Прот. Артемий Владимиров: – Если раскрыть Первое послание к Коринфянам апостола Павла, там есть слова о том, что муж потому-то и молится с непокрытой головой, что он есть образ Христа, что муж, как глава, и обязан быть тем прозрачным сосудом, через которого снисходит на всё тело семьи, на ребро, на детей божественная благодать. Муж, в идеале, это своего рода священник в семье. Его обязанность – не только кормить, но и жреческие обязанности. Хотя не будем абсолютизировать это утверждение уважаемого вами батюшки, поскольку во Христе «нет ни мужеского, ни женского пола».  В отношении духовного служения мужчина не опережает женщину, равно как и женщина мужчину. Но психологически, действительно, от мужа много зависит атмосфера в семье. Если отец и одновременно супруг постоянно раздражителен, груб, неотесан, если каждое его слово, как стрела или камень, посмотрите, как это отражается? – женщина задерганная, забитая или такая же агрессивная и скандальная, как муж. Дети. Знаете ли, даже нервные тики посещают детей от домашних скандалов. И напротив, лучше пусть муж будет слегка флегматичным, как русский помещик, пусть не Обломов, но какой-то… А. Ананьев: – Троекуров. Прот. Артемий Владимиров – Нет. Там у него, у Троекурова, все дети на скотном дворе с соседних крестьянских домов были похожи, как две капли воды, на самого помещика. Я возмущаюсь этим Троекуровым. А пусть он вот будет главой дома Ростовых – гостеприимным, хлебосольным, милым, покладистым, пусть он думает, что он всем заправляет при неизменном госсекретаре или боярской думе в лице его мудрой супруги. А. Ананьев: – Продолжим разговор и перейдем от того, что формирует мужчину к тому, что разрушает мужчину. Пожалуй, самый глубокий для меня фрагмент из Священного Писания – первый псалом про «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». Действительно ли акцент на том, что разрушает мужчину, сделан на окружении мужчины – на его работе, на его увлечениях, на его друзьях? Или я же просто неправильно понимаю эту мысль, которую дает нам Псалтирь?

http://azbyka.ru/deti/prot-artemij-vladi...

