Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: " Мне надобно креститься от Тебя " (Мф. 3; 14), " Так надлежит нам исполнить всякую правду " (Мф. 3; 15) ответил Иисус. И когда Иисус крестился - " Дух Святый нисшел на Него в телесном виде. как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! " (Лк. 3; 22). См. также Мф. 3; 1317; Мк. 1; 911; Лк. 3; 21-22; Ин. 1; 2634. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - т.к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. КТИТОР (греч. строю, приобретаю) - в Византии человек, построивший или украсивший храм. В настоящее время - староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме. КУКОЛЬ (лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования. ЛИТУРГИЯ (греч. общее дело) - главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия ап. Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

При вступлении в Церковь верующий через Таинство Крещения и ниспослание ему дара Духа Святого поставляется на служение в Церкви. Всякий член Церкви – харизмáтик, обладающий благодатию Божией. Дар Духа Святого, получаемый каждым верным в Таинстве Миропомáзания, сообщает ему харизму царственного священства. В Церкви нет даров Духа без служения, как и нет служения без даров. Через харизму царственного священства верный призывается к священническому служению в Церкви. Прямые свидетельства Священного Писания о священническом служении членов Церкви немногочисленны, но настолько определенны, что не требуют особых толкований. В своем Послании апостол Петр обращается ко всем христианам: «... И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.... Но вы род избрáнный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет. 2, 5; 9–10 ). В Апокалипсисе мы читаем: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» ( Откр. 1, 5, 6 ). «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на земле» ( Откр. 5, 9–10 ). И по воскресении первом верные «будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр. 20, 6 ). Церковь – народ Божий, который Бог образовал для Себя во Христе. Это стадо Божие, которое нуждается в пастырях, охраняющих, учащих, управляющих. Однако не человеческая воля выступает организующим началом Церкви, но Дух Святой, ибо и сами земные пастыри суть овцы того же стада, пасомые Пастырем Небесным. В Духе Святом лежит начало Церкви, через Него и в Нем она живет. Дары Духа даются не сами по себе, но для служения в Церкви, для созидания ее тела. Дары различны и служения различны, но Дух один и Тот же, ибо Он создал служения апостольства, пророчества и учительства, и Он же поставляет на служение управления Церковью. Различно содержание служений, а потому различно и их значение, но не может существовать Церковь без служений управления, учительства и тайносовершения. Без них не может быть евхаристического собрания, а без Евхаристии, в которой участвуют и пастыри и пасомые, каждый на месте своего служения, не может быть Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Продолжает: Господи Боже наш, даруй нам тишину и мир Твой, во все дни века этого; чтобы все жители земли познали Тебя, что Ты – Бог Отец, единый истинный; и Ты послал Господа нашего Иисуса Христа Сына Твоего и возлюбленного Твоего, а Он, Господь и Бог наш, пришел и научил нас всякой чистоте и святости. Помяни пророков, апостолов, мучеников, исповедников, епископов, учителей, священников, диаконов и всех сынов Святой Соборной Церкви, которые ознаменованы знамением жизни во святом крещении; также и нас, Господи. Продолжает: Мы, смиренные, слабые и немощные рабы Твои, собравшиеся во имя Твое, и стоящие теперь перед Тобой, и принявшие от Тебя образец, торжественно прославляя, воспевая и величая, воспоминаем и возносим это великое и страшное, святое и божественное Таинство страдания, смерти, погребения и воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И да приидет, Господи, Дух Твой Святой, и да почиет на сем приношении рабов Твоих, которое они приносят, и благословит и освятит его, чтобы оно было нам, Господи, в очищение грехов и оставление прегрешений и к великой надежде воскресения из мертвых и к новой жизни в Царстве Небесном со всеми благоугодившими перед Тобой. И за общее дивное домо­строительство Твое о нас мы будем исповедовать Тебя и прославлять Тебя непрестанно в церкви Твоей, искупленной драгоценной Кровью Христа Твоего, отверстыми устами и с открытым лицом, – чин 1072 – вознося славословие, честь, исповедание и поклонение святому имени Твоему живому и животворящему, ныне, и всегда, и во веки веков. Священник знаменует крестом Таинства, и отвечают: Аминь. Священник наклоняется и целует алтарь, во-первых, посредине, потом на двух сторонах, правой и левой, и говорит следующую молитву: В другом списке 1073 : говорит псалом: помилуй меня, Боже: до слов: и нечестивые к Тебе обратятся (см. Пс. 50: 1–15 ). К Тебе возвожу очи мои... до слов: помилуй нас; Господи, помилуй нас (см. Пс. 122: 1–3 ). Простри руку Твою, и спасет меня десница Твоя, Господи (см. Пс. 137, 7 ); да пребудут на мне, Господи, щедроты Твои вовек, и дел рук Твоих не презри (см. Пс. 137, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Есть мнение, что кроме общедоступного, существует тайное учение Иисуса, открытое лишь избранным, так ли это? 3 мин., 23.07.2021 Это не так. Наличие некоего тайного знания, которое открывается только на высших уровнях посвящения, характерно для эзотерических учений и оккультных сект от древности до наших дней. Напротив, христианство — религия, максимально открытая и развернутая к каждому человеку. Бог, пишет апостол Павел, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Все, а не только круг избранных. Во Христе, говорит тот же апостол, тайна о которой от вечных времен было умолчано... ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам (Рим. 14, 24-25). О доступности и открытости христианского учения свидетельствует Сам Иисус Христос во время суда у первосвященника Анны. На вопрос о Его учении Спаситель говорит: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего (Ин. 18, 20). Так же и отправляя апостолов на проповедь Господь заповедует им передать миру все то, что они восприняли от Него. Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам , — говорит Он (Мф. 28, 19-20). Мнение, что христиане скрывают от других людей какое-то таинственное знание, было распространено в римскую эпоху, когда христианство было гонимой религией. В это время у христиан сложились особые правила поведения, которые так и назывались discipline arcani — т. е. «учение тайны». Они собирались для совместной молитвы в ночные часы и совершали богослужения в темных извилистых катакомбах. Молитвы и чинопоследования не записывались, а передавались из уст в уста. Но эта скрытность действовала только в отношении внешнего, языческого, враждебного христианам мира. Стоило человеку принять крещение, как все богатство новозаветного откровения раскрывалась перед ним, а сам он становился полноправным членом церковной общины. Ситуация менялась в периоды, когда гонения затихали: христиане выходили на поверхность и начинали собираться открыто. Когда же христианство стало официально разрешенной религией Римской империи, богослужение окончательно переместилось в просторные храмы, а проповедь Евангелия зазвучала в самых отдаленных уголках мира.

