Похоть очес В третьем искушении диавол, приступив к Христу в третий раз, решается на более дерзкое искушение, обнаруживая свою цель совершенно уклонить Иисуса Христа от Бога и избранного пути. До этого он не знал точно, что Иисус Христос есть Сын Божий, теперь он предлагает решительное испытание. Он берет Христа и возводит Его на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их. И сказал диавол: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее, итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» ( Лк.4, 6–7 ). Вместо чрезвычайного дела искупления людей путем страданий, на ко­торый намерен вступить Господь, диавол предлагает Мессии купить у него власть над миром самой легкой ценой, выражением покорности ему, князю мира сего, поклонением ему. Господь властно отгоняет от Себя искусителя, ссылаясь при этом на слова закона: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано:«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4,10 , Лк.4,8 , Втор.6, 3; 10,20 ). Как повествует евангелист Матфей, «тогда остави Его диавол, и се, Ангели, приступиша и служаху Ему» ( Мф.4,11 ). Этому искушению властолюбия, честолюбия и славолюбия подвергаются и пастыри. Честолюбие проявляется в том, что пастырь начинает рассчитывать, через сколько лет он получит камилавку, когда будет произведен в протоиереи, в благочинные, скоро ли будет награжден митрой или какое место он займет в ранге священнослужителей при соборных служениях. Это – внешнее че­столюбие. Гораздо опаснее стремление пастыря к духовному властвованию. Действительно, ему дана власть от Бога, но эта власть должна растворяться отеческой любовью и пастырской сострадательностью к пасомым. Желая господствовать, пастырь забывает, что он прежде всего должен соболезновать людям, духовно возрождать и преображать их жизнь по заповедям Христа Это господство проявляется, с одной стороны, в жажде добиться от пасомых полного послу­шания. Священник мнит себя старцем вверенных ему душ. Старчество очень полезно и спасительно, но в основе его должно быть не просто повиновение, а доверие и откровенность между пастырем и пасомым, а также видимая ду­ховная польза, какую получает спрашивающий о всех, даже самых мелочных, вопросах в духовной и практической жизни. С другой стороны, это искушение проявляется в том, что пастырь во что бы то ни стало хочет быть для своих пасомых «авторитетом». Он считает себя знатоком во всех областях, во все вмешивается со властью и требует признания этой своей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Глава 4 Заключение Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1–4). Допрос Апостолов в Синедрионе и ответ их (5–12). Недоумение Синедриона и освобождение Апостолов (13 – 22). Молитва Апостолов и новое чудесное знамение (23 – 31). Внутреннее состояние первенствующей Церкви (32–37) Деян.4:1 .  Когда они говорили к народу, к ним при­ступили священ­ники и начальники стражи при храме и саддукеи, Деян.4:2 .  досадуя на то, что они учат народ и про­поведуют в Иисусе воскресе­ние из мертвых; Деян.4:3 .  и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. «Когда они говорили», следовательно, речь Апостолов была «прервана» священниками. «Приступили священники и начальники стражи», ο ιερες κα ο στρατηγς το ιερο... Определенные члены греческого подлинника указывают здесь на определенных священников, проходивших в ту неделю чреду служения при храме (ср. Лук. 1, 8 ). Священники вступаются здесь из досады на то, что Апостолы, не имея, по их мнению, законного уполномочения, учат народ во храме. «Начальник стражи», состоявшей из Левитов и наблюдавшей за благочинием, тишиной и порядком в храме, особенно во время богослужения. Это был тоже священник. «Саддукеи» – участвуют во взятии Апостолов из досады на их учение о воскресении мертвых, коего они, как известно, не признавали. Хотя в качестве «первой» меры против нарушения апостолами спокойствия в храме было вполне достаточно простого устранения их из храма или просто запрещения говорить, – однако, на деле видим гораздо большее. Священники и прочие, пришедшие с ними, «наложили» на Апостолов «руки» и «заключили под стражу до утра». Это заставляет думать, что деятельность и личность Апостолов уже обратили на себя беспокойное внимание властей, и последнее событие во храме послужило лишь достаточным поводом к представлению их на высший суд. «Уже был вечер». Апостолы шли на молитву в час 9-ый (по нашему третий пополудни). Значительное время могло пройти между исцелением хромого и речью Петра к народу, пока разгласилось чудо и сбежался народ. Могла затянуться и самая речь Петра, быть может, изложенная дееписателем лишь в краткой своей сущности. Понятно отсюда, что и взятие апостолов произошло в такое время вечера, когда Синедрион было бы трудно собирать, да и излишня была такая спешность: достаточно было сделать то, что было сделано – заключить под стражу до утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