в Георгиевский скит Александро-Афонского Зеленчукского монастыря. Автор полагает, что этот район, населенный предками осетин, находился под грузинским влиянием, ссылаясь на то, что царевич Вахушт упоминает Хумаринский храм в числе церквей, подчиненных католикосу Западной Грузии. По мнению Дьячкова-Тарасова, Хумара была резиденцией епископа. Тебердинская же долина служила в те времена оживленным торговым путем из района нынешнего г. Сухуми в землю алан и адыгов. Редакционное примечание к этой статье, в свою очередь, дает очерк исследований этих древних христианских храмов и оспаривает некоторые положения автора о происхождении христианства на Северном Кавказе. Редакция «Кубанского сборника» считает более вероятным наличие византийского влияния на этот район, нежели грузинского. Грекам, а не грузинам она приписывает и сооружение древних храмов. Следы же разработанной древней дороги через Клухорский перевал прямо указывают на проникновение христианства на Северный Кавказ из Абхазии. Время сооружения Сентинского храма редакция «Кубанского сборника» относит к эпохе не позднее XI века, отмечая поразительное сходство его фресок с росписью храма Св. Софии, сооруженного в VI веке в Константинополе. Их «писала твердая уверенная рука, никакого отступления от схоластических образцов себе не позволявшая и не умевшая, вероятно, писать иначе. Художник, очевидно, был грек». В 1899 г. по поручению Археологической комиссии Сентинский храм описал художник И. Владимиров. «Некоторые развалины, – говорит он, – еще поныне поражают удивительной правильностью пропорции, прочностью постройки, а также яркостью и стильностью фресок и стенной росписи». Эти архитектурные особенности храмов, их высокий художественный уровень – несомненный результат высокой греческой культуры. «Я сознавал, –  замечает далее И. Владимиров, –  что вокруг храма были не пустые долины и леса, как теперь, а густо населенный город с жителями, понимавшими красоту и благолепие храма». Владимиров также ознакомился с развалинами храма у впадения в Теберду ее левого притока Амгаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правомерно ли такое выражение, которое сейчас бытует в языке: Фома неверующий? Каково было устроение апостола Фомы на самом деле? Был ли он неверующим? Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, ведущая Елена Путинцева. 18.06.2013 08:10:08 Кульков Сергей Андреевич - Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Христос воскресе. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Сегодня в передаче участвует протоиерей Артемий Владимиров. Настоятель храма Всех святых, что в Красном селе, члена Союза писателей России. -Христос воскресе, батюшка. -Воистину воскресе Господь. -Звоните нам в студию и задавайте свои вопросы по телефону или по смс. У микрофона ведущая Елена Путинцева. Вот уже закончилась Светлая седьмица, которая, казалось, не закончится никогда, поскольку это время вечности. Позади Фомино воскресенье, антипасха, когда читалось евангелье об уверении апостола Фомы. Батюшка, мне хотелось бы начать нашу беседу с такого вопроса: как вы считаете, правомерно ли такое выражение, которое сейчас бытует в языке: Фома неверующий? Каково было устроение апостола Фомы на самом деле? Был ли он неверующим? -Он был апостолом, и этим сказано многое. Прежде чем выйти на Божественное посольство, был наречен учеником. И не напрасно. Однако, имеется выражение, выражение типично русское. И все мы знаем, что многие русские пословицы, как будто немножко за панибрата духовные религиозные темы склоняют, не потому что наши пращуры не имели достатка благоговения, но потому что христианство вошло в плоть и кровь. Они жили им. Отсюда и появились такие странные для англичанина пословицы. Петр и Павел час убавил, а Илья пророк два уволок. Ну вот как вы расцениваете это? Конечно, здесь даже и не пахнет вольтерианством и агностицизмом. Нет, но скрывается за метким народным словом любовное восприятие годового церковного круга. Так вот и здесь: Фома неверующий. Это относится собственно не к Фоме, а к тем обычным грешным людям, которые часто проявляют недостаток живости в том чтобы верить должному. Коснеют в маловерии. Сам же апостол Фома, конечно, познал тайну любви к нему Господа Иисуса Христа. И, конечно же, он слышал на Тайной вечере сокровенные слова Спасителя: « видевший меня видел и Отца моего. Аз есмъ путь, истина и жизнь. Отче, хочу, чтобы ученики мои видели славу Мою, которую Я имел у себя прежде создания мира». И каждый из нас, я верю в это, в какие-то неповторимые минуты, может быть, секунды бытия, вполне познал творческую любовь, любовь нашего Господа, Творца, Спасителя и Судии. И нет человеческих слов, которыми мы вполне могли бы выразить то, что поселилось некогда в наших душах, как вера живая, зрячая, горячая. Может быть, от скудости человеческого языка, говорит Федор Иванович Тютчев:

http://radonezh.ru/text/pravomerno-li-ta...

Определяя круг дел, в которых суду Церкви подчиняются не одни уже люди церковные, но и все миряне или все вообще христиане, устав Владимиров перечисляет, в частности: 1) преступления против веры и Церкви: отправление языческих обрядов, еретичество, волшебство, святотатство, ограбление мертвых тел, введение или внесение в церковь животных без нужды — это согласно с греческим Номоканоном ; 2) дела брачные, семейные и находящиеся в связи с ними преступления против чистоты нравов: вступление в брак в запрещенных степенях родства и свойства, похищение женщин, разводы, блуд, прелюбодеяние, оставление материю незаконнорожденного своего дитяти, противоестественные пороки — также согласно с Номоканоном . Но устав Владимиров имеет и здесь свои особенности. Он, во-первых, при исчислении того или другого класса дел, подлежащих суду церковному, указывает на некоторые частные случаи, на некоторые виды преступлений, вовсе не упоминаемые в законодательстве византийском. Таковы именно: между делами против веры и Церкви — повреждение храмов и могил, а между делами семейными — неблагопристойная защита мужа женою и нанесение побоев снохою свекрови, хотя этим указанием на частные случаи только разъясняется содержание закона, а не привносится ничего нового . Во-вторых, подчиняет суду церковному некоторые дела, которые по греко-римским законам подлежали разбору и преследованию не духовного, а гражданского начальства. Разумеем преступления против святости власти родительской и тяжбы между детьми и братьями умершего о наследстве . Оба означенные постановления, несогласные с гражданскими законами Византии, устав наш мог заимствовать из законов Моисеевых, входивших в состав Кормчих , и таким образом остаться согласным с греческим Номоканоном. Наконец, чт?о всего важнее, перечислив суды церковные, устав Владимиров присовокупляет: «Князю, и боярам, и судьям их в те суды нельзе вступатися», тогда как в Греции было иначе. Там известные дела, предоставленные суду Церкви, могли подлежать и суду гражданскому.

