Какие особенные сведения и документы должны быт требуемы священниками для повенчания браков лиц, обращающихся к ним с этою целью из других приходов православных или иноверных? На каких основаниях и какие лица могут быть венчаемы священниками по паспортам? Об обязанности священников помечать на паспортах лиц, венчающихся в их приходах, о повенчании таковых, с кем именно, когда и где и т. д. Какие особенные условия должны быть наблюдаемы каждым священником, чтобы не повенчать кого-либо по паспорту подложному? О письменных свидетельствах, какие должны быть представляемы священнику желающими вступить в законный брак чиновниками гражданского и военного ведомств. – По каким видам священники могут венчать простых солдат, находящихся в отпуску, или вдовых солдаток? О приписке к известному участку для отбывания воинской повинности лиц, желающих вступит в супружество ранее 20-ти летнего возраста. – О венчании тех, кои оставлены супругами по безвестному отсутствию последних, а также в случае ссылки одного из супругов за преступление. – О бракоразводных, свидетельствах, какие должны быть требуемы священником в случае вступления кого-либо в брак по расторжении предыдущего. – Общие замечания о свидетельствах на вступление в брак, какие прежде требовались от крестьян, ремесленников, купцов и мещан, и т. п. § 35. Если к священнику обращается для повенчания лице из другого соседнего прихода того же города, или селения, или уезда, то священник прежде всего при этом должен обращать внимание на лета человека, имеющего у него венчаться, – и если бы обратились к нему с этою целию жених или невеста, особенно из простого звания, которые не могли бы представить каких-либо других законных свидетельств о своем совершеннолетии, каковы напр. аттестаты, или послужные списки, то в таком случае священник должен требовать от них метрического свидетельства об их рождении, и только после этого венчать, по обычаю. – Таким же точно образом и иноприходные лица, особенно из мещан или крестьян, коим пришлось бы венчаться не у своего священника, должны представлять сему последнему от приходского своего священника надлежащее удостоверение в том, действительно ли они холосты или вдовы, и если вдовы, то после какого брака, а в ближайших приходах, где прихожане роднятся между собою, к сему должно быть присоединено еще свидетельство об оглашениях, произведенных местным священником на счет предстоящего их брака, и о том, что по этим оглашениям окажется (сравн. ниже, об оглашениях, Отделен. VII, §§ 47–49). – И эти все сведения должны быть отбираемы священником не только от соседних православных священников, но, в случае браков смешанных, также и от священников неправославных, без всякого ограничения (Инстр. благочин. 1860 г. § 18, примеч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

П. Могилы, стр. 446. Сравн. Правосл. Исповедание его же, ч. I отв. на вопр. 90; там же отв. на вопр. 118. Преосвящ. Евсевия Беседы о седми спасит. таинств. стр. 535–536). При сем, причащение больного должно быть совершаемо также как и в других случаях, по уставу особенного в Требнике чина, како причастити больнаго. §15. Священники участвующие в совершении Таинства Елеосвящения должны помнить, что в то время, когда первый священник читает молитву освящения елея (Господи, милостию и щедротами), то и все другие должны читать оную совместно, только тихо; потому каждый из них должен иметь свою книгу, чтобы удобнее было делать это, не стесняя других и не производя беспорядка. §16. Для того, чтобы по уставу (см. выше §11), священники могли произносить молитву: Отче Святый врачу и телес... и в тоже время помазывать больного, они должны непременно изучить эту молитву всю наизусть: ибо, как справедливо замечает Петр Могила , «тяжко есть, паче же и не удобно и книгу в руце держати, и на ню чтя зрети, купно же и помазовати.