Измененный чин действа Ваий находится в рукописи XVII века, принадлежащей Ростовскому собору. В ней чин изложен сряду после древнего чина действа, который списан с Новгородского устава (Чиновника). Внесение позднейшего чина в ту рукопись, которая содержала и древний чин, приводит к мысли, что оба чина совершались в Ростовском соборе, и что измененный чин, внесенный в книгу, заменил собою прежний. Позднейший чин, совершавшийся в Москве, находится в Чиновнике патриарха Иоакима за 1675 год. Чиновник издан и во Временнике Императорского Общества истории и древностей (1856 г. кн. 24). Чин действа заключается и в уставе богослужений Московского Успенского собора, совершавшихся во второй половине XVII столетия, напечатанном в древней российской Вивлиофике (Т. XI и VI). В уставе Московского Успенского собора, чин действа изложен не за раз во всей целости. В нем находятся записи о совершении действа в разные годы. В целости же чин составится из записей нескольких годов, записей, касающихся в один год одних, в другой иных священнодействий. Кроме того сохранились указания о действе Ваий в Патриарших выходах, в Дворцовых разрядах, в Выходах царей. Позднейший Московский чин действа Ваий Действо Ваий, совершавшееся в Москве, где ехал на осле патриарх, и где вел осла сам царь, было торжественнее, нежели в Ростове, Новгороде и в других городах, где ехал на осле архиерей и за узду осла вел боярин. Поэтому было отличие в чине действа, совершавшегося в Москве, от бывшего в Ростове и других городах. Излагаем здесь особо сперва Московский чин, потом чин Ростовский. В Московском чине указывается: 1) приготовление вербы и освящение ея на утрени; 2) крестный ход из Успенского собора во Входо-иерусалимскую церковь , или к Лобному месту; 3) священнодействия на Лобном месте; 4) шествие патриарха на осле от Лобного места в Успенский собор; 5) окончание действа в Успенском соборе; 6) освящение и раздача верб после литургии. I. Приготовление вербы начиналось со среды или четверга Вербной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

л. 1. Главы настоящей сей книзе, числом 24. Большая часть, если не все, выписаны из печат. Требников. л. 3. Чин и устав како достоит избирати епископа, далее поставление архиепискупле. л. 46. (В оглавлении: Собор на крутицкаго митрополита на Иону) от божественых писаний и от св. правил собрание господина смиреннаго Филарета, патриарха царствующаго града Москвы и всеа Русии, и сошедшихся к нему митрополитов и архиепископов и епископов (означены поименно) о крещении Латын и о их ересех. Соборное изложение, бывшее в москов. Успенском Соборе 7129 (1620) г. дек. 4. л. 100. Указ, како изыскивати и от самех белорусцев, иже приходящих от польскаго и от литовскаго государства в православную веру, и проч., состоявшийся того же 7129 года 16 декабря. л. 108. Чин бываемый на поставление свещеносца. л. 109 об. Чин бываемый на поставление подиякона. л. 112. Чин бываемый на поставление диякона. л. 119. Устав бываемый на поставление презвитером. л. 126. Чин бываемый на поставление протопопа или архидиякона или протодиякона. л. 127 об. Чин бываемый на превозведение иконома. л. 131. Чин бываемый на превозведение игумена. л. 133 об. Чин бываемый на превозведение архимарита. В конце: Поучение патриарха москов. Филарета на поставление архимаритом и игуменом, а потом от святителя игумениям. л. 143. Начало освящению антимисному, како достоит святителю или епископу освящати антимисы. л. 161 об. Чин умовению ногам во св. великий четверток. л. 171. Поучение епископле всем христолюбивым князем и всем христианом боголюбивым. См. Кормчую 205 л. 337. За тем пять Слов, что там же на конце с л. 574 до 578. л. 190. Григория Нисийскаго о исповедающихся, иже истинною хотящему приити на исповедание ко отцу духовному. л. 194. Чин бываемый о хотящем затворитися по уставом, якоже в правилех пишется. л. 200 об. Чин и устав, како достоит примати иже от Латын приходящих ко святей Божией соборней и апостольстей Церкви к нашей непорочней христианской вере православней и хотящих истинным св. крещением креститися.