Из проповеди в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Александро-Невском скиту Самый страшный враг На этом историческом опыте мы все должны научиться тому, что самый страшный враг — не внешний, но внутренние разногласия, порой приводящие людей к взаимному уничтожению. Каждый на собственном опыте знает, какие страдания и горе приносят разногласия в семьях, между родными и близкими, когда между ними пролегают непреодолимые границы, препятствующие единению, любви. И вот сегодняшний день напоминает о величайшей ценности единения и любви, о способности быть всем вместе для того, чтобы решать задачи, которые стоят перед личностью, перед семьей, перед обществом и перед государством. Из проповеди в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Александро-Невском скиту Что есть благодать Божия и как её познать Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл В физическом мире мы не видим многие вещи, но знаем, что они существуют, — чаще всего по их последствиям. Например, никто не видит электрический ток, но даже самый неверующий в электричество человек может его почувствовать. Коснувшись провода, по которому идет ток, человек немедленно почувствует страшный удар и поймет, что невидимое существует. Вот так же и благодать Божия — она познается нами не по сути своей, ибо природа благодати от нас сокрыта, но по тем следам, которые благодать оставляет в нашей жизни. Размышляя на эту тему, преподобный Макарий Египетский учит: благодать там, где разум, благодать там, где святость, благодать там, где добрая воля. То есть благодать осуществляется таким образом, что приносит человеку добро, благость, мир, утешение, любовь. Именно по этим признакам присутствия Божественной благодати люди опознают, чт о есть благодать, а тем самым опытно познают, как Бог открывает Себя людям. Другими словами, Божественная благодать — это и есть присутствие Бога в человеческой жизни и человеческой истории; это сила Божия, это свет Божий, восприятие которого даруется нам через наш духовный опыт. А где и как мы можем этот опыт обрести? В первую очередь, мы обретаем его тогда, когда обращаем свое сердце к Богу и когда Господь Сам идет нам навстречу.

http://pravoslavie.ru/135482.html

Поэтому, чтобы получать помощь от Бога, нужно войти в Божий мир, нужно не препятствовать Богу распространять на нас Свою благодать и Свою любовь. А для того, чтобы в этот мир войти, нужно знать, чт о есть этот Божий мир, по каким правилам Бог предложил жить человеку. Нужно знать Божественные заповеди, слова Господа, и стремиться выполнять их в своей жизни. И тогда человек, слушающий Бога, и становится частью Божиего мира, и на него обильно изливается Божественная сила. И не только человеческие страсти, не только диавольские искушения, но и любые средостения разрушаются на пути такого человека, который обладает огромной внутренней силой. Таковы были святые Божии угодники, которые дали нам пример того, что есть жизнь в Боге. Совершая празднование иконе «Нечаянная Радость», вспоминая о связанном с ней историческом событии, размышляя на тему человеческого спасения, будем, мои дорогие, сопровождать все эти мысли горячей молитвой о стране нашей, о народе нашем, о нашей молодежи и о каждом из нас: о наших родных и близких, о наших детях и внуках, дабы Господь дал нам внутреннюю силу жить по Его закону, потому что счастливой и полной является только такая жизнь, и никакая другая. И пусть Покров Царицы Небесной пребывает над всеми нами. Аминь. В память о посещении храма иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще, я бы хотел преподнести этот образ Божией Матери «Казанской» с памятной надписью и прошу всех вас, кто будет прикладываться к этому образу, вспоминать также и меня в своих молитвах. Радуюсь, что Господь сподобил меня посетить этот славный московский храм, который действительно никогда не закрывался и был местом, где даже в самые трудные времена люди могли возносить совместную молитву ко Господу. Поэтому с особым чувством приветствую настоятеля и братию святого храма сего, всех постоянных прихожан, а также и тех, кто сегодня специально приехал ради праздника в этот храм. Благодарю всех, кто трудится здесь: и приходской актив, и хор. Пусть Божие благословение пребывает над всеми нами. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/969296.htm...

