Втор.4:15 . «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня». Объясн. Этими словами подтверждается та же истина, что Бога по Его существу, по Его совершеннейшей духовной природе никому невозможно видеть. На святых же иконах изображается не самое духовное существо Божие, а именно бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления на земле всемогущего и премудрого Бога. Таких явлений и в Ветхом Завете, и в Новом было очень много: Быт.18:1–10:32, 25–30 ; Чис.12:8 ; Ис.6:1–5 ; Дан.7:55 ; Ин.14:9 ; Кол.1:15:2:9 ; Лк.3:22 . Лики Пресвятой Троицы воспроизводятся на иконах в таких именно образах, в каких Им угодно было обнаружить Себя пред людьми. Точно также воспроизводятся на иконах святые ангелы и святые угодники Божии: первые многократно являлись людям в различных видах, напр.: Быт.16:7–8 :19и др., а вторые жили некогда на земле; в Православной Церкви сохраняются и жизнеописания их. Суд.6:22:13:22 . «И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу... И сказал Маной жене своей: верно, мы умрём; ибо видели мы Бога». Объясн. Здесь повествуется о Богоявлениях, каким удостоились Гедеон и Маной. Они были удостоены видеть лицом к лицу Ангела Завета: Деян.7:35–38 ; Мал.3:1 ; – при этом Господа Бога они видели не более, чем сколько видел Его величайший из праведников Моисей, когда беседовал с Богом: Чис.12:8 ; Исх.33:11:18, 20:23 . Вполне (но не всё существо) видеть Господа явилась возможность для людей только в Новом Завете: Ин.1:14:18 . С этого Нового Завета и представилась возможность изображать Спасителя в тех видах и возрастах, какие Он имел при земной жизни. Чествование святых икон Ин.3:14 . «И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Объясн. Медный змей сделан был по повелению Божию: Чис.21:8–9 ; по такому же повелению воскурялся фимиам пред изображениями на завесе и на крышке Ковчега: Исх.30:1:6–8 . Значит, Господу угодно было употребление и чествование фигурных изображений. Но когда Израильтяне стали почитать изображение за Бога, т.е. обратили его в кумира, то царь Езекия предпочёл уничтожить медного змея: 4Цар.18:4 . Но этот случай не даёт повода к отрицанию почитания Креста и святых икон, как нельзя, например, уничтожить Священное Писание только потому, что его некоторые люди извращают: 2Пет.3:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Так кто же дерзнет разделить или похулить то, что было воспринято от Святого Духа и святых отцов и сочетается со всем Священным Писанием? Подобно тому пишет и Афанасий Великий: те, кто говорят, что не подобает судить творящих смертные грехи, суть служители ереси. Но если бы было так, как они утверждают, то праведный Ной не осудил бы нечестивого Хама быть рабом братьев своих (Быт. 9, 20–27.). Ведь и Моисей повелел изрубить мечом три тысячи человек, поклонившихся тельцу (Исх. 32, 25–28.), а собиравшего дрова в субботу повелел побить камнями (Чис. 15, 32–36.). Иисус Навин истребил Ахара со всем домом за воровство (Нав. 7, 19–26.). Финеес же убил Замврия за блуд (Чис. 25, 6–8.). И Самуил убил Агага царя пред Господом (1 Цар. 15, 32–33.). И Илия заколол у потока ложных пророков, как свиней (3 Цар. 18, 40, 4.). Елисей же осудил Гиезия за мздоимство, наказав проказою (Цар. 5, 20–27.). А Даниил осудил блудливых старцев по Закону Моисееву и казнил их (Дан. 13, 60–62.). Святой апостол Петр, получивший ключи от Царства Небесного, осудил Ананию с женой его, утаивших часть своих доходов, и они тотчас испустили дух (Деян. 5, 1 — 11.). И Павел предал сатане Александра кузнеца, Именея и Филита, чтобы научились не богохульствовать (1 Тим. 1, 20; 2 Тим. 2, 17.). Так судили праведные — и не были осуждены, но были избраны особо, на духовное служение. Афанасий Великий так говорит и учит о совершающих смертные грехи: тяжелее и страшнее