Подходила Пасха! 1929 год. Дивеевский монастырь, как сотни других, растащен и разворован. Что-то удалось из святынь его спасти по домам, по хатам. Большое запрестольное распятие пытались внести в верхний храм Рождества Божией Матери, придел Казанской церкви, но оно не проходило в двери, так его и оставили в притворе. Местные комсомольцы (не евреи), сельские парни и девки, решили устроить кощунственный крестный ход в пасхальную ночь, противопоставляя его крестному ходу, совершаемому перед пасхальной заутреней. Для этого омерзительного кощунства с санкции властей сельсовета и комсомола (поверьте мне, средь них не было ни одного еврея, место глухое) удалая молодежь вскрыла дверь храма, в притворе которого стояло распятие, и стала его вытаскивать, чтобы надругаться над распятым Христом, неся распятие во главе своего антирелигиозного шествия ночью. Сколько они ни старались, сколько ни пыхтели, а вынести его не смог ли. Тогда один из них схватил топор и рубил им по перекладине распятия, пока лезвие топора не коснулось руки распятого Христа и из руки хлынула кровь. Я сам своими глазами видел эту кровь. Окно было высоко, и мама, подняв меня на руки, спросила: «Видишь?» Окровавленное распятие стояло передо мной. Говорили, что рубивший парень сошел с ума, всех остальных куда-то увезли с глаз долой. Храм опечатали. Замолкли саровские колокола! Но еще звонили дивеевские. Однажды по первому санному пути прикатили в Саров две тройки. На розвальнях – по сундучку. Внесли их в саровский собор. Там в полной тишине вскрыли раку преподобного, сгребли его косточки в мешок, свалили в один из сундучков, оба запечатали одной печатью, поставили в сани: один – в одни, другой – в другие, и помчались тройки по двум разным дорогам: одна – на Тамбов, другая – в Арзамас. В Арзамас за день не доедешь, и в Тамбов тоже. Не все иудами стали, не все, ни тогда, ни теперь, иначе сгинул бы народ и вера тоже. Время показало обратное. Следили мужички за тройками, пронюхали они, чт в сундучках везут, и хитрость раскусили, а потому и поехали за тройками: кто – на Тамбов, а кто – на Арзамас. Земля слухом полнится. Передавали гонцы от села к селу: «Мощи батюшки Серафима везут, выручать святыню надо». На постоялом дворе, где тройкам ночлег готов, готова и выпивка изрядная, сногсшибательная. Мощи-то русский мужик вез, еврей бы глотка не хлебнул при таком важном деле, а русский мужичок, да в компании, ведрами пил, а не четвертями. «Вусмерть» напоили на постоялом дворе возницу и конвой. Лежат они, бездыханные, да под себя мочатся. А тем временем сундучок-то тот вскрыли, святые мощи вынули, и айда! Печать сургучную приляпали медяком и – поминай как звали! Наутро, проснувшись, высохнуть надобно и опохмелиться, как водится. Стол накрыт и водки четверть, а это по тем временам три литра. Напившись вновь, с пьяных глаз не заметив кражи и приляпанной печати, махнула тройка в Арзамас, а в сундучке-то пусто!

http://azbyka.ru/fiction/miloserdiya-dve...

