Кроме всего изложенного выше, царь и митрополит не без основания тревожились за судьбу Православия в западнорусских землях и были недовольны натиском католицизма и приближением протестантского влияния к самым границам страны. С конца XV века православные полочане испытывают утеснение: у них отбирают храмы, передавая их католическому священству. В городе утверждаются монахи-бернардинцы. В середине XVI века на территории Великого княжества Литовского распространяются среди прочих и радикальные версии протестантизма: кальвинистская и антитринитарная. В 1560-х годах на восточнославянских землях реформационное движение достигает значительного размаха, причем одно из ведущих мест в нем заняли антифеодальные идеи. Очевидную связь между еретическими движениями в Московском государстве и реформационными течениями в Великом княжестве Литовском можно усматривать в феодосианстве (еретическое течение, возглавленное монахом Феодосием Косым, позднее бежавшим с Руси в Литву - Ред. ). Русское по происхождению феодосианство сыграло немаловажную роль в развитии реформационных идей в Литве, и как раз в Полоцке подвизался один из главнейших феодосиан, покинувших московские пределы, монах Фома. Он стал проповедником в кальвинистском сборе (молельном здании). Как бы парадоксально это ни звучало, наши отечественные ереси стали ресурсом для подпитки европейского протестантизма. Полоцкий поход был официально мотивирован желанием Ивана IV наказать Сигизмунда Августа «за многие неправды и неисправления», но более того, словами летописи «...горя сердцем о святых иконах и о святых храмех свяшеных, иже безбожная Литва поклонение святых икон отвергше, святые иконы пощепали и многая ругания святым иконам учинили, и церкви разорили и пожгли, и крестьянскую веру и закон оставльше и поправше, и Люторство восприашя». Георгий Федотов замечательно точно подметил: «Царь любил облекать свои политические акты - например, взятие Полоцка, - в форму священной войны против врагов веры и церкви, во имя торжества православия». В преддверии похода народу и армии было объявлено о чудесном видении брату царя, князю Юрию Васильевичу, и митрополиту Макарию о неизбежном падении Полоцка. 30 ноября, в день выхода войск из Москвы , Иван IV совершил торжественный молебен; по его просьбе митрополит Макарий и архиепископ Ростовский Никандр повели крестный ход с чудотворной иконой Донской Богородицы, в котором приняли участие сам царь, его брат Юрий Васильевич «и все воинство». В поход Иван IV взял чудотворные образы Донской Богородицы и Крылатской Богородицы. С русскими полками ушла под Полоцк также святыня номер один всей Западной Руси - драгоценный крест, вклад святой Ефросиний Полоцкой в Спасский монастырь (в настоящее время известен как «крест Лазаря Богши»), оказавшийся в казне великих князей московских. Уже по прибытии под стены города войско было ознакомлено с ободряющим и призывающим крепко стоять против «безбожныя Литвы и прескверных Лютор» посланием архиепископа Новгородского Пимена.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Борьба княжеств Сев.-Вост. Руси с Мамаевой Ордой длилась с переменным успехом начиная с 1374 г., когда «князю великому Дмитрию Московьскому бышеть розмирие с Тотары и с Мамаем» (ПСРЛ. 2000. Т. 15. Вып. 1. Стб. 106). По-видимому, решение об открытой вооруженной борьбе против правителей «Мамаевой Орды», их союзников и об отказе в уплате им всех видов дани было принято русскими князьями во время княжеского съезда в Переяславле Залесском, куда «отъвсюду съехашася князи и бояре, и бысть радость велика в граде» (Там же. Стб. 108). Помимо вел. кн. Димитрия Иоанновича и его семьи (во время съезда 26 нояб. 1374 родился кн. Георгий (Юрий) Димитриевич , крещенный прп. Сергием Радонежским) в город приехал Нижегородско-Суздальский вел. кн. Димитрий (Фома) Константинович с братьями и сыновьями, среди др. князей могли быть Белозерский кн. Федор Романович, Ярославский вел. кн. Василий Васильевич с братьями, ростовские князья во главе с кн. Андреем Федоровичем. Многие из этих князей в кон. авг.- нач. сент. 1375 г. приняли участие в общерус. походе на сторонника «Мамаевой Орды» блгв. вел. кн. Тверского Михаила Александровича , к-рый после осады Твери был вынужден капитулировать и заключить новый, невыгодный для себя договор с Москвой. Прп. Сергий Радонежский встречает Московского вел. кн. св. Димитрия после победы над Мамаем и служит заупокойную литургию по всем убиенным на Куликовом поле. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 245) Прп. Сергий Радонежский встречает Московского вел. кн. св. Димитрия после победы над Мамаем и служит заупокойную литургию по всем убиенным на Куликовом поле. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 245) Дальнейшее противостояние с «Мамаевой Ордой» включало поход на Волжскую Булгарию в 1376/77 г., сражения на р. Пьяне в 1377 г., в к-ром рус. войска потерпели поражение, и на р. Воже 11 авг. 1378 г. и др. По обоснованной гипотезе В. А. Кучкина , перед битвой на Воже, когда московские войска с союзниками одержали победу над ордынским эмиром Бегичем, Димитрий Иоаннович получил благословение на это сражение от прп. Сергия Радонежского во время поездки в Троицкий мон-рь (см. ст. Троице-Сергиева лавра ).

