Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Всенощное бдение, или Всенощная, – 1) торжественная храмовая служба, объединяющая в себе службы великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа; 2) одна из форм православной аскетической практики: молитвенное бодрствование в ночное время суток. Почему всенощное бдение так называется? Всенощное бдение называется так потому, что в древности оно начиналось с вечера и продолжалось всю ночь до рассвета. Со временем, из снисхождения к немощам верующих, это богослужение начали совершать несколько раньше, кроме того, оно заметно сократилось, поэтому заканчивается теперь не утром, а вечером того же дня, когда началось. Однако прежнее название этого богослужения – всенощное бдение – сохранилось. В какие дни совершается всенощное бдение? Всенощное бдение служится накануне: Между великой вечерней и утреней, после ектении «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» бывает лития (от греч. – усиленное моление). На русских приходах она не служится накануне воскресных дней. Какие богослужения включает в себя всенощное бдение? Всенощное бдение состоит из трех богослужений: великой вечерни, утрени и первого часа. На практике, перед Всенощным бдением может совершаться служба девятого часа. Какая самая торжественная часть всенощного бдения? Всенощное бдение имеет несколько таких частей. Одна из них – полиелей (от греч. πολυλεοσ (полиелеос) (от греч. πολς – многий, и λεος – милость). Полиелей – это торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Господеви»). Другая не менее важная часть всенощного бдения, о которой нередко забывают, – великое славословие. Являющееся одним из древнейших песнопений Церкви, оно прославляет Бога Творца, Промыслителя, Искупителя, Спасителя и Жизнодавца и предваряется возгласом священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» В древности этим возгласом священник встречал первый луч утреннего солнца, так как великое славословие в составе утрени приходилось на раннее утро. Когда появилось всенощное бдение?

http://azbyka.ru/vsenoshhnoe-bdenie

Часть 2 Первая часть всенощного бдения. Всенощное бдение и его происхождение «Всенощным бдением» называется торжественное богослужение, которое совершается в ночь накануне воскресных дней, а также и великих праздников, имеющих в Типиконе знак креста в круге, напечатанного киноварью (красным цветом), и средних праздников, имеющих знак креста в полукружии, напечатанного киноварью. К великим праздникам, накануне которых совершается всенощное бдение, относятся все так называемые «Господские» и «Богородичные» «Двунадесятые праздники», а также: Рождество Иоанна Крестителя 24 июня, Усекновение главы Иоанна Крестителя 29 августа, свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла 29 июня, Обрезание Господне и память св. Василия Великого 1 января и Покров Пресвятыя Богородицы 1 октября. Средние праздники со знаком креста в полукружии, напечатанного киноварью (красным цветом), накануне которых также совершается всенощное бдение, суть следующие: день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 26 сентября, св. Иоанна Златоуста 13 ноября, св. Николая Чудотворца 6 декабря, Трех святителей Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о 30 января, св. Георгия Победоносца 23 апреля и второй день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая. Кроме того, всенощное бдение совершается еще в двух случаях: 1. Накануне храмовых праздников или в честь святого, мощи которого почивают в данном храме, и 2. Накануне средних праздников, имеющих знак креста, напечатанного киноварью (красным цветом) и примечание: «Аще изволит» или «Аще восхощет настоятель, творим бдение», исключая случая, если храмовой святой празднуется в день Св. Духа. В этом случае Великая Вечерня, бываемая обычно по литургии в день Пятидесятницы, совершается в свое время. Слово «бдение» значит «бодрствование», то есть провождение времени без сна. Всенощное бдение и ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшего Христа. Возглас иерея в конце всенощного бдения: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» относится к появлению первых солнечных лучей на востоке при наступлении утра. В некоторых местах, как, например, на Афоне, всенощное бдение и до