Содержание Введение Глава I. Установление крещения и происхождение его существенной формы Глава II. Оглашение, как наставление готовящихся ко крещению Глава III. Место огласительного наставления. Глава IV. Активное участие оглашенных лиц при их наставлении Глава V. Обрядовая сторона оглашения. Историческое обозрение чина принятия в оглашенные Глава VI. Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осьмый день рождения своего Глава VII. Принятие имени при вступлении в христианское общество Глава VIII. Заклинание Глава IX. Отречение от диавола и сочетание Христу Глава X. Исповедание веры Глава XI. Историческое обозрение собственно крещального акта. Вопрос о веществе крещения. Глава XII. Помазание елеем Глава XIII. Форма омовения водою в крещении     Введение Предмет предлагаемого исследования – «История чинопоследований крещения и миропомазания» – относится к области сакраментального элемента христианского богослужения. Важность этого предмета вполне очевидна, особенно если припомнить значение таинств в жизни христианских обществ. Значение это настолько велико, что, по выражению одного позднейшего церковного писателя, «христианство существует только таинствами» 1 . Но при своей важности, этот предмет и весьма труден для исследования, – с одной стороны, вследствие того, что изложить историю двух чинопоследований, из которых одно – крещение очень обширно и сложно, – и изложить, притом, от самого их возникновения до настоящего времени, за целые XIX вв. – задача слишком обширная и по тому одному далеко не легкая, а с другой стороны, вследствие отсутствия за многие века памятников, специально относящихся к нашему предмету, при обилии указаний отрывочных и косвенных, иногда противоречивых, требующих проверки и сличения и вообще весьма затрудняющих процесс, исследования. Такт, за первый век христианской эры, за век, апостолов, не сохранилось таких писаний, где бы специально и подробно излагались предписания касательно порядка и состава, форм и характера богослужения апостольского века вообще и чинопоследованийкрещения и миропомазания в частности: в новозаветных апостольских писаниях, сохранились указания только короткие и отрывочные, слишком недостаточные для полного и точного изложения чинопоследований крещения и миропомазания в практике апостольского времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

О возможности такого плана нечего и говорить. Крещение, по его практическому значению для человека, представляет собою едва ли не самое важное для него таинство в ряду прочих таинств. В то время, как без принятия других таинств, при известных условиях, каждому еще возможен доступ к благодатному царству Христа, – без крещения, этой единственной двери ко спасению, он совершенно невозможен. «Аще кто не родится водою и Духом, сказал сам Спаситель мира, установивший таинства, не может внити в царствие Божие» ( Uoah. III, 5 ). Но все более или менее важные акты богослужебного культа, как языческого, так и христианского, уже вследствие этой важности, отличаются в своем совершении тем большею сложностью. То-же самое нужно сказать и о крещении. В ряду других таинств, как актов богослужения частного, это таинство, вместе с своею важностью, едва ли не представляет собою и самый сложный акт, совмещающий в себе не малое число других частных актов, каковы, напр. наречение имени, оглашение, освящение воды и т. д. Каждый из этих последних актов, находясь в тесной связи с другими актами крещального чина, в то же время настолько самостоятелен, что всегда может стать предметом отдельного исторического обозрения. Совершение миропомазания тоже заключает в себе два самостоятельных акта (самое миропомазание и чин омовения в восьмой день частей тела, помазанных миром), из которых каждый в нашем историческом исследовании можно рассматривать отдельно. Что касается до выгод такого приема, то и они также несомненны. Только при таком приеме пред нами ясна будет историческая судьба всяких частных актов намеченных нами чинопоследований. Правда, при чтении исследования, изложенного таким приемом, нельзя сразу следить за общим развитием исследуемых чинопоследований в их целом виде и гораздо труднее составить себе оное после чтения всего исследования. Но такой кажущийся недостаток, вполне устранен, когда мы после раздельного обозрения всех, составных актов намеченных чинопоследований и вопросов имеющих отношение к совершению последних, присоединим обширное заключение ко всему нашему исследованию, где и представим, на основании всего сказанного выше, общий очерк истории рассмотренных чинопоследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Вместе с совершеннолетием, по ныне действующим положениям, обязательно требуется, чтобы восприемник непременно был