Расцвет Ростовского княжества В 1113 г. Владимир Мономах сделал ростово-суздальским князем юного сына Юрия, впоследствии получившего прозвище Долгорукого, и дал ему в помощь варяга Георгия с дружиной. Юрий основал и построил Переславль-Залесский, Дмитров, Юрьев-Польский, Москву. Однако сам Юрий жил в Суздале, опасаясь козней ростовских бояр, поэтому у княжества было две столицы. При Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе. Ростов получил название Великого. Нашествие монголов Когда монголы пришли на владимирскую землю, ростовским князем был 29-летний Василий (Василько) Константинович, племянник великого князя Георгия Всеволодовича. Летописцы писали о его светлом взоре, отваге, уме, образованности и добродушии. «Кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугой иного князя». В битве на р. Сити князь Василько был пленён. Сначала монголы старались убедить мужественного воина служить им. Но, согласно преданию, князь отверг их веру, обычаи и пищу. Вслух молился за христиан, благодарил Бога, что во цвете лет умирает славной смертью мученика. Его тело нашли в Шеринском лесу, между Кашином и Калязином. Память благоверного князя Василько Церковь празднует 4 (17) марта. Ростов был сожжён. Молодая вдова князя Василько Мария посвятила себя воспитанию юных сыновей Глеба и Бориса. Видимый след её добродетельной жизни – храм Преображения Господня (XVII в.) – всё, что осталось от основанного ею Спасо-Песоцкого монастыря, упразднённого ещё в XVIII в. Князь Глеб Васильевич также прославился благочестием – строительством монастырей в Белозерской стороне, помощью бедным и тем, что выкупил в Золотой Орде многих русских пленников. Борис Васильевич 8 раз с риском для жизни ездил в Орду, чтобы оградить Ростов от бед. Преподобный Петр Ордынский Посетив в 1253 г. Орду, ростовский епископ Кирилл произвёл сильное впечатление на хана Берке рассказами о православных чудотворцах. Поэтому, когда у хана заболел сын, он позвал Кирилла прийти и исцелить его. Молитвами своими и своей паствы епископ исцелил ханского сына. А когда святитель возвращался в Ростов, его нагнал племянник хана, пожелавший принять христианство.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов_Великий

Любое событие в обычной жизни занимает время и часто немалое. Это же сколько времени в жизни занимают разнообразные такие события. Да, не час, не два. В подробностях видится несение гроба от автобуса к вырытой могиле, речи над гробом, стук молотка, красная глиняная или песчаная золотистая земля горстями из рук провожающих. Могильщики работают, устанавливают венки, укладывают цветы. Стихи друга:» Разве будет земля эта пухом? Если мёрзлая, друг мой, прости, упадает и тяжко и глухо, из моей упадает горсти?». Убедился в видении, что даже и то обо мне записано в этих видениях кем-то (кем?), о чём я думал, подходя ко Кресту. Стоя в очереди на исповедь. Как чётко видел, как мы с Солоухиным были на похоронах Фёдора Абрамова в его Архангелогородчине. А вот и тело Солоухина вносят в нижний й храм Храма Христа Спасителя. А вскоре там же прощаемся с Валентином Распутиным. Вот и Георгия Васильевича Свиридова на Новодевичье провожаем, вот в Кафедральном вологодском храме у гроба Василия Белова стоим. И как гремят колокола храма Большого Вознесения, в котором венчался Пушкин и его Наталия, на отпевании Юрия Кузнецова. Может, от того и живу, чтобы о них рассказать. Какие милостив ко мне Господь, что я был дружен с такими людьми! Золотой век русской литературы Во сне как откровение: какой там серебряный век без устали славят! Век разврата и ожидания свержения царя. Только то в поэзии и осталось, что Блок да Есенин, да Гумилёв, да Северянин. Золотой век русской письменности был в 60-е - 70-е годы 20-го столетия. Какие были тиражи! Какой интерес к литературе, какое обилие толстых журналов. Как стыдно было не прочесть новинку. Правда, и тогда летали ведьмы Маргариты над умами, но прорезался и установился в понимании литературы основной стержень русской словесности: воспевание человека на земле, кормильца, поильца и защитника Отечества. Вот чего испугались русскоязычные авторы. Чего? Того, что без них обойдётся русское слово. А оно служит любящим Россию. Вот золотой век. Вот я был редактор журнала, тираж 800 тысяч, и вот журнал теперь полторы тысячи. Падение по вертикали, одичание русского ума. Нет, он не пропал, он

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/11/...

