" Дар языков " июня 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе " Почти два месяца и в богослужении, и в домашнем правиле опускалась молитва " Царю Небесный " , и сегодня мы молились Духу Святому, чтобы Он пришел к нам, - сказал владыка в проповеди. - Запели - и стало тепло на душе, ощущение, что Дух Святой близко, с нами. Конечно, Он нас никогда не покидает, Духом Святым всякая душа живится. Если Его нет - все живое умирает. Есть чрезвычайные дары Духа Святого, о них сегодня мы и рассуждаем. В Пятидесятницу Господь завершил Свой искупительный подвиг. После своего Воскресения Он позволил ученикам уйти в Галилею: они пережили тяжелейшее испытание - стали свидетелями страданий и смерти Спасителя, и им нужно было покинуть Иерусалим, чтобы прийти в себя. Христос их там не раз посещал, когда они ловили рыбу. А перед Вознесением " собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым " (Деян. 1:4-5). Пока они оставались со Христом, у них не было чрезвычайных даров Святого Духа. А когда Он вернулся к Отцу, выполнил обещание - послал им Святого Духа " . " Они получили дар говорения на других языках ради той огромной миссии, которую им предстояло совершить: идти по всему миру, проповедовать Евангелие, крестить людей и учить тому, чему они научились у Спасителя, - продолжил архипастырь. - Для этого нужно было, чтобы люди слышали их проповедь на родных им языках. Тогда наше учение становится понятным: оно разумное и в то же время сердечное, его можно понимать и умом, и сердцем, но для этого нужно слышать на родном языке. Так вот, Господь удостоил рыбаков дара языков, каким не обладают даже студенты-лингвисты. Те языки учат по несколько лет, а апостолы получили все в одну минуту. Святой Дух сошел на них, и они сразу же вышли с проповедью, разговаривая с собравшимися на их языках. Все дивились: откуда простые рыбаки так хорошо знают не родную им речь? Они несли Слово Божие, и важно понимать, что Господь все слова произнес для каждого из нас. Ученики их запомнили и записали в Евангелии. Пока не было Евангелия, устно передавали услышанное и крестили людей: в один день три тысячи человек крестилось - проповедь апостола Петра так легла на сердца, что все покаялись. И дальше жили уже в единомыслии, в молитве, по-христиански. Крещенные тоже получали дар Духа Святого в сердце и соединялись со Христом " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Долгожданный Мессия " января 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в соборе Петропавловской крепости " Накануне Крещения Господня на Иордане появился Иоанн Предтеча - удивительный и суровый аскет, - сказал владыка в проповеди. - Он стал призывать людей к покаянию, говоря, что приблизилось Царство Небесное, нужно покаяться, иначе в него не войти. Некоторые подумали, что это Мессия. Он слишком выделялся среди людей, такого нигде не видели. В народе ходили разговоры, что родился Мессия. Об этом говорили и праведный Симеон Богоприимец, и другие, которые видели Христа в храме еще Младенцем. Но куда Он делся? Может быть, Его убил царь Ирод? Ходили разные слухи. И когда появился Иоанн Креститель, люди подумали, что он Мессия. Но Иоанн сказал, что это не так, Спаситель идет за ним. Предтеча уже практически завершал свое служение, но неожиданно для него вдруг в толпе появляется Сын Человеческий. Обычно его звали плотником, сыном Иосифа из Назарета, но когда Он зашел в воду, раздался голос Отца Небесного: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф. 3:17). И Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая слова Отца Небесного. Сам Сын Божий принимает Крещение, и вся Троица является на Иордане. Это было первое явное откровение. Иоанн Креститель переживал, что Иисус намеревался креститься у него, а не наоборот. Но Он сказал: " Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду " (Мф. 3:15). Когда люди заходили в воду, Иоанн Креститель держал их там долго, пока они не исповедует все грехи, а поскольку Господь не имел грехов, Он зашел и тотчас вышел. Когда Христос второй раз пришел на Иордан, Иоанн сказал народу: " Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира " (Ин. 1:29). Он назвал Христа Мессией, которого народ долго ждал. Люди прислушались