Приложение. Схемы чинопоследований Таинств Чинопоследования Таинств Крещения и Миропомазания Схема чинопоследования Примечания Чинопоследование оглашения Священник дует на оглашаемого, знаменует его и возлагает на него руку Четыре «запрещения» Два заклинания сатаны Два обращения к Богу     В конце четвертой молитвы священник дует на оглашаемого Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом Отречение Троекратное отречение     Отрицаеши ли ся… Отрицаюся. Троекратное подтверждение отречения Отреклся ли еси… Отрекохся. Дуновение и плюновение    Сочетание Троекратное сочетание Сочетаваеши ли ся… Сочетаваюся. Сочетался ли еси… Сочетахся. Веруеши ли… Верую… Повторное троекратное подтверждение сочетания Сочетался ли еси… Сочетахся. Поклонение Богу И поклонися Ему. Поклоняюся… Молитва подготовительная ко Крещению Крещение и Миропомазание (Чинопоследование Просвещения) Приготовление Крещения Литургийный возглас     Благословенно Царство… Мирная ектенья с особыми прошениями Дополнительные прошения ектеньи: о воде и крещаемом Тайная молитва священника о себе Освящение воды     три молитвы Освящение елея     Помазание воды с пением Аллилуиа    Крещение Помазание «елеем радования» Троекратное погружение      Крещальная формула: Крещается раб Божий… Во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь. Псалом 31 [трижды] Облачение в «ризу правды» с пением тропаря Ризу мне подаждь светлу… Миропомазание Молитва  Благодарение о Крещении; прошение о последующих Таинствах Помазание св. миром     Формула: Печать дара Духа Святого. Аминь. Завершение Шествие вокруг купели с пением Елицы во Христа крестистеся… Трижды Прокимен. Апостол  Послание св. ап. Павла к Римлянам, зач. 91 Аллилуиа, Евангелие     Евангелие от Матфея, зач. 116 Сугубая ектенья    [Отпуст] Чины «восьмого дня» Омовение мира Две молитвы Молитва главопреклонения Окропление и омовение мира Пострижение волос Молитва  Молитва главопреклонения   Крестообразное пострижение Сугубая ектения Отпуст Чинопоследование Таинства Покаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Из того и другого определения Таинства видно, что, во-первых, Таинства, – как говорят о сем между прочим Восточные Отцы, – «не суть только знаки обетований Божиих, а суть орудия, которые необходимо действуют благодатно на приступающих к оным» (Посл. Вост. Патр. о Правосл. Вере, чл. 15). Другими словами: что в Таинствах реально, если можно так выразиться, сообщается верующему благодать Божия. Этой реальностью сообщения верующему благодати Божией, этим всегда верным, всегда необходимым и всегда определенным действием своим на человека, Таинства существенно отличаются от всех обрядовых священнодействий нашей Церкви, каковы, например, молебны, панихиды, чин погребения умерших и прочие. Всякое обрядовое Богослужение нашей Церкви выражает только молитвенное отношение человека к Богу и милость Божия, даруемая человеку при посредстве известного обрядового чинопоследования церковного, не имеет определенной формы для своего проявления, а может даже как бы совсем не являться человеку, или вернее сказать, являться в действиях, совершенно противоположных тем, какие предполагаются содержанием того или другого чинопоследования. Так, например, положим, что верующий просит священника отслужить молебствие об избавлении недугующего от известной болезни: несмотря на то, что молебствие это имеет своим содержанием исключительно молитву к Богу об исцелении больного от его болезни, оно, т.е. молебствие, может, напротив, еще более усилить болезнь и вообще быть как бы не услышанным Богом. Конечно и это, по-видимому, неуслышание Богом – не без пользы для человека, но во всяком случай польза сия обнаруживается не в том виде, в каком молившийся желал бы ее, по крайней мере, в минуту самого принесения им молитвы. Между тем как в каждом Таинстве Церкви всегда сообщается верующему определенный, только этому Таинству свойственный дар благодати, например, в Таинстве Крещения – освобождение человека от первородного греха, в Таинстве Покаяния – освобождение от грехов произвольных и далее, – и дар сей есть в то же время несомненно сила Духа Божия, т.