451 Июня 4 из Вязьмы отправлен был царём к Никону стольник Иван Фёдоров меньшой Стрешнев с известием о добровольной сдаче ему Дорогобужа. Июня 29 приезжал от царя к Никону стольник Иван Богданович Милославский, с известием о сдаче Полоцка. Июля 22 стольник Иван Иванович Колычев, с известием о взятии приступом Мстиславля и т. д. См. дворц. разр. т. III, стр. 425, 426, 433, 435 и др. 453 Благочестивый государь ознаменовал день взятия Смоленска построением пред своим станом, против Молоховских ворот, тафтяной церкви во имя воскресения Христова: Церковь построена 24 сентября. Корнилий, архиепископ казанский, сопровождавший в походах царя и бывшую икону иверской Божией Матери, освятил новопостроенную церковь 25 сентября. Впоследствии вместо этой церкви построена была царём Алексеем Михайловичем соборная церковь в Смоленске во имя Успения пресвятой Богородицы. См. чт. Моск. общ. ист. и др. росс. 1846, 2. Достопамятности Смоленска. 454 Акты о моровом поветрии 1654–1655 г. помещены в 3 т. дополнений к ст. акт. 119. Они весьма любопытны, так как показывают а) распоряжения правительства в эту страшную годину и б) те чувства и мысли, с какими тогда народ принимал великое бедствие. В искушениях и целые народы, как отдельные люди, лучше узнаются, чем в другое время. Но здесь нет грам. от 3 сент. 1654 г., помещённой у Рихтера в ист. медиц. т. 2, стр. 66, прилож. 455 Сам царь в жалованной грамоте Иверскому монастырю говорит о себе, что он «писал» Никону чтобы патриарх принял на себя попечение о сохранении от язвы семейства царского. Акт. экспед. т. IV, 78. 457 Акт. эксп. 1. 73. «А готовить те запасы велеть в монастырских вотчинах, в добрых местах, где морового поветрия в людях не именовалось». 461 Царевич Алексей Алексеевич родился 5 Февр. 1654 г., дв. разр. III, 399, собр. гос. гр. и догов. III, 169. 466 Никон не позволил возглашать новый титул свой в церквях при богослужении. В письмах своих к царю продолжал называть себя, как делал и прежде, грешным, грешным и смиренным Никоном, иногда смиренным Никоном патриархом . См. напр, прилож. к жизнеопис. Никона, сост. арх. Аполл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Отд. 5. С. 1-17; Никольский дом призрения престарелых и увечных граждан в С.-Петербурге//Зодчий. СПб., 1910. 15. Табл. 14-15. Опис. С. 168-169 (совм. с Косяковым Г. А.); Постройка Кронштадтского Морского собора//Тр. 4-го Съезда рус. зодчих, состоявшегося в Петербурге с 5 по 12 янв. 1911. СПб., 1911. С. 128-137. Лит: Барановский Г. В. Юбилейный сб. сведений о деятельности бывш. воспитанников ин-та гражданских инженеров, 1842-1892. СПб., 1892. Вып. 1. С. 167; он же. Морской собор в городе Кронштадте: Проект гр. инж. Вас. А. Косякова//Известия/Об-во гражданских инженеров. СПб, 1903. 1-2. Янв.-апр. С. 117-124; Алексеев А. И., прот. Церковь во имя Милующей Божией Матери. СПб., 1902; Памятник 900-летия Крещения Руси храм Св. Князя Владимира в г. Астрахань. Астрахань, 1903; Морской собор в Кронштадте, 1903-1913. [СПб.], б. г.; [Лебединский П. А., прот.]. Богоявленская Гутуевская церковь. СПб., 1913; Чельцов М., прот. Воспоминания смертника о пережитом. М., 1995. С. 7, 13, 21-22, 55-56; Архитекторы-строители С.-Петербурга. СПб., 1996. С. 171-172; Кутейникова Н. С. В. А. Косяков - выдающийся храмостроитель России рубежа XIX-XX ст.