Деян.2:19 ). Катастрофа постигает треть земли (далее – треть моря, треть пресных вод и треть светил небесных). Это уже больше, чем четверть земли ( Откр.6:8 ) при снятии первых четырех печатей. Ясно, что речь идет об усилении наказаний. Но не только об этом: ведь треть – еще не предел. Далее могут последовать и более страшные катастрофы, которые затронут, скажем, уже не ¼ и не 1 / 3 , a ½ космических стихий. Звук третьей трубы вызывает катастрофу, которая не имеет отношения к казням египетским. С неба падает большая звезда, которая приводит в негодность питьевую воду трети рек и источников. Звезда эта символически называется «полынь» (всем известно производное с греческого – абсент, известно также и немецкое название полыни – вермут). Полынь – очень горькое растение, хотя горечь его и не ядовита. Но здесь подразумевается, что полынь – горький яд. В Ветхом Завете полынь и желчь – символы жестоких страданий и суда, следующего за отпадением от Бога: «Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь» ( Втор.29:18 ); «вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью» ( Иер.9:15 ; Иер.23:15 ). В таком переносном смысле воды, ставшие горькими и ядовитыми из-за полыни, – смертельны для части неверующего мира. Эта метафора показывает, что верных христиан эта катастрофа не коснется. Об их участи речь пойдет далее, начиная с 11 и 12-й глав. Пока же, в связи с «казнями», о судьбе христиан говорится лишь намеками. Любопытно, что в свое время после аварии на Чернобыльской атомной электростанции много говорилось о том, что вот, мол, исполнилось предсказание Апокалипсиса, связанное с падением звезды Полынь. Ведь слово «чернобыль» означает по-украински полынь. А если так, то близок конец света. Но на это можно возразить не только тем, что слишком уж атомная электростанция не похожа на звезду, упавшую с неба, или, скажем, на какой-нибудь метеорит, но и тем, что катастрофы, символически изображаемые в Апокалипсисе, означают не конкретные события, а то, что всегда сопровождало, сопровождает и будет сопровождать нашу жизнь на этой земле. Войны, эпидемии, грозы, бури, падения «звезд», затмения, землетрясения, – все это неотъемлемые характеристики жизни греховного человечества. Что до конца света, то с Чернобылем он не наступил, хотя и приблизился. А для многих людей наступил и задолго до Чернобыля, ибо смерть всякого человека означает для него конец жизни на этой земле и, следовательно, «конец света».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

15 Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. 16 И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Далее Иоанн видит три демонических существа, выходящие из пастей сатанинской троицы: дракона (диавола), зверя (то есть зверя из моря, антихриста) и лжепророка (зверя из земли, священника антихриста). Эти подобные жабам духи противопоставлены трем Ангелам, возвещавшим Евангелие, падение Вавилона и суд Божий ( Откр.14:6 и далее). Сам образ жаб напоминает одну из казней египетских ( Исх.8:1–14 ), когда «вышли жабы и покрыли землю Египетскую». Нечистые духи выходят «из уст» нечестивой троицы – в этом образе своего рода игра слов. Дух (по-гречески пневма, pneuma) означает также дыхание. То есть само дыхание сатанинской троицы нечисто, полно зла. Вообще жабы считались нечистыми животными. Кроме того, они символизировали пустословие. Ведь жабы знамениты своим кваканьем. А «кваканье, – говорил блаженный Августин , – это самое пустое из всех тщеславий» 54 . То есть сами слова этих нечистых духов были своеобразной казнью, бедствием. Мы определили лжепророка как зверя из земли. Но это требует некоторого разъяснения. О лжепророках говорится и в Ветхом, и в Новом Завете. В Ветхом Завете Израилю запрещено слушать лжепророка, какие бы впечатляющие знамения и чудеса он ни показывал ( Втор.13:1–5 ). И христиане были предупреждены, что «восстанут лжехристы и лжепророки, чтобы прельстить, если возможно, и избранных», то есть христиан ( Мк.13:22 ). Далее, в Откр.19:20 , будет сказано, что этот лжепророк был схвачен вместе со зверем. Он производил чудеса перед зверем и «обольстил принявших начертание зверя и поклонявшихся его изображению». Но мы уже знаем из Откр.13:13 , что «творит великие знамения» и обольщает ими живущих на земле «зверь из земли», который символизирует провинциальную администрацию и жречество, насаждающее культ кесаря. Таким образом, лжепророк символизирует государственный аппарат, созданный для того, чтобы внушить людям отречься от Иисуса Христа ради поклонения обожествленному государству и императору. Вообще же лжепророк – это тот (любой), кто пытается ввести идолопоклонство с его культами и побудить людей к полному подчинению безбожному миру и боговраждебному государству.