настоящего времени продолжается всю ночь. В большинстве же современных монастырей и особенно в приходских храмах бдение, по немощи людской, а также несомненно и по крайнему небрежению к соблюдению устава и церковной молитве, сокращаясь все больше и больше, доведено до минимума продолжительности, чего признавать законным, конечно, нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Об общественном богослужении соединение повседневных служб между собою Службы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии назначены для известных часов дня. В древности, особенно в монастырях, эти службы совершались отдельно одни от других. Но Православная Церковь , снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз, а именно – все указанные службы она назначила совершать в продолжение суток в три раза, составив из них службу утреннюю, службу около полудня и службу вечернюю, время же дня, в которое совершаются по несколько служб вместе, совпадает с тем временем, которое Уставом указано для совершения каждой службы особо. Службы иначе соединяются между собою: 1) когда литургия совершается до вечерни; 2) когда литургия бывает после вечерни; 3) когда вовсе ее не бывает. Когда литургия совершается до вечерни, тогда соединение прочих служб между собою делается двояким образом, смотря по тому, бывает ли бдение или не бывает. Если не бывает бдения, то все службы совершаются в таком порядке времени, в каком положено совершать отдельно каждую службу, а именно: а) накануне служба вечерняя состоит из 9 часа, вечерни, повечерия. Затем б) служба утренняя – из полунощницы, утрени, 1 часа, соответствующего нашему 7-му. Наконец, в) служба полудня – из 3 и 6 часов и литургии. Если же совершается бдение, то потому уже, что бдение назначается всенощное (когда, следуя Уставу, не должно ложиться спать), не полагаются повечерие и полунощница. Бдение начинается вечернею великою. А так как великая вечерня бывает уже близко к ночи, по заходе солнца, то в обыкновенное время вечерни пред закатом солнца полагается пред бдением еще малая вечерня. Итак, когда совершается бдение, не бывает повечерия и полунощницы, а бывает, кроме великой, еще малая вечерня, и все службы совершаются в таком порядке: A. 9 час, малая вечерня, повечерие (малое – в приходских церквах). Б. Великая вечерня, утреня, 1 час (т.е. бдение). B. 3 и 6 часы, литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Крещенские купальни будут действовать в епархии января 2021 Большая городская иордань будет расположена в акватории Невы у Петропавловской крепости между Трубецким и Нарышкиным бастионами. Чин великого освящения воды в ней совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 19 января в 13:00. Крещенские купели, организованные в 2021 году при участии храмов и приходов епархии Колпинский район Свято-Троицкий собор (Колпино, ул. Володарского, 42) 18 января 9:00 - царские часы 10:00 - великая вечерня и Божественная литургия, великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани 19 января 7:00 - Божественная литургия 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 24:00 19 января. Храм святого благоверного великого князя Александра Невского (пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 217) 18 января 9:00 - царские часы, вечерня, Божественная литургия святителя Василия Великого, великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение с литией 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 24:00 19 января. Курортный район Храм святых апостолов Петра и Павла (Сестрорецк, Петровская наб., 1) 18 января 8:30 - часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды 18:00 - Всенощное бдение 19 января 6:30 - часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды 8:30 - часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды Погружения в иордань на озере Сестрорецкий разлив: с 18:00 18 января до 24:00 19 января. Храм преподобного Серафима Саровского (пос. Песочный, Ленинградская ул., 10) 18 января 9:00 - Царские часы, Великая вечерня, Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - Всенощное бдение 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 13:00 - водосвятный молебен у часовни преподобного Серафима Саровского с купелью на источнике у реки Чёрная (пос. Песочный, ул. Мельничная, д. 32, лит. А) с освящением воды на источниках и в купели