     Священные таинства нашей Православной Церкви носят освящающий и преображающий характер в земной жизни человека. Так же и брак, будучи «тайной великой» (Эф. 5:32), является проявлением и осуществлением любви внутри Церкви. В Таинстве брака, через единение мужчины и женщины, «Церковь являет дар «вечной жизни» (1 Тим. 6:19). Отношения супругов становятся церковным событием, которое реализуется главным образом в Церкви. Можно сказать, что это опыт участия в общении Святых. Не случайно, сопоставление брачного союза с Церковью стало с самого начала общим учением в Священном предании нашей Церкви. По этой причине и сам брак, или семья, характеризуется как «домашняя церковь» (см. Рим. 16:5, 1 Кор. 16:19, Кол. 4:15). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не малая добродетель – созидать домашнюю церковь» (PG. 61:376). Принятие брака и осознание его святости относилось к духовенству с момента основания Церкви. Все мы знаем, что среди Св. Апостолов были и состоящие в браке (ср. Мф.8:14, Деян.21:9). Поэтому в нашей Православной Церкви не применяется принцип обязательного безбрачия для духовенства, который мы, к сожалению, наблюдаем у еретиков-папистов. Напротив, Первое правило Гангрского Собораанафематствует тех, кто гнушается брака (Свод правил, 3:100), а по Четвертому правилу этого же Собораанафеме подлежит тот, кто осуждает женатых священников и предпочитает безбрачных как более чистых (там же, 103. Также см. Гангр.10). Здесь необходимо подчеркнуть, что безбрачие в монашеской жизни – это особый дар, который дается от Бога по желанию стремящегося стать монахом. Сам Господь сказал нам: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф.19:11). Апостол Павел четко проясняет вопрос о браке духовенства. Он пишет в послании к Тимофею: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен» (1 Тим.3:2). [Прим.: Когда епископов начали выбирать из числа монахов, для них было приостановлено действие предписания об однобрачии]. В продолжение Апостол говорит нам: «Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим.3:12). Подобным образом он наставляет Тита: «(Чтобы ты) поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит.1:6).

http://pravoslavie.ru/117942.html

Календарь Материалы 2 апреля 2007 г. [Встреча с Православием/Православная библиотека] В этот день — второй после торжественного входа Господня в Иерусалим, — возвращаясь в город поутру, Иисус Христос «взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». [Сретенский монастырь/Сретенская духовная семинария] Лариса Маршева Пришедший из России церковнославянский язык русской редакции широко использовался сербскими «книжными людьми» конца XVIII – начала XIX века. На нем шло богослужение, писались художественные и публицистические произведения, велось делопроизводство. [Гость сайта] Алексей Сагань В конце февраля в музее храма Христа Спасителя в Москве открылась выставка произведений художника Сергея Беклемишева (1870–1920), всю свою жизнь посвятившего созданию серии картин на евангельские сюжеты. На выставке представлено более 60 работ – практически все наследие художника, долгое время остававшееся неизвестным широкому зрителю. [Пресса] Интервью архиепископа Корсунского Иннокентия газете «Русская Мысль» 24 марта в Париже на совещании клира и мирян французского благочиния Корсунской епархии было принято решение временно приостановить участие Корсунской епархии в заседаниях Ассамблеи православных епископов Франции (АПЕФ). Владыка Иннокентий прокомментировал нынешнюю ситуацию в сфере межправославного диалога во Франции. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Преподобный Ефрем Сирин Христолюбивые братья мои, послушайте о Втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я о том часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себя слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с Престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними расчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание. (MP3 файл. Продолжительность 21:28 мин. Размер 10.4 Mb )