“ – При сем, советует тот же Архипастырь, священник не должен начинать помазание больного вместе с началом молитвы, «но когда прийдешь к этим словам: исцели помазанием сим раба твоего имярек от обдержащия его душевныя и телесныя болезни..., помазуй во первых чело, а потом и другие члены, но не спеши окончанием молитвы, так чтобы, помазывая другие члены, вместе окончить и молитву“ (Требн. Могилы, стр. 446–447). §17. На западе России, некоторые священники, не следуя буквально ясному уставу православных требников, а придерживаясь постановлений, унаследованных из требников униатских, когда совершают Таинство Елеосвящения в единственном числе, без участия других священников, то помазывают больного только один раз после последнего Евангелия. Но сие положительно противоречит и древнему преданию и обычаям Церкви православной, и есть ни что иное, как явное подражание церкви западной, в которой больные действительно помазываются только однажды (срав. богослужебн. благочин.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

143 Кроме прямых инспекторских обязанностей, инспектору семинарии приходилось быть дядькою таких учителей, переводить с немецкого на русский яз. латышскую или эстскую грамматику, не зная ни латышского, ни эстского языков. 164 Чтобы легче было иметь дело с теми лицами из низшего клира, которые ведут себя худо и избежать затруднений в случае сиротства их семейств, прт недостатке средств в епархии к обеспечению их преосвященный исходатайствовал разрешение иметь причетников вольнонаемных. Указ Св. Син. от 15 мая 1858 г. 167 В 1846 г. положено было благочинным лифляндским выдавать на разъезды по 150 р. (Дело Риж. консист. 1850 г.). 185 Указы консистории: от 14 мая 1851 г. 1781, от 28 февр. 1858 года 919, от 17 февр. 1861 г. 869, от 20 февр. 1862 г. 827, от 12 нояб. 1863 г. 4391, от 31 дек. 1864 г. 6894, прот. 17 июля 1854 г. 194 О духовенстве распускались недоброжелателями православной церкви разные обидные слухи. Иногда возводились на него даже важные преступления. Многое из этого доходило до высшего начальства. Преосвященный Платон всячески заступался за невинных и охранял честь их (Прот. благочин. От 13 дек. 1864 г., письмо преосвящ. Платона к жандармскому полковнику в Риге от 29 дек. 1864 г., записки секр. Риж. дух. консист. От 14 марта 1865 года, отн. к обер-прок. Синода от 28 июля 1864 г., прот. от июля 1850 г.). 197 Предписания от 5 и 28 ноября 1851 г. 2752 и 2911; указ консистории от 23 марта 1865 г. 1313. 198 Вследствие разных представлений преосвященного Платона правительству и самому Государю Императору, относящихся к благоустройству рижской епархии, в 1857 г. был составлен, по Высочайшему повелению, временный комитет из преосв. Платона, министра внутр. Дел, шефа жандармов и синодального обер-прокурора. В этом комитете, между прочим, рассуждали и о мерах к водворению мира между лютеранским и православным духовенством. Журн. Врем. Ком. От 7 июля 1857 г. 202 «Наше русское имя не пользуется здесь должным уважением потому преимущественно, что многие из нас сами унижают его недостатком образования и грубостью нравов,» – говорил однажы преосв. Платон (речь его, «Странник», окт. 1866 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Инструкц. благоч. 