Возведение во все эти чины бывает на литургии среди храма во время Входа с Евангелием 1196 , подобно тому, как бывает при награждении набедренником, палицей, митрой (см. далее). Производимый приводится протодиаконом и диаконом обыкновенно из, средины храма к престолу, делает там три земных поклона и приводится к архиерею и поклоняется ему до пояса трижды. Архиерей, сидя, знаменует (благословляет) крестовидно по главе его трижды и, встав, полагает на главу его руку. Диакон произносит: «Господу помолимся», и архиерей читает молитву, в которой он, при посвящении в Архидиакона (Α=ρχιδικονος) или протодиакона. просит Бога: «Сам одей благодатию сею архидиаконства пресущаго раба Твоего, имя рек, и украси его честностию Твоею, в начале стояти диаконов люда Твоего, и образ добр его быти сущим по сем»; при посвящении протопресвитера или протоиерея просит Бога: «Сам одей Твоею благодатию и брата нашего, имя рек, и честностию украси его в начале стояти пресвитеров люда Твоего, и добр образ сущим с ним быти удостой»; при посвящении во игумена – просит Бога: «Соблюди (и паству словесную) сию... ко еже не погибнути от нея нн единому овчати... И раба Твоего сего, его же благоволил еси поставити над нею игумена, достойно покажи Твоея благости, и всякими добродетелями украси, чрез свойственная дела, благий образ сущим под ним бывающ». Затем, в тайной молитве просит Бога: «И покажи раба Твоего сего, игумена сея честные обители, верна и мудра иконома (управителя), вверившияся ему от Твоея благодати словесные паствы». По прочтении молитвы, архиерей, при посвящении в архидиакона, протодиакона, протопресвитера (pροτοπρεσβτερος), протоиерея (pροτοιερες), знаменует посвящаемого крестовидно, говоря: Благословен Господь: се бысть раб Божий, имя рек, протодиакон, или архидиакон, во имя Отца» и т. д. – или: «протопресвитер Святейшия Божия Церкве, имя рек, во имя Отца, и Сына, и Св. Духа» и, возложа архиерей руку на главу посвящаемого, возглашает: «a=«ξιος». Если производимый в протоиерея не имел набедренника, то он надевается ему. Затем певцы поют: «a=»ξιος» трижды. И идут в алтарь .арскими дверьми по чину (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

чтение молитвы прежде Евангелия: Возсияй в сердцах. Диакон же, кадило отложив на обычное место, приходит ко священнику62), и подклонив ему главу свою, держа орарь крайними персты, и указуя на св. Евангелие, глаголет: Благослови, владыко, благовестителя св. апостола и евангелиста, имя рек63). Иерей, знаменуя его, глаголет: Бог, молитвами святаго славнаго 64). И подает ему св. Евангелие. Диакон же, рек: Аминь, и поклонився св. Евангелию, приемлет е65), и изшед св. дверми, предходящим ему лампадам, приходит и стоит на амвоне, или на учиненном месте. Иерей же, стоя пред св. трапезою и зря к западу, возглашает: Премудрость, прости, услышим св. Евангелиа 66). Мир всем. И духови твоему. От (имя рек) святаго Евангелиа чтение. Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Вонмем 66). Чтение Евангелия67). Мир ти благовествующему. Слава Тебе Господи, слава Тебе. И отшед диакон даже до св. дверей, отдает св. Евангелие иерею [который, приемля Евангелие целует его68) и полагает на горней стране, выше антиминса69), на престоле, – см. Чиновн.]. Затворение царских врат70). Сугубая ектения: Рцем вси от всея души 71) . Чтение священником после прошения об Императоре молитвы прилежного моления: Господи Боже наш. Яко милостив и человеколюбец. Аминь 72). [Если бывает приношение за усопших, диакон произносит ектению за усопших73): Помилуй нас, Боже. По прочтении тайной молитвы: Боже духов, возглас: Яко Ты еси воскресение 74). Аминь]. Ектения об оглашенных: Помолитеся, оглашеннии 75). Молитва о оглашенных: Господи Боже наш, Иже на высоких. Возглашение: Да и тии с нами славят. И простирает антиминс священник76). Аминь. Елицы оглашеннии, изыдите 77). Литургия верных Ектения: Елицы