к этим словам. Иоанн даже отдал своих учеников Христу, чтобы они пошли за Ним, потому что Ему нужно было возрастать, а Иоанну Предтече умаляться. Впереди его ждали застенки царя Ирода, он выполнил свою миссию - указал на Христа как на Спасителя, за которым все теперь должны идти " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Из этого правила могут быть, однако, исключения. Иные из чтецов обладают даром вкладывания в молитву такого религиозного чувства, которое увлекает всех слушающих их. Так, о. Иоанн С. имел всегда обыкновение сам читать канон на утрени. Он читал его так, что многие присутствующие плакали. Про чтение молитвы в храме о. Иоанн С. писал так: «Глаголы Святого Духа, дышащего в молитвословиях Таинств и церковных служб... при настоящем тщании и радении служат источником пресладкого мира, радости в Духе Святом и даже источником здравия телесного, ибо слова молитв при службах и Таинствах, читаемые с верою, благоговением, страхом Божиим, спокойно и с горящим духом, имеют несомненное и чудное свойство вместе с душою оживотворять, укреплять и исцелять самое тело наше. Это дознано опытом». А вот другой пример. В г. Петракове в городском соборе в начале этого столетия был псаломщик, еще не старый человек. При чтении первого часа на всенощном бдении он выходил на середину собора и читал его так, что большинство из присутствовавших молились с ним со слезами. К моменту чтения первого часа не только никто не уходил из собора, но многие из прихожан приходили к концу всенощной специально для того, чтобы прослушать его чтение. Следует подчеркнуть, что помимо общей храмовой или семейной молитвы каждому из христиан непременно надо иметь и свою личную молитву: каждому надо приучать себя к личному общению с Господом. Вместе с тем у каждого могут быть и даже должны быть и свои личные просьбы к Господу, которые возможно принести лишь при личной отдельной молитве.  Глава 16 БДЕНИЕ Это — ночь бдения Господу. Исх. 12, 42 Евангелист Лука пишет про Господа: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6, 12). Итак, пример ночной молитвы дан нам Самим Господом. Молились ночью и апостолы. Апостол Павел пишет про свой образ жизни: «в трудах, и бдениях, и постах»; «часто в бдении, в голоде и жажде» (2 Кор. 6, 5; 11, 27). В письмах к Тимофею ап. Павел так характеризует вдову-христианку: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5, 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Интересно, что Иоанн Воин – святой, о котором крайне мало что известно. Но откуда такая способность помогать? Именно реальная, активная помощь, как у святителя Николая Чудотворца? В чем состоял тот самый подвиг святого Иоанна Воина, который привлек к нему столь обильную благодать?.. Мы этого не знаем. Но, может, один ключик к разгадке… Про Святителя Николая известно, что он при жизни очень любил людей. Не аскетическими, не иными подвигами он прославился, хотя это тоже изобильно было, но готовностью душу свою положить за людей. И про святого Иоанна доподлинно известно, что он принимал странников и убогих, на свои деньги лечил их, был им великим помощником и даже после смерти завещал похоронить его на безымянном кладбище для бродяг. Поистине, во всем разделить их жизнь, и даже смерть.   Традиционная икона святого мученика Иоанна Воина Икона св. Иоанна Воина из Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. Удивительно, но на этом редком образе мы видим святого Иоанна в преклонных летах Не в этой ли любви секрет их духовного могущества? Не об этом ли говорит пророк: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея?.. О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( Мих. 6, 6-8 ). Нам, живущим в миру 1 , хорошо бы об этом почаще вспоминать. Рассказ прихожанки: — Дочка Дашенька, трех с половиной лет. Родители взяли ее на Всенощное бдение. Малышка устала и стала себя плохо вести. Мама провела работу: «Будешь плохо себя вести, больше на службу не возьмем…». Даша, в слезах, обещала больше так не делать. На следующее утро между мамой и дочерью состоялся такой диалог: «Мам, а я больше не буду себя плохо вести в храме, я буду молиться». – «Хорошо, милая, а о чем ты будешь молиться?» Подумав: «Чтобы поскорее домой пойти!»