В. И. Вахрина, М. В. П. Иконография Известны неск. изображений К., где показано его исцеление от гроба ростовского блж. Иоанна Власатого. Наиболее раннее из них представлено на иконе «Блж. Иоанн Власатый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в., находящейся у раки подвижника в ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери. В основе сюжетных композиций - описание исцелений перед кратким Житием блж. Иоанна 2-й пол. XVII в. (Месяца ноемвриа в 12 день о чудесах блж. Иоанна Милостивого, Власатого, Ростовского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1877. 23. Ч. неофиц. С. 179-182). О 1-м чуде сказано, что у К. в старости «отъяся рука и нога, и всею плотию не владе и ослабе». К., «от места на место не могий двинутися», повелел отнести его к образу св. Иоанна Предтечи и гробу блж. Иоанна Власатого. Во время молебна при чтении Евангелия митрополит «пременися от недуга и нача в себе всем владети… и отыде от гроба здрав и радуяся». Во 2-м клейме иконы К. изображен в земном поклоне перед гробом блаженного. Митрополит облачен в малиновую архиерейскую мантию, на голове белый клобук; у него длинная коричневая борода, более узкая на конце, и широко поставленные крупные глаза. За гробом стоят мужчина-средовек в княжеском одеянии, диакон и священник. Житие с чудесами от гроба блж. Иоанна и эта икона были созданы по заказу ярославского «государева гостя» купца Михаила Гурьева ( Вахрина В. И. К истории создания иконы «Блж. Иоанн Власатый Милостивый с чудесами от гроба святого» XVII в.//XV науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2011. С. 111-124). Другое изображение с исцелением К. представлено среди 5 накладных клейм (медь, чеканка, гравировка, канфарение с серебрением и позолотой) на раке блж. Иоанна, вероятно оформленной к освящению храма в 1767 г. Клеймо размещено с левой стороны в овальном картуше с надписью: «Чудо с[вя]таго Иоанна исцеление митрополита Ростовскаго Кирила». Иконография разработана с использованием текста о чудотворениях от гроба блж. Иоанна, но мастер самостоятельно решил композицию, не ориентируясь на житийный образ. В центре представлен гроб с мощами блж. Иоанна, в ногах к-рого сидит К. с небольшой кудрявой бородой, прижимая к груди левую руку, складки его архиерейской мантии спускаются на пол. В правой части композиции в изголовье гроба стоят священник с Евангелием и диакон, над ними - Казанская икона Божией Матери. За гробом и за К. изображены др. диакон и монахи, перед митрополитом - большая дымящаяся кадильница.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

е) Благодатное действие святых икон отражается во всем. Так, история нашего Отечества говорит красноречиво о бесчисленных чудотворениях, бывших от святых икон. Икона Спасителя доставила Андрею Боголюбскому победу над врагами; икона Знамения Пресвятыя Богородицы защитила беззащитный Новгород; икона Богоматери Владимирская обратила вспять Тамерлана с его полчищами; икона Богоматери Казанская избавила царствующий град Москву от плена литовского и спасла Россию от порабощения иноверным; икона Смоленская Божией Матери укрепляла мужеством полки в годину нашествия французов. ж) И в нашей частной жизни какое важное значение имеют святые иконы! Вот икона, на которую взирала мать твоя, когда томилась в смертных муках, рождая тебя и поручая тебя ей на сохранение. Пред этою же святою иконою тебя молитвенно напутствовали родители на начало поприща житейского. И ты сам, в ужасные минуты жизни, когда во всем мире не находил себе отрады, когда все оставляло тебя и был ты на краю погибели, не становился ли тогда пред святою иконою на колени, давая