Ситуация такова, что многие привыкли к такому порядку вещей, считают его единственно возможным и даже не ищут во время богослужения понимания какого-то смысла. Хотите еще более ужасающий эксперимент? Станьте в притворе после окончания литургии и поинтересуйтесь у выходящих из храма, о чем говорилось в прочитанном на службе Евангелии. Результат удивит, разве что если в проповеди в конце службы это евангельское чтение не пересказывалось… Но тогда у вас есть запасной вариант: спросите, о чем был Апостол! «Пойте Богу нашему… пойте все разумно», – восклицал псалмопевец. Мы же теперь чаще всего ищем в богослужении не разумности, не осмысленности, а некоей «благодатной атмосферы»/«положительной ауры»/«хорошей энергетики». Молитвы и песнопения, звучащие в храме, для многих – не более чем «фон». В лучшем случае это «фон» для личной молитвы, но чаще – для создания и поддержания того, что именуется «молитвенным настроением». Нам нужно состояние «православной медитации», а не разумная служба… И вот, выходя из храма после двух часов такого «молитвенного состояния», мы думаем, что угодили тем Богу или сделали что-то важное для «духовной жизни». «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом», — писал апостол Павел Коринфянам (1Кор 14:15). У нас же значительная часть богослужения проходит вовсе мимо слуха молящихся. А ведь именно эти песнопения (стихиры, тропари, каноны), собственно, и составляют отличительную особенность той или иной праздничной службы. «Если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец», – пишет ап. Павел. При таком порядке вещей лучшее, что могут сделать прихожане – это молиться Богу сердцем или духом, а чаще – просто «медитировать». Но куда же девать разум? Вот и начинает он рассеиваться, «прокручивать» всякие житейские дела, а потом на исповеди можно будет покаяться в отвлечении ума во время молитвы… Но прислушаемся еще раз к словам апостола: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1Кор 14:19).

http://pravmir.ru/vsyu-tvar-xotya-obnovi...

Поэтому здесь требуется больший страх и большая осторожность, чтобы не попасть в плен, но чтобы избежать их гибельных для души набегов. Куда же убежать? Конечно, к Богу, ибо говорит [Давид]: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело ( Пс.45:2 ) и: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их ( Пс.33:8 ), и [еще]: надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме ( Пс.124:1 ). Итак, если будем иметь страх Божий и уверенность, то не убоимся пред лицом врагов наших. Хлеб и вода – слово Божие и слезы. Обратим внимание на то, что крепостью можно овладеть не иначе, как при недостатке [в ней] хлеба и воды. В нас же это что? Слезы и слово Божие, от которых и при которых питается и спасается душа и при недостатке которых она опустошается и предается [в плен]. Итак, слово Христово да вселяется в вас богатно ( Кол.3:16 ), как написано. И слезы да не оскудевают. Внутреннее предательство – страсти и помыслы. Бывает, впрочем, как говорят, внутреннее предательство. И это опять что? Живущие в нас страсти и возникающие из предательство плотского образа мыслей помыслы, которые наподобие предателей отворяют дверь враждебным демонам. Их следует изгонять и со всякою охраною сторожить, чтобы не был взят наш город, то есть душа, чтобы мы не были ограблены грехом и чтобы не заключили перемирия с гибельными страстями, но чтобы оставались в добродетели, в которой созданы, во славу Создателя, в похвалу и мне, грешному, в день Христов. Необходимость доброго порядка в совершении богослужения. Вчера я рассердился на вас за пение псалмов. Прошу и молю [вас] петь стройно и как установлено правилом, но не просто и как попало, разрозненно, и этим оскорблять не меня, грешного, но Духа Святого. Ибо это Он повелел: пойте разумно ( Пс.46:8 ). Разумно же петь нельзя, если не будет соблюдаем [такой порядок], чтобы хоровая партия не начинала стиха, пока не окончился предшествующий, велегласно или тихо идет пение псалмов, медленнее или скорее выполняется стих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

