В адрес конференции поступило множество приветствий от различных христианских деятелей и представителей дипломатического корпуса. Приветствие председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина огласил руководитель службы региональных связей ОВЦО М.В. Паршин. На обсуждение форума были вынесены темы: На пленарном заседании прозвучали доклады митрополита Минского и Слуцкого Филарета («Христианские ценности в современной Европе»), главы Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха («К вопросу о христианских ценностях в Европе»), римско-католического митрополита Минско-Могилевского архиепископа Тадеуша Кондрусевича («Христиане перед лицом вызовов постмодернистской идеологии»), сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Димитрия Сизоненко («Православно-католический форум: опыт совместного свидетельства о христианских ценностях в современной Европе»), генерального секретаря Общины святого Эгидия (Италия) Адриано Роккуччи («Христианство, культура и кризис человека. Взгляд в Европу из русского мира»), директора Института религиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций Андрея Данилова («Христианские ценности без церковности. Необходимость православно-католического диалога»). Презентацию программы форума провел первый заместитель МОО «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла» Григорий Довгялло. Дальнейшие заседания прошли в формате секций. Сотрудником ОВЦО С.В. Рогуновым был представлен доклад «Роль концептов современного общества в формировании корпуса социально-правовых документов Русской Православной Церкви и в церковно-общественном взаимодействии». Выступление было посвящено оценке влияния актуальных в современном мировоззренческом диалоге тем (толерантность, права человека, поликонфессиональность) на содержательное формирование основных общецерковных документов по социальной проблематике. Возникновение таких документов, как «Концепция участия Русской Православной Церкви в работе с людьми…», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве личности, правах и свободе человека» и иных, появившихся после принятия в 2000 году «Основ социальной концепции», рассмотрено как процесс формирования развернутого социального права Русской Православной Церкви.

http://drevo-info.ru/news/11793.html

За время Патриаршества П. приложил много усилий к восстановлению Церкви после коммунистического режима. Было возвращено конфискованное церковное имущество, вновь открыты школы и др. образовательные учреждения, в частности теологический колледж Св. Троицы, заново отстроена разрушенная патриаршая резиденция, отреставрирован кафедральный собор Св. Троицы в Аддис-Абебе. В 1997 г. в Боле, пригороде Аддис-Абебы, был построен собор Спасителя мира (Мэдхане-Алем), ставший 2-й по размерам христианской церковью на Африканском континенте. П. направил в Британский музей запрос о возвращении эфиопских святынь, вывезенных военной экспедицией Р. Нейпира (1868), и смог вернуть 10 таботов (эфиоп. аналог антиминса). П. содействовал реабилитации жертв сверженного режима и в то же время просил у нового правительства смягчения наказания для членов Дерга, что вызвало значительный резонанс в обществе. П. организовал поддержку ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. В 2008 г. он совместно с главами католич., протестант. и мусульм. общин Эфиопии участвовал в создании резолюции против гомосексуалистов, благодаря к-рой соответствующие меры были приняты на правительственном уровне. Важнейшими событиями времени Патриаршества П. стали отделение от Эфиопии Эритреи в 1993 г. и последовавшее за этим провозглашение автокефалии Эритрейской Церкви , к-рую П. был вынужден признать. В период эфиопско-эритрейского военного конфликта (1998-2000) П. неоднократно инициировал диалог с религиозными лидерами Эритреи. Эфиопская Церковь оказывала посильную помощь вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате военных действий на приграничных с Эритреей территориях и засухи. За эту деятельность Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев в 2000 г. наградило П. медалью Ф. Нансена. П. состоял членом ряда международных миротворческих орг-ций. В 2007 г. обсуждал вопросы мирного урегулирования конфликтов в Африке с президентом Судана Омаром Хасаном аль-Баширом. П. стремился к укреплению межцерковных связей. В 2006 г. в Бразилии он был избран одним из 7 председателей ВСЦ. В 2007 г. посетил копт. патриарха Шенуду III, что положило конец многолетнему конфликту с материнской Коптской Церковью , усугубившемуся после признания патриархом Шенудой автокефалии Эритрейской Церкви (1993). В 2008 г. П. совершил путешествие в Индию, где встречался с предстоятелем Маланкарской Церкви Василием Мар Фомой Дидимом I и был удостоен ордена св. Фомы за миротворческую деятельность. При содействии католич. Общины святого Эгидия П. встречался с представителями Римско-католической Церкви в Ассизи (1994), Бухаресте и Милане (1998). В 2009 г. был почетным гостем ассамблеи Синода католических епископов Африки, проходившей в Ватикане.

