123v - 125). Практика присоединения таких внепсалмовых текстов к отдельным стихам псалма на всенощном бдении зафиксирована в певч. рукописях XIV в. и более поздних как полная и уже сформировавшаяся. Однако, учитывая свидетельства рукописной традиции, можно реконструировать ее начало. Эта практика, вероятно, связана как с видом полиелея (особенно с 1-й статией полиелея Λατρινς), так и с соответствующим видом антифонов (особенно с антифонами, поющимися на Собор бесплотных сил). Из-за неполной и в некоторых случаях ошибочной хронологии невозможно однозначно определить, какие из вариантов более ранние и какие более поздние (т. е., к какому из них эта практика была применена впервые). Полиелей Λατρινς происходит из малоазийского монашеского центра Латрос , расцвет к-рого пришелся на X-XIII вв., постепенно (с XIV в.) он оказался связанным с певч. традицией К-поля (см.: Χαλδαικης. 2003. Σ. 682-701; о Латросе кроме указанной в данной работе библиографии см. также: Janin. Grands centres. P. 217-240). В антифонах на праздник Собора бесплотных сил сохранился древний напев (со стихами, которые передавались анонимно), очень рано это песнопение стали приписывать Н. И. и связывать с Фессалониками. В этих 2 случаях по-разному присоединяются внепсалмовые тексты к стихам псалма. В полиелее Λατρινς эта практика применяется только в некоторых строках (чаще всего в Пс 134); более того, присоединенные внепсалмовые тексты весьма краткие и обычно являются либо парафразом Пс 46. 7-8 (наиболее часто встречается текст «пойте, воспевайте разумно Богу нашему»), либо текстами гл. обр. троичного содержания (также краткими; напр.: «Хвалите, пойте, славьте воистину сущего Бога нашего» или «Поем Тя, благословим Тя, Царю Святый, слава Тебе с Сыном и Духом»). Напротив, в антифонах бесплотным силам эта практика более систематическая: встречаются и протяженные тексты (вышеупомянутые и подобные), которые несут на себе специфический колорит праздника и присоединяются не к части целого псалма, а к целому ряду избранных стихов (в т. ч. из разных псалмов). Т. о., антифоны бесплотным силам являются особым случаем практики, которая встречается в псалмах полиелея Λατρινς. Если допустить 2 факта: 1) полиелей Λατρινς имеет традицию, восходящую к XIII в., 2) в окончательном формировании антифонов бесплотным силам участвовал Н. И. (это ясно отраженно в рукописной традиции), то можно реконструировать начальный этап этой практики.

http://pravenc.ru/text/2565536.html

На Ютубе также можно найти достаточно подробные разборы, которые сделали, например, иерей Павел Хмелинин (СПб.), протодиак. Павел Бубнов (Минск), иерей Валерий Сосковец (МО), прот. Олег Стеняев (М.) и другие. Что касается занятий с преподавателем, летом 2023 года Лаврские курсы церковнославянского языка (СПб.) организуют онлайн-интенсив из трех частей по разбору молитвенных текстов: 1. Молитвы утренние; Молитвы на сон грядущим; Молитвы в течение дня; Часы во Св. Пасху (в июне: 12.06 -23.06); 2. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу; Канон молебен ко Пресвятей Богородице; Канон Ангелу Хранителю (в июле: 03.07-18.07, за исключением 06.07 и 11.07); 3. Последование ко св. Причащению; Молитвы по св. Причащении (в августе: 31.07-11.08). Объем каждой части 20 академических часов, занятия проводятся в Skype по будним дням с 19:30 до 21:00 по московскому времени. Занятия записываются, записи хранятся в Skype 30 дней и доступны для скачивания. Преподаватель – Сергей Анатольевич Наумов, канд. филол. наук. В рамках курса рассматриваются следующие темы: - О том, как, кого и в чем молитва умеет убеждать и чем конкретно отличаются церковные молитвы от «самодельных». - О том, как сложились последования молитв и что было, когда их еще не было. - Разбор каждой молитвы и каждой инструкции для молящегося, включая вариативные: кем и когда написана (если есть такая информация), как устроена (особенно касается канонов), какие мысли содержит, как изменялась, против какой ереси направлена, какие имеет иконографические и интертекстуальные параллели и т.п. - Ответы на вопросы – собственно то, чем занятия с преподавателем отличаются от чтения книг и просмотра видео. «Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом», т.е. с пониманием, говорит ап. Павел (1 Кор.14:15). «Пойте Богу нашему … пойте разумно», говорит псалмопевец Давид (Пс.46:7-8). Да не превратится молитва наша в непонятную мантру-заговор или бессмысленное «дэу-дэу-краснодэу», обличающее нашу леность и небрежение. И если вещам, связанным с профессией, хобби и прочими земными аспектами бытия, человек подчас готов «учиться, учиться и учиться», по крылатому выражению В.И.Ленина (к слову, до него выходившему из-под пера писателей А.П.Чехова (1896) и А.К.Шеллера-Михайлова (1864), министра народного просвещения И.Д.Делянова (1888), критика В.Г.Белинского (1837)), то кольми паче подобает понудити себе, да творим с разумением поне малейшия и частократнейшия от молитв, не лишающе душу нашу ежеденныя вечныя пищи.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/08/s_...

