Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ Красный (ок. 1415, Звенигород? - 22.09.1440, г. Галич Мерский), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий, 4-й сын кн. Георгия (Юрия) Димитриевича и кнг. Анастасии Георгиевны, младший брат кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки. Князья Димитрий Красный и Дмитрий Шемяка получают во Владимире весть о кончине отца. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 441 об.) Князья Димитрий Красный и Дмитрий Шемяка получают во Владимире весть о кончине отца. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 441 об.) Возможно, Д. Г. был назван в честь деда - вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского. (Сообщение Минейной редакции Жития прп. Григория Пельшемского о том, что прп. Григорий крестил сыновей кн. Георгия Димитриевича, т. е., возможно, и Д. Г., недостоверно.) Д. Г. рано лишился матери, умершей в 1422 г. Почти вся его жизнь пришлась на время борьбы московских и галичско-звенигородских князей за великокняжеский стол, в к-рую он, принадлежа к великокняжескому дому, был втянут. В 1425 г. Д. Г. вместе с отцом, отказавшимся после смерти вел. кн. Московского Василия I Димитриевича принести присягу своему племяннику, 10-летнему Василию II Васильевичу , уехал из Звенигорода в сев. центр княжения - Галич. Одним из пунктов договора, заключенного Василием II и Георгием Димитриевичем между 25 апр. и 28 сент. 1433 г., после возвращения Василия II в Москву, была передача Д. Г. Бежецкого Верха с волостями (кроме тех территорий, которые ранее принадлежали угличскому кн. Константину Дмитриевичу ). Зимой 1433/34 г., когда войска Василия II осадили Галич, кн. Георгий Димитриевич (по-видимому, вместе с Д. Г.) уехал на Белоозеро, поручив оборону города старшим сыновьям - Василию Косому и Дмитрию Шемяке. Василий II не смог захватить Галич и, разорив посад и окрестности, вернулся в столицу. Д. Г. принял участие в ответном походе отца на Москву, в марте 1434 г. галичско-звенигородское войско вошло в сдавшуюся после недельной осады столицу. Через нек-рое время Георгий Димитриевич направил Дмитрия Шемяку и Д. Г. в поход на Н. Новгород, где тогда находился Василий II. В дороге братьев настигло известие о кончине отца 5 июня 1434 г. Согласно духовной грамоте Георгия Димитриевича, Д. Г. получил в удел Галич и Вышгород.

http://pravenc.ru/text/178195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тульской и Белёвской епархии), в с. Венев-Монастырь Венёвского р-на Тульской обл., первоначально муж. Впервые «Венев, пустынь, монастырь святаго Николы... в земле Рязанской» упоминается в 13-й гл. «Книги степенной царского родословия» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 445), в рассказе о кончине и погребении в мон-ре в 1407 (1408) г. смоленского кн. Юрия - убийцы вяземского кн. св. Симеона Мстиславича и его супруги св. Иулиании . Раскаявшись в совершенном злодеянии, кн. Юрий жил в В. м. в послушании у «игумена христолюбца» Петра, к-рого, по преданию, посещал прп. Сергий Радонежский . По легенде, записанной в сер. XIX в. Д. Г. Гедеоновым, мон-рь был основан в XIII в. на месте, где остановились греч. свящ. Евстафий и его спутники, переносившие в 1225 г. икону свт. Николая Чудотворца из Корсуни в г. Зарайск. Венев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Фотография. Посл. четв. XX в. Венев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Фотография. Посл. четв. XX в. В XV в. В. м. вместе с г. Венёвом вошел в состав Московского княжества. Являясь крупным оборонительным центром, со 2-й пол. XVI в. находился в засечной оборонительной черте, проложенной вдоль юж. границ Московского гос-ва. К 70-м гг. XVI в. в В. м. существовали деревянный шатровый Никольский храм с юж. приделом во имя вмч. Георгия, деревянная теплая на подклетях Успенская ц. с трапезой. В 1570 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный сослал «на Веневу к Николе чудотворцу» лишенного сана Новгородского архиеп. св. Пимена (Чёрного) . Заточенный в «каменном мешке» под Никольским храмом святитель через год скончался, в сент. 1571 г. был погребен в Никольской ц. Согласно тульской писцовой книге 1587-1589 гг., составленной И. Жеребцовым, В. м. владел пожалованными царем Иоанном Грозным 1552 четьями земли, в т. ч. 375 четьями пашенных угодий, с. Бортники на р. Осётр с ц. во имя прп. Пафнутия Боровского, 3 деревнями, 3 «монастырскими дворами».

