Священник Попов, как председатель Совета, почел долгом довести об этом до сведения Начальника губернии. Получив отношение Директора Училищ от 9-го декабря 1868 г. и секретный рапорт Режицкого Благочин- —136— 1868 г. ного Перлашкевича от 29 января 1869 г., я обратился к Начальнику Витебской губернии Токареву 15 февраля 681) с просьбою обратить должное внимание на противозаконные действия Мирового Посредника Раздеришина и о сделанных по сему распоряжениях меня уведомить, для донесения о том Св. Синоду. В следствие сего командирован был в Люцинский уезд, для производства секретного дознания, Член Губернского по крестьянским делам Присутствия Черевин. Здесь мимоходом сообщу краткие сведения о личностях, принимавших участие в настоящем деле. Главный виновик дела – Раздеришин, уроженец Витебской губернии, отважный искатель приключений, бывший даже в Америке и нигде не нашедший счастья и спокойствия. Получивши должность Мирового Посредника, он неделю проводил в своем участке, и две в Петербурге, предаваясь забавам и увеселениям. Он позволял себе такую свободу, опираясь на близкого родственника своего, правителя дел Губернаторской Канцелярии, Попенченко, который не только заправлял канцелярскими делами, но управлял и Губернаторами, которых при нем сменилось несколько человек. В Министерстве нередко говорили, что в Витебске два Губернатора – такой-то и Попенченко. Токарев – Губернатор, родственник Потапова, действовавший в его видах и целях. Черевин – совоспитанник Потапова по каким-то школам и державшийся на своем месте по его протекции. В настоящем спорном деле он, в качестве следователя, был не более, как слепое и жалкое орудие Попенченки и Токарева. Результатом дознания, произведенного Черевиным, было то, что виновным в переведении училища из Ержеполя в Мариенгауз, от православной церкви к латинскому костелу, оказался не Раздеришин, а сам священник Попов, что это произошло по его вине. Побуждением для Раздеришина к переведению училища из Ержеполя было-де то, что крестьяне, дававшие содержание для училища, словесно жаловались ему, что дети их получают от священника Попова дурную пищу, что Попов занимает детей своими хозяйственными работами и уходом за скотом бо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§ 69. Подобно тому, как запрещаются у нас браки в случае несогласия жениха или невесты (см. выше Отд. II, § 15), так же точно никто не имеет права принуждать священника и к совершению таинства вопреки законам церковным или постановлениям гражданским (Св. Зак. т. X, ч. 1, стр. 30). – Виновные в этом подлежат тягчайшей ответственности, и по закону должны быть наказуемы, как и вообще всякие преступники уголовные (см. Улож. о наказ. 1869 г. ст. 1573, 2143). Вместе с этим для правильности законного брака необходимо требуется и то, чтобы он совершен был в личном присутствии сочетающихся, при двух или трех свидетелях, и непременно при всех причетниках того прихода, в котором он совершается (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 31; Инстр. благочин. § 24). Все так называемые тайные браки, т. е. совершаемые скрытно, без надлежащих оглашений, обманутым или подкупленным священником, не могут иметь никакой силы и значения, и брак, заключаемый таким образом, по всей справедливости, считается незаконным, а потому и недействительным, как и всякий противозаконный брак (Кормч. гл. L; сравн. «Зап. по ц. зак.» стр. 200). – Браки, совершенные в отсутствии жениха или невесты, как это допускается иногда на западе («О богослуж. Зап. ц.» Т. Серед. стр. 191), в нашей церкви никогда не были признаваемы, и виновные в их совершении всегда подвергались строжайшей ответственности, по закону (Анк. соб. пр. 11; Кратк. излож. канон. права митроп. Андрея Шатуны, стр. 131). § 70. Что касается брачных отношений между лицами не христианского исповедания, то и в этом случае, если одно из них, приняв христианство , пожелало бы но прежнему продолжать жить в супружеском союзе с прежним лицом некрещенным, брак между ними остается во всей силе и без утверждения оного венчанием по правилам церкви православной (Св. Зак т. X, ч. 1, ст. 79, 80). – Когда оба лица не христианской веры, состоящие в супружестве, приняв православие, захотят продолжать жить в супружеском союзе между собою но прежнему, брак их должен быть освящаем христианским таинством прямо после их крещения, и тогда брак их остается в своей силе, даже когда был совершен в степенях родства, возбраненных церковию (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 82–84).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

