322. Андрей Иванович, прозванием Сухорукой , князь пронский, младший из трех сыновей Ивана Владимировича, князя пронского 818). – Упоминается в летописной родословной князей рязанско-пронских, из которой видно, что он жил в первой половине XV в. и оставил сына Дмитрия 666). 323. Андрей Иванович 323. Андрей Иванович, князь ростовский, старший из пяти сыновей Ивана Александровича, князя ростовского 784), по прабабке отцовой, Феотииии ), праправнук Ивана Давидовича Калиты, великого князя московского 97). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XV в. и ум. бездетным. 324. Андрей Иванович 324. Андрей Иванович, прозванием Хохолок , князь ростовский, старший из двух сыновей Ивана Андреевича Брюхатого, князя ростовского 793), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он княжил на своем уделе во второй половине XV в., и ум., оставив сыновей, уже не удельных князей Ростовских: Юрия (Георгия), Александра и Ивана, прозванием Катырь, родоначальника угасших князей Катыревых-Ростовских . 325. Андрей Иванович 325. Андрей Иванович, прозванием Лобан , удельный князь ряполовско-стародубский, младший из четырех сыновей Ивана Андреевича Нагавицы, князя ряполовско-стародубского 796), от брака с неизвестной. – Летопись именует его однажды, в числе воевод московских, убитых Татарами, под Белевом, 5 декабря 1437 г. – В родословных значится бездетным. 326. Андрей Иванович 326. Андрей Иванович, князь старицкий, младший из пяти сыновей Ивана III Васильевича, великого князя московского и всей Руси 95), от второго брака с Софией Фоминичной Палеолог, дочерью деспота морейского 181). – Род. в Москве, 5 августа 1490 г.; сопровождал Василия Ивановича, великого князя московского 46), своего брата, в Новгород, перед завоеванием Пскова, в 1510 г.; на время похода великого князя к Смоленску, оставлен «блюсти» Москву, в 1514 г.; охотился с братом, велик. князем, под Волоколамском, в 1518 г.; получил в удел: Старицу, Верею, Вышегород и Алексин, в 1519 г.; ходил, с великим князем, к Коломне, против Магмет-Гирея, хана крымского, в 1522 г.; выступил из Москвы, с великим князем, на Ислама, хана Крымского, в 1528 г.; присутствовал на освящении, митрополитом Даниилом, Вознесенской церкви в селе Коломенском, в 1531 г.: участвовал в поражении полчищ Саин-Гирея, хана Крымского, в 1532 г.; сопровождал великого князя на охоту, около Волоколамска; присутствовал у его смертного одра, целовал крест 3-летнему наследнику брата, своему племяннику, Ивану IV Васильевичу (впоследствии Грозный 96), просил о прибавке удела и, не получив желаемого, стал «держать гнев», на правительницу Елену Глинскую, вдову Васильеву 88), в 1533 г.; после объяснений с присланным к нему кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

33       Герасим Болдынский сперва основал обитель Болдынскую, близ Дорогобужа, потом перешёл на Вязьму, где основал Предтечев монастырь, и наконец основал третий монастырь на реке Жиздре. Дионисий Глушицкий основал также три монастыря, один неподалеку от другого. Авраамий Чухломский основал три обители, сперва на Галичском озере, потом за 30 верст на реке Ваге и, наконец, в 13-ти верстах от второй, третью близ Чудского городка. 34        Иосиф Волоцкий в «Сказании о монастырях земли русской». Во второй половине XVI века постриженник иосифова монастыря, рязанский епископ Леонид, в своей челобитной царю Фёдору, говорит так: «И преподобного, государь, Иосифа постриг Пафнутий, чудотворец Боровский своими руками, а Пафнутия, государь, постриг старец Никита, ученик Сергия чудотворца». (Акты истор., т. I, стр. 410). 35       Краткое Сказание о жизни Пафнутия (см. в источниках, Сборник VI). В духовной грамоте отца Шемяки, князя Юрия Дмитриевича сказано: «А се благословляю сына своего Дмитрия меньшего: Вышгород... да к тому есьми дал ему Суходол с Истьею и Истервою и с уборичною слободкою и с Боровскою, и с бортники и со всеми селы» (Др. Росс. Вивл., ч. I, стр. 192 и 193). 37       Автор жития его говорит, что Батый поставил: «властителя по градом от безбожных Агарян, их же Баскакы нарицает Половецким языком. От тех колена и рода корень имать блаженный си Пафнутие». Дед Пафнутия принял святое крещение под именем Мартина. Родители Пафнутия жили в своей вотчине сельце Кудинове, в 3-х поприщах от города Боровска. 39       Через четыре месяца после смерти Пафнутия, эта самая великая княгиня послала деньги в Кирилло-Белозерский монастырь, для отправления поминовений по старцу Пафнутию Боровском (Доп. к Акт. истор., т. I, 210). 40       В житии Пафнутия говорится, что князь Георгий Васильевич приходил к преподобному и исповедовался ему в грехах своих; что князь этот сам рассказывал многим, как трепет и ужас нападал на него, когда он приходил к Пафнутию; что последний любил Георгия Васильевича за то, что он проводил «чистое и безженное житие». В духовной грамоте этого князя читаем: «А в Боровск к Пречистой в Пафнутьев монастырь даю свое село Бронниче и з деревнями и луги с пожнями и с озеры и что к нему потягло, со всем, как было при бабе моей, великой княгине, и с хлебом, что в земле опричь стоячего хлеба, и з животиною; а что в том селе и в деревнях серебра на людех ино того серебра половина Пречистой, а другая половина тем христианом, на ком то серебро» (Собр. Гос. грам. и дог., т. 1, 96).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

