ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за милость, явленную в возведении нового православного храма во имя Архангела Михаила в г. Алтея, Испания и обретении храмового здания православной общиной Московского Патриархата в г. Неаполе, Италия. 2. Выразить надежду, что первый русский православный храм, возведенный в Испании, станет важным духовно-культурным центром православных соотечественников, проживающих в этой стране. 3. Благодарить Неаполитанскую архиепископию Римско-Католической Церкви и общину св. Эгидия за понимание нужд прихода Русской Православной Церкви в Неаполе, и свидетельствовать, что этот жест помощи нашим верующим соотечественникам, проживающим в Неаполе, является вкладом в развитие добрых отношений между двумя Церквами.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Сообщение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, об итогах IV общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», которая состоялась с 28 по 29 ноября 2007 г. в Москве. Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 28 по 29 ноября 2007 года в Паломническом центре Московского Патриархата прошла IV общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность». К участникам конференции обратился с посланием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который отметил рост интереса к тысячелетней традиции русского богомолья. Только за прошедший год количество паломнических служб в епархиях, монастырях и приходах увеличилось вдвое. Показателем живого интереса к паломничеству является активное обсуждение этой темы не только на общецерковном уровне, но и на местах. С основным докладом на конференции выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В конференции приняли участие иерархи Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники паломнических служб при епархиях, благочиниях, монастырях и приходах из 48 епархий Русской Православной Церкви в России, Украине, Белоруссии, Латвии, Эстонии; также в работе конференции участвовали представители духовных и светских научных и учебных заведений, государственных учреждений, общественных организаций, представители Поместных Православных Церквей в Москве, Чрезвычайные и Полномочные послы Болгарии, Кипра, Королевства Иордании в РФ, дипломатические представители Болгарии, Кипра, Иордании, Сирии, Сербии, Греции, Палестины.

http://patriarchia.ru/db/text/343719.htm...

О. хорошо знал труды мн. предшествующих и живших с ним в одно время представителей схоластической теологии. В философских и богословских сочинениях он цитирует и обсуждает мнения Фомы Аквинского, Генриха Гентского, Эгидия Римского , Рихарда из Медиавиллы , Вальтера из Чаттона, Петра Ауреоли и мн. др. При этом определяющее влияние на формирование мировоззрения О. оказали сочинения и идеи Иоанна Дунса Скота. Из трудов Иоанна Дунса Скота О. почерпнул мн. системообразующие элементы собственной философской теологии. Однако О. не был простым подражателем и последователем Иоанна Дунса Скота, скотистом в узком школьном смысле. Нек-рые скотистские концепции получили у О. радикальное развитие в принципиально новых направлениях; мн. фундаментальные положения скотистской метафизики О. эксплицитно отвергает и подробно критикует. Философские взгляды I. Методология: «бритва Оккама». Имя О. в истории философии оказалось связано с широко применявшимся им и его последователями методологическим принципом, получившим в XIX в. название «бритва Оккама» (использовалось также название «бритва номиналистов»). В наиболее известной формулировке принцип гласит: «Сущности не следует умножать без необходимости» (Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem; об истории формулировок см.: H ü bener. 1983). В такой форме принцип не встречается в сочинениях О., однако он часто использует в рассуждениях 2 эквивалентных по философскому смыслу и назначению положения: 1) «Множественность не следует полагать без необходимости» (Pluralitas non est ponenda sine neccesitate; напр., см.: Ockham. OTh. Vol. 5. P. 256, 404, 414, 442; Vol. 6. P. 17, 59, 408; Vol. 7. P. 51, 213, 331; Vol. 9. P. 178, 225, 621, 724, 763; Idem. OPh. Vol. 4. P. 118, 525; Vol. 5. P. 181; Vol. 6. P. 131; также ср.: Idem. OTh. Vol. 4. P. 157; Vol. 5. P. 268; Vol. 6. P. 281; Vol. 9. P. 727); 2) «То, что может быть совершено посредством меньшего числа [причин], напрасно совершалось бы посредством большего числа [причин]» (Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora; напр., см.: Idem. OTh. Vol. 3. P. 475; Vol. 4. P. 157, 176). Впосл. принцип О. был назван «бритвой», поскольку он требует «срезать», т. е. устранять из рассуждений избыточные философские допущения, вводимые без необходимого обоснования. В совр. философии «бритва Оккама» рассматривается как базовое положение методологического редукционизма - принцип парсимонии, или принцип экономии (подробнее об исторических разновидностях и философском значении принципа см.: Sober. 2015; также ср.: Miethke. 1969. S. 238-244).

