Одиннадцатый день. Поучение 2-ое. Св. ап. Филипп, один из 7 диаконов. (Как должно читать или слушать св. писание?) I. Ныне св. церковь совершает память одного из семи диаконов, св. апостола Филиппа. Св. апостол Филипп был родом из Кесарии Палестинской. Иудеи, видя, что число верующих все умножается, начали жестоко преследовать церковь Божию; они побили каменьями архидиакона Стефана, и тогда все верующие, кроме двенадцати апостолов, оставили Иерусалим. Но гонение это послужило только к большему распространению слова Божия, потому что верующие стали проповедывать в разных городах, и везде Бог помогал им утвердить святое учение Его. Св. Филипп, оставив Иерусалим, прибыл в Самарию и там усердно проповедывал Христа. Однажды, ангел Божий сказал Филиппу: «встань и поди по дороге, ведущей к Газе». Филипп повиновался и на дороге встретил одного эфиопского вельможу. Он ездил в Иерусалим для поклонения Богу, ибо многие из чужестранцев веровали тогда закону Моисея. Сидя в колеснице, он читал пророчество Исаии, и именно то место из 53 й главы, в котором пророк так ясно указывает на Христа: « «как овца веден Он на заклание, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничтожении Его совершился суд Его. Но род Его кто изъяснит? хотя вземлется от земли жизнь Его?»« ( Uc. LIII, 7, 8 ). Эфиопский вельможа не понимал, о ком говорит пророк; но Господь, видя его искреннее желание узнать истину, послал ему неожиданную помощь. Дух Святый внушил Филиппу пристать к колеснице и заговорить с вельможею. Узнав, что тот читает пророчество Исаии, Филипп спросил, понимает ли он, что читает; «нет», отвечал вельможа, «объясни мне». Он попросил Филиппа сесть с ним и спросил, о ком говорит пророк – о себе, или о другом? Филипп тотчас же объяснил смысл пророчества и благовествовал вельможе о Христе. Тот слушал со вниманием. Между тем подъехали к воде, и вельможа сказал Филиппу: «вот вода! что мешает мне креститься?», – «Можно, отвечал Филипп, если веруешь от всего сердца». – «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий», отвечал тот.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Приложение. Архимандрит Августин (Никитин). Русские паломники у святынь Египта «Из Египта воззвах Сына Моего» (Осия 11, 1). Предисловие Каждого, кто прибывает в Каир, поражает количество мечетей – их здесь более пятисот. Но среди многочисленных минаретов, возвышающихся над городом, взгляд без труда отыскивает храмы, купола которых увенчаны крестами. Изображения Спасителя, Девы Марии и христианских святых, иконы в позолоченных киотах можно увидеть в лавках простых торговцев, в витринах фешенебельных магазинов. Все это напоминает о том, что Каир не только один из центров ортодоксального ислама , но также и город, где издревле жили христиане. Египет был одной из первых стран, где воссиял свет христианства. Труды апостола Марка, который в Египте принял мученическую кончину, принесли богатые плоды: церкви быстро вырастали по всей стране. Множество церквей было в долине Нила, старинные коптские монастыри и церкви сохранились до наших дней. Коптская Церковь относится к числу древних Восточных Церквей, к которой принадлежат Армянская, Эфиопская, Сиро-Яковитская и др. Эти Церкви называют также «дохалкидонскими», поскольку в период богословских споров они не приняли решений IV-ro Вселенского собора, имевшего место в Халкидоне в 451 году. Первоначально Коптская Церковь входила в состав Александрийской Патриархии, но после избрания первого коптского патриарха Феодосия (536–538) окончательно отделилась от нее и стала самостоятельной национальной Церковью, исповедуя монофизитство (или как бы «миафизитство» от μα σις – «одна (единая) природа»; подразумевается, естественно, природа воплощенного Бога Слова). Само название Коптской Церкви говорит о ее древности. Слово «копт» происходит от арабского «кубт» – это искаженное греческое название Египта, Αιγπτος. А оно, в свою очередь, восходит к «Ха-Ка-Птах», древнему культовому наименованию Мемфиса. Как отмечал в начале XX в. выдающийся отечественный востоковед Б. А. Тураев , «около миллиона потомков подданных древних фараонов, единоплеменников свв. Антония и Пахомия Великих , до сих пор с гордостью называют себя «египтяне православные» 522 . В