// Она же. Мозаика. СПб., 1997. С. 61-72 (То же//Морской собор в Кронштадте. М., 1998. С. 127-177); Исаченко В. Г. Братья Косяковы//Зодчие Санкт-Петербурга XIX - нач. XX в. СПб., 1998. С. 647-665; Никитина Н. Успенское Подворье ставропигиального мон-ря Введенская Оптина пуст. СПб.; Козельск, 1998; Шумский А. П. Главный храм-памятник Рос. флота. СПб., 1998. С. 29-62; Семенова-Честнова И. Монастырские подворья в творчестве архитекторов Вас. А. Косякова и А. П. Аплаксина//Петербургские чт. 98-99. СПб., 1999. С. 255-260; Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 147-182, 195; Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России: 2-я пол. XIX - нач. ХХ в. СПб., 2005; он же. Искусство историзма и гос. заказ. М., 2008; Земля Невская Православная: Правосл. храмы пригородных районов С.-Петербурга и Ленинградской обл./Авт.-сост.: В. В. Антонов, свящ. А. Берташ и др. СПб., 2006; Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России, сер.- нач. ХХ в. СПб., 2006; Лисовский В. Г. Архитектура России XVIII - нач. XX в.: Поиски нац. стиля. М., 2009. С. 320-322, 325-326, 336-340, 344-345; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 20103; Загоровская Л. И. Успенское подворье: История и люди. СПб., 2010; Жуков В. Ю. Архитектор Василий Косяков и его постройки: К 150-летию со дня рождения директора ИГИ//Вклад преподавателей и выпускников ИГИ-ЛИСИ-ГАСУ в историю и культуру С.-Петербурга: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф./Ред.: В. Ю. Жукова, И. Ю. Лапина. СПб., 2012. С. 9-25; он же. Казанская церковь архит. Василия Косякова в Воскресенском Новодевичьем мон-ре//Там же. С. 34-42; Нечаевская Е. В., Степанова К. А. Главные культовые постройки архит. Василия Антоновича Косякова//Там же. С. 26-33.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

58-72. Табл. I-V. (Изв. Имп. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии; Т. 41, вып. 2); [Речь, сказанная в публичном заседании в Белой палате Ростовского кремля по случаю освящения книгохранилища]//Ярославские ГВ. 1884. 94. С. 5; Ростовские колокола и звоны: Чт. в ОЛДП 11 мая 1884 г./Предисл.: В. В. Стасов. СПб., 1884. (ПДП; 51); то же//Музыка колоколов: Сб. исслед и мат-лов. СПб., 1999. Вып. 2. С. 152-175; Начало возобновления Ростовского Кремля: История десяти камертонов, пожертвованных в возобновленную Белую палату и подробное описание их//Ярославские ГВ. 1885. 42. С. 3; 43. С. 3; Речь, сказанная... при первом служении в домовой ц. Московской 1-й гимназии. М., 1887; Речь, сказанная... при посл. его служении в ц. Ростовского, Ярославской губ., Рождественского жен. мон-ря. М., 1887; Древний исторический колокол в Москве//ПрибЦВед. 1889. 34. С. 1020-1021; Описание Казанского Головинского общежит. жен. мон-ря, находящегося в Московском уезде. М., 1889; Псалмы и духовные канты свт. Димитрия, митр. Ростовского, на 4 голоса. М., 1891; Поучение, сказанное... в Казанском Головинском жен. мон-ре, находящемся в Моск. уезде, при отпевании тела моск. купца Н. И. Сидорова, к-рым основан и устроен этот мон-рь. М., 1892; Ионафановский музыкально-правильный звон на колокольне Ростовского Успенского собора//Ярославские ЕВ. 1894. 22. Ч. неофиц. Стб. 345-350; Усыпальница при ярославской градской Ильинской каменной ц., построенной в 1647 г. Ярославль, 1894; Чудотворная Печерская икона Божией Матери, в Ярославском Спасо-Преображенском мон-ре, ныне Архиерейском доме. М., 1896. Ярославль, 19012; Замечательный большой (в 2 тыс. пудов весу) колокол на колокольне Ростовского Успенского собора в г. Ростове Ярославской губ.//Ярославские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 15/16. С. 251-253; Ростовский Ярославской губ. Рождественский 3-кл. жен. мон-рь. СПб., 1899; Протоиерей Аристарх Израилев (1817-1901): Тр., публ., исслед. М., 2001; Лит.: Лествицын В. И. О камертонах свящ. Израилева//Моск. ведомости.

