Въ Чис.3:15–39 говорится только о родах Гирсоновых, Каафовых и Мерариновых, но нигде не говорится об одном роде Гирсона и т. д. (только о mischpachoth ст. 21. 27. 29. 33, но не о mischpachath gerschuni и проч.). Кроме того, в Чис.26:58 упоминается род, основанный Кореем (mischpachath hakkorchej) и в в. зав. часто говорится о священнических родах. Очевидно, Корей, сын Ицгара, сына Каафова, правнук Левия, основал особый род, между тем как Аарон со своими сыновьями основал священнические роды, потому что, посредством перенесения священства на него и его потомков, он возвышен был над своим отеческим коленом. Название этого двоякого употребления beth ab и beth aboth произвело разнообразные заблуждения. Так Клерик, Розенмиллер (на Чис.1:1 ) и Кнобель (на Исх.6:14 ) думали, что beth aboth «вовсе не terminus technicus для определенного родственного общества», но обнимает иногда более, иногда менее, встречается как в отношении к израильским коленам, так и к большим и меньшим отделениям колен. Напротив Заальшутц, (Mos. Recht, стр. 32) и Куртц (Gesch. d. А. Bundes, 11 стр. 34 qq.) переводят beth aboth дом отца (в единственном) и утверждают поэтому, что это выражение означает или вообще (Заальш.) или в большинстве случаев (Куртц) все колено, а изредка в чрезвычайном смысле даже всех потомков Иакова, или " все общество». Такое толкование опирается, как показано будет ниже, на простом непонимании словоупотребления, и насильственно извращает целый ряд мест, не будучи все-таки в состоянии устранить все противостоящие ему трудности. По нему Mischpachoth суть подразделения Beth Aboth и «колено или Beth Авотн распадалось на столько домов колена, сколько родоначальник колена имел сынов» (Куртц, стр. 36); так что «Beth Aboth обнимал в себе много Ветн-Ав». Но подчинение Mischpachoth под Beth Aboth отвергается уже тем местом 1Пар.23:11 , по которому два сына тирсонитского рода Шимея причисляются к одному Ветн-Ав, где, таким образом, ясно, что Beth-Ab есть подразделение Mischpacha. Значение этого места не обессиливается, как думает Куртц, тем произвольным замечанием, что это место, при таком его понимании, стоит «грамматически и предметно в открытом и непримиримом противоречии с Чис.3:24 , где сам Гирсон образует Beth-Ab, а его сыновья–подчиненныя ему mischpachomh».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Поэтому и вразумляет нас псалом: гневайтеся, и не согрешайте (Пс. 4:5). И Господь гневающемуся напрасно угрожает судом, но не запрещает где должно употреблять гнев, как бы в виде врачевства. Ибо слова: вражду положу между тобою и между змием (Быт. 3:15), и: враждуйте мадианитом (Чис. 25:17), — слова научающего пользоваться раздражительностию как оружием. Поэтому Моисей, самый кроткий из всех людей (Чис. 12:3), когда наказывал за идолопоклонство, вооружил руки левитов на убиение братьев. Он говорил: кийждо меч при своем, и пройдите от врат до врат и возвратитеся полк, и убийте кийждо брата своего… ближняго… и кийждо соседа своего (Исх. 32:27). И вскоре потом сказано: и рече Моисей: наполнисте руки ваша днесь Господу, кийждо в сыне своем и в брате своем, да дастся на вас благословение (Исх. 32:29). Что оправдало Финееса? Не праведный ли гнев на соблудивших? Он был весьма человеколюбив и кроток, но когда увидел блудодеяние, явно и бесстыдно совершаемое Замврием и мадианитянкою, так что они не скрыли позорного зрелища своего студа, тогда, не потерпев сего, благовременно воспользовался раздражительностию и пронзил обоих (Чис. 25:7–8). И Самуил не умертвил ли в праведном гневе, выведя на среду  , царя амаликитского Агага, которого вопреки Божию повелению спас Саул (1 Цар. 15:32–33)? Так, раздражительность нередко бывает служительницею добрых дел. И ревнитель Илия в рассудительном и целомудренном раздражении к пользе всего Израиля предал смерти четыреста пятьдесят священников