http://foma.ru/est-mnenie-chto-krome-obs...

Священнодействия учреждены также самим Иисусом Христом. Так, взамен ветхозаветных жертв, составлявших главную часть ветхозаветного богослужения, Он установил таинство плоти и крови Своей, заповедав через Апостолов совершать его в Церкви во все времена, как жертву нового завета, в Церковь свою повелел принимать через крещение, согрешающих разрешать или связывать уполномочил в лице Апостолов, тем, кому даруется для этого особое благодатное право и сила ( Ин. 20:22–23 ), и воообще, в тех беседах, которые имел с Апостолами по воскресении Своем, говоря им о царствии Божием ( Деян. 1:3 ), сообщил им без сомнения все необходимое для богослужебного устройства Своей Церкви. При Апостолах действительно христианское богослужение установилось раз навсегда. В подробностях оно, конечно, впоследствии восполнялось и изменялось, и настоящий состав его принадлежит не одному времени, но, по существу и духу своему оно, как и все в православной Церкви, есть совершенно апостольское, а важнейшие чинопоследования его, каковы, например, чины совершения таинств, даже большей частью буквально те же, какие образовались при Апостолах. 3)Для охранения церковного порядка от своеволия человеческого, в Церкви учрежден суд. Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви. А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18:15–17 ): вот главное правило суда церковного. Здесь указываются, хотя в самых общих чертах, отличительные свойства этого суда. Судятся им только лица, принадлежащие к Церкви, братья по вере, внешних же, по слову Апостола, судит Бог ( 1Кор. 5:12–13 ). Веденью его подлежат согрешения верующих друг против друга, а тем больше, против самой Церкви и вообще против законов христианского поведения, дел гражданских он не касается (слич. Лук.12:14 ). Суд предоставляется всей Церкви, или тем, кого она уполномочивает на такое дело, а частные лица, во взаимных отношениях между собой, должны заботиться об исправлении, по возможности, друг друга и только в случае нужды привлекать к суду виновных. Цель суда церковного – созидание, а не разорение ( 2Кор. 13:10 ), то есть, возбуждение в согрешившем раскаяния и решимости возвратиться на путь доброй жизни, а не возмещения за грехи его. В случае решительного непослушания или упорства грешника, Церковь имеет право и долг отсечь его от себя, так как он не хочет жить по ее духу и правилам, но эта крайняя мера есть мера, вынуждаемая самим виновным и потому, с одной стороны, нс противна христианской любви, с другой – не исключает милости и прощения, если отлученный, оставив свое упорство, будет искать снова общения с Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Составители проекта по неясной причине не изложили столь важное учение. Хотя в разделе о заупокойных чинопоследованиях через 130 страниц говорится, что «благодаря молитвам Церкви посмертная участь умерших может быть изменена» (с. 203), но какая это может быть участь и, следовательно, каков смысл заупокойной молитвы,— ясно не сказано. Не объясняется также, что кроме заупокойного богослужения, умершим «к достижению блаженного воскресения вспомоществовать могут приносимые за них молитвы… и благотворения, верою совершаемые в память их» (Катехизис свт. Филарета). Не сообщается и о традиции чтения Псалтири по усопшему после его погребения. Последние времена В разделе о последних временах (с. 73–74) целесообразно было бы кратко изложить учение о начертании Антихриста (Откр. 13) в толковании святых отцов Православной Церкви. Думается, это может стать весомым аргументом против современных эсхатологических лжеучений, приравнивающих это начертание к ИНН, и тому подобного. Знать это особенно важно для людей, лишь вступающих в Церковь через таинство Крещения, к которым в первую очередь и обращен проект Катехизиса. Всеобщий суд Неясно выражено учение о вечной участи грешников, а также те критерии, по которым Бог будет судить людей. Упоминаются дела милосердия и притча о Страшном суде (с. 75). Однако нам открыты и другие критерии суда, кроме дел милосердия. Так, требуется крещение и вера. Христос говорит, что «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). Нужно избегать тяжких грехов: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9–10). Список, конечно, можно продолжать. Отчасти этот недостаток восполняется в других частях, где говорится о христианской жизни. Однако именно здесь, в разделе о суде и посмертной участи человека, требуется ясно показать связь нашей веры и нравственности с Божиим приговором.