344. Андрей Федорович, удельный князь никулинский (по Микулину, бывшему городу, теперь село Микулино-Городище, старицкого уезда тверской губернии), племени князей тверских, младший из двух сыновей Федора Александровича, князя никулинского-телятевского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он, вместе с братом Михаилам ), наследовал отцу, в 1466 г. – Дальнейшие известия о нем так разноречивы и скудны, что приводить их – лишнее. 345. Андрей Федорович 345. Андрей Федорович, в иночестве Афанасий , князь ростовский, единственный сын Федора Васильевича, князя ростовского ), от брака с Марией ), дочерью неизвестного отца. – Род., вероятно, в Ростове; но когда именно – сведений нет; по свидетельству летописи, пришел в Ростов с войском, из Переславля-Залесского, в 1363 г.; сопровождал Дмитрия Ивановича, вел. кн. московского 71), в орду, в 1371 г,; ходил с ним же на Михаила Александровича, вел. кн. тверского 137), в 1375 т.; вместе с князем стародубским, своим соименником 346), распоряжал правым крылом русских войск в битве Куликовской, 8 сентября 1380 г.; ум. в Ростове, иноком, в начале 1409 г. – Тело его погребено там же, в Успенском соборе. – Был женат, с 1347 г., на неизвестной, от брака с которой оставил сыновей: Ивана 794), Федора ), Юрия (Георгия ), Константина ), Михаила ) и Бориса 389), князей ростовских. 346. Андрей Федорович 346. Андрей Федорович, князь стародубский (Стародуба не северского, в нынешней черниговской губернии , а называемого теперь Кляземский-тородок, в 12 верст, от города Коврова, Владимирской губернии), младший из трех сыновей Федора Ивановича Благоверного, князя старо-дубского ), от брака с неизвестной. – О времени и месте его рождения сведений нет; потерял отца, в 1330 г.; в числе друтих князей, ходил с Дмитрием Ивановичем, великим князем московским 71), на Михаила Александровича, великого князя тверского 137), – в 1375 г.; вместе с князем ростовским, своим соименником 345) распоряжал правым крылом русских войск в битве Куликовской, 8 сентября 1380 г. Когда ум. и где потребено тело его – не видно. – От брака с неизвестной, оставил сыновей: Василия Пожарского, родоначальника князей Пожарских , угасших в 1685 г. 434); Федора, князя стародубского ); Ивана, прозванием Нагавица-Ряполовский, родоначальника князей Хилковых и угасших князей Ряполовских и князей Татевых 796); Давида, прозванием Палица, родоначальника угасших князей: Гундоровых , Тулуповых и Палецких 636). 347. Андрей Федорович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

