О.Артемий Владимиров: Открываете просто Евангелие и у себя дома читаете. Если владеете церковнославянским языком –  ещё лучше. Главку одну, третью, начиная от Матфея. Немножко передохнёте, днём ещё главку –  вечерком. Отца Леонида я хорошо знаю, потому что юношей, а потом учителем русского языка и литературы, я приходил на клирос вместе со своей молодой супругой в храм Святителя Николая и пел у него на клиросе. Батюшка был знаменитым уставщиком, знатаком памяти святых, ему не нужно было раскрывать месяцеслов и календарь. Он знал на две-три недели вперёд, когда свершается память каких святых. Что меня привлекало в нём?  Он всегда возглавлял отпевание священников. Когда кто-то из наших собратьев отправлялся в путь всея земли и мы собирались в том или ином храме, чтобы свершить чин отпевания священства, отец Леонид всегда организовывал батюшек. Такое впечатление, что он едва ли не наизусть знал стихиры  и  тропари, относящиеся к этому чинопоследованию. И пусть Господь воздаст ему тем, чем он служил своим почившим собратьям! Вознесём, дорогие мои, молитвы и о нём, и о скончавшихся, погибших в авиакатастрофе отцах, братьях и сёстрах наших. Елена Путинцева: Вас хотят спросить, как часто следует приступать к таинству Соборования? О. Артемий Владимиров: По традиции, не реже, чем раз в год христианин стремится участвовать в Елеосвещении, во исцеление души и тела, помазывается елеем, слушая Евангельские чтения об исцелении Господом болящих.  Если человек чувствует, что обнаружилась ещё какая-то немощь и хворь, то ему ничто не препятствует, взяв благословение пастыря, принять участие в этом целительном таинстве. Елена Путинцева: Сейчас многие покупают подарки, в том числе прихожане православных храмов. Батюшка, и у нас в Алексеевской обители есть такие подарки, в частности, ваша недавно вышедшая книга «Сказки для детей и взрослых», а также переиздана маленькая книжка «Рождественская сказка о бисеринке, алмазинке и жемчужинке». О.Артемий Владимиров: Да, в этой маленькой книжечке мне удалось приоткрыть завесу тайн женской психологии. Вы знаете, многие профессора удивляются, как это удалось скромному священнику.  Потому что написаны целые тома, энциклопедии о феномене женщины. Однако диссертации защищены, а воз и ныне там. А вот в жанре сказки получилось, описывая, как три снежинки едва не поссорились, прежде чем выполнили задание, данное им свыше, –  украсить землю снежным покровом на Рождество, по молитвам деревенского мальчика Сени. В этой небольшой книжечке девочки, девушки, дамы и крестьянки, жительницы городов и деревень узнают о себе кое-что, чего они прежде не читали.

http://radonezh.ru/text/u-pravoslavnykh-...

Несмотря на то, что вина Юрия перед ханом была очевидной (налицо были невыплата дани и неподчинение ханскому решению о передаче великого княжения Дмитрию), Узбек медлил; возможно, его удерживало то обстоятельство, что Юрий был прежде его зятем. Тогда Дмитрий Михайлович «без цесарева слова» убил Юрия. Это случилось 21 ноября 1325 г. 340 (накануне седьмой годовщины гибели Михаила Тверского). Узбек не простил Дмитрию самосуда, и 15 сентября 1326 г. (по-видимому, после долгих колебаний) казнил великого князя 341 . Распространенный взгляд на Юрия Даниловича как пособника Орды 342 критики явно не выдерживает: он является следствием оценки деятельности этого князя сквозь призму одного эпизода – гибели в Орде Михаила Тверского. Рассмотрение же всей политики Юрия в отношении Орды открывает совсем иную картину. В 1304–1305 гг. Юрий, как и Михаил Тверской, старался добиться милости хана и получить великое княжение, но потерпев поражение в соперничестве с Михаилом, повел себя отнюдь не как верный слуга Орды. В то время как в период великого княжения Михаила Ярославича Тверского последний не совершил ни одного действия, имевшего прямую или косвенную антиордынскую направленность, Юрий Данилович косвенно постоянно нарушал ханскую волю, ведя борьбу с Михаилом путем оспаривания части его великокняжеских прав: княжения в Новгороде Великом (до 1308 и 1314–1315 гг.) выморочного