111) Хотя бы священник служил и без диакона, по пресуществлении св. Даров должен произносить «аминь» три раза. Троекратное «аминь» служит выражением веры, что как хлеб и вино в отдельности, так и оба в совокупности, преложены в истинное тело и истинную кровь Христову (Рук. д.с.п. 1889, 17). 112) Относительно земных поклонов одни утверждают, что по установившемуся обычаю нашей Церкви, на литургии для священнослужителей полагается три земных поклона и никак не более четырёх – один после освящения св. Даров, другой по «Отче наш», третий при чтении «Ослаби остави», пред причастием св. Таин, и четвёртый при словах: «Се прихожду к безсмертному Царю» (Рук. д.с.п. 1885, 52); по мнению других земные поклоны должны быть полагаемы: по пресуществлении св. Даров, при пении «Отче наш» и два при причащении (Риж. Е.В. 1889, 5); третьи прямое указание на земные поклоны для священнослужащих находят в трёх местах; пред пресуществлением св. Даров, пред «Отче наш» – в том и другом случае при чтении молитвы: «и просим и молим и мили ся деем» (κετεομεν – преклоняя колена) – и после «Отче наш» при тайном возглашении: «Боже, очисти мя грешного»; причем замечают, что земной поклон священнослужащего, вызванный его высоким религиозным настроением и умиленным состоянием, никогда и нигде не может быть воспрещён (Ц.В. 1897, 18; см. выше, 82 прим. и 795 стр. печатного оригинала; сн. 1 прим. к. 797 стр.). 113) Диакон кадит одну только св. трапезу окрест (ср. по Чиновн. и Служеб.) и затем полагает плат на св. чашу (Пособ., 436 стр.). – Обычай, соблюдаемый некоторыми священниками в малорусских церквах, на «Изрядно о Пресвятей» не брать в руки кадило, а только возлагать свою руку на руку диакона, держащего это кадило, и покивать его три раза, – должен быть оставлен, так как напоминает иудейско-фарисейский формализм, допускающий всякие странные сокращения вместо действительных обрядов (Рук. д.с.п. 1885, 52, 1887, 19). – Священник, служащий без диакона, при возгласе «Изрядно» кадит св. трапезу спереди и тотчас творит поминовение (Ц.Вед. 1895, 39). – При произнесении слов: «Изрядно о Пресвятей», священнику следует кадить св. Дары сугубо, т.е., девять раз, с тремя поклонами; такое же каждение прилично пред перенесением св. Даров с престола на жертвенник, при произнесении слов: «Вознесися на небеса» (Сарат. Е.В. 1888, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Помяни мя, брате и сослужителю. Диакон: Да помянет Господь Бог священство твое во царствии Своем. Таже и диакон, поклонив и сам главу, держа вкупе и орарь треми персты десницы, глаголет ко священнику: Помолися о мне, владыко святый. Дух Святый найдет на тя, и сила Вышнего осенит тя. Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего. Помяни мя, владыко святый 92). Да помянет тя Господь Бог во царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. И целовав (диакон) десницу священника, исходит северными дверми, и став на обычнем месте, глаголет ектению: Исполним молитву нашу 93). Молитва приношения (тайно): Господи Боже Вседержителю. Возглас: Щедротами Единородного Сына. Аминь. Мир всем. И духови твоему. Возлюбим друг друга 94). Отца, Сына, и Святаго Духа. Троекратное чтение (тайно) священником: Возлюблю Тя, Господи, при троекратном поклонении. И целует (сверх покрова) святая: верху св. дискоса, верху св. потира и край св. трапезы пред собою95). Диакон спокланяется, на немже стоит месте, и целует орарь свой, идеже есть креста образ, и тако возглашает: Двери, двери, премудростию вонмем. Открытие завесы96). Верую во единого Бога 97). Священник, произнося тихо символ веры , колеблет воздухом над святыми Дарами98). Станем добре. Милость мира. И священник убо взем воздух от святых, и целовав и (воздух), полагает на едино место99), глаголя: Благодать Господа [по принятому обычаю, обратившись при этом на запад и благословляя рукою]100). Диакон же, поклонився, входит во св. алтарь. И приим рипиду, веет святая благоговейно. Аще же несть рипиды, творит сие со единем покровцем. И со духом Твоим. Горе имеим сердца 100). Имамы ко Господу. Благодарим