Память М. особо чтилась во владимирском Успенском соборе наряду с памятью погребенных там же 3 св. Владимирских князей ( Андрея Юрьевича Боголюбского , Георгия (Юрия) Всеволодовича и Глеба Андреевича ). Согласно указу царя Иоанна IV Васильевича , посетившего Владимир в 1552 г., в Успенском соборе творилось поминовение М. дважды в году: «По Максиме митрополите пети в год 2 панихиды, одна на преставление его декабря в 6 день, другая августа в 13 день (13 авг. Церковь чтит память тезоименитого М. святого - прп. Максима Исповедника .- Авт.)» ( Доброхотов В. И. Памятники древности во Владимире Кляземском. М., 1849. С. 61; см. также: Сиренов А. В. О грамоте Ивана Грозного Успенскому собору г. Владимира//Историография и источниковедение отечественной истории. СПб., 2002. Вып. 2. С. 27-34). В XVII в. во Владимире была написана агиографическая Повесть о М., дошедшая в единственном списке (РГБ. Ф. 256. 364. Л. 337-340 об., кон. XVII - нач. XVIII в.; «Месяца декабря в 15 день сказание о святем блаженнем первопрестольнике чюдном митрополите Максиме Владимирском, и Московском, и всея России» - Сиренов. 1998. С. 146). В основу Повести был положен ряд статей официального летописания XVI в. и читающаяся на Максимовской иконе Божией Матери надпись со Сказанием о ее явлении М. (с дополнением, что ключарь Успенского собора Патрикий во время набега царевича Талыча на Владимир в 1412 спрятал врученные М. Божией Матерью омофор и ковчег, в к-ром последний хранился, в стене собора). Кроме того, из Жития св. митр. Петра был извлечен эпизод со встречей М. с буд. митр. Петром, вручившим первосвятителю икону Пресв. Богородицы, к-рую сам написал. По наблюдениям А. В. Сиренова, заимствование в текст Повести было сделано через посредство «Книги Степенной царского родословия» , список к-рой (РГАДА. Ф. 381. 346) в 1594 г. Вологодский и Великопермский архиеп. Иона (Думин) дал вкладом во владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь ; ранее, в 1590 г., тот же иерарх дал вкладом в эту обитель и список Воскресенской летописи (свод нач. 40-х гг. XVI в.) (ГИМ. Син. 144). Исследователь предполагает, что именно эти 2 рукописи могли использоваться при написании Повести о М., и в таком случае она была составлена в стенах Рождественского монастыря скорее всего в 1-й пол. XVII в., когда оживляется интерес к местным церковным древностям и, в частности, создается Летописец владимирского Успенского собора.