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Получившие дозволение жить в затворе были провожаемы туда монастырскою братиею с молитвами и благословением, ими совершался богослужебный чин о хотящем затворитися. Чин существовал и у греков. Это видно из слов Валсамона, писателя XIV века. Валсамон, объясняя 41 правило VI вселенского собора, постановившее – испрашивать дозволение у настоятеля монастыря на затворничество, осуждал обычай у внешных, т. е. не греков, что «у внешных желающий – немедленно заключается в затвор, без епископскаго дозволения и без обычных псалмопений» (Прав. св. Соб. изд. Моск. Общ. люб. прав. ввеп. III, ч, 2, стр. 424). Из таких слов видно, что у греков провожали в затвор с обычными песнопениями. Ноу Гоара нет этого чина. В России затворничество было в XII столетии. В лаврентиевской летописи под 1175 годом читаем: Андрей Боголюбский был на милостыню зело охотив; ибо брашно свое и мед по улицам на возех слаше больным и по затворам (Полн. собр. лет. Т. I, стр. 156). Чин о хотящем затворитися сохранился от XIV столетия. В рукописном Требнике конца XIV или начала XV столетия, находящагося в Московской Синодальной библиотеке 37, л. 134, 140) содержится: чин бываемый о хотящем затворитися, но уставом; якоже в правиле пишется. Чин состоит из стихир на все гласы, ектении, двух молитв, после которых вводится в затвор избирающий сей род подвижничества; в заключение прилагаются еще некоторые стихиры (Невоструев. Опис. слав. рукоп. отд. III, ч. 1, стр. 145). В печатных богослужебных книгах «чин о хотящем затворитися» находится в московском иноческом потребнике 1639 года. Сравнивая описание указанного рукописного чина с этим печатным, находим, что оба они один и тот же чин. В киевском требнике митрополита Петра Могилы также содержится чин бываемый о хотящем затворитися. Чин во многом сходен с московским, но более обширен. Но не во всех, и даже в очень редких экземплярах Требника Петра Могилы , изданного в 1646 году встречается этот чин. О редкости таких экземпляров свидетельствует Описание рукописей книг церковной печати библиотеки А.И. Хлудова (составленных Анд. Поповым М. 1872 г., стр. 17). В нем сказано, что Требник (Евхологион) изд. Петром Могилою в Киеве, 1646 г. в лист имеет 20, 994, 4, 263, 2 и 430 страниц. В таком полном виде, именно с добавлением в конце 1-й части (на 52 листах) мнишеского чина, требник Петра Могилы чрезвычайно редко встречается. Обыкновенно в 1-й части 946 л.». Прибавим к этому, что требник Петра Могилы, с этим числом страниц (946), ни чем, ни в начале ни в конце его, не дает заметить, что в нем не достает 52 листов. В других печатных богослужебнах книгах кроме указанных двух требников – иноческого 1639 года, и Петра Могилы 1646 года, чин о хотящем затворитися, не встречается.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В XIV в. не закончилось восполнение дополнительной части Служебника, оно продолжалось и в XV, и в XVI вв. В служебниках того времени встречаются чин исповеди, молитвы от всякой скверны, молитва над плодами и овощами, молитва от всякой печали, молитва на поганых, молитва над сосудом и ситом и т. п. Благодаря этим и другим добавлениям дополнительная часть Служебника увеличилась к концу XVI и началу XVII в. до огромных размеров, она состояла не менее, чем из 25 статей. Такой объем имела она и в первых московских печатных служебниках 1602–1606 гг., а также во всех последующих, до времени Патриарха Иосифа включительно. 15 апреля 1652 года скончался Патриарх Иосиф. Затем начался новый период в истории нашего славянского Служебника – период его сокращения и приведения к единообразию. Начало тому положено было на Московском Соборе 1655 г. 31 августа того же года было приведено в исполнение соборное определение о напечатании нового Служебника. Это был Служебник в истинном смысле слова, не содержавший уже ни одной статьи Требника. Он заключал в себе устав священнослужения, последования вечерни, утрени, чин священной литургии (проскомидия), литургии святых Иоанна Златоуста , Василия Великого и Преждеосвященных Даров, краткое Сказание «еже кáя есть деснáя странá святаго хлеба», отпусты и Месяцеслов. В 1656 году вышло новое издание Служебника, более полное по сравнению с предшествовавшим и почти тождественное с современным. В Служебник внесены были чин благословения колива и чин литии. В позднейшее время прибавлены прокимны Евангелий и Апостолов, аллилуиарии и «Известие учительно». Чиновник . 63 Чиновник архиерейского священнослужения есть видоизменение обыкновенного Служебника. Он содержит три литургии с прибавлением тех молитвословий и обрядов, произнесение и совершение которых усвоено епископу. Таковыми являются чин посвящения чтеца, певца и иподиакона, чин хиротонии диакона, чин поставления во архидиакона и протодиакона, чин хиротонии пресвитера, чин последования «во еже сотворити протопресвитера», чин поставления во архимандрита, чин освящения антиминса. От названия всех этих действий «чинами» получила имя и сама книга. Другой особенностью Чиновника является отсутствие в присоединяемом к нему Месяцеслове прокимнов, аллилуиариев и причастнов. Славянский Чиновник является переводом с греческих текстов, о чем свидетельствуют оставшиеся в нем непереведенными греческие слова, над чином освящения