студных и четыреста священников дубравных, ядущих трапезу Иезавелину  (3 Цар. 18:19). Но ты гневаешься на брата своего напрасно. Ибо не напрасен ли гнев, когда один бывает причиною действия, а ты раздражаешься на другого? Не то же ли делаешь, что и псы, которые грызут камень, а не трогают бросившего камень? Жалок, кто служит орудием действия, но ненавистен, кто действует. Против него обрати свою раздражительность — против человекоубийцы, отца лжи, делателя греха; но будь сострадателен к брату, который, если пребудет во грехе, то вместе с диаволом предан будет вечному огню.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Поэтому что Творец дал нам ко спасению, того не будем обращать для себя в повод ко греху! В таком случае и раздражительность, приводимая в действие когда должно и сколько должно производит мужество, терпение и воздержание; а если действует вопреки здравому разуму, - обращается в бешенство. Поэтому и вразумляет нас псалом: гневайтеся, и не согрешайте (Пс.4,5). И Господь гневающемуся напрасно угрожает судом, но не запрещает где должно употреблять гнев, как бы в виде врачевства. Ибо слова: вражду положу между тобою и между змием (Быт.3,15), и: враждуйте мадианитом (Чис.25,17), - слова научающего пользоваться раздражительностью как оружием. Поэтому Моисей, самый кроткий из всех людей (Чис.12,3), когда наказывал за идолопоклонство, вооружил руки левитов на убиение братьев. Он говорил: препояшите кийждо меч при бедре своем, и пройдите от врат до врат и возвратитеся сквозе полк, и убийте кийждо брата своего... ближняго... и кийждо соседа своего (Исх.32,27). И вскоре потом сказано: и рече Моисей: наполнисте руки ваша днесь Господу, кийждо в сыне своем и в брате своем, да дастся на вас благословение (Исх.32,29). Что оправдало Финееса? Не праведный ли гнев на соблудивших? Он был весьма человеколюбив и кроток, но когда увидел блудодеяние, явно и бесстыдно совершаемое Замврием и мадианитянкою, так что они не скрыли позорного зрелища своего студа, тогда, не потерпев сего, благовременно воспользовался раздражительностью и пронзил обоих сулицею (Чис.25,7-8). И Самуил не умертвил ли в праведном гневе, выведя на среду, царя амаликитского Агага, которого вопреки Божию повелению спас Саул (1Цар.15,32-33)? Так, раздражительность нередко бывает служительницею добрых дел. И ревнитель Илия в рассудительном и целомудренном раздражении к пользе всего Израиля предал смерти четыреста пятьдесят священников студных и четыреста священников дубравных, ядущих трапезу Иезавелину (3Цар.18,19). Но ты гневаешься на брата своего напрасно. Ибо не напрасен ли гнев, когда один бывает причиною действия, а ты раздражаешься на другого? Не то же ли делаешь, что и псы, которые грызут камень, а не трогают бросившего камень? Жалок, кто служит орудием действия, но ненавистен, кто действует. Против него обрати свою раздражительность - против человекоубийцы, отца лжи, делателя греха; но будь сострадателен к брату, который, если пребудет во грехе, то вместе с диаволом предан будет вечному огню.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

Прочти со вниманием указанные места Писания и убедись, что как святые Божии, так и ангелы Его принимают почитание от людей без того, чтобы оно причиняло малейшее огорчение Богу. Ибо может ли огорчаться Бог, видя, что друзья Его прославляются, если Он Сам их прославил (см.: Рим.2:10 ), наделив особыми силами и дарами? Сектант : Каковы эти силы и дары? Священник : Прежде всего это силы чудотворения, как написано: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс.67:36 ), и еще: святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них ( Пс.15:3 ). Не рукою ли пророка Своего Моисея покарил Бог Египет (см.: Исх.7:10–12 ), превратил воду в кровь ( Исх.7:20–21 ), навел жаб ( Исх.8:6 ), песьих мух ( Исх.8:24 ), моровое поветрие ( Исх.9:3 ), жгучие