http://pravenc.ru/text/2561548.html

Хотя византийские императрицы и входили иногда в алтарь, но перед этим посвящались в диаконисы. Однако основной мотив (рождение сына Георгия) подтверждается тем фактом, что все это «немчин Гейденсталус сам слышал из уст одной боярской дочери, которая была и сама в числе девиц на смотре царском во время избрания Собакиной». Дело в том, что на этом смотре 1571 года присутствовала Евдокия Сабурова, которую Иван Грозный сосватал для своего сына, а также близкий родственник будущего царя Бориса Годунова Василий Федорович с супругой Пелагеей. Они вполне могли быть источниками этой информации. Косвенными свидетельствами в пользу рождения Георгия может служить целый ряд фактов, которые сами по себе могут быть объяснены иначе, но по совокупности своей представляют значительный интерес. Учитывая православные посты и пострижение Соломонии 28 ноября 1525 года, рождение у нее ребенка может приходиться на апрель 1526 года, когда празднуется память сразу нескольких святых Георгиев. Это имя могло быть выбрано либо в честь отца Соломонии – Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, либо, что еще более вероятно, – согласно родовой традиции Рюриковичей. Основы почитания на Руси святого великомученика Георгия Победоносца и имени Георгий (Юрий) заложил в XI веке великий князь Ярослав-Юрий Мудрый. Такое имя носили многие известные Рюриковичи, включая Юрия Долгорукого. Постепенно оформилась традиция давать имена новорожденному младенцу одновременно в честь святого покровителя и в честь предка (или родственника). Причем часто это делалось с двумя различными целями. Во-первых, младенцу давалось имя того родственника, чьи династические права и родовое старшинство оспаривалось. Так, например, Василий Темный назвал своего сына Юрия Старшего (1437–1441) в честь двоюродного деда Юрия Звенигородского, у которого он оспаривал права на Московское великое княжение. А когда Юрий Васильевич умер, он назвал в честь обоих Юриев своего следующего сына – Юрия Молодого (1441–1472). Также и Иван III назвал своего сына Юрием в честь своего брата, тем самым «забирая» у него всю полноту династических прав. Во-вторых, отцы-Рюриковичи называли своих новых детей именами детей умерших в младенчестве. Так, Иван Грозный назвал своего сына Дмитрия (1552–1553) в честь пращура – Дмитрия Донского, а когда тот умер, назвал в честь обоих Дмитриев – и Донского, и рано умершего сына – своего другого потомка – царевича Дмитрия Угличского (1582–1591).

http://pravoslavie.ru/58468.html

Что же удивительного в том, что они иногда падали? Ведь главное не упасть, а суметь подняться. Ученик и духовное чадо афонских и оптинских старцев Константин Николаевич Леонтьев (в последствии инок Климент) очень верно понял это: «Многие из святых, многие из мучеников, быть может, хитрили в минуты падения; они были люди; считать святых безгрешными – грех. Апостол Петр схитрил от страха и отрекся от Христа на мгновение» . Это нужно четко понимать, прежде чем выносить свое суждение по поводу свидетельств того, что Соломония – будущая преподобная София Суздальская – призывала на помощь знахарок. Дело о Юрии-царевиче За пределами России неслыханный прецедент развода князя с супругой был воспринят сугубо практично – как информационный повод, который можно использовать в борьбе с Россией. Надгробная плита князя Юрия Васильевича. В 1526 году из Суздаля в Москву пришла ошеломляющая новость: в монастыре великая княгиня родила сына – Георгия (Юрия). Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн писал, что возникла молва: Соломония скоро разрешится. «Этот слух подтвердили две почтенные женщины, супруги первых советников: казнохранителя Георгия Малого (Юрия Дмитриевича Траханиота. – М. Е.-Л.) и Якова Мазура (постельничего Якова Ивановича Мансурова. – М. Е.-Л.), – и уверяли, что они слышали из уст самой Соломонии. Желая узнать дело с достоверностью, великий князь послал в Суздаль «советника Федора Рака (дьяка Третьяка Михайловича Ракова. – М. Е.-Л.) и некоего секретаря Потата (дьяка Григория Никитича Меньшого Путятина. – М. Е.-Л.), поручив им тщательно расследовать правдивость этого слуха… Она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребенка… Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко» . С одной стороны, иностранцы очень любили передавать в своих сочинениях о России именно вопросы интимного характера – чем сомнительнее и грязнее, тем лучше. Вот, например, что писал Герберштейн (уже в утвердительном тоне) о второй жене Василия III Елене Глинской: «…сразу по смерти государя вдова его стала позорить царское ложе с неким [князем] по прозвищу Овчина».