http://pravenc.ru/text/150203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Кн. Владимир Всеволодович. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Кн. Владимир Всеволодович. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Мономах (1053/54 - 19.05.1125, Киев), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), один из наиболее выдающихся гос. деятелей средневек. Руси, писатель. Сын киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича (1078-1093) и родственницы (дочери?) визант. имп. Константина IX Мономаха (1042-1055). Был женат трижды: ок. 1073 г.- на Гиде, дочери последнего англо-саксон. кор. Харальда, от этого брака у В. В. были сыновья св. Мстислав (Феодор) Великий, Изяслав, Ярополк и Вячеслав; ок. 1099 г.- на неизвестной, матери сыновей Юрия (Георгия) Долгорукого, Андрея и Романа; в последний раз - после 1107 г. Погребен в киевском Софийском соборе рядом с отцом (ныне погребения утрачены). Известны многочисленные свинцовые печати В. В. с изображением свт. Василия Великого , в честь к-рого князь был крещен, и с греч. или рус. молитвенной надписью: ΣΘΡΑΓ[ΙΣ] ΒΑΣΙΛΙΟ[Υ] ΤΟΥ ΠΑΝΕΥΓΕΝΕΣΤΑΤ[Ο]Υ ΑΡΧΟΝΤΟΣ ΡΟΣΙΑΣ ΤΟΥ ΜΟΝΟΜΑΧΟΥ[ΟΥ] («печать Василия, благороднейшего архонта Росии, Мономаха») и «ГИ ПОМОЗИ РАБОУ СВОЕМОУ ВАСИЛЬЕВИ КНАЗОУ РОУСЬСКОГО [Так!- А. Н.]» или подобное. Надпись на печати кн. Владимира Всеволодовича. XI в. (НГОМЗ). Лицевая сторона Надпись на печати кн. Владимира Всеволодовича. XI в. (НГОМЗ). Лицевая сторона При жизни Всеволода политическая деятельность В. В., начавшаяся, по княжескому обычаю тех времен, рано - c 13 лет, в сер.- 2-й пол. 60-х гг. XI в., осуществлялась в рамках политики его отца, в качестве наместника к-рого он занимал последовательно различные княжеские столы: в Ростове, Владимире-Волынском, Турове (60-70-е гг. XI в.), Смоленске (1076/77-1078), Чернигове (1078-1094, с 1093 как самостоятельный князь). Очевидно именно зависимостью от политической линии Всеволода объясняются отдельные действия В. В. этого периода (напр., поход против волынского кн. Ярополка (Петра) Изяславича в 1085), к-рые плохо согласуются с его политическими воззрениями, насколько они вырисовываются в период самостоятельного правления князя, и о к-рых сам В. В. предпочитал умалчивать в подробном каталоге своих военных походов в составе «Поучения к детям». В это время В. В. приходилось исполнять и поручения киевских князей: так, по приказу киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича он участвовал вместе с сыном последнего Олегом (Михаилом) Святославичем в походе в Чехию осенью 1075 г., чуть ранее - в 1074 г. заключал мирный договор с польск. кн. Болеславом II.

