Слово Завет означает союз между Богом и людьми. Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей. К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем, называемые законоположительными: Бытие (сокращение при цитировании – Быт.). Исход (Исх.). Левит (Лев.). Числа (Чис.). Второзаконие (Втор.). Далее следуют исторические книги: 6 . Иисуса Навина (Нав.). 7 . Судей Израилевых (Суд.). 8 . Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь). 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; третья и четвертая написаны ветхозаветными пророками, а приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре) (1Пар., 2Пар.). 15 . 1Ездры (1Езд.). 16 . Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.). 17 . Есфири (Есф.). Учительные книги: 18 . Иова (древнейшая книга Библии , написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов). 19 . Псалтирь святого царя Давида (Пс.). 20 . Притчи Соломона (Притчи). 21 . Екклесиаст Соломона (Еккл.). 22 . Песнь песней Соломона (Песн.). Завершают Ветхозаветный канон пророческие книги: 23 . Исаии (Ис.). 24 . Иеремии (Иер.). 25 . Плач Иеремии (Плач). 26 . Иезекииля (Иез.). 27 . Даниила (Дан.). 28 . Осии (Ос.). 29 . Иоиля (Иоиль). 30 . Амоса (Амос). 31 . Авдия (Авд.). 32 . Ионы (Иона). 33 . Михея (Мих.). 34 . Наума (Наум). 35 . Аввакума (Авв.). 36 . Софонии (Соф.). 37 . Аггея (Агг.). 38 . Захарии (Зах.). 39 . Малахии (Мал.). Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги: 1 . Пророка Варуха (Вар.). 2 . Послание Иеремии (Посл. Иер.). 3 . Премудрости Соломона (Прем.). 4 . Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.). 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

13:9–13. География. Обсуждение этого географического описания Трансиордании см. в коммент. к Нав. 12:2–6 и Втор. 3:8–17 . 13:9. Равнина Медева. Плодородное плато в северной части Моава, расположенное в 25 милях к югу от Аммана, Иордания. Медева, отданная Рувиму, была полем многочисленных сражений израильтян с моавитянами за господство над этой территорией ( Суд. 3:12–30 ; 1Цар. 14:47 ; 2Цар. 8:2 ; 1Пар. 19:7 ). 13:10. Есевон. См. коммент. к Чис. 21:26–30 . 13:17–20. Города. Перечень завоеванных городов царства Сигона (Есевон, Иааца, Дивон, Медева) впервые появляется в Чис. 21:21–32 . В Чис. 32:33–41 также заявлено право Рувима, Гада и Манассии на города в пределах этого региона. Вамоф-Ваал упоминается в цикле преданий о Валааме ( Чис. 22:41 ), а некоторые из этих городов встречаются в перечне городов левитов ( Нав. 21 ). Города, проблемы локализации которых не обсуждаются в других местах, идентифицируют следующим образом: Беф-Ваал-Меон – Máin (в 4 милях к юго-востоку от Медевы); Кедемоф – Khirbet er-Remeil или «Aleiyan (в 15 милях к юго-востоку от Медевы); Мефааф – либо Khirbet Nefa (в 4 милях к югу от Аммана), либо Tell Jawah (в 5 милях к югу от Аммана), либо, скорее всего, – Umm er-Rasas (в 20 милях к юго-востоку от Медевы); Сивма – Khirbet qurn el-Kibs; Цереф-Шахар – Khirbet ez-Zarat (у берега Мертвого моря); Беф-Фегор – Khirbet »Uyun Musa. 13:21. Вожди мадиамские. Перечень побежденных мадиамских вождей впервые встречается в Чис. 31:8 , где они названы царями. Евий и Рева упоминаются только в этом перечне, тогда как Цур назван «начальником племени» в Чис. 25 ( 1Пар. 8:30 ), а Хур – имя одного из вождей израильтян в Исх. 17 ( в русском переводе – «Ор»). Рекем – довольно распространенное личное имя ( 1Пар. 2:43,44; 7:16 ) и географическое название ( Нав. 18:27 ). Возможно, эти имена связаны с определенными пунктами, расположенными между Южной Трансиорданией и Северной Аравией, контролирующими торговые пути этого региона. 