http://pravenc.ru/text/293906.html

Мар. 18 ) и в Закавказском крае (Отч. Об. Прок. Св. Син. за 1842 г. стр. 52) и непременно с благословения Епархиального Архиерея (Т. 10 чт. 31; Ук. Св. Син. 27 Мая 1853 г. П. С. З. 27286). в) в личном присутствии брачующихся, причетников и при двух или трех свидетелях (Т. 10 ст. 31, ук. 1718 г. Февраля 19 и 1731 г. Ноября 29); г) священник, в случае нужды, может сам повенчать своего сына (Номокан. пр. 210); а лицам монашествующим совсем воспрещается совершение браковенчания (Номокан. пр. 84. Сравн. протокол Св. Синода 1811 г. 5). Исключение может быть делаемо только для флотских иеромонахов и в некоторых других случаях, разрешаемых Св. Синодом; д) нельзя совершать несколько браков за один раз, но каждый нужно совершать отдельно 57 (Опред. Св. Синода 1733 г. Июля 3-го). ъ) Браки не могут быть совершаемы: в св. четыредесятницу (Лаодик. Соб. прав. 52), во все четыре поста (Слав. Кормч.), во все время, начиная с 25 Декабря по 6-е Января включительно, во все дни недели – сырной и пасхальной, накануне воскресных дней, двунадесятых праздников, накануне среды и пятницы (хотя о невенчании накануне среды и пятницы не упоминается в 50 главе «Кормчей», так как на основании 90 правила VI вселенского собора церковное празднование каждого дня начинается с вечера предшествующего дня (накануне) и продолжается до вечера другого дня), – накануне праздников: Покрова Пресвятой Богородицы, Казанской Божией Матери 22 Октября, Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 29 августа, св. Иоанна Богослова 26 Сентября и св. Николая Чудотворца 9 Мая и 6 Декабря, а также накануне храмовых и других чтимых местных приходских праздников (Уст. о пред. и крес. прес. ст. 27 и 28) и наконец под высокоторжественные дни – восшествия на престол Государя Императора и священного коронования. Венчание же накануне прочих высокоторжественных дней разрешается 58 . (Высоч. повелен. 1839 г. 25 Января). 58 . Дела о священнослужителях и церковных причетниках, обвиняемых в нарушении правил, предписанных для совершения браков, вчинаются в тех в тех епархиях, к ведомству коих лица сии принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Одно кладбище, как позволяет думать ряд случайных раскопок и открытий, находилось недалеко от серпуховской заставы, на конной площади близ Данилова монастыря: здесь еще в 1823 г. Калайдович нашел несколько надгробных лютеранских памятников, относящихся ко временам И. В. Грозного; при исправлении стен Данилова монастыря в 1870 г. архимандрит Амфилохий, один из деятельнейших и просвещеннейших археологов наших, отыскал 13 обломков или оснований таких же памятников, относящихся ко времени 1564–1593, из которых на 9-ти уцелели надписи на немецком языке, на двух – на латинском, на одном – на итальянском и на одном– на английском языке; один из них, поставленный в 1570 году в честь славного проповедника Elias Ivesner Dudesc, передан во владение Михайловской кирки. В 1876 г., при перестройке церкви Казанской Божией матери на Якиманке, найден памятник от 1595 г., на могиле второй жены Арента Клауссена Стеллингсверфа. (Эта находка передана в Румянцевский музей.) Случайно ли погребена здесь эта лютеранка или немецкое кладбище из-под стен отдаленного, загородного тогда Данилова монастыря перенесено было сюда в 1595 г. (после того как иностранцы еще в 1576 г. получили позволение от правительства погребаться ближе к центру Москвы и месту своего жительства), решить не беремся ; но несомненно, что названная местность на Якиманке до половины 17 в. принадлежала обитателям находившейся вблизи Наливайки, или Налейки, а потом ею завладели жители нынешней немецкой слободы. Другое кладбище помещалось в немецкой слободе, там, где построена была при Грозном лютеранская церковь . Оно открыто одновременно с основанием церкви (в 1576 г.). Третье кладбище, называемое у Олеария Der Deutsche Begräbniss, было также в немецкой слободе, на большом церковном дворе, принадлежавшем лютеранам; (вблизи этого места старая община св. Михаила имела свой участок земли (Grundestück). Наконец, в самом городе, близ улицы Таганки (недалеко от Болвановских ворот) существовало особое кладбище под названием «Der alten Begräbniss», в котором, со времен Михаила Федоровича, погребались протестанты, жившие в центре Москвы. У реформатов кладбища были общие с лютеранами. (Чт. в Имп. Общ. Ист. и древн Российск. 1862 г., кн. 3, стр. 175, надгробн. пам. иноверц., найден. Архим. Амфилохием в 157О г. в Моск. Дан. монаст. Моск., 1871. Москов. Ведом. 1876 г. 19 мая, Соб. Гос. Грам, и дог. т. IV, 207 и Fechner II. Th. 673–678).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Currently browsing tag Казанская икона Божией Матери Два града Свежие записи Рубрики Свежие комментарии Архивы Архивы Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 © 2024 Moral.Ru

http://moral.ru/tag/казанская-икона-божи...