всех смертных грехов — впасть в ересь и отречься от Христа. Так говорит божественный Афанасий. И великий Иоанн Златоуст пишет: царским судом и гражданскими законами обуздывается воля безумных людей, творящих смертные грехи и губящих душу и тело. Так говорят и священные правила святых отцов. Слушайте, цари и князья, и разумейте, что держава дана вам от Бога (Ср.: Прем. 6, 1–3.), что вы — слуги Божии. Для того Он поставил вас пастырями и стражами людей Своих, чтобы вы соблюли стадо Его невредимым от волков. Бог избрал вас Своими наместниками на земле и, вознеся, посадил на ваши престолы, милость и жизнь дал вам, и меч вручила вам вышняя Божия десница.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Будучи не разделен сам в себе при обоих родах чувств, дух сей там и здесь находит для себя пищу, поприще для деятельности, там и здесь выражается весь, питает и свои религиозные чувства, и свои нравственные расположения. а) обезопашиваются судами. Постановлено умертвить пророка, который бы говорил Израилю, еже прельстите его от Господа Бога его (Втор.13, 5); каждый израильтянин должен был первый открыть и первый наложить руку на брата, сына, дочь и жену, если бы кто из них тайно говорил: идем и послужим богам иным (Втор. 13, 6—10). Должно было убить убийством меча и проклятием проклясть все живущее во граде, зараженном идолопоклонством, самый град и корысти его сжечь, чтобы был пуст и «не возградился по сем» (Втор. 13, 15—16); должно было изыскать со всем тщанием мужа и жену, о которых возвещено, что они поклонялись «солнцу, или луне, или всякому, яже от красоты небесныя», — и побить камнем «да умрет» (Втор. 17, 2—5); смерть — дающим от семени своего Молоху и причащающимся Веельфегору (Лев. 20, 2—3; Чис. 25, 4—5); смерть волхвам, чревобасникам и волшебникам, равно как и тем, кои прибегают к ним (Исх. 22, 18; Лев. 20, 6, 27). Весь сонм сынов Израилевых «камением да побиют… иже аще прокленет Бога своего… и нарицаяй» таким образом (хуляй с подлин.) «имя Господне, смертию да умрет» (Лев. 24, 15—16). Потребится от среды людей своих всякая душа, которая осквернит субботу, сотворив в нее какое-либо дело (Исх. 31, 14; 35, 2; Чис. 15, 32—36), и вообще смерть всякому, кто нарушит какое-либо обрядовое постановление (например, Лев. 23,29; 17, 11—12 и др.). Таким образом, вся первая скрижаль из нравственной сделалась гражданскою, и заповеди ее стали судом. То же самое и в отношении ко второй скрижали. Действия неуважения к родителям — удар, злословие, проклятие — наказываются смертию и проклятием (Исх.21,15—17; Лев.20,9; Втор.27,16), — и сын непокорный, безнравственный и притом неисправимый по суду изъемлется из среды народа, как злой, как язва его (Втор. 21,18—21). Судом ограждены жизнь, здоровье, целость всего тела и каждого в частности члена: воздают жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, ногу за ногу, руку за руку, рану за рану, ожжение за ожжение (Исх. 21, 23—25; Лев. 24, 19—22; Втор. 19, 16—21). Строгим правом возмездия обезопашено имущество и всякий даже малейший ущерб его (Исх. 21, 33—36; 22, 1—И; Лев. 24, 21). Гражданский закон охраняет целомудрие и доброе имя другого, казнит нецеломудренных во всех их видах (Исх. 22, 16—17; Лев. 26, 10—21), а лжесвидетелю налагает то же самое наказание, какое следовало оклеветанному (Втор. 19, 18.20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