61 Возглашение-молитва о Главе (Царе) и членах Императорского Дома (Фамилии). Благочестивейший – титулатура византийских и российских  православных Императоров. 63 Здесь пожелание диакону силы Божией  возвещать Евангелие (см. Деян. 1:8  «…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли»; и  1 Коринфянам 2:4–5: « И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией». 65 Это призыв к сосредоточенной молитве душой и умом, согласно учению св. ап. Павла: «Буду молиться духом, но и умом» ( 1Кор.14:15 ), а также: «Ищите горняго, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо.. жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге…» ( Колос. 3, 1–4 ). И, согласно библейскому псалму 46,7–8: «Пойте Богу… разумно». Известно, что на Афоне иноки «умно» творят краткую молитву Иисусову. Особо усердные после многих лет молитвенного навыка её совершения сподобляются созерцания благодатного «фаворского света». 67 Т.е. в условиях полноты свободного исповедования православной веры и совершения богослужения, предписаний и обрядов христианской религии.  Благочестие=православие.  68 Церк. слав. «в чистоте» в данном контексте означает жить в благонравии, нелицемерно, не кривя душой из опасения дискриминации или гонений. 69 Богатая милость Божия – всеохватывающая безмерная, необъятная, совершенная, универсальная милость (любовь) Божия к кающемуся человеку. 70 Ин.5:27–30 : «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». 73 Ектения содержит молитвенные прошения о слушателях огласительных школ, готовящихся принять Св. Крещение. В древности процесс обучения основам веры (катехуменат) был многолетним и делился на несколько периодов, заканчивающихся чтением молитв экзорцизма и помазания елеем. По окончании катехумената совершалось общее крещение катехуменов в присутствии всей общины накануне праздника Святого Богоявления и Св. Пасхи (в Великую Субботу), во время которого читались ветхозаветные чтения (паремии), после чего следовало первое причащение Тайнам Христовым вместе с верными. Подробнее об этом см. фундаментальный труд – Гаврилюк П. История катехизации в Древней Церкви. М., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Как распевность, так и сдержанность не освобождают клиросных чтецов от обязанности давать слушателям чтение выразительное, разумное. Каждая молитва , каждое песнопение церковное заключает в себе не только чувство религиозное, но также определенную мысль молящегося. И эта мысль в звуках читающего так должна быть выражена, чтобы легко было воспринять ее как самому читающему, так и слушающим его. Это совершенно совместимо со сдержанностью и монотонностью. Для этого обязательно соблюдение обычных требований, предъявляемых ко всякому разумному чтению: необходимо точно соблюдать звуковую правильность и ударения голоса слоговое и логическое. Расстановка ударений возможна и при монотонном музыкальном изложении. При этом, чтобы прочесть вслух вразумительно для других, сам чтец должен сколько-нибудь разуметь читаемое. Для этого нужна подготовка к чтению. Если мирские лекторы не принимаются за свое дело без подготовки и даже много усердствуют в этом, то может ли церковный чтец приниматься за Божие дело без соответственной подготовки? Пойте Богу разумно, говорит святой псалмопевец Давид. Нужно ли говорить о том, что для церковно-молитвенного чтения обязательно не только полное внимание, но и глубокое благоговение? Молящийся всегда должен помнить и чувствовать разницу между собой, как полнейшим ничтожеством, и между Господом Богом, как Владыкой вселенной. Такое чувство порождает в душе молящегося страх Божий и смирение. Но поскольку Господь Бог есть наш Творец и Благодетель, то с истинным чувством смирения сочетается почитание и любовь к Богу. А всё это вместе собой являет благоговение. Благоговейная настроенность чтеца молящегося выражается как в положении его тела, так и в движениях голоса при чтении. Когда чтец сам благоговейно держит себя и искренно молится при чтении, тогда благоговение невольно охватывает и послушающих его, и получаются от такой молитвы плоды благие. О Христе Спасителе, как Сыне Человеческом, так говорится в одном из писаний апостольских: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение ( Евр.