http://pravoslavie.ru/58468.html

Отличительной особенностью состава Грозненских гробниц является наличие в них святых, соименных членам царской семьи. Человек в древней Руси имел два имени: по дню рождения и по святому, в честь которого был крещен. Иван IV родился 25 августа, на апостола Тита – поэтому назывался Титом 121 , крещен был в честь Иоанна Предтечи (29 августа – Усекновение честные главы Иоанна Предтечи) – и обе эти гробницы имеются в Грозненском окладе. Царица Анастасия Романовна, по данным Кормовой книги Кирилло-Белозерского монастыря, родилась 2 октября (на Устинью), крещена в честь Анастасии Римляныни (29 октября) 122 -гробница с изображением той и другой помещена на окладе. Брат Ивана Грозного Юрий Васильевич родился, по данным большинства летописей, 30 октября, но по сведениям компетентного Постниковского летописца – 31 октября, на апостола Стахия 123 . гробница с изображением Стахия расположена на левом боковом поле оклада, а напротив – муч. Ульяния, соименная жене Юрия Васильевича. Мы, таким образом, узнаем, что в царской семье днем рождения Юрия признавалось 31 октября. Юрий Васильевич был крещен в честь св. Георгия (3 ноября – обновление храма Георгия в Лидде) 124 , исчезнувшая гробница с изображением св. Георгия, как мы предположили, находилась на верхнем поле оклада иконы «Троицы». Отец Ивана Грозного Василий III по дню рождения назывался Гавриилом, имел крестильное имя в честь Василия Парийского, на смертном одре принял монашество под именем Варлаама. гробницы с изображениями всех отмеченных святых располагались на окладе. Мать Ивана, княгиня Елена, была крещена, судя по Кормовой книге, в честь императрицы Елены 125 , следовательно, гробница с изображением Константина и Елены была посвящена ей. Отсутствует гробница, посвященная отцу царицы – Роману Юрьевичу Захарьину, который по данным Кормовой книги Ново-Спасского монастыря, крещен в честь Романа Сладкопевца (1 октября). Мать царицы звали Ульяной 126 , и упоминавшаяся гробница с муч. Ульяной могла быть посвящена также и ей (хотя это и мало вероятно). Наконец, дед Грозного, Иван III, родился в день ап. Тимофея, крещен в честь Иоанна Златоуста -гробницы с изображениями обоих святых украшали оклад «Троицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отличительной особенностью состава Грозненских гробниц является наличие в них святых, соименных членам царской семьи. Человек в древней Руси имел два имени: по дню рождения и по святому, в честь которого был крещен. Иван IV родился 25 августа, на апостола Тита — поэтому назывался Титом , крещен был в честь Иоанна Предтечи (29 августа — Усекновение честные главы Иоанна Предтечи) — и обе эти гробницы имеются в Грозненском окладе. Царица Анастасия Романовна, по данным Кормовой книги Кирилло–Белозерского монастыря, родилась 2 октября (на Устинью), крещена в честь Анастасии Римляныни (29 октября)  —гробница с изображением той и другой помещена на окладе. Брат Ивана Грозного Юрий Васильевич родился, по данным большинства летописей, 30 октября, но по сведениям компетентного Постниковского летописца — 31 октября, на апостола Стахия . гробница с изображением Стахия расположена на левом боковом поле оклада, а напротив — муч. Ульяния, соименная жене Юрия Васильевича. Мы, таким образом, узнаем, что в царской семье днем рождения Юрия признавалось 31 октября. Юрий Васильевич был крещен в честь св. Георгия (3 ноября — обновление храма Георгия в Лидде)  , исчезнувшая гробница с изображением св. Георгия, как мы предположили, находилась на верхнем поле оклада иконы «Троицы». Отец Ивана Грозного Василий III по дню рождения назывался Гавриилом, имел крестильное имя в честь Василия Парийского, на смертном одре принял монашество под именем Варлаама. гробницы с изображениями всех отмеченных святых располагались на окладе. Мать Ивана, княгиня Елена, была крещена, судя по Кормовой книге, в честь императрицы Елены , следовательно, гробница с изображением Константина и Елены была посвящена ей. Отсутствует гробница, посвященная отцу царицы — Роману Юрьевичу Захарьину, который по данным Кормовой книги Ново–Спасского монастыря, крещен в честь Романа Сладкопевца (1 октября). Мать царицы звали Ульяной  , и упоминавшаяся гробница с муч. Ульяной могла быть посвящена также и ей (хотя это и мало вероятно). Наконец, дед Грозного, Иван III, родился в день ап. Тимофея, крещен в честь Иоанна Златоуста—гробницы с изображениями обоих святых украшали оклад «Троицы».