http://pravoslavie.ru/archive/070402

Откуда взялся бессердечный благочинный И почему Церковь так легко становится мишенью для фейков 26 января, 2018 И почему Церковь так легко становится мишенью для фейков Социальные сети взорвало сообщение о чудовищном бессердечии некоего «благочинного Вологодской митрополии РПЦ», который «подверг критике родителей девушки, зверски убитой в Москве». Существует ли этот герой в реальности и почему люди так легко верят фейкам про Церковь – размышляет Сергей Худиев. Говорить такое убитым горем родителям — чудовищно Сергей Худиев Как сообщалось, «самые “скрепные скрепы” продемонстрировала Русская Православная Церковь. Один из благочинных Вологодской митрополии РПЦ подверг критике родителей студентки, зверски убитой в Москве. По его словам, именно они виноваты во всем, ведь “воспитали блудницу, блуд ее и погубил”». Это вызвало волну крайне озлобленных комментариев в отношении Церкви. Я не буду их цитировать по причине их крайней резкости. Что же сказать на это? Действительно, говорить такие вещи убитым горем родителям — чудовищно. Имеет смысл обличать в грехе довольных, торжествующих грешников, которые уверены о себе, что с ними все в порядке — но вот в минуту острой боли и горя укорять людей их (реальными или предполагаемыми) грехами неуместно. Это значит попадать под проклятие псалмопевца: «Жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих, ибо, кого Ты поразил, они [еще] преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» (Пс. 68:26-29). Даже если бы такое было правдой — высказывание не переставало бы быть чудовищным, потому что иногда и бесы говорят правду, и указывают человеку на совершенно реальные его грехи — чтобы привести его в крайнее отчаяние. Иногда можно говорить, формально, правду — и быть орудием диавола. Хотя в любом случае мы ничего не знаем о родителях девушки — а знаем лишь то, что они только что потеряли дочь. Это уже побуждало бы почтить их великое горе.

http://pravmir.ru/otkuda-vzyalsya-besser...

