Владимиров А. П. История располячения западно-русского костела//Русское обозрение. 1896. Кн. 4. С. 739–763; кн. 5. С. 283–309; кн. 6. С. 556–580; кн. 7. С. 166–189; кн. 9. С. 164–184; кн. 10. С. 581–604; кн. 11. С. 231–256. Литва после 1866 г. Владимиров А. П. Как пишется история?//Русское обозрение. 1897. Кн. 10. С. 837–847. Критическая оценка статей М. М. Кояловича «Юдифь с берегов Двины» (о генерал-губернаторе А. Л. Потапове) и «Отставка диктатора» (о М. Н. Муравьеве), вышедших отдельной книгой «За кулисами истории. Из истории Северозападного края». СПб., 1896. Владимиров А. П. О введении русского языка в богослужение католической и протестантской церквей в Северо-Западном крае//Вестник Европы. 1881. Кн. 3. С. 366–375. Владимиров А. П. О положении Православия в Северо-Западном крае (1863–1892 гг.)//Русское обозрение. 1893. Кн. 2. С. 620–652; кн. 3. С. 186–211; Кн. 4. С. 671–702. Владимиров А. П. Со Жмуди. Замена русских письмен латинскими//Русское обозрение. 1893. Кн. 2. С. 980–983. Владимиров А. П. Толстовцы на подгорье Северного Кавказа//Русское обозрение. 1898. Кн. 1. С. 593–599. Колония толстовцев близ Нальчика в 1896–1897 гг. Водовозов В. Как производятся выборы в Государственную Думу по закону 3 июня 1907 года?//Народное право. СПб., 1907. Воинская повинность и духоборы//Русский вестник. 1898. Т. 253. Февраль. С. 368–374. Полемика со статьей в «Вестнике Европы», возражавшей против ссылки сектантов за отказ от воинской службы на 18 лет в Якутию. Володин. Собор и патриаршество//Современный мир. 1912. С. 284–295. Вопрос о всеобщем обучении на киевском съезде естествоиспытателей и врачей//Мир Божий. 1898. 10. Отд. 2. С. 18–19. Краткое изложение докладов Трегубова, Белоконского и Бориневича. Вопрос о языке преподавания в низших и средних школах для нерусского населения. Совещание Министерства народного просвещения по вопросу о школьном образовании в Царстве Польском//Русская школа. 1907. 2. Отд. 2. С. 74–75. Вопросы начальной школы на II съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию//Русская мысль. 1896. Кн. 4. Отд. 2. С. 79–94. Отчет о работах IX сессии съезда, изложение доклада Вахтерова о всеобщем начальном обучении и тезисы других докладов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Теперь в руках у Кирши и Алексея есть проводник до Теплого Стана. Они прибывают на хутор вовремя — на следующий день Ту-ренин и Шалонский собирались покинуть хутор, а Юрия, которого держат в цепях в подземелье, ожидала неминуемая смерть. Едва живой, истомленный голодом Юрий освобожден. Он намерен ехать в Сергиеву лавру: связанный клятвой, которую не может нарушить, Юрий собирается постричься в монахи. В лавре, встретившись с отцом келарем Авраамием Палицыным, Юрий в исповеди облегчает свою душу и дает обет посвятить свою жизнь «покаянию, посту и молитве». Теперь он, послушник старца Авраамия, выполняя волю своего пастыря, должен ехать в стан Пожарского и ополчиться «оружием земным против общего врага» Русской земли. По дороге в стан Пожарского Юрий и Алексей попадают к разбойникам. Их предводитель отец Еремей, хорошо знавший и любивший Димитрия Милославского, собирается с почетом отпустить его сына, да один из казаков приходит с вестью, что захвачена дочь изменника Шалонского, она же невеста пана Гонсевского. Разбойники жаждут немедленной расправы над невестой «еретика». Юрий в отчаянии. И тут ему на помощь приходит отец Еремей: якобы на исповедь он ведет молодых в церковь и там их венчает. Теперь Анастасия — законная супруга Юрия Милославского, и никто не смеет поднять на нее руку. Юрий отвез Анастасию в Хотьковский монастырь. Их прощание полно горя и слез — Юрий рассказал Анастасии о своем обете принять иноческий сан, а значит, он не может быть ее супругом. Единственное, что