Юрий Гагарин заложил первый камень в строительство первого в мире Музея Космонавтики в Калуге, моем родном городе. Юрий Гагарин как первый в мире космонавт, на родине великого Циолковского, является почетным гражданином города Калуги. Юрий Гагарин в Калуге После гибели Гагарина возникло несколько легенд и мифов о его смерти. Болгарская «ясновидящая» баба Ванга вещала, что Гагарин не погиб, а «был взят!», видимо, инопланетянами. Другие несли, что Брежнев упёк Гагарина в психушку после их страшной ссоры в виду окончательного отказа Гагарину летать – после гибели космонавта Комарова. Третьи сказывали, что Юрий Гагарин откровенно выражал недовольство советской властью, и руководство страны подстроило ему авиакатастрофу. Прощание с Ю. Гагариным и В. Серегиным, Москва, март 1968 г. Космонавт Леонов четко определил наиболее вероятную и правдивую причину гибели авиаэкипажа Гагарина и Серегина – падение самолета Гагарина в вихревой «штопор» после неумышленного «подреза» его экипажем другого самолета, выполнявшим другое задание. Имя Юрия Гагарина стало одним из главных символов СССР и России. В его честь названы города, поселки, проспекты и улицы, военно-авиационные и иные военно-учебные заведения, школы, образовательные, культурные, молодежные и юношеские организации и объединения, и так далее, и тому подобное. После 12 апреля 1961 года в честь Гагарина миллионы появившихся на свет в СССР мальчиков получили имя «ЮРИЙ». Великий русский поэт-песенник Николай Добронравов совместно со своей супругой, великим композитором Александрой Пахмутовой сочинил великолепную песню памяти о своем великом друге, Юрии Гагарине «Знаете, каким он парнем был...». Юрий Гуляев, Александра Пахмутова и Юрий Гагарин (в 1966 г. Гурзуф Крым) Это великий песенный шедевр о великом герое – русском россиянине будет звучать вечно! Последние строки песни-памяти: Знаете, каким он парнем был... Нет, не был! Ведь смерть он победил!. Слышишь дальний гром? Видишь, это он Вновь идет на космодром. Говорит: " Поехали! "

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/08/zn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наш любимый актер К 70-летию Юрия Соломина 21.06.2005 592 Время на чтение 15 минут 18 июня свое 70-летие отметил Юрий Мефодьевич Соломин - замечательный русский актер, народный артист СССР , художественный руководитель Малого театра, профессор Щепкинского училища. Юрий Мефодьевич, помимо многих других наград, удостоен церковного ордена святого князя Даниила Московского, является членом Общественного Совета по изданию " Православной энциклопедии " . Церковно-научный центр " Православная энциклопедия " присоединяется к поздравлениям в адрес юбиляра и желает одному из самых любимых нашим народом актеров многих и благих лет жизни и новых творческих высот. Как поверить, что Юрию Мефодьевичу Соломину - уже 70!? Его обаятельную улыбку знают во всем мире. Образы, созданные в театре и кино этим великим русским актером-патриотом, покоряют нас, зрителей, своей искренностью, простотой, человечностью. Над столом в кабинете Юрия Мефодьевича висит изображение св. Георгия Победоносца - мужественного воина с мирным именем землетруженика ( " георгос " - греч. " земледелец " - Прим.