С другой стороны, сочинения, прямо трактующие о совершении наших таинств в древней церкви, или трактуют вообще о совершении их в древней практике, без отношения к векам, или рассматривают совершение их за какой-либо один век, а более всего за первые III-IV века, так, что совершение крещения и миропомазания с VI века для исторического исследования представляет поле, совершенно почти необработанное. Некоторое исключение представляет история этих чинов в русской церкви, так как довольно ценные сведения по этой истории мы можем находить частью во общих системах русской церковной истории: Филарета, Макария и проф. Голубинского, часто в сочинениях, специально трактующих о некоторых эпохах истории русского богослужения, каковы сочинения Одинцева, Дмитриевского и иер. Филарета. Что же касается до иностранных исследований, то они по характеру своему мало подходят к прямой цели нашего предмета, Немецкие исследования по большей части все свое внимание обращают на внутреннюю сторону таинств, французские и латинские по большей часто написаны с апологетическою целью в пользу практики западной церкви, а не представляют беспристрастных прямых исторических исследований. Притом же, если некоторые из иностранных исследований и могут иметь значение для нашего исследования, то разве только за период I-V века. Обобщая все сказанное о трудности нашего исследования, мы можем сказать, что предпринимающему настоящий труд, при изложении материала, если исключить отсюда исследование о некоторых вопросах, только тесно примыкающих к чину крещения и миропомазания, приходится иметь дело почти с сырым материалом. Это с одной стороны. С другой – очевидно, что, не смотря на все старание предпринимающего подобный труд, его историческое исследование чинопоследований крещения и миропомазания никак не может быть полным, точно, определенно и на фактических основаниях отвечающим на все вопросы и притом за каждый век. Укажем теперь задачу нашего труда, метод, которым мы намерены разрабатывать свой предмет, и, наконец, план исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Понятно, что в первом случае дело восприемников состояло в том, что они совершали все активная действия младенца, как крещаемого лица, как то: должны были произносить исповедание веры, отрекаться от диавола, сочетаваться Христу; – должны были отвечать при крещении, на все вопросы от имени крещаемых младенцев. На эти действия, кажется, указывает еще Тертуллиан, когда говорит об обетах восприемников и той ответственности каковой они себя подвергают в случае неисполнения этих обетов, что будет явно из не христианской жизни воспринимаемых ими детей 2020 . В творении «О церковной иерархии», автор которого начало восприемничества производит, от самих апостолов, между прочим, говорится и о всех тех действиях, которые падали на обязанность восприемников при крещении. «Божественные наши наставники, говорит он, положили принимать младенцев, по священному чину, так, чтобы естественные родственники поручили его кому-нибудь из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах божественных, и потом заботился о дитяти, как отец, указанный свыше ( θεος), и как страж его вечного спасения. Этого-то человека, когда он дает обещание руководить отрока к благочестивой жизни, заставляет иерарх произносить отречение и священное исповедание» 2021 . Геннадий Массилийский. (†493) также говорит, что восприемники при крещении детей давали ответы на предлагаемые вопросы и делали это по принятому; обычаю при крещении 2022 . Августин приводит и те вопросы, которые предлагаемы были восприемнику младенца. Эти вопросы, – какие обыкновенно предлагаются крещаемому лицу; т.е. верует ли он в Бога? Сочетавается ли Богу? 2023 Отрицается ли диавола? 2024 . При восприемничестве крещаемых лиц второго разряда, т.е. тех, которые настолько были в ненормальном состоянии (в физическом или психическом отношении), что не могли правильно отвечать на предлагаемые совершителем таинства вопросы, – обязанность восприемников состояла при крещении, конечно, в том же, в чем и в предыдущем случае. Свидетельства отцев церкви говорят именно таким образом. «Вместо тех, замечает Кирилл Александрийский , которые одержимы бывают тяжкою болезнью, и потому должны быть крещены, отрицаются (диавола) и сочетаваются (Христу) другие, которые как бы из любви должны говорить за них» 2025 . Под другими здесь, конечно нельзя разуметь кого-либо другого, как только восприемников. Фульгенций, один из епископов Африки, когда рассказывает о крещении в Карфагене одного африканца, который при этом вдруг впал в горячку и сделался без языка, то замечает, что