остается Юрию, — это утопить мучительную тоску свою в крови врагов или в своей собственной. Он участвует в решающей битве с гетманом Хотчевичем 22 августа 1612 г., помогая новгородцам вместе со своей дружиной переломить ход битвы в пользу русских. Вместе с ним бок о бок сражаются Алексей и Кирша Юрий ранен. Его выздоровление совпадает с завершением осады Кремля, где два месяца отсиживался польский гарнизон. Как и все русские, он спешит в Кремль. С печалью и тоской переступает Юрий порог храма Спаса на Бору — горестные воспоминания терзают его. Но Авраамий Палицын, с которым юноша встречается в храме, освобождает его от иноческого обета — поступок Юрия, женившегося на Анастасии, не клятвопреступление, а спасение ближнего от смерти.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Дядя или племянник А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) Сразу после смерти Василия I (27 февраля 1425 г.) реальная власть в Москве перешла в руки энергичных правителей — властолюбивой княгини-вдовы Софьи Витовтовны, волевого митрополита Фотия и деятельного боярина Ивана Дмитриевича Всеволожского. Наибольшим влиянием из них при дворе пользовался митрополит. Решив сразу же покончить с какими-либо недомолвками (в первую очередь с претензиями Юрия Дмитриевича на великокняжеский престол), митрополит Фотий уже в ночь смерти великого князя направляет в Звенигород к князю Юрию своего боярина Акинфа Ослебятева. Он должен был передать приглашение дяде малолетнего великого князя явиться в столицу и присягнуть на верность Василию II, т.е. подчиниться его воле. Выбор гонца был сам по себе удачным: родич героя Куликовской битвы Осляби должен был внушить доверие к себе сыну победителя Мамая. Однако князь Юрий, собравшись было ехать по собственному почину в Москву, переменил решение. Вероятно, он усмотрел в приглашении опасность для себя и повернул к Галичу. Это было в Великий пост, т.е. между 25 февраля и 7 апреля 1425 г. Жребий был брошен. Непослушание удельного князя подлежало наказанию, что, конечно, понимал и сам князь Юрий. Приняв решение сопротивляться намерениям московских властей, он тем самым показал свое стремление начать борьбу за великое княжение. В той обстановке Юрий Дмитриевич должен был или покориться, или победить. Третьего исхода теперь уже не существовало. Князь Юрий избрал борьбу за власть и, очевидно, сразу предъявил свои права на великое княжение, опираясь на завещание Дмитрия Донского. Да и в предшествующее время в деятельности Юрия Дмитриевича были черты, напоминавшие деятельность Дмитрия Донского. Князь Юрий прославился своим успешным походом на булгар и казанских татар в 1395 г. Летописец об этом походе писал: «...и никто же не помнит толь далече воевала Русь Татарьскую землю». Ходил он в походы и против нижегородских князей. В 1398 г. Юрий Дмитриевич выступал против князя Семена (ставленника татар в Казань и Булгары, а в 1414 г. он «не сътвори зла ничтоже» Нижнему. Нижегородцы запомнили надолго это благожелательное отношение к ним князя. Василий I всячески отстранял князя Юрия от престола, особенно когда у него появились реальные наследники (дети). Некоторое время (до осени 1406 г.) Юрий княжил в Новгороде. Все три направления деятельности князя Юрия (антиордынская борьба, попытки завязать контакты с Новгородом и Нижним) отчетливо прослеживаются и в действиях его сыновей после 1425 г. Много внимания уделял князь Юрий своей столице — Звенигороду. Здесь он построил придворный храм — Успенский собор. Благодаря содействию князя Юрия инок Троицкого монастыря Савва (умер в 1406 г.) создал под городом Сторожевский монастырь с каменным храмом. Наконец, в Троицком монастыре князь Юрий содействовал строительству Успенского собора. В росписи всех этих соборов принимал участие Андрей Рублев.