496. Василий Юрьевич (Георгиевич), прозванием Косый , князь звенигородский, старший из трех сыновей Юрия (Георгия) Дмитриевича, князя дмитрово-галичского и, кратковременно, великого князя московского 194), от брака с Анастасиею Юрьевной (Георгиевной), княжной смоленской 289). – Род. в Звенигороде, около 1400 г.; осыорбленный, на свадебном пиру своего двоюродного брата Василия Васильевича, великого князя московского 44), поступком матери последнего, великой княгини офиц Витовны 180), сорвавшей с него публично драгоценный пояс, 8 февраля, уехал, к отцу, в Галич, ограбив по пути Ярославль и «казны всех князей»; вместе с отцом и братом Шемякой 75) разбил великого князя на р. Клязьме, в 20 в. от Москвы, 25 апреля; заставил его сдаться в Костроме; своими руками, вместе с Шемякой, убил любимца отцова, боярина Сем. Морозова и, по добровольном удалении отца из Москвы разбил воевод великокняжеских под Костромой, на р. Куси, в 1433 г.; посланный отцом за Вятчанами, участвовал в войне отца с великим князем и разбитии последнего на р. Макэе, в ростовской области; по смерти отца, снова княжившего В " ь Москве, объявил себя великим князем, но непризнанный братьями, бежал, со всей московской казной и спутником, кн. Романом рязанским ), в Ржев и Новгород, откуда, казнив кн. Романа, покушавшегося бежать, грабил места по Мете, Бежецкий Верх и Заволочье, жители которого «задались» за него и присягнули ему, тут заключил мир с великим князем и прибыл в Кострому, где начал немедленно собирать войско на великого князя, в 1434 г.; разбитый великим князем на р. Которосли, 6 января, бежал в Кашин, захватил «изгоном» воевод великокняжеских на Вологде, возвратился в Кострому, тут соединился с Вятчанами и встретил великого князя, с которым однако, под Ипатьевым монастырем, заключил новый мир, доставивший ему Дмитров, в 1435 г.; прожив в Дмитрове месяц, прибыл в Кострому, объявил войну великому князю, взял Устюг, где предал смерти чиновников великокняжеских, оттуда, вместе с Вятчанами и двором Шемякиным, выступил против великого князя, потерпел поражение у Покрова на Скарятине, но желая «покрасти великого князя», просил перемирия до утра, а когда замысел его открылся, бежал с поля сражения, по настигнут, отвезён в Москву и тут, ослеплен, 21 мая 1436 г.; ум. тут же, вероятно, узником, в 1448 т. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. – Был обручен, а по некоторым известиям и венчан, с дочерью Андрея Владимировича, князя радонежского 304), неизвестной по имени. 497. Василий Юрьевич (Георгиевич)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

72. Из Новгорода Великого, с Коржавы улицы, рыбак Флор Зиновьев болен был падучей болезнью; исцелел и стал здрав. 73. Января в 22 день. Белоезерца Игнатия Башковского дочь, отроковица Марья, больна была: по ночам не спала, демон давил; молитвы над нею говорены, стала здрава. 74. Февраля во 2 день. Из Пешехонья, из Любца, Василия Башмакова крестьянка Федосья одержима была бесом, не говорила, не молилась и не крестилась, изломана от демона была; молитвы говорены, бысть здрава. 75. Из Вологодского уезда, вотчины боярина Петра Васильевича Шереметьева, крестьянин Андрей болен был: изумлялся на всяк день и трясся; молитвы говорены и здрав стал. 76. Ярославского уезда села Прозоровского, Прозоровских князей крестьянин Федор болен был падучей болезнью; стал здрав. 77. Из Москвы, от Георгия, меж Никитской и Тверской улиц, из богадельни Никиты священника, казенный стрелец Иоанн болел галической болезнью; и исцелел. 78. Февраля в 10 день. Из Вологды, с Калашной улицы, торговый человек Тимофей Пантелеев, сын Суханов, изумлен был; молитвы говорены над ним, стал здрав. 79. Из-под Кириллова, Новой слободы, портного мастера Никиты Денисова, сына Грязевского, жена Акилина Панкратьева больна была: безумствовала и того ради пострижена, переименована Антонина; здрава стала. 80. Февраля в 20 день. Из-за Онежья, Мещерского погоста, деревни Слема, крестьянина Семена Федорова, сын Иоанн болен был падучей болезнью, сый десяти лет; молитвы говорены и помазан елеем, здрав стал. 81. Марта во 2 день. С Устюги, из Троицкого прихода, князя Иоанна Масальского крестьянина Афанасия Никифорова сын Григорий болен падучей болезнью; и бысть здрав. 82. Мартс в 14 день. Белоезерского уезда, Шунского стана, Георгиевского прихода, деревни Кузминского, князя Федорова Еленкова крестьянин Иоаким Митрофанов был болен черной болезнью; исцелел и стал свободен от нее. 83. Ярославского уезда, села Глебовского, головы Юрия Лутоксина крестьянская дочь девка Анастасья Антопиева была больна, пять лет в безумстве была и не говорила ни с кем; молитвы говорены, стала здрава.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ch...

