Прот. Олег Давыденков — о религиозной жизни современной Эфиопии После того, как Коптская Церковь поддержала автокефалию Церкви в Эритрее, и Коптский патриарх возвёл эритрейского предстоятеля в патриаршее достоинство, долгое время отношения между Коптской и Эфиопской Церквями были очень натянутыми, но в последнее время они постепенно нормализуются. 4 марта, 2013 После того, как Коптская Церковь поддержала автокефалию Церкви в Эритрее, и Коптский патриарх возвёл эритрейского предстоятеля в патриаршее достоинство, долгое время отношения между Коптской и Эфиопской Церквями были очень натянутыми, но в последнее время они постепенно нормализуются. 28 февраля  архиепископ Иерусалимский Абуна Матиас был избран патриархом Эфиопской Церкви. Абуна Матиас победил на выборах, набрав 500 из 806 голосов. Он сменил почившего 16 августа 2012 г. в Аддис-Абебе 76-летнего патриарха Абуну Павла. В этой связи редакция «Седмицы.Ru» обратилась к ведущему в Русской Церкви специалисту по дохалкидонским Церквям доктору богословия протоиерею Олегу Давыденкову с просьбой рассказать о религиозной жизни современной Эфиопии. — Отец Олег, как бы Вы могли прокомментировать религиозную ситуацию в Эфиопии, сложившуюся на момент избрания нового патриарха? — Прогнозировать возможные изменения в Эфиопской Церкви достаточно сложно. В связи со смертью патриарха Абуны Павла в Эфиопской Церкви, скорее всего, произойдут существенные изменения, поскольку при жизни он управлял Церковью практически единолично. Он вникал во все мелочи, без его личного разрешения не делалось никаких более-менее серьёзных дел. То есть налицо был вполне восточный тип деспотичного управления. Пока трудно сказать, сохраниться ли такой характер управления Эфиопской Церковью при новом предстоятеле, или же она станет более свободной внутренне, более соборной. — Каково положение Эфиопской Церкви в той политической ситуации, которую мы наблюдаем сегодня в Эфиопии? — В современной Эфиопии Церковь находится по большей части вне политики. Власти страны подчёркнуто дистанцируются от всяких религиозных организаций. Сейчас у власти находится «левое» правительство, поэтому первые лица государства не появляются вообще ни на каких церковных мероприятиях. Если, например, проводится какое-то церковное торжество в Аддис-Абебе, то в лучшем случае на него может прийти мэр города. Из представителей центральных властей не появляется практически никто и никогда.

http://pravmir.ru/prot-oleg-davydenkov-o...

Церковь на краю земли. Часть 1 Эти очерки – попытка сопрячь отдельные исторические сведения и факты об Эфиопской Церкви с тем небольшим опытом, который я имел от встречи с этой Церковью во время посещения Эфиопии в июне 2006 года вместе с моим коллегой отцом Александром Васютиным. Всякий кто пожелает написать об Эфиопской Церкви, не будет первооткрывателем. Тем не менее, наверное, не всякий кто писал об этой Церкви, по крайней мере на русском языке, имел возможность непосредственно соприкоснуться с живой традицией этой ЦерквиЭфиопия остается одной из наименее доступных стран мира. Эти заметки могут носить субъективный характер – особенно в той части, которая касается описания современного состояния Церкви. Однако такая субъективность неизбежна, особенно если принять во внимание, что мне довелось наблюдать лишь немногие стороны жизни Церкви на протяжении всего пяти дней пребывания в ней. История Храм св. Георгия (Лалибела, XII в.), высеченный в цельной скале / Итак, сначала немного фактов и истории. Самоназвание Эфиопской ЦерквиЭфиопская Православная Церковь Тэуахэдо. Тэуахэдо значит «объединенный» и является по сути богословской формулой, которая обозначает способ соединения Божества и человечества во Христе. Эфиопская Церковь – единственная, которая в своем самоназвании использует богословскую формулу. Это самая многочисленная из всех Церквей дохалкидонской традиции, но при этом и самая изолированная – прежде всего из-за географической удаленности Эфиопии. Эфиопская Церковь также одна из самых древних христианских Церквей. Сама она возводит свое начало к апостольским временам, когда евнух эфиопской царицы Кандакии был крещен апостолом Филиппом (Деян. 8: 26–30). Тем не менее, в те времена название Эфиопия относилось не к нынешней Эфиопии, но к Нубии на территории современного Судана. Лишь после того, как в Аксуме во втором веке по Р.Х. воцарилась династия Соломонидов, стране было усвоено это название. Наряду с этим названием использовалось и другое – Хабаша или, в эллинизированном виде, Абиссиния.