http://sedmitza.ru/lib/text/438775/

Все сидят, выкапываются, какие-то все… движение остановилось вообще. Темнота наступила, ночь. Грейдеры чистят полосу, потому что наш самолет, из Советского Союза, летит 9 часов над океаном. У него топливо, сесть некуда ему, только может сесть сюда. Начальник подходит ко мне, смотрит, самолет садится. Один самолет сел. Пустой аэропорт, никого. Он подходит и говорит: «Юрий, никто не приехал. Садись, ты один». И я один сажусь с кошками. Вся моя программа, все ребята, реквизит, все грузят, и мы взлетаем. Скептики рискнут назвать это событие случайностью, но он-то знает истинную причину произошедшего. В.: Чудо какое. Юрий Куклачев: Это… В.: Не описать просто. Юрий Куклачев: Кто-то мне может сказать: «Ну, это нечаянно, стечение обстоятельств». В.: Случайность, да. Юрий Куклачев: Ну, говори, говори дальше. Я знаю, что это случайно. Это я вот своей, понимаете… В.: А что читали, какую молитву, Юрий Дмитриевич? Юрий Куклачев: Псалмы . В.: Псалмы? Юрий Куклачев: Псалмы, я читал псалмы. Это мощнейший… это какая энергия в них, какая сила! На Благодатный огонь Юрий Куклачев попал случайно. В 1988 году впервые приехал в Израиль с программой. Русский цирк с кошками произвел в недружественной тогда обстановке полный фурор. Не было дипломатических отношений, в это время, там, в Египте русские, советские, израильские самолеты друг друга… там война шла, вот, и был такой антагонизм, даже посольства не было. Но мы все-таки… через, помню, какую-то страну нас сюда привезли. Ну, мы приехали в Тель-Авив. Представляете, 1988 год, я знамя израильское и советское, и гимн. И все… хочешь, не хочешь, все встали. «Хватит воевать, давайте дружить», – понимаете? И такой спектакль радостный, все в восторге. Это была, конечно, сенсация. Тогда, в свой первый приезд, он успел побывать на экскурсии у Гроба Господня , но как-то мимоходом, спонтанно. А через несколько лет приехал с супругой уже сознательно. И вот, я помню, мы приехали. Ну, я первое, что мы сразу в Иерусалим , к Гробу Господнему. Сидят бабушки, я говорю: «Чего вы сидите здесь?» Одна говорит: «А мы Священный огонь ждем». Я говорю: «Какой огонь?» – «Ну, с небес огонь спустится». Я думаю, ну, бабка.

http://azbyka.ru/way/kak-vera-spasla-ot-...

