Это возвышение не оканчивается иконостасом, но выдается вперед в самую среднюю часть храма и называется солея ([sωλα, solea), т. е. возвышение. Солея, будучи в соединении с алтарем, служит как бы продолжением его. И как для священнослужителей, во время приобщения их у престола, алтарь уподобляется той горнице, где на вечери были апостолы, так для мирян солея служит горницею, им, возвышенным местом, в которой они вкушают от трапезы Господней. Совершающие службу на солее, точно также и находящиеся в алтаре, возвышаются над предстоящими в храме, и таким образом как бы отделяются от них по своему служению. Место солеи, против Царских дверей, куда диакон выходит для произнесения ектений и для чтения Евангелия 61 , называется амвоном (μβων), т. о. восхождением. Оно называется еще предалтарным амвоном, например, сказано: «Архиерей идет (аще ли стоял на облачальном месте) на предалтарный амвон» (Чин освящения храма, изд. в Москве, 1832 г., лист 40). Амвон изображает те возвышенные места, корабль, гору, с которых Господь проповедовал, и тот камень, с коего благовествовал мироносицам о воскресении Христовом 62 . По краям солеи, против северных и южных дверей, устраиваются места для чтецов и певцов, которые называются ликами (Тип., гл. 2), изображают собою лики Ангелов, воспевающих хвалу Вышнему. Чтецы и певцы называются также клириками (Тип., гл. 2) (κληρικς), избранными по жребию для псалмопения и чтения в храме (как было в древности). Оттого на солее места, где ставятся клирики, называются клиросами (κλρος) 63 . У каждого из двух клиросов для каждого лика стоит святая хоругвь, т. е. икона, висящая на древке, в виде, знамени, изображающая собою победное знамя Церкви Христовой, которая постоянно воюет с врагами спасения. Таким образом хоругви, как знамена, под которыми собираются воины Христовы, стоят в церкви впереди верующих; они и носятся клириками, чтецами и певцами в главе крестных ходов. У клиросов устраивается решетка (Указ Св. Синод. 1805 г., окт. 2. Инструкция Благочин.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Совершение таинства миропомазания (Α=κολουθα τοu μρου) принадлежит только епископам и пресвитерам. Освящают самое миро исключительно одни епископы (Карф. Соб., прав. 6, сн. Прав. Испов., вопр. 105; Прав. Катех.; Грам. Патр., чл. 10. См. об освящении мира выше). Но употребляют св. миро в таинстве, т. е. совершают миропомазание и епископы и священники (Пост. апост. 7, 23). Из мирян же никто, ни в каком случае, даже и в смертной нужде, совершать помазания не может (Грам. Патр., гл. 10; кн.: О должн. приход. Прасв., гл. 3, § 89-й). Святое миро, (Μρου) которое, по освящении его в Москве или Киеве (см. выше), рассылается по церквам, должно в них храниться в алтаре с честью и предосторожностью, подобающими святыне (Устав Духовн. Консист. § 39), в сосуде серебряном или хрустальном (Инструкц. Благочин., 1857 г., § 1). Обыкновенно, оно хранится на престоле. Для тех же случаев, когда требуется совершить миропомазание вне храма, устраивается ящик, называемый мирницей, в которой полагается сосуд с св. миром, и при этом – сосуд с елеем, ножницы, губка и сучец для помазания. Чтобы по ошибке, при совершении крещения или миропомазания не употребить св. миро вместо елея и наоборот, сосуды для того и другого или делаются неодинакового вида или имеют надписи, на одном: «св. миро», на другом: «св. елей» (Требн. м. Петра Могилы , изд. 1646 г., о крещении, л. 16). Обыкновенно делаются и два сучца или кисточки для помазания – одна св. миром, другая – св. елеем. Все крещаемые имеют нужду в миропомазании; поэтому в Православной Церкви оно не отлагается на известное время, а соединяется с крещением (2 Всел. Соб., прав. 7; 6 Всел. Соб., прав. 95; Лаодик. Соб.. прав. 46; Прав., Испов., вопр. 105). Совершается же таинство миропомазания отдельно от крещения только в следующих случаях: а) когда возрастные присоединяются к Православной Церкви из