Однако вернемся к вопросу о разнообразии в построении различных служб, обусловленном той свободой, какую в данной области сам Типикон предоставляет настоятелю. Как эта свобода осуществляется? Имеет ли она границы? В какой мере свобода эта была расширена в современной богослужебной практике? Даруя настоятелю такую свободу, Типикон не раскрыл ее общих принципов. В этой области Типикон следует своему обычному методу, то есть предвидит и уточняет определенное число случаев. Вот некоторые из них: 1) В гл. 6 “О бдениях всенощных”, лист 13 Типикона, изданного Святейшим Синодом русской Церкви в Москве в 1904 году, в более чем 68 случаях, когда в этой главе 2 предписано непременное совершение всенощного бдения, мы читаем, что настоятель по желанию может править такую же службу и в другие памятные дни, нарочито указанные в Типиконе 3 , если он видит, что его клир и паства имеют неусыпное тщание о своем спасении. 2) Гл. 7 лист 13 об. того же издания показывает, что совершать всенощное бдение в воскресенье не столько обязательно, сколь желательно. Действительно, настоятель, согласно указаниям той же самой главы, если хочет, может вместо этой службы петь великую вечерню и утреню. 3) В гл. 8, где речь идет о евхаристических богослужениях (там же, лист 15 об.), мы узнаем, что в таких северных странах, как Россия, настоятель может свободно избирать для совершения этих служб часы дня, отличные от тех, которые в Типиконе предусмотрены для Палестины. 4) В гл. 13 (там же, лист 24 об.) речь идет о богослужении в субботу. Настоятель может, если желает, править субботнюю службу как обычную, а не как службу по усопшим, то есть иначе, чем предписано в Октоихе. На практике так именно и делается. Субботнее богослужение совершается как богослужение по усопшим лишь в исключительных случаях: в субботу недели сырной, в субботу накануне Пятидесятницы, которые специально предназначены быть днями поминовения усопших. 5) Гл. 15 (там же, лист 27) позволяет настоятелю совершать всенощное бдение в субботу, если святому, чтимому в этот день, положено бдение, даже если суббота эта приходится на попразднество 4 .

http://pravmir.ru/ashhe-izvolit-nastoyat...

При последних словах этой молитвы: «Молитвами Пречистыя Твоея Матере…», иерей поворачивается лицом к Иконе Богоматери, и лик поет, по обычаю: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых….» Затем иерей вновь славит Господа: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!» Лик поет: «Слава и ныне», «Господи, помилуй» трижды, «Благослови!» Иерей произносит Малый отпуст. Лик поет: «Аминь. Господи, помилуй» трижды, и этим всенощное бдение оканчивается. «О бдениих всенощных, бывающих чрез все лето» повествует нам шестая глава Типикона, которая насчитывает в году 52 воскресных бдения, а всего со всеми праздниками 68 бдений, оговариваясь, что, аще предстоятель произволит, могут быть бдения и в другие дни, а также неопустительно «должно есть бывати» бдению в день храмового праздника. Подробным образом устав всенощного бдения излагается в нескольких главах Типикона: главным образом в 2-ой и 3-ей главе а также в главах: 4-ой, 5-ой и 15-ой. В 48-ой главе Типикона изложен Месяцеслов во весь год, в котором помещены все так называемые «Марковы главы», в 49-ой главе устав Св. Четыредесятницы и в 50-ой главе устав Св. Пятидесятницы. В этих главах надо внимательно искать разрешения всех недоуменных случаев. 4. Служба полиелейная В дни так называемых «Средних» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах знаком креста, напечатанного красным цветом, совершается уже не Всенощное бдение, а служба, носящая название «Полиелейной». Эта служба во многом похожа на Всенощное бдение, но имеет и некоторые существенные отличия от него, так, прежде всего: В полиелейной службе Вечерня и Утреня не соединены вместе, а совершаются отдельно: Вечерня с вечера, накануне праздника, а Утреня утром; Непосредственно, перед вечерней читается 9-ый час (Малой вечерни не бывает). По окончании молитвы 9-го часа отдергивается завеса и священник исходит пред царские врата и начинает Вечерню возгласом: – «Благословен Бог наш…», и чтец: – «Приидите поклонимся… «далее предначинательный псалом 103-й не поется, а читается, отверстия царских врат и каждения не бывает; «Блажен муж»: поется только 1-ый антифон; На «Господи воззвах» стихиры бывают на 6, от произволения же на 8; все они берутся только из Минеи данному празднику; Стихиры на литии не поются, лития и благословение хлебов не совершается; После «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» поется Тропарь святого единожды, Слава, и ныне, богородичен воскресен по гласу тропаря, а, если предпразднство или попразднство, то, вместо богородична, Тропарь праздника. Затем диакон возглашает: «Премудрость!» Лик поет: «Благослови!» Иерей: «Сый благословен Христос Бог наш…» Лик: «Утверди Боже…» Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас…» и далее отпуст великий по дню (смотри Служебник). Лик: Многолетие. Такая вечерня носит название Великой вечерни.