4); следовательно, ответственным лицом в правильности и аккуратности ведения церковного письмоводства является не псаломщик только, а и настоятель. Общий смысл и порядок канцелярского дела также дают понять, что обязательства возложенные на причетников по отношению к церковному письмоводству суть не более как обязанности переписчиков, но ничуть как обязанности единственно ответственных лиц за аккуратность, точность и своевременность ведения церковного делопроизводства и письмоводства. В непредставлении какого-либо рода отчетности по церкви, в опущении и неисправности церковно-приходских книг и записей и т. п. должен являться виновным не псаломщик, а прежде всего настоятель, так как, при уклонении или неумении причетника вести письмоводство, он вправе только пригласить на счет причетника переписчика, или принявши на себя сей труд, требовать вознаграждения от причетника, но не получает права последними обстоятельствами оправдывать неисправность и неаккуратность в церковном письмоводстве вообще. Когда родители новорожденного известны, но были повенчаны, без ведома причта, в чужих приходах и не доставили документов о своем бракосочетании, то в графе, в которой обыкновенно прописывается звание, имя, отчество и вероисповедание родителей, нужно писать так: «у такого-то и такой-то незаконнорожденный или незаконнорожденная», смотря по полу новорожденного. Так должно поступать на основании следующих данных: а) Священникам запрещается венчать чужеприходных, когда брак их мог бы совершить и свой причт (Инстр. благочин. § 18 пун. 5); следовательно, желающие вступить в брак должны венчаться в своих приходах. б) Желающий вступить в брак должен уведомить священника своего прихода, письменно или словесно, об имени своем, прозвании и чине или состоянии, равно как и об имени, прозвании и состоянии невесты (Св. Зак. т. X. част. 1 Зак. гражд. по прод. 1876 г, ст. 235); по сему уведомлению производится в церкви оглашение в три ближайшее воскресные и другие, встречающиеся между ними, праздничные дни, после литургии и затем составляется обыск...; если невеста принадлежит к другому приходу, то оглашение должно быть проведено и в ее приходской церкви (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

47 Особые правила об усовершении способов сохранности в монастырях, соборах и древнейших и значительнейших церквях церковных и различных вещей, древностей и библиотек, – см. ниже в главе о благочинных». 48 В некоторых епархиях существуют так называемые духовные Правления (напр., Читинская при епископе Селенгинском, викарии Иркутской епархии, Алеутское, Николаевское (на Амуре) и др.). В состав уездных духовных Правлений входят: уездный протоиерей со священниками – двумя или тремя. Отправления духовных Правлений состоят в следующем: 1) публикация чрез благочинных указов епархиального начальства и наблюдение за точным исполнением их; 2) производство следствий по проступкам и преступлениям духовных лиц и представление следственных актов на рассмотрение Консистории; 3) прием приходских документов для проверки и отправки в Консисторию. Метрические свидельства не выдаются из духовных Правлений (за исключением Читинского духовного правления), а только из Консисторий (См. Ук. 1824 г. фёвр. 7–марта 26; сравн. Уст. Конс. ст. 270 и прим. к ней). 49 В некоторых епархиях кроме епархиальных попечительств учреждены так называемые окружные благочиннические попечительства о бедных духовного звания и выработаны правила, или устав, которыми должны руководствоваться в своих действиях эти попечительства (См. напр. «Устав благочиннического попечительства о бедных духовного звания для 2 благочин. округа Пермск. уезда» в Пермск. Епарх. Ведом. за 1878 г. 5; или «Правила для окружных благочиннических попечительств о призрении бедных духовного звания», составленный донским епархиальным начальством. 50 Обязанности письмоводства могут безмездно принимать на себя священно- церковнослужители (Ук. Св. Син; 1866 г. 12 дек.). Те из священно- церковнослужителей, которые безмездно, примут на себя обязанности по письмоводству в попечительствах и окажут особое усердие по этой части, или деятельными трудами будут способствовать усилению средств своего попечительства, должны быть вознаграждаемы за сие предоставлением им лучших мест в лучших сравнительно с их сверстниками приходах, или испрошением установленных для духовенства наград (Ук. Син. 1866 г. .дек. 12 дня). Протоиерей или священник, исправлявший с особенным усердием должность члена епархиального попечительства о бедных духовного звания, имеет право на получение 3-й степ. св. Анны (Ук. Син. 1875 г, дек. 23 за 51. См. отд. о наградах и отличиях священно- церковнослужителей в III части книги «Права и обязанности пресвитеров»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