язвы, огненный град ( Исх.9:8, 18, 33 ), саранчу ( Исх.10:4–6 ), тьму ( Исх.10:21 ), поразил смертью первенцев ( Исх.12:29–30 ), провел евреев через Чермное море ( Исх.14:15–16 ), погубил фараона и воинство его ( Исх.14:27 )? И не рукою ли Моисеевой одолел Он Амалика (см.: Исх.17:8–14 ), сделал сладкими воды Мерры ( Исх.15:23–25 ), извел воду из скалы в Хориве ( Исх.17:6 ), разверз землю, дабы она поглотила Корея и Дафана (см.: Чис.16:28–33 ), исцелил уязвленных при посредстве медного змия ( Чис.21:8–9 ), источил воду из камня ( Чис.20:2–11 )? И далее Им произведены: через Иисуса Навина разделение вод Иордана (см.: Нав.3:11–17 ) и сокрушение стен Иерихонских ( Нав.6:6–20 ); через Гедеона истребление мадианитян (см.: Суд.7:16–23 );, через Самсона растерзание льва ( Суд.14:5–6 ), поражение филистимлян, взятие Газы и разрушение капища Дагона ( Суд.16:8–31 ); через Самуила гром и дождь во время жатвы (см.: 1Цар.12:16–18 ); через Илию великая засуха (см.: 3Цар.17:1 ), умножение муки и масла у вдовы ( 3Цар.17:14 ), воскрешение отрока в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:17–23 ), попаление жертвы водою ( 3Цар.18:36–38 ), отверзение небес и обильнейший дождь ( 3Цар.18:41–42 ). Через Илию, сверх того, осужден был на смерть царь Охозия (см.: 4Цар.1:16 ) и вновь разделены воды Иорданские ( 4Цар.2:8 ); через Елисея совершилось третье разделение Иордана ( 4Цар.2:14 ), очищение вод в окрестностях Иерихона ( 4Цар.2:19–22 ), воскрешение сына сонамитянки ( 4Цар.4:32–35 ), исцеление Неемана ( 4Цар.5:10–14 ), поражение Гиезия проказой ( 4Цар.5:27 ), воскрешение умершего прикосновением костей пророковых ( 4Цар.13:21 ), а через Исаию исцеление царя Езекии ( 4Цар.20:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

31 будьте тверды и мужественны. Эти и последующие слова во многом сходны со словами поддержки, с которыми Бог обращается к Иисусу Навину после смерти Моисея ( Нав. 1,9 ). 31 призвал Моисей Иисуса. В соответствии с повелением Божиим, Моисей назначает Иисуса Навина своим преемником в присутствии всего израильского народа. Далее следует описание подробностей этого назначения. 31 написал Моисей закон сей. В книгах Исход и Второзаконие постоянно сообщается о том, что закон или законы Господа записывал Моисей. В книге Левит многие главы начинаются словами: «И сказал Господь Моисею». Только Моисей пользовался исключительным правом говорить от имени Бога. В ст. 24 сказано, что Моисей «вписал в книгу все слова закона сего до конца». 31 у скинии собрания. В книге Второзаконие скиния собрания упоминается только здесь и в ст. 15. При входе в скинию собрания Иисус Навин был назначен преемником Моисея и Господь явился пред ним в облачном столпе точно так же Он являлся и Моисею ( Исх. 40,35 ; Чис. 12,4–12 ). 31 напишите себе слова песни сей. Кроме этой песни, Моисей написал песнь избавления, посвященную освобождению из египетского плена ( Исх. 15,1–18 ), и несколько небольших песен, известных нам по книге Числа. Псалом 89 представляет собой песню-молитву Моисея, являющуюся его свидетельством о величии Бога. Глава 32 32 Имя Господа прославляю. Песнь Моисея, как и вся жизнь его, была посвящена прославлению Бога. 32 твердыня. Это слово используется здесь в качестве составной части имени Бога; в таком значении оно часто встречается в псалмах. 32 они не дети Его. Другой возможный перевод: «Уже более не дети Его, порочный, строптивый и развращенный род». 32 зеницу ока Своего. Древнееврейское слово, переведенное здесь как «зеница», означает нечто самое драгоценное: именно так Господь хранил Израиль. 32 носится над птенцами своими. Ср. Мф. 23,37 . 32 Израиль. В еврейском тексте стоит имя «Йешурун» от древнееврейского «йашар», что значит «праведный», «порядочный». Израиль также назван этим именем (33,5,26 и Ис. 44,2 ). До наших дней дошла книга, которая называется «Книга Йашар» («Книга Праведного»), но она, несомненно, является апокрифической.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