Борисовскую в Киучерском стане Переславского у. Вкладчиками в мон-рь при жизни Д. выступили представители видных боярских фамилий - Бутурлиных, Сабуровых, Заболоцких, Нагих, Челядниных,- упоминаемые в синодиках Данилова мон-ря (ПЗИХМЗ. 4288, 4185). В кон. 1528 г. Василий III и вел. кнг. Елена посетили Данилов мон-рь во время поездки по сев. обителям для богомолья о рождении наследника. По преданию, по молитве Д. у вел. князя родился сын - буд. царь Иоанн IV Васильевич. Д. (наряду со старцем Иосифова Волоколамского мон-ря блж. Кассианом Босым и старцем Троице-Сергиева мон-ря Иовом (Курцевым)) был восприемником княжича Иоанна, когда его крестили в Троице-Сергиевом монастыре 4 сент. 1530 г. В соч. «Благодарение и похвала о благорадостном рождении по неплодстве сына, молитвою от Бога дарованна... боговенчанного царя и великого князя Ивана», включенном в Лицевой летописный свод (Шумиловский том) под 7038/1530 г., о Д. говорится как о священнике, «иже во многих летех благоговейно предстояй олтарю Господню, иже от основания воздвиже великую обитель в Переяславли во имя Святая Троица, и Пречистыа Богородица, и всех святых; всех бо святых прилежай добродетелех, ибо всех странных и безпомощных упокоиваше достойно и мертвых погребаше, по всему же бяше тих и кроток» (ПСРЛ. Т. 13. С. 50; ср.: Розов Н. Н. Похвальное слово вел. кн. Василию III//АЕ за 1964. М., 1965. С. 284-285). В честь рождения сына Василий III пожертвовал деньги на строительство 1-го каменного храма в Даниловом мон-ре - Троицкого собора (1530-1532) с приделом во имя св. Иоанна Предтечи - св. покровителя княжича Иоанна. Вскоре в монастыре была построена в камне также ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы с трапезной. 3 нояб. 1532 г. в Богоявленской ц. на Троицком подворье в Москве Д. вместе с игум. Троице-Сергиева мон-ря Иоасафом (Скрипицыным) крестил 2-го сына Василия III - Георгия (Юрия). Прп. Даниил Переславский. Покров. 1658-1659 гг. (ПЗИХМЗ) Прп. Даниил Переславский. Покров. 1658-1659 гг. (ПЗИХМЗ) Близость к семье правителя никак не сказалась на образе жизни Д., для к-рого было характерно «в молитвах протяженное простирание и безгневное любомудрие, смиреное же кротостное любоприятие и в трудех преизящное трудолюбие» ( Крушельницкая.

http://pravenc.ru/text/171193.html

В ранний период согласно архитектурной тенденции 1-й трети XVI в. колокольня имела форму столпа-октагона с подклетом, в верхнем ярусе находилась ц. в честь Богоявления. Над церковным помещением располагался ярус звона. Внутренние помещения перекрыты купольными сводами и соединены 3 внутристенными лестницами. Декор фасадов определяет кирпичная профилированная аркатура с белокаменными деталями. Среди столпообразных храмов Московской Руси того времени здание в М. П. м. при всей его уникальности более всего приближено в плане к храмам московской работы 20-30-х гг. XVI в. в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня и псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырях. Килевидная аркатура на фасадах, по мнению А. В. Яганова, была сделана по образцу московской постройки итал. образца, церкви-колокольни прп. Иоанна Лествичника (1505-1508, архит. Бон Фрязин) в Московском Кремле; другие приемы в декоре также указывают на русское переосмысление столичного образца для формирования упрощенного, монастырского варианта церковного здания «иже под колоколы» с папертями. Строительство храма связывают с именем правившего в Дмитрове сына вел. кн. Иоанна III Васильевича Юрия (Георгия) Ивановича. В М. П. м. церковь подобного типа была возведена к югу от собора, от нее сохранились 2 нижних яруса - высокий цоколь и сводчатая галерея с открытой аркадой. Кирпичная, она украшена белокаменными деталями. Внутренние помещения в древней части перекрыты купольными сводами, вход с запада оформлен как перспективный портал с килевидным завершением, «дыньками» в декоре и резным карнизом. В 1793 г. были возведены 2 дополнительных яруса звона в виде октагонов меньшего размера, с открытыми аркадами, перекрытые высокими сомкнутыми сводами, с главкой. Во 2-й пол. 60-х гг. XX в. древние части храма были отреставрированы; его восстановление и новое освящение состоялись в 2013 г. Колокол весом 219 пудов, отлитый в 1688 г. дмитровским мастером М. Лодыгиным, в 1790 г. был отправлен в С.-Петербург и помещен на колокольню Петропавловского собора (ныне в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи).