«И собирали, — рассказывается в св. Писании, — его (хлеб небесный) рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно (т.е. нечто мелкое, круповидное — Исх. 16:14) таяло. В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею. И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. отложили то до утра, как повелел [им] Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. (А когда не на субботний день оставляли манну, то она портилась Исх. 16:20) И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота: не будет его в этот день. Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать — и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не выходи от места своего в седьмой день. И покоился народ в седьмой день» (Исход 16:21—30).    Это первое указание в святой Библии на празднование субботы Узаконил ли Господь для Израильтян празднование субботы?   Узаконил. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». (Исход 20:8—10). Как должно было праздновать субботу?   В субботу ничего нельзя было делать (Исх. 20:8—10), нельзя было ни варить, ни печь (Исх. 16:23), ни зажигать огня в жилищах (Исх. 35:3), ни носить дров (Чис. 15:32—33), ни продавать, ни покупать (Неем. 10:31, 13:15—22), ни носить нош (Иер 17:21) и должно было совершать особые жертвоприношения (Чис. 28:9, 10). Почему Господь строго воспретил евреям исполнять в субботу какую бы то ни было работу?   В св. Писании Господь так объясняет это запрещение работать в субботу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Видите, как закон в одно и тоже время провозглашает и правосудие и благость Божию, которые всем доставляют в изобилии пропитание. Та же внимательность к бедным обнаруживается и в заповеди касательно сбора винограда. Владелец не должен ни возвращаться за забытыми гроздьями ни поднимать упавшие ( Лев.19:10 ; Втор.24:20,21 ). В равной мере эта заповедь прилагается к собирателям и олив. Наконец десятина с плодов и со стад ( Лев.22:30,32 ; Чис.18:21,22 ) учила Евреев благодарности к Богу и не одну страсть лишь к прибыли питать всем, а и ближнего через человечность допускать до участия в благодеяниях неба. Этими десятинами и начатками (от скота и плодов), нужно думать, содержались священники. Любовь понимается различно. To кротостью она обнаруживается, то добродушием, то терпением, то отсутствием всякого чувства зависти; ревности или ненависти и забвением обид. Она в одно и тоже время находится во всех и всяком, – так однако же, что нельзя сказать, что скорее здесь ее больше нежели в другом месте; она любит распространяться и сообщаться. Закон говорит еще: «Если ты встретишь 309 в пустыне заблудившееся вьючное животное, принадлежащее кому-либо из близких тебе или одному из твоих друзей или вообще человеку тебе знакомому, то приведши оное назад возврати по принадлежности. Если же случится, что хозяин животного отлучился из страны, то содержи его животное вместе со своими до возвращения хозяина его и потом возврати ему». Закон учит здесь столь естественной общности интересов; на найденное мы должны смотреть как на отданное нам временно на сохранение; и обид, нам нанесенных даже врагом нашим, мы не должны помнить. Заповедь Господня, состоя истинным источником жизни, удаляет (нас) от сетей смерти ( Притч.14:27 ). Но что же? Разве закон не повелевает и иностранцев любить так же, как любим мы самих себя, a не просто как друзей и людей нам близких и по душе и по телу (Срав. Исх.22:21; 23:9 ; Лев.19:10,33,34 ; Чис.15:12,13  и у Филона). И что я говорю! Закон чтит и язычников, воспрещая относиться с ненавистью даже к тем, кои преследовали Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