ред.). Как известно, Юрий - славянская форма имени Георгий. Наверное, святой, издревле почитаемый в Москве , по-своему помогает тезке, который именно здесь состоялся как великий русский артист. Юрий Мефодьевич родился в Чите. Здесь и встретил войну. В Читу эвакуировали очень много заводов и военных предприятий, и все большие здания отдали под госпитали. Школа N 5, в которой он учился, тоже стала госпиталем. Однажды учительница Наталья Павловна Большакова спросила своих первоклашек: " Кто хочет выступить в госпитале? " Все закричали: " Я! Я! " И Юрий вместе с ребятами тоже стал тянуть руку. Что помнит Юрий Мефодьевич про свое первое выступление? Стоит в центре госпитальной палаты. Поет, танцует или читает стихи - сейчас не может сказать. Помнит только, что один из раненых дал ему кусочек сахара. Мальчик как сжал гостинец в руке, так весь день с ним и проходил. А домой, ладошку разжал... Сахар в ней - какой-то мокрый, раскисший. И все же в этот день они дома пили чай с сахаром, а Юрий и вылизывал свою сладкую ладошку! Это, по словам Соломина, был самый счастливый и радостный день его военного детства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Спустя два года открыты были мощи преподобного Сергия, как торжество духа над смертью и тлением, и около того же времени прославился чудесами преподобный Никита, Переяславский столпник. Но вот и еще заботы. В начале 1425 года февраля 29 дня скончался великий князь Василий Дмитриевич, оставив по себе сына Василия 10 лет и четырех братьев. Три младшие брата еще при жизни Василия Дмитриевича признали племянника великим князем. Юрий Дмитриевич, князь Галичский и Звенигородский, не скрепил своим согласием духовного завещания, как сделали братья 43 . Лишь только скончался великий князь, в ту же ночь митрополит Фотий отправил своего боярина в Звенигород звать Юрия в Москву для определения отношения его к престолу великого князя. Но Юрий не поехал и в Галиче начал собирать полки. Войска великого князя также двинулись. Принужденный бежать, Юрий просил перемирия. В Москве видели необходимость укрепить согласие в виде более прочном. И вот по общему голосу святитель Фотий отправился в Галич убеждать Юрия к полной покорности. Он так спешил выполнить важное поручение, что, несмотря на все просьбы, не остался в Ярославле совершить Литургию в день святого Предтечи (24 июня). Юрий принял блаженного Фотия с честью за городом, тогда как собранные из сел толпы народа расположены были в виду по горе, чтоб испугать Фотия. Митрополит, поняв мысль Юрия, сказал: «Сын князь Юрий! Не видывал я никогда столько людей в овечьей шерсти». Святитель убеждал прекратить притязания на престол великого князя и заключить вечный мир. Юрий не согласился. Святитель оставил город, не преподав святительского благословения. И губительная болезнь, уже действовавшая в разных местах и в самой Москве, немедля начала свирепствовать в Галиче. Народ пришел в ужас, и Юрий познал вразумление Божие. Он поспешил за удалившимся святителем и со слезами умолял возвратиться в город; он согласился на мир с тем, чтобы в договоре спор о престоле предоставлен был решению хана 44 . Так стараниями блаженного Фотия остановлены были кровавые междоусобия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Услыхав об этом, Юрий вздохнул от сердца, по выражению летописца, и начал собирать войско; пришел к нему рязанский князь Ростислав Ярославич с братьею, с полками рязанскими и муромскими; соединился с ним и Святослав Ольгович северский; наконец, пришло множество половцев, все орды, что между Волгою и Доном; Юрий сказал: «Они мой Городец пожгли и церковь , так я им отожгу за это», и пошел прямо к Чернигову. Между тем, услыхав о дядином походе, Изяслав Мстиславич послал сказать брату Ростиславу в Смоленск: «Там у тебя Новгород сильный и Смоленск; собравшись, постереги свою землю; если Юрий пойдет на тебя, то я к тебе пойду, а если минует твою волость, то приходи ты сюда, ко мне». Когда Ростислав узнал, что дядя миновал Смоленскую область и пошел прямо на Чернигов, то отправился немедленно и сам туда же, опередил Юрия и вместе с Святославом Всеволодичем затворился в