настоящее время число коптов, живущих в Египте, по разным оценкам достигает пяти-семи миллионов человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Разделы портала «Азбука веры» Данный апокриф считается каноническим в Эфиопской церкви, но как к нему относится Православная Церковь? Похожие вопросы 4 Ответа Не представляется возможным результативное соитие людей и ангелов в том смысле, что у них столь же разные сущности (природа), подобно как, например, у птиц и млекопитающих. К тому же, ангелы это бесполые создания. Православная Церковь не принимает эту книгу как Св. Писание. Приведу мнение свт. Иоанна Златоуста : «Видевше же, – говорит, –  сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе жены от всех, яже избраша». Каждое из этих слов рассмотрим внимательно, дабы не укрылось от нас ничто из сокрытого во глубине. Да и нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно. И во первых, надобно показать, что эти люди осмеливаются говорить, и обнаружив нелепость их слов, объяснить потом вашей любви истинный смысл Писания, дабы вы простодушно не слушали тех, которые произносят хульные речи и дерзают говорить на свою голову. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде показать. Люди называются сынами Божиими, а ангелы – никогда. Об ангелах (Писание) говорит:  «творяй ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящ» ( Пс.103:4 ), а о людях:  «Аз рех: бози есте» ( Пс.81:6 ); и опять:  «сыны родих и возвысих» ( Ис.1:2 ); и опять:  «первенец мой сын Израиль» ( Исх.4:22 ); а ангел нигде не назван ни сыном, ни сыном Божиим. Но что они говорят? Подлинно, то были ангелы, но так как они сошли (с неба на землю) для беззаконного дела, то лишились своего достоинства. Другое еще большее пустословие! Так что же? Теперь они лишились (своего достоинства) и это именно было причиною их падения? Но Писание учит нас иначе, именно, что еще прежде создания первого человека они лишились того своего достоинства – и диавол и те (духи), которые вместе с ним домогались высшего достоинства, как и говорит премудрый:  «завистию же диавола смерть вниде в мир» ( Прем.2:24 ).

http://azbyka.ru/vopros/chto-vy-dumaete-...

12.08.2014. Диакон Георгий Максимов. Передача «Апологет». Монофизиты. 27.11.2014 07:08:18 Кульков Сергей Андреевич Дорогие братья и сестры, радио «Радонеж» в прямом эфире.      Сегодня с вами передача «Апологет», в студии я, диакон Георгий Максимов. Мы сегодня продолжим рассматривать различные неправославные учения и их отличия от православной истины.  Мы уже рассматривали заблуждения тех неправославных людей, которые считая себя христианами, образуют отдельные сообщества: и протестантские, и католические. Сегодня нам предстоит поговорить о тех сообществах, которые в соответствии с православной традицией называются монофизитскими. Здесь нужно сделать небольшое вступление. Православная церковь с самых древних времен исповедовала, что наш Иисус Христос есть одновременно истинный Бог и истинный Человек. После воплощения Он в Своем одном лице соединил две природы: божественную и человеческую. Он стал единосущным Отцу по божеству и единосущным нам по человечеству. Вот, так, при неслитном и нераздельном соединении во Христе сохраняется особенность каждой природы. Именно поэтому сам Господь Иисус Христос называет себя и Сыном Божиим в Евангелии, и Сыном Человеческим. Как Бог Он исцеляет больных, воскрешает мертвых, повелевает бурей, а как Человек Он ест,  пьет, спит, испытывает страдания и смерть. Все этот тоже описано в священном Евангелии. К сожалению, в V столетии появились те, кто стал учить, что у Христа только одна природа. Последователей этого взгляда стали называть монофизитами.  Нужно отметить, что современные  приверженцы идей и учений, которые были осуждены на Вселенских соборах Православной Церкви, таких учений,  как монофизитство - они очень не любят это слово.   Поэтому те  восточные церкви, которые до сих пор являются продолжателями этой традиции -  Коптская, Эфиопская, Армянская, Маланкарская, Северокорейская  - они в своем самоназвании никогда не используют слово «монофизитская» и от этого названия категорически отказываются. Они  предпочитают называть себя православными.

http://radonezh.ru/analytics/12-08-2014-...