И при Силоамской купальне и часто (в других случаях) Он исцелял в день субботний, поэтому многие и прибегали к Нему в день субботний. Закон же повелевал им воздерживаться от всякого рабского дела, т. е. от любви к стяжанию, поддерживаемой торговлею и прочими земными делами, но внушал заниматься делами души, состоящими в размышлении и благих речах и вспомоществовании ближним. И поэтому Господь обличал тех, которые несправедливо упрекали Его за исцеления в день субботний. Ибо Он не разрушал, но исполнял Закон, совершая дела Первосвященника, умилостивляя Бога за людей и очищая прокаженных, исцеляя больных и Сам приняв смерть, дабы подвергшийся изгнанию человек вышел из осуждения и безбоязненно возвратился в свое наследие. 3. И еще, Закон не запрещал в день субботний голодным принимать пищу из того, что есть под руками, но запрещал жать и собирать в житницу. И потому Господь тем, которые упрекали учеников Его за то, что срывали и. ели колосья, сказал: «разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал, как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения и дал бывшим с ним, а их никому не должно было есть, кроме одних священников» ( Лк.6:3–4 )? – оправдывая учеников словами Закона и показывая, что священникам можно действовать свободно. Давид же был назначен у Бога священником, хотя и гнал его Саул. Ибо все праведники имеют священнический чин. И все Апостолы Господни суть священники, которые не владеют здесь ни полями, ни домами, но всегда служат алтарю и Богу. О таких и Моисей говорит во Второзаконии при благословении Левия: «кто говорит отцу своему и матери своей: не знаю тебя, и не признает своих братьев, и отказался от своих сыновей; тот соблюдал Твои заповеди и сохранил завет Твой» ( Втор.33:9 ). А кто оставили отца и мать и отказались от всех близких своих ради Слова Божия и завета Его, как не ученики Господни? О таковых опять Моисей говорит: «наследства не будет им; ибо Сам Господь их наследство» ( Чис.18:20 ). И еще: «священники левиты не будут иметь части во всем колене Левиином, ни наследия с Израилем; их наследие приношения Господа, – их они будут есть» ( Втор.18:1 ). Посему и Павел говорит: «не ищу даяния, но ищу плода» ( Флп.4:17 ). Ученики Господа, – говорить он, – имеющие левитское значение, могут в случае алчбы питаться семенами. Ибо «трудящийся достоин пропитания» ( Мф.10:10 ). И священники в храме нарушали субботу, но не были виновны. Почему же не были виновны? Потому что, находясь в храме, они совершали не мирския, но Господни службы, исполняя Закон, а не преступая Закон, как это сделал принесший сам по себе сухия дрова в стан Божий и справедливо был побит камнями ( Чис.15:32 ). «Ибо всякое дерево, не приносящее доброго плода, будет срублено и брошено в огонь» ( Мф.3:10 ); и «кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ( 1Кор.3:17 ). Глава IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Таким образом, у тебя нет причин сомневаться в том, что они не обладали полным знанием Троицы, так как не соорудили ни завершенного, ни истинного жертвенника. Поэтому они, как сказано, низвергли не так много врагов и царей противоборствующих держав. Сказано, что за Иорданом были изгнаны только Сигон, царь Аморрейский ( Чис.21:21 и далее), Ог, царь Васанский ( Чис.21:33 и далее), и Амаликитяне. Однако за то же время под ударами войска Иисуса пали пять царей, и не только пали, но были повешены «на пяти деревах» ( Нав.10:5:16–26 ); также было захвачено «двадцать девять городов с их селами» ( Нав.15:32 ), и несметное множество воинов неприятельского войска были поражены и все уничтожены (ср. Нав.11:4 и далее) – все, кто обладал священной землей в нечистоте и в горечи злобы удерживал «землю, где течет молоко и мед» ( Нав.5:6 ). 3 . Тем временем Иисус послал соглядатаев в Иерихон, «и пришли они в дом блудницы, которой имя Раав» ( Нав.2:1 ). Этих соглядатаев, посланных пред лицем Иисуса, можно рассматривать как посланников или ангелов Божьих, согласно сказанному: «Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мф.11:10 ; Мк.1:2 ). Исполнившееся в других невидимо видимо исполнилось в Иоанне, о котором это тоже было сказано. Господь о крещении Иоанна сказал, что книжники и фарисеи не поверили Иоанну, а «мытари и блудницы поверили ему» и были крещены. Это же исполнилось и в том, что именно блудница приняла соглядатаев Иисуса и через это избежала гибели, которой подвергся весь враждебный народ. 