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Крещенские купальни будут действовать в митрополии января 2020 В канун праздника  Богоявления  и в день праздника, 18 и 19 января, при участии приходов Санкт-Петербургской митрополии будут организованы крещенские купальни. Самая большая городская иордань будет расположена в акватории Невы у Иоанновского равелина Петропавловской крепости. Чин великого освящения воды совершит  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  19 января в 12:30. Василеостровский район Храм Успения Пресвятой Богородицы Оптинского подворья (наб. Лейтенанта Шмидта, 27/2) 18 января 09:00 - часы, вечерня в соединении с Божественной литургией, великое освящение воды; 12:00 - начало раздачи воды; 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 07:00 - Божественная литургия; 10:00 - Божественная литургия, великое освящение воды. Погружения в иордань: 18 января с 11:00 до 00:00; 19 января с 00:00 до 05:00 и с 10:00 до 20:00. Колпинский район Свято-Троицкий собор (Колпино, ул. Володарского, 42) 18 января 09:30 - Царские часы; 10:00 - Великая вечерня и Божественная литургия, великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани, крестный ход к иордани. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды, крестный ход к иордани. Погружения в иордань: 18 января с 19:00 до 22:00; 19 января с 12:20 до 20:00. Храм святого благоверного великого князя Александра Невского (пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 217) 18 января 10:00 - Божественная литургия; 17:00 - Всенощное бдение, великое освящения воды, крестный ход и освещение иордани. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды. Погружения в иордань: 18 января с 19:00 до 01:00; 19 января с 12:00 до 23:30. Кронштадтский район Николаевский морской собор (Кронштадт, Якорная пл., 1) 18 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 13:00 - освящение иордани; 18:00 - великое повечерие, утреня, первый час; 23:30 - Божественная литургия. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды;

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=172...

Типикон Книга Типикон, или Устав, главным образом содержит указания на то, в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должны быть возносимы молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове и, особенно, Октоихе, Минеях и Триодях. Книга Типикон разделяется по своему содержанию на три части. Часть первая (от 1 до 47 главы), которую можно назвать «общею», содержит общие указания на порядок молитвословий и священнодействий, в каком они должны быть при общественном богослужении в известного рода дни. I Так как в седмичном кругу различаются между собою главным образом службы дней недельных (воскресных), службы дней седмичных, кроме субботы, и службы дней субботних, то в чинах и последованиях Типикона находятся общие указания троякого вида, прежде всего указывается на порядок службы недельной. Служба на день недельный (воскресный) бывает иначе отправляема, если совершается всенощное бдение, и иначе, если нет бдения, в Типиконе сперва указывается на службу, когда совершается бдение, в 1-й главе находится «Чин малыя вечерни», а во 2-й – «Чин великия вечерни», т.е. бдения всенощного и утрени воскресной. Эти чины находятся иногда и в Служебнике, Октоихе и других богослужебных книгах. В сих чинах указываются молитвословия как неизменяемые, так и изменяемые упомянутых служб, но изменяемые молитвословия только такие, какие должны быть читаемы или петы в недели (воскресения), если в них не случается никакого и малого праздника. Если же в неделю (воскресение) случатся разные праздники, то бывает перемена в изменяемых молитвословиях, и об этом указывается в следующих главах, именно: 3, 4 и 5. в них указывается на изменяемые молитвословия, которые должны быть на бдении в неделю (в воскресение), если в этот день случится память святого, которому по Уставу и в дни будничные должно быть бдение (гл. 3) или полиелей (гл. 4), или случится святой, поемый на 6, не имеющий полиелея (гл. 5). В сих главах нет указаний на неизменяемые молитвословия при богослужении, ибо они указаны в 1 и во 2 главах и бывают одни и те же при всех праздниках, указанных в 3, 4 и 5 главах Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛАЧНИКОВ (Калашников) Николай (1-я пол.