при крещении «за него, как за младенца, отвечали другие» 2026 . Это же конечно имели в виду все те правила некоторых соборов, какие дозволяют крестить и тех лиц, которые, имея нужду в крещении, в тоже время, благодаря ненормальному состоянию здоровья, или оказываются лишенными рассудка. или не могут владеть языком 2027 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Также ждут своего изучения и скорейшей публикации лекции ученого по литургике, которые он читал на протяжении почти полувека в разных учебных заведениях: Казанской и Киевской духовных академиях, на Высших Богословских курсах в Ленинграде. К 45-летию преподавательской деятельности Дмитриевского ВБК издали в машинописи часть этого лекционного курса под названием «Наука о православном богослужении» (фрагменты сохранились в: ОР РНБ. Ф. 253. Д. 196, 197, 200, 201). К сожалению, ни в одном из книжных или рукописных собраний России нам не удалось найти полного экземпляра этого курса лекций Алексея Афанасьевича, но из косвенных данных можно говорить о примерной структуре курса. Вероятно, предполагалось издать этот курс в трех частях. Об этом может свидетельствовать следующее. В работе прот. Геннадия Нефедова «Таинства и обряды Православной Церкви» приводится такое библиографическое описание этого курса: Дмитриевский А.А., проф. Наука о православном богослужении. Машинопись. Чтения на Высших Богословских курсах. Вып. 1 – Часы. Вып. 2 – Литургия преждеосвященных Даров. Вып. 3–4 – Полунощница. Утреня. Вып. 5 – Таинство Крещения. Вып. 6 – Чинопоследование таинства Крещения. Чин воцерковления. Таинство Миропомазания. Вып. 7 – Чинопоследование таинства Брака. Обручение. Вып. 8 – Последование обручения. Вып. 9 – Венчание. Молитвы в 8-й день после брака на разрешение венцов. Венчание второбрачных. Вып. 10 –Таинство Покаяния. Вып. 11 – Таинство великой агиасмы. Однако сборник лекций, подаренный автором С. Салавиллю и хранящийся ныне в библиотеке Института византийских исследований (Institut Français d’Etudes Byzantines) в Париже 214 , начинается с 5-го выпуска «Таинство Крещения», а заканчивается 12-м выпуском «Афонский чин всенощного бдения и краткие замечания о суточных службах»; на титульном листе этого сборника указывается, что это – вторая часть курса. Кроме этого, в ОР РНБ сохранились 14 и 15 выпуски названного лекционного курса, что может свидетельствовать о трехчастной структуре издания: 1 часть – 1–4 выпуски (в архиве Дмитриевского сохранился в машинописи только первый выпуск с карандашной пометкой «Гундяева»; ОР РНБ. Ф. 253. Д. 201), 2 часть – 5–12 выпуски (полный экз. – в IFEB, пятый выпуск имеется также в ОР РНБ. Ф. 253. Д. 201), 3 часть – 13 и далее выпуски (14 и 15 выпуски сохранились в ОР РНБ. Ф. 253. Д. 201). Представляется важным издать эти ценнейшие и интереснейшие лекции проф. Дмитриевского, о чем говорил еще в 1929 г. уже упоминавшийся С. Салавилль.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Эти рукописи дают яркую картину того, как постепенно формировалось чинопоследование таинства брака. Они очень полно и научно описаны в лекциях по богослужению проф. А. А. Дмитриевского. Чинопоследование брака состоит из двух частей — обручения и венчания. Такое разделение на две части имеет очевидный духовный смысл: первая часть подготовительная и вторая часть главная, — подобно тому, как крещению предшествует оглашение, как Литургии верных предшествует Литургия оглашенных и т. д. Но здесь есть еще и историческая причина. Дело в том, что чинопоследование брака стремилось церковно оформить те обычаи, которые бытовали у разных народов издревле. Брак есть, конечно, кульминация в обрядовой жизни народа: брачные песни, наряды, традиции представляют наиболее яркую часть в творчестве разных народов. И сейчас, когда фольклористы собирают песни, они специально интересуются брачными песнями. Так было всегда, здесь всегда была развита народная традиция, народное искусство, обычаи разных религий находили здесь наиболее яркое воплощение. И христианство старается личную жизнь воцерковить и имеющиеся формы личной жизни очистить от всего несовместимого с христианством, остальное воцерковить и наполнить христианским смыслом, одухотворить. В древности был обычай, когда браку предшествовал договор, сватовство, сговор, и у разных народов в разные времена это по-разному оформлялось, иногда нужно было давать выкуп за невесту, иногда подписывать некоторые соглашения. В древности у некоторых народов все это очень пышно оформлялось, и заключение договора — сговор — уже считался заключением брака. Это бывало по-разному, но всегда можно было выделить момент предварительного