Отец нежно прижал меня к груди и тихо сказал: «Сынок, ты ошибаешься. Я знаю человека, который верит в тебя». – «Кто?» – растерянно спросил я. «Твой отец». Всего два слова и воинственный дух победителя закипел во мне с неудержимой яростью. Вот она – таинственная сила слов. Глаза заблестели, сомнения исчезли. Собственно, история клоуна Юрия Куклачева – это еще и история о вере. Именно она помогла преодолеть уныние и отчаяние . В 1963 году он поступил в профессионально-техническое училище. Учился на печатника, по вечерам занимался в народном цирке при Доме культуры, а через 4 года стал лауреатом конкурса и студентом циркового училища. В 1971м сбылась еще одна мечта – Юрий Куклачев стал артистом Союзгосцирка. Жизнь била ключом, карьера шла в гору, семья, ребенок, и вдруг решил креститься . Это никак не вязалось с коммунистической концепцией, а Юрий Куклачев к тому времени был, ни много ни мало, парторгом. Я был такой комсомолец, который все создавал, организовывал бригады, ездил. Я уже, так сказать, прошел стадию, там, комсомол, партия. У меня родился сын, и я, значит, тете позвонил и говорю… Она звонит и говорит: «Надо сына покрестить ». Я говорю: «Конечно надо», – потому что понимаю, что надо, а как? Я же парторг, сейчас в церковь пойди – на тебя тут же будет докладная. Однако, несмотря на страх быть исключенным из партии, Юрий Куклачев решил рискнуть. К тому же родственница убедила: священник не выдаст – человек надежный. Юрий Куклачев: Короче, я… Она меня повезла к Меню. И вот мы остановили машину на обочине и в церковь, к нему туда вот беседовать, я помню. Я еще не знал, что это знаменитый человек, это вот… В.: Как так угораздило именно к нему попасть вот так? Юрий Куклачев: А вот тетя – она пела у него в хоре. Она пела в хоре, говорит: «Пойдем, он ничего никуда не напишет». В.: Свой человек Юрий Куклачев: Да, свой человек. В.: О том, что крестил его знаменитый проповедник и богослов Александр Мень, Юрий Куклачев узнал намного позже. Он был тогда очень далек от церковной жизни. Тогда было важно другое – то, что священник слово сдержал, крещение осталось в тайне.

http://azbyka.ru/way/kak-vera-spasla-ot-...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Чтобы воспитать ребенка, нам, взрослым,  важно и для себя держать планку высоко. Дети, сколько бы их ни было, берут точкой отсчета главу семейства. И если мама – это почти сам ребенок, то папа – человек отдельный, главный, мера всех вещей. В эфире радио «Вера» духовник Алексеевского женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров размышляет о том, какие качества присущи настоящему мужчине, как главе семьи  сохранять достоинство и о чем не стоит забывать мужу, чтобы  сберечь в семейной жизни понимание и любовь. Ведущие передачи – Александр Ананьев и Алла Митрофанова А. Ананьев: – «Если мужчина утверждает, что он в доме хозяин, значит, он и в других случаях тоже лжет», – писал в свое время Марк Твен. Сегодня нам бы очень хотелось в очередной раз вернуться к написанию широкими мазками портрета идеального мужчины – того мужчины, которым: а) должны стать те мужчины, которые нас слушают; б) которого должны видеть те женщины, которые нас слушают, рядом с собой. И сегодня к нашей беседе мы пригласили удивительного собеседника, который любую тему превращает в поэзию, делает это легко и одухотворенно. Духовник женского Алексеевского монастыря, член Союза писателей России, замечательный поэт, проповедник, протоиерей Артемий Владимиров. – У меня к вам сразу самый простой, самый короткий и, наверное, самый сложный вопрос. Как бы вы закончили фразу, дорогой отец Артемий: мужчина – это… Кто такой мужчина, на ваш взгляд? Если коротко. Прот. Артемий Владимиров: – Мужчина – это отблеск божества, как и женщина, впрочем. Мужчина – это сын Адама. Предназначение мужчины – содействовать самому Создателю в украшении Богом сотворенного мира, распространению в нем, в этом мире, любви, красоты, чистоты. Мужчина – это по определению защитник, кормилец, это та светлая голова, которая дает ногам полный покой, мужчина – тот, кто чувствует свою силу в ответственности за всех.

http://azbyka.ru/deti/prot-artemij-vladi...

