Св. Григорий Богослов пишет.    «Христос именуется «избавлением» (1 Кор. 1:30), как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную»  (Слово о Богосл. IV).    «За каждый наш долг воздано особо Тем, Кто Превыше нас... Для сего древо за древо и руки за руку; руки, мужественно распростертыя, за руку, невоздержно простертую; руки пригвожденныя за руку своевольную; руки, совокупляющая во едино концы мipa, за руку извергшую Адама. Для сеговознесение на кресте за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть» (Слово 3).    Св. Кирилл Иерусалимский пишет:    «Мы были врагами по причине греха, и Бог определил смерть грешнику. Чему же из двух надлежало быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия. Вознес Христос «грехи на теле на древо, да смертию Его мы от грех избывше, правдою поживем»  (1 Петр. 2:24) (Огл. поуч. XIII, 33).    «Не удивляйся тому, что мip весь искуплен: ибо Тот, Кто умер за мip, he был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть мipy. Если же «единаго прегрешением» (Римл. 5:17) смерть воцарилась в мipe: — то не паче ли правдою Единаго жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первосозданный из земли нанес bceмiphyю смерть; то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи жизнь? Если Финеес, умертвивши в ревности студодействующаго человека, прекратил гнев Божий (Числ. 25:8), то Иисус, не другаго умертвивши, но Сам Себя отдавши за искупление, ужели не может утолить гнева на людей»  (2 Тим. 2:6)? (Оглас. поуч. 2).    «Немаловажен был «Умерший за нас»; не чувственный был Агнец, не простый был человек, не Ангел только был, но Бог вочеловечившийся. Не столь важно было беззаконие грешников, сколько важна была правда Умершаго за них. Не столько мы согрешили, сколько сделал правды Положивший за нас душу Свою, и опять, когда восхотел, принявший ее» (Огл. поуч. XIII. 33).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Под именем Кенеев , LXX Κεναον, здесь должно разуметь ханаанских Кенеев Быт.15:19 . Мы думаем так потому, что под Кенеями здесь разумеется согласно основной мысли пророчества другой разбойнический враждебный Израилю народ. Только вследствие этого качества этот народ мог сделаться известный жителю далекой Месопотамии Валааму, который свое пророческое воззрение на их судьбу выражает парою слов: Ассир. Kinnu (лагерь, гнездо, фамилия. Schrader. Keilinschr. S. 516) и (согл. LXX): Кенеи. В египетских летописях XIV столетия не раз упоминается горный город Канана, лежавший в пределах кочевания Шазу (Идумеев, следовательно, рядом с Амаликитянами), в Вади-Араба, на юг от Мертвого моря. Эта крепость находилась в горной стране на восточной границе кочевания Шазу (см. Бругш. Егип. стр. 230. 240). Так понимают слово Кеней и западные толкователи. Генгстенберг. Bil. S. 190–193. Fürst. Handwörterb. По-видимому, упоминаемые здесь Кенеи получили свое название от крепких гнезд (аулов), устроенных ими в горах и названы так в отличие от других ханаанских племен, живших в долинах (см. Властов, Св. летоп. III, к Чис.24 , прим. 8 и Онкелос у Rosenmül в Scholia и Knobel. Ex. Handb XIII, zu d. St). Ибо 1) Кенеи здесь стоят в ряду врогов Израиля и печальный жребий, который навлекает на них их враждебность, предсказывается здесь. Мадианитские Кенеи напротив везде являются в дружбе с Израилем, как миролюбивый народец, по отношению к которому Израиль постоянно помнит заслуги, которые его предок оказал ему во время странствования по пустыне, ср. Чис.10:29–32 и кроме уже приведенных мест из кн. Судей и первых 2 книг Царств, 1Цар.27:16 показывает также, что мадианитские Кенеи, дружественные Израилю, жили в южной стране. 