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«В устах их нет лжи» (в Синодальном переводе: «нет лукавства»). Ложь – это язычество, но может быть и просто ложь в обычном смысле. Это излюбленная в Писании фраза. «Блажен человек… в чьем духе нет лукавства», – поет псалмопевец Давид ( Пс.31:2 ). Пророк Исаия так говорит о рабе Божьем: «И не было лжи в устах его» ( Ис.53:9 ). Пророк Софония сказал об избранных остатках народа Израиля: «Не найдется в устах их языка коварного» ( Соф.3:13 ). Это должно быть вполне понятно каждому из нас. Иисусу Христу точно так же, как и нам, нужны честные и искренние последователи. «Они непорочны». В этом высказывании содержится мысль о жертве. В Библии «непорочность» всегда связывается с приносимой Богу жертвой. «Непорочными» считались животные, не имеющие ни малейшего изъяна, и потому пригодные для жертвы Богу. Это слово часто употребляется по отношению к христианам. Бог избрал нас, чтобы мы были «святы и непорочны пред Ним» ( Еф.1:4 ; Кол.1:22 ). Церковь должна быть «славною, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ). Апостол Петр говорит об Иисусе как о «непорочном и чистом Агнце» ( 1Пет.1:19 ) и так далее. Итак, стихи Откр.14:1–5 , во-первых, носят характер утешения преследуемых христиан в гонениях, ибо здесь утверждается их конечная победа и спасение. Во-вторых, они носят увещевательный характер, призывая к верности Христу до смерти. Г. Предваряющее изображение суда Божьего (14:6–20) Если стихи Откр.14:1–5 предваряют видение конечного Спасения, которое будет далее изображено в Откр.19:1–10 , то в стихах Откр.14:6–20 предвосхищаются события суда Божьего, тоже подробнее описанные далее, в 18 и 19-й главах. Сначала следуют видения трех Ангелов: Ангела, призывающего и возвещающего суд Божий ( Откр.14:6,7 ); Ангела, предсказывающего гибель Рима под образом Вавилона ( Откр.14:8 ) ; и Ангела, предвещающего суд и гибель тех, кто отрекся от своей веры и воздал славу зверю ( Откр.14:9–12 ). а) Призыв первого Ангела ( Откр.14:6–7 ) 6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; 7 и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Но эти именно слова и говорит Он им непосредственно далее, так что выходит, будто обителей в достаточном для всех количестве и действительно в дому Отца нет, вопреки предыдущим словам Самого-же Господа; в дому Отца Моею обители многи суть... Напротив, славянский наш текст держится второго чтения, ставя перед «иду» точку 130 . За такое чтение стоят и все новейшие толкователи 131 . Мысль, получаемая при таком чтении, очень ясна: Господь желает подтвердить слова Свои о бытии в дому Отца многих обителей и вместо обычного: «аминь, аминь» – Он свидетельствует: если бы дело было иначе, Я сказал-бы вам об этом 132 . А далее развивается мысль уже другая: «Я иду приготовить вам место. И когда пойду и приготовлю вам место, прииду опять»... етс. Это последнее чтение и должно быть принято, как не представляющее никаких затруднений для понимания. Выразительно подтвердив, что в дому Отца обители многи суть, Господь изъясняет Ученикам, что Он идёт уготовать им место в этих обителях. «Каким, однако, образом, – спрашивает бл. Августин: Он идёт и уготовляет место, когда уже обители многи суть?»... Ор. cіt., col. 898. В ответ на этот вопрос можно указать на один пример св. истории, столь близко подходящий к изъясняемым словам Господа и столь сильно их напоминающий, что некоторые толкователи 133 прямо думают даже, что Господь в данном случае и имел этот пример в виду, откуда заключают далее и о том, как знал Он св. Писание и с каким уважением к нему относился. Разумеем здесь поэтический рассказ в книге Бытия о встрече раба Авраама с будущею женою сына его, Ревеккою ( Быт. 24:23 ): «и спросил (раб) ее и сказал: чья ты дочь? Скажи мне: есть-ли в доме отца твоего место нам ночевать?.. И она сказала ему: у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега (ст. 25). Лаван-же, брат девицы, говорит рабу: войди, благословенный Господом, зачем ты стоишь вне? Я приготовил дом и место для верблюдов» (ст. 31)... Итак, Апостолам было возвещено, что те таинственные царские чертоги, куда грядет для прославления Своего их Учитель и Господь, не малы и не тесны, – что их достаточно для всех, кто имел принять участие в новом открывающемся царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Ефес.2:21, 22 ). «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог , ибо храм Божий свят, а этот храм вы» ( 1Кор.3:14, 17 ). В главе 5:12, он говорит о «внутренних» и «внешних», подразумевая под первыми всю вообще Церковь , а под последними – язычников, и убеждает их извергнуть из среды своей (отлучить) некоего великого грешника. В главе 6:11: «вы омылись, освятились, оправдались Именем Господа нашего И. Христа, и Духом Бога нашего». Далее в ст. 15: «разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы»? Еще: далее: «не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа?» Еще: «вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою». Далее в главе 8:12 Апостол считает самого немощного между ними, до такой степени дорогим членом Христа, что согрешить против него то же, что согрешить против Христа. В начале 10-й гл. он настаивает на замечательном сходстве между крещением во Христа всего общества Коринфян и «крещением» всего народа Израильского в Моисея «во облаке и в море». Он делает это с тою практической целью, чтобы предостеречь новообращенных Коринфян, что великие блага, соединяющиеся с избранием их и особенные права, даваемые им искуплением, суть также условны, как и у Израильтян. Точно также, как Бог привел всех Израильтян, в положение сравнительной свободы и спасение, посредством перехода их через Чермное море, привел Он и всех Коринфян в соответственное состояние спасения посредством Крещения их; но так как первые, по причине своих грехов, не достигли цели, к которой вело их избавление, то вторые должны остерегаться, чтобы самим не пасть через подобное же неверие ( 2Кор. 6:1 ; Евр.3: 4 ; passim, Иуд. 5 ). Сравнение делается между всем народом Израильским и тем как он воспользовался присвоенными ему общими правами, с одной стороны, и всей Коринфской церковью и тем, как она воспользовалась или злоупотребляла своими преимуществами с другой стороны. Подобно тому, как переход через Чермное море, сделал всех (взрослых и младенцев) Израильтян участниками в общем избавлении от рабства, так и христианское Крещение, иначе аналогия не выдерживалась бы, сделало Коринфян участниками общей им всем благодати во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Объясните Евангелие. Ст. 1. Что значат слова: Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя? Пришел час, т.е. наступило время страдания Иисуса Христа, а за ними – славного воскресения и вознесения на небо. Прославь Сына Твоего, т.е. неверующим в Божество Иисуса Христа покажи, что Он именно таков. Далее в ст. 5 Иисус Христос пояснил, в чем еще должно состоять Его прославление. Земная жизнь Иисуса Христа была состоянием униженным. Он молится, чтобы Бог Отец извел Его из сего состояния и, с воспринятым человечеством, возвел в Его славу, которую Он имел еще до сотворения мира, т.е. от вечности. Сын Твой прославит Тебя, т.е. Иисус Христос научит людей познавать Бога Отца, как Единого истинного Бога. Далее в ст.1 Христос говорит, что Он уже и прославил Бога Отца, – совершил дело, которое Он поручил Ему совершить, т.е. научил людей истинной вере; остается только пострадать на кресте за грехи их. Что значат дальнейшие слова в ст.6–13? Ст. 6. Я открыл Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира. Это Иисус Христос говорит об апостолах, которым Он открыл учение о Боге Отце и которых Бог Отец, отделив от мира, перепоручил Иисусу Христу для научения их первых вере и для дела проповедования Евангелия. И они сохранили Твое слово, т.е. и научены, и приготовлены Иисусом Христом сколько было можно. Ст. 7. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне от Тебя есть, т.е. ученики Христовы узнали, что дело искупления мира, которое Богом Отцом поручено Иисусу Христу совершается по премудрой воле Бога Отца. Ст.6–10. Я о них молю, не о всем мире, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Хотя Иисус Христос есть искупитель всего мира, но в настоящий раз молится Он не о всем мире, а только о учениках Своих, которых Бог Отец вверил Ему. И это Он делает потому, что апостолам предстоит великое дело – обращать неверующих к вере. О них молю, говорит Иисус Христос, не как о чужих, т.е. не ведающих Бога Отца, а как о Его близких, – потому что они Твои. Они Твои, говорит Иисус Христос Богу об апостолах, потому что послушались Его, Бога Отца, оставили все и пошли за Ним, Иисусом Христом. Они – Твои, потому что, продолжает далее Иисус Христос, все Мое Твое, и Твое Мое, т.е. если они близки Мне, то и близки Тебе. Я прославился в них, т.