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Но появление светильников не прерывает слова. Солнце должно шествовать по своему повелению, потому что «солнце познало запад свой» (Пс.103:19), дабы было показано, что Христос есть Вла­дыка всего творения. Об этом возвещает Иоанн, говоря: «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3). Но нужно было, чтобы Он сиял не только словом, но и делом. Он говорит морю: «умолкни, перестань» (Мк.4:39), и оно умолкло, и дело познало Зиждителя. Он сказал морю, и замолкло; сказал ветру, и перестал. Если бы они не послушались, это зна­чило бы, что Он не сотворил их. Если бы Он не был Вла­дыкой воды, не претворил бы воды в вино. Если бы не был Владыкою неба, не возвестила бы о Нем небесная звезда. Если бы не был Владыкою солнца, оно не погрузилось бы во мрак во время распятия. Христос на кресте, и солнце омрачилось. О, чудо! И тварь не вынесла поругания Владыки. Омрачилось солнце, дабы ты знал, что Христос и на самом кресте Владыка солнца. Потряслась земля, дабы ты знал, что о Христе говорил Давид: «посмотрит на землю, и заставит ее трястись» (Пс.103:32). Распались скалы, дабы ты знал, о ком сказал пророк: «скалы распадаются пред Ним» (Наум.1:6). Отвер­злись гробы, дабы явлено было воскресение и чрез все воссиял воскрешающий мертвых Бог.    7. Однако пора нам сделать и нравственное применение. Светильник побуждает нас сказать: «Светильник ногам моим закон Твой, и свет путям моим» (Пс.118:105). Настал вечер, чтобы мы говорили: «Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою, поднятие рук моих - да будет как жертва вечерняя» (Пс.140:2). Почему не утренняя? Обрати на это внимание, так как мы должны знать, что поем. Давид говорит: «пойте разумно» (Пс.46:8). «Поднятие рук моих - да будет как жертва вечерняя». Моисей, а лучше сказать, Бог по­велел совершать две жертвы — одну утреннюю, другую — вечернею. Утренняя была благодарением за ночь, так как проведший благополучно ночь благодарит днем. Вечерняя жертва была благодарением за день. Так как Ты, говорит Давид, сохра­нил меня в течение дня, то я благодарю Тебя за весь день.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Но появление светильников не прерывает слова. Солнце должно шествовать по своему повелению, потому что «солнце познало запад свой» ( Пс.103:19 ), дабы было показано, что Христос есть Владыка всего творения. Об этом возвещает Иоанн, говоря: «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Но нужно было, чтобы Он сиял не только словом, но и делом. Он говорит морю: «умолкни, перестань» ( Мк.4:39 ), и оно умолкло, и дело познало Зиждителя. Он сказал морю, и замолкло; сказал ветру, и перестал. Если бы они не послушались, это значило бы, что Он не сотворил их. Если бы Он не был Владыкой воды, не претворил бы воды в вино. Если бы не был Владыкою неба, не возвестила бы о Нем небесная звезда. Если бы не был Владыкою солнца, оно не погрузилось бы во мрак во время распятия. Христос на кресте, и солнце омрачилось. О, чудо! И тварь не вынесла поругания Владыки. Омрачилось солнце, дабы ты знал, что Христос и на самом кресте Владыка солнца. Потряслась земля, дабы ты знал, что о Христе говорил Давид: «посмотрит на землю, и заставит ее трястись» ( Пс.103:32 ). Распались скалы, дабы ты знал, о ком сказал пророк: «скалы распадаются пред Ним» ( Наум.1:6 ). Отверзлись гробы, дабы явлено было воскресение и чрез все воссиял воскрешающий мертвых Бог. 7. Однако пора нам сделать и нравственное применение. Светильник побуждает нас сказать: «Светильник ногам моим закон Твой, и свет путям моим» ( Пс.118:105 ). Настал вечер, чтобы мы говорили: «Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою, поднятие рук моих – да будет как жертва вечерняя» ( Пс.140:2 ). Почему не утренняя? Обрати на это внимание, так как мы должны знать, что поем. Давид говорит: «пойте разумно» ( Пс.46:8 ). «Поднятие рук моих – да будет как жертва вечерняя». Моисей, а лучше сказать, Бог повелел совершать две жертвы – одну утреннюю, другую – вечернею. Утренняя была благодарением за ночь, так как проведший благополучно ночь благодарит днем. Вечерняя жертва была благодарением за день. Так как Ты, говорит Давид, сохранил меня в течение дня, то я благодарю Тебя за весь день.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