http://pravenc.ru/text/2578237.html

В реальной жизни оба этих института стремились установить свое господство. Каждая из сторон, вырабатывая политические доктрины, предполагала объединить Европу под своей эгидой: Рим под властью папы, светская власть – императора. Эта тенденция четко прослеживается в клюнииском движении и в борьбе пап и императоров за инвеституру. Папская теократия восторжествовала в XІXIII вв. Но укреплявшая свои позиции светская государственность стремилась высвободиться от диктата Рима. Теоретические обоснования богословско-канонического и политико-юридического характера прав государства и государей на равное и самостоятельное положение рядом с церковью и папой можно обнаружить в трудах французских легистов и итальянских гуманистов, у Данте, Уильяма Оккама, Иоанна Пражского, Эгидия Колонны, Марсилия Падуанского. Мощное антиклерикальное направление общественной мысли, включившее в себя реализм и неортодоксальную мистику, возрождающееся римское право и античную образованность, светские жанры литературы, еретические учения и соборное движение, способствовало кризису доктрины папского полновластия (монархизма) и упадку авторитета церкви. Общественному настроению импонировала идея народного суверенитета, которая применительно к вопросам церковной политики подробно была изложена Марсилием Падуанским , автором трактата «Защитник мира» (1324). Марсилий выступал сторонником разграничения церковной и государственной власти, отдавая приоритет последней. Он полностью исключал участие церкви в делах светского управления, но и ограничивал властные полномочия государей. Марсилий Падуанский развивал принцип народовластия. Он был сторонником выборной монархии (народ избирает и смещает правителя), в которой законы вырабатывают немногие сведующие лица, но утверждает их вся совокупность граждан. Апеллируя к апостольским временам, он истолковывал понятие « церковь » как союз всех верующих – священнослужителей и мирян, тогда как по представлениям того времени под церковью подразумевались папы и их кардиналы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Тебе – наша покорность. Веди нас во всяком деле, какое мы начинаем на земле. Освободи нас от дурных склонностей, которые отвращают наше сердце от Твоей воли. Не дай нам, призывая имя Твое, оправдывать человеческие безобразия. Боже, Ты – единый Бог. К тебе обращено поклонение наше. Не дай нам удалиться от Тебя. Боже, Судия людей, помоги нам присоединиться к сонму избранных Твоих в день Страшного суда. Боже, творец справедливости и мира, даруй нам истинную радость и подлинную любовь, даруй нерушимое братство между народами. Наполни нас Твоими дарами во веки веков. Аминь! " В Дакаре, в завершение встречи с мусульманскими религиозными лидерами Сенегала (22 февраля 1992 г.), Иоанн Павел II вновь прибегнул к той же " мольбе " , опустив лишь слова, напечатанные курсивом. [ вернуться ] Кроме того, папа сказал: " Тот факт, что мы исповедуем разные символы веры, нисколько не умаляет значения нынешней встречи... Итак, этот день посвящен молитве и тому, что приходит вместе с молитвой: молчанию, паломничеству и посту... Молитва предполагает, с нашей стороны, обращение сердца " . [ вернуться ] С тех пор папа во всяком выступлении упоминает об " Ассизи " , то есть о призыве к духовности, которая позволяет всем религиям решительно встать на защиту мира: " Совершая молитву порознь, мы размышляли в молчании о нашей собственной ответственности за дело мира " . Потому папа неоднократно выражал благодарность римской общине св. Эгидия, которая каждый год отмечает годовщину " великой молитвенной встречи религий во имя мира " (1987, Рим; 1988, Рим; 1989, Варшава; 1990, Бари; 1991, Мальта; 1992, Брюссель; 1993, Милан; 1994, Ассизи; 1995, Флоренция; 1996, Рим; 1997, Падуя и Венеция; 1998, Бухарест; 1999, Рим; 2000, Лиссабон; 2001, Барселона). [ вернуться ] Далее папа уточняет: " Сегодня, как и вчера, они одни представляют будущее человеческого рода. Они спасают человечество от разрушительных сил эгоизма, ненависти и лжи. Они выводят на свет ложных богов, которые держат людей в рабстве: себялюбие, вплоть до забвения Бога; жажду власти и наслаждений, которая извращает справедливый миропорядок, подрывает наше человеческое достоинство и достоинство нашего ближнего " . [ вернуться ]