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Ответ: Нет.   Вопрос 3. А) Что приближает сердце человека к Богу? Ответ: Милосердие. Б) Требует ли милосердие рассудительности? Ответ: Нет.   Вопрос 4. Чему подобно милосердие монахов? Ответ: Воспитанию детей у мирян. Вопрос 5 . Что следует делать тому, кто не имеет возможности подавать милостыню? Ответ: 1) Иметь любовь к братиям, 2) Иметь милосердие в душе.   Вопрос 6. А) Каким является человек, имеющий милосердие, но не имеющий праведности? Ответ: Слепым. Б) Когда милосердный человек может считаться совершенным? Ответ: – Когда он милует без различия всех людей, раздавая плоды своих трудов, – терпит обиды и – милует своих обидчиков.   Вопрос 7. A) Что духовно воспитывает милосердие? Ответ: Оно воспитывает душевное ведение. Б) Что возбуждает благодарность принимающего? Ответ: Она возбуждает щедрость дающего. B) Как следует подавать милостыню? Ответ: – С великодушием, щедростью и – с радостным лицом.   Вопрос 8. А) С чем должно сочетаться милосердие? Ответ: Со смирением. Б) Что приобретает милующий нищего? Ответ: Попечение Божие о себе. В) Кто лишается премудрости Божией? Ответ: Немилостивый.   Вопрос 9. А) Какой путь ведет человека к духовной любви? Ответ: Путь милосердия. Б) От чего рождается милосердие? Ответ: От любви.   Вопрос 10. A) Кто является милосердным? Ответ: Тот, кто милует всех без различия. Б) Что помогает приобрести милосердие? Ответ: Презрение к временным благам. B) Что служит проявлением милосердия? Ответ: Терпение и готовность переносить обиды.   Вопрос 11. Что рождается от веры милосердия? Ответ: Чистота. Вопрос 12. А) Что должно сопутствовать добрым делам? Ответ: Милосердие. Б) Что противоположно милосердию? Ответ: Правосудие. Бдение Вопрос 1. Какой плод приносят человеку безмолвие, чтение божественных Писаний и бдение? Ответ: Слезы.   Вопрос 2. А) Что является самым главным духовным деланием монаха? Ответ: Всенощное бдение. Б) Что приобретает подвизающийся в бдении? Ответ: Великие дарования и херувимские очи, позволяющие постоянно пребывать в небесном созерцании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Всенощное бдение заканчивается многолетием Государю Императору, всему царствующему дому, святейшему синоду, местному епископу и всем православным христианам. Первый час В. Что называется первым часом? О. Первым часом называется первый час дня, и следовательно первый час молитвы. Христианину всего приличнее это время освящать молитвою и просить Бога о том, чтобы провести наступающий день так, как следует истинно православному христианину. Кроме того, на первомь часе христианину напоминается тот знаменательный 1-й час дня, когда Христос, проданный беззаконным Иудою, был в узах, ночью был веден от судьи к судье – от Каиафы к Пилату. (Извест. чит. в служебн.). Первый час оканчивается: а) напутственною молитвой священника, б) хвалебною, – благодарственною песнию, составленною константинопольскими христианами в честь Божией Матери, много раз спасавшей их от тяжких бедствий. Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная. Мы, рабы Твои, Богородица, Тебе поборающей по нас Военачальнице приносим победную и благодарственную песнь за то, что избавлены от бед. И Ты, как имеющая силу непобедимую (и впредь), охраняй нас от всяких бед; а мы будем взывать к Тебе: радуйся Невеста Неневестная (т. е. Чистая, Пречистая Дево) Различие повседневной вечерни и утрени от всенощного бдения Всенощное бдение, обыкновенно бывающее по праздникам и воскресным дням имеет больше торжественности, больше света и пения. А на повседневной вечери и утрени бывает больше чтения. Так на повседневной вечерне в самом начале её не отверзаются царские врата, не бывает тогда кажденья, не слышно и пения псалма о сотворении мира: «Благослови душе моя, Господа.» Не поется «Блажен муж». Не бывает ни вечернего входа, на чтения паремий, ни литии и благословения хлебов. Точно также и на утрени после начального возгласа и кратких общеизвестных молитв: «Святый Боже» и пр. бывает чтение двух псалмов, краткая ектенья о Государе и затем чтение шестопсалмия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