иноверцев, которые получили правильное крещение, но не были помазаны св. миром 1133 , и б) при помазании Царей на царство. Миропомазание, бывающее сряду после крещения, совершается таким образом: после облачения новопросвещенного в белую одежду, священник произносит молитву, в которой просит Бога даровать новокрещешннму «Печать дара Духа Святаго», сохранить его в преподанном ему освящении и утвердить в православной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Представители мирян и духовенства третьего благочиннического округа Богучарского уезда, пребывая [в] спокойной и радостной работе, спешат выразить Временному правительству доверие, и не за страх, а за совесть будут повиноваться и исполнять все его распоряжения. С нетерпением ждем тот момент, когда спокойно свободный народ выскажет свою волю в Москве, сердце России, [на] Учредительном Собрании. И все мы во имя блага Родины подчинимся и тому решению. Да поможет Господь Бог первому народному правительству. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 97. Л. 167. Подлинник. 592. Телеграмма М.В. Родзянко съезда духовенства 43-го благочиннического округа Томской епархии 19 апреля 1917 г. Съезд духовенства 43 [-го] благочин[ническ]ого округа Томской епархии приветствует в лице вашем Временное правительство, вырвавшее дорогую родину из цепей рабства, [давшее] ей свободу. И всецело присоединяется к нему. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 154. Подлинник. 593. Телеграмма М.В. Родзянко духовенства 1-го Макарьевского благочин-нического округа Костромской епархии 19 апреля 1917 г. Духовенство первого Макарьевского [благочиннического] округа Костромской епархии приветствует вас, уважаемый Михаил Владимирович, как председателя Государственной Думы вместе с лучшими представителями ее, имевшего мужество для спасения нашей родины порвать узы царизма, угнетавшего своей тяжелой рукой жизнь государства и Православной русской церкви. Духовенство молит Бога об укреплении ваших сил по созданию новой свободной России и новой Православной русской церкви. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 157. Подлинник. 594. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову съезда духовенства и мирян П-го благочиннического округа Осташковского уезда Тверской губернии Третья декада мартавторая декада апреля 1917 г. Благородные могучие порывы лучших людей возродили Россию. Возглавляемое вами Временное правительство мудро выводит страну на светлый путь свободного гражданского ее устроения. Поднимается светлая заря новой свободной жизни и в церкви Христовой. Духовенство, церковные старосты и миряне округа 807 Осташковского уезда, собравшись на благочиннический съезд, стоят перед новыми задачами приходской жизни на началах свободы. Объединенные в горячем стремлении принести все силы своей души на благо Родины, просим принять наши приветствия и всемерную преданность Временному правительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Резолюц. 19 окт. 1866 г. Орлов . изд. стр. 64. 232 Проект инстр. благочин. церквей § 63. Душ. Чт. 1872 г. 1, 451; ср. резолюц. 3 сент. 1830 г. «предписать священнику, что и при всех возможных случаях должно ему назидательным словом стараться чуждающихся церкви привлекать и возвращать в ее матернее недро.» Юбил. сборн, стр. 265. 237 Письмо м. Филарета к архиеп. Твер. Алексию, Москва, 1883 г. стр. 149. Такие же точно отношения к раскольникам, т.е. чуждые всякой начальственности и официальности, м. Филарет признает наиболее целесообразными и со стороны архиереев. «Более удобства обращает, пишет он в одном из своих мнений по вопросам о расколе, и менее угрожает затруднениями не начальственное и формальное, а простое, добровольное сношение архиерея с раскольником, которого архиерей, по любви ко спасению душ, тщательно поищет и в котором кротко и миролюбиво примет разномыслящего, в котором и раскольнику менее будет повода поступать раздражительно, в котором наконец, и оскорбительное слово или действие раскольника менее будет иметь значения, как неприятность в приватном сношении, a не оскорбление прямого начальника». Собр. мнен. и отз. т. III, стр. 182. Такой же способ сближаться и беседовать с раскольниками: «кротце, по общежитию» советует м. Филарет и в частном письме к преосв. Евлампию Екатеринбургскому. Чтен, в общ, люб. дух. просв. 