http://pravoslavie.ru/589.html

Крест будет вас оберегать Паломники из России пока редкие гости вЭфиопии. Прочитав одревних христианских обителях этой страны, они стремятся увидеть их собственными глазами. Среди них иотец Феодор Конюхов, совершивший восхождение кдевяти вершинам горного хребта Николай II. 23 октября, 2012 Паломники из России пока редкие гости вЭфиопии. Прочитав одревних христианских обителях этой страны, они стремятся увидеть их собственными глазами. Среди них иотец Феодор Конюхов, совершивший восхождение кдевяти вершинам горного хребта Николай II. Годовщину своего рукоположения священник Феодор Конюхов встретил вэфиопских горах, там, где вконце XIX века русский офицер иисследователь Александр Булатович открыл иописал горный хребет, названный именем Российского императора Николая II . Эфиопия — одна из древней­ших христианских стран мира снаселением около 90 миллионов человек. Эфиопская Церковь возводит свое начало капостольским временам иявляется самой многочисленной из церквей дохалкидонской традиции. На­чиная срукоположения святого Фрументия вепископы самим святителем Афанасием Александрийским, Эфиопская Церковь входила вюрисдикцию Александрийской Церкви, а после Халкидонского собора — Коптской. С1959 года Эфиопская Церковь считается автокефальной. Паломники из России пока редкие гости вЭфиопии. Прочитав одревних христианских обителях этой страны, они стремятся увидеть их собственными глазами. Среди них иотец Феодор, совершивший восхождение кдевяти вершинам горного хребта Николай II. — Я рукополагался на Украине иприписан кСумской епархии,— рассказывает отец Феодор, — здесь находится могила А. Булатовича. Лет сорок назад, еще при советской власти, я узнал об этом человеке ипочитал его как путешественника. — Как удалось Булатовичу нанести накарту Эфиопии имя русского царя? — Эфиопия, или Абиссиния, как говорили тогда, много раз противостояла тем, кто хотел ее оккупировать, сделать колонией. В период итальянской интервенции вконце XIX века вЭфиопию из нашей страны был отправлен корабль сотрядом Российского общества Красного Креста. С отрядом прибыл кберегам Африки в1896 году илейб-гусар Булатович. Изучил обстановку, доложил начальству, ирусские начали помогать эфиопам оружием. В знак благодарности император MeheлukII noзboлuл исследовать Эфиопию иназвать открытый наюго-западе страны хребет именем Николая II.

http://pravmir.ru/krest-budet-vas-obereg...

Эфиопская иконопись (+ ФОТО) Расцвет эфиопской школы ико­нописи приходится на период зрелого и позднего сред­невековья. Сохранение и развитие традиций нацио­нального искусства продолжают современные худож­ники. 12 августа, 2016 Расцвет эфиопской школы ико­нописи приходится на период зрелого и позднего сред­невековья. Сохранение и развитие традиций нацио­нального искусства продолжают современные худож­ники. Эфиопская православная церковь относится к Древневосточным православным церквам, и как и Коптская и Сирийская православные церкви, а также Армянская апостольская церковь исповедует монофизитскую христологию, не признает постановлений Халкидонского Собора (451), признавая только три первых Вселенских Собора. См: В чем разница между православием и армянским христианством? Расцвет эфиопской школы ико­нописи приходится на период зрелого и позднего сред­невековья. Сохранение и развитие традиций нацио­нального искусства продолжают современные худож­ники. Эфиопия Христиане Эфиопии несут Крест Святые Африки Христиане Господь повелел Гедеону перед войной с мадианитянами из тысяч воинов израильских отобрать лишь малый остаток — чтобы они не возгордились и не приписали победу себе, тогда как все в руках Божиих. И вот, отсеяв сначала трусливых. Гедеон привел измученных жаждой лучших воинов к реке и стал смотреть кто как пьет. Тех, кто пил прямо из реки — отослал обратно, а кто пил, черпая рукой (то есть более цивилизованно) — взял на битву. И было их 300 человек. И победили они многотысячное войско мадианитян. Ибо на то была воля Господа. Книга Судей, глава 7. Святой, собаку которого съел лев. Святой обратился к нему не с бранью, а лишь с укором: «Братец, зачем же ты так сделал?» Лев устыдился и стал для святого его собакой. Святой архангел Михаил Преподобный Моисей Мурин, Эфиопский. Жил в IV веке. Родом из Эфиопии, раб одного знатного человека, изгнанный им за худое поведение, он не захотел в честном труде проводить жизнь свою, а сделался предводителем разбойников. Несколько лет пробыл в такой греховной жизни разбойник Моисей, но по великой милости Божией раскаялся. Проводя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был рукоположен во диакона, затем в пресвитера, в сане которого подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников.

http://pravmir.ru/efiopskaya-ikonopis-fo...

