Архив Пн Протопресвитер Матфей Стаднюк: «Находиться рядом с Его Святейшеством — большая ответственность, но и большая радость...» 22 сентября 2005 г. 15:15 Протопресвитер Матфей Стаднюк родился в 1925 году в селе Залесцы, расположенном в восьми километрах от Почаевской Успенской Лавры. Мама будущего пастыря Анна Демьяновна постоянно водила мальчика на богослужения в обитель, славную своими духоносными подвижниками и великими святынями. Благодатная молитвенная атмосфера Почаевской лавры взрастила не одного пастыря Церкви Христовой: как рассказал отец Матфей, только из его села вышло около ста пятидесяти священнослужителей. Священниками стали и два его родных брата — третий погиб на войне. Примечательно, что земляком будущего протопресвитера был архидиакон Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Андрей Мазур: их дома отстояли один от другого всего на три километра. В 1942 году в возрасте 16 лет Матфей Стаднюк поступил на пастырские курсы при Почаевской лавре. Время было трудное. Украина находилась под немецкой оккупацией и положение верующих было очень непростым. «Нам всем было известно, — говорит отец Матфей, — что, демонстрируя внешнюю лояльность к Православной Церкви, немцы на деле, не стесняясь в средствах, активно вмешивались в ее дела, стремились проводить свою политику. Они убили митрополита Алексия (Громадского), который являлся сторонником сохранения канонического единства Православной Церкви на Украине с Московским Патриархатом. Мы, учащиеся пастырских курсов, жили трудно, в голоде и холоде, ютясь в брошенных домах, где порой не было стекол в окнах, но учились с большим энтузиазмом и усердием». Ректор курсов архимандрит Вениамин (Новицкий), будущий архиепископ Чебоксарский и Чувашский, по-отечески заботился о своих питомцах и, как мог, поддерживал их. На пастырских курсах Матфей Стаднюк проучился два года. Затем стал псаломщиком, а в марте 1945 года епископом Кременецким Иовом (Кресовичем, † 1977) был рукоположен в диакона. Ему тогда было всего девятнадцать лет.

http://patriarchia.ru/db/text/41265.html

При пособии братства в 1875 году учрежден был миссионерский приют. Обучение в приюте имеет целью, главным образом, сообщение воспитанникам и слушателям сведений специально миссионерских, при чем они знакомятся с теорией и практическим употреблением языков чувашского и татарского. Постоянные собеседования с инородцами многих братских учителей в школе и по домам, временные собеседования некоторых из них в течение летних каникул, особые миссионерские поездки лиц, специально для этого отправляемых – все это закрепляло влияние братской школы и вносило истины Христовой веры в ту среду, куда трудно было проникнуть, ибо встречалась преграда в фанатическом упорстве лиц, отпавших в мусульманство. Для распространения среди инородцев книг религиозно-нравственного содержания на их природных языках при братстве существует особая переводческая комиссия. Эта комиссия в 1890 году издала: на русском, татарском, киргизском, чувашском, вотяцком, мордовском, гольдском и черемисском языках: 15 книг религиозно-нравственного содержания, в количестве 43200 экземпляров. За последний год – 1891 – 1892 – переводческая комиссия издала на разных инородческих языках (на татарском, чувашском, черемисском, вотяцком, мордовском, киргизском, якутском и калмыцком) 58 книг разного содержания. Действуя против раскола, братство учредило 6 противораскольнических школ. Кроме религиозного влияния чрез школы, братство продолжало оказывать воздействие на ослабление раскола посредством собеседований. Профессор Ивановский производил собеседования со старообрядцами в г. Казани, в здании духовной семинарии, а другие миссионеры совершали свои поездки по краю. 3 .Московское братство св. Петра митрополита деятельность свою направляет главным образом на издание и распространение сочинений против раскола. В литературном органе братства «Братское Слово» печатаются труды наиболее усердных деятелей братства, в этом же органе печатаются сочинения и посторонних лиц, трудящихся на поприще борьбы с расколом В течении 18-летнего существования, братство успело составить и издать достаточное количество сочинений, обличающих неправду раскола; можно с уверенностью сказать, что на все вопросы, касающиеся раскола, желающий рассмотреть их и решить может найти в братских изданиях обстоятельный и удовлетворительный ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Евгения по московскому университету, назначен быль председателем ученого общества, и Евгений пишет Городчанинову: «прошу чаще уведомлять меня о новостях и открытиях казанских. А в вашей Америке много для нас нового я свету неизвестного. Путешествовавшие по вашим краям повторяли нам только Линнея, а себе собирали собольи шубы. Но для русских ничего не сделали и не открыли нового». Евгений избран был членом казанского общества и писал председателю его: «благодарю вас за поздравление меня со членством вам и в вашем обществе словесности. Старайтесь отличать оное от других соименных особливо казанщиною, а не иностранщиною в переводах; разве с татарского только, черемивского, мордовского и чувашского переводы могут быть вам приличны. Весьма бы желательно, чтобы сочлены ваши занялись собранием и объяснением слов и фраз татарских, вошедших в наш язык. У вас все способы под руками. Происхождение разных казанских народов, замечание народных различий, развалины, надписи, предания, песни, пословицы и прочее много доставят вам любопытной материи; а пособия первоначальные – в Палласовых, Миллеровых и Георгиевых путешествиях. Во многом и их поправите. Ибо они часто мимоездом обозревали. В проезд мой через Москву, подарил я обществу истории многие подлинные татарские и калмыцкие грамоты. Если бы я знал, что буду у вас казанским сочленом, то приличнее всего отослать бы их к вам... Уведомьте меня, есть ли у вас по библиотекам князя Курбского история о взятии Казани, при царе Иване Васильевиче. Если ни у кого нет, то я сообщил бы вам список... Есть и еще у меня другая, краткая история о завоевании Сибири и Казани, также еще не изданная. Могу и ее сообщить для общества» 32 . Интересно проследить отношение м. Евгения к кружку графа Румянцева, чтобы видеть, каким уважением пользовался Евгений в ученом мире и какое влияние имел он на людей, занимавшихся отечественной историей. Кружок графа Румянцева образовался с десятых годов настоящего столетия, когда знаменитый вельможа екатерининского века стал с искренней любовью заниматься русской историей, собирать повсюду рукописи и книги, окружил себя писателями к историками, давал им средства к дальнейшим разысканиям по истории и сам печатал их труды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Максимилиан (Лазаренко) 10.04.1993 хирот. во еп. Вологодского и Великоустюжского. Мануил (Лемешевский) 23.09.1922 хирот. во еп. Лужского; с 2.02.1924 под арестом; с 25.04.1928 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии; с 31.01.1930 в заключении; с 14.02.1945 еп. Чкаловский и Бузулукский; с 1946 г. в сане архиепископа; с 5.09.1948 в заключении; с 21.12.1955 врем. управ. Чебоксарской епархией; с 7.02.1956 архиеп. Чебоксарский и Чувашский; с 22.03.1960 архиеп. Куйбышевский и Сызранский; с 25.02.1962 в сане митрополита; с 25.11.1965 на покое; † 12.08.1968. Мануил (Павлов) 14.08.1990 хирот. во еп. Петрозаводского и Олонецкого. Марк (Бакулдин) в 1920 г. хирот. во еп. Владивостокского; с 1922 г. в заключении. Марк (Боголюбов) 5.11.1922 хирот. во еп. Стерлитамакского,; с 1929 г. еп. Приморский и Владивостокский; с 1930 г. еп. Забайкальский и Читинский; † 24.03.1935. Марк (Петровцы) 28.07.1988 хирот. во еп. Кременецкого, вик. Львовской епархии; с 28.12.1988 еп. Тернопольский и Кременецкий; с 10.04.1989 еп. Аргентинский и Южноамериканский; с 1.11.1993 еп. Каширский, вик. Московской епархии, управ. приходами РПЦ в Канаде. Марк (Тужиков) 3.09.1995 хирот. во еп. Хабаровского и Приамурского. Марк (Шавыкин) 2.02.1969 хирот. во еп. Сан-Францисского; с 10.04.1970 на покое; с 11.08.1970 еп. Ладожский (титулярный); с 29.12.1983 на покое; † 13.01.1989. Матфей (Храмцев) в 1923 г. хирот. во еп. Новоград-Северского, вик. Черниговской епархии; с 1926 г. еп. Городнянский, вик. Черниговской епархии; с 1930 г. еп. Брянский и Севский; † 7.04.1931. Мелетий (Заборовский) с 26.01.1916 еп. Забайкальский и Нерчинский; с 1929 г. еп. Харбинский; с 1939 г. митр. Харбинский и Маньчжурский; † 6.04.1946. Мелитон (Соловьев) 26.07.1970 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Ленинградской епархии; с 24.04.1980 в сане архиепископа; † 4.11.1986. Мелхиседек (Аверченко) 13.06.1925 хирот. во еп. Андреевского; уклонился в обновленческий раскол; в 1926 г. принес покаяние; с мая 1926 г. еп. Уразовский; с окт. 1926 г. еп. Пишнекский, вик.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