сговора и факт брака — свадьбу. В древности была традиция особенные отношения между людьми или особенные состояния человека отмечать ношением или обручением кольцом. Такой обычай тоже не был придуман христианством, а взят из жизни. В Требнике находим «Последование, бываемое о обручении». Здесь говорится: «По Божественной литургии священнику, стоящу в святилище (т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Беседа о том, что совершается в чинопоследовании Таинства Крещения В ней же говорится и о покаянии и о словах о сем предмете, сказанные Иоанном Крестителем. Произнесена была в навечерии праздника Богоявления 549 1. Покаяние является началом и серединой и концом христианского образа жизни: поэтому оно взыскуется и долженствует быть и прежде святого крещения и в святом крещении и после святого крещения. При божественном крещении от нас требуется отчет: потому что оно является торжественным обещанием с нашей стороны иметь добрую совесть перед Богом и договором и обязательством проводить богоугодную жизнь и иметь образ жизни приятный Богу. Потому что, уверовав, мы соединяемся с благим и преблагим Христом, отрекаясь от лукавого и вселукавого врага, и обещаем держаться всеми силами благотворных Божиих заповедей, при этом удерживаясь от всякого злого намерения и дела; итак, вопрошаемы, мы отвечаем или непосредственно сами или через наших восприемников 550 , как это бывает при крещении младенцев, – что то, во что мы уверовали, это самое мы с любовью приняли в душу, и мысленно дали обет (или: заключили договор). И поскольку, согласно Апостолу: «Сердцем убо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» ( Рим.10:10 ), то совершив доброе исповедание устами, мы получаем спасение в Бане Пакибытия 551 . 2. Поскольку же и божественную сию купель и все то, что связано с ней, большинство, получая в младенческом возрасте, не сознают значение совершаемого Таинства, то, давайте, теперь, когда и наступающий Праздник сего требует, мы вкратце откроем слуху всех нас: в чем заключается сие значение. Потому что, думаю, что не малая будет польза, особенно же для слушающего со вниманием, от воспоминания и исследования всего того, что священно совершается в божественном (святом) крещении. Потому что благодаря приведению сего на память, осознав, что нечто из принятых при оном обязательств мы позднее презрели (нарушили) или чему-либо и даже начала не привели в дело, мы путем покаяния исправим это.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Таким образом, мы можем различить содержание таинства (благодатный дар родиться свыше) и форму таинства (погружение в воду). Конечно, содержание и форма должны быть едины. Расчленить все на содержание и форму, может быть, и полезно для изучения, но вредно для восприятия. Полезнее и лучше, когда мы воспринимаем все вместе, когда мы не будем все по полочкам раскладывать, когда у нас будет цельное, целомудренное восприятие. Потому что на самом деле форма освящается содержанием, а содержание символизируется формой. Все это соединено — так же, как в человеке соединены тело и душа. Можно говорить о душе отдельно и о теле отдельно, но если их разделить, то человек умрет. Так и здесь: таинство нуждается в своей форме и вне формы на земле не совершается. Поэтому чинопоследование, т. е. обряд, в котором совершается это таинство, приобретает для нас особое значение. Это святой обряд, которой имеет целью символизировать духовное содержание происходящего. Символизировать — это значит, в древнем понимании, явить, воплотить, не просто изобразить, сделать знак чего-то, это есть гораздо большее событие, это есть именно воплощение некоего духовного действия, духовной благодатной энергии . И так же, как тело человека считается святым, потому что в это тело вселяется Вечный Дух, Богоподобный Дух человека, так и обряды тоже святы. Уразумев содержание этого таинства, его смысл и значение, должны изучить достаточно хорошо чинопоследование, т. е. обряд этого таинства. Это поможет нам лучше понять и место этого таинства, и содержание, и значение его. Теперь нужно вернуться немного назад и вспомнить свои впечатления от Таинстве Крещения. О том, как крестили вас самих, вы тоже можете вспомнить, если крестили вас уже взрослыми. Но каждый видел потом, как крестят младенцев, как вообще совершается крещение в нашей Церкви. Мне тоже пришлось не только видеть, но и совершать таинство крещения в течение многих лет в разных храмах. И должен сказать, что впечатление от этой службы у меня осталось, как это ни грустно, ужасное. Потому что совершается это таинство у нас совершенно не подобающим образом. Ну, вот сейчас, когда храмов стало больше, их уже сейчас, кажется, 170 в Москве, что-то стало исправляться. А вот когда я начинал служить (да и 3–4 года назад), храмов было только 50, включая те, что были на самых отдаленных окраинах Москвы. Именно на этих окраинах храмы были очень редки, а население там возросло, основная масса населения проживает сейчас как раз на окраинах города. Вот и получается, что в маленьких деревенских храмиках и производилась основная масса крещений.