518 Стт. 71 и 97. Суворов, Вероятный состав древнейшего испов. и покаян. устава в вост. церкви. Виз. Врем. 1902 г., т. IX, 3–4 вып., 411 стр. 523 Из тех же нравственных соображений Нифонт вооружался против обычая паломничества к святым местам, сопровождавшегося злоупотреблениями. Кирика, ст. 12; Илий, ст. 22. 526 У Кирика есть вопрос (ст. 11), можно ли в воскресенье резать скот или птицу, – который его современник монах Феодосий ставил в связь с жидовством. Вопрошание Изяслава. Изв. И. Ак. Наук, II, II, 214. Ср. исповедный вопрос: «или в воскресение скотину закалал»? Алмазов, III, 153. Впрочем, это запрещение встречается и в греческих епитимейниках. Намоканон Котелерея, ст. 312 и 314. Первый вопрос Саввы читается: «над мертвецем бывшю попу, достоит том дни служити ему, аще покадить и целует». Мысль об осквернении от прикосновения к мертвецу свойственна закону Моисееву, см. Лeb. XXXI, 1–4,11 ; Числ, VI, 6–8; XIX, 11–16. Решение вопроса, содержащееся в первой статье Саввы, повторяется в более поздних naмяmhukax–XIV в.: Заповеди ко исповедающимся и Правиле о церковном устроении. Тексты, XIX, 33; XIII 36. Между тем в источнике Заповеди, которым пользовался и Кирик, в «Написании митр. Георгия» запрещается то и другое. Тексты, IV, 30. Очень возможно, что именно статья Написания и вызвала как вопрос Саввы, так и разъяснение Нифонта. Этот взгляд Написания был, по-видимому, господствующим в древней Руси. Олеариц пишет: «Ни один священник, не может давать Причастия в тот самый день, в который он хоронил покойника или целовал его; ибо в таких случаях он считается нечистым» (р. пер. П. Барсова, 362). Вопрос о том, оскверняет ли священника прикосновение к мертвому телу, и в греческой письменности решается различно. См. Заметки, 391 стр. 527 В литературе высказывались строгие и несколько пренебрежительные отзывы о Кирике. «Какой-н. Кирик, один из сонма малограмотных попов», – так судит о Кирике Павлов, сочинениях митр. Георгия, Пр. Об. 1881, I, 347; ср. Мнимые следы, 112. Порицая латинские педитенциалы, другой ученый пишет: «по своей форме они могут быть приравнены... к нашим знаменитым вопрошаниям Кирика, да и по содержанию едва ли лучше». Проф. Н. А. Заозерский в предисл. к Номоканону Иоанна Постника , стр. 67 ad fin. Впрочем, встречаются и лестные отзывы: «Кирик был незаурядный писатель, писания его имеют большой интерес и важное значение в деле изучения древнерусской литературы и культуры». Степанов, Заметка о хрон. ст. Кирика. Изв. Отд. Р. Я. и Слов. И. Ак. Н., XV, 3, стр. 149. «Многие из этих вопросов (Кирика) позволяют составить самое выгодное понятие об уме и степени начитанности их автора». Бобынин, Состояние матем. знаний в России. Ж. М. Н. Пр. 232 ч., 186.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАК [Керак, Эль-Карак; араб.  ; от арам.   - город], город в Иордании , в средние века крупный христ. центр, с кон. VII в. кафедра митрополита Петры Аравийской в составе Иерусалимской Православной Церкви . Расположен на известняковом плоскогорье, на высоте 900 м над юго-вост. оконечностью Мёртвого м. На одноименном степном плато Карак в год выпадает 300-350 мм осадков, и оно достаточно плодородно. Помимо благоприятных климатических условий возвышению К. способствовало выгодное местоположение на т. н. Царской дороге (упом. в Числ 20. 17; 21. 22) - древнем пути, к-рый, по мнению ряда ученых, проходил от Дамаска по Заиорданскому плато до Айлы (ныне Эйлат, Израиль) на Красном м. В К. от него отходило боковое ответвление на Газу, к Средиземному м. В поздней античности Царская дорога совпадала с Нов. Траяновой дорогой, в средние века - с дорогой мусульм. хаджа . Харахмова на карте-мозаике из ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, Иордания. VIII в. до Р. Х. Харахмова на карте-мозаике из ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, Иордания. VIII в. до Р. Х. К. был основан на обрывистом утесе, вытянутом по линии «север-юг» и отделенном от окружающего плато глубокими расселинами. Хотя в К. сохранились следы обитания человека, относящиеся к раннему бронзовому веку, в нач. II тыс. до Р. Х. городская жизнь в Заиорданье прекратилась и возродилась не ранее XIII в. до Р. Х., с приходом моавитян . К. обычно отождествляется с упоминаемыми в ВЗ топонимами Кир-Моав, Кирхарес, Кир-Харешет (4 Цар 3. 