С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что у обрядов Старого Закона, которые относились к святыням, не было никакой достаточной причины. В самом деле, как сказал [апостол] Павел: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет» ( Деян. 17, 24 ). Следовательно, в Старом Законе для поклонения Богу требовалось наличие скинии или храма без всякой на то причины. Возражение 2. Далее, состояние Старого Закона могло быть изменено только Христом. Но скиния обозначала состояние Старого Закона. Следовательно, её нельзя было изменять посредством строительства храма. Возражение 3. Далее, божественный Закон более любого другого должен приводить человека к поклонению Богу. Но для умножения поклонений Божеству необходимо умножение жертвенников и храмов, как это явствует из Нового Закона. Поэтому похоже на то, что и в соответствии со Старым Законом должно было быть много скиний и храмов, а не только один. Возражение 4. Далее, скиния и храм были определены к поклонению Богу. Но, поклоняясь Богу, мы, прежде всего, должны поклоняться Его единству и простоте. Следовательно, похоже, что скинию и храм не должно было разделять завесами. Возражение 5. Далее, сила первого двигателя, т. е. Бога, проявляется в первую очередь на востоке, поскольку именно оттуда исходит первое движение. Но скиния была сделана для поклонения Богу. Следовательно, её должно было устроить так, чтобы она указывала на восток, а не на запад. Возражение 6. Далее, Господь распорядился, чтобы никто не делал «себе кумира и никакого изображения» ( Исх. 20, 4 ). Поэтому не следовало украшать скинию или храм образами херувимов. И точно так же без всякой, похоже, разумной причины там же были помещены ковчег, покрышка киота Завета, светильник, стол и два жертвенника. Возражение 7. Далее, Господь распорядился: «Сделай Мне жертвенник из земли» ( Исх. 20, 24 ); и еще: «Не восходи по ступеням к жертвеннику Моему» ( Исх. 20, 26 ). Поэтому представляется недолжным, что далее они получили распоряжение сделать жертвенник из дерева и обложить его золотом и медью, да ещё такой высоты, что взойти на него можно было только по ступеням. В самом деле, [в Писании] сказано: «Сделай жертвенник из дерева ситтим, длиною – пяти локтей, и шириною – пяти локтей... и вышиною – трех локтей... и обложи его медью» ( Исх. 27, 1, 2 ); и еще: «Сделай жертвенник для приношения курений из дерева ситтим... обложи его чистым золотом» ( Исх. 30, 1,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Возражение 2. Далее, то, что выполняется с целью поклонения Божеству, должно быть исполнено благолепия и величия, согласно сказанному [в Писании]: «Я прославлю Тебя в собрании великом» ( Пс. 34, 18 ). Но когда человек ест с поспешностью, то это, похоже, выглядит несколько легкомысленно. Следовательно, предписание о том, что они должны есть пасхального агнца «с поспешностью» ( Исх. 12, 11 ), представляется недолжным. Да и другие предписания относительно вкушения агнца выглядят не слишком благоразумными. Возражение 3. Далее, священнодействия Старого Закона метафорически указывали на священнодействия Нового Закона. Так, пасхальный агнец указывал на священнодействие евхаристии, согласно сказанному [в Писании]: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5, 7 ). Следовательно, также должны были наличествовать священнодействия Старого Закона, которые бы предвозвещали такие священнодействия Нового Закона как конфирмация, соборование, супружество и так далее. Возражение 4. Далее, очищение вряд ли возможно без устранения чего-либо нечистого. Но в том, насколько это касается Бога, никакая телесная вещь не может полагаться нечистой, поскольку все тела суть творение Божие, а «всякое творение Божие – хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» ( 1Тим. 4, 4 ). Поэтому очистительные [обряды] после прикосновения к мертвому телу или к какой-либо иной телесной заразе представляются недолжными. Возражение 5. Далее, [в Писании] сказано: «От нечистого, что может быть чистого?» ( Сир. 34, 4 ). Но пепел сожженной рыжей телицы был нечистым, поскольку он делал человека нечистым, по каковой причине [в Писании] сказано, что принесший её в жертву священник будет нечист «до вечера», и точно так же нечистыми до вечера полагались сжегший её и собравший пепел ( Чис. 19 ). Поэтому предписание о том, что нечистые будут очищаться [смешанной] с этим пеплом водой не представляется приличествующим. Возражение 6. Далее, грехи не являются чем-то телесным, что могло бы быть перенесено с одного места в другое, и при этом человека нельзя очистить посредством чего-либо нечистого. Поэтому кажется недолжным, что ради искупления людских грехов священник переносил беззакония детей Израилевых на одного из козлов [(предварительно очищенного)], которого они отсылали в пустыню для отпущения, в то время как другого, нечистого, они использовали с целью очищения, сжигая это вместе с тельцом вне стана, после чего они должны были вымыть одежды свои и омыть тело свое водою ( Лев. 