13:22. Валаам. См. коммент. к Чис. 22 и 25:3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Видение было подтверждением того, что Господь сказал Валааму прежде ( Чис.22:20 ). Это подтверждение связывалось с явным намеком, что Валаам будет умерщвлен, если решится поступать вопреки воле Господа. Валааму стало ясно, что теперь он должен иметь в виду мановения Божества. А Господь раньше открыл ему, что народ, вышедший из Египта, не подлежит проклятию, ибо «он благословен» ( Чис.22:12 ). Посему Валаам, несмотря на общность выражения – «делай то, что Я буду говорить», теперь хорошо понимал, что воля Божия будет действовать совсем не в пользу якобы обреченных на погибель Моавитян. Он должен был теперь сопутствовать князьям Валака уже не с определенной целью проклятья, а с вынужденной готовностью делать то, что будет внушено свыше. Надежды на него моавитских старейшин теперь не только не льстили его самолюбию, напротив, еще более подавляли его. Он несомненно очень желал бы возвратиться домой, убежать от своих спутников, никогда не видеть их и не слыхать о них, но это было невозможно: пред его мысленным взором живо рисовалось грозное видение с обнаженным мечем, в его ушах звенели слова таинственного небожителя: «Я вышел воспрепятствовать тебе... ( Чис.22:32 ), Я убил бы тебя... ( Чис.22:33 ), только говори то, что я буду говорить тебе... ( Чис.22:35 ) 207 . Между тем некоторые из старейшин моавитских, вероятно, давно уже отделились от каравана и ускоренным движением постарались прибыть несколько раньше к своему повелителю, чтобы известить его о прибытии столь желанного гостя. Валак лишь только получил известие о приближении к границам своей земли славного месопотамского заклинателя, тотчас отправился ему на встречу из своей столицы (резиденции) к северным границам своих владений в город Моавитский, который на границе при Арноне, что у самого предела ( Чис.22:36 ) т. е. «в долине Арнона на самой крайней северной границе Моава» (ср. Чис.21:15 ) 208 . Однако настроение моавитского царя, кажется, не было радостным. Медлительность Валаама, его, по-видимому, хитрый отказ удовлетворить просьбу Валака по первому требованию уязвили гордость последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

32:36 Господь вновь говорит о неотвратимой участи Иерусалима. Непредсказуемость и неожиданность сказанного в ст. 26–35 объясняют слова ст. 27: «есть ли что невозможное для Меня?» (ср. ст. 17). 32:37 Иеремия вновь подтверждает данное Моисею обетование спасения из плена ( Втор. 30,3–5 ). 32:38 См. 30,22; 31,33. 32 вечный завет. Новый завет не может быть нарушен, поскольку он основан на искупительной жертве Христа (ср. Ис. 55,3 ). чтобы они не отступали от Меня. Благотворительность Божия, однако, не снимает с людей ответственности. 32 запечатывать и приглашать свидетелей. См. ст. 10. Глава 33 33 Который сотворил землю. См. ком. к 10,12. Власть Божия судить и спасать народы основывается на Его творении (32,17). 33 великое и недоступное, чего ты не знаешь. Ср. Ис. 48,6 , где о спасении говорится как о новом творении (см. Дан. 2,47 ). 33 голос радости... веселья... жениха... невесты. Ср. 7,34; 16,9. Эту радость принесет новый завет. 33:17 См. 23,5; 30,9. В основе этого стиха лежит 2Цар. 7,12–16 (ср. 3Цар. 2,4 ). Речь идет не о восстановлении царской власти, а об установлении царств Мессии. 33 у священников-левитов. Роль священников в соблюдении завета был особенно важна (Исх., гл. 28; 29; Втор. 10,8; 18,1 ); кроме того, Бог заключил с ними особый завет ( Чис. 25,12.13 ; 1Цар. 2,30.35 ). Обетование священнического служения не получило непосредственного исполнения, однако воплотилось в Самом Христе ( Евр. 5,6–10; 7,11–25 ). 