http://sedmitza.ru/lib/text/435798/

«Современная практика православного благочестия» - фундаментальный труд профессора, доктора химических наук, педагога и глубокого религиозного мыслителя современности Николая Евграфовича Пестова (1892-1978). Он написан в 50-60-е годы ХХ столетия. Тогда, в период воинствующего атеизма, люди копировали этот текст и передавали друг другу в самиздатовском варианте. В книге Пестова можно найти не только четкое изложение основ христианского миросозерцания, но и рекомендации, как быть христианином и вести духовную жизнь среди ежедневных забот и искушений современного мира. Настоящее издание состоит из трех дисков. Общее звучание записи в формате mp3 превышает 32 часа. Что читать: Протоиерей Артемий Владимиров . Мой университет: воспоминания о студенческой юности. - М.: Артос, 2013. – 364 с.: ил./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – июнь 2014. – С.89. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Неслучайно отец Артемий Владимиров выбрал такое название для своей книги. Во-первых, на вступительных экзаменах на филфак МГУ ему упорно «попадался» Горький. Во-вторых, для юноши из интеллигентной московской семьи университетом стал действительно главный российский университет. Духовным же университетом – Православная Церковь. Эту книгу читаешь затаив дыхание. Про деда – поэта-орнитолога Павла Барто, про родственников Серовых (с потомками художника автор породнился через тетушку). Про старую московскую дворянскую интеллигенцию (в ее среде Артемий Владимиров провел детство и юность). Про университетских учителей, среди которых Н. И. Толстой, А. А. Тахо-Годи, С. С.Аверинцев… Про товарищей в «застойные» времена до утра ведущих горячие дискуссии о вере и судьбе России на кухне в доме Владимировых на Остоженке. Про то, как воцерковлялись сам автор и его друзья – ныне известные иереи: Димитрий Смирнов, Максим Козлов, Аркадий Шатов, Владимир Воробьев. Про общину храма Ильи Обыденного, собравшего под свои своды «духовной жаждою томимых» интеллигентов    . Про то, как будущий настоятель известного всей Москве храма Всех святых в Красном селе работал учителем русского языка и литературы в школе Колмогорова, а потом в другой московской школе, откуда был изгнан за проповедь Православия… Сколько в этой книге рассыпано потрясающих историй, изложенных с потрясающей иронией и самоиронией, с любовью и доверием к читателю! И даже известная манера отца Артемия изъясняться витиевато, которая одних приводит в восторг, других – в смущение, здесь выглядит органично и симпатично.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-134-...