http://pravenc.ru/text/2462231.html

Княжение блгв. кн. Георгия Ярославича в Муроме. Клеймо иконы " Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием " 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ) Княжение блгв. кн. Георгия Ярославича в Муроме. Клеймо иконы " Святые князья Константин, Михаил и Феодор Муромские с житием " 1714 г. Мастер А. Казанцев (МИХМ) Правление Г. Я. в Муроме было недолгим. Летом 1355 г. в качестве претендента на муромский стол выступил его племянник кн. Федор Глебович, осадивший город. Г. Я. бежал. Федор вокняжился в Муроме и привлек на свою сторону большинство бояр, к-рые «яшася за него». Часть бояр отправилась вместе с князем в Орду (очевидно, за ярлыком на Муромское княжество). Однако и у Г. Я. в городе остались сторонники. Через неделю после отъезда Федора Г. Я. вернулся в Муром. «Собрав останочные люди муромци», он отправился вслед за племянником в Орду. Здесь им был «суд велик», в результате к-рого Федор получил ярлык на муромское княжение, ему выдали Г. Я. Последний, как отмечают летописцы, умер «с истомы» (по-видимому, насильственной смертью) в том же году (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 64). Более поздний Владимирский летописец прямо говорит, что кн. Федор «умори» Г. Я. (Там же. Т. 30. С. 111). Поскольку запись о гибели муромского князя находится в летописях перед известием о смерти 21 нояб. 1355 г. нижегородско-суздальского кн. Константина Васильевича, можно заключить, что Г. Я. умер ранее указанной выше даты. Имя Г. Я. было занесено в синодики муромского в честь Преображения Господня муж. мон-ря и Никольского собора в г. Зарайске. Рассказы об обновлении Мурома и о трагической гибели Г. Я. вошли в большинство текстов т. н. лаврентьевско-троицкой группы летописей, в XV - сер. XVI в. неоднократно включались с разной степенью сокращения в общерус. летописные своды. В 40-х гг. XVI в. они были использованы Ермолаем (Еразмом) при создании Повести о Рязанском еп. Василии («О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань»), согласно к-рой Г. Я. был инициатором поставления святителя. Распространенная редакция Повести о Рязанском еп. св. Василии вошла в Житие блгв. муромского кн. Константина и его детей Михаила и Феодора , написанное Ермолаем (Еразмом) в связи с канонизацией князей в 1547 г., и была использована тем же автором в Повести о Петре и Февронии. Установление почитания Г. Я. в Муроме относится к времени не ранее XVII в.- после местной канонизации свт. Василия (1609). Свидетельствами почитания Г. Я. являются памятники иконографии. Хотя его имя не включено в список Собора Владимирских святых, установленный при учреждении празднования Собора в 1982 г., Г. Я. изображается на совр. иконах Собора Муромских святых.