1877 г. отд. III – материалы, стр. 5. 238 Проект, инстр. благочин., § 63. Душеп. Чт. 1872 г. ч. II, стр 451; ср. Собран, мнен. и отз. т. V, ч. 2, стр. 583, § 3. 244 Резолюц. 16 мая, 1851 г. Душ. Чт. 1891 г., II ч.. 440 стр., ср. резолюц. 28 июня, 1835 г. Душ. Чт. 1872 г. ч. I., стр. 350. То же самое м. Филарет советует и архиереям; см. письмо его к Евлампию (Пятницкому) , еп. Екатеринбургскому, в котором он пишет: «пособий светского начальства православию осмотрительно и умеренно требовать надлежало». Чт. в общ. люб. дух. просв. 1877 г. III отд., материалы, стр. 9; ср. пис. его к преосвящ. Алексию Тверскому (стр. 269), где он пишет: «помощь гражданской власти надобно просить (только) против обличенных совратителей и против оказательства раскола».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

35 . Обязанности благочинного по отношению за наблюдением по ведению церковного хозяйства и исполнением правил церковным старостой, равно как и отношение старост к благочинному подробно изложены в §§ 48, 49, 50 и 51 инструкц. церковным старостам и в инструкц. благочинному. Благочинный обязан порученные его смотрению церкви посещать дважды в год, примечая и наведываясь все ли так делается, как в его инструкции предписано, и поступает во всем непременно повыше описанному в его инстр. (инстр. благочин. § 45). Благочинный обязан надзирать за старостами церковными, дабы сборы и расходы в данные от консистории книги записывались и никаких расходов без ведома причта, а больших и без согласия прихожан не чинили, чтобы церковный староста был снабжен Высочайше утвержденною Инструкцией, сообразно с которою и должен во всем поступать и наблюдать: А) сообразно ли с сею инструкцией ведется запись по книгам прихода и расхода церковных и свечных доходов и денег, собираемых от доброхотных дателей по особо выданным книгам, также записывается-ли приход и расход полагаемых на умерших венчиков и разрешительных молитв, которых в церкви всегда должно быть достаточное количество; Б) Сумма свечная, кошельковая и вся вообще церкви принадлежащая в таком-ли порядке хранится, как предписано инструкцией церковного старосты, т.е. за замком-ли и церковною печатью, хранящеюся в церкви в заведывании священнослужителей, a излишние отсылаются-ли в кредитные учреждения; В) с ведома-ли священно и церковно-служителей производятся мелочные расходы, a более значительные с разрешения-ли епархиального начальства; Г) нет-ли по приходу и расходу церковных сумм также венчиков и разрешительных молитв, какой-либо заимообразной раздачи а по свечным доходам и, не замечается-ли упадка оных против прошлого года и ежели окажется, то немедленно дознавать причину и доносить; Д) исправно ли с правилами отчетности ведутся приходо-расходные книги и по тем церквам, где получаются вспомогательные оклады, жалование, руга и правильно-ли производится раздел оных и своевременно-ли отдается отчет в них куда следует; Е) количество церковной земли, оброчные угодья и капиталы, положенные кем либо, на вечное обращение из процентов в пользу причтов или церквей, показываются-ли по клировым ведомостям, а церковные планы зданий, земель, межевые книги по описям; Ж) где имеются дома, лавки, мельницы, леса, луга, земли и другие угодья, с торгов-ли отдаются в наймы и с разрешения-ли епархиального начальства. (Инстр. благочин. § 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 Прежде чем духовная власть не сказала своего слова об известном событии, заключающем в себе признаки совращения, может иметь место