Нижегородского княжества (1310–1311). Конфронтация с Михаилом повлекла за собой враждебность ханов: в данный период против московских князей были организованы две ордынских военных акции – в 1305 («Таирова рать») и 1315–1316 гг. (поход Таитемера). Московский князь не пытался домогаться в Орде ярлыка на великое княжение: он не поехал туда при воцарении нового хана, а в 1315 г. отправился не по своей воле, а по требованию Узбека. В сложившейся ситуации, однако, Юрий предпринял все, чтобы заслужить ханскую милость. Но данных о поддержке Ордой Москвы до получения Юрием в 1317 г. ярлыка на великое княжение нет (исключая временное оставление за ним Переяславля в 1303 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антон Анатольевич Горский Глава вторая. Ослушник двух ханов: Юрий Данилович (1303–1325) Первым деянием нового московского князя Юрия, старшего из пяти сыновей Даниила Александровича, стал поход на Можайск. Как говорилось выше, Можайск перешел под власть Москвы, скорее всего, еще в 1291 г. После смерти Даниила смоленские князья (возможно, в союзе с Михаилом Тверским) попытались вернуть это владение; в Можайске обосновался Святослав Глебович (княживший тогда скорее всего в Ржеве, т.е. на границе с московскими и тверскими землями) 239 . Юрий с братьями занял Можайск, Святослав был взят в плен и отвезен в Москву 240 . Осенью того же года возвратился из Орды великий князь Андрей Александрович, после чего в Переяславле состоялся княжеский съезд. По его итогам Переяславль остался за Юрием, но, по-видимому, с условием, что после смерти Андрея Александровича он отойдет к его преемнику на великокняжеском столе 241 . Такой итог съезда позволяет предполагать, что Даниил Александрович попытался каким-то образом подкрепить в Орде свои притязания на Переяславль и это имело успех, хотя и ограниченный; возможно, Тохта не захотел чрезмерно усиливать Андрея. Великий князь Андрей скончался 27 июля 1304 г. 242 Если бы Даниил Московский пережил брата, он, как следующий по старшинству среди князей Северо-Восточной Руси, имел бы преимущественные права на владимирский стол. В сложившейся же ситуации старейшим был Михаил Тверской: он остался единственным внуком князя Ярослава Всеволодича. Юрий Данилович правами на великое княжение не обладал: по родовому принципу он был младше не только Михаила Тверского, своего двоюродного дяди, но и сына Андрея Александровича Михаила – своего двоюродного брата, а по отчинному даже в перспективе не имел оснований претендовать на Владимир, так как Даниил, его отец, великим княжением не владел. Ранее были случаи, когда князь, не являвшийся «старейшим» среди потомков Ярослава Всеволодича, оспаривал великое княжение. Но во всех случаях это был второй по старшинству князь (имевший к тому же права на великое княжение «по отчине»): с Ярославом Ярославичем (1264–1271) боролся его младший брат Василий, с Василием (1272–1276) его старший племянник Дмитрий Александрович, с Дмитрием (1277–1294) его младший брат Айдрей, с Андреем – младший из Александровичей Даниил. Другие князья, независимо от того, насколько сильны они были, в борьбу за великое княжение не вступали. Теперь же Юрий нарушил традицию, предъявив претензии на великокняжеский стол 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой старец, помолившись о нем и благословив его крестом, в пророческом духе воскликнул: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатью Христовою здрав возвратишься в свое отечество » . Приняв потом начальство над войсками, Юрий с благословением старца не боязненно вышел против неприятелей, в продолжение трех месяцев разбил неприятелей на голову, завоевал несколько неприятельских городов, и с богатою добычею, и со славою победителя возвратился в отчизну. Первым долгом его по возвращении было поспешить в обитель к пр. Савве, и принести благодарение Богу, Который даровал ему победу молитвами св. старца. Преподобный отслужил благодарственный молебен и осенил князя крестом, Юрий молился со слезами, лобызал руки старца и благодарил его за молитвенное вспоможение