1806 г. ст. 23. Указ 5 августа 1779 г. и того же года ук. июля 31). Но по нынешним нашим законам гражданским каждый старик не может вступить в брак только по истечении 80-ти лет, а потому раньше этого испрашивать какого-либо особого разрешения от архиереев на повенчание старых людей в настоящее время не принято (Св. Зак. т. X. ч. I, ст. 4). Браки стариков, заключенные по истечении 80-ти-летнего возраста, хотя бы они даже вступали в супружество с лицами одного с собою возраста, признаются у нас незаконными и также подлежат расторжению, как и другие браки запрещенные (Св. Зак. т. X. ч. I, ст. 37). §10. По самому смыслу брака, для заключения его требуется также физическая способность к брачному сожитию как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Это требование, впрочем, в силу наших законов, не подлежит ведению священников, а предоставляется самим брачующимся. В случае, если впоследствии напр. окажется, что то или другое лицо из состоящих в супружестве неспособно к надлежащему сожитию, этот брак по требованию заинтересованной стороны может быть расторгнут по закону (Св. 3. т. X, ч. I, ст. 45). Если хотят вступить в брак тяжко-увечные, у которых неспособность к брачному сожитию открывается так или иначе очевидным образом, священник не должен венчать их (Инструкц. благочин. 1806 г.). В других подобных обстоятельствах священникам всего лучше заручаться медицинскими свидетельствами, или же отсылать таковых увечных к архиерею и потом уже действовать по его указанию. §11. Желающие вступить в брак должны находиться оба в здравом уме, т.е. должны быть совершенно свободны от всякого умопомешательства и вообще расстройства душевного. Ибо у нас вообще самым строжайшим образом запрещаются всякие браки с безумными и сумасшедшими (Св. Зак. т. X, ч. I, ст. 5). Брак, заключенный в безумии одного или двух брачующихся между собою, расторгается подобно другим незаконным бракам, по закону. (Св. Зак. т. X, ч. I, статья 37. Уст. Дух. Консист. §217). §12. Кроме этого бывает и так, что к священникам для повенчания обращаются немые и глухонемые, которые не могут выразить своего согласия на вступление в супружество с известным лицом определенным словом, как это требуется по уставу (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Картину жизни лаврской школы 1910-1914 гг. воссоздают воспоминания худож. Редько (1897-1956) и его автобиографическая повесть «Зрачки солнца» (ЦДАМЛМУ. Ф. 333. Д. 8-10). Обучение в школе выходило за рамки овладения приемами иконописного ремесла. В программе занятий наряду с академическим рисунком были также натюрморт и пейзаж. Проводились сеансы рисования с живой натуры. Учеников знакомили с анатомией и перспективой, искусством эпохи Ренессанса. Иконы писались по образцам, к-рыми служили репродукции. В 1910-1912 гг. преподавателем был А. Е. Чижский, после него - И. И. Мищенко. В свободное время ученики занимались живописью, наиболее способным из них разрешалось писать этюды в стиле импрессионистов. Художники Ижакевич и М. В. Нестеров, часто бывавшие в школе, смотрели и обсуждали с учениками их работы. Неск. раз в год в мастерской устраивались ученические выставки, где лучшие произведения отмечались денежным вознаграждением. После открытой 25 дек. 1913 г. рождественской выставки Редько, получивший 1-ю премию, продолжил обучение в школе Имп. об-ва поощрения художеств в С.-Петербурге. Школа прекратила существование в 1915 г., после начала первой мировой войны. В списке лаврской мастерской за 1918 г. значилось только 5 иконописцев. Смерть иером. Владимира, принявшего схиму с именем Варлаам, в 1919 г. ознаменовала конец истории лаврской иконописной школы. Худож. Редько, увидев в послевоенной лавре разрушенное здание иконописной школы, записал в дневнике: «Погиб родной дом, в котором я узнал, что помимо жизни, составляющей хлеб насущный, существует мир Искусства» (Там же. Д. 22. Л. 228). Е. В. Лопухина Арх.: НБУВ ИР. Ф. 1. 5411-5413; Ф. 229. 1-48; РГБ ОР. Ф. 152. 2; РГИА. Ф. 797. Оп. 64. Ст. 3. Отд. 3. Д. 161; Ф. 835. Оп. 4. Д. 144; ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 3. Д. 167; Ф. 128. Оп. 1 (тип.). Д. 916; Оп. 1 (общ.). Д. 135, 254, 440, 2445; Оп. 1 (благочин.). Д. 3443; Оп. 1 (КДС). Д. 644; Оп. 2 (тип.). Д. 862; ЦДАМЛМУ. Ф. 333. Д. 8-10, 20, 22. Лит.: Истомин М. П. К истории живописи в Киево-Печерской лавре в XVIII в.