Москва, 10 сентября. Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий призвал защитить верующих от кощунств, сообщает " Интерфакс-Религия " . " Недавно благочинный Московской области РПСЦ о. Леонтий Пименов предложил органам власти дополнить Уголовный кодекс РФ статьями, осуждающими духовный и нравственный ущерб верующих от действий, оскорбляющих их религиозные чувства " , - пишет владыка в статье, опубликованной на сайте " Религия и СМИ " . Прибегая к аллегории, он отметил, что для пресечения зла, охраны законного порядка " и устрашения делающих злые дела апостол позволяет носить меч мирским властям " .  Митрополит Корнилий привел цитату из Библии: " Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое " . " Наше общество должно быть надежно защищено от нетерпимости и агрессии по отношению к представителям тех или иных религиозных убеждений " , - подчеркнул он. Духовный лидер старообрядцев напомнил, что в свое время небрежение к святыне храма побудило Христа взять бич в руки и изгнать осквернителей. Давая оценку " панк-молебну " в храме Христа Спасителя, автор констатировал, что " опять Иродиада беснуется и, наученная дьяволом, посылает своих скверных дочерей - плясуний - осквернять, соблазнять и разделять " .  " Высокомерное презрение к религиозным традициям и моральным ценностям, желание посеять неприязнь между верующими и неверующими, между государством и Церковью - вот мотивы, которые двигают " либеральную оппозицию " и сторонников западных " свобод " оправдывать преступные действия кощунниц " , - говорится в статье. Как пишет автор, сегодня осквернением и надруганием над святынями христианам брошен вызов.  " И если мы промолчим и будем надеяться, что это нас не коснется, то может повториться ситуация столетней давности в России, когда в начале ХХ века потворство атеистам и поддержка разрушительных безбожных сил, направляемых врагом рода человеческого под лозунгом " свободы, равенства и братства " без Бога, обернулась для России кровавой революцией и гражданской войной, горькие плоды которых мы пожинаем и до ныне " , - сказано в статье.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь представил епископа Нектария духовенству новообразованной Джанкойской епархии 28 ноября 2008 г. 20:14 В джанкойском Свято-Покровском храме  митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь представил правящего архиерея новообразованной Джанкойской и Раздольненской епархии  епископа Нектария духовенству и пастве. Владыка Лазарь зачитал Указ Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины о назначении епископа Нектария на вновь образованную Джанкойскую кафедру. Был отслужен благодарственный молебен с испрашиванием помощи Божией новому архипастырю новой епархии. После молебна митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь произнес перед собравшимися архипастырское слово, в котором отметил, что Священный Синод Украинской Православной Церкви, принявший решение об образовании новой Джанкойской и Раздольненской епархии путем выделения ряда благочиннических округов из состава Симферопольской и Крымской епархии определил владыке Нектарию стать первым архиереем новообразованной епархии. Митрополит Лазарь призвал помнить, что после святых апостолов передача по преемству благодатных даров Святого Духа в Церкви принадлежит епископам: «Именно епископы преемственно от апостолов получили власть созидать церковную жизнь. Их власть имеет духовную природу и простирается на душу человека и на его удел в вечности. Что свяжешь на земли, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земли, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19) — сказал Господь апостолу Петру. Но власть епископа — это прежде всего власть любви, власть, осуществляемая в служении. Об этом ясно говорит нам Святое Евангелие: цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но, кто из вас больше, будь как меньший и начальствующий — как служащий (Лк. 22, 25–26) …ибо Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих (Мк. 10. 45)». Затем митрополит Лазарь обратился к духовенству новообразованной епархии: «Дорогие собратья мои священнослужители! Обращаясь к вам сегодня в последний раз как правящий архиерей, прошу вас: храните не только учение веры, ограждая его от всякого рода искажений, но и установленный порядок церковной жизни. Будьте верны и своему новому правящему архиерею владыке Нектарию, будучи для него во всем добрыми сынами, истовыми соработниками и помощниками во всех добрых трудах и начинаниях».

http://patriarchia.ru/db/text/495761.htm...