Господа. Достойно и праведно есть 101). Чтение тайной молитвы благодарения: Достойно и праведно Тя пети. Возглашение: Победную песнь поюще. Свят, свят, свят. И зде паки диакон, приим св. звездицу от св: дискоса, творит креста образ102) вверху его, и целовав ю (звездицу) полагает, идеже и покровцы (см. Чиновн.). Таже приходит, и станет на десней стране: и взем рипиду в руце, омахивает тихо со всяким вниманием и страхом верху св. Даров, яко не сести мухам, ни иному чесому таковому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Л. 139. Глава, . Из глава четверта пррчества, и сонъ вторый навходонсоровъ. Именно начиная с 98 ст. 3-й гл. до конца главы 4-й. За тем толкование на гл. 4. Здесь на об. 148 л. ссылка на Бугенхара, на об. 153 на толковников Лудовика, Молину, Делриа, Малдоната, л. 154 на Фому Аквината, об. на Корнилия Алапида. Л. 171 об. Глава, з, . птое. Из глава пта пррчества. Выписана вся глава пятая и протолкована. Л. 200. Глава, и, . Изъ пррка глава седма. Выписано 7:1–4. Потом на тое Вот они: Первый зврь вид прркъ, Львицы к б, высокопарнаг орла. Ещ и падщее львица вид: И сердце человче ей дадес, И ста на ног человчю. За тем толкование на сии стихи. Сперва помещено толкование изъ книги харатейны. Оно кратко. Но с л. 201 начинается другое под таким заглавием: наше на тое Здесь же л. 206 об. халдейска, как начас. и множис, даже до валтасара цар послднг. Под сим заглавием следует перечень 47 царей этой монархии, с кратким историческим показанием о некоторых. Л. 214. Глава, , . Из главы седмы. Взят один пятый стих. Потом и толкование на них сперва из книги харатейной, потом от переводчика ( наше). Здесь же л. 222 об. на вторю и царей персидскихъ, сирчь вторы колики быша. В этом списке царей Персидских, после изложения исторических сведений о Кире, л. 227 об. сказано: понеже б въ лто црства тог кра, вид прркъ коже пишетс во дестой глав Сег ради зд пристойн бде т приложити и ег, к писано есть въ харатейной книг . На сем основании прерывается перечень царей Персидских и изъяснение 7-й главы пр. Даниила. Л. 227 об. Глава, . на Содержит в себе указание на пророчество, содержащееся в гл. 10 пр. Даниила. За стихами следует: и пророка, но изложено не словами свящ. текста, а совершенно в ином виде. Здесь Архангел Гавриил является предсказывающим судьбы мира до времени антихриста. Сперва сказано, что он возвестил плачь и наступление Голода Асии, Понту, Фригии, Галатии, Каппадокии, Камбании, Смирне, Антиохии, Александрии, Египту, Никомидии, Халкидону, Вузу и Риму, потом предрекается гонение на Христиан в Никомидии, времена Константина Вел. и его преемников, в особенности иконоборцев, наконец последние времена Константинополя и мира: царствющ дан, изыдетъ из двицы скверны. (См. пророчество, приписываемое Мефодию Патарскому , 330 л. 282). По окончании сего пророчества, л. 234, сказано: пишетъ зд харатейна книга, и изтолкетъ, же и на конецъ се книги чиновн написетс, и црствахъ, и Сег радн там пространн напишемъ во своемъ мст: зд же слдстве, к да не бдетъ въ повстхъ нашихъ. И за тем продолжается прерванный выше ряд царей Персидских до разорения монархии Персидской Александром Македонским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

августа 24) на патриаршество, ехал в государевой карете, изготовленной из конюшного приказа о шести возниках. Приняв в руку животворящий крест, он поехал к Спасским воротам за город. С ним в карете сидели Троицкой и Рождественской архимандриты. Архиереи же сели в свои кареты у Красного крыльца. Бояре, околничей, думный дьяк шли за патриархом пешие от Благовещенской паперти до рундука против Архангельскаго собора. И сели в карету у этого рундука. Боярин с товарищами ехали пред патриархом, а власти за ним. По сторонам патриаршей кареты шли 4 полковника, 4 полуполковника, 100 стрельцов Лаврентьева полку Сухарева, из конюшного чина 2 казначея и 4 стремянных конюха (Двор. разр. Т. IV, стр. 590). Посвященные из архимандритов в епископы, в архиепископы, в митрополиты, как сказано выше, в день своего посвящения в прежнее время совершали шествие