http://religare.ru/2_560.html

Важнейшими сочинениями о Д. этого периода являются: «De intellectu et intelligibili» (О разуме и умопостигаемом), «De natura et originis animae» (О природе и происхождении души) и «De unitate intellectus contra Averroem» (О единстве разума против Аверроэса) Альберта Великого; «Quaestiones disputatae de anima» (Дискуссионные вопросы о душе) и «De unitate intellectus contra averroistats» (О единстве разума против аверроистов) Фомы Аквинского; «Itinerarium mentis ad Deum» (Путеводитель ума к Богу) Бонавентуры ; «Quaestiones de anima» (Вопросы о душе) Матфея из Акваспарты ; «Quaestiones in tertium de anima» (Вопросы к 3-й книге «О душе») и «De anima intellectiva» (О разумной душе) Сигера Брабантского ; «Communium naturalium» (Общие элементы физики) Р. Бэкона ; «De intellectu et intelligibili» (О разуме и умопостигаемом) Дитриха Фрайбергского . Кроме того, мн. аспекты учения о Д. обсуждаются в сочинениях по систематической теологии («Суммы теологии» Александра Гэльского , Альберта Великого и Фомы Аквинского, «Комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского» Бонавентуры, Эгидия Римского , Иоанна Дунса Скота , Григория Риминийского , Уильяма Оккама и др.). Сущность и природа Д. Наиболее употребительным определением Д. стал лат. вариант аристотелевского определения: «Душа есть первый акт физического тела, наделенного органами» (ср.: Arist. De anima. II 1. 412b). Эту мысль пояснял Фома Аквинский, говоря, что Д. есть «субстанциальная форма физического тела, наделенного органами» ( Thom. Aquin. De unitate intellectus. I 3). Кроме того, согласно Аристотелю и его последователям среди схоластов XIII-XIV вв., Д. есть первое, посредством чего человек живет, посредством чего он чувствует, движется и мыслит. Поэтому она признается сущностью и формой, а не материей и субъектом (ср.: Arist. De anima. II 1. 414b). Т. о., Д. есть субстанциальная форма тела, начало жизни, чувственного восприятия, пространственного перемещения и мышления. Широкое признание этой формулы сделало господствующим представление о том, что человек не есть только Д. (что иногда негласно допускалось в христ. платонизме предшествующего периода), но некое единство, сочетание Д. и тела как материи и формы.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Порча церкви во главе и членах, крайняя материализация ее и великий раскол сильно подорвали авторитет наместника Христа и теорию его полновластия. Легисты – в законодательстве римских императоров, богословы – в Библии, гуманисты – в античной литературе нашли источник для борьбы с системой, на которой покоилась средневековая жизнь. Ереси подтачивают здание церкви, а пробудившееся национальное сознание отвергает как универсальную империю, так и универсальное папство. По мере того, как иссякал запас аскетического возбуждения, идеал " царства Божьего " начинает блекнуть. Великие соборы 15 в. стремятся ограничить полноту папской власти (pfenitudo potestatis). Столкновение на соборах папской теории с теориями реформаторов интересно особенно потому, что здесь против папства направлено было то же оружие, которым оно до тех пор действовало в свою пользу: идея народного суверенитета. Против империи эта идея была пущена в ход раньше всего яростным папистом Менегольдом Лаутенбахским; мы находим ее затем у Иоанна Солсберийского (в виде проповеди тираноубийства), Фомы Аквинского, Эгидия Колонны, Иоанна Парижского, а с другой стороны – у французских национальных публицистов, отстаивавших дело Филиппа IV (секуляризацию государства) против папы Бонифация VIII, в проповедях учителей схоластики и в популярном " Романе о Розе " . Особенно интересно приложение идеи народовластия к вопросам церковной политики Марсилием Падуанским и отцами великих соборов 15 в. Отвергая обычное в то время определение, по которому слово " церковь " (ecclesia) обнимает только папу и его кардиналов, Марсилий настаивает на апостольском толковании церкви как союза верующих – не только духовенства, но и мирян. Для разрешения важных церковных вопросов государство созывает соборы, на которые общины посылают депутатами клириков и светских людей. Протест папы не может помешать собранию. Не только plenitude potestatis папы, но сам папский сан подвергаются критике путем ссылок на Свящ. Писание, ни одно место которого не доказывает необходимости главенства римского епископа; все апостолы равны, св.