в одолении супостатов. Преподобный со смирением говорил о своей духовной немощи, уверял, что Сам Бог , видя любовь князя к нищим и убогим, даровал ему победу и «к сим множайшая словеса учительная изрече ему от божественных писаний». Благодарный князь многое тогда принес в дар возникавшей обители. На его иждивение новая церковь значительно украшена, глава на ней обита медными позлащенными листами, устроены братские келии и обитель обнесена деревянною оградою. Но вскоре монастырь принял новый вид. Усердный князь Юрий возжелал вместо деревянной церкви создать каменный собор во имя же рождества Богородицы: собор, построенный в 1404 году, существует в том же виде и по сие время. После торжественного освящения собора, князь Юрий принял благословение от св. игумена, и вручил ему грамоту следующего содержания: «Пречистый ради милости и честного ее рождества, се яз князь Юрий Дмитриевич, что яз дал Пречистой в дом, на Сторожи, отцу своему игумену Савве с братией, или кто по нем иный игумен будет, села свои в Звенигородском уезду, село Белгина и с деревнями, деревня Тимонина, деревня Павликова, деревня Козинская, да село Дубацинское, да деревню Гледеновскую, да деревню Еремееву, да сельцо Усть-Развадни, да к тому сельцу придал есми Патрикеевской земли, дал есми в Русском уезду, в Замошьи, село свое у Василья святого и с деревнями и с прудом и со всем тем, что к тому селу исстари потягло, а что себе отец мой игумен Савва с братией прикупят земель, или что им дадут земель по души в моей вотчине: и которые люди имут жити на тех землях монастырских, и тем людем ненадобе моя дань, ни ям, ни подводы, ни мыт, ни тамга, ни писчея белка, ни осмьмничьи, ни костки, ни явка, ни иная которая пошлина, ни города ни делают, ни двора моего не ставят, ни коня моего не кормят, ни сень моих не косят, також ни к сотскому, ни к дворскому, ни к десятскому с тяглыми людьми не тянут ни в которые протары, ни в размет, ни в иные которые пошлины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У внука святого, Юрия Ивановича Колосова, бережно хранятся сейчас многочисленные документы о жизни деда. Среди них – целый пакет с фотографиями Юрия Петровича Новицкого. Вот Юрий Петрович еще ребенок, фотография сделана, когда ему было два года. Вот Новицкий в гимназии. Вот – Новицкий студент. Новицкий – в Геттингене. Новицкий – следователь Киевского окружного суда. Новицкий – молодой приват-доцент... Новицкий – профессор Петроградского университета... Новицкий – глава комитета по ликвидации цензуры... Наконец, Новицкий – в зале суда. Завершение земной жизни святого... Это удивительные фотографии. Если разложить их по порядку, можно увидеть, как происходит величественнейшая метаморфоза преображения обычного человека в святого. Ребенок-барчук – мать Юрия Петровича, Пелагея Дмитриевна, была столбовой дворянкой – превращается в отрока. В гимназию Юрий Петрович поступил в Киеве, жил здесь в семье дяди Ореста Михайловича Новицкого, историка Церкви. Здесь и началось воцерковление его. «Религиозные вопросы меня начали интересовать со второго или третьего класса гимназии»... Здесь, в киевской гимназии, Юрий Петрович начал петь и читать на клиросе. Здесь, в гимназические годы, написал работу «Украинская природа в творчестве Гоголя». А вот фотографии молодого Новицкого. Красивое лицо, стройная фигура, франтоватые, лихо закрученные усы... Господь щедро наградил Юрия Петровича. И происхождение, и материальная обеспеченность, и красота, и прекрасное образование, и выдающиеся способности, и необыкновенная работоспособность – все было у него. И хотя Юрий Петрович делал прекрасную карьеру, удачно совмещая научную и педагогическую деятельность с административной работой (перед революцией тридцатичетырехлетний Новицкий был и профессором Петроградского университета, и чиновником по особым поручениям) сказать, что он был баловнем судьбы, никак нельзя. Семейную жизнь Юрия Петровича Новицкого с Анной Гавриловной Сусловой, дочерью крупного ученого, известного специалиста по теоретической механике, профессора Гавриила