25; Ис 15. 1; 16. 7, 11; Иер 48. 31, 36). В 1958 г. в К. была обнаружена надпись, предположительно относящаяся к правлению моавитского царя Меши (кон. IX в. до Р. Х.). Общий вид замка Карак, Иордания Общий вид замка Карак, Иордания В римско-визант. период основным центром округи К. был Ареополь (Раббат-Моав; ныне Эр-Рабба, в 10 км к северу от К.), греко-рим. поселение, обладавшее статусом полиса (возможно, г. Кир-Моав в I тыс. до Р. Х. находился именно здесь). В Ареополе уже в V в. существовала епископская кафедра в составе митрополии Палестины Третьей ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 1041-1042). К. отождествляется с известным из источников того времени г. Харахмова (Каракмоба), к-рый изображен на мозаичной карте Св. земли из ц. св. Георгия в Мадабе (2-я пол. VI в.). Из епископов города известны Димитрий, присутствовавший на Иерусалимском Соборе 536 г. (ACO. T. 3. P. 188), и Иоанн, ученик прп. Стефана Савваита Старшего († 794) (ActaSS. Iul. T. 3. P. 544-545). Хотя в К. не обнаружено керамического материала визант. и омейядского времени, на существование поселения указывают десятки надгробных стел, гл. обр. VI в. (43 датированных надгробия относятся к 375-661). Личные имена погребенных свидетельствуют об араб. происхождении большинства жителей пров. Палестина Третья.

http://pravenc.ru/text/1470395.html

Так как далее – в злохудожную душу не внидет премудрость слова Божия, и душевен человек, т. е. ходящий по веку мира сего 43 , не приемлет, яже духа Божия 44 поскольку словесе Отца Небесного не имать, пребывающа в себе 45 ; то для успешного и спасительного чтения слова Божии нужна чистота и непорочность сердца, сопровождаемая святостию жизни. За всем тем, так как мы слабы по-всячески и можем похвалиться только о немощах своих, то свои усилия – испытать и уразуметь писания 46 – мы должны завершать теплою молитвою ко Господу, да отверзет нам ум разумети писания 47 , да созиждет в нас сердце чисто, сокрушенно и смиренно 48 , да поможет нашему неверию 49 , и да явит нам завет свой 50 . О книгах Священного Писания Ветхого Завета – в особенности. число и наименование книг Как ветхозаветная церковь , которой до пришествия Спасителя на землю вверена быша словеса Божия 51 , содержала в своем священном каноне двадцать две богодухновенных книги, так и Церковь Христианская, на основании постоянного своего предания, считала и считает столько же книг Ветхозаветного писания. Они суть следующие. Законоположительные: 1) Книга Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ и 5) Второзаконие, Исторические: 6) Книга Иисуса Навина, 7) Книга Судей с своим прибавлением – книгою Руфь, 8) Книги царств – первая и вторая, как две части одной книги, 9) Царств книги третья и четвертая. 10) Книга Паралипоменон – первая и вторая, 11) Книга Ездры, вторая часть которой, по греческому надписанию носит имя Неемии, 12) Есфирь. Учительные, 13) Книга Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст – Соломонов же, 17) Песнь-Песней Соломонова же. Пророческие: 18) Книга пророка Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) Двенадцати пророков малых. Примечание. Кроме сих богодухновенных книг ветхозаветного канона, в Библии находятся еще девять следующих неканонических книг ветхозаветного канона; 1) «Книга Товит, 2) Иудифь, 3) Премудрость Соломона 4) Премудрость Иисуса сына Сирахова, 5) Вторая книга Ездры, 6) Третья книга Ездры. Книги Маккавейские, 7) Первая, 8) Вторая и 9) Третья. К этим книгам неканоническим относятся и некоторые места, находящиеся в книгах канонических (см. Введ. в Прав. Богосл. Макар 1847 г. стр. 481), – именно: а) Молитва Манассии, в конце 2-й кн. Паралипоменон, б) места, не означенные счетом стихов в кодексах греческих и в переводе славянском, в книги Есфирь, в) Песнь трех отроков в 3–1 главе книги прор. Даниила, История о Сусанне в XIII-й, также о Виле и змие в XIV-й главах той же книги. Древность священных ветхозаветных книг