http://pravenc.ru/text/2563092.html

ГЕОРГИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА собор, в уездном городе Юрьеве-Польском. Храм этот сначала построен каменный в 1152 году В. К. Юрием Владимировичем Долгоруким; а внуком его, В. К. Святославом III, в 1230, за ветхостью сломана и в 1234 вновь воздвигнут. Здесь погребен храмоздатель В. К. Святослав III, которого память, за добродетельную жизнь, и до ныне чтится окрестными жителями. ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ, церковь , в уездном городе Переславле-Залеском. (См. Богородицкий-Сретенский мон.). СПАСА-ПРЕОБРАЖЕНИЯ, древнейший собор в уездном городе Переславле-Залеском, на берегу озера Плещева, или Плесцова, называвшегося некогда Клещиным. Он построен каменный В. К. Юрием Долгоруким, сыном Мономаха, в 1152 году, весь из белого камня и доселе существует в продолжении почти семи столетий в том же виде. Тут, во времена многобожия, стоял истукан Купало. Ярмарка, при этом храме, бывающая 23 Июня, называется, как и самое место купальницею. Замечательно, что в этот же день празднуется православною церковью память св. мученицы Агрипины, которая издревле слывет в простонародии под именем Аграфены-Купальницы. – В этом знаменитом соборе погребены: В. К. Димитрий I Александрович, сын его кн. Иоанн Переславский, и князь Владимир Глебович, внук Юрия Долгорукого. В иконостасе этого храма замечательны древние иконы: Спаса-Нерукотворенного, Печерской Божией Матери и Деиус. РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, церковь в уездном городе Переславле-Залеском; построена в конце XIV века св. Евфросинией, супругой В. К. Димитрия Донского. БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе Гороховце, на берегу Клязьмы – церковь весьма древней архитектуры; при ней особый храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенный, кажется, в честь тезоименитства царя Иоанна Васильевича, с приделом Великомученицы Параскевы. ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, собор, в уездном городе Шуе. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери-Одигитрии, известная под названием Шуйской, в богатом окладе, ценимом более 80 т. руб. К этой иконе все окрестные жители и даже издалека притекают с верой. Она написана в 1654 году по окончание морового поветрия, свирепствовавшего в этом году, от которого город Шуя был избавлен предстательством Пресвятой Богородицы. Особенное празднество этой иконе отправляется в июле месяце, 11 и 28 числа. – Колокольня при соборе есть одна из огромнейших в России: вышина ее 50 сажен; шпиль с крестом в 15 сажен; она заложена в 1810 году по проекту итальянского архитектора Марицелла, но доведенная им до 3-го яруса обрушилась в 1819 году, и приведена к окончанию в том колоссальном размере, в каком ныне существует, уже русским крестьянином Владимирского уезда, Михайлою Саватеевым. – В недавнем времени на престоле собора устроена, иждивением граждан, московским фабрикантом Сазиковым серебряная чеканная одежда, в коей весу почти 5 пуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