33:20–21 завет Мой о дне ... о ночи. Рассматриваемая здесь незыблемость Божиих установлений представляет собой контраст с храмовой проповедью (7,1–15). Это постоянство становится осуществимым в новом завете. 33 неисчислимо... песок морской. В этих обетованиях царства Мессии исполняется то, что было обещано Аврааму ( Быт. 22,17 ; ср. 15,8). 33 народ этот говорит... Он отверг. Славу Божию составляют дела Его народа (ст. 9), и во времена нового завета эта слава возродится во всей своей полноте. 33 Авраама, Исаака и Иакова. В новом завете исполнится завет Божий с Авраамом, который распространится на все народы (см. ком. к ст. 22). Глава 34

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

е. когда была поставлена скиния, евреи находились в пустыне Синайской ( Чис.9:1 ), где, несколькими днями позже проставления скинии, они совершили Пасху ( Чис.9:5 ). За это время евреи не странствовали никуда, потому что между станами в Рефидиме и Киброт-Гаттаав обозначается только один стан в пустыне Синайской ( Чис.33:15–16 ), а в Киброт-Гаттааву евреи двинулись из Синая в двадцатый день второго месяца второго года по выходе из Египта ( Чис.10:11–12 ); причем отмечается, что евреи от Синая двинулись в первый раз по расписанию Моисея, определявшему положение колен народа еврейского в отношении к скинии ( Чис.10:13 ), а расписание это евреями получено незадолго до сего «в пустыне Синайской, в первый день второго месяца второго года» ( Чис.1:1 ). Очевидно, что со времени прибытия евреев к горе Синаю до двадцатого дня второго месяца второго года по выходе их из Египта, а, следовательно, что главное, до поставления скинии в первый день первого месяца второго года, евреи оставались все время на одном и том же месте, при Синае 30 Так понимает исторический момент вступления в действие этого закона Втор. и текстуальное предание, которое выражается, например, в Таргуме Псевдо-Иоанаф., где текст Втор.12:10 передается в такой перефразировке:… «Господь успокоит вас от врагов ваших, окружающих вас, тогда вы построите дом святилища» 31 Евр. , греч. LXX ξ μερν ες μρας значит «не в положенные дни» (как Vulg. и русск. син.), а «из года в год», т.е. ежегодно, срв. там же. 7 стх. и 21 стх. (Thenius. Kurzgefasstes exegetiche Handbuch zum Alten Testament. Leipzig 1842. Die Bücher Samuels. Comment, in I, 1–3 32 В Гаваоне при скинии свидения «совершалось обычное богослужение», замечает на основании данного места Св. Писания Th. de Vio Caietanus Card, (y Hummelauer. Cursus Scripturae Sacrae. Comment. in 1Chron. 16:40, 284 ). Ту же мысль разделяет и Keil, говоря, что «скиния свидения с ея жертвенником всесожжения оставалась общим местом богослужения для Израильского народа в течение долгого времени отделения от нея ковчега завета» (Keil.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Пророки Моисей, Давид, Исаия, Иоиль (за 700 лет), Амос (за 700 лет) и Захария пророчествовали, что смерть Христа Спасителя будет сопровождаться чудесами ( Иоил.2:30–31 ; Ам.8:9 ). что разделят Его одежды и будут бросать о них жребий ( Пс.21:18 ), что ни одна из костей Его не будет повреждена ( Исх.12:46 ; Чис.9:12,46 ; Пс.33:20 ), Он будет прободен ( Зах.12:10 ), похоронен будет богатыми ( Ис.53:9 ), тело Его не подвергнется тлению ( Пс.15:10 ), что он воскреснет и вознесётся на небеса ( Пс.15:10,23:7–10,67:18,109:1 ; Ис.53:9 ). В св. книгах нового завета видим исполнение и этих пророчеств: чудеса по смерти – Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44–45 ; разделение одежд – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин.19:23,34 ; – о целости костей – Ин.19:33,36 ; – о прободении – Ин.19:34,37 ; погребение богатыми – Мф.27:57,60 ; Мк.15:43–46 ; Лк.23:50–53 ; Ин.19:38–42 ; нетление тела – Деян.2:25–31,13:35–37 ; воскресение и вознесение на небеса – Мф.16:6,28:6–7 ; Лк.24:6,34,51 ; Ин.20:14 ; Деян.1:9,2:24,32–35,13:30,37 ; Еф.4:8–10 . Пророки; Давид, Исаия, Иеремия, Иоиль, Захария, Даниил и Михей предсказали, что Христос по своём вознесении на небо сядет одесную Бога Отца ( Пс.109:1 ), что Он пошлёт своим ученикам Святого Духа ( Пс.67:18 ; Иоил.2:28–29 ), что Он будет первосвященником на небе и ходатаем за грешников ( Зах.6:13 ), будет краеугольным камнем в Церкви ( Пс.117:22 ; Ин.28:16 ) и её верховным пастырем ( Ис.34:23,40:11 ), светом и спасением народов ( Ис.11:10,42:1,6,49:6,55:4–5 ) и будет царствовать с правдою над всеми народами вечно, ( Чис.24:17 ; Пс.2:7–9,44:6–7,71:2–8 ; Ис.9:6,11:4,42:3 ; Иер.23:5,33:15 ; Дан.7:14 ; Мих.7:4 ). И эти пророчества о Христе Спасителе исполнились и исполняются доселе, как мы видим из книг св. Писания нового завета: седение одесную Бога Отца – Деян.2:34 ; Рим.8:33–34 ; Евр.1:3,10:12 ; посольство Св. Духа ученикам – Деян.2:1–4,16:18 ; первосвященство и ходатайство на небе – Рим.8:33–34 ; Евр.7:25 ; краеугольный камень Церкви – Мф.16:16–18,21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; INem.2:6–7 ; IKop.3:11 ; Еф.2:20 ; верховное пастырство в Церкви – Ин.10:11,14 ; Евр.13:20 ; 1Пет.2:25,5:4 ; свет и спасение народов – Мф.12:18,21 ; Мк.16:15–16 ; Лк.2:32,24:47 ; Ин.1:4–9,8:12,10:16,12:46 ; Деян.11:17–18,13:47 ; вечное с правдой царствование над всеми народами – Лк.1:32–33 ; Ин.5:30 ; Флп.2:9–11 ; Откр.19:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После принесения всех этих жертв следовали жертвы всесожжения, указанный книгою Числ (гл. 28, ст. 26–31: два тельца, один овен и семь однолетних агнцев). Этими жертвами, которые были как бы одной жертвой всесожжения 32 , израильтяне желали выразить свою полную преданность Иегове, даровавшему им плодородие на полях и благоволившему принять от них благодарственные за это жертвы. Но так как грех разлучает человека от Бога ( Ис.59:2 ; 2Кор.6:14–15 ), то по всей вероятности, прежде этих жертв закалывался козел в жертву за грех народа еврейского, о чем упоминается в кн. Чисел ( Чис.28:30 ). Так как жертвы, предписываемые Чис.28:26–31 для дня пятидесятницы, были совершенно такими же, как и во все семь дней праздника опресноков ( Чис.28:16–24 ) 33 ; так как, – далее, – самое название дня пятидесятницы праздником жатвы ( Исх.23:10 , евр. хаг " гаккацир) и днем первых плодов (евр. йом " габбикурим, Чис.28:26 ) указывает на 16-е нисана, когда приносился сноп из начатков жатвы (евр. решит " гаккацир); так как, – наконец, – счисление 50 дней и семи недель от принесения первого снопа до принесения первых кислых хлебов ( Лев.23:15–16 ; Втор.16:9–10 ) поставляет день пятидесятницы в самую тесную связь с праздником опресноков: то, очевидно, тот и другой праздник можно рассматривать как одно священное время, началом которого служила пасха, серединой – праздник опресноков и заключением – пятидесятница. Это был весенний круг ветхозаветных празднеств, подобно тому как праздник труб, день очищения и праздник кущей составляли осенний круг таких праздников 34 . Кроме двух кислых хлебов и жертв, которые приносились за весь народ ( Лев.23:17–20 ; Чис.28:26–31 ), конечно, каждый израильтянин мог приносить, по своему усердию, и другие жертвы, какие желал, лично от себя. Закон Моисеев прямо предписывал: «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа Бога, какое Он дал» ( Втор.16:16–17 ; Исх.23:15, 34:20 ). В частности же относительно праздника пятидесятницы заповедовалось: «совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой» ( Втор.16:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Он исполнен единодушия: общим судом решает дело и определяет казнь (Втор. 17, 7), всем собором и исполняет ее; но, совершая это, он изымает и погубляет злое из себя самого (Втор. 13, 5), истребляет мерзость во Израиле (Втор. 17, 4). Его единодушное ревнование о правоте и чистоте есть плод патриотизма, не терпящего ничего оскверняющего или унижающего целое общество или один какой род его (Лев. 20, 14; 21, 9); не терпит он ничего в себе нечистого потому, что среди его живет Святый Бог его (Втор. 23, 13—14; Лев. 13, 46; 15, 23). У него есть писаные законы, но сии законы от Бога; есть начальники и судьи, но их избирает Бог и многое за них решает Сам; есть войско и предводители, но поборает за них всегда один Бог. Для него всё — Бог. Он Царь его, которому одному и платит дань (Исх. 30,13—14), его верховный законодатель, каждый закон освятивший Своим Царственным именем: Я Иегова (Исх. гл. 20—23), его верховный Судия, посредственно и непосредственно решающий его сомнительные дела (Чис. 12, 1—11; Втор. 17, 8—12 и др.), и Сам же исполняющий определения своих судов, или чудесно (Чис. 11, 33—35; 12, 1—15; 16, 1—50), или невидимым устроением Промысла (Лев. гл. 26; Втор. гл. 28—30; Лев. 20, 3—6), его предводитель в войне, назначающий, на кого воевать, кого щадить и кого истреблять вконец, Сам поборающий в сражении и получающий часть из добычи (Чис. 31, 27—34). Скиния, жилище Божие — есть жилище его Царя; в ней хранятся законы — основание государства; около нее, как стражи дома царева, располагаются левиты, а далее уже и все израильтяне в четырех полках по четырем сторонам. Здесь звук трубы у скинии назначал собрание (Чис. 10.2–4); движение облака над скиниею давало знак к начатию и прекращению пути; сюда стекается народ решать свои дела и вопрошать Бога о суде (Чис. 15, 32—41; 17, 1–11). Скиния с освященными лицами составляет центр, душу всего народа. Так, и внутри — в нравственно–религиозном порядке, и извне — в устройстве гражданском, — Там все исходит, а здесь все возвращается к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

32:34–42. География расселения колен в Трансиордании. Исходя из расположения городов этого перечня (см.: Чис. 32:3 ), можно сделать вывод, что колено Гада построило города в южных, северных и северо-западных областях Трансиордании (в основном, в Галааде и Васане). Сыны Рувимовы обосновались в Есевоне и окружающих селениях. Окончательное распределение городов представлено в Нав. 13:15–31 , где колену Рувимову отданы города, постоенные Гадом. Места, которые можно считать городами, не отмеченными в Чис. 32:3 , включают Ароер, в 3 милях от Дивона на реке Арнон; Иогбегу (­Jubeihat), в 5 милях к северо-западу от Раввы; Беф-Гаран (­Tell er-Rame или Tell Iktanu), к югу от Нимрина; Кириафаим (­Khirbet el-Qureiyat), в 6 милях к северо-западу от Дивона. Внимание археологов к этому региону в последние десятилетия значительно возросло, однако раскопки большинства этих селений еще впереди. 