антиминсов определенно указано: «Преведено с греческаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ответ. Никакоже (Небеса сл.14) ни бо может тленное око видети существо нетленное. отсюду же есть яве познати, (Лествица, сл.27) яко не по существу являются нам ангели. понеже не единем образом являются на земли. но ови убо во образех юношеских преобразуются, инии же в виде ( Нав.5:13 ) воинстем. и просто мнози тех образы, едино существо. Вопрос 30. Что же (есть) устав существа ангельскаго 558 . Ответ. Ангел есть животно словесно невещественно, песнословно безсмертно. Вопрос 31. Что же дело небесных сил на небесех есть. Ответ. Пения беспокоя (Лествица сл.27) и желание непрестанно великолепия Господня. еще же и молитва усердна о спасении нашем. Елма же и тии чинове, и воинства глаголются. подобает прочее разумети. чин учителский. чин хранителный, чин обращателный. чин промысленный. чин служителный. чин мучителный. чин душам разлучителный. чин ратнический. чин на небесех пребывателный. Но якоже чиновом различие в горних силах познахом, тако и стояния разумом. (О небесном свящ. нач. сл.1 гл.6, Небеса сл.14) престоли убо и херувими и серафими, не ходатайствене от Бога навыкуют яко всех вышнее, и Богови ближнейше суще. серафими же учат должнейшия чины, и тако прочее горнейши учат долнейших. долнейшии же чин суть святии ангели. иже человеком суть учители. Вопрос 32. Убо поминают ли нас предварившия души, якоже святии ангели нас поминают. Ответ. Праведных убо и святых души, всяко, грешных же во аде суще, ни Бога поминают. ни нас. И слыши Давида к Богу глаголюща ( Пс.6:6 ) яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестьтися. и паки ( Пс.113:25 ), не мертвии восхвалят тя Господи, ни вси нисходящии во ад. Вопрос 33. Что убо дело есть ныне тамо предварившим душам. Ответ. Душа от тела отделившеся ни благо что, ни зло соделати может, видения бо яже зрят нецыи о тамошних смотрителне, сия Бог показует к ползе, якоже бо цевница, аще не имать ударяющаго ю, праздна зрима есть, и безделна, тако и душа и тело друг от друга разлучшася, ничтоже действовати могут, святых убо души от Святаго Духа действуемы, со ангелы во стране живых Бога восхваляют и радуются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Таким образом, мы приходим к выводу, что в своих основных элементах, отражающих его «драматургию», чин омовения мощей, характерный для частного богослужения, совпадает с тем, что изложено в соборных Чиновниках в службе Великого Пятка. Это позволяет нам поставить вопрос о взаимовлиянии чинов частного и соборного богослужений. Однако проведенный анализ соборных последований не отвечает на вопрос, каким образом и откуда в чин Требника попало такое количество крестных и мученических стихир, а так же не объясняет, каким образом чин омовения мощей святой водой превратился в церковном сознании в чин освящения воды святыми мощами, что отразилось не только на смысловой, но и на литургической стороне чина. При поверхностном чтении соборных чиновников складывается впечатление, что совершаемое после облачения архиерея шествие за мощами «со кресты» происходит без какого-либо особенного богослужебного последования, сопровождаемого определенными песнопениями. Однако такое впечатление не верно. В Чиновнике Новгородского Софийского собора указана сугубая ектенья и завершающий ее возглас «Яко милостив», которые произносятся после вхождения процессии в храм Входа Господня в Иерусалим, где и хранились святые мощи. В Чиновнике Нижегородского собора во время перенесения мощей указаны крестопоклонные, богородичные и мученические стихиры. В уже упоминавшемся Софийском Чиновнике указан особый отпуст, отличный от отпуста Царских часов Великого Пятка, который завершает чин омовения мощей. Мы уже упоминали, что все шествия «со кресты» за святыми мощами начинаются с вхождения архиерея в кафедральный собор и его облачения. Выстроенные в своей ли¬тургической последовательности, все эти моменты должны нас привести к единственно возможному выводу – омовение мощей было включено в чин литии, не совсем верно называемой теперь крестным ходом. Этот чин достаточно хорошо описан в ряде средневековых служебников и предполагал как раз все перечисленные элементы: облачение архиерея в храме, исхождение из храма с пением стихир и тропарей, ектенья на «уреченном месте», отпуст после возвращения в храм. В таком виде его можно увидеть в служебнике ГИМ Син. 371 (лл. 21, 24 об., XV в.) под названием «Чин бываемый в литии хотящим Великия Церкви исходити» 1024 , в сербской рукописи РНБ из собрания 21(лл. 75–78, 80–87), где этот чин имеет особое заглавие «Чин како подобает исходити с кресты в литию» 1025 . В самом