II) Не обращённых в христианство по 7-й ревизии числится в губерниях: Казанской: татар 105 425, вотяков 533 000, черемис 1 007, чуваш 1 816, итого: 108 781 душа; Симбирской: татар 32 006, чуваш 2 437, мордвы 60 000, итого: 34 503. А всего в Казанской епархии не обращённых татар 137 431, вотяков 533, черемис 1 007, чуваш 4 253, мордвы 60 000. Всех же вообще: 143 284 души». Затем высокопреосвященный Филарет изобразил религиозное состояние крещёных татар, мордвы, чуваш и черемис. О татарах он доносил, что «татары старокрещённые, исключая не многих, довольно утверждены в Православии. Причиною сего было и есть – как самое время, так и то, что они большею частью живут отдельно от магометан. Но всего труднее наставлять татар новокрещённых. Препятствием, едва ли преоборимым, к утверждение их в Христианской вере служит то, что почти все новокрещённые татары имеют жительство в одних деревнях с татарами не крещёнными, и притом так, что число магометан несравненно превышает число Христиан. Сии слабые Христиане, живя между магометанами в малом числе и не имея перед глазами своими христианских церквей, место которых занимают магометанские мечети, и обращаясь постоянно с единоплеменниками своими, естественно, удерживают образ их жизни, от чего и происходит внутренняя склонность их к магометанству, которая в прошедших годах и обнаружилась явным их отступлением от Христианской веры». «В ряду инородцев многочисленнее всех, писал высокопр. Филарет в своем донесении св. Синоду, из числа обращённых в христианство, есть народ Чувашский. По кротости нравов своих и по той покорности начальству, каковою отличается сей народ, можно бы ожидать от него таких же успехов в христианстве, какие видны и в Мордве, ежели бы и Чуваши были расселены между Русскими. Но населяя, большей частью, целые уезды отдельно от Русских населений, Чуваши и в образе жизни своей доселе удерживают следы первобытной образованности и в вере не отстали еще от языческих заблуждении предков своих. Мужчины хотя и говорят русским языком, но худо, и то для выражения только необходимых жизненных потребностей, а женщины и дети почти вовсе русского языка не понимают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

За этим идут §§ такого содержания: § 16. Из учеников, окончивших курс учения, избрать отличных по поведению и успехам по три человека, обучавшихся каждому из сих языков, а всего 9 и оставить их еще на два года, для дальнейшего усовершенствования в предметах, нужных к отправлению звания миссионеров: а прочих распределять на священнические вакансии в новокрещенские приходы по успехам. § 17. Ученикам, оставляемым для дальнейшего усовершенствования, иметь жительство при архиерейском доме под непосредственным попечением епархиального Архиерея. § 18. На содержание их назначить особую сумму по 200 рублей в год на каждого. § 19. В течение двух лет под руководством епархиального Архиерея заниматься им чтением свящ. Писания с изъяснением св. Отец и других творений учителей Православной Церкви, переводами на означенные языки, нужных для сих народов, книг и сочинением поучений под руководством учителей. Сверх того могут они быть лекторами в классах сих языков, а равно отправляться по очереди с действительными миссионерами в новокрещенские приходы для приобретения познаний о свойствах тех народов и для вспомоществования миссионерам в составлении журналов, а в случаях, служить им вместо переводчиков. § 20. По окончании двухгодичного приготовления, ученики сии поступают: а) на учительские места сих языков, буде откроются вакансии; б) в монашеское звание, ежели изъявят на то собственное желание, с надеждою быть им впоследствии времени миссионерами; в) в священники или к кафедральному собору и к церквам губернским и уездных городов, дабы в последствие из них можно было составить комитеты для рассмотрения переводов и сочинений на их языках, или в новокрещенские лучшие приходы. § 21. На таком же основании избираются вновь девять учеников из окончивших курс учения в беспрерывном порядке, дабы епархиальное начальство всегда имело в готовности людей образованных и способных к отправлению должности миссионеров по достижении ими зрелого возраста. § 23. Для обучения языкам Татарскому, Чувашскому и Черемисскому из тех епархий, где жительствуют в большом количестве сии народы, прислать единовременно в Казанскую Семинарию по два человека для каждого языка из отличных учеников, окончивших учение в низшем отделении епархиальных семинарий к 1-му Сентября 1830 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