около Кремля на осле, впоследствии в карете. В том и другом случае шествие их было менее торжественно, нежели патриаршее. Шествие архиереев на осле Для шествия по городу архиереи выходили не из царских, а из патриарших палат. Стол, из которого новопосвященный выходит для шествия по городу, был не у царя, а у патриарха. И самое шествие сопровождалось менышим числом сановников, сопровождавших новопосвященного при его обхождении города (Чин поставления в патриархи Иоасафа 1667 г. Рук. чиновн. кн. в Синод. библ. 67–22). В чине поставления епископа (1645–1652 года) сказано, что после литургии патриарх с новопоставленным отходит в крестовую палату и власти вместе с ним, и внегда сести ему ясти, новопоставленный яст с патриархом с одного блюда; и егда поставят третие ястие, тогда новопоставленный, востав и прием от патриарха благословение, исходит от стола и поедет на осляте ко царю, а осля ведут патриарши приказные, ему же патриарх повелит. Архиепископ же, сед на осляти, вземлет честный крест и едучи осеняет, и пришед к царю, глаголет: «Достойно есть», и по отпусте благословляет царя животворящим крестом и водою кропит, и осеняет честным крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1071 6 мая 1681 года патр. Иоаким служил литургию по боярине Б. Μ. Хитром (Хитрово), «и на часех болярыня Марья Ивановна святейшему патриарху поднесла ширинку тафтяную, золотом пакищену, на послужение на посох, а после литоргии была дача за службу» (Рукоп. Моск. Синод. библ. 426, л. 112). Ширинка, предназначавшаяся в данном случае вместо сулка на посох, служила тогда разным целям и между прочим ею пользовались, когда приходились брать в руки и носить какой-либо священный предмет, например, воздвизальный крест (Чиновники Московск. Успенск. собора, мною изданные, стр. 127. М. 1908; сн. Древн. Росс. Вивл. ч. XI, стр. 107). В древнем Новгороде протопоп, ключарь или протодиакон обычно подносили осеняльный или благословящий крест святителю на блюде с сулогом, то есть, придерживая последнее или самый крест снизу ширинкой. Чиновн. Новгор. Соф. соб., стр. 78, 164, 190. М. 1899. 1073 На западе с XIV до XVII стол. к изогнутой верхушке (curvatura) или верхнему шипку (nodus) посохов епископов и митрофорных аббатов прикреплялось более или менее ценное матерчатое украшение. У древних литургических писателей оно называлось то orarium, то velum; позднее его обозначали словами: sudarium и pannisellus. Отправляясь от названий: orarium и sudarium, следует думать, что епископы и аббаты первоначально пользовались этою принадлежностью, как потовым и вообще лицевым платком, при отправлении утомительных церемоний, особенно в жаркое летнее время. Этой цели, как нельзя более, отвечала тонкая, газообразная льняная материя (byssus), из которой чаще всего в более древнее время приготовлялся на западе рассматриваемый предмет. Наоборот, реже встречающееся для последнего название velum указывает, по-видимому, скорее на то, что в рассматриваемую принадлежность завертывали руку, чтобы в холодное время она не страдала от стужи при прикосновении к металлу, а в теплую пору не грязнилась от него и сама не пачкала его. Не говоря уже о том, что легкая и прозрачная, на подобие теперешнего крепа, материя, из которой делался pannisellus, мало пригодна была для достижения указанных целей; не должно упускать из виду того, что последним могла вполне удовлетворять перчатка на руке, в которой западные епископы и митрофорные аббаты почти всегда носили свой посох. В некоторых западных церквах было в обычае при епископских мессах держать сударь диакону, который в положенное время возлагал его на престол по правую сторону епископа. Из этого не без основания заключают, что в более отдаленную эпоху и западные епископы, как и восточные, обходились в данном разе без услуг диаконов, подвешивая свой ручник непосредственно к поясу. Бока Geschichte der liturgischen Gewänder, В. II, ss. 226–231.