е. дар не внешне только сообщаемый человеку от Бога, а проходящий в самую природу человека 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Глава XI. Историческое обозрение собственно крещального акта. Вопрос о веществе крещения. Заповедь Спасителя в этом случае. Свидетельства апостольских писаний и отцов церкви. Отступление некоторых еретиков в данном случае от практики церкви. Заметка касательно вещества крещения в отношении к практике русской церкви. Освящение воды для крещения. Указания на совершение этого акта во II веке. История его совершения в III, IV и V вв. Акт освящения воды, и предшествующая ему великая ектиниия в VIII-X веках. Историческое обозрение состава великой ектинии и совершения освящения воды в практике греческой церкви с XIII века. Освящение воды в практике русской церкви XII в. и историческое обозрение этого освящения в ее практике. Изложив историю приготовительной части крещального акта, мы перейдем теперь к историческому обозрению самой главной его части, – части совершительной, иначе говоря, перейдем к изложению истории крещального чинопоследования в тесном смысле слова. Хотя эта часть крещального чина и представляет из себя один цельный акт, но в то же время еще из глубокой древности и она распадается на несколько цельных составых актов; поэтому-то и при ее историческом обозрении мы считаем более удобным следовать тому же самому порядку, которому следовали и прежде, т. е. будем, излагать историю каждого из составных актов крещального чина (в собственпом смысле) в их отдельности. Согласно этому, очевидно, в данном случае первым предметом нащей речи должна быть история освящения воды для крещения, так как этот акт в чине крещения по времени его совершения занимает первое место. Но прежде, чем говорит об освящении вещества для крещения, кажется, необходимо сказать несколько слов об этом самом веществе. Веществом, или материею для таинства крещения, как говорится в Православном Исповедании, должна быть вода чистая, естественная 739 . Так должно быть и по ясной заповеди Спасителя: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие» 740 ; так, действительно, всегда учила и церковь . Нам нет нужды приводить в подтверждение этого подробные свидетельства; такое отношение к делу повело бы нас к напрасной трате труда и времени; достаточно здесь обратить внимание на главные эпохи, и то лишь в общих чертах, представляя только самые важные свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Закрыть itemscope itemtype="" > О Таинстве Крещения 19.12.2017 4864 Время на чтение 18 минут Итак, говоря о Таинствах христианской Церкви, следует напомнить, что под Таинством в христианстве разумеется таинственное ниспослание человеку определенного дара Божия, сопряженного с определенным церковным священнодействием. Сие священнодействие совершается руками священника, но Дар Божий посылается Богом, Который есть Живая, Разумная и Свободная Личность. Это и отличает христианские Таинства от языческих мистерий, где «результат» должен осуществляться автоматически в силу произведенного ритуала. В Таинствах действие Божие происходит не в силу совершаемого чинопоследования, но прямо зависит от духовного состояния человека, над которым это Таинство совершается. Таинством Крещения человек входит в христианскую Церковь! Однако данное событие отнюдь не сводится только к троекратному погружению человека в воду и произнесением над ним крещальной формулы (« крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»). Есть определенные условия к принятию человеком данного Таинства. В Евангелии мы читаем « Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет » (Мк. 16, 16). И этот принцип « Кто будет веровать » относится без исключения ко всем прочим христианским Таинствам! В данном контексте под верой понимается не только полное доверие (что кажется само собой разумеющимся), но и благоговение, которое обязательно сопряжено с чувством покаяния, сокрушения сердца, осознания своего недостоинства приступить к Тому, Кто именуется Истиной, Жизнью и Любовью. И это является (как было сказано выше) необходимым условием для принятия любого Таинства! Напомним, что священник только священнодействует, Таинство совершает Сам Господь, Который « знает сердца ваши » (Лк. 16:15). Соответствующее духовное устроение человека является непременным условием принятия им Божественной благодати. Языческий мир знал некие подобия Таинства Крещения, в которых посредством воды совершалось некое сакральное очищение человека.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/20/...