Необходимо допустить, что устав существовал и до XIII в., а не теперь только кем-либо измышлен и подложен , потому что в этом столетии он а) является уже в трех или даже в четырех (если присовокупим и список, каким пользовался Владимирский епископ в означенном выше послании к князю) очень несходных между собою списках — свидетельство, что устав долго уже употреблялся и успел оразнообразиться; б) является распространенным по всей России, так как один список писан в Новгороде, другой — во Владимире на Волыни, третий — в Переяславле Суздальском, четвертый находился тогда во Владимире на Клязьме ; в) является внесенным в кодекс законов церковных: в Кормчие и в одну из летописей; и г) несомненно действовавшим в Церкви, потому что на суды, предоставленные в нем духовенству, один из иерархов смело указывал владимирскому князю как на действительно принадлежащие церковной власти. Если предположить, что устав подложен в XIII в., то надобно допустить, что он подложен не в одном, а разом в трех или в четырех видах, подложен в трех или четырех разных местах России и, не утвержденный никакою властию, вопреки всякой вероятности мог получить важность закона для Церкви и государства. Есть указания, хотя уже не столь ясные, на существование устава Владимирова и в XII в. В 1150 г. смоленский князь Ростислав Мстиславич в уставной своей грамоте, данной Смоленской епископии по случаю учреждения ее, перечислив десятины и другие дани, которые он назначал для содержания епископа и соборной церкви, продолжает: «А тяж епископских не судити никому же, судит их сам епископ: первая тяжа роспуст...» Спрашивается: с чего это вздумалось князю при исчислении тяж (судов) епископских первою назвать роспуст? Не прямое ли здесь указание на существовавший уже устав Владимиров, в котором точно по всем его спискам при исчислении судов церковных на первом месте стоит роспуст?.. И, вообще, с чего вздумалось удельному князю смоленскому дать новоучрежденной своей епископии уставную грамоту о десятинах и судах церковных, и дать, заметим, по согласию и утверждению митрополита Киевского Михаила, если бы чего-нибудь подобного не существовало уже в Русской Церкви? Устав о десятинах Владимиров действительно существовал и соблюдался; и, без сомнения, по примеру этого-то устава Ростислав Мстиславич даровал своей Смоленской епископии собственное постановление о десятинах, составляющее первую половину его грамоты; не так же ли точно он даровал в последней половине грамоты собственное постановление и о судах церковных для Смоленской епископии, последуя прежде бывшему и действовавшему в Русской Церкви уставу об этих судах? Правда, Ростислав в своей грамоте не ссылается на устав Владимиров о судах церковных и самые суды исчисляет несколько иначе, подчиняя ведомству епископскому менее предметов.

http://sedmitza.ru/lib/text/435798/

Митрополит Владимир (Иким) (род. в 1940 г.) Когда зачинается телесный состав будущего человека, Господь непостижимо созидает – из небытия в бытие – бессмертную, по образу и подобию Божию созданную человеческую душу. Поэтому зачатие – это подлинное таинство. И Церковь особыми празднествами именует зачатие Иоанна Предтечи, Пресвятой Владычицы Богородицы. Раскрывая Библию, мы находим в ней такие слова: «Ты, Господи, хранишь младенцев». Господь не только созидает младенческую душу и тело, но и премудро взращивает плод во чреве матери, готовя его к исходу на свет Божий. В самое естество человеческое, душу и сердце матери вложен инстинкт, безотчетное стремление делать все, что только способствует сохранению, возрастанию ребенка. И, следуя этому инстинкту, она приближается к раскрытию своих сил в служении материнства. Протоиерей Артемий Владимиров (род. в 1961 г.) Когда мать в положении, ей нужно чаще причащаться, если есть возможность, собороваться и читать благочестивые книги. Потому что все откладывается у ребенка еще в утробе матери, уже там закладывается его будущий характер. Теперь уже хватились, стали говорить о том, что, оказывается, у младенца до трех лет усваивается половина жизненной информации. Все это часто упускается, вообще не думается об этом, а потом приходится многое исправлять. Протоиерей Артемий (Владимиров) Должно помнить, что всякий крик, всякое нечистое слово уже оскверняет ребенка, уже напечатлевает на его утробном сердце образы порока и страстей. И напротив, совершенно иначе складывается судьба младенчика, если будущая мать в молитвенном устремлении часто созерцает икону Пречистой Божией Матери. Особенно трепетно должно беременным молиться перед Феодоровской иконой Божией Матери, а также обращаться к святой великомученице Екатерине, которая была девственна, уневещена Христу, именовалась и именуется невестой Христовой премудрой, но которая по Промыслу Божию покровительствует готовящимся родить. Протоиерей Артемий (Владимиров) Будущей матери должно быть весьма покойной, мирной и тихой. И для того чтобы уродливые женские капризы, которые обычно проявляют чревоносящие, не растлевали наше сердце, не ущербляли его, должно готовящимся родить чаще приобщаться Святых Христовых Таин. «Чем чаще, тем лучше!» – так говорит преподобный Серафим Саровский . Конечно, с сознанием своего недостоинства; конечно же, чувствуя, сколь мы немощны и сколь нужна сила Божия, освящающая и нас, и плод во чреве.

http://azbyka.ru/deti/o-detyakh-svyashhe...