Чернигове, к которому скоро явились Юрьевы половцы и стали жечь окрестности. Осажденные князья, видя множество половцев, велели жителям всем перебраться в ночь из острога в кремль (детинец); а на другое утро подошли к городу Юрий и Святослав Ольгович со всеми своими полками; половцы бросились к городу, разломали острог, зажгли все предместия и начали биться с черниговцами, которые держались крепко. Видя это, осаждающие князья стали думать: «Не крепко станут биться дружины и половцы, если не поедем с ними сами»; Андрей Юрьич, по обычаю своему, вызвался первый идти вперед: «Я начну день свой», сказал он, взял дружину, поехал под город, ударил на осажденных, которые вздумали сделать вылазку, и втоптал их в город; другие князья, ободренные примером Андрея, также стали ездить подле города, и напуганные черниговцы уже не смели более делать вылазок. Уже 12 дней стоял Юрий под Черниговом, как пришла к нему весть о приближении Изяслава Мстиславича с дядею Вячеславом; половцы, храбрые, когда надобно было жечь черниговские предместия и стреляться издали с осажденными, теперь первые струсили и начали отъезжать прочь. Юрий и Ольгович, видя бегство половцев, принуждены были также отступить от Чернигова; Юрий пошел на Новгород-Северский, оттуда – к Рыльску, из Рыльска хотел идти уже в Суздаль, как был остановлен Святославом Ольговичем: «Ты хочешь идти прочь, – говорил ему Святослав, – а меня оставить, погубивши мою волость, потравивши половцами весь хлеб; половцы теперь ушли, а за ними вслед явится Изяслав и погубит остальную мою волость за союз с тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Юрий Всеволодович Суздальский 30.12.2006 1196 Время на чтение 26 минут Юрий Всеволодович Суздальский родился в 1189 г. Поскольку Лаврентьевская летопись в статье за 1189 год сообщет об этом событии после даты похорон ростовского епископа Луки - 11 ноября, то очевидно, что очередной, четвертый (и второй из достигших зрелого возраста) сын Всеволода Большое Гнездо появился на свет до первого марта, когда на Руси наступал новый год. На четвертом году жизни, 28 мая 1192 г. княжич Георгий прошел обряд постригов - посвящения в воины. " Того же дни и на конь его всади. И быс радость велика в граде Суждали " . Отец, надо думать, широко отмечал переход своего чада в новую, мужскую жизнь, по традиции выставив горожанам угощенье. И никто из веселившихся Суздальцев тогда и помыслить не мог, что в воинское седло сел, вероятно, самый несчастливый из русских полководцев. Впервые после этого княжич Юрий упомянут в 1200 г., одиннадцатилетним, когда вместе с отцом и братьями провожал в Новгород брата Святослава. На следующий год - аналогичное сообщение об отправке в Переяславль Южный брата Ярослава. Юрий же неотлучно находится при отце. Он упоминается в 1202 г. по случаю освящения храма Успения Богородицы в Княгинином монастыре и после регулярно участвует в различных торжествах и церемониях, находясь рядом с отцом. В 1207 г. Юрий Всеволодович участвует в походе против Рязанцев и осаде Пронска, ничем здесь не отличившись. Самостоятельных поручений, в отличие от младшего брата Ярослава, он не выполняет вплоть до 1208 г., когда его посылают против рязанских князей, разорявших окрестности Москвы. Здесь Юрию, или его воеводам, удалось разбить рязанцев и захватить пленных. Таким образом он первым из сыновей Всеволода Большое Гнездо не отличался на поле брани. В следующем году великий князь посылал своих сыновей во главе с Константином против Мстислава Удатного к Торжку. В походе, скорее всего, участвовал и Юрий. До столкновения не дошло. Мстислав отступил - слишком неравны были силы.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/30/...