е. прославился через то, что они исповедовали Его учителем и Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Возражение 2. Далее, дело представляется так, что повиноваться надлежит в первую очередь тем, кто руководствуется рассудительностью других, поскольку сами они не обладают должным различением. Но апостол сказал, что «“твёрдая” же “пища” свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр. 5:14 ). Следовательно, похоже, что послушание не свойственно состоянию совершенства. Возражение 3. Далее, если бы послушание было необходимо для монашеского совершенства, то из этого бы следовало, что оно приличествует всем монахам. Но это не так, поскольку некоторые монахи ведут уединённую жизнь, и над ними нет никого, кому бы они повиновались. К тому же старшие монахи явно не обязаны повиноваться. Следовательно, послушание, похоже, для монашеского совершенства не обязательно. Возражение 4. Далее, если бы обет послушания был для монашества необходим, то из этого бы следовало, что монахи обязаны повиноваться старшим во всём подобно тому, как обет безбрачия обязывает их воздерживаться от любого соития. Но они не обязаны повиноваться им во всём, о чём уже было сказано (104, 5) нами при рассмотрении добродетели повиновения. Следовательно, обет послушания не является необходимым для монашества. Возражение 5. Кроме того, Богу наиболее угодны те служения, которые исполняются свободно и без принуждения, согласно сказанному [в Писании]: «Не с огорчением и не с принуждением» ( 2Кор. 9:7 ). Но то, что делается из послушания, делается по требованию предписания. Поэтому большей похвалы заслуживают те добрые дела, которые делаются по собственному решению. Следовательно, монашеству, посредством которого люди стремятся достичь наилучшего, не приличествует обет послушания. Этому противоречит следующее: монашеское совершенство в первую очередь состоит в подражании Христу, согласно сказанному [в Писании]: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё, и раздай нищим... и следуй за Мною!» ( Мф. 19:21 ). Но повиновение Христа заслуживает особой похвалы, согласно сказанному о том, что Он был «послушным даже до смерти» ( Филип. 2:8 ). Следовательно, похоже, что для монашеского совершенства послушание необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

или если он прикоснется к чему-нибудь нечистому, или к трупу зверя нечистого, или к трупу скота нечистого, или к трупу гада нечистого, но не знал того, то он нечист и виновен; или если прикоснется к нечистоте человеческой, какая бы то ни была нечистота, от которой оскверняются; и он не знал того, но после узнает, то он виновен; или если кто безрассудно устами своими поклянется, что сделает что-нибудь худое, или доброе, какое бы то ни было дело, в котором человек безрассудно клянется, и он не знал того, но после узнает, то он виновен в чем-либо из этого. Если он виновен, говорит далее этот закон, в чем-нибудь из сих и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности...» ( Лев.5:1–6 ); за такого же рода факты в жизни еврея и в другом месте закона ( Лев.6:1–6 ) опять предписывается жертвоприношение. Всякая, далее, родившая женщина, по окончании дней очищения своего за сына или за дочь, должна была приносить жертву ( Лев.12:6 ); всякий прокаженный, по выздоровлении своем, должен был принести жертву ( Лев.14:10 ; Лев.14:23 ), и проч. И вот, являясь по столь частым случаям к храму, еврей всякий раз, взирая на храм, как на знак завета Бога, должен был напоминать себе об этом завете Бога с народом еврейским и представлять проистекающие для себя отсюда обязанности. Самое жертвоприношение должно было возбуждать в нем религиозное настроение. Всякий раз здесь, при храме он мог обращаться за религиозным руководством; здесь, на месте откровения Бога, он мог обращаться к Нему со всякими духовными запросами, с угнетающими его чувствами, подобно Анне , матери Самуила, и подобно ей же, находить здесь удовлетворение этим запросам и успокоение. У прор. Иезекииля Господь говорит: «в восьмой день и далее священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы, и Я буду милостив к вам» (Иез.43:27) 86 т.е. при принесении жертвы еврей мог получать религиозное успокоение и утешение. И это все могло повторяться для каждого еврея так же часто, как часты могли быть случаи, побуждавшие его приносить жертву, а вместе с тем, – приходить ко храму; – и частое повторение подобных явлений могло оказывать на еврея благодетельное влияние в смысле поддержания в нем религиозного настроения, сохранения в нем правильных религиозных представлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