http://pravenc.ru/text/164467.html

При этом в 40-х гг. XVI в. в летописной редакции родословца ошибочно утверждалось, что М. Р. был бездетен (Редкие источники по истории России. М., 1977. Вып. 2. С. 26). Однако другие редакции этого источника, включая официальный Государев родословец (ок. 1555) и Бархатную книгу (1686-1688), эту информацию не подтверждают (Там же. С. 76; Бархатная книга. М., 1787. Ч. 1. С. 94 и др.). Не позднее 1554 г. в связи с составлением Государева родословца в России в правление царя Иоанна IV Васильевича Грозного возник Царский синодик, в к-рый в качестве одного из предков царя Иоанна было внесено имя М. Р. (РГАДА. Ф. 375. Ист. сочинения. 89. Л. 2; Кузьмин. 2004. С. 121). Т. о. установилось поминание М. Р. как члена правящей династии московских Рюриковичей. Так, напр., между 1 окт. 1556 г. и 30 янв. 1557 г. его имя присутствует в списке Царского синодика, к-рый был послан патриарху Иоасафу II в К-поль, чтобы поминать русских князей (Россия и греческий мир в XVI в./Отв. ред. С. М. Каштанов; подг. к публ.: С. М. Каштанов, Л. В. Столярова и Б. Л. Фонкич. М., 2004. Т. 1. С. 219, 400). Ист.: ПСРЛ. Т. 7. С. 174; Т. 10. С. 154, 157; Т. 18. С. 77; Т. 20. С. 168; Т. 21. С. 307; Т. 23. С. 90; Т. 25. С. 152; Т. 28. С. 61, 220; Т. 30. С. 96; Т. 33. С. 75; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 20022. С. 336; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 311-312. Лит.: Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки по первоисточникам и главнейшим пособиям. СПб., 1891. Т. 2. С. 74, 77, 81; Голубовский П. В. История Смоленской земли до нач. XV в. К., 1895. С. 173, 177, 182-183, 202, 204, 205. Табл; Муравьева Л. Л. Летописание Сев.-Вост. Руси кон. XIII - нач. XV в. М., 1983. С. 249; она же. Моск. летописание 2-й пол. XIV - нач. XV в. М., 1991. С. 60; Кузьмин А. В. Князья Можайска и судьба их владений в XIII-XIV в.: Из истории Смоленской земли//ДРВМ. 2004. 4. С. 107-122; он же. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 84. Схема I.1; 2015. Т. 2. С. 112, 127-128, 130. Схема V.1; Домбровский Д. Генеалогия Мстиславичей: Первые поколения (до нач. XIV в.)/Пер. и вступ. слово к рус. изд.: К. Ю. Ерусалимский, О. А. Остапчук. СПб., 2015. С. 563, 577-580, 598, 600-601, 603, 673-674, 678, 735. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407)

http://pravenc.ru/text/2563762.html

«На мой взгляд, хорошо, что, благодаря действиям Президента, призывы либералов не ведут к высокой степени протестной активности народа. В протестном фоне работает сфера интернета - там кипят страсти, и унимать их надо не через запрет, а через активное участие в соцсетях прогосударственно и пророссийско настроенных слоев населения, прежде всего, молодежи. Мы занимаемся этим со своими студентами, и было бы хорошо, если бы к нам подключились другие вузы. Грамотной, последовательной работой в социальных сетях можно противостоять разрушающим усилиям врага», - убежден директор СЗИУ РАНХиГС. В заседании также приняли участие: главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Георгиевич Дверницкий, сопредседатель Собора православной интеллигенции, доктор философских наук, профессор Алексей Николаевич Швечиков, детский врач-реаниматолог, исполнительный директор Православного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасев, православный правовед Павел Иванович Дмитриев, член Собора православной интеллигенции, капитан 1-го ранга Александр Петрович Беляков, члены «Партии Великое Отечество» Юрий Владимирович Журавлев, Вадим Викторович Рыбин и Георгий Васильевич Зазулин, преподаватели, аспиранты и студенты Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России. Репортаж составили сотрудники «Русской народной линии» Анна Бархатова и Александр Тимофеев Александр Тимофеев, Александр Дука и Андрей Вассоевич Александр Тимофеев, Александр Дука и Юрий Косов Валентин Семенов, Юрий Журавлев, Георгий Зазулин и Вадим Рыбин Павел Дмитриев, Василий Кухарь, священник Сергий Чечаничев и архимандрит Нектарий (Головкин) Александр Беляков (слева) Владимир Шамахов Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Прекрасно! Прекрасное было мероприятие, высокодуховное и глубоко научное, благодатная пища и уму и сердцу. Благодарю устроителей, участников, и авторов этого репортажа.Рыбин.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/01/de...