Спустя два года открыты были мощи пр. Сергия, – как торжество духа над смертью и тлением, и около того же времени прославился чудесами преп. Никита, Переяславский столпник. Но вот и ещё заботы. В начале 1425 г. февраля 29 д. скончался в. кн. Василий Дмитриевич, оставив по себе сына Василия 10 лет и четырёх братьев. Три младшие брата ещё при жизни Василия Дмириевича признали племянника в. князем. Юрий Дмитриевич, князь Галичский и Звенигородский, не скрепил своим согласием духовного завещания, как сделали братья 47 . Лишь только скончался в. князь, в ту же ночь м. Фотий отправил своего боярина в Звенигород – звать Юрия в Москву для определения отношений его к престолу в. князя. Но Юрий не поехал и в Галиче начал собирать полки. Войска в. князя также двинулись. Принуждённый бежать, Юрий просил перемирия. В Москве видели необходимость – укрепить согласие в виде более прочном. И вот по общему голосу святитель Фотий отправился в Галич – убеждать Юрия к полной покорности. Он так спешил выполнить важное поручение, что, не смотря на все просьбы, не остался в Ярославе совершить литургию в день св. Предтечи (24 июня). Юрий принял блаж. Фотия с честью за городом, тогда как собранные из сёл толпы народа расположены были в виду по горе, чтоб испугать Фотия. Митрополит, поняв мысль Юрия, сказал: «сын князь Юрий! не видывал я никогда столько людей в овечьей шерсти». Святитель убеждал прекратить притязания на престол в. князя и заключить вечный мир. Юрий не согласился. Святитель оставил город, не преподав святительского благословения. И губительная болезнь, уже действовавшая в разных местах и в самой Москве, немедля начала свирепствовать в Галиче. Народ пришёл в ужас, и Юрий познал вразумление Божие. Он поспешил за удалившимся святителем и со слезами умолял возвратиться в город; он согласился на мир с тем, чтобы в договоре спор о престоле предоставлен был решению хана 48 . Так стараниями блаж. Фотия остановлены были кровавые междоусобия. Последние годы блаж. святителя особенно тяжелы были по скорбям от усилившейся страшной заразы в народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Смерть Даниила Александровича († 1303) означала, что московские князья выбывают, согласно существовавшим нормам наследования, из числа претендентов на Владимирское великое княжество . Его старший сын Георгий (Юрий) Даниилович , ставший московским князем, по родовому счету уступал Михаилу Тверскому - двоюродному дяде, а также сыну Андрея Александровича Михаилу - старшему двоюродному брату. Кроме родового существовал также «отчинный» принцип наследования, согласно к-рому было необходимо, чтобы отец князя побывал на искомом столе. Поскольку Даниил Александрович великокняжеского достоинства не достиг, Москва могла остаться не более чем столицей периферийного княжества в составе Суздальской земли. Однако вопрос о великом княжении решался ханским ярлыком. Когда в 1304 г. скончался вел. кн. Андрей Александрович и его наследником надлежало стать «старейшему» из потомков отца Александра Невского, Ярослава Всеволодовича, Михаилу Ярославичу Тверскому, претензии на великое княжение предъявил и Юрий Даниилович Московский. Спор князей в 1305 г. хан Тохта разрешил в пользу Михаила. Юрий, вместо того чтобы полностью подчиниться ханскому решению, стал удерживать Переяславль, к-рый должен был перейти к новому вел. князю. В результате в кон. 1305 г. Михаил совершил поход на Москву (по-видимому, вместе с ханским послом). Переяславль пришлось отдать, но Юрий оспаривал у Михаила княжение в Вел. Новгороде, к-рое было составной частью великокняжеских прерогатив. Только в 1308 г. Михаил сел на княжение в Вел. Новгороде, после чего еще раз совершил поход на Москву, оказавшийся безуспешным. В 1310 г. стало выморочным Нижегородское княжество. Михаил отправился в Орду за ярлыком на Н. Новгород, а тем временем Юрий (ближайший родственник - двоюродный брат последнего нижегородского кн. Михаила Андреевича) занял нижегородский стол. После смерти хана Тохты (1312) Михаил уехал к его преемнику Узбеку для подтверждения своих великокняжеских полномочий. В его отсутствие Юрий вокняжился в Вел. Новгороде. В 1315 г. последовал вызов его в Орду к хану. Здесь Юрий был задержан, а Михаил отпущен на Русь в сопровождении татар. отряда. Он разгромил в нач. 1316 г. под Торжком новгородцев и обманным путем захватил в плен их предводителя брата Юрия Московского Афанасия.