http://pravenc.ru/text/2581927.html

 «На конклаве образуются определенные партии на основе национального признака и в зависимости от уровня консерватизма», - добавил он, признав, что сейчас довольно трудно давать прогнозы. Но нужно учитывать, что на конклаве, который откроется примерно через неделю, большую роль могут сыграть такие религиозные организации, как персональная прелатура католической церкви Опус Деи, католическое движение «Общение и освобождение», католическое движение «Фоколяры», католическая ассоциация мирян «Община Святого Эгидия». Хотя у них нет своих прямых кандидатов, но они могут оказать влияние на выбор Папы и оттянуть голоса. При этом есть риск, что эти организации углубят уже существующий раскол, поэтому многие относятся к ним отрицательно.  «Религиозные движения подрывают церковь, превращая некоторые епархии почти что в секты», - заявил один кардинал из Римской курии в частной беседе. Многие считают, что в последние годы Римская курия оказалась заложницей соперничающих между собой религиозных организаций, стремящихся расставить своих людей на ключевые посты  и повлиять на стратегию церкви. Отражает это мнение действительность или нет, ясно одно: у религиозных движений есть кандидаты на роль Папы, которым они отдают предпочтение.  В шоковой ситуации, связанной с отречением Ратцингера, будет видно, возобладают ли призывы к единству над группами давления, над «лобби», связанными с той или иной религиозной организацией. Например, ни для кого не является секретом то, что католическое движение «Общение и освобождение» хотело бы видеть на престоле Святого Петра Анджело Сколу, кардинала из Милана, который в прошлом был тесно связан с этим движением, хотя недавно он сам попытался опровергнуть эту тесную связь. 7 марта Источник: ИноСМИ/«Il Giornale», Италия Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 14.03.2013 10:26 " Известия " Папой Римским избран Хорхе Марио Бергольо 14.03.2013 10:22 Президент Аргентины поздравила архиепископа Буэнос-Айреса с избранием Папой Римским

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Кор. Ласло в рыцарском облачении. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт. Fol. 47 " а) Кор. Ласло в рыцарском облачении. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт. Fol. 47 " а) Признавая власть папы Римского в делах веры и поддерживая его в борьбе с герм. императором, В. отверг притязания Рима на вмешательство во внутренние дела Венгрии и установление папского сюзеренитета над королевством. Способствовал упрочению позиций христианства и католич. Церкви в Венгрии. Вел широкое церковное строительство, основал неск. крупных мон-рей, поддерживал Церковь щедрыми земельными пожалованиями и привилегиями (подтвердил привилегии первого венг. аббатства Паннонхальмы). Пригласил в Венгрию монахов из прованского бенедиктинского аббатства Сен-Жиль и основал для них мон-рь св. Эгидия (венг. св. Эдьеда) в Шомодьваре, сыгравший значительную роль в укреплении позиций христианства в Венгрии. Учредил по всей стране капитулы, при к-рых действовали школы. Организовал новое Загребское еп-ство. На церковном Соборе в Сабольче (1092), проведенном В., были приняты решения, касавшиеся положения католич. Церкви и духовенства в Венгрии: о строительстве и восстановлении храмов, о способах уплаты десятины, о соблюдении церковных праздников, об обязательном посещении церкви, о гостеприимстве в отношении проходящих через Венгрию в Палестину паломников и др. Однако нек-рые постановления шли вразрез с идеями Григорианской реформы . Не было поддержано решение относительно безбрачия духовенства. Стремясь к самостоятельной церковной политике, В. сам назначал на высшие церковные должности. В 1192 г. по инициативе венг. кор. Белы III папа Римский Целестин III канонизировал В. Вскоре после этого была составлена «Легенда (житие) о св. Владиславе», в к-рой подчеркивались его христ. добродетели, глубокая набожность, мудрость, описывались видения, чудеса, сопровождавшие его как при жизни, так и после смерти. Успешная борьба В. с печенегами и половцами преподносилась как торжество христианства над язычеством, а сам он был представлен в образе христ. рыцаря-воина, предпочитавшего обращать язычников в истинную веру, а не убивать их. В более поздних венг. хрониках прослеживается сильное влияние «Легенды», особенно в XIV в., в правление Анжуйской династии, когда в Венгрии утверждалась рыцарская культура. В частности, хронисты сообщали о том, что европ. государи в знак уважения предложили В. возглавить крестовый поход на Восток. Учитывая, что В. умер еще до начала 1-го крестового похода, этот факт представляется вымышленным.

