигая основы духовного ремесла. Я и мой брат, Борис Земцов, как могли, поощряли увлечение Юрия в те страшные 1990-е. Одна из первых работ Юрия – " Георгий, попирающий змея " – была по инициативе Бориса Земцова размещена на передовице газеты " Русский Вестник " . Вскоре у Юрия школа осталась за плечами, началась учеба на истфаке и – работа, приносящая удовольствие и духовный рост.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/09/a_ross...

Свт. Петр, митр. Московский, закладывает Успенский собор в Московском Кремле и устраивает себе место для погребения. Преставление свт. Петра, митр. Московского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 299) На годы святительства П. приходится период резкого обострения московско-тверских отношений. Московский князь женился в 1317 г. на сестре хана Узбека - Кончаке, к-рая приняла Православие c именем Агафия. В том же году Юрий Данилович получил ярлык на вел. княжение и в кон. 1317 г. выступил в поход на Тверь, но был разбит блгв. кн. Михаилом Ярославичем и бежал в Новгород; Агафия (Кончака) была взята в плен и вскоре умерла в Твери, что было поставлено в вину тверскому князю в Москве. Враждующие князья направились в Орду, и в 1318 г. блгв. кн. Михаил Ярославич по приговору Узбека был там казнен. В 1322 г. вел. князем стал тверской кн. Димитрий Михайлович Грозные Очи, из мести за своего отца убивший кн. Юрия Даниловича в Орде 21 нояб. 1325 г.; после казни Димитрия Михайловича 15 сент. 1326 г. ярлык на вел. княжение Владимирское получил брат последнего - блгв. кн. Александр Михайлович. Незадолго до кончины П. совершил одно из важнейших по своим последствиям для истории митрополии всея Руси деяние - переезд в Москву, притом что признанной на Руси (но все еще не в К-поле) митрополичьей резиденцией продолжал оставаться Владимир-на-Клязьме. По мнению Е. Е. Голубинского, св. митрополит часто гостил у Юрия Даниловича после того, как явно определилось отношение к П. вел. кн. Михаила Ярославича, т. е. уже с рубежа 1300-х гг. и 10-х гг. XIV в. ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 141-142). Нельзя исключать, что переезд из Владимира в Москву произошел в вел. княжение Юрия Даниловича, возможно уже в 1317 г., благодаря тому что Москва не имела своего епископа, и П. мог пребывать в одном городе с вел. князем, что соответствовало каноническим установлениям ( Мусин. 2008. С. 359-361). По другим версиям, это произошло после получения ярлыка на вел. княжение Димитрием Михайловичем в 1322 г. ( Борисов. 1986. С. 45-46) или после убийства последним Юрия Даниловича в кон. 1325 г., когда П., не рискуя оставаться во Владимире, укрылся в Москве под защитой брата Юрия Даниловича, Иоанна I Даниловича Калиты ( Кучкин. 2014. С. 74).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Нимбы почти неразличимы – сливаются с фоном. Фон и поля серебряные, потемневшие» . Эта икона, равно как и ее вариант 1314 года, явившийся епископу Прохору в устье Толги во время его путешествия по Ростовской епархии, – аланского письма XIII века, впитали греческие традиции. Напомню читателям, что в X–XIII веках Алания (до нашествия татаро-монголов) была мощным царством. Известны случаи, когда аланы становились правителями Византии. Мария Аланская была супругой византийского императора Михаила Дуки, а позже Никифора III Вотанита. Аланских княжён охотно брали в жёны грузинские цари и русские князья. Так, например, царь Грузии Георгий I был женат на осетинской царевне Альде, а Баграт IV на Борене – сестре осетинского царя Дургулеля Великого (дочери царя Урдура). Владимир Мономах взял в невестки сыну Ярополку Олену Ясскую (Елену) – дочь аланского князя. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский от аланки имел наследника Юрия Боголюбского, которого потом сделал мужем царицы Тамары. Мария-Ясыня была женой владимирского князя Всеволода, прозванного «Большое гнездо» (младшего сына Юрия Долгорукого, но от другой жены – гречанки). Она создала модель мощного русского государства – большую семью, родив двенадцать детей. Она же построила храм пресвятой Богородицы во Владимире, способствовала написанию многих икон. За свою подвижническую деятельность Мария-Ясыня (1158–1206) стала третьей святой земли русской (после киевской княгини Ольги и Владимира I «Красное солнышко», крестившего Русь). Сын Марии – Михаил Черниговский, внук Марии – Александр Невский, правнук её – Даниил – тоже были причислены к лику святых. В династических браках с русскими находились и другие аланки. Так, Владимир Мономах в 1107 году женил сына Юрия на внучке аланского князя Осени. Сестра Марии была замужем за Мстиславом – сыном Великого киевского князя Святослава Всеволодовича. У сверстницы Марии-Ясыни – грузинской царицы Тамары – мать Бурдухан была аланкой; вторым мужем Тамары после изгнанного Юрия Боголюбского стал алан Сослан, названный грузинами Давидом (кстати, именно они назвали алан осами (оссами, ассами, а страну Аланию Овсетией или Осетией). Таких примеров можно привести немало. При изучении русской культуры необходимо учитывать влияние на нее культуры Алании, которая династическими браками, духовно и экономически была тесно связана с Византией и Грузией. Лингвисты считают, что славяне своих языческих богов называли аланскими словами: Даждьбог (податель богатств), Стрибог (ширитель богатств), Сварог (неспокойный, затейщик свар) и т.п. Об этом писал известный ученый В.И. Абаев.

http://bogoslov.ru/article/4081431

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010