26); бракосочетание лиц, числящихся в чужих приходах, равно как пришедших из других приходов, без получения надлежащих сведений от тех причтов, в приходах коих они числятся и состояли, строго воспрещается даже и в таком случае, если бы одно лицо принадлежало и к тому приходу, в котором желающий брачиться временно проживает или в который на жительство недавно перешел (§ 41 той же Инструкц.). Отсюда видно, что желающее вступить в брак могут венчаться в чужих приходах не иначе как с ведома своего местного причта, – в) По совершении брака числящихся в других проходах, временно проживающих и проезжающих, должно выдавать таким лицам свидетельство и сверх того надписывать на паспортах об их браке (Инстр. благочин. § 41); священники долины иметь большую осторожность в показывании по своим исповедным росписям супругами таких лиц, кои на всегдашнее жительство вступают в их приходы и не ими венчаны, и в доказательство супружества своего никаких документов не представляют (§ 42 той же Инстр.). В силу таких правил, повенчанные в чужих приходах должны представить своему причту свидетельства об их браке венчавшего их причта, или паспорта, по которым они венчаны, с надписью об этом того же причта; в противном случае браки их остаются сомнительными 289 и лица такие не могут быть показываемы по исповедным росписям супругами. После всего этого легко понять, что и дети, рожденные от таких лиц, пока не будет представлено ими надлежащих доказательств о браке их, не могут писаться по метрическим книгам законными. Это согласно и со 120 ст. Зак. гражд. в том же X т. Св. Зак., в которой говорится, что для признания пред судом законности рождения следует доказать: во первых, действительность и законность брака, во вторых, само рождение от сего брака. Все дети, рожденный в законном браке, признаются законными, хотя бы они родились: 1) по естественному порядку слишком рано от совершения брака 290 , если только отец не отрицал законности их рождения; 2) по прекращении или расторжении брака, если только между днем рождения и днем смерти отца или расторжения брака прошло не более трехсот шести дней (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Отношение моё к пасомым двояко: хорошее и не совсем-то успешное. Хорошо, что я, в четыре года понявши характер православных рустиков, выполняю тотчас их желание, не морю у крыльца по целым суткам, не обременяю тяжёлым условием за требу, – за то и они меня ни в чём не оставляют. Во всякой нужде следует только сказать выборному деревни, – тотчас все готово. Пашня ли? Приедет целая деревня, в один день запашет, посеет и заборонит целое поле. Навоз возить – так посещают меня 70 человек и в один день вывезут, разобьют и запашут. На сенокос следует вывезти четверть вина и бочку пива, подкосят столько, что успевай убирать; даже дьячки в нашем селе по своей избалованности не все занимаются работой сами, но чужими плечами; а священники – самую малость делают помочами. Но сколь легко положение моё с прихожанами в отношении житейском, столь трудно напротив в отношении духовном. Сами можете представить тяжесть моего пастырского положения с младенцами христианской премудрости. Как ни научай, какие не принимай тоны убеждения, никак не потрафишь в свою пользу, – всё остаются теми же невеждами, как и привыкли быть. Это сокрушает мой дух, постоянно мучит совесть и повсечасно напоминает моему воображению страшный глас Господень: Оле пастыри Израилевы! крове овец моих от рук ваших взыщу. Точно, можно подействовать и на этот народ своею жизнью. Но, любезный друг, согласитесь сами, что человеку, обязавшемуся семейством, нельзя отвергнуться себя совершенно, по заповеди Божией, нельзя делать всё туне, нельзя избегнуть всех мирских порицаний и пересудов. Уповаю на милосердие Божие, молю Его беспредельную благость, чтобы делание моё в Божественном вертограде было не бесплодно; – да и от терния изыдет кипарис, да и от бесплодного камения произыдут чада Аврааму.... —256— 1844 г. Остаётся сказать вам ещё об особом классе моих духовных овец – дворянах, которых в моей пастве три дома. Живя в городе и постоянно имея обращение с сим народом, сами можете составить понятие и о моём к ним отношении. Они народ тонкий, проницательный; обращаться с ними надобно слишком умевши; покойник мой родственник Симский благочин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1772 г. ноябр. 