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одежды иподиакона и диакона, кроме указанных, суть следующие: Орарий (ρριον). – Орарь есть род длинной широкой ленты, которою иногда оноясуются крестообразно чрез плечи, а иногда носят на левом плече (раме) 137 (Извест. учит. в Служебн.). Орарь имеют иподиаконы и диаконы. Низшим же церковным служителям (т. е. чтецам, певцам) не позволяется носить ораря (Лаод. Соб., прав. 22, 23). Кого посвящают в иподиаконы, того опоясуют орарем крестовидно чрез плечи. Иподиакон всегда носит таким образом орарь; ибо при этом ему удобно исполнять те обязанности в церкви, для коих он посвящается. Эти обязанности исчисляет архиерей, при посвящении иподиакона, в следующей молитве: «И даждь ему (Господи) любити благолепие дому Твоего, предстояти дверем храма Твоего, возжигати светильник селения славы Твоея» 138 . (Чиновн. чин хирот. иподиак.). Опоясание орарем служит знаком того, что смирением, целомудрием чресл своих и чистотою сердца должен стяжать себе одежду чистоты; посему иподиакон после посвящения в орарь не может вступить в брак (Сим. Сол. Скр., ч. III, гл. 2, § 2; см. 26 апостольск. правило, и 6 Вселенского Собора прав. 6). При посвящении (хиротонии) же во диаконы разрешают препоясание ораря. Архиерей возлагает орарь на левое плечо посвящаемого. Диакон опоясуется орарем только на литургии, после «Отче наш» (Служебн.), т. е. в то время, когда приуготовляет себя к принятию тела и крови Господней. В прочее же время он обыкновенно орарь имеет на левом плече, и при возглашениях ектений, при словах: «вонмем», «благослови Владыко» и под., возвышает конец ораря, держа тремя перстами правой руки 139 . Таким действием он то возбуждает народ к молитве, то дает знать другим диаконам, певцам и даже иерею о времени священнодействования и пения. В древности диакон орарем отирал уста причащающихся 140 . Диаконы, сообразно их служению трапезам, какое усвоено им было при апостолах ( Деян.6:1–6 ), стоят ближе к престолу Божию, нежели иподиаконы, и изображают собою херувимов и серафимов. И орарь изображает, собою крылья ангельские. Иногда на ораре вышивается ангельская песнь: «Свят, свят, свят». Орарь есть неотъемлемая одежда диакона при богослужении. При возложении на себя ораря (на литургии) Диакон не произносит никакой особой молитвы 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

При архиерейском служении, после «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», возглашается: «Многая лета» Св. Синоду, императору и царствующему дому и разным чиноначальникам, а воззвание: «И во веки веков» следует после возгласа: «Яко свят еси», именно: архиерей, по окаждении стоящих в алтаре, стоит пред святою трапезою (престолом), смотря к народу. И протодиакон, выйдя из алтаря, становится к святым дверям «к стране», а не прямо против них, держит орарий тремя перстами, мало воздвигает его и говорит: «Господи, спаси благочестивыя», и певцы поют: «Господи, спаси благочестивыя». Засим диакон говорит: «И услыши ны», и певцы поют: «И услыши ны». Тогда поставляется кафедра уготовленна пред святою трапезою, и садится архиерей лицом к пароду (Чиновн.). После сего диакон возглашает Похвалу (Чинов.), т. е. исчисляет всех тех, кого он разумеет благочестивыми, произнося свою молитву. Так он возглашает: «Святейший Правительствующий Синод на многая лета». Провозглашенное диаконом: «Святейший Правительствующий Синод на многая лета» повторяют» служащие архимандриты и иереи. Потом то же поют певцы сперва правого, а потом левого клироса. И когда поют конец: «на многая лета», архиерей благословляет поющих обеими руками, сидя. Засим диакон «возглашает Великую Похвалу», т. е. воспоминает императора и весь царствующий дом, прибавляя: «на многая лета». Архиерей встает. Потом воспоминает служащего архиерея; засим говорить: «Преосвященные митрополиты, архиепископы, епископы на многая лета». Наконец, возглашает: «Благоверный правительствующий синклит, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство и вся православные христианы на многая лета». Эти похвалы поют в алтаре сослужащие архиерею и потом певцы обоих клиросов. Во время провозглашения сих похвал архиерей благословляет народ обеими руками крестовидно, сидя; засим