Софийском Чиновнике XVII в. он изложен под 1 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как мы ниже увидим, автор часто настаивает на чисто-русском происхождении того или иного постригального обряда, однако, как оказывается, тот же самый обряд встречается и в богослужебных памятниках греческой или югославянских церквей, в памятниках, притом, более раннего происхождения, чем наши славянорусские источники, заключающие в себе данный обряд. В виду всего сказанного, мы и решаемся – во-первых, несмотря на существование книги «Пострижение в монашество», затрагивающей взятый нами отдел древнерусской богослужебной практики, еще раз коснуться этого отдела, а во-вторых, излагать этот отдел так, чтобы, по возможности, не повторять уже того, что дано науке преосвященным автором указанной книги. В этих видах, повторим, мы и не даем в настоящем отделе полного описания постригальных чинов древнерусской богослужебной практики XVI и первой половины XVII в., а стараемся лишь восполнить таковое описание, данное в книге преосв. Иннокентия, на основе материалов, не бывших в распоряжении у автора. Главная же цель настоящей главы – привлечение, для объяснения особенностей русских постригальных обрядов XVI и XVII вв., того богатого материала, какой заключает в себе II том «Описания литургических рукописей» проф. А. А. Дмитриевского . Малые чинопоследования пострижения в монашество расположены нами по следующему порядку: а) чин принятия в монастырь, б) чин на одеяние рясы и камилавки, в) последование малой схимы; г) последование великого ангельского образа, д) чин пострижения инокинь и е) чин удаления в затвор. а) Чин принятия в монастырь В настоящее время, прием в монастырь лиц, желающих посвятить себя иноческой жизни, не сопровождается каким-либо церковным чинопоследованием; пришедшего, если он удовлетворяет, известного рода, требованиям, оставляют при монастыре на испытание в качестве послушника, через некоторое время, могут постричь его в рясофор и потом, по истечении надлежащего времени, в которое может обнаружится настроение этого рясофорного послушника, постригают его в малую схиму. В древнее время, в русской церкви существовал особый чин принятия приходящих в монастырь. Чин этот не был каким-либо посвящением в монашескую степень, но служил для пришельца, как бы, «актом закрепления его на жительство в монастыре» 485 . Этот чин в наших, как рукописных, так и первопечатных требниках, носил такое надписание: «Чин, бываемый о коем либо христолюбцы, иже добрым произволением, пришедшу где в обитель и просящему быти духовным братом тамо сущим братиям в той святой обители». Порядок этого чинопоследования подробно изложен прот. Никольским в его труде: «О службах русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах» (стр. 389–392), где данный Чин издан полностью, по старопечатному требнику 1625 г. Повторять, следовательно, описание рассматриваемого последования, нет необходимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Но основа русского чина все-таки греческая: те же молитвы, тоже венчание от венчанного, та же ектенья, многолетие, поздравление и поучение. Чин венчания Димитрия Иоанновича дошел до нас в одном списке в таком виде, который представляет собою ни более, ни менее, как церемониал, имеющий в виду венчание, как будущее. Ясно, что чин наперед составлялся и составитель его, взяв за основу византийский чин венчания X в., пополнил его «стариной», некоторыми чертами из позднейшего византийского чина венчания, как он совершался в соединении с миропомазанием, и некоторыми оригинальными чертами. Чин венчания Димитрия Иоанновича послужил образ- —188— цом для последующего времени. Чин венчания кн. Василия Иоанновича не сохранился. Чин венчания Иоанна Васильевича Грозного (16 января 1546 г.) повторяет чин венчания Димитрия Иоанновича и даже в литературном изложении обнаруживает прямую зависимость от него. Но новые политические идеи внесли и нечто новое в чин. В чине прямо заявлено, что великий князь был венчан «прародителя его венчанием, царя Великого Владимира Мономаха » и действительно под явным влиянием повести о Мономаховых регалиях на Иоанна Грозного пред первою коронационною молитвою возложен был крест из животворящего древа. Но в этом только и разница собственно в венчании: в остальном полное подобие. 738 Кроме краткого чина венчания Грозного, сохранилось в нескольких редакциях подробное описание его, в котором говорится и о миропомазании Грозного. 