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В состав сей книги вошли: 1)Литургия Иоанна Златоустог о, 2)Литургия Василия Великого , 3)Литургия преждеосвященная. Пение Литургий в нотных книгах бывает разных напевов: Демественною, Болгарскою и Киевскою. В списках Литургии доселе не отыскано ни одного произведения с именсм Русского творца. В них разнообразнее всего: Песнь Херувимская. Этой песни известно до15 разных напевов, в числе коих есть и Русские. Надписания сей книги: 1)Начало Божественная Литургии, иже во Святых Отца нашего Иоанна Златоустаг о. 2)Начало Божественныя Литургии во преждеосвященныя. XIII. Всенощник В состав сей книги вошло пение, употребляемое во время всенощного бдения. Надписание: «Начало всенощного бдения, сиречь великия вечерни, иже есть неусыпно славословие воздати на Херувимех седяще превечному Царю и Пречистыя Его Матери ц всем Святым Угодникам, елико узакониша нам Богоносные Отцы и предаша церкви сих по достоинству воспевати во псалмех и песнех духовных, вся мирския попечения оставльше, и ум на небо вперивше, и возжегая светильники своих душ, сокрушенною душею приступим ко Всемогущему Богу, моляще благочинне, не сильне ревый, ни вереская, но с умилением гласом воспевати». Пение во всенощной положено на разные напевы: на Греческий, Болгарский, Путевой и Киевский. При собрании разных списков можпо будет отыскать каждый в отдельном виде. XIV. Стихиры Евангельские В предисловии к какизам находим известие, что стихиры Евангельские распел в Твсри какой–то диакон. Заглавие сей книги: Стихиры Евангельския, Творение ЛьваПремудрого. Вот состав ея 14 . Стихиры утренние Стихира первая. Гласъ1. «На гору учеником идущим». Над словами: «на гору»поставлены крюковые знаки: статия мрачная, крюк светлый, стопица простая, статия простая, крюк светлый, стопица, скамеица простая, статия мрачная. Из помет: п, р, н, (in·), (т) м, п, м, β, η. В числ помет буквы: т, п. означают только: тихо петь. Стихира вторая. Гласъ2. С мры пришсдшим». Над словом: «с миры»крюковые знаки: стрела простая, стопица, крюк светлый с оттяжкой, стопица с очком, стрела простая, крюк мрачныи с оттяжкой, стопица с очком, сложитие малое, статия простая, переводка, статия светлая, статия мрачная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

VI. 6), в отделении Павла и Варнавы на проповедь (Деян. XIII. 3), в посвящении Тимофея (Тим. IV. 14). Преимущество десницы также соблюдалось в древности (3 Цар. XI. 19. Пс. XIV. 10). И благословил Иосифа. То есть в лице двух сынов Иосифа Иаков благословил его со всем его потомством. Бог, пред которым ходили отцы мои (см. примеч. на Быт. V. 24). Ангел избавляющий (!? Ю гоэл) меня от всех зол. Можно бы подумать, что Ангелом избавителем Иаков называет Ангела хранителя или своего собственно яйца, или своего рода. Но слова да благословит, относящиеся вместе и к Богу и к Ангелу, не только дают сему Ангелу равное с Богом право, но и совершенное с ним единство. Исайя неоднократно дает имя Избавителя, как отличительное, Богу (Ис. XLIII. 14. XLVII. 