Искусство становится профессиональным и цеховым. Для Андрея Рублева иконописание было соприродно молитве, совершалось с постом и в послушании. Для Феофана Грека, свободного художника, искусство было средством проповеди, Дионисий работает со своими сыновьями за кусок хлеба, по свободному найму. В XVII веке Симон Ушаков, Кирилл Уланов, Иосиф Владимиров, Федор Зубов, Карп Золотарев и другие изографы государевой Оружейной палаты приписаны к определенному ведомству со строго фиксированным жалованием. Во 2-й половине XVII века было написано замечательное произведение " Сказание о иконописцах " , содержащее 24 биографии знаменитых художников от Алимпия, монаха Киево-Печорского монастыря и первого иконописца на Руси, вплоть до мастеров XVII века. Включено в сборник и жизнеописание Андрея Рублева. Из сказания видно, сколь высок был авторитет старых иконописцев на Руси. Но Иосиф Владимиров уже ценит в художнике не святость, а прежде всего мудрость, то есть профессионализм. Однако он помнит, что ремесло не должно заслонять богословской идеи, и старается этому следовать в своем творчестве. В частности, при написании иконы " Сошествие Св. Духа на апостолов " для церкви Троицы в Никитниках, он заменяет аллегорическую фигуру космоса в виде седобородого коронованного старца, как непонятную для простого человека, и заменяет ее на фигуру Богоматери. Тем самым он выявляет важную богословскую идею: Богородица символизирует собой Церковь, ибо, как через излияние Св. Духа в день Благовещения через Марию воплотился Бог, получив человеческое тело, так и в день Пятидесятницы от Духа Святого рождается новое духовное тело - Церковь, Тело Христово. К тому же Иосиф Владимиров придерживался строго историзма - в Деяниях Апостолов сказано, что Богородица была в тот день среди учеников Христовых, ожидающих пришествия Духа. Здесь Иосиф Владимиров оказывается в русле традиции: в нем совмещается и богослов, и художник. Напротив, его друг и коллега по Оружейной палате, Симон Ушаков предпочитает живопись богословию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

И поистине, нужно иметь духовное сердце, чтобы суметь сладить с ребенком, который почему-то отказывается идти в храм в день воскресный, находит для себя занятия более нужные и важные, будь то лепка из пластилина, или беганье по двору за друзьями, или какое другое. Всякий раз, когда мы насильно вырываем игрушку из рук ребенка, отторгаем его от общения с себе подобными и влачим его в храм, как рабовладелец несчастного негра на торжище, мы подрываем благочестивые устои детской души, мы помогаем ей сделаться революционеркой: в оный час топнуть на все ногой и повернуться спиной к Церкви. Протоиерей Артемий (Владимиров) (род. в 1961 г.) По свидетельству некоторых церковных писателей, состояние души ребенка во многом предопределяется состоянием сердец родителей в священный час зачатия. Мужу и жене, любовь которых священна, ложе которых чисто и непорочно, должно заботиться о целомудрии сердечном. Протоиерей Артемий (Владимиров) Любовь к ребенку должна быть разумной и зрячей. Во всем потворствуя и потакая ему, мы разрушим в нем нравственное чувство, испортим его сердце, обречем в будущем на одиночество и отчуждение от людей. Протоиерей Артемий (Владимиров) Правильно поступают те мамы, которые, совершая кормление младенцев грудью, напевают в это время Архангельское приветствие Божией Матери, изшедшее из уст Небожителя: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших!» Вот что значит, по старинному доброму выражению, «всосать благочестие с молоком матери»! И точно, слова чудной молитвы освящают ребенка, и мир Божий почивает на нем. Протоиерей Артемий (Владимиров) Беременность и рождение ребенка Добрые христианские родители с первой минуты явления младенца на свет осеняют его существо молитвой. Христианское дитя при честной матери-христианке растет с молитвой и в молитве, подобно тому как растение получает свое строение, свою природу и свою жизнь из того воздуха, который на него влияет.

http://azbyka.ru/deti/o-detyakh-svyashhe...