только полицейское дознание или могут быть приняты полицией меры, предписанные в Уст. о пред. и прес. прест. (Св. Зак. т. XIV), но не может быть речи о начатии уголовного следствия именно потому, что даже приблизительно не решен вопрос, преступно ли самое событие, о котором идет речь? Совращение, о котором говорится в ст. 1006, может, согласно Улож. о наказ., означать: 1) как совращение из православного в иное христианское исповедание, так и в особенности 2) совращение в какую-либо ересь иди секту. Ст. 1006, требующая для начатия уголовного следствия разрешения Епархиального Начальства и тем устраняющая произвол со стороны низших органов власти, как гражданских, так и духовных, вполне согласна с теми правилами, которые содержатся в наставлении, данном 15 октяб. 1858 г. для руководства по делам о расколе. Так, в самом первом § этого наставления говорится: «в деле раскола гражданское начальство действует единодушно с духовным». В § 3 этого наставления сказано: «приходское духовенство ни в каких делах по предмету раскола не обращается с требованиями или доносами к светским властям, а входит по таковым делам с донесениями к своему епархиальному архиерею, и он со светским начальством входит в сношение только в обстоятельствах действительной важности и в определенных случаях совращения в раскол или в случаях соблазнительного для православных доказательства раскола». (Судеб. Уставы, изд. Государ. Канцел. С. ПБ. 1867 г , ч. II, стр. 368–370). 11 Детей раскольников с православными можно венчать и без согласия родителей первых (Высоч. утвержд. опред. Св Син. 28 окт. 1842 г.), но не иначе, как по присоединении к правосл. Церкви и когда дадут обязательство неуклонно пребывать и воспитывать детей в Православии (Инструк. благочин. 1 прим. к 18 прав.). 12 а) В видах удержания чад правосл. Церкви от раскольнических заблуждений, приходское духовенство должно следить за выставляемыми при дверях полицейских или волостных правлений (ст. 12 прав. прил. к ст. 1093, т. IX, изд. 1876 г) объявлениями о раскольниках, желающих записать брак свой в метрическую книгу, и по справке, не числится ли этот раскольник в списке православных прихожан, или не состоит ли он в браке, венчанном в правосл. Церкви, заявлять надлежащей власти в установленный законом семидневный срок о могущих встретиться препятствиях ко внесению раскольничьего брака в метрическую полицейскую книгу (Ук. Св. Син. 24 мар. 1875 г. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

пресв. приход. § 84) 53 . Но священник может совершатьТаинство Миропомазания не иначе как при посредстве мира, освещенного епископом. Отсюда возникает обязанность священника соблюдать: 1) прежде всего постановления Церкви относительно хранения мира, освященного епископом, 2) а потом правила относительно употребления св. мира, – помазания им других лиц. 1) Св. миро, полученное от епархиального начальства (от ключаря кафедрального собора чрез благочинных) 54 , должно храниться в алтаре на престоле (обыкновенно близ ковчега с запасными дарами) с честью и предосторожностью, подобающими святыне, в сосуде серебряном или хрустальном (Уст. Дух. Консист. ст. 39; Инстр. благочин. § 1). Так как Миропомазание соединяется с Крещением, а Крещение иногда совершается в частных домах, то часть св. мира, хранимого на престоле в сосуде серебряном, хрустальном или по крайней мере оловянном, вливается в небольшой стеклянный сосудец 55 , хранимый вместе с другим небольшим сосудцем для св. елея в так называемом крестильном ящике. Из предосторожности, чтобы при совершенииТаинства Крещения и Миропомазания не употребить св. елей вместо св. мира и наоборот, сосуды для св. елея и св. мира должны быть различны по своему внешнему виду, а еще лучше с надписями – на одном должна быть надпись «св. елей», а на другом – «св. миро». Стеклянные сосуды со св. елеем и миром должны замыкаться стеклянными пробками, а отнюдь не воском, потому что воск тает и мало-помалу будет опускаться в св. елей или в св. миро. Для помазания св. елеем и св. миром следует употреблять стручцы и притом отличающиеся один от другого по внешнему виду, а не заменять таких стручцов перышками, потому что перышки неудобны при помазании младенца. Крестильный ящик с сосудцами для св. елея и св. мира и прочими хранящимися в нем вещами должен содержаться в опрятности, чистоте и исправности 56 . 