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Способом совершения таинства является соответствующее чинопоследование, представляющее собой определенным образом структурированную последовательность молитвословий и символических действий. Чинопоследования таинств могут развиваться, изменяться, в совершении таинств в Поместных Православных Церквах могут иметь место несущественные различия. В случае необходимости чинопоследование таинства может быть сокращено. Не все в чинопоследованиях имеет одинаковую важность. Например, главной частью литургии является литургия верных, внутри нее выделяется Евхаристический канон, а в нем, в свою очередь, эпиклеза, т. е. призывание Святого Духа на предложенные Дары. Очевидно, что в чинопоследовании каждого таинства есть некая основная часть, без которой способ совершения таинства не может быть реализован. В догматическом учении о таинствах в этой основной части выделяются: а) материя таинства, т. е. необходимые для совершения таинства вещество (в крещении – вода, в миропомазании – миро, в Евхаристии – хлеб и смешанное с водой вино, в елеосвящении – елей) и/или видимый знак (в крещении – троекратное погружение крещаемого в воду, в миропомазании и елеосвящении – крестообразное помазание различных частей тела миром или елеем соответственно, в Евхаристии – благословение Святых Даров, в священстве – возложение рук епископа на главу рукополагаемого, в браке – троекратное благословение вступающих в брак, в покаянии – крестообразное благословение кающегося); б) форма таинства, т. е. «призывание Святого Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Святого Духа...» 1235 . Для обозначения этой формы слов часто используется заимствованный из латинского богословия таинств термин «тайносовершительная формула». Например, в таинстве крещения – это слова: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь», а в таинстве священства – молитва хиротонии, читаемая архиереем над ставленником. Таким образом, для того чтобы таинство являлось действительным, необходимо выполнение трех условий:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Далее в Требник е присутствует « молитва во еже сотворити оглашеннаго», а за ней следует и весь чин оглашения. Оглашение – это чинопоследование, которое непосредственно предшествует Крещению; это отдельное чинопоследование, имеющее своей целью приготовить человека к Крещению: освободить его от власти сатаны и принять его в достояние Церкви, в достояние Христово. Последование, которое есть сегодня в Требник е, сформировались в целом к X веку в Византии и оттуда перешло на Русь. Для принимавшего Крещение человека, по существовавшему в древности обычаю, был необходим всего один восприемник (крестный): для мужчины – мужчина, для женщины – женщина (в соответствии с 22-м правилом I Вселенского собора). Таковой восприемник назывался по-гречески «анадехоменос» т.е. «поручитель за должника». Это юридический термин: всякий человек как бы «должник» Бога, и восприемник за него поручается. А вот обычай иметь двух крестных – русская традиция, распространившаяся лишь с XIV века. Следует помнить, что Таинство Крещения – это единственное Таинство Церкви, которое может совершить не только священник, но и любой мирянин при каких-то крайних житейских обстоятельствах (например, при угрозе смерти находящегося рядом человека, желающего воспринять это Таинство , или над умирающим некрещеным младенцем). Для его совершения мирянину потребуется вода, а также будет необходимо произнести (при троекратном погружении в нее крещаемого, или при троекратном его кроплении) все те же крещальные слова. Затем, если этот умирающий человек все же останется жив, совершенное над ним Таинство Крещения будет необходимо восполнить Таинство  Миропомазания, что должен будет осуществить уже священник… Существует древняя традиция (со II—III веков) облачать новокрещеного в белые одежды. В литургических богослужебных текстах и святоотеческих писаниях эти одежды называются блистающей ризой, ризою царской, одеждой нетления. Они символизируют духовную чистоту и праведность, приобщенность «новорожденного» христианина Божественной благодати.