В 92 епархиях и 95 викариатствах в ведении Священного Синода находится 167 епископов, состоящих на службе, один митрополит – апологет – благовестник Александр (Введенский) и 8 епископов заштатных. В ведении Свящ. Синода в России (с Сев. Кавказской областью) и Собора находится церквей – 10 049 (Россия – 8 389, Сибирь – 1650), монастырей – 19, священников – 9 378 и диаконов – 187. По епархиям: Церкви Епископы Свящ-ки Диаконы Америка Астраханская Архангельская Брянская Бакинская Вологодская Воронежская Владимирская Вятская Велико-Устюжская Владикавказская Донская Джентсуйская Екатеринбургская Иваново-Вознес. Кубано-Черноморс. Калужская Курская Казанская Костромская Курганская Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Оренбургская сведений Орловская Ленинградская Пензенская Псковская сведений Ростов-на-Дону Рязанская Саратовская Смоленская Ставропольская Ульяновская Самарская Таврическая сведений Тульская Тверская Туркестан Тифлисская Таганрогская Уральская Уфимская Царицынская Череповецкая Ярославская Ирбитская Чувашская Итого: Сибирь: Алтайская Бийская и Ойратская   Иркутская Ишимская Каменская Курган- Камская Красноярская Новониколаевская Омская Семипалатинская Тобольская Томская Тюменская Челябинская Петропавловская Итого: Что из себя представляла эта многочисленная армия обновленческих священнослужителей ? Мы знаем, что среди обновленцев было много недобросовестных людей – карьеристов, стяжателей, агентов ОГПУ. Глубокой ошибкой было бы, однако, считать, что таких было большинство. Большинство обновленческих священников были честными верующими людьми. Среди них были люди, попавшие в обновленчество случайно – было, однако, и немало идейных обновленцев. Как признают все, без исключения, беспристрастные наблюдатели, материальное положение низшего духовенства в обновленческой церкви было в большинстве случаев совершенно невыносимым: бойкотируемое местным населением, обложенное налогами, превосходящими заработок, обновленческое духовенство вело жалкое, полуголодное существование, служило в холодных, полуразвалившихся церквах, непрестанно подвергалось оскорблениям со стороны фанатиков староцерковного и антирелиги-”зного лагеря. На этом жалком фоне особенно выделялись откормленные, Упитанные фигуры священников-богатеев, обычно связанных с ОГПУ. Однако, подчеркиваем, их было ничтожное меньшинство, и нельзя по ним судить обо всем многочисленном обновленческом духовенстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Владыка, а у вас не вызывает опасения вот такая вот вещь: в дореволюционной России изучение Закона Божьего было почти поголовным, по крайней мере, для тех, кто не принадлежал к другим религиям. Тем не менее, эти люди, занимавшиеся Законом Божьим, они потом, как мы знаем, рушили храмы, убивали священников, рубили иконы. Вот это внешнее изучение, оно не кажется вам опасным? - Опыт России действительно заставляет задуматься. Но меня сегодня больше заставляет задуматься другое. Когда я смотрю на молодежь, идущую по нашим городам с бутылками пива, пьяными, наколотые наркотиками, с обезумевшими лицами, мне от этого становится страшно. Ни одна политическая партия не избегает этой темы, все говорят о необходимости нравственного возрождения, но так ведь давайте наваливаться всем миром на решение этой проблемы. У религиозной мотивации есть своя как бы ниша, она может воздействовать на сознание людей, в том числе и в плане нравственного воспитания. Давайте использовать религиозную мотивацию. Давайте использовать другую мотивацию – культурную, гуманистическую. А там где, как в белгородской школе, все дети хотят изучать православие, пусть с Богом изучают. - Владыка, им повезло с педагогом - верующая женщина, которая с любовью преподает предмет. - Совершенно верно. - Но сказать, что это всеобщее правило, невозможно, потому что невозможно педагога родить, он должен появиться, нельзя морковку вытащить из земли за хвостик. - Знаете, я могу с чувством внутреннего удовлетворения и тихой радости сказать, что у меня в Смоленской епархии нет плохих педагогов, преподающих " Основы православной культуры " . Это наши замечательные преподаватели, которые прошли специализацию, которые сделают уже очень много доброго для воспитания нашего молодого поколения. Уверен, что это и в других епархиях. - А как исправить чувашскую ситуацию, которая явно не столь благополучна? - Но другой стороны, это нормальный процесс. Где-то вот так, а где-то хорошо. Но из-за того, что в Чувашии в одной школе не очень хорошо, это не означает, что нужно весь проект отменять.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовно-религиозное развитие кряшен между II и III Форумами православной общественности Республики Татарстан Из книги «Развитие православия в Татарстане в 2015-2017 годах» 26.12.2017 899 Время на чтение 61 минут Из книги: Развитие православия в Татарстане в 2015 - 2017 годах (Татарстанская митрополия Русской Православной Церкви)/Авт.