Благотворное действие молитвы на душу человека, опытный в молитве Лествичник изображает так: «некоторые, востав от молитвы, как бы из некоторой раскаленной пещи исходят, чувствуя себя от греховной нечистоты и повода очищенных: а другие как бы некиим светом озарены будучи, и в одежду смирения и веселия облечены, от молитвеннаго подвига возвращаются. Ибо возвращающиеся от молитвы, не имея сих помянутых двух добродетелей, молятся одним только телом, а не духом» 167 . О молитве же одними устами без участия духа Св. Киприан пишет так: «как ты требуешь, чтобы Бог услышал тебя, когда ты сам себя не слышишь? Как хочешь, чтобы Бог во время твоего моления помнил о тебе, когда ты сам о себе не помнишь» 168 ? Благодушествует ли кто да поет. В греческом выражено: εθημε τις ψαλλτω т. е., если кто весел (laetus est), то пусть поет псалмы. Весел человек бывает, когда здоров, когда Бог благословляет его труд, когда в мире с своею совестию и наслаждается полным самодовольством. Почему в таких расположениях человека Апостол предостерегает его от искушения и могущаго быть безчиния ( Рим. 13, 13 ). Так как веселость духа человеческаго вообще располагает к пению, услаждающему душу, то чтоб было для человека полное услаждение, или услаждение с пользою, он должен петь псалмы; или петь молитвенно, а не безчинныя и непотребныя песни. Пойте Богу нашему, пойте разумно, говорит Псалмо- певец ( Пс. 46, 7. 8 ), по примеру горняго мира, который радость свою выражает тоже в пении ( Ис. 6, 3 ), даже не имея покоя день и нощь ( Апок. 4, 8 ). Так, мы знаем из евангелия, что радость о славе Божией, открывшейся в воплощении Сына Божия, и о примирении земли с небом, отражавшаяся в горних небожителях, всегда сочувствующих благу человека, выражаема была именно пением, которое было слышно даже и на земле ( Лук. 2, 13–14 ) Почему христианину прилично и должно, выражая свою радость, прославлять Бога телом и душею ( 1Кор. 6, 20 ), и это прославление выражать псалмопением, глаголюще себе, во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах Господеви ( Ефес. 5, 19 ). Только и пение, как и молитва , должно быть внимательное: духом и умом ( 1Кор. 14, 15 ), «непрестанно песнословя Бога, углубляясь в самих сеся. Ибо поет сердцем, кто не только приводит в движение язык, но и ум, возбуждает к уразумению произносимаго» 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Единого Благосердного – Царя Славы – исповедуя,/мудрые страстотерпцы получили/награды за победу, взывая отважно:/“Люди, превозносите Христа вовеки!” Твердо противишася Христовы страдальцы к мучителем,/страждуще доблественне, победиша идольскую лесть, вопиюще благодерзновенно:/людие, превозносите во вся веки. Твердо воспротивились тиранам/Христовы страстотерпцы, подвизаясь доблестно,/обольщение идолами победив и взывая отважно:/“Люди, превозносите Христа вовеки!” Якоже адаманта, доблии оружницы,/мучителей прещения и муки победивше, радостно вопияху:/пойте, священницы, людие, превозносите Господа во веки. Как алмазы доблестные воины,/угрозы тиранов и муки победив, в радости взывали:/“Воспевайте, священники,/люди, превозносите Христа вовеки!” Богородичен: Единаго Благоутробнаго Превечнаго Слова,/из Девы в последняя рождшагося и спасшаго человеческий род,/пойте, священницы, людие, превозносите Его во веки. Богородичен: Единого Благосердного – Предвечное Слово,/от Девы в