Несмотря, однако ж, на разноречие всех этих показаний, ныне не может более подлежать сомнению, что митрополиты явились у нас еще при святом Владимире с самого основания отечественной Церкви. Это подтверждается свидетельствами не только XV, но и XIII, и даже XI в. , и притом свидетельствами как отечественными, так и иностранными. Мних Иаков, писавший прежде Нестора, замечает о святом Владимире, что он светло праздновал праздники Господские и поставлял в эти дни три трапезы: первую — митрополиту и епископам с прочим духовенством, вторую — нищим и убогим, третью — себе и боярам своим . Дитмар, современник Владимиров, повествует, что когда Болеслав, король польский , овладел в 1018 г. Киевом, этого победителя торжественно встречал здесь Киевский архиепископ : имя, которым действительно, как скоро увидим, назывались тогда у нас митрополиты. В частности, о Михаиле как первом Киевском митрополите упоминает церковный устав Владимиров в списке XIII в. ; о митрополите Леонтии свидетельствуют его собственное сочинение, сохранившееся в списке XIII–XIV вв. , а также церковный устав Владимиров в списке XIII в. ; наконец, о митрополите Иоанне ясно говорят под 1020 г. сам преподобный Нестор в житии Бориса и Глеба и другой, более древний, сочинитель такого же жития святых мучеников — мних Иаков. Из этих-то двух житий и узнаем, что митрополит наш безразлично назывался и митрополитом, и архиепископом . Что же касается до молчания преподобного Нестора о трех первых наших митрополитах, это молчание ничего не доказывает. Он умолчал и о других лицах и событиях, которые, однако ж, несомненно были . Притом Нестор упоминает во дни великого князя Владимира о епископах, которые, собравшись однажды, предлагали ему совет казнить злодеев, а под именем епископов в подобном случае Нестор разумел иногда не одних епископов в строгом смысле, но вместе с ними и митрополита . Что касается до выражения некоторых летописей: «Ярослав митрополию устави», оно вовсе не значит, будто Ярослав установил, основал в Русской Церкви митрополию, дотоле не существовавшую.

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

Протоиерей Артемий Владимиров: У занятой пчелы нет времени для скорби Трижды благодарю Бога за то, что родился и живу в России, стране невиданных возможностей и удивительно теплых, глубоких и скромных людей. 16 апреля, 2015 Трижды благодарю Бога за то, что родился и живу в России, стране невиданных возможностей и удивительно теплых, глубоких и скромных людей. По словам известного церковного миссионера и писателя протоиерея Артемия Владимирова, современные россияне живут в «турбулентное», тревожное время, когда легко можно впасть в депрессию, если заполнять все дневное время просмотром новостных пакетов». Священнослужитель рассказал, в чем он черпает духовно-нравственные силы и что для него значит Пасха. Воскресение Христово для верующих – определенный рубеж, за которым начинается что-то новое. Каким был этот год от Пасхи до Пасхи для Русской церкви и России в целом и каковы перспективы дальнейшего развития, в интервью РИА Новости рассказал известный церковный миссионер и писатель, духовник Алексеевского женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров. Священнослужитель поделился суждениями об особенностях схождения Благодатного огня и исключительной ответственности духовенства, о трагических событиях на Украине, «иррациональном» феномене ИГИЛ на Ближнем Востоке и юных «киборгах, тарзанах, рэмбо и кинг-конгах» в самой России, о давлении Запада и Промысле Божием в жизни страны и народа… Публикуем первую часть интервью. Беседовал Сергей Стефанов. – Отец Артемий, как прошел Великий пост в этом году, что запомнилось из этого времени? С каким настроением вы встретили Пасху? – Думается, что у каждого из нас, вступивших в этот уже пролетевший Великий пост, восприятие благодатного времени, которое именуется «Весенняя Четыредесятница», зависит во многом от того, чем наполнена его жизнь. Сам я, будучи священником и педагогом, черпаю духовно-нравственные силы в службах, участвуя в соборной молитве о мире, о стране, о близких мне людях. Почти каждую неделю как рядовой учитель общаюсь в различных аудиториях со студентами, детьми, посещаю губернии России, города и села, и поэтому для меня Великий пост – это время мирных, созидательных трудов. Думаю, всем известна заповедь, данная Господом Богом Адаму еще в раю: «В поте лица твоего будешь вкушать хлеб твой». А русский народ прибавляет: «У занятой пчелы нет времени для скорби». И действительно, мы живем в «турбулентное», тревожное время, когда легко можно впасть в депрессию, если заполнять все дневное время просмотром новостных пакетов. Вот почему труженику и свет мил, и хлеб сладок.