http://pravenc.ru/text/2564236.html

После этого осуждения к Михаилу приставили стражу, состоящую из семи человек от семи князей. Князю Михаилу на шею надели тяжелую колоду, которая столько же причиняла мучения, сколько означала поругание. Хан отправился в поход против Персии; Михаила потащили за ним в обозе. Когда хан на степи во время похода расположился станом и в стане открылся торг, Кавгадый приказал поставить всенародно Михаила с колодою и созвать заимодавцев, т. е. тех, которые жаловались на его несправедливые поборы. Это был правеж, обычай, который, впоследствии, вошел в русское судопроизводство: неисправного должника выставляли на торгу и били по ногам. Не видно, чтоб Михаила при этом били; но колода на шее имела смысл муки правежа. «Знай, Михаил, -сказал ему Кавгадый, - таков у нашего царя обычай: как рассердится на кого-нибудь, хоть бы на своего племянника, прикажет положить на него колоду, а как гнев его минет, то по-прежнему чтит его; так и с тобой будет: минет твоя тягота, и ты будешь у царя еще в большей чести». Кавгадый велел сторожам поддерживать колоду, висевшую на шее Михаила, чтобы облегчить его. Наконец, после двадцатишестидневного томления за рекою Тереком, по ту сторону гор, 22-го ноября в середу, Кавгадый и Юрий Данилович с людьми своими подъехали к веже (кибитке), где находился несчастный Михаил; в кибитку вошли убийцы, повалили князя на землю, и один русский, по имени Романец, вонзил нож в сердце страдальца. Когда Юрий и Кавгадый вошли в кибитку и увидели обнаженное тело Михаила, Кавгадый с суровым видом сказал Юрию: «Ведь он тебе старейшим братом был, словно отец; для чего же тело его лежит брошенное и голое!» Юрий приказал прикрыть труп епанчею. Видно, что хан колебался исполнить приговор суда, но Юрий настаивал и добивался смерти Михаила. Юрий мстил Михаилу и после смерти его: Юриевы бояре, которые повезли на Русь тело убитого, не допускали ставить это тело в церквах, а ставили в хлеву. Его привезли в Москву и погребли в Спасском монастыре. Юрий, получив от хана великое княжение, возвратился в Русь с большою честью; он вез с собою, как пленных, сына Михайлова Константина, его бояр и слуг. Вдова Михаила и другие сыновья его, узнавши о печальном конце тверского князя, обратились к Юрию с просьбою отдать им тело убитого для погребения в Твери. Юрий согласился, но прежде поломался над ними. Один из сыновей убитого князя, Александр, ездил за телом отца в Москву. Михаила погребли в церкви Спаса в Твери.

http://sedmitza.ru/lib/text/435576/

308 Прибавление это употребляется у армян в великий пяток и по другим пяткам, также в праздники крестопоклонные. Впрочем, прибавление сие – не единственное; но бывают и другие прибавления, соответственно времени, когда песнь та поется в церкви. Так, в праздник рождества Христова и обрезания армяне поют: «Святый Боже, Святый и крепкий, Святый и безсмертный, явивыйся нам, помилуй нас»; в великую субботу: «погребшийся за ны»; в день воскресения и в праздники Господские: «воскресый из мертвых».., в день вознесения Господня: «…вознесыйся со славою ко Отцу»..; в день преображения: «явивыйся на горе Фаворе»; в праздник успения Богородицы: «..пришедый ко преставлению Матери Твоея и Девы»..; и проч. Есть даже прибавление, относящееся к Святому Духу. Таково именно прибавление, поемое в день Пятидесятницы:.. «пришедый на Апостолы»... Аргут.