266 Ст. 85. Взглядом по вопросу о пище Нифонт значительно превосходит преп. Иосифа волоколамского (см. Б.В. октябрь, 44). 270 Из тех же посторонних нравственных соображений Нифонт вооружался против обычая паломничества к святым местам, сопровождавшегося злоупотреблениями (Кирика, ст. 12, Илии, ст. 22). 272 У Кирика есть вопрос (ст. 11), можно ли в воскресенье резать скот или птицу, – который еще преп. Феодосий ставит в связь с жидовством (Вопрошание Изяслава, Изв. А II II, II, 214) Ср исповедной вопрос «или в воскресение скотину закалать» (Алмазов, III, 153). Впрочем это запрещение встречается и в греческих епитимейниках Котельер. Номоканон, ст. 312 и 314 – Первый вопрос Саввы читается «над мертвецем бывшю попу, достоит том дни служити ему, аще покадит и целует». Мысль об осквернении от прикосновения к мертвецу свойственна закону Моисееву, см. Лeb. XXXI, 1–4, 11 Числ, VI, 6 8 XIX, 11–16. В Уставе белеческом есть статья, совершенно согласная с приведенной «над мертвецем бывше пети а простцем комкати» § 33 Ме в ркп. Вол. Б-ки 566 (т. 152 об.) говорится «над умершим бывше простым не комкати а попу не служити». 273 «А се ми ся …. ведати и слышати оу первых попов, оже рано мывшеся, а на обеднии служать а то вы братие, вельми грубо, не мозите того ство…. Не рцыте тако. яко слышали есмь и видети есме оу первых попов. Вы сами ведаете, оже наша земля недавно хрщна, о передняго вы не ла поминати. Сами бо ведаете, оже и святии Апостоли, егда оучаху люди на веру то не тя киы заповеди заповедаху людях, и токмо глаголаху хранитеся, братие, от кровоядениа, и от мертвечины и от давленины и от блоуда, егоже и вы бороните детем своим». Ж. М. Н. Пр. Ч. 271, 292. Сам Владыка только «ведал» о первых попах, но не видел их. 276 В похвальном слове на перенесение мощей свв. Бориса и Глеба: (пол. XII – нач. XIII вв. проповедник рассказывает о погребении черниговского князя Давида Святославича († 1123). Когда отпели погребальные песни и надо было тело князя опускать в землю, а могила еще не была готова, наступал вечер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

апостолов. В житии св. Григория Неокесарийского (память его 17 ноября) читаем, что, когда он в 240 г. перед принятием епископства занимался в уединении изучением догматов св. веры и молился Богу и Богоматери о научении его, явилась ему Богоматерь с апостолом Иоанном Богословом, поручив последнему преподать ему изложение православной веры. Преп. Кириак(июня 9), в житии св. Кирилла Александрийского, видел во сне Царицу Небесную вкупе с Предтечею и Иоанном Богословом (Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы, изд. 7. М., 1897. стр. 223, сл.). Св. Андрей Юродивый в видении Покрова Богородицы во Вла–хернах видел Матерь Божию на воздухе, поддерживаемую руками св. Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Преп. Сергий удостоился видения Богоматери вкупе с двумя апостолами — св. Иоанном Богословом и ап. Петром (также и преп. Серафим в одном из своих видений). 200 Церковь поет: «ублажим Иоанна приснопамятного, от земли преселяю–щагося и от земли не отступающаго, но живуша и ждуща страшное «второе при–сшествие» (Ср. «Петр и Иоанн», стр. 80–81). 201 Стих., на лит. (Андрея Пирра): «Учениче Спасов, девственниче и богослове, тебе, яко девственнику, Деву и Богородицу Христос Бог распинаем пре–даде, и Сию сохранил еси зеницу ока. Тем моли спастися душам нашим». 