33:1–56 Перечисление стоянок Израиля в пустыне 33:1–49. Маршрут странствий. Описание маршрута – распространенная на древнем Ближнем Востоке литературная форма, в том числе у ассирийских царей IX в. до н. э., которые описывали свои военные экспедиции в виде перечисления стоянок и завоеванных городов. Еще ближе к интересующему нас периоду находятся маршруты египтян, сохранившиеся в описаниях их походов в сиро-палестинский регион. Данный перечень представляет собой довольно полное описание путешествия от Раамсеса Египетского до перехода через Иордан накануне завоевания Ханаана. Однако отсутствие некоторых важных пунктов (Масса, Мерива) указывает на то, что этот перечень не является исчерпывающим. Странствия израильтян разделяются на несколько стадий: 1) от Египта до Синайской пустыни (ст. 5–15; см. коммент. к Исх. 13–17 ); 2) от пустыни до Ецион-Гавера (ст. 16–35); 3) от Ецион-Гавера до Кадеса в пустыне Син (ст. 36); 4) от Кадеса до Моава (ст. 37–49). Многие названия неясны, так как встречаются только в библейском повествовании и неизвестны из других древних источников или современных географических и археологических исследований. Из всех этих географических названий можно приблизительно идентифицировать только: Раамсес (­Tell el-Dab " a, см. коммент. к Исх. 1:8–14 ); Ецион-Гавер, портовый город на побережье залива Акаба ( 3Цар. 9:26 ), либо Tell el-Kheleifeh, либо остров Jezirat Far " on (единственное место в этом регионе, где сохранились следы большой гавани); Пунон (­Khirbet Feinan), в 30 милях к югу от Мертвого моря; Аваримские горы, близ горы Нево, на восточном побережье Мертвого моря (см. коммент. к Чис. 27:12 ); Аве-Ситтим (Ситтим, см. коммент. к Чис. 25:1 ), на месте которого теперь находится либо Телль-эль-Хаммам на вади Кефрейн (текущем с востока на запад и впадающем в Иордан напротив Иерихона), либо более удаленный к востоку Телль-Кефрейн. 34:1–29 Земля для унаследования

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Смертная казнь определена была за нарушение субботы ( Исх. 31:14 ; Чис. 15:32–35 ). Истребление из среды народа Божия определено было за оставление обрезания ( Быт. 17:14 ), пасхального торжества ( Чис. 9:13 ), поста и покаяния в день очищения ( Лев. 23:29 ), за употребление кислого в Пасху ( Исх. 12:19 ), за употребление крови, за употребление жира жертвенных животных ( Лев. 7:25, 27 ) и за другие нарушения обрядового закона, если эти нарушения делались по дерзости ( Лев. 19:8 ; Исх. 30:33, 38 ; Чис. 15:30 ). За преступление против 5-й заповеди: если родители приводили сына своего к старейшинам и жаловались на него, что он не покорен, буен, злословит их, мот и пьяница, то все жители города должны были побить его камнями. Если кто не признавал суда первосвященника или вождя народа, то его должно было предать смерти ( Исх. 21:15, 17 ; Лев. 20:9 ; Втор. 17:8–13; 21:18–21 ). За преступление против 6-й заповеди: злонамеренного убийцу должно было предавать смерти. Если кто убивал вора, подкапывающего ночью дом, то освобождался от суда. Если кто нечаянно убивал ближнего, то должен был скрываться в городах убежища до смерти первосвященника, потому что родственники убитого имели право как мстители за кровь убить его 296 . Но если суд находил его виноватым, то должен был брать его из города убежища и даже от алтаря и предавать смерти. Если чей-либо вол, известный бодливостью, убивал человека, то должно было убить вола и хозяина его или, вместо смертной казни хозяина, взять с него только наложенный судом выкуп. Если же вол, убивший человека, не был бодлив, то должно было убить только вола ( Исх. 21:12–14, 28–32, 22:2 ; Лев. 24:17 ; Чис. 35:16–34 ; Втор. 19:1–13 ). Если кто убивал раба, то подлежал наказанию за убийство; если же раб после побоев прожил день, то бивший его не подвергался наказанию как убийца. Ударивший в драке ближнего так, что он слег в постель, должен был вылечить его и заплатить ему за остановку в его работе. Изувечивший ближнего подвергался сам тому же увечью, которое сделал ближнему 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010