//ЧИОНЛ.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Дух. Консис. ст. 42). В несчастных случаях сгорения церкви, пожаров в церквях и монастырях и в строениях, духовному ведомству принадлежащих, немедленно и подробно чрез благочинного сообщается епархиальному начальству, а епархиальное начальство сообщает гражданскому для исследования о происшествии 189 , распоряжается тогда же об охранении церковного имущества, оставшегося от пожара, также о месте богослужения, если нет другой церкви, и о всех таких распоряжениях доносит Свят. Синоду (Уст. Дух. Консист. ст. 53; Уст. Пожарн. ст. 90 в XII т., Инстр. благочин. § 5) 190 . 1) Относительно ремонта церквей, а равно исправления или устранения недостатков по ризнице, церковной утвари и проч., должно поступать на точном основании существующих постановлений о починках и поправках церквей. В церквях древних должен быть сохраняем наружный и внутренний вид их, и потому поправки и перемены в таких церквях могут быть производимы не иначе как с ведома высшей духовной власти (Св. Синода) (Ук. 1842 г. ноябри 12); без разрешения от Святейш. Синода также не дозволяется ни малейшего исправления, возобновления и изменения живописи и других предметов давнего времени (Ук. Син. 1843 г. апрел. 20 дня. Уст. стр. ст. 206 в XII т. по изд. 1876 г.) 191 Без разрешения епархиального начальства запрещается производить починки с нарушением существенных частей алтаря, с повреждением или поколебанием престола (Ук. Син. 1771 г. мая 5 дня; Ук. Син. 1865 г. 17 дек. Полн. собр. зак. т. XL 22 ноября 1865 г. 42:698). При исправлении и возобновлении храма, когда бывает поврежден или поколеблен престол, совершается великое освящение церкви (Ук. Син. 1753 г. авг. 13; Ук. Син. 1774 г. мая 5) 192 . Починка же в алтаре и в церкви, для которых освящение храма не требуется, как-то: исправление полов, окон, дверей, кровли, крыльца, паперти, колокольни и т. п., и для которых потребуется израсходовать не более 50 рублей, дозволяется производить, не испрашивая предварительного разрешения епархиального начальства, а только со ведения благочинного (Син.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Размер суммы, отчисляемой из общих церковных доходов свечного, кошелькового и кружечного и порядок отсылки этой суммы установлен такой: Из общих церковных сумм, поступивших в продолжение года, т. е. из свечного, кошелькового и кружечного дохода отчисляется 25% процентов для удовлетворения потребностей по учебной части духовного ведомства (Ук. Син. 19 января 1871 г. 3; срав. Ук. Син. 1878 г.) 243 ; эти деньги представляются к благочинному непременно в первых числах месяца января наступившего нового года, под опасением строгого взыскания за промедление; вместе с ними представляются к благочинному приходо-расходные книги за минувший год, предварительно проверенные священно- церковнослужителями со старостой (где же нет по какому-либо случаю старосты, только одними священно- церковнослужителями), и кроме того – ведомость по данной форме А. Б. В. Г. (Пунк. 1 ст. V Ук. Син. 14 ноября 1810 г., полн. Собр. Зак. т. XXXI 24, 418; Инстр. церк. стар. § 17; Инстр. благочин. § 44; Ук. Син. 17 мая 1871 г. 27) 244 . Благочинный, принявши деньги от причта и старосты, расписывается в церковной приходо-расходной книге и вносит их на приход в шнуровую книгу, для сего особо заведенную под буквой Б (пунк. 8 Ук. Син. 1808 г., полн. Собр. Зак. т. XXX 2380; Ук. Син. 1810 г. 14 ноября, полн. Собр. Зак. т. XXXI 24:418); по надлежащей проверке представленной ведомости по форме А. Б. В. Г. с приходо-расходными книгами, благочинный отсылает последние обратно в церкви, а