вернии, паки и паки. Молитва верных, первая, по еже распрострети антиминс76): Благодарим Тя Господи. Премудрость. Священник, по прочтении тайно первой молитвы, возглашает: Яко подобает Тебе. Аминь. Ектения: Паки и паки 78). Молитва верных вторая: Паки, и многажды Тебе. Премудрость. Произнеся это, диакон входит северными дверьми в алтарь. Возглас:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По причащении священник, отерши уста и потир покровцем, говорит: Се прикоснуся устнам моим, и отъимет беззакония моя, и грехи моя очистит ; целуя потир, говорит трижды: Слава Тебе Боже (Чиновн.). Затем призывает диакона, говоря: Диаконе, приступи . Диакон приходит, поклоняется однажды и говорит: Се прихожду …, и: Верую, Господи, и исповедую … И приобщает его священник, говоря: Причащается раб Божий диакон , имя рек, честныя и святыя крове Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную. Причастившуся диакону, глаголет священник: Се прикоснуся устнам твоим, и отъимет беззаконии твоя, и грехи твоя очистит. 153 По причащении священнослужитель тщательно обсасывает и излизывает языком свои уста и край св. чаши, и отирает их антиминсной губкой, или илитоном. Наконец, чтобы Кровь Божественная не оставалась на усах причащающегося, предписывается священнику заблаговременно подстригать их, чтобы не были велики, и так прибирать, чтобы не погружались в Божественную Кровь при приобщении, и, наконец, тщательно вытирать покровцем 154 (Уч. Изв.). После причащения священник (см. 792 стр. печатного оригинала) раздробляет для причастников мирян части Агнца: HI, КА, «на малые частицы, яко быти всем причастником довольно: и тако влагает их во св. чашу». Сн. ниже, о причащении мирян. Для раздробления частиц св. Агнца на дискосе сдвигаются в одну сторону частицы других просфор, а на свободной средине священник раздробляет копием на более или менее тонкие ломтики частицы HI и КА. Отделив несколько ломтиков, священник раздробляет их вновь в длину и ширину, причем ведёт счёт, и затем осторожно опускает раздробленные частицы в потир, сдвигая их с дискоса лжицею или копием и стараясь вместе с ними не опускать туда мелких крошек. Чтобы вместе с частицами от Агнца не опустить в потир частиц из других просфор, лучше раздроблять Агнец на дискосе, не бывшем в употреблении в тот день, или даже на проскомидийной тарелочке. ( Сильченков Н. ; священ. Практ. Рук. при отпр. треб, 60 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Тайнами служит средством духовного возрастания. Молодым диаконам советуется не уклоняться от принятия св. Таин при служении Божественной литургии и помнить, что они не нанятые певчие, а предстоятели церковной молитвы, занимающие первую ступень священства, что от благоговейности их служения зависит настроение целого прихода; благоговение же приобретается молитвой и очищением сердца чрез св. Тайны. (Рук. д.с.п. 1885, 44; Cap. Е.В. 1892, 22; Ц.В. 1889, 4; 1892, 5, 40; 1893, 46; 1898, 1). Сн. 153 см. 144 Этот порядок вполне соблюдается при архиерейском служении (см. Чиновн.); между тем, когда совершает литургию иерей, то он сначала преподаёт часть Тела Христова диакону, а потом уже себе, хотя приобщается Крови Христовой прежде диакона. Понятно, что священник не должен отступать от этого порядка, так как такой именно порядок указан в Служебнике относительно причащения священнослужителей при иерейском служении (Рук. д.с.п. 1887, 52; сн. 151 см.). 145 По разъяснению того же Архипастыря, священник, покушавшийся на самоубийство, не может священнодействовать, но остаётся в своем сане и причащается в алтаре (см. Собр. мн. и отз. Митр. Филарета в Приб. к Творению св. Отц. 1872, 11, 182 стр.). 146 Так как запрещённые священнослужители лишаются именно священнослужительских привилегий и не имеют на себе священных облачений, то едва ли можно допустить причащение их с преподанием им в руку Тела Христова (Ц.В. 1893, 2). 