Константиновича Суслова, назвать безмятежно-счастливой трудно. Известно, к примеру, что в 1914 году, когда Юрий Петрович начинал читать лекции в Петроградском университете, Анна Гавриловна ушла на войну, стала сестрой милосердия... Поступок несомненно героический, но для семьи и прежде всего для мужа, создающий ряд неразрешимых психологических проблем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Идея свода княгини Марьи не была идеей чисто политической. Свод был лишен ясной исторической концепции. Он ставил себе по преимуществу нравоучительную цель. Борьба с чужеземным игом воспринималась прежде всего как нравственно-религиозная. Вот почему свод княгини Марьи так легко превращался в собрание некрологов, выдвигая идеалы княжеской жизни в мученичестве за веру. Но и такая задача в условиях, когда все было полно ужасом перед чужеземными захватчиками, когда, по словам летописца, и хлеб не шел в рот от страха, имела большое значение, воспитывая стойкость и непримиримость, вселяя уверенность, что внешней силе завоевателя можно противопоставить силу духа. Мученичество и смерть мирили народ с теми из князей, которые сопротивлялись завоевателям. Вот почему и владимирский князь Юрий (Георгий. «Юрий» – сокращение имени «Георгий» через ряд промежуточных форм – «Гюргий», «Гюрий») Всеволодович, погибший в битве с монголо-татарами, который далеко не был идеальным князем, подвергся идеализации в народной легенде о невидимом граде Китеже. Об отказе Юрия (Георгия) Всеволодовича прийти на помощь рязанским князьям зло говорит «Повесть о разорении Рязани Батыем»: «Князь великий Георгий Всеволодович Владимерьской сам не пошел и на помощь не послал, хотя о собе сам сотворити брань з Батыем». Кроме того, Юрий известен длительной борьбой за наследие его отца Всеволода Большое Гнездо со своими братьями – Константином и Ярославом. Замечательный исследователь русского летописания А. Н. Насонов пишет о переработанном тексте «Повести о взятии Батыем Владимира» в Лаврентьевской летописи: «Переработка делалась с целью показать читателю братское единение князей, дать образцы княжеского согласия и взаимной любви. В редакции Лаврентьевской летописи вражда, длившаяся с 1211 по 1216 г., почти полностью замалчивалась» (Насонов А. Н. История русского летописания. XI – начало XVIII века. М., 1969, с. 193.). При этом всячески идеализировался Юрий. Так, например, Юрий и Ярослав, приехав во Владимир по смерти Константина, будто бы плакали по нем «плачем вельим, акы по отци и по брате любимем, понеже вси имеяхуть и въ отца место». Имелась в Лаврентьевской летописи и подробная характеристика-некролог Юрию под 1239 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юрий Долгорукий, как, впрочем, и многие русские князья, любил закладывать города на месте слияния двух рек, если даже одна из них совсем маленькая. И столицу нашу Юрий заложил на высоком мысу между Москвой-рекой и Неглинкой. По Колокше много красивых и удобных мест. Можно сказать даже, что Колокша с ее высокобережной поймой – одно из главных украшений Владимирской земли. Вода в ней хрустальна, но кажется темной от спокойной, уверенной глубины. Здесь не увидишь на поверхности морщин, узловатостей, завихрений, как на реках с быстрым течением. Словно бы неподвижна глубокая светлая вода, а течет! Луговые цветы глядятся в Колокшу, если только вблизи берегов не распластались листья кувшинок. В июльский полдень поднимаются из придонного мрака широколобые, огненноперые голавли, и нет им числа. Вся хороша Колокша, но именно там, где впадает в нее речушка Гза, остановил свой взгляд Юрий Долгорукий. Не знаю уж, как там было: топал ли он на этом месте ногой, провозглашая вроде того, что «здесь будет город заложен», или ходили туда с иконами да молебнами, – так или иначе, летописец (тогдашний корреспондент) получил возможность записать у себя в блокноте: «Юрий Долгорукий в свое имя град Юрий заложи, нарицаемый Польский, и церковь в нем каменну созда во имя святого Георгия». Покняжили в Юрьеве один за другим несколько князей, а потом он, как выморочный, перешел