последние времена рожденного и спасшего человеческий род,/воспевайте, священники,/люди, превозносите во все века!” Ин. Ирмос: В пещь огненную: Канон преподобной. [Ирмос: В печь огненную: ] На земли живущи, к земли блаженных воистинну достигнута вожделела еси,/идеже чини Ангельстии, преподобных и постников, дев, живуще,/вечно песнословят Христа во веки вся. Ты, блаженная, земли кротких/воистину достигнуть вожделела,/где полки Ангелов, преподобных, подвижников и дев/обитая вечно, воспевают Христа вовеки. Добротою естества лучши многих сущи, о души попеклася еси,/яко вид доброты душевныя мудре сохранивши,/темже доброту телесную угасивши,/распалилася еси воздержанием души твоея. Красотою природной всех превосходя,/о душе ты позаботилась,/чтобы все страсти душевные разумно победить;/потому красоту телесную угасив,/воспламенила душу свою подвижничеством. Бодр ум к Богу преусердием душевным ты стяжавши,/козни льстиваго мудреца злых до конца успила еси, славная,/и ныне, успши, живеши во веки. Ум, бодрствующий в стремлении к Богу,/стяжав усердием души,/ты козни обольстителя, зол изобретателя/до конца укротила, славная;/и ныне, по успении, живешь вовеки.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Т. о., гармонично сочетаются псалмовые стихи, содержание к-рых отсылает к Рождеству Христову, и присоединяемые к ним внепсалмовые тексты, относящиеся к празднику бесплотных сил. Структуру данного произведения можно проанализировать путем сопоставления его различных записей со следующими пространными надписаниями, отражающими специфику каждого случая: «Ифика, 2-й плагальный глас: «Хвалите Господа с небес» - «Свят, свят, свят еси, Боже Вседержителю»» (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 93; 2406. Fol. 131; Ath. Iver. 1298. Fol. 107; 1250. Fol. 150v; Ydra. Iliou. 597. Fol. 151v; в ркп. Athen. Bibl. Nat. 899 (Fol. 145v) этот же внепсалмовый текст соединен со стихом «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене»; в ркп. Athen. Bibl. Nat. 2458 (Fol. 123) содержится тот же текст с надписанием «другой», без псалмового стиха и без упоминания мелурга); «Фессалоникийское: глас 2-й плагальный: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение»» (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 131; 2458. Fol. 123; без надписания имени); «Глас 2-й плагальный: «С небес, аллилуия» - «Пойте, воспевайте разумно Богу, пойте, дадите славу Богу»» (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 123; с надписанием: «Другой, поемый во святом граде Фессалоники», без имени мелурга); «Глас 2-й плагальный: «Хвалите Его вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его» - «Свят, свят, свят Господь Саваоф, полон дом славы Твоея, Господи»» (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 93v; 2406. Fol. 131; Ath. Iver. 1298. Fol. 107v; 1250. Fol. 150v; Ydra. Iliou. 597. Fol. 151v; в ркп. Athen. Bibl. Nat. 2401 (Fol. 145v) этот же внепсалмовый текст соединен со стихом «Дондеже положу враги Твоя в подножие ног Твоих» (Пс 109. 1)); «Глас 2-й плагальный: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, полны небо и земля славы Твоея»» (Ath. Iver. 1298. Fol. 123; без псалмового стиха и без указания мелурга); «Глас 2-й плагальный νεναν: «Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет» - «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение»» (Athen. Bibl. Nat.