202 Напротив, в католичестве, одновременно со всем движением в пользу новейшего культа Иосифа, оказался установлен и особый праздник обручения или брака Иосифа и Марии и распространен навею Церковь папой Бенедиктом XIII в 1725 году (эта дата сама по себе показывает, каким новшеством для Церкви является этот культ). Другой праздник патроната св. Иосифа, введенный впервые конгрегацией обрядов в 1680 г., был распространен на всю Католическую Церковь папой Пием IX в 1847 г. 203 Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры, кн. III, гл. XIV) свидетельствует: «Святые евангелисты Матфей и Лука ясно показали, что Иосиф происходит из рода Давидова. О роде же Св. Девы и тот, и другой умолчали. Надобно знать, что ни у евреев, нив божественном Писании не было обычая вести родословную женщин; но был закон, чтобы одно колено не брало жен из другого колена (Числ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Эти данные имеют живой интерес для церковного красноречия; потому что беседы Оригена представляют самое древнее известие о церковной проповеди, какое можно найти в христианской литературе. Они переносят нас в сердце III-ro века, которого религиозная и нравственная жизнь отображается здесь с разными частностями, относящимися к благочестию и дисциплине. Отсюда мы узнаем, что в древности проповедовали во все воскресные и праздничные дни, а также в среду и пяток, потому что эти дни, по древнему преданию, почитались днями поста. Кроме того из творений Оригена можно заключать, что по крайней мере «ему» приходилось говорить проповеди почти каждый день; ибо в XIII бесед на книгу Числ он припоминает слова, сказанные на всенощном бдении. В XI беседе на книгу Бытия он делает выговор тем из своих слушателей, которые не иначе приходят в церковь , как только в дни праздничные, пренебрегая таким образом более частым слушанием слова Божия − Весьма живое и сильное впечатление производили на верующих эти частые беседы, как это можно видеть из следующей красноречивой тирады проповедника: «Не должны ли мы печалиться и скорбеть, видя, что вы не приходите слушать слово Божие, что вы проводите в церкви едва дни праздничные, и притом не столько из желания внимать священному слову, сколько привлекаемые торжественностью, и под предлогом доставить себе нечто в роде публичного отдыха? Послушайте, что говорит Господь: «мера пшеницы должна быть разделяема каждому во время». Где же и когда я найду время, которое вам прилично? Самую большую часть вашего времени, − я должен бы сказать: почти все ваше время, − вы проводите на местах публичных, в занятиях мирских, или посвящаете на торговлю. Одни – на своем поле, другие ведут свой процесс; что касается слова Божия, то никто об нем не заботится, ил по крайней мере мало таких, которые находят удовольствие в том, чтобы придти сюда для слушания проповеди. Но для чего жаловаться на занятия, в которые вы погружены? Для чего жаловаться на отсутствующих? Хотя вы и присутствуете в церкви, но не более их внимательны; рабы привычки, вы отвращаетесь от слушания слова Божия и объяснения священного текста. Я боюсь, чтобы Спаситель не обратился также и к вам с этими словами пророка: «они обращают хребет, вместо того чтобы предстать Мне лицом». Что же буду делать я, который должен возвещать вам слово Божие? Вам читаются таинственные слова; надобно снять с них покров аллегории, и проникнуть глубже. Но какое средство преподать перлы священного слова глухим, закрывающим уши» 6 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

Появление первых крестов-энколпионов было вызвано также обретением в 326 году подлинного Честного и Животворящего Креста Господня. Первыми вложениями в энколпионы были малые, иногда микроскопические частицы Честного Древа. В это время в Палестине и Сирии началось производство литых энколпионов для многочисленных паломников, которое к VI–VII столетию достигло промышленных масштабов. Традиция сохранения и передачи этих святынь существовала и в домонгольской Руси. В одной из новгородских берестяных грамот, датированной рубежом XI–XII столетий, прямо говорится о «честном древе» стоимостью «полупяты гривны». Цена — «полупяты гривны» — показывает, что в домонгольскую эпоху, особенно после Четвертого Крестового похода, разорившего Константинополь, приобрести энколпион с подлинной или выдаваемой за подлинную частицей Креста Господня мог не только соборный храм или монастырь, но и просто зажиточный новгородец. Однако большое количество древнерусских энколпионов заставляет предположить, что внутри них чаще всего находились «вторичные святыни» — предметы, всего лишь соприкасавшиеся с подлинными святынями. Это могли быть частицы ткани, намоченные маслом из лампады, возжигаемой перед Крестом, кусочки покровов, лежавших на мощах святых, и т.д. Как считает А.А.Пескова, «на Руси, когда фонд мощей собственных святых еще не сложился, а мощи святых Вселенской Церкви были малодоступны, такие “соотнесенные” с источником культа реликвии должны были быть особенно актуальными». Древнерусские энколпионы изготавливались из медных сплавов. Исключение составляют лишь два серебряных энколпиона, найденных при раскопках древнего Владимира, однако и они являются переливками начала XIII века более древних медных святынь. Это связано не только с дороговизной серебра, которое было привозным, но и с определенной аскетичностью Церкви и глубоким осознанием ценности самого содержимого энколпионов. Еще одну версию того, почему русские нательные кресты изготавливались преимущественно из меди, представляет известный специалист по древнерусскому искусству С.В.Гнутова: «Кресты-тельники должны были быть обязательно медными, так как, по библейскому преданию, пророк Моисей сделал “медного змия” и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на него, оставался жив (см.: Числ. 21, 8)».

http://pravoslavie.ru/119707.html

Почти все войны были следствием стремления людей обогатиться за счет других или утвердиться в гордыне, господствуя над прочими народами. Во всех этих случаях нападающих духовно возглавляет и руководствует «дух злобы поднебесной». Священное Писание призывает нас к невидимой духовной брани – противостоянию диаволу. Когда же тот силится подчинить нас себе, используя материальные средства – войска, военную технику, мы обязаны противостоять этому не только молитвой и упованием на Бога. В защите Отечества от врага в этом случае и будет выражаться сущность нашей молитвы. Обороняясь от нападающих и принужденный лишать их жизни, человек не преступает заповеди «не убий». При встречах с иеговистами естественно возникает вопрос: «Если в дом придут убийцы и насильники и станут терзать ваших родителей, мучить и калечить детей, убивать близких, вы и тогда не вступитесь за них? Если будут покушаться на твою жизнь и никакие увещевания к убийце не помогут, вы не пойдете на то, чтобы лишить его жизни (если нет другого выхода) и пресечь его беззакония?» Никакого определенного ответа у иеговистов на сей счет нет.  Причем совсем неважно, каким образом защищающийся лишил жизни злодея, ведь любой предмет, оказавшийся под рукой, может послужить причиной его смерти. Так вам, пожалуй, придется отказаться чуть ли не от всех предметов обихода, поскольку они при известных обстоятельствах и «злом» умысле могут стать орудиями смерти. Заповедь «не убий» не запрещает участвовать в оборонительных или освободительных действиях, но недвусмысленно указывает, что лишение жизни одного человека другим в силу греховных побуждений есть величайшее преступление против Творца. Только Он – Жизнодавец, и только Он вправе распоряжаться тем даром, какой дал. Защита Отечества есть первейший долг каждого. Отметим, что Сам Господь повелевает израильтянам начать военные действия против язычников. Так, Моисею Бог говорит: «Отмсти Мадианитянам за сынов израилевых» ( Числ. 31:2 ). Царю Саулу через пророка Самуила повелевает: «Воюй против Амаликитян» ( 1Цар. 15:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