23 дн.). Но запрещается под опасением ответственности прежде судебно-медицинского осмотра погребать умерших неестественной – насильственной смертью. По существующим постановлениям нельзя погребать прежде судебно-медицинского освидетельствования» тела: 1) умерших вскоре после механического наружного насилия 156 , от ушиба, от раны, от падения со значительной высоты и т. п.; 2) умерших скоропостижно с необыкновенными припадками, подающими повод к подозрению к отраве; 3) умерших по наружном употреблении вредных паров, мази, ванн, умываний, пудры и т. п.; 4) найденное мертвое тело со знаками наружных насилий, или без них; 5) найденное мертвое тело новорожденного младенца; 6) вообще тела людей, бывших, по-видимому, здоровыми и умерших скоропостижно от неизвестной причины 157 ; 7) также в тех случаях, когда есть подозрение в умышленном умерщвлении и изгнании плода, 8) и когда возникнут жалобы о приключившейся смерти от непозволительного лечения шарлатанами и другими лицами, не имеющими право на лечение (Св. Зак. т. XIII Уст. Врач. ст. 918). Сюда же относятся также тела мнимоумерших, замерзших, утонувших (там же), опившихся водкой и вообще самоубийц. Все подобные умершие не погребаются без свидетельства городской или сельской полиции (Син. Ук. 1828 г. март. 1 дн. Инстр. благочин. § 16 прим. пун. 3) 158 . К судебно-медицинскому осмотру и вскрытию тела умершего не может препятствовать принятие Св. Таин пред кончиной (Циркул. Мин. Внутр. Дел 1865 г. 15 янв.). Вскрытие мертвых тел священников, диаконов и монахов производится с разрешения епархиального архиерея при депутате с духовной стороны; в крайнем случае может быть произведено и с согласия благочинного при депутате с духовной стороны, и копия с протокола и осмотра тела сообщается депутатам, которые представляют ее епархиальному архиерею (Ук. Син. 1861 г. янв. 16) 159 . Тела умерших, предварительно освидетельствованные судебно-медицинской властью, погребаются потом по обрядам православной Церкви или лишаются христианского погребения, смотря по тому, как это будет решено лицами, производившими судебно-медицинский осмотр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

благочин. 1860 г. §18, примеч. 2). §37. Если же вместо этого обращается к священнику для повенчания лицо ему вовсе неизвестное, из другого отдаленного прихода или губернии, то священник может венчать его и по его паспорту. Но при этом каждый священник должен обращать строжайшее внимание на то, точно ли означено в паспорте, что желающий или желающая вступить в супружество в самом деле холосты или вдовы, или если вдовы, то после какого брака? и т.д. Вместе с этим, в случае венчания кого-либо из посторонних лиц по паспорту, священник должен аккуратно обозначать на их паспортах, с кем именно кого повенчал из них, и когда и в какой церкви совершено было браковенчание, чтобы затем, при перемене паспорта, подведомые власти могли обозначить на нем, что такое-то лицо именно состоит уже в брачном союзе, с кем и с какого именно времени (Св. Зак. т. X. ч. I, ст. 22 с примеч.). Венчать беспаспортных, а также «по адресным билетам“ и так называемым «отсрочкам“ отнюдь не дозволяется, и священник, совершивший подобное Венчание должен подвергаться наказанию так же, как и за совершение всякого незаконного брака вообще (Сравн. ниже Отдел. X). §38. Нечего и говорить, разумеется, что при повенчании каждого брака по паспорту, священники должны наблюдать самым строжайшим образом, чтобы паспорты эти не были просрочены, а также, чтобы на них не было никаких подчисток или помарок, неоговоренных законным образом. При этом если священник найдет хоть какое-либо законное основание для недоумения, то он должен тотчас отложить Венчание Брака, и затем не иначе приступать к его совершению, как после того, когда недоумение это разъяснится или разрешится законным порядком. Вместе с этим священники, особенно в столицах и больших городах, должны наблюдать, помечено ли на паспорте данного лица место его жительства, чтобы в противном случае не повенчать какого-либо бродягу, проживающего по фальшивому паспорту (Парлова, о браке). §39. Что касается до чиновников, служащих в гражданской службе, а также высших воинских офицерских и штаб-офицерских чинов, состоящих на службе, то таковые кроме всего прочего должны также представлять священнику и письменное свидетельство о согласии на вступление их в брак со стороны тех начальств, под ведением которых они служат, с подробным обозначением, кто из них сколько имеет лет, холост ли или вдов, и т.п. (Св. Зак. т. X. ч. I. ст. 9). Таковое же разрешение от своих начальств на вступление в супружество должны представлять священнику и те из штаб и обер-офицеров, которые захотели бы жениться, будучи во временном отпуску.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