147 Заштатный, но не запрещённый диакон, не служащий по старости лет и слабости зрения, облачается по обычаю в стихарь и орарь с поручами и приобщается по своему чину (Ц.Вед. 1896, 11). 148 Престарелым священнослужителям или расслабленным, не могущим ходить и приступить к престолу Божию и в особенности страдающим трясением рук, св. Дары преподаются лжицей, причем на них следует надевать, во свидетельство их сана, епитрахиль. Таким же образом причащаются и опасно больные священнослужители, в случае смертной опасности (о. Хойнацкий, стр. 102). 150 По существующей практике, сообщение о чём было сделано в «Цер. Вестнике» в 1889 г. (см. 12 диакон, принимая частицу от руки священника, целует его руку, затем целуется взаимно со священником однажды в плечо, с приветствиями: «Христос посреди нас»; «и есть и будет». Но по разъяснению того же журнала, последовавшему в 1892 г., диакону нет необходимости в данном случае целовать в правое плечо священника, так как в Служебнике прямо указано, что диакон, принимая Тело Христово, целует «подающую ему руку» священника, о целовании же диаконом плеча священника в Служебнике ничего не говорится (Ц.В. 1892, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

47), прямо указывал на выделение газа при процессе гниения органических веществ и никакое небесное знамение в объяснение данного явления не годится. Таким образом, „история“ в описании главных и наиболее поражающих читателя фактов не выдерживает критики. Она должна была порождать сомнение в умах современников. Если же этого не случалось, то лишь потому, что одни не могли примириться с фактом разгрома монастыря, для других кое-что означал авторитет Денисова, а иные по малознанию вообще, по привычке верить в каждую печатную строку, или за невозможностью разобраться в пёстрой массе слухов, и искренно увлекались „историей“. Это увлечение, к сожалению, оказывается возможным для некоторых и в наше время, хотя вообще „история об отцах“, является мёртвым памятником. Ив. Касаткин Из миссионерских запросов К.Е.В. Какое значение пастырского посоха, и есть ли указание в священном Писании о нём, как принадлежности священнического сана//Миссионерское обозрение. 1902 г. 3. С. 498–499 Посох, или жезл, издревле считается знаком власти, палицей славной ( Иер.48:17 ; Иез.19:11 ). При рукоположении архиерея и при возведении в чины архимандрита и игумена им даётся жезл с некоторой торжественностью. Последним архиерей, вручая его, говорит: „Приими сей жезл, имже утверждей паству твою, да правиши: яко и слово имаши отдати за ю нашему Богу во дни суда“. В архипастырском поучении, положенном на этот случай, с большей ясностью излагаются пастырские обязанности: „Врученную тебе, – говорится между прочим, – путеводи по заповедям Архипастыря и Владыки Спаса Христа, со всяким прилежанием и тщанием, не склоняя на десное или шуе, но путем средним, иже именуется царский путь: и проведи ю от тленных к нетленным, от земных к небесным: якоже и Моисей, но еже взяти ему жезл от Господа Бога, преведе люд израильский из работы египетские в землю обещанную. Дадеся тебе жезл сей не для властельства мирского, еже гордетеся над порученными тебе, или и бити я бессловесно: но яко кормчий кормило вручися тебе, во правительство корабля духовного, плавающего по многобурно-волненном мори жития сего: жезл яко истинно пастырю и не яко наемнику... Паси благодатное тебе стадо, яко отец чадом равную любовь показуя“... (Чиновн.). Те же обязанности внушаются архипастырем иерею при его рукоположении. Хотя не вручается ему жезл лично самим владыкой, но отсюда ещё не следует, что иереи без жезла должны быть. Сам Христос Спаситель, посылая учеников Своих, не велел им брать с собой ни денег, ни хлеба, ни одежды в запас, а посох велел взять ( Мк.