Звенигородские удельные князья с 1328 по 1570 год 1) Иван Иванович (второй сын великого князя Ивана Даниловича Калиты) с 1328 по 1353 г., с 1353 по 1359 г. в. к. Московский и всея России. 2) Иван Иванович Малый (второй сын в. к. Ивана II Ивановича) с 1359 по 1364 г., скончался 10-ти лет, в Москве, 23 октября 1364 г. 3) Юрий (Георгий) Дмитриевич (второй сын в. к. Дмитрия Ивановича Донского) с 1389 по 1434 год. Он восстановил Звенигород и его соборный храм (или выстроил его вновь), пострадавший от нашествия Тохтамыша в 1382 году. Он имел постоянное свое пребывание в Звенигороде (где устроил себе белокаменный дворец, развалины коего видны и доселе, до 1425 года, то есть, до начала размолвки с племянником в. к. Московским Василием III Васильевичем, после чего переселился в Дмитров. Двукратно овладевал, вместе с Москвою, великокняжеским престолом и умер внезапно 6-го Июня 1434 года в Москве; погребен в Архангельском соборе. 4) Василий Юрьевич Косой, старший сын князя Юрия Дмитриевича, с 1434–1436 год, родившийся в Звенигороде от брака его отца князя Юрия с Анастасиею Юрьевной, княжной Смоленской. Будучи взят в плен в. к. Василием Васильевичем в 1436 году, отвезен в Москву и здесь ослеплен 21-го мая 1436 г.; умер узником в Москве в 1448 году. 5) Андрей Васильевич Большой, князь Углицкий (третий сын в. к. Василия III Васильевича Темного); с 1462–1491; жил в Угличе, вследствие ссоры с братом своим в. к. Иваном III Васильевичем. Кончил жизнь «в велицей истоме», в Москве, в 1493 году 6 ноября. 6) Юрий (Георгий) Иванович князь Дмитровский (второй сын в. к. Ивана III Васильевича); с 1505–1533 получил в удел вместе с Дмитровом, Звенигород и Рузу, но жил в Дмитрове. По ссоре с своим племянником в. к. Иваном IV Васильевичем, по приговору бояр, схвачен в 1533 году и осужден на темничное заключение, в котором и скончался в 1537 году. Примеч. В 1552 году Звенигород был отдан в. к. Иваном Васильевичем «в кормление» царю Астраханскому Дербыш-Алею, который в 1554 г. устроен на царство в Астрахани.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

226-227 ГЕРМАН († между 666 и 675), аббат мон-ря Грандис Валлис; совр. Швейцария, прмч. (пам. зап. 21 февр.) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 227-228 ГЕРМАН (Джаджанидзе), прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 14 авг.) - см. Назарий, Герман, Иерофей, Симон, Виссарион, новомученики Грузинской Православной Церкви ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901 - 1937), архим., прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 228-229 ГЕРМАН мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ГЕРМАН мч. Кесарие-Палестинский (пам. 13 нояб.) - см. Антонин, Никифор и Герман, мученики Кесарие-Палестинские 229-233 233-234 234-235 235-236 ГЕРМАН (Свайко Джозеф; род. 1932), архиеп. Вашингтонский и Нью-Йоркский, митр. всей Америки и Канады ( 2002 - 2008) 237-239 ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря 239-241 241-245 245-246 246-247 247-248 ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 248-249 249-250 250-251 251-252 ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец 252-253 ГЕРМАН (Хребтович [Хрептович] Юрий Федорович; † 1558), архиеп. Полоцкий, Витебский и Мстиславский 253-254 ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) 254-260 260-262 ГЕРМАН III († не позднее нояб. 1278), патриарх К-польский (1265 - 1266), сторонник союза лат. и греч. Церквей 262-263 263-264 264-265 ГЕРМАН ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 авг.) - см. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар, Симон, преподобномученики Гареджийские 266-355 266-295 295-334