http://pravenc.ru/text/2565536.html

К милости Источнику, Господу Иисусу, моление теплое принесите, прехвальнии,/о земли Брянской молящеся,/и от бед избавите нас,/скорое поможение подающе. Слава, и ныне, праздника. По 2-м стихословии седален святых, глас 6: Днесь Небеса радуются и земля Брянская веселится,/память святых Твоих, Господи, празднующе,/тех молитвами помилуй нас. Слава, и ныне, праздника. Величание: Величаем вас,/вси святии, в земли Брянския просиявшии,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Ино величание: Ублажаем вас,/чудотворцы наши славнии,/землю Брянскую добродетельми вашими озарившии/и нам образ спасения/светоявленно показавшии. Псалом избранный: 1 лик: В оскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. 2 лик: Р од и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят. 1 лик: Я ко благоволит Господь в людех Своих и вознесет кроткия во спасение. 2 лик: С ей род ищущих Господа, ищущих Лице Бога Иаковля. 1 лик: М не же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их. 2 лик: И зочту их, и паче песка умножатся. 1 лик: П ойте Богу нашему, яко Царь всея земли Бог, пойте разумно. 2 лик: И исполнится славы Его вся земля, буди, буди. По полиелеи седален, глас 3: Радостию совершающе днесь светлое торжество,/восхвалим угодники Божия, землю Брянскую евангельским благовестием огласившия,/тии бо, якоже древле праотцем нашим, тако и нам взывают ныне:/приидите, обретохом Спаса душ наших. Слава, и ныне, праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Р адуйтеся, праведнии, о Господе,/правым подобает похвала. Стих: Б уди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. В сякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 10. По 50-м псалме стихира, глас 6. Подобен: О тчаянная: Творение святителя Афанасия, епископа Ковровскаго О тчаянни есмы/жития ради/и не имамы нрава добродетельна,/яко миро, приносим Ти, Господи,/молитвы святых сродников наших./Не отвержи Русь издревле Святую,/ныне же грехов наших ради люте страждующую./Не презри слезы верных сынов,/колен своих пред Ваалом не преклонявших/и ихже не поразил еси, согрешающих./Приими нас, кающихся, Боже,/святых Твоих мольбами. Канон праздника, глас 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3) Вчера рассердили вы меня вашим псалмопением. Прошу же и молю вас петь благообразно и по чину, а не просто, как попало и смятенно, и тем оскорблять не меня грешного, а Духа Святого: ибо это Его заповедь: пойте разумно (Пс. 46, 8). Разумно же петь нельзя, если не будет соблюдаем такой порядок, чтоб не начинать хором нового стиха, прежде, чем кончится пение прежнего; громогласно ли или тихо идет псалмопение, протяжно ли или скоро, паче всего да блюдется благочиние; ибо если во всяком деле соблюдение благочиния есть наилучшая черта, не тем ли паче в беседе с Богом, – так как при неблагочинии бывают нелепые фантазии и расхищение ума, а при благочинии сохраняются внимание, трезвение и сладость, о коей свидетельствует св. Давид, говоря: коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда устом моим (Пс. 118, 103). Почему прошу и молю, будем со всем тщанием совершать сию добродетель, друг друга остерегая и друг друга исправляя в пении. Так разумно поя, обретем мы покой душам нашим, друг другу подадим добрый пример и, при всем другом и этим благоугождая Богу, достойными соделаемся наследия Царства Небесного. 302. 1) Чтоб ум не осуечался и не влаялся в греховных помыслах, надо держать его в богомыслии – созерцании свойств и дел Божиих, ангельских чинов, обителей святых и сего видимого мира: сим хранится красота души. – 2) Красота души, с коею она создана, потерянная в падении, восстановляется в крещении, в покаянии и в подвижнической жизни. 