Архив Пн Коммюнике по итогам встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со Святейшим Патриархом-Католикосом Эфиопским Абуной Матфием 17 мая 2018 г. 23:28 15-20 мая 2018 года состоялся визит в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха-Католикоса Эфиопского Абуны Матфия. В ходе визита Предстоятель Эфиопской Церкви и сопровождавшая его делегация посетили храмы, монастыри и учебные заведения Русской Православной Церкви, познакомились с опытом ее социального служения и производства церковной утвари. 17 мая 2018 года, в праздник Вознесения Господня, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со Святейшим Патриархом-Католикосом Эфиопским Абуной Матфием. В ней также приняли участие: со стороны Русской Православной Церкви — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион, заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин), заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ (ОВЦОиСМИ) В.В. Кипшидзе; со стороны Эфиопской Церкви — архиепископ Западного Харэра Абуна Антонс, епископ Южного Омо Абуна Филипос, глава Отдела внешних связей Эфиопской Церкви епископ Южного Гондэра Абуна Арегави, Патриарший келейник и личный секретарь иеромонах Кидане Мариам, руководитель Медийной службы Эфиопской Патриархии священник Кирос Волдеаб, руководитель службы Патриаршего протокола Музи Хайлу. В ряду первостепенных задач, требующих решения, Святейший Патриарх Кирилл и Святейший Абуна Матфий отметили продолжающиеся в ряде стран Ближнего Востока и Африки преследования христиан. Как правило, христиане становятся заложниками столкновений и противоречий между сторонами политических конфликтов.

http://patriarchia.ru/db/text/5206039.ht...

Патриарх Эфиопский Павлос и его Церковь + ФОТО 16 августа 2012 года в госпитале Балча в Аддис-Абебе скончался пятый Предстоятель Эфиопской Церкви патриарх Павлос. 20 августа, 2012 16 августа 2012 года в госпитале Балча в Аддис-Абебе скончался пятый Предстоятель Эфиопской Церкви патриарх Павлос. 16 августа 2012 года в госпитале Балча в Аддис-Абебе скончался пятый Предстоятель Эфиопской Церкви патриарх Павлос. Кончина Абуны Павлоса (таков наиболее используемый предикатив его титула) означает серьезное потрясение для жизни Эфиопской Церкви. Роль Предстоятеля в Эфиопской Церкви является абсолютно доминирующей. Она сродни роли Римского Папы в Католической Церкви и продолжает роль, которую исторически играли Александрийские Папы в жизни Церкви Египта. Без воли Абуны в Эфиопской Церкви не принималось ни одно значительное решение. Абуна Павлос Его смерть означает также серьезное потрясение для Эфиопии как государства. Ведь положение Церкви в эфиопском обществе, половина которого – это активные члены Церкви, является центральным. При этом Церковь не почивает на лаврах народного признания, но активно помогает обществу развиваться, в том числе курируя многочисленные социальные и образовательные программы. Церковь в Эфиопии – действительно передовая сила, которая дает своему народу пищу и духовную, и телесную. Абуна Павлос Центральное место в жизни эфиопского народа Церковь вернула себе как раз в предстоятельство Павлоса, который был избран Патриархом 5 июля 1992 года. Его избрание совпало со сменой политического режима в стране после почти тридцатилетней диктатуры Менгисту Хайле Мариама. За год до избрания Павлоса, в мае 1991 года Революционно-демократический фронт эфиопских народов свергнул Менгисту, и Эфиопия получила новое правительство, а с ним и новое направление развития. Церкви была дана свобода. Новоизбранному Патриарху необходимо было максимально воспользоваться новыми условиями для восстановления Церкви. Сейчас уже можно утверждать, что с этой задачей он справился. Признаки процветания Церкви в Эфиопии видны на каждом шагу. Их красочной манифестацией стали торжества в честь эфиопского миллениума, который отмечался в силу особенностей эфиопского календаря в сентябре 2007 года, через семь лет после общемирового двухтысячелетия от Рождества Христова. Автор этих строк имел возможность собственными глазами убедиться в масштабах возрождения Эфиопской Церкви.

http://pravmir.ru/patriarx-efiopskij-pav...