-Долгорук. Чин свящ. и бож. литург. армянск. церк. стр. 31–32. Спб. 1799 г. 309 Пред св. Четыредесятницею у армян, подобно как у коптов и яковитов, бывает пятидневный пост, известный у них под именем арачаворка (что значит предшествующий: он предшествует великому посту и есть первый, установленный св. Григорием просветителем) и сергиевского поста (потому что в сие время приходится память св. мученика Сергия, пострадавшего от персидского царя Шабуха). Рождество и крещение Господа празднуются у них в один день, 6 января, а благовещение – 7 апреля. Крестное знамение изображают они одинаково с латинами, сперва на левое плечо, потом уже на правое; а хождение во время литургии совершается у них противоположно православному, то есть по солнцу. Худобашев. Истор. памятн. вероуч. армянс. церк. стр. 133. 150–152. 207–209. Спб. 1847 г. Муравьев. Грузия и Армения ч. 2, стр. 85. Спб. 1848 г. 310 Кедрин. Деян. церк. и гражд. ч. 1, л. 49 на обор. Москва, 1794 г. Снес. Иоан. Мосх. Луг. духовн. стр. 176. Москва, 1853 г. 311 Феодор. чтец. Извлеч. из церк. истор. кн. 2, гл. 25, стр. 523. Спб. 1854 г. Кедрин. Деян. церк. и гражд. ч. 1, л. 49. на обор. Москва 1794 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

1, 254, 263 (Путеш. в 1810 г. кн. Долгорукого); 1870 г., II, Отд. 2, 108, 116 (Путеш. в 1817 г. кн. Долгорук.); 1871 г., I, Отд. 1, 27, 41 (Очерки униат. церкви), II, Отд. 2, 1 (Малородовича, Любечь, Чернигов. губ., родина преп. Антония Печерского); 1873 г., II, смесь, 265 (Письмо обворовавшего лавру к наместнику); 1874 г., I, смесь, 183 (в 1740 г. принял иночество Сильвестр Юницкий); 1876 г., I, Отд. 1, 82 (Печалов. духовен. за опальных; преп. Феодосий), 84 (тоже, инок Григорий); 1877 г., I, Отд. 1 (Петр Могила, митр. Киевский); 1879 г., I, житие преп. отца нашего Феодосия, игум. Печер., списание Нестора, по харатейн. списку Москов. Успен. собора, 1–42; 1884 г., II, Отд. 1, 1 (опис. актов архива Маркевича, относящ. к ист. Южно-русск. м-рей; в 1718 г. к лавре приписаны м-ри: Петропавлов. Брянский, Свенский, Трубчв. Челиский, Змиевский Сенянский и Онбышский); “Полн. собр. лет.», I, 67 (сказание о начале м-ря), 78 (постр. церкви Феодосием в 1073 г.), 79 (кончина Феодосия 1074 г.), 80 (освящ. церкви и открытие мощей Феодосия 1074 г.), 99 (нашествие Боняка 1096 г.), 120 (погреб. старец Ян 1106 г. и окончание трапезы 1108 г.), 121 (погреб. Евпраксии, дочери Всеволода 1109 г. и знамение 1110 г.), 148 (еписк. Новгор. Нифонт скончался 1156 г.), 151 (игум. Поликарп 1168 г.), 193 (землетряс. 1230 г.), 194 (архим. Анкиндин 1231 г.), 254 (прилож. из Патерика к стр. 67); II, 3 (видение 1111 г.), 6 (игум. Прохор 1115 г.), 10 (игум. Прохор сконч. 1127 г.), 38 (игум. Федос 1148 г.), 79 (еписк. Новгор. Нифонт 1156 г.), 94 (игум. Поликарп 1168 г.), 96 (приезд в м-рь кн. Мстислава 1169 г.), 100 (игум. Поликарп 1171 г.), 126 (скончался игум. Поликарп 1182 г. и избран поп Василий с Щековицы), 220 (игум. Агапит 1288 г.), 261 (преп. Антоний в Варяж. пещерах 1013 г.), 266 (преп. Антоний 1027 г. и постриж. Феодосия 1032 г.), 270 (пророч. Антония 1068 г.), 274 (кончина Феодосия 1074 г.), 277 (постр. церковь ; игум. Иоанн 1089 г.), 279 (кончина Еписк. Стефана Володимир., быв. игумена м-ря, 1094 г.), 287 (кончина и погреб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010