15–16, 54–55 Провидение Божье. В первом историческом экскурсе прослеживается путь народа из Египта до пустыни (15–16) с позиций Божественного провидения (обеспечение нужд по пути к пустыне). Во втором случае говорится о переходе через пустыню и Божественном провидении в период продвижения к земле обетованной (обеспечение нужд по пути домой). Примечательно, что в ст. 54–55 отмечается: сначала Господь привел народ в область святую Свою, а затем поселил людей в шатрах их. Таков путь Господень: свершить все таким образом, что принадлежащее Ему становится нашим достоянием. 17–33, 56–64 Суд Божий. История народа изобилует грехом, отмечена восстанием против Господа и искушением Его (17–18, 56–58). Об испытании верности Господа говорится в ст. 17–18 (в Исх. 16, 17 описывается неверие в способность Господа обеспечить народ пищей и водой – сомнения рассеялись лишь после совершенных Им чудес). В ст. 56–58 рассказывается о том, что они испытывали Его терпение своим неверием в Его святость и справедливость. Речь в обоих случаях идет о гневе Божьем (21, 31, 59, 62). Все находится в руках Божьих: человеческие трагедии (31, 33,61–64) и Его благодеяния (15, 16, 54, 55). 29–31 (Ср.: Исх. 16 ; Чис. 11 ; Пс. 105:15 .) Не в смирении веры и не для обеспечения насущных нужд просили они, но требовали от Него удовлетворения своих прихотей, проявляя дух неверия. Господь в гневе Своем послал просимое ими к их погибели. Как часто мы жалуемся, когда что–то происходит вопреки нашим желаниям, не переставая рассчитывать, что Господь убережет нас от всего плохого. 32 Речь идет о поколении людей, странствующих в пустыне ( Чис. 14:28–33 ). Нет сомнений – осознай они, что их неблаговидная жизнь вызывает гнев Божий, – они убоялись бы возможной смерти. 60–64 См.: 1Цар.4 . 34–39, 65–72 Божья любовь. Господь знает сердце Своего народа (34–39), лукавство и ненадежность людей, но непреходящая любовь Божья (38, милостивый) совершает искупление, смиряет Его гнев и не забывает о бренности человека (39); Господь знает нужды Своего народа (65–72) и мгновенно встает на его защиту от врагов (65–66), Он лично пребывает в среде Своего народа (68–69) и воздвигает ему избранного Им царя (70–72).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

ЖИВЬЕМ ПРОГЛОТИТЬ кого см. также АД Выражение указывает на степень агрессивности по отношению к кому-либо, на готовность незамедлительно уничтожить человека, на жестокость и беспощадность. Сам образ вырастает из представления о преисподней, которая поглощает людей, об аде (одно из значений этого слова: «пасть», «глотка» — см. Даль). Пророк Исайя обличает оставивших Господа, веселящихся за богатыми пиршественными столами и притесняющих своих ближних: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» ( Ис.5:8 ). За эти беззакония «преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их» ( Ис.5:14 ). Образ пожирания человека преисподней входит в систему библейских метафор: «сыплются кости наши в челюсти преисподней» ( Пс.140:7 , см. также Притч.27:20, 30:15–16 ; Авв.2:5 ). Сошествие в страну тени смертной, — участь, ожидающая каждого. Однако человек может быть поглощен за свои беззакония и живым. Так случилось с восставшими против Моисея: чтобы убедить израильтян, что он действует по повелению Господа, а не по произволу стал их вождем, Моисей говорит о восставших: «…если они умрут, как умирают люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их… и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа» ( Чис.16:28–30 ). Так и произошло: «…разверзла земля уста свои, и поглотила их… и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» ( Чис.16:32–33 ). Псалмопевец о предавших его друзьях говорит: «…да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их» ( Пс.54:16 ). З Заблудшая овца ЗАБЛУДШАЯ ОВЦА Олицетворение неразумного, ведомого обстоятельствами и потому легко сбивающегося с пути человека. Образ Господа — Пастыря, заботливо собирающего Свое стадо, ведущего его на сочные пажити, дорожащего каждой его овцой, несущего на руках ягнят, — постоянно возникает на страницах Б. «Мы, народ Твой и Твоей пажити овцы», — обращается к Господу Псалмопевец ( Пс.78:13 , см. также Чис.27:17 ; 2Цар. 24:17 ; 1Пар. 21:17 ; Ис.5:17, 13:14 ; Иез.34:6, 31 ; Зах.10:2 ; 1Пет. 2:25 ). Он сравнивает себя с заблудшей овцой, моля Господа о помощи и вразумлении: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего; ибо я заповедей Твоих не забыл» ( Пс.118:176 ). У пророка Исайи о народе израильском, ожидающем Искупителя, сказано: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» ( Ис.53:6 , см. также Иер.50:6 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Здесь продолжается изложение истории Израиля от исхода (6–12, Исх. 14 ) и блуждания в пустыне (13–18, Чис. 11:4–34; 16 ) до Синая (19–23, Исх. 32:1–6,9–14 ) и эпизодов, связанных с их пребыванием в сопредельных районах Ханаана (24–27, Чис. 14 ) и у вод Меривы, эпизодов с Ваал–фегором (28–33, Чис. 20:2–13; 25:1–15 ) и с вступлением в землю обетованную (34–38, Суд. 1:21,27–36; 3:3,5 и др.). Это печальная история греха (6), неблагодарности, маловерия и отступничества (7, 21), забывчивости (12–13), эгоизма (14), зависти (16), идолопоклонства (19), непослушания (24–25), утраты наследия (26), неверности (28), подстрекательства (32), компромиссов (34–35) и приверженности гнусным языческим обрядам (37–39). Но это (и в гораздо большей степени) – рассказ об избавлении народа силой Божьей (8–11), о готовности проявить милосердие (23, 30), о многократном прощении вместо заслуженного наказания (40–43), сочувственном отклике на мольбу о помощи (44) и о верности завету и милосердии (45). Это главный урок нашей истории – наша неверность и Его верность. 1–5 Хвала и молитва. Псалом открывается хвалой и молитвой, а завершается молитвой (47) и хвалой (48), ибо история свидетельствует о Его непреходящей любви и милости (1), о вечном и неизменном Боге (48), Которому воздает славословие Его народ, осознающий всю неполноту прославления Бога слабыми грешными человеческими устами. Это убеждает нас в необходимости вознесения молитв, потому что и отдельному человеку есть место в промысле Божьем о судьбе всего народа, и сам народ не забыт – даже в рассеянии среди других народов. Интересно отметить, что в начале и в конце псалма особо звучит нота благословенности (3; ст. 48 букв.: «Благословен Господь»), хотя слова в оригинале использованы разные. Путь послушания – это путь благословения (3), однако, если бы этим все и определялось, как бы мы выглядели на фоне наших бесконечных падений и отступничества? Но истина состоит в том, что есть Бог, достойный всяческого прославления (см. коммент, к Пс. 102:1 ), не отступающий вовеки от Своего слова, сострадательный, милосердный, прощающий, слышащий наши молитвы, избавляющий нас от напастей, спасающий Бог . Мы – как и весь народ (относя и на свой счет все прегрешения, перечисленные в ст. 6–39) – радостно восклицаем: Аминь! Аллилуйя! (48)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Следующие варианты лучше объясняются, поэтому, из употребления древнего, чем квадратного шрифта: 1Пар. 4:24 вместо Чис. 26:12 ; Быт. 46:10 и Исх. 6:15 ; 1Пар. 7:20 вместо Чис. 26:35 ; 1Пар. 11:35 вместо 2Цар.23:33 . – В древнем шрифте , как замечено уже, имеет вид обращённого в другую сторону Р; на эту же греческую букву походит . Отсюда объясняются смешения этих букв, как, например, 1Пар. 6:55 вместо у LXX; – κ Μασεκκς 1Пар. 1:4 вместо еврейского . Наконец, легко могут быть объяснимы скорее из древнего и с трудом из квадратного шрифта смешение и ; например, 1Пар. 