Просительная ектения. Священник: Мир всем. Лик: И духови твоему. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Главы наша Господеви приклоним. Диакон: Главы наши пред Господом преклоним. Лик: Тебе, Господи. Молитва главоприклонения. Хор: Тебе, Господи. Молитва главопреклонения. Аще есть бдение исходим в притвор, поюще стихиру храма или праздника, совершающе литию. Священник же и диакон с кадильницею исходят вкупе северною страною, предыдут же им со двема лампадома. Слава, святаго. И ныне, Богородичен. И прочая. В дни, когда совершается всенощное бдение, выходим в притвор храма со светильниками и кадилом и творим литию – усердное всенародное моление. Хор поет литийные стихиры праздника (на воскресном бдении – стихиры храма), диакон же кадит святые иконы, священника и народ, затем произносит прошения. Если бдение не служится, сразу же после молитвы главопреклонения поются: Таже стихиры стиховны. Стихиры на стиховне Аще несть праздника в нихже глаголем настоящия стихи: В непраздничные дни стихи из псалма 122: Стихира 1 Стих 1: К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны. Стих: К Тебе возвёл я очи мои, живущему на небесах. Вот, как очи рабов – к рукам господ их, как очи рабыни – к рукам госпожи её, так очи наши – ко Господу, Богу нашему,/доколе Он не пожалеет нас. Стихира 2 Стих 2: Помилуй нас Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничижения гордых. Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо с избытком мы насыщены презрением. С избытком насыщена душа наша поношением от благоденствующих/и презрением от гордых. Стихира 3 Слава, и ныне, Богородичен. Слава, и ныне: Богородичен Аще же суббота, глаголем: Стих: Господь воцарися,/в лепоту облечеся. В субботу вечером стихи: Стих: Господь воцарился,/благолепием облёкся. Стих: Ибо утверди вселенную,/яже не подвижется. Стих: Ибо Он утвердил вселенную,/и она не поколеблется.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vechernya...

Малая вечерня    Так как всенощное бдение начинается Великой вечерней, уже после захода солнца, то перед заходом солнца, чтобы не оставлять этого времени дня без церковной молитвы, всегда полагается совершать по уставу (см. главу 1-ую), так называемую Малую вечерню. Главной отличительной особенностью Малой вечерни является отсутствие обычных для всякой другой вечерни ектений, кроме краткой заключительной ектении, и то, что она вся совершается при закрытых царских вратах и задернутой завесе.    Малая вечерня предваряется чтением Девятого часа, который с ней неразрывно связан. Устав 9-го часа изложен в Часослове. Так как 9-й час относится к уходящему дню, то тропарь и кондак читаются уходящего дня. По окончании Девятого часа, без отпуста, произносится иереем начальный возглас: «Благословен Бог наш…» и дальше малая вечерня следует таким порядком:    Приидите поклонимся… 3-ды.    Предначинательный псалом 103-й, Слава, и ныне,    «Господи воззвах:» на глас данной недели или стихир.    Стихиры на «Господи воззвах:» всего на 4, (воскресные или праздника, смотри Малую Вечерню в Октоихе или в Минее).    Слава и ныне.    Богородичен или стихира праздника.    Свете тихий: (читается, но не поется),    Прокимен дня, причем великий прокимен: «Господь воцарися…» вместо 4 12 раз, поется только 2 12 раза.    «Сподоби, Господи…»    Стихиры на стиховне.    Слава и ныне.    Богородичен или стихира праздника.    Ныне отпущаеши.    Трисвятое по «Отче наш».    Тропарь, Слава и ныне, Богородичен (если не двунадесятый праздник), а если двунадесятый праздник, то тропарь праздника.    Краткая сугубая ектения, какая положена в начале утрени.    Возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…»    Слава Тебе, Христе Боже: Малый отпуст.    Многолетие. 1. Начало всенощного бдения. Вечерня. Пение Предначинательнаго псалма    Всенощное бдение, по Типикону, начинается вскоре после солнечного захождения. Сначала бывает медленный благовест, звон в один колокол, а потом звон (трезвон) во все колокола. Начинается Всенощное бдение с особой торжественностью, какой не бывает при начале всякого другого вечернего богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