http://pravenc.ru/text/159100.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКИЙ КНЯГИНИН В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Княгинин мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Княгинин мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) (Владимирской и Суздальской епархии) во Владимире. Основан в кон. 90-х гг. XII в. супругой кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо блгв. кнг. Марией Шварновной в зап. части средневек. Владимира, у его сев. валов, обращенных к р. Лыбедь. Никоновская летопись и «Книга степенная царского родословия» сообщают, что вскоре после рождения последнего сына Иоанна в 1198 г. кнг. Мария тяжело заболела, возможно, с этим обстоятельством связано ее решение основать обитель. 2 марта 1206 г. она приняла монашеский постриг с именем Марфа, 19 марта 1206 г. скончалась и была похоронена во В. К. м. (гробница находится в Успенском соборе, в правой стене алтаря Благовещенского придела, под сводом ниши). XIII - нач. XX в. В 1200 г. в мон-ре по повелению кн. Всеволода Юрьевича была заложена каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, освященная 9 сент. 1202 г. Ростовским еп. св. Иоанном в присутствии вел. князя и его детей Константина Всеволодовича , Георгия (Юрия) Всеволодовича и Владимира Всеволодовича . В 1230 г. в Успенский собор В. К. м. были принесены мощи мч. Авраамия Болгарского , помещенные в каменной гробнице. Успение Божией Матери. Икона из Успенского собора мон-ря. XVII в. Вклад Патриарха Иосифа Успение Божией Матери. Икона из Успенского собора мон-ря. XVII в. Вклад Патриарха Иосифа В 1238 г. мон-рь был разорен монголо-татарами, вскоре возродился и в XIII в. служил усыпальницей представительниц великокняжеской семьи. В Успенском соборе В. К. м. погребены сестра кнг. Марии Шварновны супруга новгородского кн. Ярослава Владимировича Елена (1201), дочь Всеволода Юрьевича и Марии Шварновны Елена (1203), 2-я жена кн. Всеволода Анна, к-рая, по сообщению В. Н. Татищева , приняла постриг во В. К. м. после смерти супруга. Перед иконостасом Рождественского придела, справа, находится гробница супруги св. кн. Александра Ярославича Невского кнг. Александры († 1251) и их дочери кнж. Евдокии, слева - гробница 2-й супруги кн. Александра кнг. Вассы. В XVII в. останки кнж. Евдокии почивали «на вскрытии», вероятно, в XVIII в. они были помещены в одну гробницу с останками матери и оказались под спудом. В сер. XVI в. царь Иоанн IV Васильевич Грозный установил порядок поминовения княгинь и княжон, чьи останки покоятся во Владимире. Архимандрит владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря и протопоп Успенского собора ежегодно служили панихиды: 1 марта - по кнж. Евдокии, 19 марта - по кнг. Марии, 21 авг.- по кнг. Вассе, 3 февр.- по кнг. Анне.

http://pravenc.ru/text/154985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДМИТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии), в г. Дмитрове Московской обл. Основан в вост. предместье города у дороги, ведущей к Троице-Сергиеву мон-рю (впосл. лавра). В XVII в. считалось, что Д. м. находится «в Дмитрове на посаде» (РГАДА. Ф. 281. 3924), в XVIII в.- «при городе Дмитрове... от города в версте» (Там же. Ф. 280. Оп. 3. 57. Л. 2). Дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мон-рь. Фотография. 2006 г. Дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мон-рь. Фотография. 2006 г. Точное время основания Д. м. неизвестно, возможно, мон-рь возник между 1310 и 1334 гг. Впервые упоминается в духовной грамоте 1467-1472 гг. дмитровского удельного кн. Георгия (Юрия) Васильевича († 1473): князь передал «Борису Глебу» с. Новое, купленное у Троице-Сергиевой обители, «и с хлебом, что в земли. А что в том селе и в деревнях серебра на людех, ино того серебра половина Борису Глебу, а другая половина тем христианом, на коих то серебро» (ДДГ. С. 223). В 1840 г., очевидно, во время ремонтных работ под жертвенником Алексиевского придела Борисоглебского собора было найдено каменное закладное распятие с нечеткой надписью. В XIX в. дата на надписи определялась как 1388 г., в связи с чем в 1888 г. отмечалось 500-летие Д. м. Историки XX в. датировали крест иначе: М. Н. Тихомиров - 1462 г., Г. В. Попов - 1447 г. Археологические раскопки близ Борисоглебского собора выявили кладбище с погребениями XIV-XV вв. Менее вероятными ориентирами для датировки являются легендарные известия, опубликованные Тихомировым, относящие основание Д. м. к XIII в., а также доводы Н. Н. Былова об одновременном основании г. Дмитрова и мон-ря. Однако ни один из историков не обратил внимания на тот факт, что из всех князей, управлявших дмитровскими землями до XV в., святые Борис (в крещении Роман) и Глеб (в крещении Давид) были небесными покровителями лишь у кн. Бориса Давидовича, сына галицко-дмитровского кн. Давида Константиновича († 1280) и правнука св. блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича . Кн. Борис Давидович управлял Дмитровским уделом после смерти дяди, галицко-дмитровского кн. Василия Константиновича (после 1310). Под 1334 г. в Рогожском летописце сообщается: «...а князь Борис Дмитровьскый в Орде мертв» (ПСРЛ. Т. 15. Ч. 1. Стб. 47). Т. о., не исключено, что Д. м. основан в 1-й трети XIV в., между 1310 и 1334 гг., что не противоречит и археологическим данным.