6:61 вместо . Нав. 21:32 ; 1Пар. 7:20 вместо Чис. 26:35 ; 1Пар. 6:45 вместо Нав. 21:18 . Ср. форму обеих этих букв в финикийском алфавите. – Таким образом, доказательство, выводимое из употребления квадратного шрифта не только не доказывает позднейшего происхождения книг Паралипоменон, но, будучи неосновательным в самом себе, оно вместе с тем и не имеет никакого права стоять в ряду доказательств о времени происхождения их. «В 2Пар. 36:21 говорится, что вавилонский плен продолжался семьдесят лет, каковое хронологическое заблуждение первоначально произошло во время Лагидов и Селевкидов из одного предсказания Иеремии» 42 . При этой аргументации странным является то, что ею пользуются только по отношению к книгам Паралипоменон, тогда как не только Ездра ( 1Ездр. 1:2 ) теми же словами, как и писатель Паралипоменон, говорит что предсказанный Иеремией плен окончился в первый год Кира и слово Господа исполнилось через изданный Киром эдикт, но и пророк Захария два раза упоминает, что плен продолжался семьдесят лет. Почему же не пользуются этим мнимым хронологическим заблуждением для доказательства неподлинности или позднейшего происхождения этих книг? Правда, Бертольд и Ветте отрицают, хотя и без достаточных к тому оснований, происхождение от Ездры названной его именем книги и думают, что она составлена из различных отрывков и получила свой теперешний вид в очень позднее время. Но если мы в настоящем случае и не будем иметь в виду книгу Ездры, подлинность которой однако несомненна, то для нас остаётся всё-таки совершенно достаточное свидетельство пророка Захарии, находящееся в Зах. 1:12 и Зах. 7:5 , следовательно, в первой части его книги, в происхождении которой от Захарии не сомневался ещё никто.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

9:1–5 Место, по праву принадлежащее Израилю 9:1–3. Любовь Павла к своему народу и его готовность пожертвовать ради него собой могли напомнить читателям, знакомым с Библией , Моисея ( Исх. 32:32 ), хотя Бог не позволил Моисею принести себя в жертву( Исх. 32:33,34 ). 9:4,5. Множественное число слова «завет» может указывать либо на заветы Бога с патриархами, либо на то, что Бог часто возобновлял завет со Своим народом в ветхозаветные времена, что отмечается и в позднейших еврейских источниках. Благословения, которые Павел соотносит с верующими в Иисуса (8:2,15,18,29), принадлежали Израилю, как это удостоверяется в Ветхом Завете. Признавая Христа Богом (NIV и другие переводы текста 9:5), Павел с еще большей силой подчеркивает этот момент: Бог Сам пришел к людям через Израиль. 9:6–13 Спасение не определяется национальной принадлежностью Большинство иудеев верили, что весь их народ будет спасен, в отличие от язычников. Спасение Израиля началось с избрания Богом Авраама (гл. 4). Павел говорит здесь о том, что национальная принадлежность не является определяющим фактором в деле спасения, чему учит также и Ветхий Завет (напр.: Чис. 14:22,23 ; Втор. 1:34,35 ; Пс. 77:21,22; 94:8–11; 105:26,27 ); Бог может спасти, руководствуясь Своими собственными соображениями. 9:6–9. У Авраама при жизни Сарры было двое сыновей, но только один получил это обетование ( Быт. 17:18–21 ). 9:10–13. У Исаака тоже было двое сыновей, но такое обетование получил только один. Это было предопределено еще до его рождения ( Быт. 25:23 ; ср.: Мал. 1:2,3 ). Хотя Бог мог избрать Иакова, поскольку Он предузнал его сердце (8:29), здесь речь идет о том, что Он имеет право выбирать среди избранных. Не все потомки Авраама получили обетование; из дальнейшего хода ветхозаветного повествования становится ясно, что многие израильтяне нарушали завет ( Исх. 32:33–35 ; Чис. 11:1; 14:37; 16:32–35; 25:4,5 ; Втор. 1:35 ). Почему большинство современников Павла действуют так, как будто в их время все происходит совершенно иначе?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010