2) Было бы странно, еслиб Валаам между врагами Израиля совсем не упомянул о Хананеях, как выходит в том случае, когда под Кенеями разумеют не ханаанских, а мадганитских, тем страннее, что борьба с Хананеями тогда никоим образом не была уже будущей, так как тогда Израиль не только победил уже заиорданских Хананеев, но вступил уже в бой с Хананеями, живущими по сию сторону Иордана. В непосредственно предшествующей главе Чис.21:1–3 рассказывается, как ханаанский царь Арад живущий в южной стране, выступил против Израиля и увел у него пленных, а потом побежден был Израилем Чис.21:3 : «Господь услышал голос Израиля, и предал Хананеев в руки ему, и он положил заклятие на них и на города их, и нарек имя месту тому: Хорма». Это вероятно есть исторический базис для провозглашения: «и Каин будет уведен в плен».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Более всего в Числах видна рука священнического редактора (С), но немало глав построено на Я- и Э-традициях с дополнениями из древних сборников гимнов. Книга делится на три основные части: Первая — повествует о пребывании израильтян у Синая, об исчислении их, об обязанностях левитов и назореев, о второй Пасхе после исхода (1,1 — 10,10). Вторая — рассказывает о странствиях по пустыне от Синая к Кадешу и потом к равнинам Моава (10,11-22,1). Третья касается событий, происходивших в Заиорданье, в области Моава (22,2 — 36,13). Все три части включают ритуальные постановления. 2. Путь Сынов Израиля в Ханаан. Во всех деталях проследить дорогу, по которой вел Моисей свой народ от Синая, едва ли возможно. Не являясь хроникой, Числа уделяют мало внимания истории и географии. Однако рассеянные по всей книге указания позволяют в общих чертах восстановить порядок продвижений и событий. Сначала израильтяне идут на северо-восток вдоль залива Элат (Акаба) к пустыне Фаран. Осев в ее северной части, в большом оазиса Кадеш (греч. Кадес), они, вопреки воле Моисея, предпринимают военную вылазку в сторону Негева (южн. Палестина), но встречают ожеточенное сопротивление хананеев. После этого они возвращаются в пустыню к заливу Элат и потом уже оттуда, минуя царство Едома, направляются в Заиорданье, на равнины Моава. Датой этих событий обычно принято считать последние годы XIII века. 3. Ветхозаветное священство (Числ 3; 12,1-15; 16-18). Языческие жрецы рассматривались как существа, одаренные магической властью, происходящие от богов, владеющие сокровенными знаниями и силами. Иначе понимается священство в ветхозаветной Церкви. Потомки Аарона и все прочие левиты предлагаются Богу как жертва и дар, как замена первенцев, посвященных Творцу (3,11-12). Поскольку весь Израиль еще не в состоянии быть «царством священников», некая часть народа (левиты) замещает его перед лицом Ягве. Тем самым левиты становятся предстоятелями народа Божия, совершителями от лица Церкви жертвы-трапезы и других видов богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Ответ на возражение 2. Хотя материальные стихии не могут быть носителями греха, тем не менее, от греха, который совершен в них, они получают некоторую непригодность для восприятия совершенства славы. Ответ на возражение 3. Форма смешанного тела и форма стихии может быть рассматриваема двояко: или в отношении совершенства видов, и тогда смешанное тело есть более совершенное, или в отношении их постоянной сопротивляемости разрушению, т.