http://pravenc.ru/text/178614.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА Венчание вел. кн. Василия III Иоанновича и Елены Глинской. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 863) Венчание вел. кн. Василия III Иоанновича и Елены Глинской. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 863) (ок. 1508-1510 - 3.04.1538, Москва), вел. кнг., 2-я жена Московского вел. кн. Василия III Иоанновича , мать царя и вел. кн. Иоанна IV Васильевича , дочь служилого кн. Василия Львовича Слепого Глинского и Анны Якшич (из рода последних сербских деспотов). Время рождения Е. В. установлено в результате изучения ее останков. Отец буд. вел. княгини, участвовавший в мятеже, поднятом ее дядей кн. М. Л. Глинским против кор. польск. и вел. кн. Литовского Сигизмунда I Старого, в 1508 г. переселился в Россию из Литовского великого княжества . Е. В. упоминается в источниках с нач. 1526 г. Летописи отмечают, что после развода с 1-й женой, бездетной вел. кнг. Соломонией (см. София , прп., Суздальская), и ее ссылки 21 янв. 1526 г. вел. кн. Василий III женился на Е. В. Зимой 1528/29 г. великокняжеская чета совершила паломничество в почитаемые обители севера России, где просила молиться о «чадородии». 25 авг. 1530 г. у Е. В. родился сын Иоанн, а 30 окт. 1532 г.- Юрий (Георгий) Васильевич . Сохранившиеся письма Василия III Е. В. говорят о его привязанности к жене и детям. Во время поездок по стране он неоднократно брал их с собой. Нет никаких сведений об участии Е. В. в решении гос. дел при жизни супруга. Из Повести о болезни и смерти вел. кн. Василия III, первоначальный текст к-рой сохранился в составе Новгородского свода 1539 г., видно, что Е. В. не участвовала ни в подготовке нового завещания вел. князя, ни в совещании, на к-ром 3 дек. 1533 г. Василий III говорил с боярами «о устроенье земском, како бы правити после его государьства». Правда, 3 из своих ближайших думных советников - кн. М. Л. Глинскому, М. Ю. Захарьину и И. Ю. Шигоне Поджогину - вел. князь «приказав о своеи великои княгине, како еи без него быти и како к неи бояром ходити» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 559). Позднее в ответ на вопрос Е. В., как ей жить после его смерти, Василий III ответил, что в завещании он предоставил ей такие же права, какие принадлежали ранее вдовым вел. княгиням. Круг бояр, к-рым Василий III поручил управление гос-вом, исследователи определяют по-разному, но они единодушны в том, что сразу после смерти вел. князя Е. В. не стала правительницей гос-ва. Характерно, что главное событие, происшедшее после смерти Василия III,- арест 11 дек. 1533 г. брата правителя дмитровского кн. Юрия (Георгия) Иоанновича и людей его двора большая часть источников связывает с инициативой бояр. В известиях Новгородского свода 1539 г. говорится о решениях, к-рые принимал вел. кн. Иоанн IV, «помысля» с матерью, митр. Даниилом и боярами.