100] 1) Вот где всегда надлежит быть уму, вот где пребывать сердцу! – В бодренном внимании к делу Божию, на поприще подвижничества, отнюдь не позволяя себе влачиму быть туда и сюда, подобно пленнику. Оскудевает ли в море вода, или для дышащего воздух? – так тем паче в нас не должны оскудевать благие помышления, при устремлении очей ума нашего в беспредельное море дивных дел Божиих, в которые углубляясь, ум не будет иметь времени осуечаться чем-либо житейским или соплетаться с худыми помыслами. Ибо он, будучи приснодвижен, не может оставаться в покое, но куда направим его, туда и несется он неудержимо, одесную ли или ошуюю: и если одесную, то он имеет взывать с Давидом: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу (Пс. 29, 8); а если ошуюю, то следующий за сим стих: отвратил же еси лице Твое, и бых смущен (9). Отвращение же Божие бывает, когда ум занимается суетностями, а пагубное смущение души, когда он упражняется в греховных замыслах. Постараемся же всегда направлять его одесную и давать ему видеть добрые видения. Какие это? – Ангельские Небесные Силы, тамошние неизреченные блага, светлые обители св. апостолов, пророков, мучеников и всех праведных; равно как и сей свод небесный, блестящее солнце, светлую луну, группы звезд и все другие чувствам подлежащие вещи, не затем, чтоб на них останавливаться, но чтоб, чрез них возносясь к Творцу всяческих Богу, хранить красоту свою неповрежденною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

3) Вчера разсердили вы меня вашим псалмопением. Прошу же и молю вас петь благообразно и по чину, а не просто, как попало, и смятенно, и тем оскорблять не меня грешнаго, а Духа Святаго: ибо это Его заповедь: пойте разумно (Пс. 46, 8). Разумно же петь нельзя, если не будет соблюдаем такой порядок, чтоб не начинать хором новаго стиха, прежде, чем кончится пенин прежняго; громогласно ли или тихо идет псалмопение, протяжно ли или скоро, паче всего да блюдется бдагочиние; ибо если во всяком деле соблюдение благочиния есть наилучшая черта, не тем ли паче в беседе с Богом, — так как при неблагочинии бывают нелепыя фантазии и расхищение ума, а при благочинии сохраняются внимание, трезвение и сладость, о коей свидетельствует св. Давид, говоря: коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда устом моим (Пс. 118, 103). Почему прошу и молю, будем со всем тщанием совершать сию добродетель, друг друга остерегая и друг друга исправляя в пении. Так разумно поя, обретем мы покой душам нашим, друг другу подадим добрый пример и, при всем другом и этим благоугождая Богу, достойными содлаемся наследия Царства Небеснаго. 1) Чтоб ум не осуечался и не влаялся в греховных помыслах, надо держать его в богомысли — созерцании свойств и дел Божиих, Ангельских чинов, обителей святых и сего видимаго мира: сим хранится красота души. — 2) Красота души, с коею она создана, потерянная в падении, возстановляется в крещении, — в покаянии, — и в подвижнической жизни. 100]. 1) Вот где всегда надлежит быть уму, вот где пребывать сердцу! — В бодренном внимании к делу Божию, на поприще подвижничества, отнюдь не позволяя себе влачиму быть туда и сюда, подобно пленнику. Оскудевает ли в море вода, или для дышущаго воздух? — так тем паче в нас не должны оскудевать благия помышления, при устремлении очей ума нашего в безпредльное море дивных дел Божиих, в которыя углубляясь, ум не будет иметь времени осуечаться чем либо житейским, или соплетаться с худыми помыслами. Ибо он, будучи приснодвижен, не может оставаться в покое, но куда направим его, туда и несется он неудержимо, одесную ли или ошуюю: и если—одесную, то он имеет взывать с Давидом: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу (Пс. 29, 8); а если — ошуюю то следующий за сим стих: отвратил же ecu лице Твое, и бых смущен (—9). Отвращение же Божие бывает, когда ум занимается суетностями, а пагубное смущение души, когда он упражняется в греховных замыслах. Постараемся же всегда направлять его одесную, и давать ему видеть добрыя видения. Какия это? — Ангельския небесныя Силы, тамошния неизреченныя блага, светлыя обители св. Апостолов, Пророков, Мучеников и всех праведных; равно как и сей свод небесный, блестящее солнце, светлую луну, группы звезд, и все другия чувствам подлежащия вещи, не за тем, чтоб на них останавливаться, но, чтоб, чрез них возносясь к Творцу всяческих Богу, хранить красоту свою не поврежденною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Эти песнопения могли быть, в ряде случаев, и более редкими, и менее исполняемыми. Они могли быть и более сложными – по голосоведению, по раскладке певческих партий и т.