   Последования средних праздников со всенощным бдением, в отличие от последований великих праздников, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию, ибо на них к праздничному канону на утрене прилагается канон Богородице. Средние праздники с полиелеем накануне имеют великую вечерню и на ней «Блажен муж» – первый антифон 1-й кафизмы, на «Господи, воззвах» – стихиры на 6, от произволения же – на 8, паримии три и стихиры на стиховне, которые всегда имеются в последованиях этих праздников. Некоторые из праздников имеют стихиры литии. На утрене средние праздники второго вида имеют полиелей, после него седальны святому с Богородичном и Евангелие, стихиру святому, поемую после Евангелия, берущуюся большей частью из литийных стихир, канон на 8 и славословие великое. В таких последованиях во многих случаях имеются молитвословия, которые поются, если совершается бдение, и перед которыми обычно пишется: «Аще восхощет настоятель, творим бдение».    Если со средним праздником совпадет память святого, имеющего особое последование в Минее, то она поется в другой день, а не в самый праздник. Средние праздники, при совпадении их с другими, иногда становятся очень близки и сходны с праздниками, имеющими всенощное бдение. В таких случаях служба им отправляется по одной и той же главе.    Малые праздники – о них говорится в особой главе Минеи общей – бывают двух видов. Некоторые обозначаются в богослужебных книгах красными скобками с тремя красными точками в середине (служба с великим славословием), другие – черным цветом (служба шестиричная). Первые имеют на вечерне обычную кафизму, «Господи, воззвах» стихиры на 6, на утрене – канон на 6, славословие великое, которое поется, а не читается, стихиры на «Хвалите». На Божественной литургии поются антифоны не вседневные, а изобразительные. В некоторые из этих праздников, не отмеченных праздничным знаком, имеющееся на тот день последование другому святому поется на повечерии. Праздники, отмеченные черным знаком, имеют из Минеи на «Господи, воззвах» стихиры на 6 и на утрене канон на 6. Если против числа малого праздника стоит черный знак, а в Минее находятся последования для двух святых, то иногда бывает два канона на 8: каждому святому на четыре. Есть среди праздников и такие, когда служба другому святому поется на повечерии, например мученику Иринарху (28 ноября). Великое славословие тогда не поется, а читается. Стихиры на «Хвалите» положены только в некоторые из этих дней, когда, по Уставу, на литургии на 3-м антифоне Божественной литургии читают из Минеи песнь 3 или песни 3 и 6 канона. Если на эти дни указано особое Евангелие святому, то в Минее имеются прокимен, аллилуиарий и причастен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Так, черная дуга, поставленная против малых праздников, знаменует святого, поемого на 6, или шестеричный праздник, или шестерик 68 ; красная дуга – святого или праздник со славословием 69 . Средние праздники с знаком креста знаменуют святого с полиелеем 70 , а с знаком креста в полукруге – святого, которому бдение совершается 71 . Праздники с знаком креста в круге – это великие праздники, которым полагается всенощное бдение и поется вся служба праздника. Важнейшие из великих праздников называются двунадесятыми, т.