е. прочности, и тогда простое тело есть более благородное, потому что оно не имеет в себе причины разрушения, если оно не будет разрушено чем-то внешним для него, в то время как смешанное тело имеет в себе причину своего разрушения, а именно составление противоположностей. Поэтому простое тело, хотя оно разрушаемо частично, не разрушаемо как целое, чего нельзя сказать о смешанном теле. А так как неразрушаемость относится к совершенству славы, то отсюда следует, что совершенство простого тела находится в большем соответствии с совершенством славы, чем совершенство смешанного тела, если только это смешанное тело не будет иметь в себе также какое-то начало неразрушаемости, как его имеет человеческое тело, форма которого (душа) неразрушаема. Однако, хотя смешанное тело есть в каком-то смысле более благородное, чем простое тело, простое тело, которое существует само по себе, имеет более благородное бытие, чем если оно существует в смешанном теле, потому что в смешанном теле простые тела находятся в некотором отношении в потенции, в то время как существующие сами по себе они находятся в их высшем совершенстве. Раздел 2. Будет ли очищение мира произведено огнем? То, что очищение мира будет произведено не огнем, представляется из следующего: Возражение 1. Так как сам огонь есть часть этого мира, ему необходимо также быть очищенному, подобно другим частям. Одна и та же вещь не должна быть и очищаемой, и очищающей, а поэтому очищение мира будет произведено, по-видимому, не огнем. Возражение 2. Как огонь имеет очищающую силу, так ее имеет и вода. Поскольку не все вещи способны к очищению огнем, но некоторые нуждаются в очищении водой, каковое различие кроме того отмечено и в Ветхом Завете ( Числ. 31:32 ), – то представляется, что во всяком случае, огонь будет очищать не все.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Из этого списка только Хавронан (Ис 15. 5; Иер 48. 3, 5, 34 Хоронаим) находится в Юж. М. Большая часть перечисленных городов встречается в Библии. Почти все они идентифицированы археологами, в них проводятся или планируются раскопки ( Miller. 1992. P. 891). Постулат о том, что вся земля и население севернее р. Арнон являются израильскими, сформулированный в девтерономических текстах о завоевании Заиорданья (о девтерономической редакции см. в ст.: Исторические книги ), возможно, отражает кратковременную оккупацию этих областей при Амврии (Омри) и Ахаве ( Pardee. 1997. P. 39-40). Это единственный элемент исторического в сконструированной истории («una storia inventata» - Liverani. 2003. P. 273 et passim) завоевания Ханаана. Но не все библейские авторы придерживаются этих данных. Так, в пророческих речениях о М. (Ис 15-16; Иер 48), почти современных девтерономическим текстам, практически все города из списка Меши признаются моавитскими. М. согласно их авторам, простирается от Цоара на юге до Моавской равнины (    ) на севере, что соответствует и наименованию этой равнины в низовьях Иордана. Впервые М. упоминается в надписях фараона Рамсеса II (XIII в. до Р. Х.), совершавшего грабительские походы на города Эдома и М. Через вост. часть М. проходила т. н. Царская дорога (    ), очевидно, торговый путь, соединявший Дамаск и зал. Акаба ( Beitzel. 1992. P. 779-780). В ветхозаветной традиции Моисей по этой дороге вел народ Израиля через Эдом и М. (Числ 20. 17; 21. 22) в землю обетованную. Археологическое обследование показывает, что заселение плоскогорья, на к-ром расположен М., восходит к меднокаменному периоду (VI-IV тыс. до Р. Х.). До последних десятилетий периода поздней бронзы (1300-1200 гг. до Р. Х.) территория М., видимо, была малонаселенной. Но с конца позднебронзовой эпохи число поселений неуклонно росло, а вдоль рубежей этой территории воздвигались крепостные сооружения. Однако однозначного свидетельства о появлении Моавитского царства именно в этот период, т. е. в начале железного века, не существует. Такое царство несомненно возникает в железном веке II (1000-900 гг. до Р. Х.), когда М. оказался на вершине политического развития и градостроительной активности. Его столицей был Дивон.