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Возражение 6. Далее, одежда непосредственно не принадлежит человеческому телу. Поэтому не следовало запрещать евреям носить те или иные виды одежды, например: «В одежду из разнородных нитей [(из шерсти и льна)] не одевайся» ( Лев. 19, 19 ); или: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье» (Вт. 22, 5), и далее: «Не надевай одежды, сделанной из разных веществ (из шерсти и льна вместе)» (Вт. 22, 11). Возражение 7. Далее, заповеди Господни должны храниться не на теле, а в сердце. Поэтому представляется недолжным предписывать людям «навязать» заповеди Бога «в знак на руку» и написать их «на косяках дома» (Вт. 6, 8, 9), а еще, чтобы они «делали себе кисти на краях одежд своих... и в кисти... вставляли нити из голубой шерсти», чтобы, «смотря на них, вспоминали все заповеди Господни» ( Чис. 15, 38, 39 ). Возражение 8. Далее, апостол говорит, что Бог печется не о волах ( 1Кор. 9, 9 ), а равно и не о других неразумных животных. Поэтому нет никакой [разумной] причины для следующих распоряжений: «Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве... то не бери матери вместе с детьми» (Вт. 22, 6); и еще: «Не заграждай рта волу, когда он молотит» (Вт 25, 4); и еще: «Скота твоего не своди с иною породою» ( Лев. 19, 19 ). Возражение 9. Далее, между чистыми и нечистыми растениями не было проведено никакого различения. Следовательно, тем более не должно было проводить никакого различения в отношении посева растений. Поэтому нет никакой [разумной] причины для следующих распоряжений: «Поля твоего не засевай двумя родами семян» ( Лев. 19, 19 ); и еще: «Не засевай виноградника своего двумя родами семян» (Вт. 22, 9); и еще: «Не паши на воле и осле вместе» (Вт. 22, 10). Возражение 10. Далее, очевидно, что неодушевленные вещи более всего подчинены власти человека. Поэтому кажется неразумным запрещать человеку брать себе золото, серебро или что-либо иное из того, из чего были сделаны идолы, о чем читаем в заповеди Закона (Вт. 7, 25). Также представляется нелепой заповедь, приведенная в двадцать третьей [главе книги] «Второзаконие», согласно которой он должен выкапывать «яму» и покрывать «испражнение свое» (Вт. 23, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Помимо нравственных аспектов жизни Иисуса, ещё одним божественным подтверждением являются чудеса в Его служении. Совокупность чудес Иисуса не имеет себе равных. Он превращал воду в вино ( Ин. 2:7 и далее), ходил по воде ( Мф. 14:25 ), умножал хлебы ( Ин. 6:11 и далее), вернул слепому зрение ( Ин. 9:7 и далее) и паралитику – возможность ходить ( Мк. 2:3 и далее), изгонял бесов ( Мк. 3:11 и далее), исцелил множество самых разных болезней ( Мф. 9:35 ), в том числе проказу ( Мк. 1:40–42 ), и даже в нескольких случаях воскрешал мёртвых ( Ин. 11:43–44 ; Лк. 7:11–15 ; Мк. 5:35 и далее). На вопрос, Мессия ли Он, Иисус указал на чудеса в качестве свидетельства, подтверждающего Его слова: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают» ( Мф. 11:4–5 ). Это особое сочетание чудес есть особый знак пришествия Мессии (см. Ис. 35:5–6 ). Один из начальников иудейских, Никодим, даже сказал: «Равви! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» ( Ин. 3:2 ). Для иудеев в первом столетии такие чудеса, какие творил Иисус, были ясным указанием на Божье одобрение проповеди чудотворца (см. чудеса: значение для апологетики). Однако в случае Иисуса составной частью Его проповеди была та истина, что Он – Бог, воплотившийся в человека. Таким образом, Его чудеса подтверждали истинность Его слов о Своей божественной сущности. Воскресение. Ничего подобного воскресению Христа не встречается в притязаниях любых других религий, и ни одно другое чудо не имеет столько исторических подтверждений. Иисус Христос воскрес на третий день из мёртвых в том же самом физическом теле, хотя и преображённом, в котором умер. В этом воскресшем физическом теле Он явился более чем 500 ученикам сразу – в одном, по крайней мере, случае из тех двенадцати различных Его явлений, которые происходили на протяжении сорока дней – и беседовал с ними ( Деян. 1:3 ; 1Кор. 15:3–6 ; см. воскресение Христа). Характер, масштабность и время этих явлений Христа не оставляют возможности сомневаться в том, что Он действительно воскрес из мёртвых в точности в том же самом теле из плоти и крови, в котором умер. Во время каждого Его явления присутствующие видели и слышали Его посредством своих природных органов чувств. По меньшей мере в четырёх случаях к Нему прикасались, либо Он предлагал прикоснуться к Нему. По меньшей мере дважды к Нему фактически прикасались – в физическом смысле, руками. Четыре раза Иисус ел со Своими учениками настоящую, материальную пищу. Четыре раза они видели Его пустой гроб, и дважды Он показывал им Свои раны от распятия. Он в полном смысле слова исчерпал все возможные способы доказать, что Он телесно воскрес из мёртвых. Ни одно событие в древнем мире не имело больше подтверждений со стороны очевидцев, чем воскресение Иисуса (см. воскресение Христа: свидетельства).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Это двуединство первосвященства по чину Мельхиседека, небесного и земного, подтверждается далее учением главы 10-й о Боговоплощении как жертве Христовой. Противопоставляя ветхозаветные жертвы жертве Христовой, священный писатель далее говорит (10:5–10): Христос, «входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот иду ... исполнить волю Твою, Боже» ( Пс. 39:7–9 ). (И эта же мысль далее повторяется еще раз и тем подчеркивается в следующих стихах: 8–9). Здесь определенно в качестве жертвоприношения, которое есть угодное Богу (Отцу) исполнение воли Его, указуется принятие тела, 8 т. е. Боговоплощение как таковое: уготование тела. Эта мысль также двоится здесь или, точнее, последовательно раскрывается сначала как «уготование тела» или вочеловечение вообще, а далее как принесение его в жертву (10) во исполнение воли Отца, пославшего Сына ( Ин. 5:30, 37; 6:39; 8:16; 14:24 ): «не ищу воли Моей, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин. 5:30 ). И этот общий ответ Сына на веление Отца, выраженный псаломским словом: «вот иду исполнить волю Твою, Боже» ( Пс. 39:9 ; Евр. 10:7 ) и относящийся к вочеловечению вообще, подтверждается далее почти теми же словами в молении о чаше: «да будет воля Твоя» ( Мф. 26:42 ). Но из этого двойственного оттенка именно следует мысль (свойственная и многим богословам: см. выше), что воплощение и само по себе уже является принятием первосвященнического служения, которое в искупительном подвиге Христовом осуществляется в крестной смерти, но однако и помимо искупления, совершалось бы в вочеловечении, явлении Первообраза в человеческом образе и подобии. Первосвященническое служение Христово связывается с сотворением человека, первого Адама, по образу и подобию Второго, с Ним навеки соединенного и в этом смысле отождествленного («живет во мне Христос» Гал. 2:20 – по слову ап. Павла) и далее и с его искуплением. В связи с этим раскрывается и таинственное значение «чина Мелхиседекова».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Возражение 1 . Представляется, что когда мир обновится, движение небесных тел не прекратится. Ибо написано: «впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» ( Быт. 8,22 ). Ночь и день, лето и зима вытекают из движения солнца. Следовательно, движение солнца никогда не прекратится. Возражение 2 . Далее, написано: «Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф – имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда» ( Иер. 31:35, 36 ). Племя Израилево никогда не прекратится, но останется навеки. Следовательно, законы дня и морских волн, которые исходят из движения небесных тел, останутся навечно. Следовательно, движение небесных тел не прекратится. Возражение 3 . Далее, материя небесных тел останется навечно. Бесполезно признавать существование вещи, пока ты не признаешь цель ее создания: и небесные тела были созданы «для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» ( Быт. 1,14 ). Но они не могут делать это движения. Следовательно, их движение будет существовать вечно, и еще эти тела останутся без цели. Возражение 4 . Далее, в обновлении мира весь мир станет лучше. Следовательно, никакое тело не будет лишено того, что относится к его совершенству. Движение принадлежит к совершенству небесного тела, потому что как утверждается в De Coelo et Mundo II, «эти тела участвуют в Божественной благодати в своем движении». Соответственно, движение неба не прекратится. Возражение 5 . Далее, солнце успешно дает свет разным частям света по причине их кругового движения. Следовательно, если круговое движение небесных тел, следует, что в некоторых частях земли будет вечная темнота, которая не соответствует вышеописанному обновлению. Возражение 6 . Далее, если движение должно пркратиться, это может быть только потому что движение создает некое несовершенство, например изнашивание, которое невозможно, потому что это движение естественное, и небесные тела бесчувственные, поэтому они не могут износиться из-за движения (De Coelo et Mundo II). Следовательно, движение неба не прекратится.