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Г. В. прослеживается в летописании XIII-XVI вв. В Повести о нашествии Батыя в составе Лаврентьевской летописи 1377 г. (свод 1305 г.) владимирские князья, погибшие в 1238 г. на Сити, характеризуются как мученики за Христа: Василько «кровью мученичьскою омывся прегрешении своих с братом и отцем Георгием, с великим князем» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 467). В Похвале Г. В., читающейся в той же летописи, говорится, что он «потщася Божья заповеди хранити, и Божии страх присно при себе имея в сердци... не щадяше именья своего, раздавая требующим, и церкви зижа, и украшая иконами безъценными и книгами... чтяшет же излиха чернечьскыи чин и поповьскыи, подая им еже на потребу, тем и Бог прошенья его свершаше» (Там же. Стб. 468). В «Русский хронограф» редакции 1512 г. включен рассказ «О убиении великаго князя Юрья», содержащий молитву Г. В. перед битвой на Сити после получения известия о взятии Владимира (Там же. Т. 22. С. 398). В Никоновской летописи (кон. 20-х гг. XVI в.) молитва Г. В. заканчивается прошением о причтении «с новыми сими мучениками» (Там же. Т. 10. С. 109). К сер. XVI в. Г. В. еще не был канонизирован: его имя включено в Помянник рус. князей и княгинь, созданный между 1 окт. 1556 и 30 янв. 1557 г. по указанию царя Иоанна IV Васильевича , в раздел «А сех поминати на понахидах» (Россия и греческий мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 215, 399). Степенная книга (60-е гг. XVI в.) прославляет Г. В. как мученика: «Великий князь Георгий веньчася кровию, еюже взыде ко Христу, от Негоже и мученический венець прият, егоже желаше» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 264-265). В редакцию Жития блгв. кн. Александра Невского, созданную Ионой (Думиным) в кон. XVI в., включен рассказ о видении, бывшем иноку владимирского Рождественского мон-ря Антонию во время нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1572 г. Инок увидел святых Бориса, Глеба и Александра Невского, к-рые будили князей, чьи останки почивают во владимирских храмах,- Андрея Юрьевича Боголюбского , прп. Петра , царевича Ордынского, и Г. В.- и призывали их прийти на помощь Иоанну Грозному против татар ( Мансикка В. П. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текстов. СПб., 1913. С. 196-197).

http://pravenc.ru/text/164457.html

Почитание Довмонта в Пскове поддерживалось великокняжеской властью. В 1460 г., когда в Пскове на княжение сел сын вел. кн. Василия II Васильевича кн. Юрий (Георгий), псковичи «посадиша его на столе в Святей Троицы и даша мечь в руце его князя Даманта» (ПСРЛ. Т. 18. С. 213). Псковские печати этого времени имеют изображения Довмонта, на печати 1469 г. изображен также его меч. В правление царя и вел. кн. Иоанна IV Васильевича Грозного в 1560 г. был отлит колокол, в надписи на к-ром упоминался Довмонт В 1567 г. в Пскове был построен посвященный св. князю храм. Почитание князя-победителя приобрело особую актуальность в период Ливонской войны (1558-1583). Довмонту посвящены 11-я и 12-я главы 9-й степени составленной в нач. 60-х гг. XVI в. «Степенной книги...». Здесь сказано о мнимом кровном родстве Довмонта с Войшелком и Миндовгом, описаны принятие Довмонтом христианства в Пскове, его победы над ливонскими немцами и над крестоносцами (Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: Тексты и коммент.: В 3 т./Отв. ред.: Н. Н. Покровский; Г. Н. Ленхофф. М., 2007. Т. 1. С. 544-548). Покровительство Довмонта, как полагали современники, помогло жителям Пскова во время осады города войсками кор. Стефана Батория в 1581 г. (пскович кузнец Дорофей видел Довмонта в числе др. Божиих угодников, молившихся вместе с Пресв. Девой за спасение города). В кон. XVI в. имя Довмонта было включено в синодик патриарха св. Иова (1589-1605), широко распространенный в списках, особенно старообрядческих. Составитель «Нового летописца» приписывает «милости же Живоначальные Троицы и Псковских чюдотворцов Всеволода и Доманта» неудачу войск швед. кор. Густава Адольфа Вазы во время осады Пскова в 1613 г. (ПСРЛ. Т. 14. С. 137). В кон. XVII в. зафиксировано почитание св. князей Довмонта и Всеволода (Гавриила) в Сибири и на Дальн. Востоке, возникшее там, вероятно, благодаря выходцам из Псковской земли. В кон. 80-х гг. XVII в. была создана «Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довманта, во святом крещении нареченных Гаврила и Тимофея, Псковских чудотворцев». В основу «Повести...» положен рассказ, записанный в 1689 г. в Якутском остроге, о чудесном явлении казакам в 1679 г., во время похода по рекам Амур и Уда для соболиного промысла и сбора дани, 2 вооруженных всадников на белых конях - Довмонта и кн. Всеволода. Святые князья рассказали казакам о судьбе Албазинского острога в 1685-1687 гг., во время будущей войны с Китаем (см. Албазинцы). 20 мая 1899 г. в Пскове торжественно праздновалось 600-летие кончины Довмонта.