Глава Нижегородской митрополии вручил награды саровским медикам, боровшимся с коронавирусной инфекцией 20 марта 2021 г. 13:23 19 марта 2021 года  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил город Саров Нижегородской области, где вручил награды сотрудникам клинической больницы Федерального медико-биологического агентства, работающим с пациентами с коронавирусной инфекцией. Церемония награждения состоялась в храме в честь преподобного Серафима Саровского Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни. На мероприятии присутствовали настоятель этого монастыря игумен Никон (Ивашков) и благочинный Саровского округа Нижегородской епархии протоиерей Лев Юшков. Благодарственными письмами главы Нижегородской митрополии в этот день были награждены 54 сотрудника больницы. Всего же к награде представлены 67 саровских медиков. Среди награжденных — временно исполняющий обязанности главного врача клинической больницы Игорь Лашманов, а также Сергей Оков, возглавлявший это медицинское учреждение до 31 декабря 2020 года. Перед церемонией награждения митрополит Георгий поблагодарил всех собравшихся за усердные труды: «На Руси всегда было так, что трудности и неустроенности не разделяли людей, а объединяли. Мы встаем плечом к плечу и все вместе, ревностно, как и наши предки, служим Богу, Отечеству, народу Божию. Некогда наш Господь Иисус Христос говорил Своим ученикам о том, что наступит время и Он отойдет к Отцу Своему Небесному, но и тогда они не должны забывать Ему служить, " ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня… " (Мф. 25:35-36). Помогая человеку пережить болезнь, медицинские работники используют не только свои знания и опыт, но зачастую жертвуют личным временем и даже собственной жизнью ради ближнего. Поэтому служение  врача — это служение Богу. " Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Мф. 25:40). Я благодарю Бога за ваш труд! Господь да укрепит вас на всех жизненных путях».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и митрополит Нижегородский Георгий вручили награды борским медикам, боровшимся с коронавирусной инфекцией 5 августа 2020 г. 19:00 5 августа 2020 года на территории Борской центральной районной больницы прошло торжественное мероприятие по вручению наград сотрудникам здравоохранения, работавшим в период пандемии с пациентами с коронавирусной инфекции. В мероприятии приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, заместитель министра здравоохранения Нижегородской области Алексей Мозалев, настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), глава администрации Борского городского округа Александр Киселев, благочинный Борского округа Нижегородской епархии протоиерей Алексий Парфенов, руководство и сотрудники Борской ЦРБ. Предваряя торжественную церемонию, перед медицинскими работниками выступил архиерейский хор Нижегородской епархии. К собравшимся обратился глава региона Глеб Никитин: «Мы бесконечно благодарим вас за самоотверженный труд. Борская центральная больница, можно сказать, оказалась на передовой борьбы с коронавирусной инфекцией. Около 1200 пациентов были вылечены, и, борясь за жизнь и здоровье некоторых из них, вы совершали настоящие чудеса». «Сейчас здравоохранению как в регионе, так и в стране в целом уделяется самое пристальное внимание, — отметил губернатор. — Впервые за долгое время мы открыли новый корпус: это 23-я инфекционная больница в Нижнем Новгороде. В прошлом году начали большую программу капитальных ремонтов, и дальше будем проводить эту работу, не сбавляя темпов. Радостно видеть, что реконструкция уже идет и здесь, в терапевтическом корпусе Борской больницы. Мы будем стараться оказывать помощь медицинским учреждениям с материально-техническим обеспечением, чтобы медики могли работать в комфортных условиях». С архипастырским словом к медикам обратился глава Нижегородской митрополии : «В Евангелии описывается, как Христос сказал Своим ученикам: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 34-36); Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне  (Мф. 25:38-39).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Наречения в епископы архимандритов Иннокентия (Яковлева) и Игнатия (Депутатова) состоялось накануне праздника Преображения 19 августа, 2011. Новостная служба Нарекаемые священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архиереям со ставленническими словами. 19 августа. ПРАВМИР. 18 августа 2011 года, по совершении всенощного бдения в нижней Спасо-Преображенской церкви Храма Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального храма г. Москвы возглавил чин наречения архимандрита Иннокентия (Яковлева), наместника Александровского монастыря г. Суздаля и благочинного монастырей Суздальского округа Владимирской епархии, во епископа Нижнетагильского и Серовского, а также архимандрита Игнатия (Депутатова), проректора Рязанской духовной семинарии, во епископа Шахтинского и Миллеровского, сообщает Патриархия.ру. Чин наречения был совершен в соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 г. (журнал 70). Нарекаемые священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архиереям со ставленническими словами. Архимандрит Игнатий сказал в частности о том, что современный мир требует от нас незамедлительных и конкретных действий, и чтобы противостоять врагу рода человеческого и лжемиссионерам, необходимо использовать каждый момент для проповеди Евангелия. «Но прежде всего мы должны заботиться о воспитании молодого поколения, создавать для них такие условия, при которых они чувствовали бы себя нужными, востребованными и через это, постепенно, естественным образом, сами тянулись ко Христу и Его Святой Церкви. Мы должны стать всем для всех, как говорит апостол Павел: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 20-22).

http://pravmir.ru/narecheniya-v-episkopy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010