В управлении Игуменьи Анны число монашествующих возросло очень на много, с 70 человек до 100 и более. В настоящем году проживает 150 человек. За самыми малыми исключениями все они крестьянки, преимущественно из Вологодской и Костромской губерний. X. Жизнь монашествующих Цель монашества – осуществить высокие идеалы христианства в возможной полноте и совершенстве. Монашествующие по своей идее – цвет христианства, избранные лица, посвятившие себя на служение Богу и давшие обет девства, послушания и нестяжательности. Богоугождение и благочестие – главная стихия их души. Все стремления и вся энергия их сосредоточены на усилии освободиться от чувственных влечений и порывов самолюбия и дать торжество духу. Эти начала положены в основу правил, по которым располагается жизнь в монастырях вообще и в Галичском женском в частности. 1.Центральное место здесь занимает богослужение, молитва общая, молитва частная, богомыслие и чтение религиозно-нравственных книг. Богослужение здесь отправляется в строгом согласии с предписанием церковного устава, без выпусков и поспешности. В будни отправляются такие службы: утром – утренние молитвы, полунощница, часы 1,3, 6 и обедня (с 5 часов – 9 часов включительно); вечером 9-й час, вечерня и повечерие (с 4 час. – 5 часов вечера во время с 14 сентября до Фоминой недели и с 5–6 часов вечера – в остальное время года). В праздничные дни – накануне совершается всенощное бдение с половины 6-го и до 8 ил 8:30 часов в осеннее и зимнее время и с 6–8:30 или 9 часов в весенне и летнее время. В храмовые и торжественные праздники всенощное бдение продолжается 4 часа. В самые дни праздников – 2 обедни: ранняя с половины 6 и до 8, а иногда до 8:30 ч. и поздняя с 9–11:15 часов. В праздники средние со всенощным бдением отправляется одна обедня с 8–10 часов. В каждый четверг – поздняя литургия (с 8:30 часов), а после нее поется молебен Святителю Николаю Чудотворцу с акафистом ему. В великом посте службы идут в таком порядке. С 5–8:30 часов полунощница, утреня и 1-й час, с 10–12 или 12:30 часов – часы с вечерней и преждеосвященной литургией (когда положено), с 4–5 часов вечера – повечерие. Во все субботы отправляется 2 обедни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Архангельский , Кастальский, В. Л. Лирин , игум. Никифор (Кирзин)) версий песнопения ( Потёмкина. 2008. С. 24-29). Существуют также обработки напева Киево-Печерской лавры иером. Нафанаила (Бачкало) , А. С. Фатеева (см. в ст. Фатеевы ), «вятское» «Н. о.» А. П. Есаулова , симоновское, «церковного напева» прот. В. М. Металлова , знаменного распева П. Г. Чеснокова (Ор. 11, 4, 1905), Правдолюбова 1), закарпатского напева Трубачёва, болгарского распева (гласы 3, 8) архиеп. Ионафана (Елецких ; ныне митрополит). Кастальский использует демественный напев («Ныне отпущаеши» 1, «демеством», 1904), а также «мелодию по старой рукописи» («Ныне отпущаеши» 2, 1904). В совр. обиходе «Н. о.» может исполняться на 6-й глас. В изд. «Обиход церковного пения. Всенощное бдение». Неизменяемые песнопения. Осмогласие» (М., 2005. С. 91-93) помещены «Н. о.» киевского распева, а также киевского распева в обработке В. А. Бирюкова и киево-печерского напева . Сочинения XIX-XXI вв. на текст «Н. о.» представляют широкий диапазон различных форм и авторских стилей: от простых песнопений для церковного обихода до развернутых композиций концертного характера. К этому тексту обращались композиторы, работавшие в Придворной певческой капелле (прот. П. И. Турчанинов , А. Ф. Львов , Г. Я. Ломакин (2 сочинения)), композиторы петербургской школы 2-й пол. XIX - нач. XX в. (А. А. Копылов , М. А. Гольтисон (3 сочинения), прот. М. А. Лисицын (2 сочинения)), композиторы московской синодальной школы (А. Т. Гречанинов (соч. 34, 1904), Кастальский (3 сочинения), П. Г. Чесноков (3 сочинения), В. С. Калинников (1912), А. В. Никольский (Ор. 17. 2; Всенощное бдение. Ор. 26, 4), Н. C. Голованов (для муж. хора). С кон. XIX в. особую группу составляют композиции с соло, представляющим прямую речь Симеона Богоприимца. Их авторами являются Н. И. Соколов (тенор соло), А. А. Архангельский (тенор соло), Ф. Е. Степанов 3, баритон соло), Г. М. Давидовский (2 сочинения, тенор соло, альт и бас соло), Л. И. Ергичев (тенор соло), К. М.