б) Статьями об А. В-че: – С.К. Смирнова, – «Воспоминания о покойном ректоре Моск. Дух. Академии, прот. А.В. Горском (Речь, произнесенная на годичном акте М. Д. Академии 1 окт. 1876 года. – Прав. Обозр., 1876, III). – Его статья имела всецелое значение, пока в академическом журнале не был напечатан дневник. Мы пользовались из неё только теми письмами отца и матери к А. В-чу, которых нам не пришлось достать в подлинниках. – Н. И. Троицкого , – «Воспоминания о прот. А.В. Горском» (по поводу трех его писем. – Чт. в Общ. люб. дух. просв., 1881, III). – Студента XXVII курса (А. П. Смирнова ), – «Из студенческого дневника» (воспоминания об А. В. Горском. – Душепол. Чт., 1891, III). – П.С. Казанского , – «Из моих воспоминаний об —57— А.В. Горском по поводу речи проф. С. Смирнова (Прав. Обозр., 1876, III). – Г.П. Смирнова-Платонова, – «Из области воспоминаний и мечтаний» (curriculus vitae. – Детская помощь, 1885 г.). – М.В. Толстого , – «Хранилище моей памяти» (Душ. Чт., 1890, III). – Авторы этих статей дали нам много характеристичных рассказов об А. В-че, начиная с лет его студенчества. – А.П. Лебедева , – «Несколько сведений о покойном Горском, как профессоре церковной истории» (Чт. в Общ. л. д. пр., 1879, I). – Здесь представлена характеристика классных чтений А. В-ча и вообще ученых его трудов. в) Печатными письмами к А. В-чу: – Филарета, архиеп. Черниговского (Прибав. к твор. св. отцов, XXXI, XXXIII, XXXVI). – Евсевия (Орлинского) , архиепископа Могилевского (Приб. XXXVII), и – м. Московского Филарета (Приб., XXIX, XXX). Брошюрами и мелкими статьями: «Памяти о. Ректора Моск. Дух. Академии, прот. А. В. Горского» (оттиск из Прав. Обозр., 1875, III); Г.А. Воскресенского, – «А.В. Горский» (оттиск из «Славянского Обозрения», СПБ. 1892, Окт.); А.Д. Беляева , – «А.В. Горский» (Москва. 1877); И.Н. Корсунского , – «А.В. Горский» (Историч. зап. о деятельности Имп. Моск. Археолог. Общ.); С. К. Смирнова, – «Sortes sanctorum» (Прав. Обозр., 1876, III); «А. В. Горский» (некролог, Прав. Обозр., 1875, III); «А. В. Горский» (по поводу 35-летия служебной деятельности. – Прав. Обозр., 1867, III).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Есть ли какие известия оттуда о вашем деле или просьбе? Вы, пожалуйста, пишите, если что особенное услышите. С год назад, видел я в Твери Морошкина 165 из Казанской Академии. Он меня слишком не порадовал известиями о наших Казанцах. Это, думаю, и вам повредило в глазах вашего Преосвященного 166 , о предубеждениях которого, вдруг возникших, вы мне писали. Да, пожалуй, и Варшавский Иоанникий 167 не предубежден ли уже против казанских академиков? Впрочем пора бы вам, по крайней мере, нравственно устроить себя для обычных хождений по приходу. Мне нравится, что вас стесняет известная неблаговидность этих хождений. видно, копейка вас не слишком задабривает в их пользу. Но вы старайтесь разносить по домам своею верою благоволение Небесного Отца ради Его Сына и по благодати Св. Духа. Занятый этим, дух ваш может и не отягощаться, а понемножку возвышать и прихожан. Простите меня! Анна Сергеевна вам обоим кланяется. Судя по вашему последнему письму, одно или два письма ваши, адресованные во Млево, затерялись по тогдашней дальности от нас почты. Простите меня, что так долго не отвечал я на ваши добрые письма. Причиною тому были, кроме простого отлагательства время-от-времени, озабоченность моя тем, что не находил и до ныне не нахожу издателя моего одного уже отцензорованного сочинения, и чрезвычайная еще