-сост. канд. ист. наук И.Е. Алексеев, А.В. Климин. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - С. 207 - 225.(1) В резолюции II Форума православной общественности Республики Татарстан (ФПО РТ), состоявшегося в г. Казани 26 ноября 2015 г., особо отмечалось, что: «Необходимо продолжить работу по поддержке национальных приходов (кряшенских, чувашских, удмуртских и т.д.), содействовать дальнейшему развитию богослужения и издательской деятельности на национальных языках, подготовке духовенства из числа представителей народов, традиционно исповедующих православие».(2) В этой связи получила дальнейшее развитие практика возрождения заброшенных храмов и строительства новых культовых объектов в населённых пунктах с компактным проживанием кряшен, чувашей и марийцев, перевода на национальные языки богослужебных книг, развития и популяризации православного наследия народов Среднего Поволжья. При этом, с учётом этнорелигиозной специфики Татарстана, наиболее важной и актуальной составляющей данной работы по-прежнему оставался «кряшенский вопрос». В своём интервью, размещённом 17 сентября 2015 г. на портале «Православие и Мир», митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), отвечая на вопрос о будущем кряшенской общины, подчеркнул: «Главное место - это то, что они сохранили свою традицию до наших дней, несмотря на непростые условия, - как в советский период, так и в период новейшей нашей истории».(3) В 2015 - 2017 гг. в Татарстанской митрополии РПЦ в части развития кряшенской духовной миссии наблюдалась в целом положительная динамика. Вместе с тем, продолжали давать знать о себе проблемы, существенно замедляющие процесс религиозного возрождения кряшен, которые были связаны как с особенностями внешнего восприятия национально-культурных и религиозных запросов кряшенского народа, так и с его внутренним состоянием.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/27/...

18701871 18711872 18721873 18731874 18741875 18751876 Казанская школа сама собой превратилась в центральную крещено-татарскую школу, задававшую тон для всех миссионерских школ; из нее ежегодно выходили новые выпуски учителей и учительниц, из нее исходил общий дух, объединявший их в одно стройное целое, и из нее же, в лице Ильминского, шло все управление и руководство ими.  Деятельность за данное время этого замечательного человека, поистине, изумительна по своей обширности и плодотворности. Он одушевлял учащих и учащихся, составлял, переводил и тут же и печатал свои учебники, сносился с властями, добывал материальные средства для содержания возникавших школ, пропагандировал свое дело в печати и т. д. И, не смотря на это, круг занятий его расширялся с каждым годом все более и более. В 1872 году Министерство Народного Просвещения назначило его директором основанной тогда в Казани Инородческой Учительской семинарии и, таким образом, он стал во главе всего инородческого образования Казанского края. Но созданные им миссионерские школы, по-прежнему, оставались в его непосредственном заведывании. Новое его положение имело большое значение для миссионерства в том отношении, что теперь он мог внести дух народного религиозно-церковного образования во все школьное инородческое дело всего Казанского учебного округа. В 1876 году миссионерские школы окончательно упрочились в Казанском крае, так как их, по инициативе митрополита Иннокентия, взяло под свое покровительство Православное Миссионерское Общество. Обеспеченные значительною материальною поддержкой и полным сочувствием церковной и гражданской власти, они стали развиваться все быстрее и быстрее. Весь Казанский край постепенно стал покрываться целою сетью миссионерских школ. Миссионерские же школы стали заводиться и быстро возрастать численно в соседних епархиях. Одновременно с этим, под влиянием того же Ильминского, в Казани возникли, помимо татарской, другие инородческие школы, в которых на наречиях чувашском, черемисском и вотяцком стали обучать детей природных Чувашей, Черемис и Вотяков. Все они устраивались по образцу татарской школы и во всех их обучение велось по системе Ильминского. Постепенно и они превратились в центральные школы, из коих стали выпускаться учителя и учительницы для миссионерских школ, основываемых в среде Чувашей, Черемис и Вотяков по всем восточным епархиям Европейской России и даже в Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010