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Солеей в виде узкого и длинного подвышенного помоста в древности нагляднее и строже, чем теперь, находившиеся в алтаре, означавшем небо, рай, отделялись от стоявших в средней части храма, среди которых были каявшиеся грешники. Такими же чертами раздела были отчасти по своему назначению и потамионы, отграничивавшие верных с купно-стоящими от оглашенных с кающимися и разные классы среди этих последних. 1172 Известия XII археологического съезда в Харькове, стр. 55. Харьков 1902; Кондаков Н. и граф Толстой, Русск. древност. вып. V стр. 1. 22–23. Филол. Обозр. т. XV, стр. 59. 1176 Чиновник Новгор. Соф. соб., см. в указат. к нему. стр. 265. Μ. 1899. Чиновник Холмогорск. Преображ. соб. стр. 208, ср. 48, 64, 192. Μ. 1903. Чиновн. Нижегор. Спасского соб. в Сборнике статей, сообщений, описей и документов Нижегор. Архивн. Комиссии. т. II, вып. 15, стр. 137. Сборник на 1873 г., изд. Обществом древне-русск. искусства, ст. Д. В. Разумовского: Государевы певчие дьяки, стр. 167 прим. 2. 1177 На подобие византийского πολπιτον, suggestus, быть может. В византийском сложном омфалии, состоявшем иногда, как свидетельствуют храмы Афонские, из нескольких кругов, различались части (στμενοσ πρς τ δετερον μρος το μφαλου). Было ли что-либо подобное в нашей „мере среди церкви“, – само название её ничего не говорит. Термин мера встарину, как и теперь, употреблялся для обозначения разного рода измерений. Наши предки говорили: „в той мере новые церкви“..., „истинное изображение и мера иконы“ такой-то, „мера всенощная, мерная чаша вина или напитка, мерник“. В одном из столбцов семейного архива В.А. Нейдгард, в письме некоего Мишки Долгорукова к князю Михаилу Алегуковичу, нам встретилось: „Изволь, государь, итит вперед. не помешкав, и з гетманом сойтитца поскоряе и помыслить о государском деле а, положа о всем на мере, итит х Киеву: изволь поспешить к гетману к случению“... В предисловии к Уложению царя Алексея Михайловича (л. 63 об.) говорится, что он вызывал в Москву из городов и посадов „добрых и смышлёных людей, чтобы его государево царственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердить и на мере поставить“ … и само Уложение выслушать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1179 В первые времена христианства в избрании как епископов, так пресвитеров и диаконов участвовал народ с клиром местной церкви. Епископы, избравши на своем Соборе одно или несколько лиц на епископскую кафедру, предлагали свой выбор на глас парода, в том смысле, чтобы он свидетельствовал о достоинстве избранных лиц и объявлял, что знает о них, в пользу их или против них (св. Киприан: письм. 70; Сократ: 4, 22. 6, 2. 7. 26; Феодорит: 1, 7. 2, 31. 32; Созомен : 8: 2; Пост. Апост., кн. 8, гл. 4, сн. Зонара на 6 прав. Ник. Соб.; Правосл. Собес., 1859 г., июль, стр. 244). Затем окончательное решение выбора принадлежало духовной власти (Прав. апн. 36, Ант. Соб., прав. 18). Впоследствии, когда, при участии народа, от его легкомыслия, увлечения страстями, происходили беспорядки, влияние народа на избрание пастырей (епископов) было ограничено (Соб. Лаод., прав. 12, 13). Но с IV века назначение на важнейшие кафедры подчинилось влиянию власти царской, а в провинциальных городах – влиянию знатнейших сановников города (Joannis Antioh. Tit. 7 . cf. 165. nov. const.; Collect, eccl. Constit. Balsamonis, lid. 3, cf. nov. Tit. 1 , § 17; ejusdem schol. ad. can. 4. Chalced. ef. nov. 6. nov. 123. cap. 1. Прав. Соб., 1859 г., июль, стр. 247). Но церковные правила не предоставляли избрание епископов непосредственно светской власти, мимо власти духовной (Апост., прав. 30, VII Всел. Соб., прав. 3). В избрании пресвитеров и диаконов в древности народ, хотя имел участие, но менее, нежели в избрании епископов. Соборами же вообще запрещено было самому народу избирать во священство (Лаод. Соб., прав. 13). У нас же в Регламенте сказано, что ищущий священнослужительского места должен иметь свидетельство от прихожан, что они знают его с хорошей стороны в нравственности и поведении (Прав. Собес., 1859 г., июнь, стр. 247 и след.). 