http://bogoslov.ru/article/5493616

– Ты Бог, сошедший во ад и освободив­ший окованных от цепей, Сам и душу раба Своего упокой. И ныне: Едина чистая и непорочная Дева, Бога без семене рождшая моли спастися души его. – Дева, единая чистая и непорочная, Бога родившая без семени, моли, чтобы спаслась душа его! Из чинопоследований таинств Из последования таинства Крещения и Миропо­мазания Псалом 31. Блажени, ихже оставишася без­закония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. Яко умолчах, обет­шаша кости моя, от еже звати ми весь день. Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть, егда унзе ми терн. Беззаконие мое познах и греха моего не по­крых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего. За то помолится к Тебе всяк пре­подобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся. Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя, от обышедших мя. Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в онь же пойдеши: утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть раз­ума: браздами и уздою челюсти их востяг­неши, не приближающихся к Тебе. Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет. Веселитеся о Господе и ра­дуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем. – Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя ис­чезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Те­бе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты – покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

То же самое конечно, нужно сказать и относительно таинств крещения и миропомазания. Вследствие этого, исторически исследовать чин того или другого таинства, в его отдельности понятно, факт совершенно возможный. На этом основании, приступая к истории чинопоследований крещения и миропомазания, можно бы следовать тому общему порядку, что историческое обозрение каждого из этих чинопоследований будет представлять отдельное самостоятельное исследование, и, таким образом, предлагаемый труд будет распадаться на две совершенно отдельные и самостоятельные части: на историю чина крещения и историю чина миропомазания. При этом каждая часть должна начинаться, понятием о таинстве, история чина которого будет в ней излагаться, и исследованием по вопросу о происхождении существенной формы этого таинства. Тем не менее, не смотря на всю очевидную возможность такого плана, его не совсем удобно приложить к : разработке нашего предмета. Будь предметом нашего исследования история чинопоследований каких либо других двух таинств, тогда лучше подобного общего плана не могло, бы и быть. Но коль скоро мы имеем изложить историю чинопоследований именно таинств крещения и миропомазания, то такой прием не может быть одобрен. Дело объясняется очень просто. Другие таинства в своем совершении не находятся между собою в тесной связи и для каждого из них существует в строгом смысле самостоятельный чин, совершение которого нисколько не связано с совершением чина другого таинства. Между тем, того же самого далеко нельзя сказать относительно таинств крещения и миропомазания и их чинопоследований. Совершение этих таинств в православной церкви всегда находилось в самой тесной связи и всегда непосредственно следовало одно за другим Чины этих таинств представляют собою положительно одно целое, столь органически сросшееся, что при историческом, исследовании того и другого их трудно разделить настолько, чтобы исследование каждого чина представляло особую, отдельную, самостоятельную историю. Руководясь этим, мы при изложении коего материала вообще будем вести дело так, что историческое обозрение обоих намеченных нами чинопоследований будет представлять одну цельную историю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