http://pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya/

В молитве священника, следующей за молитвами народа и представляющей свод их, подаваемая крещением благодать определяется полнее и подробнее. «Ты даровал еси нам свыше паки рождение водою и духом. Явися, Господи, на воде сей и даждь претворитися в ней крещаемому, во еже отложити убо ветхаго человека тлеемаго по похотем прелести, облещися же в новаго, обновляемаго по образу создавшаго его, да быв сраслен подобию смерти твоея крещением, общник и воскресения будет: и сохранит дар святаго Твоего Духа, и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания и сопричтется перворожденным, написанным на небеси, в Тебе, Бозе и Господе нашем Иисусе Христе». Молитва эта справедливо отличает крещение водою от крещения Духом и говорит об обеих, как о совершаемых в одном и том же таинстве и в одном и том же чинопоследовании крещения. Какие же из исчисленных выше даров благодати даются крещением водою и какие даются только через крещение Духом? Апостольская история достаточно свидетельствует нам, что крещение водою не подает даров Духа Святого, о которых говорится в молитве, как о получаемых при крещении, что они составляют крещение —592— Духом. Само «последование Св. Крещения» не придает воде силу сообщения даров Духа Святого. «И даждь ей благодать, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, супротивным силам неприступну… да бежат от нея наветующии созданию Твоему… Покажи воду сию, воду избавления, воду освящения, очищение плоти и духа, ослабу уз, оставление прегрешений, просвещение душ, баню пакибытия, обновление духа, одеяние нетления, источник жизни». Всё это подается крещением водою, но сообщение даров Духа Святого составляет крещение Духа. Между тем сообщение даров Духа Святого, о которых говорится в последовании крещения, и которое составляет крещение Духа совершается именно в таинстве крещения, а не в таинстве миропомазания, которым только запечатлеваются полученные уже дары. О крещении Духом в первой молитве миропомазания говорится, как о совершенном уже через животворящее помазание, под которым подразумевается очевидно предшествующее крещению помазание елеем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что же касается до другого элемента внешней стороны крещения – омовения водою, то хотя омовение это было употребительно как символ очищения и в дохристианском мире, одного и оно в христианском крещении явилось не вследствие заимствования, а вследствие ясной заповеди Спасителя, сказавшего: »аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие«. Что касается того, почему Спаситель благоволил избрать для крещения именно воду, а не другое какое-либо вещество, хотя мог бы набрать и всякое другое, то конечно потому, что снисходя человеческой природе, хотел, чтобы в этом таинстве употребляем был символ общеизвестный и общепонятный – такое вещество, которое, и по естественным, своим свойством наиболее прилично для этого 2083 . Обращаемся теперь к историческому обзору чинопоследования крещения, при чем прежде необходимо сделать следующую заметку. Каждый акт христианского богослужения, обыкновенно, слагается из различных элементов. Это равным образом должно сказать и о крещении. Элементы эти являлись в чине не вдруг, по постепенно, по мере необходимости. Это с одной стороны, с другой, – элементы эти, входя в состав чина, занимали в нем то или другое определенной положение в отношении к другим элементам, что было также не вдруг, но постепенно. Имея в виду тот и другой факт, очевидно, что как каждое чинопоследование, так равным образом и рассматриваемое нами – чинопоследование крещения – имеет историческое развитие двоякое – внешнее и внутреннее. Под первым собственно разумеется историческое движение чина на пути осложнения новыми и новыми элементами; под вторым же – историческое движение его в упорядочении и устойчивости этих самых элементов. Поэтому, и намереваясь делать общий обзор исторического развития чинопоследования крещения, мы будем применяться к этому, именно делению. – Итак, останавливаемся прежде на внешнем развитии чинопоследования крещения. Сам Спаситель, строго говоря, не установил какого-либо чина крещения в строгом смысле этого слова. В своей заповеди относительно крещения и в других выражениях, относящихся к этому таинству, Он указывает только: как, кому и при каких обстоятельствах должно быть преподаваемо таинство крещения, указывает только существенные элементы, которые должны служить дополнением самого акта крещения и составить с ним одно целое, показывая в тоже время и взаимно отношение этих частей между собою в порядке следования их одна за другою. Иисус Христос дает, таким образом, только основную форму для чина крещения, умалчивая же о разного рода подробностях и частностях, он этим самым, только как бы дает право апостолам, а равно и их преемникам, восполнить данное Им, подробностями, какие будут требоваться, – по требованиям места, или времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010