-е. относятся к числу 12-ти великих праздников – Владычных и Богородичных 72 . Таким образом, для церковного устава необходимо знать пять степеней праздников: 1) праздники шестеричные, или святой, поемый на 6, 2) праздники, или святый с великим славословием, 3) (средние) праздники, или святый с полиелеем, 4) (средние) праздники, им же бдение совершается, и 5) великие праздники. § 35. Особенности Богослужения праздников шестеричных, или святого, поемого на 6-ть Богослужение шестеричных праздников почти то же, что простодневное. Отличается оно от простодневнаго только увеличением числа стихир на вечерни, и на утрени – числа тропарей в каноне. На вечерни полагается стихир на Господи воззвах на 6-ть из одной минеи святому (вместо 3 из минеи и 3 из октоиха в простые дни), а стихиры из октоиха оставляются. На утрени вычитывается два канона из октоиха и один святому из минеи; но из минеи тропарей канона святому берется 6-ть, а из первого канона октоиха только 4, – тогда как в простодневном Богослужении бывает наоборот: из октоиха 6-ть, а из минеи 4. § 36. Особенности праздников, или святого с великим славословием (т.-е. когда на утрени «Слава в вышних» поется, а не читается Служба святому с великим славословием в некоторых частях Богослужения изменяет будничную службу в праздничную; в ней замечается большее употребление молитвословий из минеи, чем из октоиха. Так а) на вечерни, кроме увеличения числа стихир на «Господи воззвах» (на 6) 73 , и стихиры стиховны поются не из октоиха, а из минеи 74 ; Богородичен после «Ныне отпущаеши» и тропаря поется воскресный по гласу тропаря, б) на утрени по кафизмам полагаются ектеньи, и после ектеньи седальны читаются из минеи, а не из октоиха; катавасия в каноне поется после каждой песни, а не только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й (как в простые дни); по 9-й песни – светилен святого, а не октоиха (как в шестерике); вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В состав В. б. могут входить также осмогласные циклы на один текст. Образец развернутого цикла - рукопись ГИМ. Син. певч. 658, включающая осмогласные циклы стихов на «Господи, воззвах» и прокимны киевского и знаменного распевов, «Бог Господь» знаменного, киевского, киевского малого распевов, прокимны воскресные, «Свят Господь», «Всякое дыхание» киевского распева. Разнообразие песнопений В. б. разных распевов в памятниках постоянного партесного многоголосия сменилось единообразием в 1-й пол. XIX в., когда главным нотоиздателем и цензором всех духовно-муз. сочинений стала Придворная певческая капелла . В 1830 г. директором капеллы Ф. П. Львовым и прот. П. И. Турчаниновым был подготовлен «Круг простого церковного пения, издавна употребляемого при Высочайшем дворе», имевший неск. переизданий. 1-я ч. («Всенощное бдение») содержит основные неизменяемые песнопения вечерни и утрени, циклы песнопений «Господи, воззвах» с богородичными догматиками 8 гласов (проч. гласовые песнопения - прокимны, «Бог Господь» - представлены только на 1-й глас). Песнопения записаны круглой итал. нотацией, преимущественно 2-голосно с эпизодическим использованием 3-4-голосия в каденциях. Бас является основным голосом, альт (или тенор) дублирует его параллельными децимами. Связь с древними распевами в «Круге» во многом утрачена: указания на распевы отсутствуют, они значительно сокращены, упрощены до речитативов, что вызвало критический указ Святейшего Синода от 31 мая 1833 г. Тем не менее эти мелодии формирующегося «придворного» распева легли в основу следующего крупного издания капеллы - «Обихода нотного церковного пения» (СПб., 1849), выполненного под рук. директора капеллы А. Ф. Львова (основная работа была поручена П. М. Воротникову ). В этом «Обиходе» басовые напевы «Круга» 1830 г. помещены в верхний голос, альтовый остался на месте; кроме того, по правилам учения о генерал-басе добавлены 2 нижних гармонических голоса (бас и тенор). Издание представляет собой 4-голосную партитуру для смешанного хора. Песнопения В. б. не выделены в особый раздел, перед началом песнопения «Благослови, душе моя, Господа» имеется, вероятно ошибочный, заголовок «Утреня», др. заголовков нет. Этот ряд изданий Придворной певческой капеллы завершается «Обиходом нотного церковного пения, при Высочайшем Дворе употребляемого», изданным в 1869 г. под рук. нового директора капеллы Н. И. Бахметева , в к-ром цикл песнопений В. б. занимает 1-ю ч.