II. Исагогика частная Глава I. О Евангелии от Матфея § 16. Писатель первого Евангелия Христианская Церковь всегда твердо верила и верит, что писатель Евангелия, занимающего первое место в новозаветном каноне, есть Матфей, из мытаря, Апостол Христов, так что не было об этом сомнения даже в обществах еретиков и врагов истины. Нет нужды приводить многочисленные свидетельства о сем из творений всех древних отцов; достаточно указать на слова Оригена , сказанные вообще о четвероевангелии: κα μον ναντητα ςν ν τ πο τν ορανν εκκλησ το Θεο. 31 § 17. Краткие сведения о жизни Евангелиста Матфея Св. Апостол и Евангелист Матфей (богодарованный), как повествуется в древнем арабском его жизнеописании, был родом иудей, житель Назарета, брат св. Апостола Иакова Алфеева, до обращения своего был сборщиком или откупщиком податей. У других Евангелистов он называется Левий (Λυις) Алфеев, для чести апостольства, как говорит св. Димитрий Ростовский , чтобы прикрыть первое его мытарское житие, а сам Матфей, по смирению, называет себя прежним именем, исповедуя свое прежнее греховное состояние; 32 ибо «ремесло мытарей, по замечанию Златоуста, было нагло и бесстыдно. Эта корысть, ничем неизвинямая, бесчестная, хищение под видом закона». 33 Когда Господь, удалившись из Капернаума, проходил мимо мытницы Матфея и сказал, ему: гряди по мне ( Мф.9:9,12 ; сн. Мк.2:13–17 ; Лук.5:27–29 ), тогда Матфей, после пира, учрежденного в честь Иисуса Христа, оставил все, пошел за Ним и удостоен чести быть в числе двенадцати Апостолов, После вознесения Господня Матфей несколько времени (не менее восьми лет) проповедовал Евангелие палестинским иудеям, а по рассеянии Апостолов из Иерусалима, он отправился с проповедью к другим народам; был в Македонии, Ефиопии 34 и Персии. 35 Но подробные сведения о трудах и подвигах апостольского служения Евангелиста Матфея не дошли до наших времен, так что достоверно неизвестно, когда и где окончил он свою святую жизнь. Св. Ипполит говорит, что Матфей побит камнями в Иераполе, городе парфянском, около 60 года по Рож. Христ., а арабский жизнеописатель говорит, что он скончался мученически в эфиопском городе Бешбери. Св. мощи его находятся в Салерне, городе Неаполитанского Королевства. § 18. Время написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

VII. Эпоха „Франков“ Время, когда эфиопское царство не раз бывало на краю гибели, подвергаясь с одной стороны, опасности быть стертым с лица земли мусульманами и галласами, с другой – потерять религиозную самобытность и попасть в духовное рабство к Риму, конечно, благоприятствовало появлению героев веры и патриотизма, жертвовавших жизнью за родину и церковь , и выступавших дерзновенно на их защиту. Синаксарь отмечает в числе святых трех царей этого времени: многострадального Лебна-Денгеля, благородного мученика Клавдия 210 и миролюбивого Uoahha I , завершившего эту эпоху внешних осложнений, смененную затем временем внутренних монашеских смут. Далее, мы находим упоминания о различных мучениках и мученицах. О некоторых из них прямо сказано, что они пострадали в это время, напр., авва Асер,.мамхер из Бали (11-го генбота) убит при Лебна-Денгеле во время путешествия в Иерусалим, Магдалина, мать Фануила из рода князей Даварро – потомков Сайфа-Арада – пострадала от арабов при Гране (13-го санэ), дабра-либаносские монахи Такла-Адонаи, Тавальда-Мадхан, За-Иясус „и иже с ними“ – от галласов 211 и т. д. О других, напр. Амата-Микаэль и Амата-Вахед, ничего не сказано, но можно предполагать, что и их страдания относятся к этому же времени. Сюда же относится и синаксарное житие внука царя Наода и современника царей Лебна-Денгеля и Клавдия – Лаэка-Марьяма, взятого в плен мусульманами. Житие это, несмотря на дурное состояние текста, принадлежит к числу лучших в смысле историческом, так как ссылается на хронику Лебна-Денгеля, составленную Сена-Крестосом и Параклитосом. С этой стороны оно уже оценено и разработано Дюнсингом 212 . Кроме этих мучеников и исповедников, синаксарь сохранил от этого времени имена и преподобных, жизнь которых прошла более или менее мирно, напр., дабра-либаносских настоятелей: Марха-Крестоса (9-й по счету; в списках Иемерхана-Крестос 24-го тера=19-го января), Аввакума (известного прозелита из ислама и литературного деятеля, 11-го настоятеля Дабра-Либаноса 213 ), Батра-Вангель (вар.