http://pravenc.ru/text/2578003.html

«Литургия киевская» в Ирмологионе 1720 г. из Правобережной Украины. Переписчик Т. Чехович (НБУВИР. Ф. 1. 7477. Л. 109 об.— 110) «Литургия киевская» в Ирмологионе 1720 г. из Правобережной Украины. Переписчик Т. Чехович (НБУВИР. Ф. 1. 7477. Л. 109 об.— 110) Происхождение напевов-«спутников» позволяет уточнить смысл названия «киевское» для традиционных песнопений. Так, в сопоставлении с западноукраинским «острозким» напевом «киевский» представляет локальную центральноукраинскую (возможно, именно киевскую) редакцию. Острожский напев применялся наряду с К. р. в 4 песнопениях: предначинательном псалме, стихах «Блажен муж», задостойнике «О Тебе радуется» и кондаке «Возбранной Воеводе» (такая редакция текста названия характерна для большинства укр. списков до кон. XVIII в.). Во мн. Ирмологионах напевы с названиями «киевское» - «острозкое» приводятся рядом для песнопений «Блажен муж» (его острожский напев нередко «вводится» во «Всенощное бдение киевское…»; см.: НБУВ ИР. Ф. 301. 91 л; Шевчук. 1989. С. 36) и «О Тебе радуется». В отличие от них предначинательный псалом и кондак представлены в каждом сборнике только одной из укр. версий, чаще острожской. Наиболее показательная пара напевов для кондака «Возбранной Воеводе»: острожский - болгарский (с названиями или без них); киевская редакция применяется крайне редко, чаще в центральноукр. Ирмологионах (также в Супрасльском). Если в краткой редакции «киевского» цикла все песнопения относятся именно к этому распеву и представляют традиц. певч. стиль (знаменный юго-западнорус. редакции), то в цикл расширенного состава могут вводиться песнопения различного происхождения, неоднородные по муз. признакам. Чаще других в «киевские» циклы включались «болгарские» песнопения (с названием или без него): напр., во всенощное бдение - полиелей «Хвалите имя Господне», в литургию - «Достойно есть» (в разных вариантах и редакциях основного болгарского мелодического типа), «Да исполнятся уста наша» и др. В сопоставлении с «болгарскими» и «греческими» образцами атрибуция «киевское» становится показателем укр. певч. традиции.