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

На всякий день благословлю Тебя и восхвалю имя Твоё вовеки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. трижды. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. (3) Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя. Господи, Ты стал для нас прибежищем от рода в род. Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой. Господи, к Тебе я прибег, научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет. Простри милость Твою к знающим Тебя. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. трижды. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (3) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Святый Безсмертный, помилуй нас. Святой Бессмертный, помилуй нас. Таже высочайшим гласом: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. Тропарь праздника. Слава, и ныне: Богородичен. В воскресенье тропари глас 1, 3, 5, 7 Днесь спасение мipy бысть,/поем Воскресшему из гроба,/и Начальнику жизни нашея:/разрушив бо смертию смерть,/победу даде нам и велию милость. В сей день совершилось спасение мipa!/Воспоем Воскресшего из гроба/и Начальника жизни нашей,/ибо уничтожив смертию смерть,/Он дал нам победу и великую милость. Глас 2, 4, 6, 8 Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада,/разрушил еси осуждение смерти, Господи,/вся от сетей врага избавивый;/явивый же Себе апостолом Твоим,/послал еси я на проповедь,/и теми мир Твой подал еси вселенней,/Едине Многомилостиве.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

" Обещание радости " июня 2021 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Вознесения Господня в Колпине " Сорок дней мы радовались Светлому Христову Воскресению, сегодня утром праздновали отдание Пасхи, а за Всенощным бдением мысленно перенеслись на гору Елеонскую, где произошло судьбоносное событие Вознесения Господня, - сказал владыка в проповеди. - Христос в этот день собрал Своих учеников, Свою Мать, ближайших последователей, которые ходили за Ним по Святой земле, и еще раз дал им наставления, призвал продолжать дело, которое Он начал, - спасение людей. Господь пообещал послать к ним в Иерусалим Духа Святого, который восполнит их силы для служения Церкви Божией. Этот праздник, с одной стороны, - расставание с Господом, с другой - обещание радости, поскольку Спаситель сказал, что уходит на небо, чтобы приготовить обители для всех, кто будет следовать за Ним, то есть и для нас. Обещание послать им Святого Духа утешало апостолов, они радовались, хотя долго смотрели на небо, куда Господь вознесся, пока не явились ангелы и не сказали им: " Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1:10). То есть ангелы пообещали, что Иисус вновь также придет на землю плотию. Тогда апостолы возвратились в Иерусалим " . " Господь много говорил о Царствии Небесном, - продолжил архипастырь. - Он показал, что наш путь тоже лежит на небо, указал дорогу туда, поэтому мы чаще должны думать о небе. Когда мы думаем о нем, это не значит, что забываем землю: нельзя нам отрываться от нее, у нас здесь много обязанностей - гражданских, церковных, семейных. Земля требует сил, труда, но все-таки мы должны думать постоянно о Боге и вечной жизни, все земные дела совершать под знаком вечной жизни. Если будем настоящими последователями Христа, наша жизнь будет другой. Господь даст нам качества, необходимые в Царствии Небесном: любовь, милосердие, смирение. С людьми, обладающими этими качествами, приятно находиться. Дар любви - печать Божия. Если человек любвеобильный, он - Божий, на нем благодать, с ним Бог общается " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