http://pravicon.com/info-2188

XVIII) Василий I Владимирович (князь Серпуховско-Перемышльский), седьмой сын Владимира Андревича Храброго-Донского, князя Угличского и княгини Елены Ольгердовны, родился 9 июля 1394 г.; в 1410 г., по завещанию отца, получил во владение гор. Перемышль и вместе с братом своим, князем Андреем меньшим, половину г. Углича с селами, со всеми станами и пошлинами 18 . Вскоре после 1410 года, как выше сказано, Углич перешел к князю Константину Димитриевичу, а в 1419 г. к Великому Князю Василию II и только 27 февраля 1425 г. перешел снова к Владимировичам; по смерти же брата Андрея II (с 5 ноября 1426 г.) Василий I Владимирович один владел Угличем; женат был на княжне Иулиании Михайловне (она, по завещанию княгини Елены Ольгердовны, в 1437 году получила из ее владений несколько сел; жива была еще 24 декабря 1447 года), умер в 1427 году от мору «прыщом» и погребен у Михаила Архангела (в Москве) на площади; потомства не оставил 19 . XIX) Иулиания Михайловна, жена Угличского удельного князя Василия I Владимировича, по смерти мужа с 1427 года владела Угличем с принадлежащими волостями (в силу завещания князя Владимира II Андреевича Храброго Донского, удельного князя Угличского, по которому жена умершего сына остается с детьми на уделе мужа до своей смерти). После 1427 года Углич был захвачен князем Юрием II Димитриевичем Шемякою. С 15 сентября 1447 года ей снова достался Углич, когда Великий Князь Василий III Васильевич Темный послан был князем Димитрием Шемякою из Углича в Вологду. В начале февраля 1448 года Углич снова был взят Великим Князем. XX) Юрий Георгий II Димитриевич Шемяка, третий сын Димитрия Иоанновича Донского, Великого Князя Московского и святой княгини Евдокии Димитриевны Суздальской, родился 26 ноября 1874 года; с 1889 года князь Звенигородский и Галичский; в 1400 г. вступил в брак с княжною Анастасиею Юрьевною Смоленскою († 11 июля 1422 г. в Звенигороде и погребена в Московском Вознесенском монастыре); имел трех сыновей: Василия Косого (родился или в 1409 или в 1412 г.; в 1484 году 6 июня занял велико-княжеский стол, но чрез месяц ушел в Новгород; 21 мая 1486 г. ослеплен, † в 1446 г. 20 и погребен в Московском Архангельском соборе), Димитрия Шемяку и святого Димитрия Красного (родился около 1420 г., женат не был, † в 1441 г. 24 сентября и 14 октября погребен в Московском Архангельском соборе); 1427 г. захватил г. Углич и владел им по 1432 г. 21 ; с 25 апреля 1433 г, –Великий Князь Московский; потом уступил Москву Великому Князю Василию Васильевичу и 1 апреля 1434 года снова взял ее; † 5 июня 1434 г. 22 , заняв великокняжский стол в Москве, и погребен в Архангельском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010