http://pravenc.ru/text/1684569.html

Соч.: Дорога в Китеж//Театр. 1966. 10. С. 100-106; Памятники русской культуры//Сов. музыка. 1968. 3. С. 74-79; О симфонизме Рахманинова: Очерк 1//Сов. музыка. 1973. 4. С. 83-93; Симфонизм Рахманинова и его поэма «Колокола»: Очерк 2//Там же. 1973. 6. С. 88-98; 7. С. 86-98; История русской музыки. М., 1979. Т. 2: 2-я пол. XIX в. Кн. 2: Н. А. Римский-Корсаков; То же. М., 1984 2; Расширяется сфера исследований: [«Памятники русской хоровой культуры»]//Сов. музыкант. 1982. 9 (999), 2 июня. С. 4 (совм. с Т. Ф. Владышевской); Жанр «славянских» произведений в русской музыке: Их культурно-исторические и муз. истоки//Нек-рые проблемы отеч. муз. культуры: (Генезис и эволюция жанров. Своеобразие творческой личности): Сб. науч. тр./МГК. М., 1987. С. 141-161; Научные связи советских и болгарских музыковедов//Сов. музыкант. 1987. 5 (1088), 25 марта. С. 2; Проблематика докладов: [Памятники рус. хоровой музыки: По мат-лам II науч.-метод. конф.]//Там же. 1987. 13 (1096), 30 сент. С. 2; «Всенощное бдение» Рахманинова и рус. искусство рубежа веков: (К вопр. об интерпретации памятника)// Рахманинов С. В. Всенощное бдение. М., 1989. С. 73-78; «Симфонические танцы» Рахманинова: (К проблеме историзма)//Сов. музыка. 1989. 1. С. 92-100; 2. С. 76-84; Мусоргский и русская музыка нач. XX в.: Нек-рые параллели и сопоставления//М. П. Мусоргский: Совр. проблемы интерпретации: (К 150-летию со дня рождения): Сб. науч. тр./МГК. М., 1990. С. 5-27; Цена подлинника: [о постановке 1-й ред. оперы «Борис Годунов» Мусоргского]//Сов. музыка. 1990. 8. С. 42-49; «Всенощное бдение» Рахманинова и рус. искусство рубежа веков//Сов. музыка. 1991. 5. С. 4-9; 7. С. 91-97; Песнопения всенощного бдения в интерпретации Рахманинова: (Из истории памятников рус. хоровой музыки)//Муз. культура Средневековья. М., 1992. Вып. 2. С. 183-186; О трагическом в «Борисе Годунове» Мусоргского//О композиторском и исполнительском творчестве рус. музыкантов. М., 1993. С. 88-107. (Науч. тр. МГК; Сб. 3); Литургия св. Иоанна Златоуста [Рахманинова]//Муз. академия. 1993. 3. С. 148-155; Хоровой цикл ор. 31 С. В. Рахманинова в контексте литургического богослужения//С. В. Рахманинов: К 120-летию со дня рождения (1873-1993). М., 1995. С. 15-29. (Науч. тр. МГК; Сб. 7); О Литургии ор. 31 Рахманинова//Келдышевский сб.: Муз.-ист. чт. памяти Ю. В. Келдыша, 1997/ГИИ. М., 1999. С. 176-183; Хоровые циклы Рахманинова//Традиционные жанры рус. духовной музыки и современность: Сб. ст., исслед., интервью. М., 1999. Вып. 1. С. 66-117; История и легенда: Образ Псковитянки в опере Римского-Корсакова//Н. А. Римский-Корсаков: К 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти. М., 2000. С. 9-36. (Науч. тр. МГК; Сб. 30); О религиозно-нравственной основе «Хованщины» М. П. Мусоргского//Из истории рус. муз. культуры: Памяти А. И. Кандинского. М., 2002. С. 7-30. (Науч. тр. МГК; Сб. 35); М. А. Балакирев//История русской музыки. М., 2009. Вып. 2. Кн. 1. С. 227-320; Статьи о русской музыке. М., 2010.

http://pravenc.ru/text/1470207.html

901 Стилистическую несамостоятельность Аллеманова отмечал еще в самом начале XX века М. Лисицын в своем «Обзоре духовно-музыкальной литературы» (С.-Петербург, 1901, перечислено 110 авторов духовно-музыкальных произведений и 1500 их произведений), стр. 4–19, особенно под 3, 7, 13, 19, 92, 93. 902 Так они поются и в Сербской Церкви, в которой церковные напевы сильно отличаются от русских церковных напевов. 903 Напомним, что кондак «Дева днесь» является самоподобном для песнопений 3-го гласа тропарного типа. См.: И. Гарднер: Забытое богатство (о пении на подобен). Варшава, 1930, стр. 25. (Отдельный оттиск из журнала «Воскресное чтение»). 907 Для ознакомления с современной греческой безлинейной певческой нотацией имеет значение книга, написанная Д. Аллемановым совместно со Зверевым: Современное нотописание Греческой Церкви. С.-Петербург, 1907, ОЛДП, CLXVI, 8 о , 58 стр. (Москва, Синодальная типография). Однако эта работа уступает превосходному труду: J.B. Rebours: Traité de psaltique. Théorie et pratique du chant dans l " église greque. Paris (Picard); Leipzig (Otto Harrassovitz). 