http://pravenc.ru/text/155522.html

Несмотря на все богатство и разнообразие хоровой фактуры и на некоторые свободно сочиненные песнопения 1, 3, 7, 10 и 11 партитуры),весь опус выдержан строго в одном духе и стиле. В новизне музыкальной фактуры слышится старина. От всего произведения веет настроением древних московских кремлевских соборов 911 . «Всенощное бдение» Рахманинова недоступно небольшим, рядовым приходским хорам: оно требует для исполнения мощного, большого хора, составленного из опытных певцов. Чтобы понять богослужебность этого произведения Рахманинова, необходимо слышать исполнение песнопений этого опуса соответствующим хором и во время самого богослужения, в соответствующей обстановке. Своим «Всенощным бдением» Рахманинов, несомненно, должен был открыть новый этап русской хоровой богослужебной композиции и обработки уставных напевов для хора. Но не успели русские люди освоиться с литургико-художественными достоинствами «Всенощной» Рахманинова, точно разобраться в его технических приемах при обработке уставных напевов – как наступил 1917 г., повлекший за собой хорошо всем известные события, положившие конец дальнейшему развитию этой важной и своеобразной служебной грани русской музыкальной культуры. До самого начала XX в. композиторы, обрабатывавшие русские древние уставные напевы для хора, крепко держались принципа гармонизации в духе и по правилам гармонизации протестантских хоральных мелодий, только с другой, свойственной богослужебному языку и установленным напевам ритмикой (петербургская школа). Но правила и голосоведение хоральной гармонии приходилось часто «не по росту» древним русским богослужебным напевам, и приложение к этим напевам обычной гармонии хорала обезличивало их. Новый путь хоровой обработки русских древних уставных напевов указал в своих обработках этих напевов А.Д. Кастальский, в тесном контакте с которым (но совершенно независимо от него) писал свое «Всенощное бдение» С.В. Рахманинов. Если бы не наступило насильственное прекращение дальнейшего естественного развития русского богослужебно-хорового певческого искусства (и русской церковной культуры вообще), то Рахманинов мог бы оказаться основоположником новой школы духовного композиторства, продолжающей и развивающей далее основы, заложенные А.Д. Кастальским.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Крупным шрифтом даны молитвословия, которые поются и читаются на клиросе и произносятся громко вслух священником или диаконом. Мелким шрифтом даны тайные молитвы, уставные заметки, а также комментарии-сноски. /Всенощное бдение и Литургия: Разъяснение церковного богослужения. – Изд. 8-е, перераб. и доп. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. – 288 с. ISBN 978–5–88017–153–8 1 Значительная часть того, что поется и читается на всенощном бдении, – все стихиры, каноны, паримии и др., – определяется богослужебным днем и праздником. Эти тексты содержатся в богослужебных книгах: Октоихе, Минеях, Триодях (Постной и Цветной). 4 По-церковнославянски слово читается так, как пишется, например: припадем, а не припадём (в церковнославянском языке нет звука ё); убоятся, а не убояца; святаго, а не святово. 