http://pravenc.ru/text/189751.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ Поставление Михаила во епископа Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 181) Поставление Михаила во епископа Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 181) († 6.05.1402, Троице-Сергиев мон-рь), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396). Основные биографические сведения о М. сохранились в лаврентьевско-троицкой группе летописей, Житиях преподобных Сергия Радонежского , Кирилла Белозерского и свт. Стефана Пермского , а также в «Хожении», написанном мон. Игнатием Смольянином (о поездке митр. Пимена в К-поль). Принял постриг в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ), в 1377-1383 гг.- был иеромонахом Симонова Старого московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В Симоновом мон-ре по поручению игум. прп. Феодора (см. Феодор, свт. , архиеп. Ростовский) стал наставником прп. Кирилла Белозерского. Мнение, что М. был учеником прп. Феодора ( Никон (Рождественский). 1904. С. 211), источниками не подтверждается. Зимой 1383/84 г. был хиротонисан в Москве митр. Пименом во епископа Смоленского одновременно со свт. Стефаном, ставшим епископом Пермским (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 149). Его предшественник еп. Даниил вынужден был покинуть Смоленскую кафедру и уехать в Москву, и с 1382/83 г. Даниил пребывал в Москве с титулом епископа Звенигородского. М. поддерживал политику Смоленского вел. кн. Святослава (Севастиана) Иоанновича, его детей Смоленских вел. князей св. блгв. Глеба Святославича и Георгия (Юрия) Святославича и племянника кн. Ивана Васильевича († 29 апр. 1386), направленную на независимость Смоленского вел. княжества от притязаний Литовского великого княжества (ВКЛ), а также на союз с Московским великим княжеством . 29 апр. 1386 г., после поражения и гибели старших представителей рода Смоленских великих князей в битве с литовско-рус. ратью на р. Вехре (ныне Вихра) под Мстиславлем, положение М. в Смоленске осложнилось. В 1388 г. он был вынужден выехать в Москву.

http://pravenc.ru/text/2563464.html

На «Православной Руси» прозвучат духовные песнопения Свиридова Москва, 21 октября 2011 г. Георгий Васильевич Свиридов Концерт-открытие фестиваля духовной музыки «Страна Воскресения» состоится 4 ноября, в День народного единства, в Большом зале Московской консерватории в рамках выставки-форума «Православная Русь» . В первом отделении прозвучат избранные произведения Георгия Свиридова и фрагменты его цикла «Песнопения и молитвы», созданного в 1990-е годы. Они представляют собой плод осмысления драматического исторического пути России в эпоху, когда отступление от веры повлекло разрушение тысячелетних традиций, питавших жизнь и культуру русского народа, сообщил «Интерфаксу» заслуженный артист России, руководитель Московского Синодального хора Алексей Пузаков. Во втором отделении будет впервые исполнена «Литургия» композитора Антона Вискова, написанная в этом году. Произведение отражает время возвращения России к живой вере на рубеже XX-XXI веков и как следствие этого обретение душевного умиротворения. Исполнение произведений Московским Синодальным хором и хором Сретенского монастыря столицы будет сопровождаться масштабной видеопроекцией на большом экране работ фотохудожника Юрия Холдина, наглядно отражающих важнейшие вехи в духовных исканиях страны за последние годы. В настоящее время его известный выставочный проект «Свет фресок Дионисия» продолжает экспонироваться на площадке музея храма Христа Спасителя. Название музыкально-художественного проекта «Страна Воскресения» позаимствовано из архивов Г.Свиридова – эти слова композитор написал о России, о ее способности «незримо возрождаться в зримом умирании». Последнее сочинение Г.Свиридова «Песнопения и молитвы» (произведение создавалось в 1980-1997-е годы) – хоровой цикл, его завещание и признание в любви к России – «стране простора, стране песни, стране минора, стране Христа», как писал композитор в своем дневнике. 21 октября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/49390.html