После написанного в самом начале сего синодика чина малой литии, поминовение начинается такими словами: «Помяни Господи вселенских патриарх. Благоверных Царей и Цариц, и благоверных Великих Князей и Княгинь. Преосвященных митрополитов. Боголюбивых архиепископов, и епископов, священно-архимандритов, и игуменов, и всего священническаго и иноческаго чина, праотец и отец, и братий наших, и иже зде лежащих, и повсюду православных христиан». После сего общего поминовения следуют имена святейших вселенских Патриархов, начинаясь с Исидора и оканчиваясь Николаем, потом Патриархов Московских и всея России; затем следуют имена Патриархов Антиохийских, Великих Князей всея России, Царей и Великих Князей Московских и всея России, Благоверных Цариц и Великих Княгинь, Благородных Царевичей и Благородных Царевен, Преосвященных Митрополитов всея России и Епископов. После сего записаны: род Ионы Архиепископа Вологодского и великопермского, род Измайловых, – Князя Алексея Воротынского, Рагозина, род Великого Господина, святейшего Кир Иосифа Патриарха Московского, род Окольничего Князя Василия Богдановича Волконского, стольника Деремонтова, Корнилия Митрополита Казанского и Свияжского, Илии Даниловича Милославского, Василия Бутурлина, Истомы Седельникова, Иоанна Нечаева Царевичев сына Боярского, Никифора Есипова, Владыки Тверского Захарии, Владыки Рязанского Варлаама, Феодора Левашева, Китоврасов, Хоненевых, Всеволоцких, Семена Васильевича Собакина, Стефана Лопухина , Иоанникия Федоровича Строганова, Андрея Игнатьевича Вельяминова, Петра Неелова, Андрея Безтужева, окольничего Никиты Пушкина, Иоанна Андреева Кайсарова, Лукиана Стефановича Стрешнева, Князя Романа Мещерского, Князя Дмитрия Михаиловича Пожарского, Князя Петра Михайловича Ухтомского, Князя Тимофея Иоанновича Шаховского, Иоанна Уварова, Князя Иоанна Бахтеярова Ростовского, Юрия Танеева, Иоанна Неклюдова, Феодора Опочинина, Башевых, Князя Бориса Петровича Татева, Князя Ромодановского, окольничего Феодора Леонтьевича Бутурлина, Князя Георгия, да брата его кравчего Князя Василия Янышевичев Сулешевых, Архипа Феодоровича Акинфова, Козьмы Зяблова, Моревых, Иоанна Сувороцкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Состав гробниц определяет время изготовления оклада Рублевской «Троицы»: это — период супружества царя Ивана и Анастасии Романовны (февраль 1547 — август 1560 г.), корректируемый фактом женитьбы Юрия Васильевича на Ульяне, дочери Д. Ф. Палецкого (3 ноября 1547 г.). Таким образом, Грозненский оклад создан между ноябрем 1547 г. и августом 1560 г. Обращает на себя внимание факт, что среди изображений святых на гробницах нельзя найти ни одного, соименного детям Ивана и Анастасии. Но царевна Анна родилась 10 августа 1549 г., умерла 20 июля 1550 г. Царевна Мария родилась 17 марта 1551 г., умерла в том же году 8 декабря . Царевич Дмитрий родился в октябре 1552 г., умер 4 июня 1553 г. Однако, царевич Иван, родившийся 28 марта 1554 г. и крещенный в честь Иоанна Лествичника, и царевич Федор, родившийся 31 мая 1557 г. и крещенный в честь Федора Стратилата, — оба пережили дату 1560 г., но в изображениях гробниц никак не засвидетельствованы. Следовательно, изготовление оклада можно ограничить ноябрем 1547 — мартом 1554 г. Оценим тематическую направленность в целом всего состава изображений на гробницах Грозненского оклада. В свое время В. А. Плугин подметил некоторую связь между изображениями гробниц на окладе «Троицы» и подбором святых, упоминаемых в июльском (1552 г.) послании митрополита Макария к царю под Казань, и сделал отсюда вывод, что замысел оклада состоял в прославлении царя и царского рода (при этом сделано указание на личных патронов Грозного, его отца и деда, но имена остальных членов семьи оставлены без внимания) в связи с победой над Казанским ханством  . Действительно, в июльском послании 1552 г. митрополит со всем собором молят Господа Бога и Пречистую Богородицу о помощи царю и всему христианскому воинству, чтобы Господь исполнил царское желание помощью и поспешением архистратига Михаила и молитвами святого Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла и Иоанна Богослова, великих Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, русских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Леонтия, мученика Георгия, страстотерпцев Бориса и Глеба и молитвами преподобных Сергия, Варлаама и Кирилла (перечисляю небесные силы и святых угодников, которые соответствуют изображениям на гробницах Грозненского оклада) .

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010