в облаке и в море» ( 1Кор. 10, 2 ). И еще он упоминает «различные омовения в соответствии со Старым Законом», которые были образами нашего крещения в отношении очищения от грехов, равно как и «крещение Иоанново», приуготовившее путь нашему крещению. Раздел 12. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КРЕЩЕНИЕ КРОВЬЮ НАИБОЛЕЕ ПРЕВОСХОДНЫМ? С двенадцатым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что крещение кровью не является наиболее превосходным из этих трех. В самом деле, крещение водой полагает печать, чего не делает крещение кровью. Следовательно, крещение кровью не превосходней крещения водой. Возражение 2. Далее, крещение кровью без крещения Духом, то есть любовью, бесполезно, согласно сказанному [в Писании]: «Если я... отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор. 13, 3 ). Но крещение Духом полезно и без крещения кровью, поскольку спасаются не только мученики. Следовательно, крещение кровью не является наиболее превосходным. Возражение 3. Далее, подобно тому, как крещение водой получает свою действенность от страстей Христовых, с которыми, как мы уже показали (11), сообразовано крещение кровью, точно так же страсти Христовы получают свою действенность от Святого Духа, согласно сказанному [в Писании]: «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел...» и так далее ( Евр. 9, 14 ). Таким образом, крещение Духом превосходней крещения кровью. Следовательно, крещение кровью не является наиболее превосходным. Этому противоречит следующее: Августин, сопоставляя крещения, говорит: «Крещаемый исповедает свою веру перед священником, мученик – перед гонителем. Первый, исповедавшись, окропляется водой, последний – своею кровью. Первый получает Святого Духа чрез наложение рук епископом, последний сам становится храмом Святого Духа». Отвечаю: как уже было сказано (11), пролитие крови ради Христа и внутренняя деятельность Святого Духа называются крещениями в том смысле, что они производят следствие крещения водой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Однако если бы намерение состояло в том, чтобы сообщать по одному крещению при каждом погружении вместе с повторением словесной формы, то оно само по себе было бы греховным как предполагающее повторение крещения. Раздел 9. МОЖЕТ ЛИ КРЕЩЕНИЕ БЫТЬ ПОВТОРЕНО? С девятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что крещение может быть повторено. В самом деле, крещение, похоже, было установлено для очищения от грехов. Но грехи могут быть повторены. Следовательно, тем более может быть повторено и крещение, поскольку милосердие Христа превосходит преступление человека. Возражение 2. Далее, Иоанн Креститель был особо похвален Христом, сказавшем о нем: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф. 11, 11 ). Но крещенные Иоанном крестились опять, согласно сказанному [в Писании] о том, что Павел повторно окрестил крестившихся крещением Иоанна ( Деян. 19, 1 – 7 ). Следовательно, тем более надлежит повторно крестить тех, кто был крещен еретиками или грешниками. Возражение 3. Далее, в постановлении Никейского собора сказано, что «те, которые прежде были павлианами или катафригийцами, а ныне прибегли к католической Церкви, должны быть крещены вновь», каковое определение, похоже, относится и ко всем остальным еретикам. Следовательно, крещенные еретиками должны быть крещены вновь. Возражение 4. Далее, крещение необходимо для спасения. Но иногда существует сомнение относительно крещения тех, кто в действительности крестился. Следовательно, похоже, что они должны быть крещены вновь. Возражение 5. Кроме того, мы уже показали (65, 3), что Евхаристия является более совершенным таинством, чем крещение. Но таинство Евхаристии повторяется. Следовательно, тем более надлежит повторять и крещение. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Одна вера, одно крещение» ( Еф. 4, 5 ). Отвечаю: крещение повторять нельзя. Во-первых, потому, что крещение – это духовное возрождение, поскольку человек умирает для старой жизни и начинает жизнь новую, в связи с чем читаем: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Но один человек может быть рожден только однажды. Следовательно, крещение не может быть повторено по той же причине, по которой не может [быть повторено] чувственное рождение. Поэтому Августин, комментируя [слова Писания]: «Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» ( Ин. 3, 4 ), говорит: «Тебе надлежит понимать рождение от Духа так, как Никодим понял рождение от плоти... как нельзя в другой раз войти в утробу, так нельзя и креститься».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010