http://pravenc.ru/text/154999.html

Порча церкви во главе и членах, крайняя материализация ее и великий раскол сильно подорвали авторитет наместника Христа и теорию его полновластия. Легисты – в законодательстве римских императоров, богословы – в Библии, гуманисты – в античной литературе нашли источник для борьбы с системой, на которой покоилась средневековая жизнь. Ереси подтачивают здание церкви, а пробудившееся национальное сознание отвергает как универсальную империю, так и универсальное папство. По мере того, как иссякал запас аскетического возбуждения, идеал " царства Божьего " начинает блекнуть. Великие соборы 15 в. стремятся ограничить полноту папской власти (pfenitudo potestatis). Столкновение на соборах папской теории с теориями реформаторов интересно особенно потому, что здесь против папства направлено было то же оружие, которым оно до тех пор действовало в свою пользу: идея народного суверенитета. Против империи эта идея была пущена в ход раньше всего яростным папистом Менегольдом Лаутенбахским; мы находим ее затем у Иоанна Солсберийского (в виде проповеди тираноубийства), Фомы Аквинского, Эгидия Колонны, Иоанна Парижского, а с другой стороны – у французских национальных публицистов, отстаивавших дело Филиппа IV (секуляризацию государства) против папы Бонифация VIII, в проповедях учителей схоластики и в популярном " Романе о Розе " . Особенно интересно приложение идеи народовластия к вопросам церковной политики Марсилием Падуанским и отцами великих соборов 15 в. Отвергая обычное в то время определение, по которому слово " церковь " (ecclesia) обнимает только папу и его кардиналов, Марсилий настаивает на апостольском толковании церкви как союза верующих – не только духовенства, но и мирян. Для разрешения важных церковных вопросов государство созывает соборы, на которые общины посылают депутатами клириков и светских людей. Протест папы не может помешать собранию. Не только plenitude potestatis папы, но сам папский сан подвергаются критике путем ссылок на Свящ. Писание, ни одно место которого не доказывает необходимости главенства римского епископа; все апостолы равны, св.

http://drevo-info.ru/articles/2606.html

В тот же день на общем приеме, который каждую среду Папа Римский Бенедикт XVI проводит на площади святого Петра для собравшихся на ней людей, глава Римско-Католической Церкви обратился также и к участникам межрелигиозного саммита, в частности, подчеркнув: «Приветствую различных религиозных лидеров, собравшихся в Риме на международную конференцию по межрелигиозному диалогу. Я считаю значимой эту инициативу, реализованную Итальянской епископской конференцией в сотрудничестве с итальянским Министерством иностранных дел. Убежден, что она обратит внимание мировых политических лидеров на важность религий в жизни любого общества и напомнит им о долге по обеспечению в политике общего блага». Во второй день на форуме выступили: протоиерей Леонид Кишковский (США), основатель Общины святого Эгидия профессор Андреа Риккарди (Италия), раввин Мордехай Пирон (Израиль), председатель центрального исламского комитета Мухаммадии Дин Сиамсуддин (Индонезия), лютеранский епископ Николаус Шнайдер (Германия), а также религиозные деятели из Канады, Японии, Франции, Великобритании, Марокко, Эфиопии и других стран. Многие докладчики указывали на важность не только определения общих позиций по актуальным вопросам современности, но и на необходимость сохранения самобытности традиционных религиозных традиций мира. Характеризуя современный экономический кризис, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Георгий Рябых в своем слове обратил внимание на то, что, «отвергнув марксизм, современный капитализм оказался его последовательным учеником в том, что касается веры в приоритет экономических отношений над духовными». По его мнению, «основные усилия ведущих мировых стран за последние десятилетия были сосредоточены на обеспечении материальных условий человеческой жизни, тогда как духовная жизнь была в лучшем случае ограничена частной сферой и оказалась вне интересов общества». Представитель Русской Православной Церкви предложил вести совместной поиск и развивать «модели реинтеграции религии в публичную жизнь», при этом предостерегая против подчинения религии политическим целям и, наоборот, превращения политики в квазирелигиозную деятельность.

http://patriarchia.ru/db/text/676387.htm...