5 В приходских храмах обычно поются только некоторые стихи псалма (они напечатаны жирным шрифтом; повторяющиеся припевы заключены в квадратные скобки). Во время пения 103-го псалма священник с кадилом и диакон с зажженной свечой исходят из алтаря и совершают полное каждение храма. Царские врата затворяются. Священник читает тайно (про себя) светильничные молитвы (см. ниже). 56 Это славословие, часто повторяемое за богослужением, обозначается кратко «Слава, и ныне», но читается или поется всегда полностью. Иногда оно делится на две части: «Слава», «И ныне», каждая из которых читается или поется полностью. 57 Читаются тихо священником на вседневной вечерне пред Царскими вратами, а на всенощной – в алтаре. 135 Стихиры воскресные и праздников содержатся в богослужебных книгах: Октоихе, Минеях, Триоди. На всенощном бдении бывает 8 или 10 стихир. Если по уставу данной службы положено 8 стихир, то 10-й и 9-й стихи опускаются. 136 Эту первую часть стиха читает канонарх (распорядитель церковного пения); вторую часть стиха поют певцы и сразу же начинают петь стихиру. 147 Поется: под воскресенье – догматик гласа, под двунадесятый праздник – стихира праздника, под праздник святого – положенный на ряду Богородичен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1909. 10. С. 239-241; Краткое обозрение «новинок» хоровой лит-ры//Там же. 1910. 2. С. 150-155; Третий съезд хоровых деятелей//Там же. С. 135-138; Каталог-указатель духовно-муз. соч., распределенных в порядке следования их в церк. службах и разделенных по степени трудности. М., (рец.: ХРД. 1909. 7/8. С. 212); Крюковая система, ее смысл и значение//ХРД. 1912. 3. С. 41-47; 4. С. 65-72; Напев пасхального тропаря в его подлинной редакции и обработке//Там же. 1. С. 1-10; К вопросу о новых путях в области хоровой композиции//Муз. новь. 1924. 6/7; Всенощное бдение Рахманинова: Op. 37: (Кр. очерк)// Рахманинов С. В. Всенощное бдение: Op. 37. М., 1995. С. VII-X; Краткий очерк истории церк. пения в период I-X вв.//О церковном пении: Сб. ст./Сост.: О. Д. Лада. М., 1997. С. 27-61; Голос и слух хорового певца/Предисл. и коммент.: Б. М. Ляшко, ред.: Е. С. Тугаринов. М., 19982; С. В. Смоленский и его роль в Новом направлении рус. церк. музыки//РДМДМ. 1998. Т. 1. С. 156-160; С. В. Смоленский и его последнее «учительство»//Там же. C. 161-164; В. С. Орлов (регент и директор Синодального хора)//Там же. С. 192-201; С. Н. Кругликов//Там же. С. 217-218; Из переписки с К. И. Балашевой//Там же. С. 397-409; Муз. заметки//Там же. С. 411-415; Об учреждении постоянной репертуарной комиссии для отбора духовно-муз. композиций, допускаемых к применению за богослужением и внехрамовыми требами: Докл. записка... 20 февр. 1917 г.//Там же. 2002. Т. 2. Кн. 1. С. 521-526; О положении хорового дела в Москве за 6 месяцев, протекших после переворота: Докл. ... 30 сент. 1917 г.//Там же. С. 537-540; Памяти П. Д. Самарина//Там же. 2002. Т. 3. С. 322-326; О «церковности» духовно-музыкальных сочинений//Там же. С. 562-563; О «церковности» духовной музыки//Там же. С. 564-569; Духовные концерты и их задачи//Там же. С. 597-601; Один из «больных» вопросов церк. пения//Там же. С. 645-649; Концерт Синодального хора 14 дек. г.]//Там же. 2004. Т. 2. Кн. 2. С. 1031; Корреспонденция из Москвы рец. на концерты Синод. хора 8 нояб.