105 В тех случаях, когда по какому-либо обстоятельству при крещении лица женского пола был один восприемник или при крещении лица мужеского пола была восприемница одна, то вышеприведенное правило должно оставаться во всей силе и не может подлежать какому-либо ограничению, т. е. в таких случаях восприемник уже не может вступать в брак с матерью своей крестницы и восприемница – с отцом своего крестника. 106 Чтобы жених и невеста свободнее могли заявить пред Церковью о вступлении в брак по собственному согласию и взаимному желанию, а не по принуждению со сторона родителей, последние обыкновенно и не присутствуют при браковенчании своих детей. 107 Личная родительская власть над детьми прекращается единственно смертью естественной, или лишением всех прав состояния, когда в последнем случае дети не последуют в ссылку за своими родителями (Св. Зак. т. X. част. I. ст. 178). 108 По силе ст. 6 X т. част. I Св. Зак. решительно «запрещается венчать без дозволения родителей, опекунов и попечителей». На этом основании предписано в 6 пункт, брачного обыска показывать, что жених и невеста «к бракосочетанию приступают по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют от родителей своих или опекунов, или попечителей дозволение. Между тем в Инстр. благочин. в пункт. 4 § 18 сказано, что «не должно венчать детей до известного возраста без воли родителей или опекунов». В первом случае закон безусловно запрещает венчать без дозволения родителей, а по втором запрещает венчать только до известного возраста, но не сказано: до какого именно возраста? Выходит разногласие и неясность в узаконениях, что приходское духовенство может поставлять в затруднение и приводить к ошибочным действиям. Курское епарх. Начал. разъяснило, что неопределенность в 18 § Инстр. Благ. относительно показания лет устраняется в сопоставлении этого § с 221 ст. X т. I част. Св. Зак., в какой статье говорится, что дети выходят из-под опеки, когда достигают гражданского совершеннолетия, т. е. когда им исполнится 21 год от рождения, тогда они вправе распоряжаться своим имуществом и вступать в разные обязательства без воли родителей или опекунов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

без производства формального следствия, а в административном порядке; о них прописывается только для сведения; 2) бытность под судом священно- церковнослужителя и по суду оправданного, что должно быть излагаемо так: «по такому-то делу, начавшемуся тогда-то, находился под судом, но по определению епархиального начальства, изложенному в указе консистории за таким-то, от суда и следствия освобожден и признан невиновным» и 3) выговоры и замечания, налагаемые по формальному суду (Харьк. Еп. Вед. 1882 г, 3, слич. Церк. Письм. прот. Чижевск. Харьков 1880 г. стр. 25). Об уничтожении штрафов, в формулярные списки внесенных, входить с представлениями запрещается; но если кто-либо из подвергшихся по разным случаям, отмеченным в штрафной графе послужного списка, отлично усердной службой загладит вполне прежний свой поступок, то дозволяется, не прежде как по беспорочном и отлично усердном прослужении им не менее трех лет после сделанного оштрафования, испрашивать в виде награды, чтобы такие штрафы не считать препятствием к награждению установленными за выслугу лет знаками отличия (т. III ст. 1423. Уст. служ. прав. См. также Ук. Св. Синода от 11 нояб. 1867 г. за 48 – о порядке и времени представления епархиальными начальствами Св. Синоду о снятии штрафов с духовных. 272 По § 8 инстр. благочин. наблюдению благочинного подлежат также просфорни, заштатные священно- церковнослужители, их жены и дети как не обучающиеся в школах, так и обучавшаяся, во время отпусков. 273 О детях-сиротах, обучающихся в каком-либо учебном заведении, должно быть упомянуто – на каком содержании они воспитываются, или получают ли стипендию. 274 По определению Холмско-Варшавской Консистории от 7–8 декабря 1881 года, заштатные священно- церковнослужители, а также вдовы и сироты священно- церковнослужителей, должны показываться в клировых ведомостях тех церквей, при которых первые остались за штатом, а вторые овдовели или осиротели, но отнюдь не по месту жительства их, с каждой переменой которого надлежало бы вести переписку о перечислении их из клировых ведомостей одной церкви в ведомость другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008