4 . И, наконец, посмотрим, кто эта блудница. Сказано, что имя ее – Раав, что означает «обширность». А что есть обширность, если не Церковь Христа, собранная из грешников, словно бы из блудниц? Церковь говорит: «Тесно для меня место; уступи мне, чтобы я могла жить. И кто же возрастил их мне?» ( Ис.49:20–21 ). И еще сказано ей: «Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих» ( Ис.54:2 ). Таким образом, та, которая принимает соглядатаев Иисуса, есть «обширность».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   Писание это, с одной стороны, свидетельство благочестивых людей о Боге, Которого они любили и Которому служили; с другой поскольку в момент написания своих сочинений писатели находились под Божьим руководством Писания являются собственно Божьим свидетельством и учением, изложенным в доступной человеку форме. Церковь называет эти Писания Словом Божьим, потому что как их авторство, так и содержание являются божественными.    Убедительное свидетельство, что Писание исходит от Бога и всецело исполнено Его премудрости и истины, дают нам Иисус Христос и Его апостолы, учившие от Его имени. Иисус, воплощенный Бог, рассматривал Библию (Ветхий Завет) как написанные Его Небесным Отцом наставления, которым Он был обязан повиноваться не меньше, чем другие люди (Мф 4:4—10, Мф 5:17—20, Мф 19:4—6, Мф 26:31,52—54, Лк 4:16—21, Лк 16:17, Лк 18:31—33, Лк 22:37, Лк 24:25—27,45—47, Ин 10:35), и которые Он пришел исполнить (Мф 26:24, Ин 5:46). Павел называет Ветхий Завет полностью «богодухновенным», т.е. произведением Божьего Духа («дыхания»), таким же, как и все творение (Пс 32:6, Быт 1:2), и говорит, что Ветхий Завет был написан для «наставления в праведности» (2 Тим 3:15—17, Рим 15:4, 1 Кор 10:11). Петр также утверждает божественное происхождение библейского учения (1 Пет 1:10—12, 2 Пет 1:21); то же делает своей манерой цитировать Ветхий Завет и автор Послания к евреям (Евр 1:5—13, Евр 3:7, Евр 4:3, Евр 10:5—7,15—17 ср. Деян 4:25, Деян 28:25—27).    Поскольку учение апостолов о Христе является откровением истины в словах, преподанных Богом (1 Кор 2:12—13), Церковь справедливо рассматривает подлинные писания апостолов как заключительную часть Писания. Уже Петр относился к посланиям Павла как к Писанию (2 Пет 3:15—16), а Павел однозначно называет Писанием Евангелие от Луки (1 Тим 5:18 ср. Лк 10:7).    Сама идея о письменных указаниях от Бога как основе для благочестивой жизни восходит к Десяти заповедям, которые Бог Сам начертал на каменных скрижалях, а затем побудил Моисея записать эти законы и историю взаимоотношений Бога с Его народом (Исх 32:15—16, Исх 34:1,27—28, Чис 33:2, Втор 31:9). Знание этих законов и жизнь в соответствии с ними всегда рассматривались в Израиле (вождями народа и самим народом) в качестве единственной предпосылки истинного богопочитания (Нав 1:7—8, 4 Цар 17:13, 4 Цар 22:8—13, 1 Пар 22:12—13, Неем 8, Пс 118); и принцип, что все должны руководствоваться Писанием, перешел в христианство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но так как по правосудию Божию одни и те же поступки одинаково и наказываются, то значит и иудеи должны ждать той же участи, какая постигла израильтян. Раскрывая эту мысль, пророк и угрожает Иудеям (см. 12 ст.) от лица Божия (сия глаголет Господь – 11 ст.) неотвратимыми бедствиями (злая от них же изыти не возмогут), среди которых они вспомнят об Истинном Боге, обратятся к Нему с молитвою о помощи, но уже будет поздно: молитва их не будет услышана (11 ст.), будут взывать о помощи и к ложным богам, идолам, которым теперь кадят, но и они не помогут им в скорби (12 ст.), не смотря на то, что идолов этих у них так