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Далее Писание говорит о Содоме: “И пролил Господь… огонь от Господа с неба”(Быт. 19, 24.). Какой Господь и от какого Господа, кроме как Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, и Святой и Животворящий Дух, от Бога Отца Вседержителя? Далее, в книге Исход написано: “Сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Господне пред Тобою”(Ср.: Исх. 33, 19.). Будучи Сам Господом Богом, какого Господа Он призывает? Разумеешь ли, как таинственно Писание поучает благочестивому знанию об Отце и Сыне? И далее Писание говорит: “И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный”(Исх. 34, 5–6.). Немного ниже написано: “И пал Моисей и поклонился Богу, — то есть поклонился Сыну Божию, призывающему Отца, — и сказал… Да пойдет Владыка посреди нас”(Исх. 34, 8–9.). И потому еще известно, что у Бога Отца есть Бог Сын, что Исаия говорит: “Ты — Бог, и в Тебе есть Бог”(Ср.: Ис. 45, 14–15. В славянской Библии: “…ибо в Тебе Бог… Нет Бога кроме Тебя, ибо Ты — Бог”.). Давид говорит от лица Бога: “Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог”(Пс. 49, 7.). Немного ниже он говорит: “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих…”(Пс. 49, 9.) И еще: “Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу…”(Пс. 49, 13–14.) Будучи сам Богом, какому еще Богу Он повелевает принести в жертву хвалу? Понимаешь ли, что Отец здесь объявляет о Сыне и Святом Духе и повелевает принести Им в жертву хвалу, а не кровь вола или козла? Здесь же Бог возвестил Новый Закон: в Ветхом Законе Он повелел приносить кровавые жертвы и всесожжения, здесь же говорит: “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих…” — и повелевает принести в жертву хвалу, а не кровавую жертву. После пришествия Сына Божиего, упразднившего все жертвоприношения, все люди приносят Ему в жертву хвалу, как Он и повелел. И далее Бог говорит: “И воздай Всевышнему молитвы твои” . Сам Всевышний, какому Всевышнему повелевает воздать молитвы? Очевидно, что Святому Духу. Здесь Писание открывает истинное число Святой Троицы и возвещает Новый Закон; отсюда мы получаем понимание Святой Троицы, ибо Господь разделил: Он повелел приносить в жертву Сыну хвалу, воздавать молитвы Святому Духу. Далее Бог сказал: “Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня”(Пс. 49, 15.). Бог сказал это не затем, чтобы разделить действия Святой и Нераздельной Троицы, но чтобы впоследствии через пророков научить о числе Святой Троицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Т.3. С.103–109. [Далее: Польское К., свящ. Апостолы.] 111 В гимнографии эта идея выражается образами Солнца (Христа) и лучей (апостолов), от Него исходящих: «Лучу яко Солнце Правды испусти тя Христос, просветити всю землю, апостоле славный» (Минея Общая. Служба апостолу. Седален во 2-й кафисме), «Яко лучи блистающими зарями духовными, в мир послани бысте» (Минея Общая, служба апостолам, стихира на Господи, воззвах). 138 Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. Деяния святых апостолов с толкованием текста. – М.: Новая книга; Ковчег, 1998. С.64. [Далее: Феофилакт, блж. Деяния святых апостолов...]. 151 Вопрос об авторстве послания Иакова достаточно сложен. Есть мнение, что оно написано не апостолом из 12-ти Иаковом Алфеевым, а Иаковом Праведным, Братом Господним, первым епископом Иерусалима. 161 Феофан Затворит, свт . Толкование Посланий апостола Павла. Послание к Колоссянам и Филиппийцам. – Репр. воспр. изд. 1892 г. (М.). – М.: Паломник; Правило веры, 1998. С.327. [Далее: Феофан Затворник , свт. Толкование Посланий апостола Павла. Послание к Колоссянам и Филиппийцам.] 165 Например, ап. Павел о своей борьбе «со страстью и похотью тела» пишет: «...усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). Писали апостолы и о брани с лукавыми духами: «...наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ); «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). 