http://pravenc.ru/text/2566200.html

В самый праздник. Всенощное бдение (если праздник случится не в понедельник) начинается великим повечерием На нем после псалма «живый в помощи Вышняго» поется (а не читается) с нами Бог; затем читаются обычные тропари: День прешед... Бесплотное естество... Верую во единого.. Пресвятая Владычице Богородице. Три святое и по Отче наш тропарь святого праздничного (а седмичные тропари, напр. Невидимых врат моих и др., оставляются) По 2-м трисвятом (читаемом после молитвы Господи Вседержителю) читается кондак праздничного святого, и после него – Господи помилуй 40 (Тропари же: «Помилуй нас Господи» не читаются). После чтения «Слава в вышних Богу» бывает лития. Если праздник случится в понедельник 2-й, 3-й, 4-й и 6-й недель поста, то в неделю вечера всенощное бдение начинается великою вечернею. На ней, вместо стпхословия кафизиы, поется «Блажен муж» 1-й антифон; «Господи воззвах» поется во глас первых стихир Стихир поется 8: триоди дня 3 и празднуемого святого 5, слава святого, и ныне Богородичен – догнать по гласу славы. Вход Прокимен великий, – в недели 3-ю и 5-ю «Дал еси, достояние», а в недели 2-ю и 4-й: Не отврати лица Твоего, Партии святому празднуемому 3 Ектенья: Рцем вси., «Сподобя Господи», Ектенья «исполним вечернюю молитву» и лития. На литии стихиры и слава празднуемого святого, и ныне Богородичен по гласу славы «Спаси Боже люди Твоя» и проч. что положено на литии. Стихиры на стиховне триоди: самогласен дня и мученичен, слава – святого, и ныне – Богородичен воскресен. Ныне отпущаеши. Трисвятое, Отче наш. Тропарь святого дважды, Богородице Дево – однажды. Благословение хлебов. Буди имя Господпе Псалом: «Благословлю Господа» до – «ие лишатся всякого блага». Шестопсалмие Великая ектенья Бог господь во глас тропаря святого 2-жды, слава и ныне богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 3; после 1-й и 2-й кафизмы седальны триоди, и ектеньй после кафизм не бывает; 3-й кафизмы оба седальна святого и бывает ектенья. Полиелей. Величание святому. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа «От юности моея»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Всенощное бдение. Лист из Жировицкого Ирмологиона. 20-е гг. XVII в. (ИР НБУВ. Ф. 1. 3367. Л. 5) Всенощное бдение. Лист из Жировицкого Ирмологиона. 20-е гг. XVII в. (ИР НБУВ. Ф. 1. 3367. Л. 5) Песнопение «Достойно есть» помещено в 2 версиях, что является редкостью (в рядовых укр. и белорус. Ирмологионах есть или 1 песнопение, или ни одного в случае принятого устного исполнения) и может быть связано с освящением мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы. Этот текст кроме «болгарского» напева озвучен также «вел[иким]» напевом того же стиля. Два редких образца песнопения «Да исполнятся уста наша» по типу мелодики, вероятно, также восходят к болгарскому напеву, хотя при составлении рукописи они не получили названия, а были озаглавлены значительно позже (почерк кон. XVIII в.) как «украинское» и «белорусское». Так был передан поздний взгляд на места бытования этих напевов, не отражавший их реального родства с болгаро-греч. (очень редко фиксируемыми) версиями. По редакции текстов и нотной записи песнопений Жировицкий Ирмологион опережает синхронные ему памятники: хомония выявлена уже в угасающей стадии, а киевская нотация представлена нарочитой «квадратной» формой (тогда как в др. Ирмологионах этого времени еще соседствуют раздельноречие и «облегченное» штриховидное письмо). В тексте этого памятника заметно стремление сократить ряд песнопений на письме: так, в 24 песнопениях на месте фитных распевов проставлено 33 знака фиты , что для югозападнорус. ирмологийных текстов XVII в. является средним числом. В ирмосах 2-го гласа (л. 82-92) фитные распевы взяты в квадратные скобки (этот же принцип позднее был использован в графике старопечатного Львовского Ирмологиона 1709 г. (см.: Зинченко. 2006. С. 142, 143)). Подход к исполнению фитных распевов в песнопениях мог быть разным: их исполняли либо по памяти, либо по др. записи этих же фит в тексте Ирмологиона, но не исключено, что при пении их могли опускать, сокращая общее время исполнения песнопения. В тексте Жировицкого Ирмологиона сохраняются и отдельные архаические элементы письма (цефаутный ключ на нижней линии, мутации). Все это, вероятно, является отражением тенденции к умеренному обновлению текстов и нотописи в униат. певч. практике того времени.

http://pravenc.ru/text/182311.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010