В Риме, в Общине Святого Эгидия, чьим опытом служения бедным вдохновляются православные Друзья Общины, уже с 1982 года каждый год 30 января служат литургию в память Модесты и других бездомных друзей Общины. Модеста Валенти жила на римском вокзале Термини. Когда ей стало плохо, приехала скорая, но отказалась помочь, потому что она была грязная и у нее были вши. Модеста так и умерла, где жила – на вокзале. Смерть Модесты подчеркнула глубокую несправедливость общества по отношению к бездомным, перевернув сознание многих людей. Сейчас в Риме есть улица Модесты Валенти — виртуальная улица, где прописаны многие ее товарищи по несчастью. Эта необычная прописка дает им различные социальные права. А на вокзале, на «ее» перроне, установлен барельеф в память о ней. Приглашение молиться вместе в церкви принимают обычно с радостью и благодарностью. «Я обязательно приду», — звучало рефреном в ответах бездомных. «Это очень важно». «Только вы про нас помните». На панихиде звучат имена бездомных. Это важно: вспомнить каждого по имени, ведь за каждым именем – своя история, жизнь, разочарования и надежды. А еще это один из способов победить анонимность жизни на улице , окруженной равнодушием и презрением. На панихиде никто не «бомж» , здесь люди вспоминают людей, чтобы те, кто, лишен достойной жизни, не был лишен достойной смерти. На первом плане – с палочкой – «царица» Елена, с которой «Друзья на улице» познакомились еще осенью 2002 года, когда служение бездомным делало свои первые шаги. «Царицей» она стала после того, как на вопрос о том, как её зовут, ответила: «Елена. Как царицу». Храм свв. Космы и Дамиана в Шубине известен многим бездомным. Здесь дважды в неделю группа милосердия угощает бездомных горячими обедами. Многих бездомных, как и в прошлые годы, помог привезти сюда автобус «Милосердие». Люди, чья жизнь висит на волоске из-за тягот жизни на улице , очень ценят и церковную молитву, и возможность вспомнить своих друзей, и сознание, что и твоя жизнь ценна и не пройдет бесследно.

http://pravmir.ru/panixida-po-bezdomnym/

Главные из его сочинений: «Трактат против неверующих» и «Сумма теологии». Последняя работа, оставшаяся незаконченной, обессмертила его имя. Учение Фомы Аквината выдержало ряд энергичных нападений. Наиболее известными противниками томизма были три францисканца, ученики Бонавентуры: Иоанн Пекхем, англичанин, архиепископ Кентерберийский (1240−1292 гг.), который официально высказался против учения Аквината; Вильям из ла Маре, также англичанин, оксфордский профессор (умер в 1298 г.), подвергший острой критике 117 положений Фомы; Ричард из Милдтауна, выступивший против понимания материи как основы индивидуализации. В XIII в. центром оппозиции томизму был Оксфорд. Противники Аквината в основном принадлежали к направлению «августинистов», выражая мистические течения в Церкви, тяготевшие к платоническим элементам учения блаж. Августина. Вскоре после смерти Фомы против его учения выступил парижский епископ Стефан Темпье, а член доминиканского ордена архиепископ Кентерберийский Роберт Килусрдли в 1227 г. официально осудил некоторые взгляды Аквината. Однако росло и число сторонников томизма, появился ряд сочинений с апологией его учения. В начале это были, главным образом, доминиканцы, но вскоре томизм стал захватывать другие ордена, а также профессоров и светское духовенство. Через профессора Парижского университета Эгидия Римлянина (1247−1316 гг.) томизм проник в орден августинцев, через Жерара из Болоньи (умер в 1317 г.) – в орден кармелитов. В XIV в. главным центром томизма становится Париж, однако, со временем этот центр перемещается в Германию, в Кельнский университет, воспитавший многих последователей и защитников томизма. Осуждение, имевшее место со стороны архиепископа Кентерберийского в 1227 г., было полностью отменено уже в 1325 г. С этого времени томизм все более приобретает характер общепризнанного церковного учения. По мнению католических исследователей, ни один человек после Аристотеля не оказывал такого влияния на интеллектуальную жизнь, как Фома Аквинат. Слава его, столь большая уже при жизни, после его смерти неуклонно возрастала.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