По 8й песни канона диакон: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим. После катавасии 8 песни диакон: Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим. Песнь Пресвятой Богородицы Лик: Величит душа Моя Господа/и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Хор: Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. К коемуждо стиху припеваем: Честнейшую Херувим/и славнейшую без сравнения Серафим,/без истления Бога Слова рождшую,/сущую Богородицу, Тя величаем. Честью высшую Херувимов/и несравненно славнейшую Серафимов,/девственно Бога-Слово родившую,/истинную Богородицу – Тебя величаем. Яко призре на смирение рабы Своея,/се бо, от ныне ублажат Мя вси роди. Что призрел Он на смирение Рабы Своей;/ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Честнейшую Херувим: Честью высшую Херувимов: Яко сотвори Мне величие Сильный,/и свято имя Его,/и милость Его в роды родов боящимся Его. Что сотворил Мне великое Сильный,/и свято имя Его,/и милость Его в роды родов к боящимся Его. Честнейшую Херувим: Честью высшую Херувимов: Сотвори державу мышцею Своею,/расточи гордыя мыслию сердца их. Соделал Он сильное рукою Своею,/рассеял надменных в помышлениях сердца их. Честнейшую Херувим: Честью высшую Херувимов: Низложи сильныя со престол,/и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ,/и богатящияся отпусти тщи. Низложил властителей с престолов/и вознес смиренных, алчущих исполнил благ/и богатых отослал ни с чем. Честнейшую Херувим: Честью высшую Херувимов: Восприят Израиля отрока Своего,/помянути милости,/якоже глагола ко отцем нашим,/Аврааму и семени его даже до века. Поддержал Израиля, отрока Своего,/вспомнив о милости, –/как Он сказал отцам нашим, –/к Аврааму и семени его навеки. Лк 1: 46–55 Честнейшую Херувим: Честью высшую Херувимов: По 9й песни, аще убо несть неделя: Достойно есть: Аще же есть неделя, по ирмосе ектения. И 9 песнь канона. После катавасии 9й песни, или “Достойно есть:”, ектения малая. Светилен дня или праздника. В воскресенье диакон возглашает Диакон: Свят Господь Бог наш.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

Продолжил Господь беседу с Ахазом, говоря: «Испроси себе знамения у Господа Бога твоего в глубине или в высоте». И сказал Ахаз: «Не буду просить и не буду искушать Господа!» И сказал Исаия: «Послушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас доставлять затруднение людям? И как вы Господу причиняете затруднение? Потому Господь Сам даст вам знамение: вот, Дева зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил. Масло и мед Он будет вкушать; прежде чем сможет Он познать или предпочесть худое, изберет доброе: ибо прежде, чем познает этот Младенец доброе или злое, Он не подчинится пороку, чтобы избрать доброе». И сказал Господь ко мне: «Возьми себе свиток новый, большой, и напиши на нём человеческим пером, что скоро совершится захват добычи – ибо он настал. И свидетелями Мне сделай верных людей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина». И приступил я к Пророчице, и понесла Она во чреве и родила Сына. И сказал мне Господь: «Нареки Ему имя: «Скоро отними, быстро разграбь», ибо прежде чем научится Младенец звать отца или мать, захватит Он силу Дамаска и добычи Самарии пред лицом царя Ассирийского». С нами Бог – познайте, народы, и покоряйтесь, услышьте до предела земли. Могучие, покоряйтесь: ведь если вновь усилитесь, вновь и побеждены будете. И какой бы совет вы ни замыслили, разрушит Господь, и какое бы слово ни сказали, не останется в силе у вас, ибо с нами Бог!   Ис 7:10–16; 8:1–4, 8–10 Пятая паремия — чтение пророчества Варуха о Воплощении Бога Слова: Это – Бог наш, не сравнится с Ним никто иной. Изобрел Он всякий путь познания и дал его Иакову, отроку Своему, и Израилю, возлюбленному Им. После (же) того Он на земле явился и обитал среди людей. (Вар.3:36-38) Шестая — толкование Даниилом сна царя Навуходоносора о повергнутом идоле на ногах железных и глиняных. Воздвигнет Бог небесный Царство, которое вовек не разрушится, и Царство Его другому народу не будет оставлено; и обратит оно в прах и развеет все царства, а само будет стоять вовеки. (Дан.2:35) Всенощное бдение Рождества Христова

http://pravmir.ru/sluzhby-rozhdestva-xri...