http://pravenc.ru/text/2563876.html

55 (Ст. 19). Очень характеристическая черта рассказа. Мадианитяне, как родственники Евреев, весьма 4 вероятно не только хранили память об этом родстве, но знали костюм Евреев и умели отличить их выговор Семитического наречия, которым и сами вероятно говорили. Видя Моисея, Мадианитские девушки ие признают однако в нем Еврея, а называют его Египтянином, так как вероятно и костюм его и самое наречие были той среды, в которой он был воспитан. 56 (Ст. 21). Моисею, вероятно, понравилось жить в этом семействе, потому что оно знало истинного Бога (сравн. пр. 21 этой главы), и, как полагает Кук, в среде его могли храниться не только словесные драгоценные предания, дошедшие до Рагуила из семейства Авраама, но даже письменные документы, так как Брюгш (Histoire d’Egypte р. 74), упоминает, что во времена XIII династии Финикияне уже имели постоянные торговые сношения с Мадианитами, что записано на Египетских памятниках; а письмена были известны Финикиянам, по всей вероятности, гораздо ранее. Опять мы должны воротиться к тому, что сказали выше, что только смирение Моисея могло, говоря о самом себе, сжать в нескольких словах повествование о сорока годах своей жизни. Последующие летописцы никогда бы не решились пройти молчанием сорока лет жизни такого человека. 57 (Ст. 22). Гер значит пришлец, / гость, Шом, но коптски Шемма, значит страна чуждая (не своя), по-египетски Гершем совершенно отвечает мысли, высказанной Моисеем (Cook Essay on Egyptian vords). 58 (Ст. 22). Ели-езер, Бог-моя помощь. Хотя в Еврейском тексте Елиезар здесь не упомянут, но между тем в стихе 20, гл. IV Исх. Моисей, отходя от тестя своего, берет с собою «сыновей», а в главе XVII Исх. (ст. 3 и 4) упомянуты оба сына Моисея. У Флавия Иосифа (кн. II, гл. V) упомянуты имена сыновей Моисея: Гирсама и Елиезера, с объяснением имен их. Замечательно только, что в книге Числ, XXVI, 57–61, сын Моисеев Елиезер не упомянут, – вероятно он умер в пустыне. 59 (Ст. 23). Прошло, как видно из дальнейших сказаний, около сорока лет. Царь, при котором Моисей бежал в Мадиан, был уже не Амазис, при котором начались преследования, а по всей вероятности Тотмес I, которого смерть и записана в этом стихе. На престол восходит брат его Тотмес II , совместно с женой брата своего Хатазу (Ленорман).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Начальник телохранителей определил к ним Иосифа. Спрашивают, Фотифарали здесь должно разуметь под именем начальника телохранителей. И некоторые ответствуют отрицательно, потому что Иосиф был под гневом Фотифара; а сей начальник телохранителей доверяет ему. Но Иосиф мог иметь доверенность Фотифара и в темнице, если не сильное подозрение, или лучше, честь своего дома заставляла Фотифара держать его в заключении. Год. Еврейское (дни) нередко значит год (1 Цар. 1. 3. 7. Исх. XIII. 10. Лев. XXV. 29. Суд. XVII. 10). Не от Бога ли истолкования? По сказанию Геродота (L. II. с. 83), египтяне сами думали, что искусство волхвования или гадания не принадлежит ни одному из человеков, но некоторым божествам. Сия мысль видна после в словах Фараона (XLI. 38). Халдеи также почитали сей дар вдохновением (Дан. IV. 6). Иосиф, применяясь ко мнению собеседников, в то же время пользуется случаем прославить истинного Б. ога, раздаятеля дарований (1 Кор. XII. 41). Фараон