1906. 8 о , 290 pp. 909 В. Виноградов : Против церковности в музыке. Москва, 1931. (Государственное музыкальное издательство), стр. 20. Маленькая (33 страницы формата 16 о ) брошюрка пропагандистского, резко антицерковного (и вообще антирелигиозного) направления. Однако в ней можно найти материал, ценный для историка русского церковного пения после революции 1917 года. 910 Н. Голованова ко времени революции был одним из помощников регента Московского Синодального хора при регенте Н.М. Данилине и директоре А.Д. Кастальском. Впоследствии Н. Голованов был дирижером Московского Большого театра и профессором Московской консерватории. 911 «Всенощное бдение», оп. 37, С. В. Рахманинова напето в богослужебном исполнении (т.е. напето все воскресное всенощное бдение в неделю 7-го гласа), причем неизменяемые песнопения (кроме ектений) все взяты из партитуры Рахманинова, а передвижные, гласовые песнопения – по обычному напеву, за исключением антифона степенна 7-го гласа знаменного роспева, который взят из знаменного роспева в хоровой обработке другого композитора, т.к. у Рахманинова гласовые песнопения в партитуре «Всенощной» отсутствуют. Напета эта пластинка двумя хорами: 1) смешанный хор – известный немецкий хор Johannes-Damascenus-Chor в г. Эссене (Западная Германия), под управлением Карла Линке, исполняет произведение Рахманинова; 2) мужской хор «Руссикума» в Риме, под управлением партера Людвига Пихлера, исполняет все гласовые песнопения. На пластинке имеются все полагающиеся возгласы диакона, священника, все чтения. Пластинка издана фирмой Christophorus-Verlag i/Br. (Западная Германия), SCK 70319. Съемка была сделана в конце 1967 или в самом начале 1968 года. Более подробно см.: Gardner Johann v. Diskographie des russischen Kirchengesangts: «Ostkirchliche Studien». Wurrzburg, 1968, Band 17, Heft 2/3. S. 192–196. Nr.169 (108).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Куралесин (баритон соло), В. Г. Самсоненко (тенор соло, муж. хор), А. В. Александров (баритон или бас соло), П. Г. Чесноков (Ор. 40, 4, бас соло), К. К. Варгин 2), М. П. Речкунов (сопрано соло), Н. М. Уваров (2 сочинения, бас/баритон соло, сопрано соло), М. П. Строкин (баритон соло), А. А. Третьяков 6, баритон соло), В. Г. Соколов (бас соло), митр. Иларион (Алфеев) (Всенощное бдение, 4, баритон соло). Жанровая природа этих соло различна: оперное ариозо, былинный сказ, народная песня. Кастальский сопроводил «Н. о.» 1 (демеством) ремаркой: «Исполнять баритоновое соло автор просит как можно строже, проще и по возможности звучно. Так называемое пение «с душой» здесь совершенно не уместно» (М., 1904. С. 2). Уникальную жанровую трактовку имеет «Н. о.» Рахманинова: киевский распев, исполняемый тенором соло, звучит на фоне остинатно повторяющихся у хора ритмических фигур в характере колыбельной. По воспоминаниям, композитор хотел, чтобы это песнопение было исполнено на его похоронах ( Рахманинов. 2010. С. 148). Песнопения на текст «Н. о.» принадлежат также свящ. Д. В. Аллеманову , А. А. Андрееву-Оксару , И. Я. Андриевскому, Ф. А. Багрецову , Н. Н. Белову , В. Д. Беневскому , диак. И. В. Богданову, иером. Викторину , Н. Е. Вифляеву , В. П. Войденову , Н. М. Данилину , В. А. Жданову , свящ. В. Н. Зиновьеву , А. В. Касторскому , Г. И. Рютову , свящ. В. Ф. Старорусскому , Н. Н. Толстякову (см. в ст. Толстяковы ) (2 сочинения), архим. Феофану (Александрову) , совр. композиторам Г. П. Дмитриеву (Всенощное бдение, 5), В. А. Успенскому и др. Лит.: Свод напевов. 2002. С. 249-255; Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765-1825). М., 2004; Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX - нач. XX в.: Страницы истории. М., 2007. С. 66, 226, 263, 299 [о произв. Старорусского и Рютова и их публ.]; Потёмкина Н. А. Стилевое своеобразие неизменяемых песнопений совр. церк. обихода на примере песнопения «Ныне отпущаеши»//Вестн. РАМ им. Гнесиных. 2008. 2. С. 21-30; Рахманинов С.

http://pravenc.ru/text/2578003.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010