православный; впрочем, при двух и более восприемниках, кроме одного – непременно православного (если крещаемый мужского пола – то восприемник, а если женского – то восприемница), другие могут быть и инославные 2080 . Кроме этого, в настоящее время, в случае крайности, дозволяется совершать крещение и без восприемников; в этом случае обязанность восприемника падает на самого совершителя : крещения 2081 . Заключение Общий взгляд на происхождение и историческое развитие чинопоследований крещения и миропомазания Начало избрания формы крещения. Общее обозрение внешнего развития крещального чина. Условия этого развития и окончательный его момент. Начало появления в чине крещения различных составных его актов. Главные положение, вытекающие из исторического обозрения внешнего различия крещального чина. Обозрение внутреннего развития крещального чина, в отношении упорядочения составных его актов. Внутреннее развитее крещального чина в отношении к устойчивости составных его актов и общее обозрение этого развития. Общие положения, вытекающие из обозрения внутреннего развития крещального чина. Происхождение составных актов чина миропомазания. Обозрение внешнего развития этого чина и условия бедности этого развития. Общий взгляд на внутреннее развитие этого чина. Общие положения из исторического обозрения чина миропомазания. Бросая общий взгляд на все сказанное в предыдущих, главах, мы видим, что наша речь, была о следующих предметах. Прежде всего мы сказали о крещении с его догматической стороны и коснулись вопроса о происхождении этого таинства со стороны ритуальной; затем перешли к самой истории чинопоследования крещения, в ее дидактической и ритуальной стороне, а потом сделали историческое обозрение самой совершительной части крещения, исследуя каждый из составных ее актов в отдельности; наконец, изложив историю чина, миропомазания и заключительных актов крещального чина мы сказали несколько слов, и о предметах, косвенно относящихся к вопросу о совершении рассмотренных чинопоследований т.е. сказали о месте и времени совершения крещения, о совершителях этого таинства и таинства миропомазания, и наконец, о лицах, принимающих крещение, и восприемничестве. Исследованием упомянутых предметов мы исчерпали, насколько это возможно было, все, что относится к истории намеченных чинопоследований, и таким образом, свое историческое исследование последних можем считать законченным. Для полноты исследования, нам остается теперь в самых общих чертах сделать обстоятельное заключение, чтобы представить общий взгляд на происхождение обрядовой стороны чина крещения и чина миропомазания и на характер исторического развития того и другого чинопоследования в связи с услвиями, способствовавшими этому развитию. Остановимся прежде на акте крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Всякое чинопоследование имеет свою историю, более или менее сложную, очень часто эта история малодоступна в своей главной части, потому что история первых веков христианства редко доносит до нас первые богослужебные чины. Но если большая часть чинопоследований таинств уходит в глубокую древность, то чинопоследование брака составляет исключение. Это чинопоследо­вание в основных своих чертах сложилось в IX–X вв. и позже развивалось. Сохранилось много исторических источников, которые позволяют проследить это развитие. Таким образом, история этого чинопоследования может быть ярко и довольно полно прослежена. Сохранились очень полные рукописи: рукопись VIII в. – Кодекс Берберини, рукопись синайской библиотеки 957 года, рукопись синайской библиотеки «Канон иклисиатикус» (середина XII в.), рукописи Лавры Афанасия Афонского 88 и 105 (XV в.). Эти рукописи дают яркую картину того, как постепенно формировалось чинопоследование таинства брака. Они очень полно и научно описаны в лекциях по богослужению проф. А.А. Дмитриевского . Чинопоследование брака состоит из двух частей – обручения и венчания. Такое разделение на две части имеет очевидный духовный смысл: первая часть подготовительная и вторая часть главная, – подобно тому, как крещению предшествует оглашение, как Литургии верных предшествует Литургия оглашенных и т. д. Но здесь есть еще и историческая причина. Дело в том, что чинопосле­дование брака стремилось церковно оформить те обычаи, которые бытовали у разных народов издревле. Брак есть, конечно, кульминация в обрядовой жизни народа: брачные песни, наряды, традиции представляют наиболее яркую часть в творчестве разных народов. И сейчас, когда фольк­лористы собирают песни, они специально интересуются брачными песнями. Так было всегда, здесь всегда была развита народная традиция, народное искусство, обычаи разных религий находили здесь наиболее яркое воплощение. И христианство старается личную жизнь воцерковить и имеющиеся формы личной жизни очистить от всего несовместимого с христианством, остальное воцерковить и наполнить христианским смыслом, одухотворить.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