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

650 ...понял княжну Елену, мизоцьского князя дщерь. – Елена, дочь князя Романа Мезецкого, умерла в 1483 г. (великокняжеские своды сообщают ο женитьбе Андрея под следующим, 1470 г.). 651 ...послалъ на Казань рать судовую, а берегомъ послал брата своего... – Описание казанского похода 1469 г. в комментируемом своде существенно отличается от рассказа великокняжеской летописи (там не упоминается ο разделении рати на судовую и береговую и об участии Юрия и Андрея Васильевичей). 652 ...Иван Дмитреевич, нарицаемый Руно... – Воевода Ивана III, впоследствии (ок. 1481 г.) подвергшийся опале. Β великокняжеском летописании ничего не говорится об отрицательной роли Руна в походе 1469 г.; напротив, указывается, что он был избран всеми воинами «по своей воли» главным воеводой, «чтобы единаго всем слушати»; далее говорится, что, придя под Казань, где жители еще спали, воевода «повелша трубити, а татар начаша счи и грабити и в полон имати». Β Ε рассказ, сходный с рассказом СС (помещенным в комментируемой реконструкции), дополнен словами «ини по[ча]ли трубить ..., они же воскакавше, и в воротахъ почали битися», возможно, заимствованными из великокняжеского летописания. 653 ...Хрипунъ княжь Семеновъ сынъ Ряполовьского... – Федор Семенович Хрипун Ряполовский, сын известного деятеля времен Василия II и Ивана III Семена Ивановича Ряполовского. Β великокняжеской летописи ο походе Федора Хрипуна на татар сообщается под предыдущим, 1468 г. 654 ...убили тогды на Волз князя Данила Васильевичя Ярославьского да Никиту Костянтинова сына Бровцина, да устюжанъ много, а Тимофя Плещева Юрлища полонили... – Даниил Васильевич Ярославский – великокняжеский воевода, внук князя Ивана Васильевича, занимавшего ярославский престол в начале XV в. Тимофей Юрло – представитель старого боярского рода Плещевых; после пленения вернулся на Русь и умер в 1496 г. в чине окольничего. 655 ...князь же Юрьи помирися с нимъ на всей своей воли... – Этот рассказ ο победе Юрия Васильевича Дмитровского под Казанью в сентябре 6978 (1469) г. совершенно уникален в летописании XV в. – великокняжеские своды XV в. ничего не сообщают об этой победе над Казанью (известие это проникает в официальное летописание только в XVI в.); ростовский свод 80-х гг. XV в. (Типографская летопись) сообщает ο победе под предыдущим 6977 годом, не выделяя роли Юрия (Георгия) Дмитровского и ничего не говоря ο неудаче Руна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На хорах есть придел Казанской Богородицы, сделанный еще при прежней церкви, в 1729 году, инокинею княжною Анною Барятинскою, а по построении нынешнего храма, освящен в 1822 году. Здесь находится весьма древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери. 3) Преподобного Михаила Малеина, с приделом св. Феодора Пергийского; она сооружена в XVII веке. Тут, в трапезе, в нарочно-устроенной нише, стоит древнее раскрашенное изваяние, или горельеф, из белого камня, вышиною в 3 аршина, изображающее св. Георгия на коне, во весь рост; оно прежде стояло на башне Флоровских (Спаских) ворот; потом, при В. К. Иоанне III, устроено было для него подле ворот открытое возвышенное место; а в 1527 году изображение это огорожено стенами и по повелению В. К. Василия Иоанновича, устроена особая церковь во имя св. Георгия, с приделом Димитрия Селунского , которая упразднена в начале XIX века. Были и еще здесь церкви: Афанасия