обеты жизни христианской, со слезами моля Бога о прощении и вразумлении? И как нередко проливалась отрада в душу измученную, скорбящую, при взгляде на святое изображение Страждущего Спасителя! Невольно сознавалось, что спасение и жизнь в кресте. Крест, едва выносимый, становился источником утешения и твердого упования! Наконец, когда возляжешь ты на смертный одр, не икона ли станет в изголовье твоем на страже, как знак твоего христианского упования и возбуждения предстоящих к молитве за тебя? А когда тебя опустят в могилу, то не крест ли Честный будет осенять прах твой? Святые иконы освящают жилища наши, наполняют жизнь нашу святыми воспоминаниями, возвышают и одухотворяют ее; отсутствие же святых икон и самые храмы наши обратило бы в место простых собраний. (См. «Воскр. чт.»). III. В виду сего будем, братие, почитать святые иконы и отвращаться от тех безумцев, которые, вопреки слову Божию, учению Церкви, свидетельствам церковной истории и здравому смыслу, учат о том, будто иконы не должно почитать. Таковы жалкие штундисты. Да избавит нас Господь от их заблуждения! Приложение к беседе 2

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРСАКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Корсаковский в честь Покрова мон-рь. Фотография. 2006 г. Корсаковский в честь Покрова мон-рь. Фотография. 2006 г. (Южно-Сахалинской и Курильской епархии), находится в г. Корсакове Сахалинской обл., на юж. стороне крутого склона, откуда открывается вид на зал. Анива. Основан 1 апр. 1999 г. решением Свящ. Синода РПЦ о преобразовании корсаковского Покровского прихода (зарегистрирован 19 июня 1991 Отделом юстиции администрации Сахалинской обл.) в муж. обитель. Мон-рь представляет собой комплекс зданий бывш. военного городка, переданных Южно-Сахалинской и Курильской епархии в 1995 г. вместе с земельным участком. Богослужения совершаются в одном из помещений, обустроенном под храм и освященном во имя свт. Николая Чудотворца. Основное монастырское здание с ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы ремонтируется. На территории К. м. построена звонница, открыта воскресная школа для детей и родителей, б-ка. Святынями обители являются: икона преподобных старцев Оптинских с частицами мощей, икона прав. Феодора (Ушакова) с частицей мощей, икона прав. Иоанна Кронштадтского с частицей его облачения, чтимая Казанская икона Божией Матери (XVII в.?), а также Казанский образ с клеймами, написанный на Св. Горе Афон и переданный по благословению митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) . В мон-ре проживают наместник игум. Серафим (Скипин) и неск. насельников. 21 сент. 2010 г. К. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) , передавший в дар монастырскому храму Евангелие в серебряном окладе. Братия К. м. начала работу по формированию ботанической коллекции уникальных сахалинских растений. В 500 м от К. м. находится т. н. Муравьёвский пост (сер. XIX в.), 1-е российское стационарное военное поселение на Сахалине. Рядом с обителью расположена могила с захоронениями 4 рус. моряков с крейсера 2-го ранга «Новик», погибших в бою 7 авг. 1904 г., во время русско-япон. войны (1904-1905). Игумен и насельники составили многоплановую программу работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию населения, разрабатывают проект, предусматривающий изучение событий русско-япон. войны, формирование тематических экспозиций, организацию паломнических маршрутов, возведение поминального комплекса в честь воинов, погибших в 1904-1905 гг. Арх.: ЦНЦ. Лит.: На передней линии: Первосвятительский визит в Сахалинскую епархию//ЖМП. 2010. 11. С. 33-36; Серафим (Скипин), игум. Мон-рь как определяющий этап миссии РПЦ на Сахалине и Курильских о-вах//Сахалинские Кирилло-Мефодиевские чт.: Мат-лы регион. науч.-практ. конф. Южно-Сахалинск, 2011. Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/2458745.html