вознесет главу твою. То есть возвысит твое состояние. Или: ты войдешь у Фараона в поголовный пересмотр. См. примеры того же выражения в сем значении (Исх. XXX. 12. Числ. I. 49). Может быть, Фараон имел обыкновение пред днем своего рождения делать пересмотр служащих ему, дабы наградить верных и простить некоторых виновных. Вспомни же меня и проч. В одном слове, которое находится между сочинениями Августина (De temp. Serm. 82.), говорится, что Иосиф изнемог верою, когда вместо ожидания помощи от Бога, ему присущего, прибегнул для избавления себя от бедствия к пособию человеческому, и что в наказание за сию неверность Бог попустил царедворцу забыть его. Но может быть, Иосиф просил его помощи не столько по собственной нетерпеливости, сколько по случаю, данному Провидением; и может быть, двулетнее после того продолжение заключения было не наказание погрешности, но только исполнение седмеричного искушения и очищения праведника, яко злата в горниле. Притом должно заметить, что слова Иосифа исполнились, хотя виночерпий о том и не думал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

После краха Ассирии в кон. VII в. до Р. Х. М. стал частью Вавилонской империи; согласно Иосифу Флавию ( Ios. Flav. Antiq. X 9. 7), это произошло через 5 лет после разрушения Иерусалима. М. оставался зависимым от Вавилона вплоть до персид. периода и, вероятно, вместе со всем Заиорданьем подчинился царям Ахеменидской державы. Об этом периоде моавитской истории практически ничего не известно. Хотя моавитяне еще ок. 450 г. до Р. Х. упоминаются как существующий народ (Неем 13. 23), в этот период они постепенно растворяются среди араб. племен и теряют свою этническую идентичность. В упоминаемом Иосифом эпизоде покорения моавитян и галаадцев Александром (Ионафаном) Яннаем во II в. до Р. Х. ( Ios. Flav. Antiq. XIII 13. 5) речь, судя по всему, уже идет об арабизированном населении Заиорданья. Основные источники сведений о М. (Библия, Моавитский камень и небольшое количество печатей) позволяют получить нек-рые данные о религии моавитян в период их культурного расцвета (IX-V вв. до Р. Х.). Главный бог и покровитель страны - Кемош (моавитский   в качестве «рабочей» используется библейская вокализация). В Библии имя Кемош (  ) (в синодальном переводе - Хамос) встречается 8 раз: Числ 21. 29; Суд 11. 24; 3 Цар 11. 7, 33; 4 Цар 23. 13; Иер 48. 7 Qere [Ketib  ], 13, 46. В Суд 11. 24 о Кемоше (возможно, ошибочно) говорится как о боге аммонитян. В LXX слово   передается исключительно как Χαμος, поэтому «правильная» вокализация, возможно,-   к-рая восходит к моавитскому   В отличие от имени Бога Израиля, имя Кемош не уникально; оно встречается в западносемит. пантеонах Сирии-Палестины начиная с кон. III тыс. до Р. Х. Консонантная форма этого слова -   или   а вокализуется оно различным образом, напр., в Эбле (ок. 2000 г. до Р. Х.) это имя звучит как «Камиш» (   или  ). Вероятно, Камиш был главным божеством города Каркамиш (пристань бога Камиша). В аккад. текстах начиная со II тыс. до Р. Х. это имя появлялось в форме Кам(м)уш (   или  ). В алфавитных угаритских текстах трижды встречается бинарное божество      [        ] (вокализация Парди). Моавитское   могло произноситься либо как Кам(м)аш, либо как Кам(м)уш (см. теофорные имена моавитских царей в аккад. документах:     и   ( Weippert 1993. S. 323)).