престола; 8) Причащение Святых Таин (обязательно совершается сразу после Крещения; при Крещении младенца его «причащают губами» - см. выше); 9) окончание чина. Как и в др. вост. обрядах, существует также чин 8-го дня по Крещении, в арм. традиции состоящий из снятия с новокрещеного крещальных одежд и молитвы священника. В рукописях встречается также отдельная молитва пострижения волос новокрещеного (Initiation chrétienne. Р. 184-185). Таинство Брака Брак в Кане Галилейской. Миниатюра из Евангелия. 1332 г. (Матен. 7664. Л. 348 об.) Брак в Кане Галилейской. Миниатюра из Евангелия. 1332 г. (Матен. 7664. Л. 348 об.) Древнее арм. чинопоследование Брака достаточно сильно отличалось от совр. Задолго до свадьбы совершался краткий чин обмена жениха и невесты крестами (аналог помолвки: Conybeare. P. 108-109); само чинопоследование таинства состояло из чтений (Пс 20; Быт 1. 26-28 и 2. 18, 21-23; Ис 61.9-62.5; Еф 5. 22-33; Мф 19. 1-9; Ин 2. 1-11), прошений диакона, возложения венцов на вступающих в брак и неск. молитв священника; на 7-й день совершался чин разрешения венцов ( Conybeare. P. 109-114). Позднейшее чинопоследование таинства состоит из 3 частей (рус. перевод чина, сделанный А. М. Худобышевым - РНБ. F. I. 477, XIX в.): благословения брачных одежд, обручения и венчания. 1-я должна совершаться дома, 2-я - у врат храма, 3-я - в самом храме. В совр. практике 1-я часть обычно опускается, 2-я и 3-я - неск. сокращаются. Из 2-й части сохраняется только ее центральный момент - благословение священником колец и обмен кольцами между вступающими в брак; сразу после этого совершаются сопровождаемые молитвами и песнопениями обряды 3-й части: соединение правых рук жениха и невесты; вход в храм; чтения (из 5-й гл. Еф, 13-й гл. 1 Кор, 19-й гл. Мф), замыкаемые Никейским Символом веры; возложение брачных венцов; снятие венцов; преподание вступившим в брак общей чаши с вином (Sh. Souin). Все чинопоследование открывается и заканчивается молитвой Господней «Отче наш». В конце чинопоследования совершается благословение вступающих в брак крестом (диакон: «Святым Крестом молим...»; священник, благословляя: «Сохрани рабов Твоих...»). У армян-униатов чинопоследование Брака соединено с литургией; после Евангелия совершается благословение и одевание венцов на жениха и невесту; преподание общей чаши бывает в доме ( Raes. P. 155, 160-163, 174). В ААЦ заключение брака возможно между лицами до 5-й степени родства . Таинство Покаяния как по древним рукописям ( Conybeare. P. 190-203), так и по печатному Маштоцу (Sh. Souin) имеет сложное чинопоследование, включающее в себя множество молитв библейских и чтений; на практике исповедь ограничивается перечислением грехов кающимся, просьбой к священнику даровать разрешение; священник читает разрешительную молитву, включающую, в частности, слова из Евангелия от Матфея (18. 18) и осенение кающегося знамением креста со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Sh. Souin; Малахия Орманиан. С. 106). Таинство Священства

http://pravenc.ru/text/76130.html

Согласно нашей теме, мы должны представить историческое обозрение чина крещения и чина миропомазания за все время их существования – с момента их возникновения. Отсюда ясно, в чем должна состоять задача предлагаемого труда. Излагая историю крещения и миропомазания с момента их возникновения, мы первее всего должны указать установительный момент обоих чинопоследований. Далее, переходя к самому историческому исследованию. должны проследить постепенное их осложнение новыми актами, по возможности указать время появления того или другого акта и объяснить условие его возникновения в чине. Затем, так как тот или другой акт каждого из рассматриваемых нами чинопоследований во все время своего существования по большей части подвергался в своем совершении тем или другим изменениям, то, следовательно, мы по возможности должны указать все эти изменения и объяснить условия их происхождения. Кроме этого, так как новые акты, входя в тот или другой намеченный нами чин, становились в нем в то или другое отношение (по времени своего совершения) к другим актам, то мы по возможности должны проследить историческое образование порядка обоих чинов, указать изменения, бывшие в этом случае, а также объяснить условия их возникновения. Наконец, так как с вопросом о чинопоследованиях крещения и миропомазания в весьма тесной связи находятся вопросы о месте, времени совершения этих чинопоследований, а также о лицах, для которых они назначаются и которыми совершаются, то для полноты и законченности нашего исследования мы необходимо должны дать возможно-обстоятельные ответы и на эти вопросы. Вообще, главная задача нашего исследования должна состоять в историческом обозрении внешнего и внутреннего развития чинопоследований крещения и миропомазания При такой задаче, очевидно, методом нашего исследования должен быть метод генетический, т. е. метод, показывающий ход и образование намеченных чинопоследований. Общий план такого исторического исследования, как предлагаемое теперь, может быть не одинаков. Каждое таинство православной церкви прежде всего есть акт самостоятельный и поэтому каждое из них может совершаться отдельно, и имеет свой самостоятельный чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010