для меня особенность вашего положения, на которое – не знаю – чт о и сказать вам. Само собою разумеется, добрый О. Валериан, что вы напрасно обессиливаете свой дух излишними тревогами о помощи своей матери, которая все таки пока довольно обеспечена, напрасными и несправедливыми мыслями о своей как будто бесполезности, и подоб. Изучайте Поляков и весь их край с мыслью и сочувствием, неотступными от общего им и нам Спасителя; соприкасайтесь духом и сердцем к действительной и жизненной страшной трудности к сближению римских католиков с Православною Церковью – одною истинною матерью всем нам, так полно и живо представляемою лицом Матери Господа нашего, облекающего в Себя крестящихся в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Соч.: Святые мученицы Пузовские Евдокия, Дария, Дария и Мария. Мурманск, 2002; Блж. Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002; Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие: Житие, предания, ист. док-ты: Опыт крит. переосмысления. Мурманск, 2003; Знание или любовь?: О допустимости научных методов в толковании Евангелия. Мурманск, 2005; Неизв. подробности жития прп. Варлаама Керетского из обнаруженного древнего канона 1657 г. письма соловецкого мон. Сергия Шелонина//ЕжБК. 2005. Т. 1. С. 210-217; Герман Печенгский//ПЭ. 2006. Т. 11. С. 227-228; Гурий Печенгский//Там же. Т. 13. С. 470-471; Житие прп. Феодорита, просветителя Кольского. Мурманск, 2006; Идеи богосл. полемики в Рус. Церкви в 1-й пол. XVI в. и их влияние на церк. движение к достижению «Симфонии»//ЕжБК. 2006. Т. 1. С. 88-96; Краткий ист. обзор геогр. мест размещения Трифонов-Печенгского монастыря с XVI по XXI вв.//III Ушаковские чт. Мурманск, 2006. С. 43-50; Миссия среди лопарей//МисОб. 2006. 12(134). С. 18-26; Предание о Тихвинской иконе Божьей Матери, что в с. Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря. Мурманск; СПб., 2007; Прп. Варлаам Керетский: Ист. мат-лы к написанию жития. СПб.; Мурманск, 2007; Варзуга: Жемчужина Кольского Севера: К 590-летию первого рус. поселения на Кольском Севере. Мурманск; СПб., 2009; Прп. Трифон Печенгский: Ист. мат-лы к написанию жития. Мурманск; СПб., 2009; Проблема достоверности средневек. агиогр. мат-ла на примере Житий святых Кольского Севера//РЧ, 17-е. М., 2009. Вып.: Прославление и почитание святых: Мат-лы конф. С. 33-42; Неугасимая лампада «Курска»: К 10-летию трагедии 12 авг. 2000 г. Мурманск; СПб., 2010; Жития новомучеников Кольского Севера. СПб.; Мурманск, 2011; Икона Великого князя: Сказание о великом кн. Михаиле Александровиче Романове и его молельной иконе Божьей Матери «Казанская», что ныне пребывает в ц. прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище С.-Петербурга. СПб.; Мурманск, 2012; История Кандалакшского мон-ря. СПб.; Мурманск, 2012; Кашкаранские святыни Терского берега. СПб.; Мурманск, 2012; Война и любовь. СПб., 2013; Князь Александр Невский и Кольский Север: Неизв. страницы жития. СПб.; Мурманск, 2013; Правда о русском мате. СПб.; Мурманск, 2014; Подвиг «Тумана»: Люди и судьбы. СПб.; Североморск, 2016; Север как феномен: Христианство на подступах к Кольскому Северу//Кольский Север в средние века. СПб., 2017. Т. 1; Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси: Аборигены края и первые христианские поселения//Там же. Т. 2; Активная христианизация Кольского Севера в XVI в.: Просветители края, итоги миссии и их последователи//Там же. Т. 3.

http://pravenc.ru/text/2563430.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010