( Кирилл Александрийский , свт. О поклонении и служении в Духе и истине. М., 2000. С. 418 (ч. 2, кн. 9). 89 См.: Смирнов С., прот. Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в Ветхом Завете. М., 1852. С.151. Так же см.: Поликарпов Д. , прот. Толкования святых отцов на мессианские места Библии. М., 2000. С. 100, 107. 90 См.: Добросмыслов Д. Мнения отцев и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом Законе Моисея. Казань, 1892. С. 66–67. 94 Минея праздничная, 8-е сентября, Рождество Богородицы, Великая вечерня, Канон 2, Песнь 6, Богородичен. 95 См.: Смирнов С., прот. Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в Ветхом Завете. М., 1852. С.146–147. 97 Andreas Cret. In Nativit. B. V. M. Цит. по: Иванов М.С. Богородица. Догматическое учение о Деве Марии. Его особенности//Православная энциклопедия. М: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2002. Т 5. С. 493. 100 Триодь Постная, Неделя 1-я Великого Поста, Утреня, Песнь 6, Богородичен. См.: также: « Бжественна была слова, всечта дво мти, агглы превозшедша» (Триодь Постная, Вторник 5-й седмицы Великого Поста, Утреня, Седален по 2-м стихословии, Богородичен); « к стый ковчегъ, и законодавца бга, во оутроб всенепорочна зиждител твоего» (Октоих, Глас 3, В субботу на утрени, Канон 2, Песнь 9, Богородичен). 101 Минея праздничная, 22 октября, Казанской иконы Божией Матери, Вечерня, 7-я стихира на Господи воззвах. 103 Минея праздничная, 23 апреля, Вмч. Георгия Победоносца, Утреня, Канон 1, Песнь 9, Богородичен. 106 Триодь Постная, Суббота 5-й седмицы Великого Поста (Суббота Акафиста), Утреня, 12-й икос Акафиста. 108 См.: Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов на мессианские места Библии. М., 2000. С. 89. 111 Октоих, Глас 8, В среду на повечерии, Песнь 4, Тропарь 1; См.: также: « Дне сь в ликовств имъ , во алм хъ и п снехъ гдви пою ще , и чт ще тог сще нню с нь , дшевле нный тъ , невмсти мое сло во вмсти вшю» (Минея праздничная, 21 ноября, Введение, Великая вечерня, 1-я стихира на Господи воззвах).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Освящение Храма свт. Николая в Пыжах (видео) 12.11.2013 Рубрика: Церковь 27 сентября 2013 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Николая Чудотворца в Пыжах г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. Предстоятель Русской Церкви освятил центральный престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Гермогена (Серого) во епископа Мичуринского и Моршанского (Тамбовская митрополия). Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий; архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Николай Кречетов, благочинный Замоскворецкого округа г. Москвы; протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах; иеромонах Мисаил (Сарафанов), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство г. Москвы. Пели хор храма святителя Николая в Пыжах (регент — Светлана Гайдабура) и хор Тобольской духовной семинарии (регент — протоиерей Игорь Хмелев). От лица духовенства и прихожан Святейшего Владыку приветствовал настоятель храма протоиерей Александр Шаргунов, преподнесший Предстоятелю Русской Церкви список Казанской иконы Божией Матери. Два града Свежие записи Рубрики Свежие комментарии Архивы Архивы Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 © 2024 Moral.Ru

http://moral.ru/hram/