739 Но был ли в действительности Грозный помазан? Хотя невольно возникают вопросы, которые могут, по-видимому, оставлять под сомнением миропомазание Грозного, однако есть основания предполагать его. Описание миропомазания Грозного озаглавлено так: «чин, како подобает помазати царя». По-видимому, заглавие слишком обще. Частный ли в виду случай? Но так как миропомазание теперь употреблено в первый раз, то естественно возникал вопрос: «как оно совершается? по какому чину?» Когда возник этот вопрос, поручено было кому-нибудь навести справки и составить чин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Освящение храма В Православной Церкви существует несколько чинопоследований, связанных со строительством нового храма: чин на основание церкви, чин поставления креста на купол церкви, чин благословения колокола и великое освящение храма. Кроме того, существует чин малого освящения храма, совершаемый после ремонта уже освященного храма, если при ремонте не сдвигался престол. Освящение антиминса совершается, как правило, одновременно с освящением храма, однако может быть совершено и отдельным чином. Также отдельно могут совершаться чины освящения различных предметов церковной утвари и икон. Чины основания и освящения храма – весьма древнего происхождения. Уже Барбериновский Евхологий конца VIII века включает в себя молитву на основание храма, чин освящения новосооруженного храма и чин положения в нем святых мощей (в более поздних рукописях два этих чина объединяются в один). Подробное описание чина освящения храма, в основных чертах оставшегося неизменным до сего дня, содержится у Симеона Солунского . Основание храма Чин основания храма в славянском Требнике существует в двух вариантах – кратком и пространном. Краткий чин совершается архиереем в омофоре и епитрахили. Чин начинается, как обычно, с «Трисвятого по Отче наш», после чего поется тропарь святому, в честь которого будет сооружен храм, «и иныя тропари, яже хочет предстоятель». Далее читается молитва, в которой архиерей просит Бога сохранить основания храма «нерушима и непозыблема». Следует отпуст, после которого архиерей берет камень и, начертив им крест, полагает его в основание храма со словами: Основа и вышний, Бог посреде его и не подвижится: поможет ему Бог утро заутра ( Пс.45:6 ). На месте, где будет находиться святой престол, архиерей водружает крест, произнося молитву, в которой просит Бога благословить и освятить место для храма. На кресте начертывается надпись с указанием даты основания храма. Более полный чин, содержащийся в Требнике дополнительном, предполагает участие архиерея, облаченного по полному чину (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во второй книге содержатся последования Таинства Елеосвящения, молебное пение о недужных, об умирении враждующих и умножении любви, о путешествующих, чин благодарения о благодеяниях Божиих, чины освящения различных принадлежностей храма и богослужения. В третью книгу (1984 г.) вошли последование великого освящения воды, чин при основании церкви и водружении креста, чин освящения храма, чин благословения нового киота для хранения святых мощей, чин благословения и освящения иконостаса, чин благословения колокола, последование о второбрачных, последование над скончавшимся священником, чин погребения младенцев, последование отпевания усопших в пасхальную седмицу, молитвы на разные потребы (освящение винограда на Преображение, мясной и молочной снеди на Пасху, чин освящения артоса и т.д.), чины присоединения к Православной Церкви, освящение дома, чинопоследование над усопшим неправославным, молебное пение на новолетие. Чинопоследование соединяемым из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви В книге содержатся чинопоследования приема в Православную Церковь нехристиан и христиан других исповеданий: а) через Таинство Крещения (язычников, иудеев, магометан); б) через Таинство Миропомазания (лютеран, католиков не миропомазанных и кальвинистов);в) через Таинство Покаяния (тех, кто крещен и миропомазан, но отпал от Православной Церкви и совратился в раскол). Книга представляет собой извлечения из Большого Требника некоторых глав (97, 98, 103–106) с несколькими дополнительными статьями. Чинопоследование было издано отдельной книгой в 1757 году и затем переиздано в 1845 и 1858 годах. Последование молебных пений В книге изложены молитвословия и чины, заимствованные из Большого Требника: молебные пения «против супостат» (гл. 91), «во время бездождия» и «во время безведрия» (гл. 80 и 81). Книга содержит также последования, не встречающиеся в Требнике: благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием, чин благословения в путешествие, хотящим по водам плыти, чин благословения судна ратного, воинского знамени, нового корабля, копания кладезя и благословения его. 3. Таинства и их назначения

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010