4). Посему не без основания некоторые под именем Ангела избавителя разумеют Сына Божия, который есть Ангел завета (Мал. III. 1) и Ходатай Бога и человеков (1 Тим. II. 5). Вместе с сим изъяснением открывается в словах Иакова троякое воззвание к Богу, в котором не трудно приметить некоторое отношение к трем лицам Св. Троицы. Бог, пред которым ходили отцы в духе путем освящения, есть Бог Дух Святый. Бог пасущий, Датель и Хранитель бытия и сил есть Бог Отец. Да будет на них имя мое и проч. Да принадлежат они к тому племени, которое вместе с именами Авраама, Исаака и Иакова наследует данные им от Бога обетования: и да не отсекутся от сего племени наименованием и участию подобно Исаву. Не так, родитель мой. Иосиф и сам пророк, как Иаков, но вот случай, который показует, что пророк не всегда может быть пророком, когда пожелает. Но меньший его брат будет больше его. Событие сего предсказания уже можно было видеть вскоре по исходе евреев из Египта (Числ. 1.30 — 33). По рассечении царства Израильского на два колено Эфраимово было главою в царстве десяти колен (3 Пар. XII. 25). Всегда отличалось оно наипаче воинскою силою (Суд. VIII. 2. XII. 1. Пс. LXXVII. 9). Полнота народов. То есть народ многочисленнейший и знаменитейший других. Тобою благословлять будет Израиль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

1 Такие сведения о Варнаве находятся в так-называемых, «беседах Климентовых» (Clemenminae) и «Встречах» (Recognimuones); в деяниях Варнавы (Аста Вагпавае), подложно приписываемых Иоанну Марку, – время происхождения их неизвестно, но вероятно прежде обретения мощей св. Варнавы в 488 г. (Болланд. Аста Sancmorum Iun Vol. 2. Тишендорфа Аста Apos. аросгурна); и, наконец, в похвальном слове Варнаве кипрского монаха Александра, жившего не ранее VI века. Там же у Болланд. 2 Т. е. ему не было 25 лет. См. Числ. VIII:24. 3 Его признают за одно и то же лицо с евангелистом Марком. 4 Hilgers о Симоне волхве в Бонском «Zeimschr. fürTheol. Hft. 21.» 5 Варнава по переводу книги Деяний Апостольских значит «сын утешения», т. е. имевший дар говорить людям в назидание, увещание и утешение. Деян. IV:36; 11, 23; XIII, 1; 15, 35. Ср. 1 Кор. XIV:3. 6 Феодора чтеца Церк. Ист. кн. 2. Мнение об основании Варнавой Медиоланской Церкви основательно опровергается Гефеле. Вообще сведения о жизни и послании Варнавы тщательно собраны и исследованы в сочинении Гефеле, с которым, впрочем, не везде можно согласиться. DasSendschreibendesAposm. Barnabas, von Hefele. Tübing. 1840. 7 Историч. учение об отцах церкви, Филарета архиеп. Черниговского. С-Пб. 1859, Том I, стр. 40. 8 Первые четыре главы и половина V-й доселе известны только в древнем латинском переводе. См. ниже об изданиях послания ап. Варнавы. 9 Например, запрещение вкушать свинью указывает на обращение с подобными ей людьми, которые среди удовольствий забывают своего Господа и только в нуждах помышляют о Нем. Под хищными птицами должно разуметь таких людей, которые не трудом доставляют себе пропитание, но беззаконным образом похищают чужое добро. См. гл. X, посл. Варнавы. 10 Здесь думают находить следы учения о тысячелетнем царстве Христа; но оно у Варнавы чуждо земных чувственных радостей, с какими является хилиазм в последствии. 11 Гл. IÏ nos similiter erranmes. 12 Какой страны жители были читатели послания Варнавы, это также не указано в нем. Но можно с большею вероятностью предполагать их в Александрии, потому что послание было особенно известно и уважаемо в Церкви Александрийской; проповедь Варнавы в Александрии могла положить начало его духовной свази с тамошними христианами и вследствие того побудить его написать послание к ним в предостережение от влияния иудеев-христиан, которых значительное число, конечно, прибыло по разрушении Иерусалима; из Палестины в Александрию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3819...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЙТ-ДЖАЛА [Байт-Джала], сел. у сев.-зап. окраины Вифлеема (6,5 тыс. жителей, большинство христиане). Отождествляется с библейским Гило, городом колена Иудина (Нав 15. 51), родиной Ахитофела , ближайшего друга и советника царя Давида, позже изменившего ему и примкнувшего к мятежному Авессалому (2 Цар 16-17). Самые ранние упоминания Б.-Д. (под именем «Апезала» и «Печало») содержатся в анонимном греч. паломничестве кон. XII в. (PG. 133. Col. 981), где оно идентифицируется автором с библейским «домом Ефрафа» (т. е. с Вифлеемом), и в хождении Агрефения, архим. смоленского Богородичного мон-ря (70-е гг. XIV в.). В Б.