http://pravenc.ru/text/2563876.html

  Иудеохристианское прочтение имени Мессии Автор для прочтения имени Мессии использует метод гематрии ( ивр. ‎), согласно которому числа переводятся в значении букв, и наоборот. Если слова имеют одинаковое числовое значение, то считается, что между ними существует скрытая связь, даже если в значениях этих слов имеются существенные различия. Именно в этом видели некоторые иудеохристиане, (а позднее гностики) связь креста и имени Иисус с буквой Вав ( , I). Так уже наряду со знаком Тав, (стоящим + и лежащим Х), найденном в Палестине на древнем оссуарии,  относящемся к первому веку [и, возможно, самому древнему иудеохристианскому знаку креста, обозначающему имя Яхве] [xi] , встречается и буква Вав I , несущая в себе сакральное значение Мессии [xii] . Это шестая буква (, I) еврейского алфавита (произошла от финикийской (waw) ), исторически её начертание порождено изображением посоха (крючка). В иврите она обозначает звуки [в], [о] и [у]. Буква в начале слова означает соединительный союз «и». В библейских текстах очень часто союз используется в качестве инструмента, изменяющего грамматическую категорию времени. Будущее превращает в прошедшее, а прошедшее — в будущее. Её связь с посохом и похожесть на змею возводили к библейскому повествованию о змее Моисея (Числ. 21. 4-9). В свою очередьнавершие посоха имело форму Т, что в латинском именовалось крестом – crux commissa [xiii] . Наконец, согласно евангельскому тексту, Христос предсказал свою кончину, также проведя параллель со змеем Моисея (Ин. 3, 14) .  Еврейскиеслова «змий» (), «мессия» () и () – «обновлённый, восстановленный» имеют одинаковый числовой эквивалент (358), что согласно методу гематрии говорило об их скрытой смысловой связи. Эта прямая параллель Христа со змеем в тексте Евангелия вызывала вопрос о том, как возможно их сравнить. Объяснение этому дал Богати, который показал, что среди христиан-арамейцев буква Вав, через свою похожесть на змею, несла в себе сакральное значение человеческого имени Мессии, то есть Иисуса [xiv] .  Всё это привело к осмыслению того, что буква Вав (,)  обозначала имя Мессии, призванного восстановить и обновить человека [xv] .

http://bogoslov.ru/article/4504657

Бесчисленные средства употреблял Бог, чтобы спасти ее, но она вместо того, чтобы измениться, упорствовала и впадала еще в более тяжкую болезнь. Как дом прокаженный отмечался и запирался священником, так и Бог неоднократно посещал иудеев, посылая к ним Своих пророков, чтобы засвидетельствовать им их болезнь (Иер. IV, 14; XIV, 7–9; Mux. VII, 2–3 ). Он заключал их в плен на семьдесят лет, извергал как зараженные камни и обмазку из прокаженного дома их нечестивых царей и ложных пророков (Иер. XXII, 29–30; Oc. VI, 5 ; Mux. II, 9–10 ), и давал им вместо последних новых благочестивых царей и святых пророков. Когда же употреблены были все эти средства к уврачеванию Израиля, пришел, наконец, в мир Единородный Сын Божий во плоти с целью тщательно рассмотреть, обнаруживает ли синагога какие-нибудь признаки исправления. А так как Он нашел ее неизлечимо больной, одержимой прежними страстями, то повелел уничтожить ее как прокаженный дом и рассеять по всей вселенной, как и предсказывали пророки (Иер. XLIX, 32; Am. IX, 9 Сн. Матфей, XXIV, 2; Марк, XIII, 2; Лука, XIX, 44). Но по слову Писания остаток иудеев некогда откажется от своего упорства и обратится ко Христу, Который помилует и оправдает их ( Ис. Х, 21–22 ; Mux. IV, 7–8 ; Oc. III, 4–5 ). Это обращение праведного остатка иудеев в последние времена к Богу, по мнению св. Кирилла, изображалось очищением того дома, в котором после новой обмазки его и вставки в него новых камней, проказа уже не появляется. Что это будущее обращение и спасение останка синагоги совершится через Христа же, показывалось жертвами и кроплением при очищении прокаженного дома, относившимся прообразовательно ко Христу (См. подробнее в Твор. св. Кирилла Алекс., ч. V, 202–218. Об иудейской синагоге. Как случилось, что она пала вследствие непокорности). 450 Что обряд с рыжей телицей может быть назван жертвой, можно видеть из 9 и 17 стих. XIX гл. кн. Чисел, где этот обряд прямо называется «жертвой за грех». 453 Посл. Варнавы. гл. VIII; Феодорит. на Числ. вопр. 35; Твор.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010