Глава II. Оглашение, как наставление готовящихся ко крещению Понятие об оглашении – Состав его – Историческое обозрение дидактической стороны оглашения. – Начало оглашения, как наставления готовящихся ко крещению. – Общее содержание огласительного наставления в апостольское время в III, IV и V вв. Отсутствие данных по этому предмету в VII в – Огласительное наставление в древней Русской Церкви. – Предмет его в современной практике. – Ограниченность круга предметов огласительного наставления в древней практике Церкви. – Молчание катехизаторов пред оглашенными касательно таинств и объяснение этого, – Метод огласительных наставлений в древности. – Преподавание Символа веры и Молитвы Господней. – Продолжительность оглашения, как наставления. – Краткость срока для него при Апостолах – Постепенное сокращение срока оглашения к VII в. – Срок оглашения в древней Русской Церкви и взгляд ее на этот срок в позднейшее время. Чтобы быть членом какого бы то ни было человеческого общества, необходимо наперед знать сущность того, что дает право этому обществу на его существование, как особого общества; необходимо наперед знать цель, к которой стремится это общество, средства, которыми оно достигает цели, и т. п. Мало того, для вступления в действительные члены, кроме знания, необходимо еще и убедение в истинности, действительности и пользе стремлений того самого общества, куда известное лицо желает вступить, как член. Одним словом, для вступления в звание члена в какое-либо общество требуется известная подготовка к этому лица, желающего быть членом. Этот факт особенно осязателен при вступлении в религиозное общество. Очевидно каждому, что для того чтобы сделаться действительным членом известного религиозного общества, чтобы стать последователем известного культа, необходимо наперед, хотя и в общих чертах, знать сущность принимаемой религии и убедиться в ее истинности. Таким образом, для принятия известной религии, требуется известного рода подготовка, требуется, так сказать, научение или обучение ее сущности. Это требование в данном случае является чисто психическим требованием. Понятно поэтому, чтобы сделаться и христианином также необходимо знание сущности христианского учения и убеждение в его истинности, а потому и при вступлении в Церковь требуется известного рода подготовка. И действительно, Церковь Христова, призывая во все времена к купели крещения всех людей, без различия пола и возраста, звания и состояния, нации и религии, отверзая для всех этот единственный вход, допускала к нему не иначе, как под условием предварительного приготовления. Это приготовление к крещению с глубокой древности известно под именем «оглашения».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

8. Неслитность крещения и миропомазания, как таинств, при их совместном совершении 245 . Не смотря на тесную связь, в какой миропомазание всегда стояло с крещением, оно однако всегда составляло особенное, отличное от крещения священнодействие, столь же необходимое для всякого верующего, как и крещение, и церковь всегда резко разграничивала эти два таинства. Такое разграничение мы находим еще 1 . У мужей апостольских, которые смотрели на акт миропомазания, как на акт отдельный от первого и весьма важный 246 . 2 . Затем Климент Александрийский также смотрит на принятие Святого Духа после крещения, как на акт совершенно отдельный от погружения и составляющий важную ступень в деле возведения человека в состояние совершенства 247 . 3 . Подобное же разграничение между миропомазанием и крещением мы находим и у Тертуллиана, когда он делает следующее замечание о действии помазания: Хотя помазание, приемлемое нами, производится на теле, но действие его простирается и на душу. Равным образом, хотя крещение бывает внешнее, потому что одно только тело погружается в воду, но действие его совершенно духовное, по тому что очищает нас от греха 248 “. 4 . По Киприану: «Крещение и миропомазание суть два отдельные акта крещения, хотя и соединенные самою тесною внутреннею связью, так что образуют одно целое неразрывное в отношении их к совершению» 249 . Приводить больше свидетельств в подобном роде нет необходимости; и из тех, на которые мы указали, достаточно видно, что помазание крещаемого миром искони составляло особое таинство, отличное от предшествующего ему крещения и, как божественное установление, считалось для каждого верующего столь же необходимым, как и последнее 250 . (См. кн.: «История чинопоследований крещения и миропомазания». А. Алмазова . Казань, 1884 г. стр. 377 – 379). 