и Кирилла, и Казанской Богородицы; но они также в недавнем времени уничтожены. С начала XV века Вознесенная обитель сделалась усыпальницею Великих Княгинь Московских и их родственниц. Здесь, в соборной церкви Вознесения Господня, подобно, как в Архангельском соборе, теснятся около стен и столпов 38 гробниц, вмещающих в себе кости царственных особ женского пола. Мощи Преподобной Инокини, возобновительницы монастыря, княгини Евфросинии, опочивают под спудом в прекрасной бронзовой, посеребреной раке, устроенной в 1822 году; вслед за нею погребены здесь три ее невестки: княгиня Евфросиния, супруга кн. Петра Дмитровского, дочь Тысяцкого Полуехта Васильевича; княгиня Анастасия, супруга Георгия (Юрия) Шемяки, дочь Смоленского князя Юрия Святославича; и великая княгиня София (в иноч. Евфросиния), супруга в. к. Василия Димитриевича, дочь Витовта Литовского. Потом: великая княгиня Мария (в иноч. Марфа) Ярославовна, супруга в. к. Василия Темного; две супруги в. к. Uoahha III : Мария, дочь Бориса Александровича Тверского, и София, дочь Фомы Палеолога; княгиня Елена, супруга кн. Иоанна молодого, сына в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Во-вторых, отцы-Рюриковичи называли своих новых детей именами детей умерших в младенчестве. Так Иван Грозный назвал своего сына Дмитрия (1552-1553) в честь пращура - Дмитрия Донского, а когда тот умер, назвал в честь обоих Дмитриев - и Донского и рано умершего сына, - своего другого потомка - царевича Дмитрия Угличского (1582 - 1591). Основываясь на этом материале мы можем уверенно говорить о том, что сын Василия Третьего и монахини Софии Юрий Васильевич был назван в честь своего двоюродного деда - Юрия Васильевича Молодого. Царевич Юрий прожил недолго, и к 1533 году его уже не было в живых , что позволило Василию Третьему назвать своего второго сына от Елены Глинской. Тем самым, Юрий Васильевич Молодой (1533-1563) получал не только имя Юрия Васильевича Старшего (1526-ок.1533), но и его права на великокняжеский стол. Как видите, генеалогические и ономастические исследования дают нам дополнительные указания на некоторые факты биографии сына Соломонии. Что еще мы имеем? У великих князей (и не только у них) существовал обычай давать обет - построить храм или монастырь в честь рождения сына. Причем делалось это необязательно в год рождения ребенка. Так, в 1531 году Василий Третий построил церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове, которая была посвящена рождению у него сына Ивана в 1530 году. Не построил ли Василий Третий храм в честь рождения своего первенца - сына Соломонии? Действительно, в Воскресенской летописи мы находим упоминание об этом: в апреле 1527 года у Фроловских ворот Московского Кремля была поставлена церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца . Здесь была помещена знаменитая скульптура святого Георгия (работы Ермолина), которая с 1464 года находилась на Фроловской (ныне Спасской) башне Кремля. Через несколько дней - 7 мая 1526 года, - Суздальский Покровский монастырь, в котором жила преподобная София, получил в подарок село Павловское Суздальского уезда («Се яз князь великий Василей Иванович всеа Русии пожаловал есми Пречистые Покрова святые Богородицы игуменью Ульянею и всех сестр, что есми их пожаловал, дал есми им в дом Пречистые Покрова в Суждале, свое село Павловское с деревнями и с починки...» .

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010