ведомость, составленную по форме А. Б. В. Г. оставляет у себя. Когда таким образом от всех церквей, находящихся в благочинии будут приняты деньги, подлежащие отсылке, и ведомости, составленные по форме А. Б. В. Г., благочинный на основании этих ведомостей составляет общую ведомость и вместе с частными, каждой церкви ведомостями и деньгами немедленно препровождает при рапорте, куда следует (пун. 2 ст. V Ук. Син. 14 ноября 1810 г., полн. Собр. Зак. т. XXXI 24:418). Страховые проценты за пересылку сумм отделяются от отсылаемой благочинными суммы и вносятся ими в книгу шнуровую на расход, т. е. в ту же, в которой на приход показываются деньги, полученные от церквей (там же пунк. 13). Причты и старосты деньги, отосланные чрез благочинного в Консисторию, записываюсь на расход в приходо-расходные церковный книги за январь наступившего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Разъяснивши таким образом неточное показание § 1В Инстр. благочин. относительно лет, оно объявило по своему ведомству такое постановление, что приходской священник может венчать детей, достигших гражданского совершеннолетия, без дозволения родителей или опекунов (Курск. Еп. Вед. 1872 г. 18). Но Симбирское епарх. начальство «по вопросу о том, можно ли венчать детей, достигших гражданского совершеннолетия, без воли родителей», посмотрело на дело иначе. По мнению этого начальства, ни церковными, ни гражданскими законами не определяется в точности возраст, когда бы власть родительская прекращалась в отношении вступающих в брак своих детей, исключая возраста, когда право опекунов и попечителей прекращается. Возраст, в котором дети по закону (213–221 ст. X т. I част. Св. Зак.) состоят под опекой относительно наследованного ими имущества ограничивается достижением ими 17 лет и затем в течение четырех лет, т. е. до 21 года от роду они состоят по принадлежащему им имуществу под руководством попечителей; по достижении же 21 года от роду бывают вправе распоряжаться своим имуществом сами и по своему усмотрению могут вступать в разные обязательства. Но в прекращении в указанном возрасте прав опекунов и попечителей над состоящими под их руководством малолетними и несовершеннолетними лицами, нет оснований предполагать прекращение прав родителей в отношении своих детей, потому что это превращение несогласно с правилами Василия Великого (32 п 42) и основанными на сих правилах постановлениями, заключающимися в Кн. о должност. пресв. (§ 124). Естественный и благословенный Богом союз родителей с детьми несравненно теснее и крепче, чем соотношение опекунов с состоящими на их попечении сиротами. Власть и права опекунов и попечителей по отношению к сиротам временные, простираются только до 21-летнего возраста сирот, а родителя суть такие лица для детей, коим дети по закону Божию должны оказывать почитание и послушание во всю свою жизнь. Посему во всех благоустроенных обществах и хранящих закон Божий семействах христианские дети, в каком бы возрасте ни находились, по сознанию предписываемого законом гражданским и божественным долга почитания своих родителей, обыкновенно вступают в супружество не иначе как с благословения, и притом иконой, в том твердом и несомненно верном убеждении, что родительское благословение весьма важно и нужно для получения благословения Божия на жизнь супружескую и для благоустройства сей новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Знание и выполнение этих предписаний составляет прямую обязанность пресвитеров как лиц, имеющих право совершать брак. В церковно-гражданских постановлениях о браке, существующих в нашем отечестве, различаются; 1) браки между православными и 2) так называемые смешанные браки. 