171 Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. Святое Евангелие от Луки с толкованием. – М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1997. С.115. 175 Сведения о св.ап. Петре взяты из: Аверкий (Таушев) , архиеп. Апостол: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Иэд-во ПСТБИ, 1999. С.77–78 [Далее: Аверкий (Таушев) , архиеп. Апостол.]; Никифор, архим. Библейская энциклопедия: В 2 т. – М., 1892. Т.2. С.69–70. [Далее: Никифор, архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Там же, стихи 26 – 30: о тайной вечери, об окончании ее священною песнию, и отшествии после нее в гору Елеонскую. Далее в ст. 56 – 68 повествуется, как Иисус Христос (в туже ночь – с четверга на пятницу) был приведен к первосвященнику Каиафе и книжникам, где Он судился. В следующей главе говорится, как Иисус Христос на следующий день, πρωας δ γενομνης, „ когда наступило утро» (гл. 27, ст. 1), был приведен к Понтию Пилату, и как Он в тот же день, (то есть, в пятницу, как видно из ст. 62), был распят и умер на кресте. Далее, ст. 32-й гласит: „Выходя (на Голгофу), они встретили киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его», и потом, в стихах 57 – 61 говорится о том, что когда настал вечер, то Иосиф аримафейский испросил у Пилата тело Иисусово, и положил его во гробе: а Мария Магдалина и другая Мария сидели против гроба. Ст. 62: „На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и т. д. „Заметим тут же», говорит наш автор, „что «пятница» называется в подлиннике παρασκευ, т. е., день приготовления, каковое выражение вполне соответствует талмудическому обозначению пятницы; ибо пятница называлась так потому, что в этот день приготовлялась пища к субботе, так как в субботу запрещалось варить». Далее, гл. 28-й ст. 1-й гласит: „по прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб»; после чего рассказывается о воскресении Господа Иисуса Христа. В сущности тоже самое повествуется во 2-м и 3-м Евангелиях – св. Марка и св. Луки. В Евангелиях св. Марка, гл. 14, ст. 12 – 18., говорится: „Вь первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему (Иисусу Христу) ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим», и далее – о самом приготовлении пасхи и о возлежании Христа с учениками за трапезою, с наступлением вечера. Далее, ст. 28 – 25, об учреждении тайной вечери, песнопении, и отшествии после того в гору Елеонскую. В 53 – 65 стихах (той же 14-й главы) повествуется, как Иисус Христос судился, а в 15-й главе, как Он εθως π τ πρω, „немедленно поутру» (15, 1) был приведен к Пилату, и в тот же день (как видно из ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Эти исцеления уникальны (см. чудеса: значение для апологетики) тем, что всегда были немедленными и полностью успешными; неизвестно, чтобы происходили рецидивы, а болезни были с медицинской точки зрения неизлечимы, как в случае слепого от рождения ( Ин. 9 ). Иисус даже воскресил из мёртвых несколько человек, в том числе Лазаря, тело которого уже начало разлагаться ( Ин. 11:39 ). Иисус превращал воду в вино ( Ин. 2:7 и далее), ходил по воде ( Мф. 14:25 ), умножал хлебы ( Ин. 6:11 и далее), вернул слепому зрение ( Ин. 9:7 и далее) и паралитику – возможность ходить ( Мк. 2:3 и далее), изгонял бесов ( Мк. 3:10 и далее), исцелил множество самых разных болезней ( Мф. 9:35 ), в том числе проказу ( Мк. 1:40–42 ), и даже в нескольких случаях воскрешал мёртвых ( Мк. 5:35 и далее; Лк. 7:11–15 ; Ин. 11:43–44 ). На вопрос, Мессия ли Он, Иисус указал на чудеса в качестве свидетельства, подтверждающего Его слова: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают» ( Мф. 11:4–5 ). Это сочетание чудес было заблаговременно предсказано пророками в качестве особого знака пришествия Мессии (см. Ис. 35:5–6 ). Никодим даже сказал: «Равви! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» ( Ин. 3:2 ). Уникальность смерти. Смерть Христа была окружена событиями, представляющими собой чудеса (см. смерть Христа). В их число входила тьма, павшая на землю от полудня до трёх часов дня ( Мк. 15:33 ), и землетрясение, от которого разверзлись гробы и разодралась завеса в храме ( Мф. 27:51–54 ). То, как Иисус принял жестокие муки распятия, было чудом. Чудом было Его отношение к тем, кто Его мучил и издевался над ним, когда Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ). Чудом, в сущности, было и то, как Он умер. Иисус сказал: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её; никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её» ( Ин. 10:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010