имя героя Давида – Joasiel , 1 Парал. 11:47; у LXX εσσιλ Μεσωβα). Егезипп производит имя масвофеи от основателя секты – Масвофей и ставит его в параллель с Симоном, Клеовием, Досифеем, Горфеем. Имена – Симон, Досифей – достаточно известны. Имя Горфей – Горфиане – встречается еще только у Епифания (ер. XII), как наименование одной из самарийских сект (Ерр. X-XIII). Происхождение этого имени секты, по мнению Гильгенфельда, (s. 43) также географическое. Оно указывает на Арад ( Суд. 1:16 – , LXX Αραδ ср. Числ. 22:1; 33:40 ), к югу от которого поселились сыновья (Иофора) Кенеянина, тестя Моисеева. Так как кениты имели своих книжников, то,– говорит Гильгенфельд,– нельзя удивляться, если «арафеи и горафеи (горофеи) обозначаются, как ересь“. Имена – Февуис, которое нигде не встречается кроме Егезиппа, и Клеовий, о котором упоминают, кроме Егезиппа, апостол. постановления (VI, 8) – указывают, вероятно, на мелкие незначительные ереси, память о которых скоро изгладилась. Постановления апостольские (VI, 16) называют, наряду с симонианами, также клеовиан авторами вредных книг под именем И. Христа и Его учеников. В Recognit., 1, 53–54 (Migne. Patrologiae cursus. t. 1. ser. graec. C. 1236–1238) говорится, что партии в народе израильском появились со времени И. Крестителя (initio sumto а Johanne baptista) под влиянием диавола. Они суть следующие: саддукеи, отрицающие воскресение мертвых, ибо Бог не должен быть почитаем ради награды, самаряне, также отрицающие воскресение мертвых, утверждающие поклонение Богу на Гариаиме и чрез злого Досифея не признавшие в Иисусе истинного пророка, которого они ожидали по предсказанию Моисея ( Втор. 28:15 ) – книжники и фарисеи, которые несправедливо удерживали у народа ключ от царствия Божия, какой они взяли в Моисеевом предании. К этим четырем разделениям в народе причисляются ученики Иоанна, а затем священство. Для восполнения седмиричного числа можно назвать еще и ессеев с их единомысленниками.– Антимоисеевская и антихристианская ересь выходит из самаританства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

2367 Ст. 85. Взглядом по вопросу о пище Нифонт значительно превосходит преп. Иосифа волоколамского (см. Б. В. октябрь, 44). 2371 Из тех же посторонних нравственных соображений Нифонт вооружался против обычая паломничества к святым местам, сопровождавшегося злоупотреблениями (Кирика, ст. 12, Илии, ст. 22). 2373 У Кирика есть вопрос (ст. 11), можно ли в воскресенье резать скот или птицу, – который еще преп. Феодосий ставил в связь с жидовством (Вопрошание Изяслава, Изв. А. Н. II, II, 214). Ср. исповедный вопрос «или в воскресение скотину закалал» (Алмазов, III, 153). Впрочем это запрещение встречается и в греческих епитимейниках Котельер. Номоканон, ст. 312 и 314. – Первый вопрос Саввы читается «над мертвецем бывшю попу, достоит том дни служити ему, аще покадит и целует». Мысль об осквернении от прикосновения к мертвецу свойственна закону Моисееву, см. Лев.31:1–4, 11 ; Числ.6:6, 8; 19:11–16 . В Уставе белеческом есть статья, совершенно согласная с приведенной «над мертвецем бывше пети, а простцем комкати» § 33. Между тем в ркп. Вол. Б-ки 566 (л. 152 об.) говорится: «над умершим бывше простым не комкати, а попу не служити». 2374 «А се ми ся годило ведати и слышати оу прьвых попов, оже рано мывшеся, а на обеднии служать, а то вы, братие, вельми грубо, не мозите того створити. Не рцыте тако. яко слышали есме и видети есме оу прьвых попов. Вы сами ведаете, оже наша земля недавно хрщна, о передняго вы не лга поминати. Сами бо ведаете, оже и святии Апостоли, егда оучаху люди на веру то не тяжкы заповеди заповедаху людях, не токмо глаголахоу: хранитеся, братие, от кровоядениа, и от мертвьчены и от давльнины и от блоуда, егоже и вы бороните детем своим». Ж. М. Н. Пр. Ч. 271, 292. Сам владыка только «ведал» о первых попах, но не видел их. 2377 В похвальном слове на перенесение мощей свв. Бориса и Глеба: (пол. XII – нач. XIII вв. проповедник рассказывает о погребении черниговского князя Давида Святославича († 1123). Когда отпели погребальные песни и надо было тело князя опускать в землю, а могила еще не была готова, наступал вечер.