Кафедральный соборный храм Благовещения Богородицы на площади Тахрир в городе Александрия в Египте На минувшем Синоде Русской Православной Церкви, состоявшемся 23–24 сентября 2021 года, было рассмотрено суждение «о последствиях сослужения Предстоятеля Александрийского Патриархата с главой раскольнической структуры, действующей на Украине» (журнал 61). Принятые решения многими были трактованы так, что наша Церковь в скором времени примет в свою юрисдикцию тех африканских священников Александрийского Патриархата, которые обратились с просьбой о переходе под омофор Московского Патриарха, после того как Александрийский Патриарх Феодор 8 ноября 2019 года признал раскольническую структуру ПЦУ. Уже обозначилось уверенное движение к положительному решению вопроса о принятии африканских клириков в юрисдикцию РПЦ И хотя окончательное решение, очевидно, будет принято только на следующем заседании Синода, уже можно сказать, что обозначено уверенное движение к положительному решению вопроса о принятии африканских клириков. Многие у нас порадовались такой новости, но были и те, кого она обеспокоила. В частности, с их стороны раздались вопросы о том, насколько это будет соответствовать канонам и не окажется ли неоправданным вторжением на каноническую территорию другой Поместной Церкви. Ответить на данную озабоченность мне и хотелось бы в этой статье. Собственно, здесь на самом деле два вопроса: Сразу скажу, что лично я отвечаю на оба вопроса положительно и далее приведу основания, которые вижу для такого ответа. Начнем с первого вопроса. Вплоть до начала ХХ века титул Александрийского Патриарха звучал так: «Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта». Это и есть традиционная и общепринятая в Православии каноническая территория Александрийского Патриархата. Египет, Ливия, Эфиопия – и все. А согласно шестому канону Первого Вселенского Собора и второму канону Второго Вселенского Собора, власть Александрийского епископа распространялась и вовсе лишь «на весь Египет». Связано это с тем, что исторически на Африканском континенте сосуществовало несколько Поместных Церквей – Александрийская, Карфагенская и Эфиопская. И только после того, как Эфиопская Церковь отпала в монофизитство, а Карфагенская исчезла под ударами арабов, Александрийская Церковь осталась единственной Православной Церковью в Африке, впрочем, претендуя лишь на некоторые ее северные районы в качестве своей канонической территории.

http://pravoslavie.ru/142590.html

Письмо Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Эфиопской Церкви 26 сентября 2023 г. 15:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Патриарху-Католикосу Эфиопии Абуне Матфию послание с выражением поддержки в связи с трагическими событиями, связанными с попытками группы схизматиков учинить раскол в Эфиопской Церкви. Его Святейшеству Абуне Матфию, Патриарху-Католикосу Эфиопии Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе собрат! Сердечно приветствую Вас и выражаю искреннее сочувствие в дни скорбных испытаний, вновь постигших Эфиопскую Церковь. Глубокой печалью в моей душе отзываются известия о бедствиях эфиопских христиан, которые в нынешних трудных обстоятельствах противостоят расколу и стремятся сохранить верность своей Церкви. С древних времен серьезным испытанием для последователей Христа были разделения и соблазны (Рим. 16:17), сеемые врагом рода человеческого. А посему апостол Павел призывал остерегаться и уклоняться от производящих их, ибо такие люди служат не Господу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16:17-18). Русская Православная Церковь на собственном опыте знает, как тяжело переживается и какие раны наносит грех раскола. В это сложное время выражаю братскую поддержку Вашему Святейшеству и вверенным Вашему попечению архипастырям, пастырям и мирянам. Да укрепит Вас Господь в совершении многотрудного Предстоятельского служения и дарует телесное здравие, а Вашей боголюбивой пастве ниспошлет всяческое благополучие, утверждая ее в вере и единомыслии. С любовью во Христе, +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Летом этого года группа схизматиков выступила против Священноначалия Эфиопской Церкви и предприняла попытку образовать собственную «церковную юрисдикцию». Для достижения этой цели в течение последних недель раскольники совершили ряд антиканонических «епископских и священнических хиротоний», предпринимают попытки силового захвата храмов Эфиопской Церкви. Действия схизматиков вызывают решительное неприятие большинства эфиопских христиан. По благословению Патриарха Абуны Матфия на всех приходах Эфиопской Церкви возносятся сугубые молитвенные прошения о мире в стране и о церковном единстве. Синод Эфиопской Церкви также направил лидерам крупнейших христианских общин мира письма с просьбой о поддержке.

http://patriarchia.ru/db/text/6062857.ht...

Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в торжествах по случаю празднования 2000-летия от Рождества Христова по эфиопскому календарю 3 октября 2007 г. 13:16 25-29 сентября 2007 года представители Русской Православной Церкви посетили Эфиопию, где участвовали в торжествах, связанных с празднованием Воздвижения Честного Креста Господня и 2000-летия от Рождества Христова по эфиопскому календарю . В ночь с 24 на 25 сентября делегация, которую возглавил митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , прибыла в Аддис-Абебу. В состав делегации Московского Патриархата также вошли представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки игумен Леонид (Горбачев), протоиерей Валентин Асмус, священники Олег Давыденков и Сергий Говорун. В аэропорту представителей Русской Православной Церкви встречали Эфиопский Патриарх Абуна Павел и Посол Российской Федерации в Эфиопии М.Ю.Афанасьев. Вечером 25 сентября в «Греческом клубе» Аддис-Абебы от имени местного иерарха Александрийского Патриархата митрополита Аксумского Петра был дан ужин, на котором присутствовали Константинопольский Патриарх Варфоломей и Эфиопский Патриарх Абуна Павел. На следующий день в здании Экономической комиссии ООН для Африки состоялся «Саммит религиозных деятелей», приуроченный к эфиопскому миллениуму. Участниками форума стали: Константинопольский Патриарх Варфоломей, архиепископ Фиатирский Григорий ( Константинопольский Патриархат ), митрополиты Аксумский Петр и Хартумский Эммануил (Александрийский Патриархат), митрополит Вострский Тимофей ( Иерусалимский Патриархат ), епископ Хвостнский Афанасий ( Сербский Патриархат ), митрополит Олтенейский Феофан ( Румынский Патриархат ), митрополит Димитриадский Игнатий и епископ Фермопильский Иоанн ( Элладская Православная Церковь ), представители Римско-Католической, Англиканской и Церквей дохалкидонской традиции. Во время церемонии открытия митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир зачитал приветственное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к организаторам и участникам форума .

http://patriarchia.ru/db/text/302165.htm...

Разделы портала «Азбука веры» 8 Фев 2023 В Эфиопии несколько человек погибло в результате столкновений из-за самопровозглашенного синода В Избранное Несколько человек были убиты и как минимум четверо – ранены в результате нападения на церковь в городе Шашамене на юге Эфиопии. Количество убитых по разным версиям колеблется от трех до 35. По некоторым сообщениям, нападение на храм св. Михаила в Шашамене совершили 4 февраля 2023 года спецслужбы региона Оромия, пишет «Благовест-инфо» со ссылкой на Christian Post. Верующие собрались к храму св. Михаила, чтобы не пустить туда неканонического епископа, назначенного самопровозглашенным синодом. Началось противостояние со спецслужбами региона, которые открыли огонь по протестующим. Синод Эфиопской Православной Церкви Тевахедо (нехалкидонской) осудил «публичное убийство верующих», а также нарушение их прав со стороны властей Оромии. Согласно заявлению синода, в регионе при участии спецслужб происходит захват церквей и епархиальных администраций сторонниками неканонического «Синода Оромии, народов и национальностей». Синод ЭПЦ также обвинил правительство премьер-министра Абия Ахмеда в неспособности защитить права верующих и фактической поддержке раскольников. Один из канонических иерархов призвал верующих в знак протеста против «правительственного заговора с целью свержения Священного Синода» носить черное во время трехдневного Ниневийского поста (начался 7 февраля). Ниневийский пост соблюдается верующими некоторых дохалкидонских Церквей за две недели до начала Великого поста в память о покаянии ниневитян, описанном в библейской Книге пророка Ионы. В конце января три епископа из Оромии – Абуна Савирос, Абуна Зена Маркос и Абуна Эвостатеос – объявили о создании «инклюзивного» «Синода Оромии» и самовольно рукоположили 26 новых епископов. 26 января канонический синод Эфиопской Церкви лишил трех архиереев сана и отлучил их. Такая же мера была принята ко всем новопоставленным епископам кроме одного, покаявшегося в том, что участвовал в неканонической хиротонии.

http://azbyka.ru/news/v-jefiopii-neskolk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010