О праздниках Богородичных Дни Богосл. ч. I, стр. 81–104. Празд. Чт. 1840 4. Введение во храм Пресвятой Богородицы тоже 1839 35.Торжник живоносного источника Пресвятой Богородицы Воскрество и таинство введения во храм Пресвятой Богородицы Воскр. Чт. 1850 33 Введение во храм Пресвятой Богородицы Христ. Чт. 1832. Ноябрь. Праздники в честь св. икон Богородицы Дни Богослуж. ч. I, стр, 105–171. О Владимирской иконе Воскр. Чт. 1846 12. О Феодоровской тоже 1844 15. Письмо о почитании Пресв. Богородицы в св. Ея иконах Приб. к Твор. св. отцев 1844 кн. 1. О Толгской иконе Воскр. Чт. 1852 20. Донской 21. О Троеручице Воскр. Чт. 1853 12; Одигитрии 15; Грузинской 18; Лидской 10; Купятицкой 31. Казанской Прав. Собес. 1858 декабрь; Положение ризы Богородицы во Влахерне. Воскр. Чт. 1839 15. Положение пояса тоже, 1840 22. Успение Божией Матери, как начало Ея прославления, Воскр. Чт. 1851 19, Гробница Богородицы тоже, 1843 18. Праздники святых О почитании Ангелов Дни Богосл. ч. I. стр. 188– 91. Григория Двоеслова об Ангелах Христ. Чт. окт. 1841. Ангелы–друзья человека Воскр. Чт. 1841 17. Учение священного писания об Ангелах тоже 1851 31. Григория Двоеслова о чинах Ангельских тоже 1846 37. Об Ангеле хранителе тоже 1845 30. Ангел мира Скриж. ч. 2 стр. 30 Дмитрев. стр. 141. Об Ангелах хранителях приб. к Твор. Св. О. 1849 кн. 4. Дионисия Ареопагита почему небесным чинам усвоено название вестников Воскр. Чт. 1854 31. Празднование Ангелам Дни Богосл. ч. 1 стр. 191– 196. Св. Архангел Гавриил Воскр. Чт. 1853 13. Собор Архангела Гавриила тоже 1844 52. Св. Архистратиг Господень Михаил тоже 33. Св. Златоуста о Серафимах, окружающих престол Божий тоже 1846 Св. Архангел Рафаил тоже 1853 30. Пророки Дни Богосл. ч. 1 стр. 198–9. Св. Епифания Кипрского о пророках, их кончине и месте погребения Воскр: Чт. 1846 14. Праздники в честь св. Иоанна Предтечи Дни Богосл. ч. I. стр. 199–212. Св. Иоанна Предтеча по сказанию четырех Евангелистов Воскр. Чт. 1853 23. Жизнь и служение св. Иоанна Предтечи Христ. Чт. 1853 сент. Темница св. Иоанна Крестителя Воскр. Чт. 1854 21. Св. Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень Воскр. Чт. 1840 43. Сретение главы Предтечи там же 48. Св. Иоанн Предтеча тоже 1839 10. Первое и второе обретение главы Предтечевой тоже 1846 46. Церковный праздник 12 октября тоже 1844 30. Св. Илия Пророк и св. Иоанн Предтеча тоже 1848 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Троица, с избранными святыми» (НМРТ, см.: Завьялова, Каргалова. 1995. Ил. 2, 3. С. 72-73, 80. Примеч. 6; среди святых присутствует свт. Григорий, еп. Вел. Армении, очевидно патрональный святой заказчика). Такую же композицию имели упомянутые в писцовых книгах «судари старые... Государева прикладу» в кафедральном Благовещенском соборе ( Невоструев. 1877. С. 12). Возможно, булгаковские произведения были ориентированы на столичные образцы. Похожий по композиции на булгаковские вклады покровец с образом Божией Матери «Знамение» и евангелистами «по углам» упоминается в ризнице Спасо-Преображенского мон-ря ( Лебедев. 1895. С. 57). Следует отметить интересный аспект, связанный с рус. присутствием на Казанской земле. Взятие Казани оказало воздействие на политическую жизнь, дворцовый церемониал и духовную жизнь рус. людей, к-рые и ранее заимствовали татар. оружие и моду (ст. «О тафьях безбожного Бахметя» в Стоглаве; см.: Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 301-302; Суслова С. В. О тюрко-татарских заимствованиях в традиционной культуре русских//Мат-лы краевед. чт., посвящ. 