Чергановка. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи. Иоанновская церковь /// Епархия неизвестна Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Известно, что сельская община закупила в селе на Верховинщине деревянную часовню 1809 года и в 1842 году перевезла и установила в Чергановке. Была освящена в честь Св. Иоанна. Правда, на памятной таблице на стене церкви указано, что церковь с 1821 года. Была филиальной приходской церкви в Старом Косове. Сегодня церковь Св. Георгия в пользовании православной общины. Памятник архитектуры национального значения. Церковь в Чергановке располагается в центре села, с юга от центральной дороги. Небольших размеров церковь, которая в плане образует крест с укороченными боковыми раменами. Ее алтарь с пристроенными ризницами почему-то ориентирован к северо-востоку. С юга к наве пристроено большое застекленное крыльцо. Бабинец значительно удлинен развитием вдоль оси церкви. Стены над опаясанием церкви обиты жестью с чеканкой. Входные двери в церковь заменили новыми. Памятная таблица на стене церкви гласит: " Палийчук Михаил Васильевич (1921-1996) – инициатор возобновления деятельности Чергановской церкви в честь Юрия 1989 г., закрытой в 1964-м, председатель двадцатки 1989-1996 " . К востоку от церкви стоит каменная стенного типа надвратная колокольня. В приселке Чергановки " Волица " сохранилась деревянная богослужебная церковь-часовня Рождества Пр. Богородицы. Л итература: " Церкви Прикарпатского края " . Г.Процак, Ивано-Франковск, 2006. Информация Василия Слободяна. Источник: " Деревянные церкви Западной Украины " http://decerkva.org.ua/fra/cherganivka.html На польском сайте указан 1757 год греко-католическая церковь Иоанна Крестителя. Изначально принадлежала ГКЦ, сейчас ПЦУ. Деревянная, одноглавая, крестовая в плане с короткими боковыми ветвями и удлиненным бабинцем. К восточному объему с обеих сторон примыкают одинаковые по размерам срубы. Южный вход подчеркнут крыльцом. Окружена поддашием на выпусках венцов срубов. Центральный объем перекрыт шатровой главой на очень низком восьмерике, поставленном на видимый извне четверик. Ветви покрыты скатными крышами. Все сооружение обшито гонтом. Памятник – яркое произведение гуцульской школы народной архитектуры. На юго-восток от памятника находится кирпичная, надвратная, двухъярусная колокольня. Первый ярус трехпролетный, на втором размещено пять арочных проемов для колоколов. В марте 1972 г. в памятнике открыт «Музей природы Карпат». Источник: " Памятники градостроительства и архитектуры УССР " . – К.: 1985 г., т. 2, с. 240. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=59725

этого времени было выдвинуто предположение по поводу интерпретации шитой надписи («Сия полица положена бысть в церковь Святых великих новоявленных мученик Бориса и Глеба благоверным христолюбивым князем Егорьем Васильевичем») на палице (набедреннике), хранившейся в обители в XVII-XIX вв., как свидетельстве возможного вклада в мон-рь ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого в 1148 г. ( Малыгин. 1990. С. 13-14). Такая интерпретация встретила возражения А. С. Преображенского, по мнению к-рого палица попала в Н. Б. м. лишь в нач. XVII в., а первоначально являлась вкладом сына вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного, дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича, в дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мужской монастырь ( Преображенский. 2010. С. 183-184, 187-188, 191-192, 194-195, 197-198). Однако подобная интерпретация сомнительна в связи с обозначением св. Бориса и Глеба в надписи «новоявленными». Самое позднее употребление этого термина по отношению к Борису и Глебу отмечено под 1327 г. в Софийской I (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 400) и Псковской III (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 90) летописях. Во 2-й пол. XV в. термин «новоявленные» по отношению к первым русским святым вряд ли мог быть применен. К кон. XII в. в Н. Б. м. возведен каменный храм. XIII-XIV века стали периодом разорений и упадка обители. Для реконструкции ее средневек. истории важными стали извлечение из позднего Жития прп. Ефрема и публикация «Повести о разорении Торжка» И. У. Будовницем ( Будовниц. 1960). Он убедительно доказал, что «Повесть...» написана между 1319 и 1372 гг. и включена в позднее Житие прп. Ефрема, чтобы разъяснить, почему ко времени написания Жития не сохранилось существовавшего когда-то более древнего Жития, из-за отсутствия к-рого составителю нового Жития приходилось получать сведения «от тоя обители от настоятеля, и от древних старец и от искусных людей града Торжка» (Там же. С. 40). В «Повести...» присутствуют свидетельства почитания Ефрема Новоторжского в XIV в.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010