http://drevo-info.ru/articles/2606.html

отказался от участия в т. н. соглашениях Нкомати. В 1986 г. президент Машел погиб в авиакатастрофе. Главой ФРЕЛИМО и президентом страны стал бывший министр иностранных дел Ж. Чиссано (Шисану), который пошел на сближение с политическими противниками и христ. орг-циями. В сент. 1988 г. состоялся визит в страну папы Римского Иоанна Павла II , посетившего Мапуту и Нампулу. В своей речи папа коснулся вопроса о необходимости восстановления мирной жизни в М. В 1989 г. правительство отказалось от политического курса марксистского толка и выразило согласие на установление многопартийной системы, дав возможность РЕНАМО стать одной из политических партий. По инициативе президента Чиссано католич. архиепископ Бейры Ж. Гонсалвиш, а также 2 представителя католич. мирянской Общины св. Эгидия организовали ряд встреч представителей правительства с РЕНАМО. В июле 1990 г. в Риме между правительством и повстанцами были организованы мирные переговоры. К 1996 г. сформировались 22 политические партии. Члены партии ФРЕЛИМО по-прежнему занимали основные политические посты, РЕНАМО также получила доступ к правительственным должностям при условии прекращения вооруженной борьбы. Мн. граждане М., ранее покинувшие страну, вернулись на родину. Реанимация ослабленной экономики М. происходила при поддержке ведущих мировых держав и МВФ. В кон. 90-х гг. XX в. удалось снизить уровень инфляции, а к нач. XXI в. значительно поднять темпы роста экономики. В 2005 г. вступила в силу новая конституция М. В 2005-2015 гг. президентский пост занимал представитель ФРЕЛИМО А. Гебуза, к-рого сменил его однопартиец Ф. Ньюси. В 90-х гг. XX в. в М. начинает активизироваться религ. жизнь. В авг. 1996 г. усилиями Мозамбикской конференции епископов был открыт Католический университет М., который в наст. время имеет филиалы в Бейре, Шимойо, Куамбе, Нампуле, Пембе, Келимане и Тете. В 2007 г. в ун-те учились более 3 тыс. студентов. Возможность участвовать в общественной жизни страны получили не только христиане, но и мусульмане.

http://pravenc.ru/text/2563938.html

«Синдесмос» и Община св. Эгидия провели совместный семинар в Риме 10 августа 2005 г. 19:35 Международная православная молодежная организация «Синдесмос» и католическое движение мирян Община св. Эгидия провели совместный семинар в Риме в конце июля. Об этом сегодня сообщило агентство религиозной информации «Благовест-инфо» . Во встрече, которая получила название «Мученичество и христианское свидетельство сегодня», приняли участие 23 представителя православной молодежи из десяти стран мира и 14 членов Общины св. Эгидия. Семинар проходил в римском квартале Трастевере, где некогда прозвучала первая в Вечном городе проповедь христианства, и где пострадали многие мученики. Совместная акция «Синдесмоса» и Общины св. Эгидия была одновременно и семинаром, и паломничеством. В рамках программы встречи ее участники каждый день посещали древние римские святыни — базилику св. Павла Вне стен, где некогда пострадал и был погребен этот апостол, катакомбы св. Присциллы, место погребение апостола Варфоломея, ватиканскую базилику св. Петра и т.д. После посещения этих святых мест участники семинара принимали участие в лекциях и дискуссиях. Каждый вечер для участников встречи совершалась католическая вечерня в базилике Санта-Мария-ин-Трастевере, а по утрам в том же храме служилась православная утреня. Православная молодежь из «Синдесмоса» также помогала членам Общины св. Эгидия в их благотворительной работе. В частности, гости раздавали бесплатный суп римским бездомным. Община св. Эгидия — движение католиков-мирян, основанное в Риме в 1968 году. Сегодня Община насчитывает более 50 000 членов в Риме, Италии и еще 70 странах мира. Цели организации — совместная молитва, проповедь Евангелия, помощь бедным, экуменическая работа и диалог. Духовным центром общины является римская церковь св. Эгидия, имя которого носит движение. Организация «Синдесмос» была создан во Франции в 1953 году как союз православных молодежных организаций из разных стран мира. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/32642.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010