пойте все разумно. Бог воцарился над народами и: Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, [Вышний]! и: " Хвалите Господа, все народы, прославляйте все племена " , и еще: " От востока и до запада хвалимо Имя Господне. Высок над всеми народами Господь, над небесами слава Его " , как Имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далече и: Да познаем на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое, и: Цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят Имя Господа. И Исаии: " Послушай Меня, народ Мой, [говорит Бог], и цари. ко Мне прислушайтесь, ибо Закон от Меня изойдет, и суд Мой — свет народам. Приблизится скоро правда Моя и снизойдет, как свет, спасение Мое. Меня острова ждут, и на мышцу Мою страны уповают " . Хвалит же хвалебным гласом римская страна Петра и Павла, от них уверовавшая в Иисуса Христа, Сына Божия, Асия и Эфес, и Патмос — Иоанна Богослова. Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли. Сей славный, рожденный от славных, благородный — от благородных, князь наш Владимир возрос, окреп от детской младости, паче же возмужал, крепостью и силой совершенствуясь, мужеством же и умом преуспевая, и единодержцем стал земли своей, покорив себе соседние народы, иных — миром, а непокорных — мечом. И вот на него, во дни свои живущего и землю свою пасущего правдою, мужеством и умом, сошло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

7. Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, пойте. Изложив от лица Апостолов выше упомянутые великие дела, произведенные Христом, Давид призывает теперь вселенную к прославленно Христа с великим усердием, ибо таковое усердие выражается, по словам Златоуста, повторением: пойте. А—пойте— сказал вместо: пойте голосом раздельным и приносите Христу славословие. За сим высказывает причину. 8. Яко царь всея земли Бог, пойте разумно. Пойте, говорит, членораздельно Христу, потому что Он Бог и Царь всей земли, как Сам Он сказал: дана всякая власть на небе и на земли (Матф.28,18). Пойте не просто—одним языком, но и умом, помышляя и понимая, какому Владыке пойте и по причине каких великих и чудных дел Его ). Слова Великого Василия : Что в яствах—ощущение качества каждой пищи, то в словах священного Писания—разумение; гортань, говорит Иов, разбирает снеди, а ум различает слова. Итак, кто так настроит душу свою силою каждого слова, как настраивают вкус по свойству каждой пищи, тот исполнит заповедь: пойте разумно. Златоуста : М не кажется, что и другое нечто намекается словом—разумно, именно то, чтобы петь не только голосом, но и делами, не только языком, но и жизнью. И Феодорита : Хорошо сказал: пойте разумно, чем научает не только произносить песнь языком, но и возбуждать мысль к разумению произносимого. 9. Воцарися, Бог над языки. Христос до явления своего во плоти царствовал над людьми, как Творец против воли их; а теперь, по вочеловечении своем, Он царствует над ними по желанию их, как освободитель их. И поелику Христос стал двойствен; то до вочеловечения своего Он имел царство (над ними) только как Бог, а по воскресении из мертвых получил оное и как человек, ибо тогда (уже) Он сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Матф.28, 18). Христос воцарился над всеми народами, поскольку уверовали многие из всех народов и в некоторых странах уверовал весь находившийся там народ, в других уверовала только половина тамошнего народа, а в некоторых только известная часть народа. Ибо по всей земли разнесся голос Апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Пс.46:6 .  Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном. «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Все же сие совершивший Владыка, говорит Пророк, вочеловечился и сокрушил владычество мучителя, а потом возшел на небо, в предшествии небесных сил и ликов ангельских, которые и дольним взывали: «сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» ( Деян. 1, 11 ), и горним повелевали: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» ( Пс. 23, 7 ). Таковыя возглашения, как пронесшияся по всей земле, Пророк назвал воскликновением и гласом трубным. Пс.46:7 .  Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте. Пс.46:8 .  Ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно. Пс.46:9 .  Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем. «Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте». «Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно». «Воцарися Бог над языки: Бог седит на престоле святем Своем». Так Всецаря всяческих чествуйте песнопениями и духовными ликованиями. Ибо всем людям явил Он царство Свое, уверил все народы, что Он Бог и Господь, седяший на царском престоле. Сказанное: «Бог седит на престоле святем Своем» согласно с апостольским изречением: «седе одесную престола величествия на высоких, толико лучший быв Ангелов, елика преславнее паче их наследствова имя» ( Евр. 1, 3–4 ). Прекрасно же сказал Пророк: «пойте разумно», научая не языком только произносить песнопения, но и ум возбуждать к уразумению произносимаго. Пс.46:10 .  Князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли – Божии; Он превознесен над ними. «Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася». Обетования, данныя патриарху Аврааму, говорит Пророк, приведены в исполнение. Обетовал же Аврааму Господь всяческих, что о семени его благословит все народы. Посему народы сии и князи их, оставив богов отеческих, собираются к Богу Авраамову, и Его именуют своим Богом. Служителями же призвания их стали божественные Апостолы, чудотворением утвердившие высоту Богословия. Ибо их семьдесять нарекли державными, Акила – щитами, а Феодотион и Симмах – защитою. Всеми же сими наименованиями означается не только неподчинение их человеческой власти и непобедимость, но и охранение ими других; потому что, став как бы некиими щитами и поборниками уверовавших, не дозволяли расторгаться дружине от приражения бедствий, но, обратив в бегство врагов, повелевают единоверным торжествовать, говоря: «вси языцы восплещите руками: воскликните Богу гласом радования. Яко Господь вышний, страшен: Царь велий по всей земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

6. Взыде БОГ в воскликновении, ГОСПОДЬ во гласе трубне! 6. Восшел Бог в (бранных) восклицаниях, Господь – при звуках трубных! 7. Пойте БОГУ нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте! 7. Пойте (в греч.: бряцайте) Богу нашему, пойте: пойте Царю нашему, пойте. 8. Яко царь всея земли – БОГ, пойте разумно! 8. Ибо Царь всей земли – Бог: пойте разумно. 9. Воцарися БОГ над языки: БОГ седит на престоле святем Своем. 9. Воцарился Бог над народами, Бог восседает на престоле Святом Своем. 10. Князи людстии собрашася с БОГОМ Авраамлим: яко БОЖИИ державнии земли 33 – зело вознесошася! 10. Князья народов собрались с Богом Авраамлим, ибо Богом сильные (владыки) земли весьма превознесены. Примечания к Псалму XLVI-мy Ст. 2. Рукоплескание означает, здесь не телесное некое движение рук, но внутреннее веселие духа, желающего, если бы то было возможно, дабы все, что ни есть в свете, сорадовалось ему, как делают те, кои от радости прыгают, плещут руками, и гласом ликующие вопли издают. Ст. 3–4. Нарицает страшным не потому, аки бы Он мучительски управлял Своими людьми, над которыми царствует; но потому, что величество Его, которое прежде презираемо было, сильно сокрушит и умягчит жестокость всего мира. Ст. 5. Сие собрание пророк изображает под именем „доброты Иаковли, юже возлюби. Ибо хотя в народе Иудейском многие были жестоковыйные и приверженные к идолопоклонству, и потому, наконец, отверженные, но были между тем и святейшие Патриархи, коих доброта веры и нравов была любезна Богу... Ст. 6. Итак, возшел Христос на небо, и притом возшел собственною силою, так как Бог был; ибо сего ради сказано: „взыде Бог. Следующие за сим слова: „в воскликновении, во гласе трубне, без сомнения, заимствовал пророк от ветхозаветных обрядов, при которых, во время торжественных собраний во храме, обыкновенно левиты громогласно пели и играли на трубах, возбуждая народ к прославлению (Божией) силы. Здесь воскликновение и глас трубный должно брать в духовном смысле о воскликновении Ангелов, как замечает Златоуст в толковании на сей псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010