к Москве. Дмитрий Самозванец отдал Юрьев-Польский на прокормление касимовскому царевичу Магомету Мурату. Царевич покормился так, что через четыре года в Юрьеве было девять тягловых дворов, девяносто четыре места пустых и одиннадцать хором без жильцов. Чуть позже говорилось о прилегающих к городу местах: «И та-де вотчина пуста, а запустела-де от морового поветрия и от хлебного недороду… и в книгах та его (князя Нагого) вотчина за ним написана впусте, живого в ней нет». В конце XIX века Россия, как известно, вступила на путь капиталистического развития. Не остался в стороне и град Юрьев. Мужик Ксенофонт из села Волтовитинова начал выделывать плуги. Он сам пробовал их на земле, постоянно совершенствовал, и плуги его в свое время славились.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

Архиепископ Клинский Лонгин 7 ноября 2014 г. 14:20 Архиепископ Клинский Лонгин, глава постоянного представительства Русской Православной Церкви в Германии (+ 25.08.2014) 25 августа 2014 года на 69 году жизни отошел ко Господу Преосвященный архиепископ Клинский Лонгин, глава постоянного представительства Русской Православной Церкви в Германии. Почивший архипастырь (в миру Юрий Владимирович Талыпин) родился 17 февраля 1946 года в Хельсинки в семье эмигрантов. Его отец Владимир Дмитриевич Талыпин до революции жил в Санкт-Петербурге. Он происходил из дворянского рода, был сыном полковника русской армии, воспитывался в Александровском кадетском корпусе, в годы Гражданской войны принимал участие в Белом движении. Мать — Татьяна Александровна Талыпина, урожденная Яковлева, дочь коммерческого советника, почетного гражданина города Выборга. Среди предков владыки были прибалтийские немцы. Благодаря своей бабушке Эльзе Карловне фон Розенталь будущий архипастырь с детства знал основы немецкого языка, которым впоследствии, во время служения в Германии, овладел в совершенстве. Как вспоминал архипастырь, с детства ему было совершенно ясно, что он хочет стать священником. В возрасте восьми лет Юрий начал прислуживать в Успенском кафедральном соборе Хельсинки (Финляндская Автономная Церковь). На духовное становление будущего архиерея большое влияние оказали монахи Нововалаамского монастыря, где Юрий часто бывал. Основу братии этой обители составляли насельники Старого Валаама и Коневского монастыря, перебравшиеся в Финляндию в 1939 году. Духовным наставником будущего святителя в эти годы был архимандрит Симфориан (Матвеев; †1981). В 1959 году епископ Хельсинский Александр (Карпин) благословил Юрию носить подрясник, что знаменовало вступление юноши на стезю служения Церкви. В течение двух лет он был чтецом кафедрального собора в Хельсинки, а также иподиаконствовал во время архиерейских богослужений. В это время он познакомился со многими иерархами Русской Православной Церкви, посещавшими Финляндию. Так, он неоднократно принимал участие в богослужениях, совершавшихся митрополитом Крутицким Николаем (Ярушевичем). В 1963 году состоялось его знакомство с митрополитом Никодимом (Ротовым), который вскоре пригласил молодого человека посетить Советский Союз. В январе 1966 года Юрий Талыпин впервые посетил Москву, Ленинград и Псков. Во время этой поездки он познакомился с иподиаконом мит-рополита Никодима Владимиром Гундяевым — ныне Святейшим Пат-риархом Кириллом. Это знакомство переросло в крепкую дружбу в годы совместной учебы в Ленинградской духовной семинарии, на заочное отделение которой Юрий поступил в 1967 году.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhiepisk...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Артемий Владимиров " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Протоиерей Артемий Владимиров: Добрый пример имеет удивительную силу Протоиерей Артемий Владимиров В Избранное ( 2  голоса:  5.0 из  5) Беседа с настоятелем храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов членом Союза писателей России протоиереем Артемием Владимировым в эфире телеканала «Союз». – В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях – настоятель храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров. Приобрести или отдать? – Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей. – Приветствую вас, дорогие друзья, да благословит нас Господь. – Тема нашего разговора – любовь и влюбленность. Батюшка, мы решили поговорить об этом, так как молодежь часто путает эти понятия. – Да, «как молоды мы были, как искренне любили»… Одно дело легкая облачность и первые капельки дождя, а другое дело – грибной дождь, увлажняющий землю. Одно дело ручеек, с которого начинается река, а другое дело – полноводный поток, орошающий поля. Безусловно, не нужно принимать одно за другое. Влюбленность есть что-то летучее, трудноуловимое, труднообъяснимое, некая восторженность чувств, окрыленность сердца. Когда каждое мгновение, проведенное с нею, – «я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты», – становится значительным, кровь стучит в висках, и кажется, что только она одна и существует в этом мире… Об этом я размышляю как батюшка довольно часто, потому что постоянно сталкиваюсь с человеческими драмами. Хотел бы задать встречный вопрос. Когда мы чувствуем, что полюбили, когда везде и всюду ее лицо, вопрос: действительно ли мы готовы служить этому человеку, или мы обслуживаем свои собственные чувства, а иногда, откровенно скажем, и страстишки? Желаем ли мы нечто приобрести или желаем что-то отдать? В этом смысле влюбленность не возвышает нас, согласитесь, над собственным эгоизмом. А любовь проверяется годами и трудами, любовь не знает перемен, но лишь возрастает по мере того, как мы вкладываем наше сердце в созидание общей жизни. Думаю, влюбленность как романтическое состояние, пробуждающее в человеке рыцарство, учащее быть галантным, – это положительный момент.

http://azbyka.ru/semya/protoierej-artemi...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Михаил Владимиров " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Протоиерей Михаил Владимиров: «Главная ошибка мужчины в семье – начать самоутверждаться» Протоиерей Михаил Владимиров В Избранное ( 31  голос:  4.6 из  5) Протоиерей Михаил Владимиров, настоятель храма Казанской Божией Матери в Сан-Франциско, любезно согласился побеседовать на тему семьи, ошибок супругов, которые ведут к разрушению брака. – Как Вы познакомились со своей матушкой, женой? – Наверное, в нашей жизни не бывает случайных встреч. В 12 лет я записался в секцию бальных танцев во Дворце пионеров и влюбился в свою партнёршу. Как положено, она была влюблена в другого, и результатом моих ухаживаний стала дружба, которая длится до сих пор. Через 16 лет на праздновании её дня рождения я познакомился с подругой именинницы, которая и стала моей женой. – «Счастье каждый понимает по-своему», что для Вас семейное счастье? – Вы абсолютно правы, что сам термин «счастье» каждый понимает по-своему. Для большинства из нас счастье всегда связано с чувством радости, вдохновения, открывающихся новых перспектив и одновременно достижением того, о чём мечтали. Это чувство, которое захватывает нас, поднимает нас на своих крыльях, чувство эйфории, в котором каждый из нас хочет находиться вечно, но… эйфория проходит быстро. Молодой человек, признаваясь в любви девушке и прося её руки, ощущает счастье, когда она соглашается, а она – когда слышит предложение. Их переполняет счастье, когда они заполняют анкеты в ЗАГСе, и позже, когда они слышат тосты за свадебным столом с пожеланиями «счастливой семейной жизни». А потом, через 2–3 месяца, когда эйфория с чувством счастья улетучивается, а жизнь входит в привычное русло, каждый из них задаётся вопросом: «А куда же делось счастье? Нам желали «счастливой семейной жизни», а её нет, значит, что-то неверно. Значит, я ошибся…» И когда такие мысли приходят в голову, свежеиспеченная семья уже встала на путь развода. Беда заключается в том, что этот путь был запрограммирован задолго до свадьбы и даже до знакомства, тогда, когда каждый увязал понятие «счастье» с понятием «семейная жизнь».

http://azbyka.ru/semya/protoierej-mihail...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010