д. Тут было очень много всего... Но в любом случае могу сказать, что каждая служба, на которой можно было приобщиться к регентскому искусству отца Матфея, – была, конечно, прикосновением к чему-то очень важному, большому, значимому. – Я долго думал о том, чем, в принципе, пение хора отца Матфея отличалось от пения тех хоров, которые мы вообще тогда слышали? И мне пришла на ум фраза Псалмопевца: Пойте Богу разумно… (Пс. 46, 8) Всякое церковное песнопение в интерпретации хора отца Матфея звучало именно «разумно»: во-первых, ярко и понятно звучал текст песнопения – вполне понятный и осмысленный. И певчие прекрасно понимали, что за текст они воспроизводят. И это, видимо, уже сильно воздействовало на слушающего. Ну, и, конечно, певческое мастерство… – Это все совершенно справедливо. Действительно, дикция у певчих была отработана. А для меня, как бывшей скрипачки, была очень важна чистота исполнения, даже просто интонирование. Потому что далеко не всякому регенту удается добиться чистоты интонирования – в любом хоре, в каком бы то ни было (светском или церковном, большом или маленьком). И чем меньшее количество голосов, тем больше чувствуется разница в качестве интонации. Хотя и большой хор в некоторых случаях грешит таким количеством разных исполнений одной и той же ноты, что вы просто не можете понять, что же это за музыка. Надо сказать, что у отца Матфея этого не было никогда! У него в хоре была достаточно чистая интонация. И тот репертуарный запас, который был присущ его хорам (конечно, это личная заслуга самого отца Матфея), был просто ни с чем не сопоставим и несравним. Но, может быть, ему самому свойственно было восприятие такой звуковой мощи? Ведь несмотря на то, что он добивался от своего хора нежнейших оттенков пианиссимо, но и такие, достаточно громкие, уровни звучания там тоже присутствовали. И в ряде случаев – особенно если это пел смешанный хор, если было много высоких сопрановых тесситур во время какого-то песнопения, – конечно, не все певицы могли это выдержать просто физически. Не все могли это воспроизвести должным образом…

http://pravoslavie.ru/107505.html

Так же и младенец: если первый раз он соприкасается с Христом, с Богородицей, с апостолами на каких-то комиксах, есть большая вероятность того, что этот примитивизированный образ и запечатлеется в его детской голове. О том, есть ли разница, на каком языке читать Евангелие и молиться – Есть ли какие-то предписания к тому, на каком языке должна быть Библия? Многие считают, что Евангелие, Псалтирь нужно читать только на церковнославянском — как это делается в храмах во время богослужения. Но поскольку мы все уже оторваны от традиции, когда церковнославянский изучался в начальных школах, то не всё прочитанное понимаем правильно и не полностью постигаем смысл слов. В таком случае логично и естественно было бы читать на том языке, на котором говорим, как Вы считаете? – В силу того, что Священное Писание не является каким-то легким чтивом, то, на мой взгляд, его лучше все-таки читать в переводе – на русском, украинском или любом другом языке — том, который человеку понятен. Это же касается и Псалтири — если человек хочет внимательно читать псалмы, а не просто барабанить языком, произнося красивые церковнославянские фразы. Можно читать попеременно: например, один раз все псалмы на церковнославянском, в следующий раз — на русском языке. В идеале, чтение Псалтири должно быть частью ежедневного молитвенного правила. Хоть понемногу, но читать ее нужно, потому что псалмы используются в круге богослужений Православной Церкви. И находясь на службе, если мы читали Псалтирь в переводе, то сможем понять те аллюзии и отсылы к ней, звучащие на службе в храме. Кроме того, есть заповедь: пойте Богу разумно. Это к тому, что псалмы — а это, в сущности, духовные песни, нужно понимать, петь разумно. Как старец Паисий Афонский сказал — если мы не понимаем, о чем молимся, то как сможем договориться с Богом? Но молиться, я глубоко убежден, следует на церковнославянском языке. Все-таки молитвы разговорной речью лишены той возвышенности, которая присутствует в тексте не просто на ином языке, а на ЦЕРКОВНОславянском.

http://pravmir.ru/chitaem-evangelie-kaki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010