1180 «Приемлют его два – протодиакон и диакон... и обходят святую трапезу, поюще водящий» (Чиновн. Чин хирот. диакона). 1181 Ектения для диакона печатается в Чиновнике архиерейском, но буквами наоборот, по отношению к буквам молитвы, читаемой архиереем, именно так: Таким образом диакон, держа книгу Чиновник, или стоя за держащим ее, при чтении архиереем молитвы, по книге же Чиновник, может в то же время произносить ектению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Затем диакон и священник облачаются. Каждый из них приемлет в руки свои стихарь и творит три поклона к востоку, произносится молитву: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя». После сей молитвы диакон приходит к священнику 574 , держа в правой руке стихарь с орарем и, подклонив ему главу, просит благословения, произнося: «Благослови, Владыко, стихарь с орарем». Священник благословляет, говоря: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков» (Служебн.). Получив благословение от иерея и целовав десницу его (Тип., гл. 2, вечерня по кафизме), диакон отходит в одну сторону алтаря и, целовав стихарь (Служебн.), где крест на одежде 575 , облачается, произнося при сем молитвы, положенные Уставом. Священник, облачаясь, берет каждую одежду в левую руку, назнаменует (благословляет) ее, произносит назначенную в Служебнике молитву и, целовав одежду, как диакон, надевает ее. Когда священник украсится одеждами, тогда он с диаконом отходит в предложение, в ту часть алтаря, где хранятся сосуды, и там оба умывают руки. Умовением рук пред началом священнодействия они выражают, что приступают к служению, очистивши себя, сколько возможно для сил человеческих, от всякия скверны плоти и духа, приступают с незлобивою душою, с правотою сердца. Они произносят псалом: «Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея . . . Аз же незлобием моим ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи» ( Пс.25:6–12 ). После сего диакон приготовляет на жертвеннике священные сосуды, поставляя рядом дискос и Потир, дискос на левой стороне, а Потир на правой (по отношению к стоящему пред жертвенником), и «прочая с ними», т. с. звездицу, копие, губу, покровцы и воздух. Облачившись и умыв руки, священник и диакон приступают к совершению самой проскомидии. Проскомидия И при соборном служении многих священников «действо проскомидии ([Pροσχομiδ) один иерей токмо да творит и глаголет 576 изображенная (в Служебнике), прочии же служители (служащие) ничтоже проскомидии особне (кроме того иерея) да глаголют» (Служебн., чин литургии, см. в конце проскомидии) 577 . Проскомидию обыкновенно совершает священник младший из служащих. При архиерейском служении проскомидию совершает также один священник. Стоящие же при архиерее во время чтения часов архимандриты. игумены, протопресвитеры ничтоже проскомидии глаголют (Чиновн., лит. св. Злат., при начале) 578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Лик ответствует: «И со духом твоим». «Горе имеим (σχμεν) сердца» 680 , т. е. вознесем сердечные чувствования от всего земного, дольного к небесному, ему. Лик ответствует: «Имамы ко Господу», т. е., мы уже обратились сердцем к Богу. священник возглашает: «Благодарим Господа» 681 . Этими словами начинается особое благодарение Господу, именуемое евхаристией. Лик поет: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней» 682 . При этом совершающие литургию священники (и архиерей) читают тайно молитву благодарения (евхаристии), начинающуюся славословием Пресвятой Троице. В молитве выражают, что достойно и праведно петь, благословлять, хвалить, благодарить Господа за то, что Он привел нас от небытия в бытие, – отпадших от Него опять восставил и не отступил от нас, доколе на небо не возвел и даровал будущее царство, – благодарят за все благодеяния Его как ведомые нам, так и неведомые, благодарят и за сию службу, которую он благоволил принять от рук священнослужителей, хотя Ему предстоят тысячи Архангелов, тьмы Ангелов, Херувимы и Серафимы, победную песнь поюще, вопиюще, взывающе, и глаголюще. Слова: «поюще, вопиюще» и далее, священник 683 возглашает во всеуслышание 684 . При этом возглашении, при словах: «поюице, вопиюще, взывающе и глаголюще», диакон, взяв звездицу от дискоса, творит образ креста вверху его и, целовав ю (звездицу), полагает идеже и покровцы (Служебн., Чиновн.) 