отъемлют кафедру. По окончании всех похвал, архиерей, оборотясь к востоку, поет пред святою трапезою, вместе с предстоящими сослужителями, последний кондак по чину (по Уставу), который не был пропет сряду по Входе, кан видели выше. И засим уже диакон говорит: «Благослови, Владыко, время Трисвятого». Получив благословение, он отходит к Святым дверям и, стоя пред ними, глаголет: «Господу помолимся». архиерей же возглашает: «Яко свят еси, Боже наш» и т. д. И протодиакон близ дверей, держа орарий тремя перстами и показуя к народу, говорит: «И во веки веков». Засим певцы поют: «Аминь» и «Трисвятое».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

759 Указание на великие поклоны смотри в Типиконе, в послед. 24-го февр., аще случится в понедельник 2-й, З-й и 4-й Недели Велик. пост. и в Тип., в послед. 25-го марта, и в особой книге на среду 1-й седм. Вел. поста. 760 После пения: «Да исправится» и после перенесения Св. Даров на престол, при совершении трех великих поклонов, произносить по обычаю молитву: «Господи и Владыко живота моего». Но находят, что это по предписано Уставом, что великие поклоны указываются довершать и без этой молитвы, что в Типиконе, а главное в отдельно напечатанных службах 1-й и страстной седмиц Великого поста, где от слова и до слова печатаются вполне молитвы, даже по несколько раз на одной и той же странице, там нет указания, чтобы по «Да исправится» и по перенесении Св. Даров, читалась молитва: «Господи и Владыко живота моего» (Литовок. Епарх. Ведом. 1874 г., 12–24 марта). С этим можно согласиться. (См. выше). 761 В Типиконе, изданном в Москве 1848 г., в последовании 24 февраля в понедельник 2-й седмицы Великого поста и в храмовых главах 34, 35 указано, что малые ектении не глаголем. В том же Типиконе 1848 г. назначена 9 марта малая ектения. В Литовских Епархиальных Ведомостях (1874 г. 12, стр. 90) признано это указание ошибочным. 762 При архиерейском служении, когда чтец сказывает прокимен, архиерей идет на ее место и отдает омофор диаконам и садится на ем месте. Один же из диаконов, разоблачавших архиерея, держит омофор обеими руками. При пении Аллилуиа бывает каждение. По чтении же Евангелия архиерей сходит с его места, будучи поддерживаем под руки двумя архимандритами и игуменами и лровождаем до Царских врат и, благословив их рукою, выходит в Царские двери, берет трикирий и дикирий и благословляет народ. Певцы поют: «Ис полла эти деспота» (Если присутствует при литургии Государь император, то протодиакон, по прочтении Евангелия, несет Ему Евангелие для целования). Потом архиерей осеняет находящихся в алтаре, отдает трикирий и дикирий, целует св. Евангелие и говорит: «Мир ти, благовествующему». Протодиакон же целует правую руку его. Архиерей, взяв святое Евангелие из рук протодиакона, ставит Евангелие на престоле, на ей стороне его, выше антиминса. Прочие сослужащие в то время Евангелия не целуют (Чиновн., лит. преждеосв. Даров).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

преждеосв. Даров). Священник отдает кадильницу после того, как чтец пропоет последний стих, именно: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия». Обыкновенно в это время священник идет к жертвеннику, и диакоп, встав с колен, следует за ним. Священник кадит пред жертвенником трижды и отдает кадило диакону, который, стоя пред жертвенником, кадит до конца пения: «Да исправится». Священник же, возвратясь к престолу, становится на колени пред ним. Во время сего пения Устав назначает пароду и ликам то вставать с колен, то снова становиться на колени. Те, которые поют, по предписанию церковного Устава, во время пения стоят, не преклоняя колен. После же пения они становятся на колени. Таким образом, в самом начале и в самом конце сего пения, когда чтец произносит слова: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», – кроме чтеца, оба лика и весь народ стоят па коленах. После сего все находящиеся в храме встают с колен, и допевается: «Воздеяние руку моею, жертва вечерняя». Во время же пения правым и левым ликами: «Да исправится молитва моя». Устав