же много, как городов, и постыдных жертвенников для каждения ваалу, столько же, сколько улиц в Иерусалиме (13 ст. ср. 2:28). От этих бедствий не избавят Иудею даже ходатайственные молитвы самого пророка. На случай, если бы пр. Иеремия, подобно другим великим праведникам (наприм. Аврааму – Быт. 18:23–33 ; Моисею – Исх. 32:11–14 ; Даниилу – 9:3–20) вздумал ходатайствовать пред Богом за грешный народ иудейский, Бог предупреждает его, что Он не примет его молитвы (14 ст. ср. 7:16). в) После этого объясняется причина того, почему Бог в других случаях принимающий молитвы праведников за нечестивых ( Быт. 18:23–33 ; Иов. 42:7–9 ; Чис. 14:18–20; 16:41–48 ; 3Цар. 17 и 18 гл.; Дан. 9:3–20 ; Иак. 5:14–16 ), в данном случае повелевает пр. Иеремии не молиться за иудеев. Народ иудейский творит мерзости даже в самом храме и надеется избежать праведного воздаяния за это исполнением одних внешних обрядов (15 ст.). Это показывает, что народ иудейский изменился совершенно, из доброй маслины переродился в дурную, следовательно сделался неисправимым (16 ст.), вот почему Господь за все нечестия иудеев, которыми они оскорбляли Его, решил послать на них бедствия (17 ст.). Почто (зачем) возлюбленная Моя (народ Мой – ср. 2:32–33) в дому Моем сотвори мерзости многи (15 ст.) – под домом Божиим в данном случае, как видно из контекста речи, нужно разуметь храм Божий (а не народ Божий, как в Иер. 12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Писания, которые изображают состояние пророков в минуты переживаемого ими божественного вдохновения или явления. Согласно многим указаниям Библии св. пророки воспринимали небесное откровение в экстазе или исступлении, похожем на тяжелую дремоту, см. Быт.2:21; 15:12 ; Иов.4:18; 33:15 ; Деян.10:10; 22:17 ; ср. Лк.9:32–33 ; Мк.9:6 ; 2Кор.12:2–3 . В указанных местах кн. Быm.LXX состояние души, предваряющее откровение – передают словом εκ-στασις с гл. . В кн. Иов. передается словом φοβς; или δεινς φοβς великий страх. В кн. Деяний прямо говорится, что Ап. Петр и Павел воспринимали откровение ν κστασει, в экстазе (исступлении). Прочие места только подтверждают эго, ср. также Деян.12:9–11 . Именно в Быт.15:12 состояние души Авраама, предшествующее откровении Господа, изображается так: «при захождении солнца крепкий сон напал на Авраама, и вот напал на него ужас и мрак великий». Равным образом пред видением славы Господа Иисуса на Фаворе Апостолы были отягчены сном (βεβαρμενοι πν Лк.9:32 ), были в страхе ( Мк.9:6 ), во время видения славы Божией Петр сказал: «хорошо нам здесь быть не зная, что говорил» ( Лк.9:33 ). Таким образом и у св. мужей видение божественных вещей предварялось тяжкой дремотой, при которой самосознание то потухает, то вспыхивает, а власть над членами тела ослабляется. При этом ужас или подавляющая дремота означает прекращение самообладания и способности управлять ходом представлений, а мрак великий (часто не-упоминаемый) означает потемнение сознания внешнего мира вследствие всецелого устремления ума на предмет созерцания. Чрез несколько минут созерцание (как бы увлечение ума предметом созерцаемым) прекращается, наступает второе потемнение сознания, от которого созерцатель как бы пробуждается, т. е. приходит в обычное состояние. В силу такого характера вдохновенного пророческого состояния Валаам должен был под наплывом нисшедшего на него действительного божественного вдохновения чувствовать истеричную подавленность, так сказать, выйти из себя; именно, возможно предположить, что он в тяжелом полусне упал на землю ( Чис.22:31 ), пришел в состояние оцепенения, потерял власть над собою и как бы забыл о самом себе и потому неясно сознавал смысл сказанного и даже не мог его потом повторить в нормальном состоянии 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010