685 Певцы при этом поют самую ангельскую песнь, дополняя ее словами приветствия, возносимого на земле детьми еврейскими Господу Спасителю, при торжественном шествии Его во Иерусалим: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Господь небесных воинств), «исполнь небо и земля славы Твоея, осанна (дай спасение. Пс.117:25 ) в вышних (сущий), благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних» 686 . Архиерей или священник продолжает тайную молитву, в которой говорит, что с сими блаженными силами и мы вопием и глаголем: «Свят еси и пресвят, Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый и великолепна слава Твоя, Который так возлюбил мир, что дал Сына Своего, дабы всякий, веруя в Него, имел живот вечный; что сей Сын Божий, все о нас смотрение исполнив в ночь, в которую был предан, прием хлеб во святыя Свои и пречистыя и непорочные руки, благодарив, благословив, освятив, преломив, дал Своим ученикам и апостолам, сказав: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   См., например, изданные проф. А. П. Голубцовым чиновники Московского Успенского собора, стр. 84; Новгородского Софийского собора, стр. 7, 151; Холмогорского Преображенского собора, стр. 69 и др.    Там же, Московского, стр. 3; Новгородского, стр. 49, 12, 135; Холмогорского, стр. 164 и др.    Каждение на заупокойных последованиях, как и при всяком богослужении, должно совершаться только в те моменты, где оно назначается уставом, или где оно принято по давнему обычаю. Так, хотя устав не отмечает нарочито, но обычно все заупокойные ектении сопровождаются каждением. Такая практика отмечается в старинных записях соборной службы, например, в чиновнике Новгородского Софийского собора: «диакон... глаголет заупокойные ектении... с кадилом» (стр. 149); в чиновнике Холмогорского собора: «диакони глаголют ектении с кадилом» (стр. 66). Но только во время произнесения ектении и должно быть употребляемо кадило, а по возгласе его следует отложить до следующей ектении. Такой именно порядок указывается в древнерусских соборных чиновниках: «диакони ектению говорят с кадилом, и по возгласе, покадив архиерею, ОТДАЮТ КАДИЛО» (чиновн. Холмогор. собора, стр. 65) и в современном издании особой книжицей: «Последования парастаса, сиречь великия панихиды» (СПБ, 1913) также определенно указывается: «диакон... кадит... глаголя ектению великую. Такожде кадит и на прочих ектениях» (стр. 2), — ТОЛЬКО НА ЕКТЕНИЯХ, а не во все время панихиды. Установившаяся же по местам практика совершения каждения во все продолжение заупокойного богослужения, обращаяющаяся в непрерывное МАХАНИЕ, иногда даже пустым кадилом, не имеет основания ни в уставе, ни в древней практике, трудно указать и смысл для нее. Не в этой ли непрерывности каждения при заупокойных богослужениях, чего ни при каких других службах не бывает, надо искать корень того интеллигентского отношения к одному из торжественнейших и важных обрядов, о котором упомянуто выше. Махание же пустым кадилам — это извращение смысла глубокознаменательного символического действия. Дело не в махании, хотя бы даже и пустой кадильницей, а в воскурении фимиама, и если невозможно иметь (например, при продолжительном шествии с гробом) кадильницу с возжженным углем и курящимся фимиамом, — лучше ее совсем отложить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010