135-летию Об-ва естествоиспытателей при КазГУ, 110-летию со дня рожд. М. Г. Худякова, 22-25 марта 2004 г. Каз., 2004. С. 426-431). Присоединение Казанского царства дало рус. дипломатам возможность настаивать на царском титуловании рус. государя. В составе царских регалий появился венец под названием «Казанская шапка» (ок. 1553, ныне в ГОП). Каково бы ни было место изготовления венца (Казань или Москва), несомненны его связь с вост. ювелирным искусством и важная роль в московских обрядах венчания на царство 2-й пол. XVI-XVII в. (см.: Постникова-Лосева М. М. Золотые и серебряные изделия мастеров Оружейной палаты XVI-XVII вв.//Гос. Оружейная палата Моск. Кремля: Сб. науч. тр. М., 1954. С. 157-159; Худож. сокровища Гос. музеев Моск. Кремля/Авт.-сост.: И. Ненарокомова, Е. Сизов. М., 1978. С. 100, 101; Мартынова М. В. Царские венцы первых Романовых//Искусство средневек. Руси/Отв. ред.: Л. А. Щенникова. М., 1999. С. 296-297. (ГММК: Мат-лы и исслед.; 12); Вера и Власть: Эпоха Ивана Грозного: [Кат.]/ГММК. М., 2007. Кат. 1. С. 34-35). Попавшая в царскую казну после 1552 г. драгоценная посуда также получила название «казанская», напр. казанская чарка царя Иоанна IV ( Стерлигова И. А. Казанская чарка Ивана Грозного//Сб. в честь М. П. Крамаровского (в печати)). В 60-х гг. XVI в. в ризнице Спасо-Преображенского мон-ря хранилось «полотенцо шито шелком татарской узор» ( Невоструев. 1877. С. 30), которое наряду с полотняными «кукотями» (палатками), предназначенными для крещения инородцев, свидетельствует о миссионерской деятельности обители с ее основания.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

конф. М., 2000; 4-е междунар. ист. и Свято-Иннокентьевские чт. «300 лет Православия на Камчатке». Петропавловск-Камчатский, 2006. И. А. Курляндский Иконография Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский. Литография. 70-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский. Литография. 70-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) Сохранились неск. фотографий, живописных портретов, ряд гравюр и литографий с изображением И., относящихся в основном к последнему периоду его жизни. Исключение в этом ряду - небольшой по размеру и камерный по характеру портрет И. 40-х гг. XIX в. (НКПИКЗ; в 1878 передан в ЦАМ КДА в составе собрания А. Н. Муравьёва), где он изображен сравнительно молодым, в бытность епископом Камчатским (существует эстамп аналогичного извода). Святитель представлен по пояс, в кресле, в небольшом повороте влево, в черном клобуке и рясе, на груди панагия с Казанским образом Божией Матери. У него небольшая борода и спадающие на плечи темные волосы, взгляд устремлен вверх, в левой руке с четками на запястье развернутый свиток с текстом: «Оудивилъ Г[оспо]дь м[и]л[ос]ть свою на мн   Бл[а]гослови дше мо Г[оспо]да и не забывай всхъ boздahiu Его». Ранний графический портрет 1841 г. представляет И. в профиль (Быть полезным Отечеству: Сб. писем. М., 2009. С. 206). Др. портрет И.- посл. трети XIX в. (Московское ЕУ), очевидно, послужил основой для мн. эстампов. Это поколенное изображение сидящего вполоборота вправо старца, в рясе и белом клобуке, на груди панагия и 2 орденские звезды, руки на подлокотнике кресла и на коленях; колорит монохромный. Третий живописный поясной портрет - кон. XIX - нач. XX в. (митрополичьи покои ТСЛ) представляет святителя в синей рясе и белом клобуке с крестом, с наградами - орденом св. Александра Невского и св. Владимира, с крестом в память Крымской войны, в левой руке - четки. Портрет И. был выполнен Г. И. Беловым в сер. XIX в., на его основе сделана литография; на картине 1869 г., написанной худож. А. Кондыревым, святитель был представлен за богослужением на Амуре (не сохр.?).

http://pravenc.ru/text/389619.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010