2) Чрез Миропомазание низводятся благодатные дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие человека в жизни духовной; а так как без благодати Св. Духа никто не может преуспевать в жизни духовной, тоТаинство Миропомазания признается необходимым для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Ни попа, ни наставника, ни даже уставщика у них нет, а есть только начетчица – девица, которая отчасти руководит ими, но особенного влияния и значения среди них не имеет. В отношениях с православными они большей частью уклончивы и вступать в разговоры о предметах веры совсем отказываются. Из селений Новозыбковского уезда, кроме вышеуказанных более заметных пунктов беглопоповщины, может быть отмечено еще с. Старый Кривець, в котором проживает одно семейство беглопоповцев, состоящее из 4 душ, – да и это семейство не из коренных жителей этого села, а из мещан пос. Клинцов, занимающихся в Кривце арендою земли. В 4 благочин. округе Сосницкого уезда есть незначительное число беглопоповцев (человек до 15), которые обыкновенно для исполнения своих треб уезжают в раскольнические слободы. Из этого краткого обзора беглопоповщины в Черниговской епархии видно, что она еще очень значительна по количеству своих последователей, но очень бедна и малозначительна своим внутренним содержанием, совсем почти не имея в своей среде необходимо-существенного для поддержания и продолжения своего существования, т.е. беглых попов. А потому нет ничего удивительного, что последователи беглопоповщины удобно поддаются воздействию на них пропагандистов австрийского священства, а нередко и беспоповщинских наставников, тем более что многие из беглопоповцев по своим внутренним содержанием, совсем почти не имея в своей среде необходимо-существенного для поддержания и продолжения своего существования, т.е. беглых попов. А потому нет ничего удивительного, что последователи беглопоповщины удобно поддаются воздействию на них пропагандистов австрийского священства, а нередко и беспоповщинских наставников, тем более что многие из беглопоповцев по своим воззрениям отстоят весьма недалеко от беспоповщинских доктрин, каковы, напр., лужковцы. Беспоповцы. На ряду с поповцами по австрийскому священству и беглопоповцами в разных посадах, слободах и селениях Черниговской епархии продолжают существовать в значительном количестве и беспоповцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Примечание. Благочинный обязан наблюдать над старостами церковными, где имеются дома, лавки, мельницы, леса. луга, земли и другие угодья, с торгов ли отдаются в наймы и с разрешения ли епархиального начальства (инстр. благочин. § 43 п. ж.). 148 . Недвижимые имущества, принадлежащие церквам ненужные для их употребления могут быть отдаваемы в наем не долее однако же как на двенадцать лет по распоряжение приходских священно-служителей, церковного старосты и почетнейших прихожан. Внутренние церковные здания не могут однако же быть отдаваемы в наем под торговые и трактирные заведения (т. X, ч. I, ст. 1711 изд. 1887 г.). Примечание. Арендный договор, заключенный на 12 лет с оговоркой в нем прав арендатора по истечении арендного контракта, удержать арендуемое имение за собою еще на 12 лет является арендным договором, заключенным на 24 года, а потому неправильным и со ст. 1691 и 1692 т. X, ч. I не согласным (гражд. кассац. департ. реш. 18 Окт. 1873 г.). 