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Есхол Есхол (виноградная кисть, гроздь) ( Чuc. XIII, 24, 25 , Bmop. I, 24 ) – долина между Хевроном и Иерусалимом. Это та самая долина, из которой соглядатаи принесли Моисею ветвь винограда с одной кистью такой величины, что двое несли ее на шесте. Они принесли с собой также гранатовых яблок и смокв ( Чuc. XIII:24, 25, XXXII:9 ). Качество плодов долины Есхольской, говорит один из новейших путешественников, соответствует даже доселе древней известности оных. Гранатовые яблоки и смоквы, абрикосы, айвы и др., превосходные по виду и вкусу, доселе еще растут здесь в изобилии. Арабами долина Есхол называется теперь Вади-Скал, а находящийся в ней источник, вода которого считается лучшей во всей стране, называется: Айн-Ескали. В кн. Числ ( Чuc.XIII, 25 ) сказано: Место ее назвали долиною Есхол (что значит – виноградная кисть), по причине виноградной кисти, которую срезали там сыны Израилевы. Слова в кн. Числ ( Чuc.XIII, 24 ): и пришли к долине Есхол, несомненно, служат к подтверждению того, что долина называлась именно словом Есхол в то время, когда писалась книга Числ. Впрочем, это не единственный случай, где название какой-либо местности было употреблено подобным образом. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Камер-юнкер Н. Н. Львов первые 8 л е т д е ятельности общества был его казначеем, содержал дв е стипендии – по одной в приют е и в богад е льн е . Священник А. Н. Б е ляев, П. П. Андреев, С. А. Бзуль, О. Л. Верховцова, О. И. и Н. И. Клементьевы, диакон К. Н. Портанский, А. Н. Разумовский, В. К. Соколова, И. С. Л е сков, Трегубов и Н. М. Чехова бесплатно обучали д е тей в разное время разным предметам. Врач и: Бенуа, Бунтинг, Г. Ф. Вучиховский, П. И. Грацианский, К. В. Охочинский, Е. К. Шпигель и Я. К. Шульц оказывали клиентам общества бесплатную медицинскую помощь. Аптека Вольфрама в первый год отпускала бесплатно лекарства, а зат е м, переходя посл е дова тельно к Лунцу, Гурвичу, Мюллеру-Лебедеву и Гольдбергу, д е лала скидку в 50%. Воронин бесплатно предоставляет баню призр е ваемым в приют е и богад е льн е уже бол е е двадцати л е т. Типография «Общественная польза» один раз бесплатно напечатала отч ет общества и исполнила другие типографские работы. В настоящее время общество им е ет капитал в 35,500 рублей, в том числ е неприкосновенных 24,000 рублей. В богад е льн е содержится 30 стариц, в приют е 17 д е вочек, в том числ е три приходящих. Бог ад е льня всегда пом е щалась в церковном дом е , по Екатерининскому каналу 129, только в 1889 году перем е нила себ е квартиру, на бол е е просторную, в том же дом е . Приют сначала пом е щался по Торговой улиц е 12, в середин е восьмидесятых годов перешел на Крюков канал 9–11 (14–41), а нын е пом е щается по офицерской 33. Прежде вс е д е ти л е том пере е зжали на дачу, а в посл е дние годы этою роскошью пользуются только немногие, на средства частных лиц. Расход по приюту в 1897–98 году выразился в цифр е – 1,976 рублей, сверх того материальных приношений поступило на 164 рубля. Расход по богад е льн е – 1,954 рубля. В один из ближайших ко дню своего открытия дней общество обыкновенно отправляет торжественную панихиду о вс е х своих почивших д е ят елях и благотворителях. Читать далее Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010