повелевает стоять, не преклоняя колен, не только лику, который поет, но и народу, стоящему на той стороне, лик которой поет (Тип., послед. среды 1-й седм. Велик. поста и Триодь Постная, Чиновн., лит. преждеосв. Даров). Это соблюдалось и вполне соблюдается там, где «Да исправится» поют не только лик, но вместе с ним и народ, стоящий на той же стороне 758 . Как Царские врата ни при какой вечерне при пении «Да исправится молитва моя» не открываются, так их и на вечерне при литургии преждеосвященных Даров не указано открывать. Есть и указание, чтобы молитвословие: «Да исправится» петь при затворенных Царских дверях. В Триоди Постной (изд. в Москве, 1754 г. и 1828 г. и др.) указано открывать врата Царские после пения: «Да исправится», пред чтением Апостола и Евангелия. «Аще (случится) праздник Обретения честные главы или святых 40 мучеников, тогда по окончании «Да исправится молитва моя»: абие Святым вратам отверстым, поем прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и прочее по обычаю» (Триодь Постная, послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Начало вечерни сопровождается священнодействиями 318 . На вседневной вечерне (Тип., гл. 9) и на великой, совершаемой не на бдении, а отдельно от утрени, иерей в самом начале отверзает внутреннюю дверь, т. е. завесу (Тип., гл. 7). В отдание Пасхи, как в пасхальную седмицу, открываются Царские врата и, при пении: «Христос воскресе» со стихами, иерей стоит пред престолом с крестом, свечею и кадилом. На вечерне, совершаемой на бдении, открывают Святыя Двери (Тип., гл. 2), т. е. Царские врата и, нри пении псалма: «Благослови, душе моя, Господа». священник предшествуемый диаконом (или параекклисиархом, Тип., гл. 2) со свечою, кадит весь храм. Этими священнодействиями мысль христианина переносится ко времени сотворения мира, к блаженному состоянию прародителей. Каждением изображается сказание Бытописателя, что при творении мира Дух Божий, истинный свет и благоухание во спасаемых, носился над бездною ( Быт.1 ). Отверстыя Царские двери в алтарь знаменуют, что с созданием мира человеку назначено было пребывание в раю. Но непродолжительно было блаженное состояние людей. В знак того, что люди изгнаны были из рая после их грехопадения, затворяются Царские двери после каждепия храма (Тип., гл. 23). После предначинательного псалма, радостное, торжественное богослужение переменяется в скорбное о грехах. Молитвословия, чтения иерея, диакона, пение певцов содержат прошения о том, чего лишились люди по их грехопадении. Иерей на вседневной вечерне и на великой, как совершаемой отдельно от утрени (Тип., гл. 9 и 7), так и на бдении (Тип., гл. 2), при чтении или пении псалма: «Благослови, душе моя. Господа», стоит пред затворенными Царскими вратами и тайно читает светильничные молитвы, изображая Адама, кающегося пред вратами рая. В знак покаяния и смирения священник читает эти молитвы с открытою главою 319 . Молитв светильничных семь 320 . На вечерне пред Литургией Преждеосвященных даров иерей три первые светильничные молитвы читает между ектеньями великой и малой (после предначинательного псалма). 1-я из них есть молитва 1-го антифона, 2-я молитва – 2-го антифона. 3-я молитва – 3-го антифона. И потому на Литургии Преждеосвященных даров, когда поется предначинательный псалом, иерей глаголет светильничные молитвы, сиречь вечерния, с четвертыя эти молитвы: зане три первыя по ектениях глаголются (Служебн., чин преждеосвященной литургии). В богослужебных книгах эти молитвы называются (Служебн. Чиновн., Тип.) светильничными (εχα τοu λυχνικοu ), потому что в них иерей славословит Господа, живущего во свете неприступном, за дарование света вещественного, и просит о просвещении души 321 . Затем и дальнейшая служба вечерни в богослужебных книгах носит название «светильничное» (τ λυχνικν). В Типиконе читаем: вечер во светильничное стихологисусм Блажен муж I-й антифон. ... На Господи воззвах поставим стихов десять и т. д. (Тип. послед. 1 сент. Сн. нослед. вечера в Пасхальную седм.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010