149 . При отдаче в оброчное или арендное содержание недвижимых и вообще оброчных статей, принадлежащих церквам, консистория входит в подробное соображение предполагаемой отдачи в арендное содержание, обозревает выгоду и законность условий контракта, и представляет свое заключение епархиальному архиерею (т. X. ч. I ст. 1712 зак. о сост. изд. 1887 г.; уст. дух. коне, ст.106, 126 и 137). 150 . Договор найма недвижимого имущества, составляется письменно со включением всех условий, договаривающимися постановляемых (там же ст. 1700). Договор найма подписывается обеими договаривающимися сторонами самими или их поверенными (там же ст. 1701). 151 . В местностях в коих не введено в действие положение о нотариальной части договор найма по подписании, представляется к засвидетельствованию у маклера, или, где оного нет в присутственное место (там же прим. к ст. 1701). Примечание 1. Договор, подписанный только одною из договаривающихся сторон, не делает его действительным, если другая сторона, подписавшая договор приняла его к исполнению (реш. гражд. кассац. департ. 1875 г. 805).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. духовного увещания, растворенного любовью, кротостью и долготерпением; е) таковые духовные увещания делать, пользуясь благоприятными случаями; ж) приобретать уважение и доверие раскольников рассудительным и беспристрастным образом мыслей и действий, опытностью, скромностью, сострадательностью и другими сему подобными свойствами; з) ни под каким видом не вмешиваться в их раскольнические требы, ниже в какие-либо полицейские распоряжения о противозаконных действиях, преследование коих не есть дело духовенства, и и) ни в каких делах по предмету раскола не обращаться с требованиями или вопросами к светским властям, но доводить о том до сведения своего епархиального архиерея (Ук. Св. Син. от 5 апр. 1845 г.) 8 . Обязанности пастырской учить прихожан вере и Закону Божию как нельзя более соответствует и обучение детей в школе. Посему епархиальному начальству вменяется в обязанность располагать и поощрять приходское духовенство к заведению и поддержанию при церквях училищ в виде простом и приспособленном к народному быту, для обучения детей поселян чтению, молитвам и началам катехизиса. Подобные училища заводить по возможности при монастырях мужских для детей служительских и прочих мужского пола, а при женских монастырях для детей женского пола (Уст. Дух. Консист. ст. 14). Священнослужители, со своей стороны, должны прилагать всякое старание к устроению при церквях церковно-приходских школ и ревностно заниматься обучением своих прихожан основным правилам веры и благочестия (сравн. § 48 Инстр. Благочин.) 9 . Церковно-приходские школы, открытые и открываемые духовенством, и находятся в заведовании духовенства (Указ. Син. от 30 июла 1862 года) 10 . Что касается до начальных народных школ, устраиваемых при пособии Мин. Нар. Просвещ. и земств, то духовенство приглашается оказывать все свое содействие к умножению и благоустройству этих школ (Ук. Св. Син. Ц. В. за 1875 г. 2) 11 и способствовать к упрочению религиозно-нравственного направления в них. Положение о начальных народных школах, Высочайше утвержденное 1874 года 25 мая/6 июня представляет приходским священникам или особым законоучителям с утверждения епархиального начальства право преподавать закон Божий в этих училищах 12 ; в силу того же положения духовные лица могут обучать в училищах и другим предметам, кроме того указанное положение сохраняет за духовенством и право участия в управлении народными училищами в лице своих представителей, назначаемых членами училищных советов,·наконец, оно вверяет местному епархиальному архиерею высшее наблюдение как за преподаванием закона Божия, таκ и вообще за религиозно-нравственным направлением обучения, предоставляя ему и лично обозревать училища или поручать это особо назначенным им духовным лицам (Ук. Св. Син. в Ц. В. 1875 г. 2. Срав. положение о начальных народн. школах Высочайше утвержд. 1874 г. 25 мая/6 июня 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008