245 Примеч. В совершении таинства миропомазания римско-католическая церковь допустила следующие отступления от древней вселенской церкви: 1) право совершения этого таинства предоставлено только епископам, и в крайнем случае, священникам; причем совершенно не кстати делается ссылка на то, что диакон Филипп, крестивший самарян, не мог сообщать им даров Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава I. Установление крещения и происхождение его существенной формы Таинство крещения, как акт принятия. Церковь нового члена. – Понятие о таинстве вообще. – Понятие о таинстве крещения в частности – Название крещения. – Вопрос о происхождении таинства крещения. – Разногласие отцов и учителей Церкви касательно времени и факта установления этого таинства. – Отнесение установительного момента крещения к факту, упоминаемому в XXVIII 19 Мф. – Вопрос о самостоятельности крещения. – Происхождение его внешней формы, т. е. акта омовения водой. – Несостоятельность теорий, считающих христианское крещение продолжением или прозелитского иудейского или Иоаннова. – Внешняя форма христианского крещения соответствует обще-человеческому воззрению на воду, как очищающее и освящающее средство. – Суждения отцев Церкви по этому вопросу. В ряду священнодействий, входящих в состав христианского богослужения и именно тех, которые служат к освящению человека, т. е. священнодействий, называемых таинствами, есть одно такое, без принятия которого ни один, человек не может сделаться членом Церкви. Это таинство, служащее как бы дверью в Церковь , – есть крещение, история чинопоследования которого и составляет предмет дальнейшего исследования. Понятно, что прежде чем начать историю этого чинопоследования, нам необходимо составить себе краткое понятие о самом таинстве крещения, о внутреннем его значении и внешней стороне его. Но прежде этого, кажется, не лишним будет сказать несколько слов, о таинстве вообще. Слово «таинство» – « μυστριον " 2 значит вообще всякую глубокую, неизъяснимую мысль или непонятное действие 3 , предмет сокровенный, высокий, который не легко может быть понять человеком или совсем не может быть понять. В св. Писании это слово встречается на многих страницах, но прилагается к предметам не одинакового рода. В одних случаях им обозначаются те предметы, которые соответствуют общему значению слова » μυστηριον " 4 ; затем, что встречается реже, оно прилагается к предметам, заключающим в себе смысл тайный или символический 5 , наконец, в св. же Писании оно прилагается к действиям, под которыми вообще разумеются внешние средства благодатного освящения 6 . Это-то последнее значение рассматриваемого нами слова и есть именно то самое, какое мы соединяем в настоящее время со словом «таинство». Таким образом, по учению православной Церкви, таинство есть богоучрежденное священно-действие, в котором чрез видимые или чувствам подлежащие знаки сообщается людям невидимая спасительная сила Божия или благодать святого Духа, или иначе: таинство есть священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом, чрез которого всякий из верующих получает Божественную благодать 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Замечания на 23-ю статью: о изменении в чине св. крещения Денисов обвиняет здесь св. церковь за некоторые несходства новопечатных Потребников со старопечатными в чинопоследовании св. крещения. Но если Денисов нашёл возможным обвинять св. церковь за некоторые несходства новопечатных Потребников со старопечатными, то почему же он не обвиняет русскую церковь до патриарха Никона за несходства старопечатных Потребников между собою, – даже Потребников, печатанных при одном и том же патриархе в разные годы его патриаршества? Ибо известно, что, наприм., Потребники, напечатанные при патриархе Иоасафе 1-м в третие и шестое лето его патриаршества, имеют как в чине крещения, так и в последовании прочих таинств великие несходства, о чём хотяй да зрит в книжице игумена Филарета «Сличение Потребников». Мы укажем здесь лишь некоторые их сих различий в изложении чина крещения. В Потребнике, напечатанном при патр. Иоасафе 7147 (1639) г., положено до десяти огласительных молитв, а во всех прежних, до сего года напечатанных Потребниках их положено только пять. В наставлении иереям о крещении в Иоасафовском Потребнике 1636 г. повелено: «аще случится два, или три младенца крестити, то коемуждо младенцу особь молитвы глаголати и все возследование св. крещения»; а в Потребнике того же патриарха Иоасафа, напечатанном в 1639 году, повелевается: «аще случится младенца два, или три крестити и множае, то глаголем молитвы обще всем и все возследование святаго крещения, точию имя в молитвах глаголеши коемуждо свое. А во единой купели не крестити, но изменяти воду из купели: коемуждо вода своя» 106 . При отречении сатаны во всех Потребниках повелевается крещаемому руце