К сожалению, пока мы еще не смогли вернуться к древнему чину. Нужно было бы, конечно, чтобы к Чаше они приступали в своих брачных нарядах, чтобы все знали, что они сегодня венчаются. И я думаю, что со временем можно будет поставить вопрос о том, чтобы соединить венчание с литургией. Не ликвидируя, конечно, чин венчания, но, объединяя его с литургией, подобно тому, как мы можем сейчас вернуться к крещальной литургии. Святейший Патриарх Алексий сейчас благословил нас совершать крещальную литургию, то есть чин крещения соединить с литургией. Думаю, что позднее можно будет соединить и чин венчания с литургией, вернув таинству брака тем самым церковную полноту. Но на это, конечно, требуется какое-то время, хотя я думаю, что это обязательно придет. И таинство брака, которое будет совершаться должным образом, будет восприниматься всей Церковью и брачующимися так, как должно. Они почувствуют тот великий благодатный дар, который дается им и дает им начало новой жизни. Конечно, и сами браки от этого станут другими, они обретут благодатную природу. 23.03.94. Лекция 19. Таинство Брака. Чинопоследование Сегодня мы с вами должны изучать чинопоследование таинства брака. Вы знаете, что у всякого чинопоследования есть своя история. Наивно думать, что то чинопоследование, которое дошло до нас, однажды появившись, никогда не менялось. Как правило, история развития чинопоследований бывает трудна, сложна и малоизвестна, потому что большинство чинопоследований дошло до нас только во фрагментах и довольно поздних списках. Древних списков чинопоследований у нас не много. Если тексты древних литургий, и то приходится собирать в виде мозаики из разных древних списков, то, конечно, чинопоследования таинств в этом смысле еще более бедны. Как правило, исторические корни большей части чинопоследований уходят в глубокую древность, для нас малодоступную. Но вот чинопоследование брака в этом смысле представляет собой исключение, потому что в основных своих чертах оно развилось только в 9–10 веках. Соответственно позднему времени возникновения осталось и дошло до нас гораздо больше списков этого чинопоследования.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Действительно, этот союз способен ограничивать людское страстное начало, вводить это начало в русло некоторой телесной умеренности. Преодоление неумеренных страстных устремлений плоти издревле воспринимается христианской традицией как одно из важнейших условий возможности Спасения человека. По яркому высказыванию Климента Александрийского , «каждый невоздержанный мертв перед Богом; оставленный Логосом и Святым Духом, он – труп». 200 Однако церковная традиция настойчиво говорит при этом о временности, преходящести и несовершенстве таких внецерковных браков. Но все же и подобный брак реализует в себе некоторую частицу изначального божественного брачного задания человеку: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:28 ). Тем самым, с одной стороны, внецерковный брачный союз (разумеется, если в него вступают не люди крещеные, а пребывающие вне Церкви; для крещеных людей невенчаный брак – это попросту блуд) может рассматриваться Церковью как благое средство к продолжению рода и оцениваться как добрый союз любящих друг друга и верных друг другу людей; но, с другой стороны, подобный союз конечно же не является сакраментальным, благодатным, освящающим людей. Такой брак не есть Таинство. § 2. История и чинопоследование Таинства Брака В древней Церкви чинопоследование Таинства Брака формировалось постепенно, продолжая складываться вплоть до XVI века. Поначалу вступавшие в Брак просто приступали к Евхаристии, совместно причащались Святых Христовых Тайн и получали епископское благословение на семейную жизнь. Вместе с тем, христиане уже тогда отмечали брачное торжество очень празднично, восприняв и усвоив при этом многие языческие брачные традиции – венки на головах жениха и невесты, украшение брачного чертога цветами; однако в Церкви все эти обычаи наполнились христианским символическим содержанием. В IV–-V столетиях в Церкви уже начало формироваться независимое от чинопоследования Литургии отдельное чинопоследование Таинства Брака, за которым венчающиеся по-прежнему, как и в первые века бытия Церкви, причащались (хотя уже и запасными) Святыми Дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

«Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Для верующего человека это совершаемое им Богу поклонение необходимо для преодоления своей гордыни и утверждения подлинной свободы и достоинства во Христе. Последование святого Крещения Перед совершением Таинства Крещения священник облачается в белые одежды: епитрахиль, поручи и фелонь. Эти одежды иерея символизируют новую жизнь, принесенную на землю Господом Иисусом Христом. Совершается каждение купели и всех присутствующих во время совершения Таинства. Как уже упоминалось, чрезвычайно важна роль восприемника (крестного), который называется крестным отцом «по рождению от Святого Духа» и, таким образом, становится близким родственником (вторая степень родства) физическим родителям младенца. В его обязанности входит постоянно напоминать своему крестнику содержание данных Богу при Крещении обетов, истин христианской веры и образа жизни, который должен быть присущ христианину. Конечная цель восприемника — воспитать крестника в Православной вере, в духе и силе благочестия. Вещество Таинства и освящение воды Начинается одна из самых важных частей чина Крещения — освящение воды для совершения Таинства. Вещество Таинства — вода — является одним из древнейших и всеобщих религиозных символов. Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования. Об этом говорит то, что даже в сокращенном «страха ради смертнаго» чине Крещения, где опускаются такие существенные части чинопоследования, как запрещение злых духов и пение Символа веры, молитва на освящение воды всегда должна сохраняться. Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще всякой освященной на молебнах воды не допускается. Только при Крещении младенцев мирянами «страха ради смертного» может использоваться как освященная прежде, так и простая вода. Крещение должно совершаться в воде комнатной температуры, а в зимнее время года — в подогретой. Вода должна быть чистая, без примеси чего-либо и без запаха. Купель или, в крайнем случае, другой сосуд, использованный для совершения Таинства, употреблять впоследствии для других целей категорически запрещено. После Крещения вода из купели должна выливаться в сухой колодец на территории храма. В случае его отсутствия — в чистое, непопираемое ногами место — под дерево, под храм, либо в реку. Недопустимо хранение воды для Крещения в купели по нескольку дней.

http://pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya-2...

20). Далее, с середины гл. 20 до конца гл. 21, содержится детальное описание самих обрядов посвящения: Апостольское предание Место Совершитель Молитва над водой Крещения Епископ  Крещение Молитва над «елеем благодарения» Молитва над «елеем экзорцизма»  Отречение от сатаны и помазание «елеем экзорцизма»  Диаконыи пресвитеры Исповедание веры и погружение (троекратное) Помазание  «елеем благодарения» [всё тело] Миропомазание в церкви Молитва с возложением рук Епископ Помазание головы «елеем благодарения» Знамение крестом (signatio) и поцелуй мира  Первая молитва и поцелуй мира[неофита с верными] Епископ,пресвитеры  и диаконы Евхаристия Молитва над хлебом и чашей и причащение (включающее воду с молоком/медом) По крайней мере в целом эта схема крещального чинопоследования, представленного в «Апостольском предании», указывает на образец, весьма близкий тому, что мы видели в североафриканской литургической традиции III века. Совпадают следующие элементы: благословение воды Крещения; отречение от Сатаны; исповедание веры в форме вопросов и ответов, которые тесно связаны с самим погружением; по крайней мере одно послекрещальное помазание; молитва с возложением рук епископом; консигнация; и участие в Евхаристии, которое содержит вкушение чаши с молоком и медом как символ обетованной земли. Упоминание «тех, кто не может говорить за себя» (гл. 20), судя по всему, свидетельствует о факте наличия младенцев среди крещаемых, как и у сщмч. Киприана. Представляется, что главы 15–21 «Апостольского предания» описывают чинопоследование, вполне совпадающее с тем, что мы знаем о западной литургической практике, относящейся к началу III века. От североафриканской традиции чинопоследование «Апостольского предания» отличается прежде всего содержанием молитвы, связанной с послекрещальным возложением рук, совершаемым епископом, а также дополнительным, вторым послекрещальным помазанием, которое также совершает епископ в конце этой молитвы. И в то же время чинопоследование, включающее помазание, совершаемое пресвитером, молитву с возложением рук епископа и второе помазание епископом с консигнацией, как раз и является образцом после крещальных обрядов, характерных для римской практики.