равный Отцу в всех божеских совершенствах, как истинный Бог по существу Своему едино с Богом Отцем. Сей единородный Сын Божий в начале был у Бога, и по воле Отца все через Него сотворено, как благовествует Богослов: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу; вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин. 1:1, 3 ). Единородный Сын Божий, от вечности предопределенный быть Спасителем мира, в определенное время пришел в мир, восприняв наше человеческое естество со всеми его немощами, кроме греха, и совершил спасение человеков, – пострадал и умер на кресте за грехи всего мира, а потом воскрес, вознесся на небо и ниспослал от Отца Всесвятаго Духа Утешителя в день пятидесятницы и всегда ходатайствует о людях перед Богом Отцем, усвояя Свои искупительные заслуги всем истинно верующим в Него, к их освящению и спасению. Единородный Сын Божий Иисус Христос, по обетованию Своему, благодатно всегда пребывает в устроенной Им на земле церкви и есть единая верховная Глава её, с которой все истинные христиане тесно и неразрывно соединяются, как ветви с лозой, как члены тела со своей главой. Единородный Сын Божий Иисус Христос, по данной Ему от Отца власти, при скончании мира приидет судить живых и мертвых; и тогда, совершив праведный суд над всеми, воздаст каждому по делам, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор. 5:10 ), и одни, за добрые дела, получат вечное блаженство, а другие, за пороки и беззакония, будут ввергнуты в огонь вечный, во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов ( Мф. 25:30 ). Говорим: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и слова: «Святаго Духа» обращают нашу мысль к третьему Лицу Святой Троицы. Дух Святый – от Отца предвечно исходящий и единосущный Богу Отцу и Сыну, истинный Бог – в начале, вместе с Отцем и Сыном, творил сей мир, как сказано в книге Бытия: и Дух Божий ношашеся верху воды ( Быт. 1:2 ), и у псалмопевца: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их ( Псал. 32:6 ). Дух Святый, везде сый и вся исполняяй, по воле Отца, промышляет о всем мире и в особенности о человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Самое существенное влияние на формирование вечерни оказал преподобный Савва Освященный (+ 532 г.) основатель «Великой лавры» — известного мужского монастыря в Иудейской пустыне и создатель Иерусалимского устава, используемого по настоящее время в Православных церквях. Именно Иерусалимский устав был положен в основу современного чинопоследования православной вечерни. Читайте также: Всенощное бдение с пояснением Вечерня в Ветхом Завете Ветхозаветное богослужение сводилось в своей основе к совершению жертвоприношений. Как уже говорилось выше, вечернее жертвоприношение предусматривало вдобавок ко всему зажигание светильника, поддержание его горения в течение всей ночи и воскурение фимиама. Запись об этом мы можем найти в книге Исход 30:8: «И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» . Упоминание о вечерней молитве встречается и в книге Левит 24:1-4: «И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это — вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда». Сегодня мы не совершаем жертвоприношений в том виде, как это было принято в Ветхом завете. Однако в привычной нам вечерне сохранились элементы ветхозаветной службы: каждение и возжжение светильников. Такое родство с ветхозаветной практикой неудивительно. Апостолы происходили из иудейской среды и несли проповедь о Христе в первую очередь своим соотечественникам. Именно поэтому некоторые аспекты новозаветного богослужения напоминают элементы из практики ветхозаветной молитвы. Вечерня в Новом Завете Есть мнение, что основой вечерни в новозаветную эпоху стала агапа — вечернее собрание христиан для молитвы и вкушения пищи. Об обычае совершать агапу писал христианский апологет Тертуллиан, живший в конце II — нач. III века в Северной Африке. Тертуллиан упоминает о возжжении светильников, каждении, пении гимнов и традиции присоединять к богослужению трапезу.

http://foma.ru/vechernja-chto-jeto.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010