-Д. 3 правосл. храма Иерусалимского Патриархата, из к-рых 2 относятся к визант. периоду и являются местами паломничества. Ц. свт. Николая Чудотворца упоминается в паломничестве гостя Василия (1466). В этом сочинении Б.-Д. также отождествляется с «домом Ефрант» (Ефрафа) и говорится, что в храме похоронен Иессей, отец царя Давида. О месте погребения Иессея в Свящ. Писании не упоминается. Однако раннехрист. традиция помещает гробницы Иессея и Давида в окрестностях Вифлеема без точного указания местности («Ономастиконы» Евсевия Кесарийского и блаж. Иеронима, Бордосский путник, паломничества Анонима из Плаценции и Аркульфа). Церковь (XIII-XIV вв.) была разобрана и перестроена в 1923 г. В ходе работ под алтарем была обнаружена крипта V-VI вв., к-рая служила усыпальницей, а затем сосудохранительницей. Также был открыт выдолбленный в скале подземный ход вдоль сев. стены храма, к-рый представляет собой узкий коридор с 2 вертикальными рядами высеченных полок. Местное предание отождествило найденную крипту с местом подвигов свт. Николая Чудотворца во время его паломничества в Палестину. Ц. вмч. Георгия Победоносца впервые упоминает архим. Агрефений, сообщая также, что в Б.-Д. живут одни христиане и что это место благословила Пресв. Богородица. В наст. время это действующий мон-рь, в храме находится одна из оков и древняя чудотворная икона вмч. Георгия, исцеляющая бесноватых. Сад вокруг мон-ря, в к-ром произрастают маслины и виноград, по преданию, принадлежал матери вмч. Георгия. Недалеко от мон-ря находится источник св. Киприана, немного дальше расположена «долина Есхол» - т. н. Ущелье Виноградной грозди, к-рую разведчики, посланные Моисеем «высмотреть землю Ханаанскую», вдвоем с трудом несли на шесте, настолько она была велика и тяжела (Числ 13. 24-25).

http://pravenc.ru/text/77832.html

автор, его перечень Б. п. близок к вост. Самое раннее из ныне известных вост. собраний Б. п., где полностью приведены их тексты, следует сразу после Псалтири (Fol. 564v - 569) в Александрийском кодексе Библии (Codex Alexandrinus: MS. Brit. Mus. Royal 1 D. V-VIII, V вв.). Оно состоит из песней: двух прор. Моисея, прор. Анны, Исаии (из 26 гл.), Ионы, Аввакума, царей Езекии (Ис 38. 10-20), Манассии (эллинистический апокриф к 2 Пар 33. 12-13), прор. Азарии (Дан [LXX] 3. 26-45), вавилонских отроков (Дан [LXX] 3. 52-88), Пресв. Богородицы, прав. Захарии, Симеона Богоприимца, а также великого славословия (христ. гимн, начинающийся с ангельской песни Лк 2. 14). Подобный набор из 14-15 Б. п. с незначительными вариациями (песни из Втор и вавилонских отроков могут быть разделены на две каждая; могут быть прибавлены одна-две др. песни) получил широкое распространение на Востоке. Он встречается во мн. греч., а также сир. (напр., Laurent. Or. 58, IX в.) и др. вост. рукописях; кроме того, он отражен в глоссах Исихия Иерусалимского к Псалтири (сер. V в.) (ркп. Marc. gr. 535, XI-XII вв.; подробнее см.: Schneider. S. 58-65). В частности, этот набор вошел в древнюю богослужебную традицию К-поля, на к-рой основан византийский обряд , ныне используемый всеми правосл. Поместными Церквами. Тот же набор Б. п. указывается и в егип. источниках V-VII вв. и более позднего времени (записи в тексте Александрийского кодекса, сделанные не тем писцом, к-рый писал собрание Б. п.; греко-копт. папирусная Псалтирь - Vindob. K. 8706, VII-VIII вв.; бохайрская ркп.- Vat. copt. 5, XIII в.- Schneider. S. 239-242), но в число песней здесь включены еще две - Ис 25 и 26. 1-9а. На Западе набор Б. п. был менее стабилен, чем на Востоке, и так и не превратился в хотя бы относительно инвариантную систему. Напр., Верекунд, еп. североафрикан. г. Юнки († 552), не включает в число Б. п. новозаветные песни, но, перечислив основные песни в порядке библейских книг (Исх 15, Числ 21, Втор 32, Суд 5), сообщает, что кроме этих «принято петь по обычаю» и др., выбранные из книг пророков, но число их указать невозможно, т.