1) Постановления о браках между православными могут быть подразделены на следующие группы: а) постановления об условиях к правильному и беспрепятственному заключению брачных союзов; b) о порядке совершения браков; с) о вторых и третьих браках; d) о прекращении и расторжении их. a) Условия к заключению брачных союзов определены нашим церковно-гражданским законодательством по соображению с физическими, умственными и нравственными качествами, а равно со званием, состоянием и вероисповеданием тех лиц, которые желают вступить в брак. 1) Относительно физических качеств, необходимых для вступления в брак, у нас постановлено, чтобы лица, желающие сочетаться браком, были совершеннолетними: мужчина был не моложе 18 лет? а женщина не моложе 16 лет (Св. Зав. т. X, част. I ст. 3). Так как совершеннолетие, т. е. зрелость возраста зависит от климатических условий и различных физиологических обстоятельств стран и жителей их, то существующее у нас общее правило о совершеннолетии для брака не распространяется на природных жителей Закавказского края: для природных жителей этого края дозволяется вступать в брак по достижении женихом 15 дет, а невестою 13 лет (Св. Зак. т. X, част, I ст. 3). В случаях необходимых представляется епархиальным архиереям право по своему личному усмотрению разрешать браки, хотя бы жениху и невесте недоставало не более полугода до узаконенного совершеннолетия (Св. Зак. т. X, част. I прим. к ст. 3, по прод. 1876 года) 103 . Неравенство в летах между женихом и невестой – «когда одно лицо молодо, а другое престарело», хотя в Инстр. благочин. § 18 и считается препятствием к повенчанию таковых лиц, но правило это не имеет обязательной силы. Старикам более восьмидесяти дет от роду вступать в брак запрещается (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

1077 Свящ. Казанский. Письмо в редакцию Самар. Еп. Вед. (Самар. Е. В. 1896, с. 944; Мисс. Обзор. 1896, дек. Кн. 1. С. 477. 1080 Отношение канцелярии синод. Обер-прок. На имя министра вн. Дел от 26 авг. 1893 г. (Дело Оренб. окр. с. об Утицких, т. 2.: Предварительное следствие судеб. Следователя Оренб. О. .с. по важ. Делам по делу обв. Казака Городиц. Ст. И. Утицкого и др. в распространении секты хлучтов или людей Божиих», началось 26 мая 1895 г., оконч. 5 ноября 1896 г., лист 75 об.). 1081 Гребнев, Очерки из истории сектантства мистического направления в Самарском крае (Самарский Вестник, 1894, 38). 1084 Дело Оренбургской дух. консистории «об уряднике Осипе Григорьеве Дурманове, принадлежащем к секте людей Божиих, и о мещанине Михаиле Рябове» (началось 31 янв. 1891 г., кончено 19 ноября 1892 г.), 53 б , л. 37. 1086 Дело Судебного следователя 1-го участка Оренбургского у. о казаке Егоре Пузакове, Якове Скрыпникове и др., обвин. по 196 и 203 cm. Улож. о наказ., 69, л. 3 об. Ср. Дело Оренб. конс. о Дурманове и Рябове, 53 б , л. 129 об., и Дело Оренб. консистории, о совращении в раскол казака Якова Скрыпникова с женой его Анной Лукьяновой – казаками Егором Пузаковым, Лукъяном Дасковским и Кузьмой Кулькиным» (началось 17 ф. 1888 г., копчено 3 марта 1890 г., 32215 б , л. 27 (Лукьян Пузаков «и плакал, и хохотал»). 1087 Дело Оренб. окр. Суда об Утицких, т 1. Л. 67 об. (показание благочин. Преображенского). 1096 Преображенцев, Исповедь обратившегося раскольника из секты людей Божиих (Тул. E. В., 1867, 6, с. 207). 1097 Кальнев, секта малеванцев в Херсонской г., ее вероучение и культ (Мисс. Обозр., 1903, с. 1004); Сикорский, Психопат. Эпидемия, с. 12. 1098 Кальнев, Состояние сектантства в Херсонской епархии и борьба с ним местной миссии в 1902 году (Православный Путеводитель, 1903, т. 2, с. 338). 1099 Печерский (И.И. Мельников), На горах, ч. 8, гл. 1 (Изд. Вольфа, 1881). Икотниками или икотницами издавна называют кликуш, а само кликушество – «икотой», или «икотной болезнью» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008