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Без сомнения, были писцы (весьма немного) и из русских (до нас сохранились памятники, писанные ими), но, во-первых, их знал всякий по имени, а во вторых все они жили или при дворах князей, или при епископских кафедрах, или, наконец, в монастырях, где за ними был самый строгий, самый тщательный надзор, и где, следовательно, на безнаказанность рассчитывать нельзя было никоим образом. Что касается теперь того разнообразия богослужебных чинов, которое мы видим гораздо раньше приезда к нам на Русь митрополита Киприана, решившегося, и совершенно бессознательно, как мы видели, назвать эти чины „неправым правилом церковным“, то в этом случае мы шли по следам церкви греческой. Этим разнообразием богослужебных чинов мы обязаны почти исключительно греческим богослужебным книгам, которые далеко не отличались устойчивостию содержащихся в них чинопоследований и однообразием богослужебного порядка. Что это так – в доказательство сошлемся на упомянутый нами выше ευχολοηιον Гоара. В нем приведено несколько списков одних и тех же чинопоследований греческой церкви VIII, IX и даже XII веков, но все эти списки не представляют тожества. Мы видим здесь разности между списками одного и того же чинопоследования, принадлежащими по времени своего происхождения, не только к разным столетиям, но даже и к одному и тому же веку. (Относительно мнений, которые были высказаны на соборах стоглавом и 1666 года, мы не намерены говорить, потому что мнения эти суть отголоски тех суждений, которые были высказаны отчасти Максимом Греком , а большею частию повторением того, что было сказано митрополитом Киприаном и Фотием). После всего того, что мы сказали о причинах разнообразия чинопоследований наших старинных богослужебных книг и о невиновности в этом разнообразии древне – русских переписчиков и переводчиков 28 , нам думается было бы совершенно излишне оправдывать этих последних от другого более тяжелого обвинения, взводимого на них, а именно: будто бы наши переписчики и переводчики, пользуясь безконтрольностию своего произвола, внесли в наши богослужебные чины и по преимуществу в чинопоследования таинств крещения и миропомазания весьма немало особенностей из богослужебной практики церкви латинской. Обвинение, повторяем мы, для нашего переписчика старого времени весьма тяжелое, но оно падает само собою после того, что мы высказали в защиту их по поводу первого обвинения. В самом деле, если причиною разнообразия наших богослужебных чинов были богослужебные памятники церквей греческой и земель юго-славянских и наши русские писцы и переводчики здесь совершенно не причем, то, следовательно, мысль о том, что они очень многое заимствовали в наши богослужебные чины из богослужебной практики церкви латинской, не только совершенно лишняя, но даже странная.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Все существенные элементы рассматриваемого чина сравнительно рано и, по всей вероятности, около V века получили ту самую форму совершения, какую мы видим для них в настоящее время. Но второстепенные составные акты, как и в отношении к порядку своего совершения, так и здесь до самого позднейшего времени и именно до XVII века разнообразились в своем изложении в рукописных богослужебных памятниках. Для наглядности достаточно в этом случае припомнить историю тех слов, которые произносятся при омовении частей тела помазанных миром. Равным образом и существенные акты, получив в раннее время форму совершения, одинаковую с современною нам, в последующий период времени, до самого XVII века, на практике нередко не сохраняли эту форму, как можно заключать на основании неодинакового их изложения в греческих и славяно-русских списках. Для подтверждения припомним, например, произнесение формулы в практике греческой церкви древнего времени (XV в.) и в практике церкви русской до XVII века. И это разнообразие, как и в других случаях, в практике греческой церкви объясняется, главным образом, отсутствием для чина миропомазания одной первоначальной редакции, а в русской практике – частью подражанием практике первой церкви, а иногда – просто невнимательным отношением к греческим спискам миропомазания, как например в отличии от греческой практики во внешнем выражении формулы миропомазания. Общие выводы, к которым мы приходим после всего сказанного нами относительно чинопоследования миропомазания – таковы: 1) Чинопоследование миропомазания, как и чинопоследование крещения, в основе происхождения своего существенного акта, имеет указанное нами выше общее воззрение на этот акт, как на вполне соответствующий внешнему выражению таинственного низведения на человека благодатных даров Святого Духа. 2) Полного внешнего развития это чинопоследование достигло ранее чина крещения, благодаря слишком не обширному кругу своих составных актов, при чем бедность этого внешнего развития зависела исключительно от тесной связи совершения миропомазания с совершением крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010