- сер. XVIII в.), русский композитор, автор многохорных партесных духовных сочинений на 12 и 24 голосов. Биографические сведения о К. не обнаружены. Большинство произведений К.- «службы Божии» на 12 и 24 голоса, херувимские, концерты - созданы в стиле переменного, концертного партесного многоголосия. Образцом постоянного многоголосия, но без опоры на первоисточник, является Всенощное бдение на 12 голосов. Сочинения К. сохранились в комплектах рукописных певч. книг, выполненных в сер. XVIII в. и принадлежавших преимущественно новгородскому архиерейскому хору (ГИМ. Син. певч. 354, 355, 358). Уникальный сборник многохорных композиций ГИМ. Син. певч. 354 содержит два 24-голосных произведения К., обозначенные в реестре в партии 1-го баса как «Служба Божия: Творение: Калачникова: в которой две Херувимские и два роспева Достойно есть: 24 голоса:» и концерт «Иже заповеди Божия сохраняет: праведной: Ел[изавете]». Отсутствующая в реестре рядом с названием концерта фамилия композитора выписана во мн. партиях перед нотным текстом («Калачников»). В партии 4-го тенора рядом с концертом 23 имеется пометка «1744 го[ду]». Создание концерта на текст стихиры из службы св. прав. Елисавете скорее всего указывает на его посвящение имп. Елизавете Петровне (возможно, расцвет творчества К. совпал с временем ее правления). К 40-м гг. XVIII в. относится и рукопись ГИМ. Син. певч. 358, в которую включены 3 произведения К.: «Херувимская болшая» (имеет пометки: в реестре - «Калачник», в партии 3-го баса - «Н. Калачникова», в партии 1-го баса - «Н. Калашникова»), концерт Вознесению Господню «Восприемлему Тебе» 23, в партии 1-го баса с пометками «Творение Н. К.», «Н. Колачников» на л. 48, «Н. К.» на л. 51 об.) и «Всенощное бдение на 12 голосов, творение Николая Калачникова». Концерт Вознесению Господню содержится также в рукописях сер. XVIII в. (ГИМ. Син. певч. 46, 1318).

http://pravenc.ru/text/1319931.html

III. Воскресное богослужение § 31. Воскресное Богослужение Воскресное богослужение, или (по октоиху) Богослуженье недели (т.-е. недельного дня) есть праздничное в кругу седмичном, и молитвословия и песнопения поются в большей части из октоиха, нежели из минеи. Оно бывает со всенощным бдением и без бдения. С Пасхи до Воздвижения положено совершать на воскресные дни всенощное бдение с малою пред ним вечернею; а с Воздвиженья до Пасхи, если не случится в воскресенья великих праздников со бдением, положено совершать с вечера великую вечерню с 9-м перед нею часом и повечерием после нее; а утром – воскресную полунощницу и утреню с 1-м часом. Утреня совершается с полиелеем, если воскресенья будут стоять от 22-го сентября до 20 го декабря, и от 14-го января до недели сырной (кроме недели мытаря и фарисея) – и без полиелея; но со чтением Евангелия, если воскресенья будут стоять от недели сырной до 22-го сентября, и от 20-го декабря до 14-го января. Вместо полиелея поются тогда непорочны или псалом 118-й. Когда в воскресные дни надлежит петь полиелей и вместо него непорочны – это указывается в следующем порядке времени года, начиная с недели ап. Фомы: а) в неделю ап. Фомы – полиелей без паримий, б) в следующие недели до Пятидесятницы – непорочны, в) в Пятидесятницу – полиелей, г) с недели всех святых до 21-го сентября – непорочны, д) с 22-го сент. по 20-е декабря – полиелей, е) с 20-го дек. по 14-е янв. – непорочны, ж) с 15-го янв. до недели мытаря и фарисея – полиелей, з) в неделю мытаря и фарисея – непорочны, и) в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную – полиелей с присоединением пения псалма: «На реках Вавилонских», и) с 1-й недели Великого поста до 5-й включительно – непорочны, к) в неделю Ваий – полиелей. Примеч. Если в какие недели случится празднование святому с подиелем или бдением, то всегда поется полиелей. Чинопоследование воскресного богослужения I. Со всенощным бдением II. Без бдения С вечера сперва совершается служба 9-го часа, потом – малая вечерня, а после нее – всенощное бдение, – днем часы и литургия 1. Девятый час совершается по обычному чину, а затем без отпуста часа – малая вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Церковное торжество 100-летие со дня открытие мощей