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Архив Пн О гонениях на христиан Африки рассказали на пресс-конференции в Москве 4 февраля 2022 г. 22:07 4 февраля 2022 года в МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция, в которой в онлайн-режиме приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид , а также иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям, руководитель Межрелигиозной рабочей группы по защите прав верующих от дискриминации и ксенофобии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. Как отметил во вступительном слове митрополит Иларион, каждый пятый христианин в странах Африки подвергается преследованиям, и каждый год тысячи африканских христиан лишаются жизни за веру в Иисуса Христа. «Русская Православная Церковь рассматривает противодействие преследованиям на религиозной почве в качестве одной из своих основных задач на международной арене и на протяжении многих лет оказывает поддержку гонимым христианам в разных регионах мира, в том числе в Африке», — констатировал председатель ОВЦС. Он напомнил, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно призывал к тому, чтобы «проблемы христиан в африканских странах не оставались без внимания». Митрополит Иларион указал на то, что работа Московского Патриархата «касается как информационной поддержки гонимых христиан, так и проектов по оказанию им гуманитарной помощи». Этим, в частности, занимается Межрелигиозная рабочая группа по защите прав верующих от дискриминации и ксенофобии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. «Московский Патриархат оказывает поддержку преследуемым африканским христианам в контакте с христианскими Церквами континента, в том числе с крупнейшими из них — Коптской и Эфиопской, — рассказал иерарх. — Работа с ними осуществляется Русской Православной Церковью в рамках двусторонних Комиссий по диалогу. Так, в Эфиопии Московский Патриархат оказывает поддержку местным христианам, оказавшимся в сложном положении в результате действий экстремистских группировок и развития гражданского противостояния. В 2019-2020 гг. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл лично выступил в защиту христиан, подвергшихся организованным атакам в центре и на западе Эфиопии. «Его голос был услышан, и власти страны обратили внимание на эту проблему», — констатировал председатель ОВЦС.

http://patriarchia.ru/db/text/5893955.ht...

Глава восьмая Древнееврейское предание Во весь период праотцов, от Адама и до Моисея, Слово Божие жило, хранилось и передавалось в Предании. При Моисее рождается народ Божий и полагается начало Св. Писанию. Через Моисея дается народу Тора. Но Св. Писание не заменяет и не отменяет Св. Предания, оно живет в нем. В Израиле говорят о письменной и устной Торе. Долгое время и пророчества жили и передавались в устном Предании, пока, наконец, появились пророки-писатели. Но и пророческие книги жили не иначе, как в контексте пророческого чаяния Израиля, т.е. Предания. Со временем, однако, многое из Предания, не вошедшее в книги Св. Писания, также было записано в книгах. Процесс этот начался со времен возвращения иудеев из Вавилонского плена в V в. до Р.Х. мудрыми Израиля (хаккамами). Так стали возникать письменные источники Предания. В контексте древнееврейского Предания и с использованием его происходит проповедь Иисуса Христа и Его св. апостолов. Новый Завет содержит даже прямые цитаты из него, а Эфиопская Библия включает в себя и некоторые из этих книг. Поскольку запись древнееврейского Предания была осуществлена иудейскими раввинами после неприятия и отвержения Иисуса Христа, то эти книги не стали вероучительными книгами у христиан. Но Православная Церковь никогда не отвергала самого Предания. Сегодняшний православный экзегет стоит перед непростой проблемой необходимости обращения к источникам еврейского Предания, что делали и святые отцы, и, одновременно, осмотрительного к ним отношения, в связи с их существованием вне христианской церкви. Можно указать на три источника древнееврейского Предания: таргумы, апокрифы и Талмуд. 8.1. Таргумы Послевавилонские иудеи с сер. V в. до Р.Х. переходят в разговорной речи на арамейское (халдейское) наречие. Это семитский язык, близкий к еврейскому. Арамейский – язык культуры и письменности многих народов. Вытеснен он был только после арабских завоеваний в VII в. по Р.