http://pravmir.ru/protoierey-artemiy-vla...

Памяти Павла Рыженко. В студии протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевской женской обители. У микрофона ведущая Елена Путинцева. 03.09.2014 06:35:31 Кульков Сергей Андреевич - Дорогие братья и сестры, приветствуем вас в студии православной радиостанции «Радонеж». Ваши вопросы мы принимаем по телефону и смс. Сегодняшний наш собеседник - протоиерей Артемий Владимиров, духовник  Алексеевской женской обители. У микрофона ведущая Елена Путинцева.  За режиссерским пультом Ирина Моисеева.                   -Здравствуйте, батюшка, благословите.                   -Мир вам. - С глубоким сожалением сообщаю, что 16 июля православный мир и все художественное сообщество постигла огромная, невосполнимая утрата. На 44-ом году жизни скончался наш прихожанин, заслуженный художник России Павел Викторович Рыженко. Многие наши слушатели  знают этого замечательного человека, выдающегося художника, слушали его проникновенные передачи, посещали его выставки. И сейчас многие, кто его знал, задаются вопросом: почему же так рано ушел из жизни этот сильный духом русский человек, истинный воин христов? Ведь он мог еще так много сделать для возрождения нашего Отечества! Батюшка, есть ли ответ на этот вопрос?                     -Мы совершали отпевание раба божьего Павла Рыженко в воскресный день. При огромном стечении молящихся, какого я и не припомню, разве что только на Пасху. Огромное количество военных, художников, творческой интеллигенции. Было подлинное торжество всеподавляющей скорби. Павел Рыженко, прихожанин Алексеевской обители искрился в своей земной жизни творческой энергией созидания, любви к России и прежде к Матери - церкви, к Господу Богу, к русской истории. Он был подлинным созидателем. Творил, часов не наблюдая, кисти не опуская. Так что историкам его творчества надлежит задаться вопросом, как можно успеть за такую короткую жизнь успеть создать диорамы, монументальные полотна, отразить  центральные события истории Святой Руси. Запечатлеть образы великих государей, начиная от Рюриковичей и кончая Николаем Александровичем. Осмыслить бессмысленный и беспощадный бунт кровавой революции. Всем своим творчеством Павел учит тех, кто внимательно смотрит на его картины, размышлять о прошлом, настоящим и будущем России. Меня всегда восхищала его несокрушимая вера в историческое предназначение Святой Руси, монархическую государственность, в нравственный принцип, в духовную вертикаль, которая является несущей конструкцией нашей истории. При этом он воспитал прекрасного сына, который влюблен в русскую историю. Он не оставался равнодушным к нуждам маленьких людей. При том, что всегда благотворил тайно. Он мыслил, дышал, жил любовью к Отечеству, и этот импульс, вложенный в него Господом, расточал щедро, не щадя себя. Не оставляя себе ничего, все подчиняя главному: успеть запечатлеть лик России в ее прошлом, чтобы русскому народу открылось настоящее и будущее этой страны.

http://radonezh.ru/text/pamyati-pavla-ry...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010