4. «Quaestiones super librum Elenchorum Aristotelis» (Вопросы по книге «О софистических опровержениях» Аристотеля - EdWad. Vol. 1. P. 224-272; Opera philosophica. 2004. Vol. 2. P. 271-527). Этот обширный трактат содержит 56 «вопросов»; его задачей является исследование различных видов «софистических силлогизмов», т. е. силлогизмов неверной формы, приводящих к ошибкам в рассуждениях. 5. «Quaestiones super secundum et tertium De anima» (Вопросы по второй и третьей [книгам трактата] «О душе» - EdWad. Vol. 2. P. 477-582; Opera philosophica. 2006. Vol. 5). Это крупное сочинение И. Д. С. сохранилось в значительном числе рукописей (более 25 - Vos. 2006. P. 129), во всех рукописях оно атрибутируется И. Д. С. Хотя в 1-й пол. XX в. нек-рые исследователи (в частности, Лонпре) высказывали сомнения в аутентичности трактата, в наст. время его подлинность признается всеми учеными. В «вопросах» к трактату «О душе» встречается обсуждение не только философских, но и нек-рых теологических проблем. Среди источников, на к-рые опирался И. Д. С. при создании трактата, исследователи называют сочинения Эгидия Римского, Годфрида из Фонтене, Петра Иоанна Оливи (Ibid. P. 130). По мнению редакторов критического издания сочинения, оно создавалось до начала работы И. Д. С. над «Lectura» и, по-видимому, было закончено к 1294 г. (анализ рукописей, источников и аргументацию в пользу подлинности см. в предисловии издателей: Opera philosophica. Vol. 5. P. Всего в трактат входят 23 «вопроса», по содержанию достаточно полно охватывающие тематику 2-й и 3-й книг трактата Аристотеля «О душе». «Вопросы» 1-8 посвящены исследованию различных свойств 5 телесных чувств и способов их функционирования; в «вопросах» 9-10 рассматривается т. н. общее чувство (sensus communis) - особая способность души, в к-рой сводятся воедино данные 5 телесных чувств; тематикой «вопросов» 11-13 является соотношение «активного» и «пассивного» разума, в частности И. Д. С. затрагивает вызывавший много споров среди схоластов вопрос о том, существует ли активный разум в душе человека, или же он есть некая особая «отделенная субстанция», как учили араб. философы. Последующие «вопросы» исследуют различные способности высшей части души - человеческого разума: в частности, И. Д. С. рассматривает вопрос о том, является ли разум материальным или нематериальным («вопрос» 15); обладает ли он способностью запоминать познанное («вопрос» 14); каким образом познается индивидуальное и универсальное («вопросы» 16, 22); может ли разум познавать нечто без участия чувств («вопрос» 18); существует ли в разуме некое врожденное знание («вопрос» 17); и др. В «вопросах» 19-21 И. Д. С. излагает собственное учение о «первом объекте разума», полемизируя с концепциями Генриха Гентского и Фомы Аквинского. В завершающем трактат 23-м «вопросе» И. Д. С. рассматривает соотношение разума и объекта в познавательном акте с т. зр. их причинной взаимосвязи применительно к результату акта познания.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

(пр. 145. 151–153). О хронологических и исторических ошибках Василия см. Историю ересей Руднева, стр. 194. 195. 304 Известно, что Римская Церковь , со времени Григория Великого или Двоеслова, приняла за правило петь аллилуия в Пасху, во славу Воскресшего, тогда как Греческая Церковь никогда не принимала сего правила. Так и в Соборном уложении п. Филарета обыкновение петь аллилуия в Пасху поставлено между латинскими обычаями (Соловец. ркп. 1907–1911). Относительно Сербии известно, что в 1308 г. Папа Климент V а) писал к Урошу, королю сербскому, чтобы он содержал в чести епископа сауцинского, б) предлагал в письме римское исповедание веры, какое Урош должен был произнесть; причём писал: «по настоятельному твоему прошению, мы посылаем к тебе достопочтенных братьев наших Эгидия, патриарха градинскаго, и любезных сыновей из Ордена проповедников, Артемизия из ордена Миноритов... для выполнения всего... и ты не преминешь украсить свое славное имя исповеданием католической веры»; в) к самому Эгидию писал между прочим, что совершение Литургии на квасном хлебе до времени можно терпеть в Сербии; г) наконец, дал дозволение признать побочного сына Урошева законным сыном, коль скоро Урош выполнит предложения Папы (Иностр. Акт. т. 2, 8–13). В 1364 г. Людовик, король венгерский, послал иеронимлян в Банат обращать славян к Папе, и в 1365 и 1366 г. принуждал болгаров к тому же оружием. Добровский Glagolitica, 2 изд. Ганки. 305 Послание Димитрия в ркп. Гр. Толстова, по опис. 1, 116. 2, 254. Синод. ркп. 446. Тот же Димитрий писал к Геннадию из Рима о белом клобуке. В ркп. называют его то Димитрием Греком, то Димитрием Старым. Но Греком назвали его с тем только, чтобы придать важность посланиям его. А он просто был Димитрий Герасимов-толмач, учился в Литве, знал язык латинский, был при посольствах у короля датского, шведского, в Пруссии, Вене и Риме. Но был и легковерен (Pauli lovii de Logatione р. 6, 9.). Димитрий писал к Геннадию: «Велел ми еси, Господине, отписати к себе о трегубном ал ил уия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010