воздети горе, а при обращении Христу – долу; в Потребнике же, напечатанном при патриархе Иосифе, повелевается, напротив, иметь руце долу при отречении сатаны, а горе – при обращении Христу. В Потребнике Иоасафовском 1636 г. и во всех предшествовавших положено в ектениях на крещении только двенадцать прошений, а в Потребнике того патриарха Иоасафа, напечатанном в 1639 г., прибавлено ещё шесть прошений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Освящение воды В современной практике Православной Церкви существует два чина освящения воды – великий и малый. Кроме того, освящение воды входит в чинопоследование Таинства крещения. На архиерейской литургии, перед великим входом, молитва на освящение воды («Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския спасительным Твоим явлением...») читается при умовении рук архиерея; эта же молитва содержится в чине освящения храма. О воде как о религиозном символе и об освящении воды в Таинстве крещения говорилось в разделе, посвященном этому Таинству. В настоящем разделе мы остановимся на чинопоследованиях великого и малого водоосвящения. Великое водоосвящение Чин великого водоосвящения совершается в канун и в самый день праздника Богоявления. Уже в IV веке распространяется представление о воде, почерпнутой в праздник Богоявления, как об обладающей особой святостью. Иоанн Златоуст говорит: В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее в дом и хранят весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденной и свежей. В VI веке на византийском Востоке чин освящения воды в праздник Богоявления был общепринятым. О совершении его в Иерусалиме свидетельствует Антоний из Пьяченцы (570), а совершение его в Константинополе описано Павлом Силенциарием (VI в.). Чин великого водоосвящения изложен в древнейших греческих литургических рукописях, в том числе в Барбериновском Евхологии (кон. VIII в.) и Типиконе Великой церкви (IX-X вв.), причем все основные молитвы и чтения, входящие в этот чин в настоящее время, имеются уже в наиболее ранних известных рукописях. Обычай двукратного освящения воды – в канун Богоявления и в самый день праздника – заимствован из Иерусалимского устава. На Руси первое освящение воды совершалось в храме, а второе – на «Иордани», т.е. в проруби, в которую желающие окунались после окончания чина. Обычай погружения в прорубь также сохранился до сего дня и в последние годы приобрел большую популярность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» Присоединение к Православной Церкви совершается в соответствии с решениями 1го ( 8е и 19е правила ) и II-ro ( 7е прав .) Вселенских Соборов, которые установили общие правила принятия в Церковь иноверных. В VII веке Шестой Вселенский Собор, подтвердив прежние церковные постановления, окончательно определил принципы присоединения к Православию ( 95е правило ). Различают три способа присоединения к Православной Церкви: Различие чиноприемов обусловлено степенью «сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни» ( Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию . I, 17). Существуют формальные условия признания действительности Таинств , исходя из которых, выбирается тот или иной способ присоединения к Церкви. Через Покаяние принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили апостольское преемство и приняли действительные Таинства Крещения и Миропомазания. Через Миропомазание принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили веру в основные христианские догматы, но не имеют законного апостольского преемства и, соответственно, права освящать и преподавать святое миро . Церковь признает Крещение, совершенное во имя Святой Троицы (если крестящий православно верует в единого Триипостасного Бога)  с троекратным погружением (окроплением) в воду, даже если оно совершается лицом, не имеющим священного сана. По мнению некоторых богословов, дополнительным важным критерием признания Крещения должно служить правильное учение о нем (о том, что оно совершается во оставление грехов). Через Крещение принимаются представители тех христианских сообществ, в которых кардинально искажены  догматы христианской веры (прежде всего, православное учение о Святой Троице и о двух природах во Христе). Схемы чинопоследований присоединения к Православию Чин присоединения через Таинство Крещения (1й чин) Чин присоединения через Таинство Миропомазания (2й чин) Чин присоединения через Таинство Покаяния (3й чин) Какими церковными определениями надлежит руководствоваться при присоединении к Церкви римо-католиков, армян-нехалкидонитов, протестантов и старообрядцев?

http://azbyka.ru/prisoedinenie-k-pravosl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010