http://pravenc.ru/text/149135.html

Будучи в вавилонском плену, пророк Даниил имел откровение, по которому до восстановления царской власти должно пройти семь времен. Если приравнять день к году, то, согласно «библейскому правилу» иеговистов, «семь времен» равны 2520 годам  113 . Одно «забывают» они, что пророчество Даниила касалось исключительно царя Навуходоносора, которому определено было Господом находиться в болезни «семь времен». Понятно, что быть в болезни 2520 лет Навуходоносор не мог. Известно, что царь Навуходоносор пребывал в течение четырех лет своего царствования в состоянии глубокого психического расстройства, о чем свидетельствует запись самого Навуходоносора и второго его преемника – Нериглиссора, в которой он назвал себя сыном Билусумискуна, царя вавилонского. В вавилонских летописях отсутствует имя последнего царя. На этом основании делается предположение, что Билусумискун был не царем, а регентом на время болезни Навуходоносора, который после болезни писал: «В течение четырех лет мое сердце не радовалось трону моего царствования: я не предпринимал никаких построек, не пел хвалебных гимнов Меродоха, не приносил ему жертв, не очищал каналов» 114 . Следовательно, четыре года равны семи временам. На этом основании отцы Церкви Иоанн Златоуст и  Ефрем Сирин  семь времен принимают за 3,5 года, используя при этом известное выражение книги Откровения, где «время», «времена», «полувремя» в совокупности определяются как 1260 дней ( Откр. 11:3 ), где «одно время» равно 360 дням, «два времени» – 720 дням и «полувремя» составляет 180 дней. К тому же заключению приходит и знаток еврейского языка – блаженный Феодорит . Как видим, пророчество Даниила о царе Навуходоносоре не имеет никакого отношения ко Второму Пришествию Спасителя. Иеговисты вообще весьма вольно обращаются с датами – таков их «научный стиль». В одних случаях библейские цифры переводят в годы, в других оставляют за ними их собственное значение, как то было при определении времени и срока заключения в тюрьму в 1918 г. нескольких их лидеров за антивоенную пропаганду, а также при подгонке под библейское пророчество времени проведения конгрессов 1922, 1925 и 1931 гг. По своему усмотрению иеговисты применяют в расчетах принцип «год за день». Библия, однако же, ясно свидетельствует: где этот принцип действует, там Господь Сам указывает на это ( Числ. 14, 34 ; Иез. 4, 6 ). В остальных случаях библейские цифры несут свое собственное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Юг Юг ( Nech. IV, 16 ). У евреев это слово включало в себя понятие о всех странах, лежавших между ю.-в. и ю.-з. Но в дополнение к другим значениям это слово означает и особенную страну или область, известную собственно под названием юга. По словам ученого англичанина Вильсона, у евреев слово: Плеев обозначает ту страну, через которую проходил обыкновенный корабельный путь между Центральным Ханааном и Египтом ( Быm. XII:9, XIII:1–3 и др.). На протяжении этого пути находился кладезь Агари и страна Герар; Кадес лежал на южной границе или вблизи оной. Во время похода евреев из Египта эта страна была занята амаликитянами; частью оной управлял царь Арад, а другая часть ее вошла в удел колена Иудина и Симеонова. В Свящ. Писании нередко упоминается о юге, как, напр., ветер с юга ( Nech. IV, 16 ), царица южная ( Mф. XII, 42 ) и некоторые другие. Кроме юга в Библии упоминается также: север, восток и запад. Север ( Uep. VI, 1 ) и юг в Свящ. Писании употребляются для указания положения различных стран касательно Иудеи. Таким образом, Сирия лежит по отношению к ней на север, Египет – на юг, Вавилон и Ассирия – на северо-восток; но ассирийские войска всегда делали вторжения в Палестину с севера. Мидия находилась еще далее на север ( Uep. III, 12 , Дah. XI, 13, 14 ). Восход – часть небесного горизонта, в которой восходит солнце, совершенно противоположная западу, где оно обыкновенно заходит. Евреи пользовались словом «восток» для указания всех стран, лежавших кругом и по ту сторону рек Тигра и Евфрата, на восток или с.-в. от Иудеи. Определенное указание границ земли Ханаанской, которая имела поступить в удел сынам Израилевым: южной, западной, северной и восточной, указано в кн. Числ ( Чuc.XXXVI, 2–12 ). То же видим у Иисуса Навина (XIII-XVI) и др. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010