Святителя Иннокентия Указ Его Императорскаго Величества, Самодержца Всероссийскаго, из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Тихону, Архиепископу Иркутскому и Верхоленскому, – от 3 января 1905 года за 31 По указу Его Императорскаго Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: рапорт Вашего Преосвященства, от 4 декабря 1904 года за 3285, коим ходатайствуете о разрешении совершить в 8 и 9 день февраля 1905 года по представленной программе церковное празднование в ознаменование столетия со времени открытия Св. Мощей Святителя Иннокентия, перваго Епископа Иркутскаго. Приказали: Обсудив означенное ходатайство Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: в ознаменование столетия со времени открытия Св. Мощей Святителя Иннокентия, почивающих в соборном храме Иркутскаго Вознесенскаго монастыря, разрешить Иркутскому Епархиальному Начальству совершить в 8 и 9 день февраля 1905 года церковное празднование согласно выработанной Епархиальным Начальством программе. О чем уведомить Ваше Преосвященство указом. Церковное торжество в Иркутской епархии 9-го февраля 1905 года, в память 100-летия со дня открытия честных и многоцелебных мощей Святителя Иннокентия, 1-го епископа Иркутскаго, почивающих в Иркутском Вознесенском монастыре 1. 8 февраля в Иркутском кафедральном соборе и во всех градских, монастырских, сельских и миссионерских церквах Иркутской епархии совершается всенощное бдение Святителю Иннокентию, с чтением акафиста и жития, а 9 февраля – литургия и по окончании ея молебен Святителю Иннокентию со звоном. 2. В Вознесенском Св. Иннокентия монастыре 8 февраля всенощное бдение совершается Архиерейским служением. После 1-й кафисмы – чтение жития Святителя Иннокентия; после 2-й кафисмы слово; во время пения «Хвалите Имя Господне» – износятся на средину храма Святыя Мощи и затем совершается акафист Святителю Иннокентию; прочее по общему чиноположению. 3. 9 февраля в Иркутских градских церквах совершается ранняя литургия (начало в 6 часов утра), кроме Кафедрального собора,       Знаменскаго и Князе-Владимирскаго монастырей и Успенской Крестовоздвиженской, Михаило-Архангельской и Глазковской Николо-Иннокентиевской церквей, в которых совершается поздняя литургия в обычное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В храмах города и области отметят праздник Богоявления января 2024 В храмах Санкт-Петербурга и области 18-19 января состоятся празднования Крещения Господня (Богоявления) . После богослужений пройдут омовения в освященных водоемах.  Большая городская иордань расположена в акватории Невы у Петропавловской крепости (прибрежный участок напротив Екатерининской куртины между Трубецким и Нарышкиным бастионами). Чин великого освящения воды в ней совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 19 января в 13:00.  ВАСИЛЕОСТРОВСКИЙ РАЙОН Успенское подворье Оптиной пустыни (наб. Лейтенанта Шмидта, 27/2) 18 января 08:00 - царские часы. Изобразительны 09:40 - великая вечерня и литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды 11:00 - молебен. Освящение иордани возле храма 16:50 - великое повечерие с литией. Утреня. 1-й час 19 января 06:40 - часы. Божественная литургия 09:35 - часы. Божественная литургия 16:50 - вечернее богослужение Погружения в иордань: с 11:00 18 января до 05:00 19 января; с 10:00 до 14:00 19 января КОЛПИНСКИЙ РАЙОН Свято-Троицкий собор (Колпино, ул. Володарского, 42) 18 января 9:00 - царские часы 10:00 - великая вечерня c литургией. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани 19 января 9:30 - часы. Божественная литургия. Великое освящение воды 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - великая вечерня Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 23:59 19 января Храм святого Александра Невского (пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 217) 18 января 9:00 - царские часы. Изобразительны. Великая вечерня. Божественная литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение с литией 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - великая вечерня Погружения в иордань: с 19:00 18 января до 23:59 19 января; КУРОРТНЫЙ РАЙОН Храм святых апостолов Петра и Павла (Сестрорецк, Петровская наб., 1) 18 января 8:30 - царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010