Ксения Собчак: Так все-таки патриарх имеет к этому отношение? Юрий Шевченко: Да, это его квартира, документы я представил в суд, но я был вынужден… Ксения Собчак: Это его квартира? Юрий Шевченко: Это его квартира… Ксения Собчак: То есть собственник – Гундяев Владимир Михайлович? Юрий Шевченко: Да. Ксения Собчак: Так в миру зовут Патриарха… Юрий Шевченко: Да. Ксения Собчак: А истцом выступает его родственница? Юрий Шевченко: Я не знаю, кто она ему, но это Леонова Лидия Михайловна, она прописана в этой квартире. Ксения Собчак: Ну, он ее в прессе называл сестрой, насколько я знаю. Людмила Нарусова: Ну, все мы братья и сестры… Юрий Шевченко: Ну, честно говоря, я сейчас особо прессу не читаю, потому что… Ксения Собчак: Мама, я тебя пригласила сюда не по блату, а потому что буквально позавчера, обсуждая дома со своей мамой эту историю – на мой взгляд, жуткую историю с Вашим отцом, – я узнала вещи, которые даже ты мне никогда не рассказывала, связанные с тем, что в свое время именно этот человек – Юрий Шевченко – спас после жуткой автомобильной катастрофы Людмилу Путину. Расскажи мне об этом… Людмила Нарусова: Ну, вы знаете, я не уполномочена раскрывать медицинские тайны, но могу сказать следующее… Первое, вот, к предыдущей беседе: для меня, например, религия и церковь как институт – разные вещи. И я предпочитаю общаться с Богом без посредников. Потому что… я знаю тот сарказм, который вы выльете на мою блудную грешную голову, но тем не менее, почему я к этому пришла и пришла сознательно? Несколько лет назад на Карповке в соборе Иоанна Кронштадского – вам, наверняка, известен этот адрес – я наблюдала такую картину: девочка лет 15-ти – ну, вот, такого вида… в джинсах, в футболке, с какой-то серьгой в носу, очень заплаканная, и видно было, что у нее какой-то очень трагический момент в жизни… она пыталась туда зайти, наверное, за помощью. И ее совершенно безжалостно выгнали, сказав, что в джинсах нельзя заходить, с непокрытой головой… Я все понимаю: традиции ортодоксальной православной Русской церкви… Но человеку плохо, почему форма важнее содержания?

http://pravmir.ru/gosdep-2-svyashhennaya...

Василий Димитриевич преставился ночью: Митрополит Фотий в тот же час послал своего Боярина, Иакинфа Слебятева, в Звенигород к Князю Юрию Димитриевичу с требованием, чтобы он, вместе с меньшими братьями, признал племянника великим Князем. Но Юрий, всегда имев надежду, в противность новому уставу, быть преемником старшего брата, не захотел ехать в Москву, удалился в Галич и, сведав о торжественном восшествии юного Василия на Великокняжеский престол, отправил к нему Посла с угрозами. Ни дядя, ни племянник не думал уступить старейшинства; и хотя заключили перемирие до Петрова дня, однако ж Юрий, не теряя времени, собирал войско в городах своего Удела. Великий Князь предупредил его и вместе с другими дядями выступил к Костроме. Юрий ушел в Новгород Нижний; наконец за реку Суру, откуда Константин Димитриевич, отправленный вслед за ним с полками Великокняжескими, возвратился в Москву без всякой битвы. Юрий требовал нового перемирия на год; а Василий по совету матери, дядей и самого Витовта Литовского, послал к нему в Галич Митрополита Фотия, который, быв встречен за городом всем Княжеским семейством, с изумлением увидел там множество собранного из разных областей народа. Юрий думал похвалиться бесчисленностью своих людей и густыми толпами их усыпал всю гору при въезде в Галич с Московской стороны; но Митрополит, отгадав его мысль, с насмешкою дал ему чувствовать, что крестьяне не воины и сермяги не латы. Начали говорить о мире: Юрий не хотел оного, требуя единственно перемирия, и столь разгневал Фотия, что сей Первосвятитель, не благословив ни Князя, ни города, немедленно уехал. В летописи сказано, что в самый день Митрополитова отбытия сделался мор в Галиче; что Юрий, приведенный тем в ужас, верхом поскакал вслед за Фотием и, догнав его за озером, в селе Пасынкове, слезами и раскаянием убедил возвратиться; что благословение Пастыря, данное народу, прекратило болезнь, и Князь послал в Москву двух Вельмож заключить мир, обещав не искать Великого Княжения, пока Царь Ординский решит, кому принадлежит оное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010