Х. арабским языком. Арамейский язык делится на два диалекта – восточный (сирийский) и западный (палестинский). На арамейском (западном) языке говорил Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Древние александрийские анафоры Предисловие Среди различных христианских богослужебных систем («обрядов») древняя богослужебная система Александрийской Церкви выделяется своими цельностью, самостоятельностью и, что немаловажно, тем, что она лучше других засвидетельствована в источниках такого раннего времени, как III–IV вв. 1 Возникший уже в I в. и развивавшийся сначала в греко-язычной, а затем также и в коптской среде александрийский обряд просуществовал до VII–XI вв., когда оказавшаяся под властью арабов греческая община Александрии и Египта была предельно ослаблена. После XII в. Александрийская Православная Церковь отказалась от своего древнего обряда и перешла, как и все другие Православные Поместные Церкви, на константинопольский («византийский»), сохранив в своём богослужении лишь совсем незначительные в масштабе целого обряда особенности. Так, на вопрос Александрийского патриарха Mapka III (XII в.), обращённый к знаменитому канонисту того времени, патриарху Феодору IV Вальсамону, о том, можно ли совершать литургии, известные под именами ап. Марка и ап. Иакова, тот ответил резко отрицательно 2 ; иными словами, самобытная александрийская традиция ослабла в то время настолько, что в авторитетности было отказано литургии ап. Марка, совершавшейся некогда такими великими отцами Церкви, как свтт. Афанасий Великий и Кирилл Александрийский 3 ! Тем не менее, древний александрийский обряд продолжал жить в коптской и отчасти эфиопской среде, а в XX в. уже отмечавшиеся древность, самостоятельность и цельность этого обряда вызвали к нему новый всплеск интереса со стороны богословов, патрологов и историков богослужения. Ниже вниманию читателя предлагаются русские переводы сохранившихся древних анафор Александрийской Церкви. Анафора, т. е. центральная молитва Божественной литургии, является ядром главного христианского богослужения – Евхаристии, – а значит, и богослужебной традиции вообще. На сегодняшний день существует огромное число публикаций, касающихся как отдельных анафор, так и истории их происхождения в целом, однако практически все они сделаны западными учёными и поэтому плохо известны русскому читателю – как справедливо отмечал проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Интерес и важность житий туземных святых не подлежит сомнению уже а priori потому, что они представляют произведения национальной литературы. Для исследователя эфиопской письменности это положение имеет особое значение, так как материал, подлежащий его изучению, главной своей массой состоит из переводов; жития, на ряду с национальными летописями и произведениями церковной поэзии, представляют редкие явления оригинальной литературы. Уже это одно дает им право на внимание. Но жития национальных святых везде представляют вместе с тем и исторический источник. Что абиссинские в этом отношении не составляют исключения, высказал, как мы уже имели случай говорить, Райт, после своих работ над богатой магдальской коллекцией. Если Дюнсинг, разбирая в своей диссертации вторую половину синаксаря, пришел к выводу: „мы открыли лишь немного золотых зерен среди массы мякины“, то это найдет себе некоторое объяснение в том, что краткие синаксарные повествования о святых составлялись с другой точки зрения и имели другое назначение, чем их пространные жития. Последние представляют обширные трактаты, правда, скорее панегирического и назидательного, чем историко-биографического характера, но предназначенные для церковного чтения в день праздника местного святого, для возобновления в памяти почитателей его всех по возможности его подвигов и всех обстоятельств его жизни; агиобиограф не был связан ни временем, ни размером жития; праздничное богослужение, посвященное одному святому и рассчитанное на всю ночь, а также внимание слушателей не ставили ему в этом отношении рамок. Между тем, чтение синаксаря входило в состав ежедневного богослужения; каждый день церковь творит память нескольких святых, иногда великих со вселенской точки зрения; краткие сказания о туземных святых, предназначенные не для мест их прославления, а для церквей всей страны, должны были, кроме краткости, довольствоваться лишь тем, что требовалось их непосредственным назначением – опуская внешние подробности, останавливаться на духовном и нравственном облике и, отчасти, на чудесах святого. Что это вело к некоторому безличию и преобладанию общих мест, понятно само собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010