Начальствующий же целует честный крест, а по нем, и прочии сослужители, и кропит святой водой. Люди же целуют честный крест в руце его, и кропит люди святой водой и начинает часы (Больш. Требн., гл. 109). В новоосвященном храме службу, обыкновенно, совершают семь дней. В Чиновнике сказано: «Антиминсы же лежат на престоле семь дний, божественней службе, совершаемой на всяк день 1330 (Чиновн. Чин освящ. антиминса, в конце). В Большом Требнике подробно говорится, в какие дни можно святить храмы. Более общие правила, касательно дней для освящения храмов, следующие: освящение храма (великое) не должно быть в тот самый день, в который празднуется намять святого, или событие, во имя которого церковь построена: не дозволяется же освящение в эти дни для того, чтобы не смешивать службу освящения храма со службой храмовой в честь праздника 1331 . Но это правило не простирается на освящение храмов, построенных во имя Воскресения Христова. Храмы во имя Воскресения Христова не иначе положено освящать, как только в воскресные дни, «а во иныя дни простыя, кроме Недели, храма Воскресения Христова не святити, занеже воскресней службе петися не достойно» (Больш. Требн., гл. 108). Впрочем, и освящение храма Воскресения Господа позволяется не во все воскресные дни. В воскресные дни, бывающие в продолжение Пятидесятницы, Четыредесятницы, в Недели Св. праотец и Св. отец, и в Богородичные праздники не позволяется освящение храма Воскресения Христова, как и других храмов, «занеже в стихирах, и в славах, и в канонех, и в хвалитных стихирах бывает велико утеснение». Потому же самому «не вместно быти освящению храму святого и святей, на все Господския праздники и Богородицы, и великих святых полиелейных». «В великий пост и в простыя дни священия церкви не творим ни которым храмом, качества ради пищнаго, яже да не разрешим на рыбу, и вино, и масло» (Больш. Требн., гл. 108». Великое освящение церкви бывает не только по создании церкви, но и тогда, когда: 1) церковь осквернена от насилия языческого или еретического 1332 ; 2) когда, при исправлении и возобновлении храма, бывает поврежден или поколеблен престол 1333 . И при этом великом освящении храма, всенощное бдение накануне дня освящения храма бывает пред Царскими вратами, а утром звон к освящению как к водосвятию. Малое освящение храма

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Таже дается архиерею кадильница (Чиновн., Чин освящ. антиминса), и он обходит около трапезы, кадя ее, глаголя весь до конца псалом 25-й: «Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходил» (Чиновн., Чин освящ. антиминса), т. е. псалом, который при освящении храма архиереем, глаголется во время каждения, после облачения престола и жертвенника (см. Чин освящ. храма, от архиер. творимого, л. 19 на обор.). По каждении мощей на престоле, архиерей читает молитву: «Господи небесе и земли, иже Святую Твою Церковь неизреченною премудростию основавый», и – молитву: «Благодарим Тя Господи Боже сил, яко юже излиял еси благодать на святыя Твоя апостолы», – те молитвы, которые при освящении самого храма архиерей читает после каждения всего храма (Чин освящ. храма, от архиер. творимого, л. 21–23). По совершении сих молитв, архиерей снимает с дискоса воздух и звездицу, приемлет воскомастих и положит в уготованном влагалище, спречь в мешочке, под антиминсом, таже приемлет святых мощей три частицы и положит я в воскомастих и возливает на них святое великое миро, и укрепив добре с воскомастихом. Таже диакон глаголет: «Господу помолимся», и архиерей молитву сию: «Господи Боже наш и сию славу» (Чиновн., Чин освящ. антиминса). После сей молитвы извлачается архиерей обязания пред святою трапезою. Таже глаголет: «С миром изыдем» и исходит из алтаря, и стоит на своем обычном месте. И начинаются часы и божественная литургия по чину (Чиновн., Чин освящ. антиминса). Освящение храма священником В день освящения, также как и при освящении храма архиереем, пред поздней литургией совершается водоосвящение (малое) (Больш. Требн.). Все священнослужители облачаются во все священные одежды (там же). После водоосвящения, священники сверх одежд одевают особые срачицы, или запоны (Чин освящ. храма, от архиер. творимаго, л. 4). Облачившись таким образом, они берут воду на блюде, честный крест и стол со всем, что потребно для освящения, вносят чрез Царские двери в алтарь (Больш. Требн.) и ставят одесную страну (престола) (Чин освящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Как после крещения человек облекается в одежды, так и престол облачается после омовения и помазания миром. Облачение престола сообразуется с двояким его назначением, как гроба Господня и как престола Божия, место присутствия Господа. Сначала священниками приносится срачица (Чин освящ. храма, от архиер. творимаго), знаменующего Плащаницу, которою обвито было тело Иисусово ( Мк.15:46 ) (см. выше). Она кропится святой водой (Требн.) внутри и вне (Чин освящ. храма, от архиерея творимаго), надевается священниками на трапезу (там же). Потом приносится вервь, окропляется св. водою, и священники обвязуют ею престол, напоминая узы, которыми был связан Господь, когда был введен к Анне и Каиафе Первосвященникам ( Ин.18:24 ). Архиерей со священниками обвязывает престол таким образом, что на каждой стороне престола вервиею образуется крест (см. выше и Чин освящ. храма, от архиер. творимаго). При обвязывании таким образом престола проходит довольно продолжительное время, и в это время поется псалом 131-й: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». По совершении обвязывания и по окончании пения псалма, архиерей говорит: «Слава Богу нашему во веки веков» (Чин освящ. храма). Потом освящается индития (Больш. Требн.. гл. 107), блестящая драгоценная одежда, изображающая сияние Божией славы. Индития освящается также «внутрь и вне». И одевают ею святой престол (Чин освящ. храма). Потом полагают на престол литон, изображающий сударь, которым была обвита глава Иисусова ( Ин.20:7 ), и на литоне – антиминс , также св. Евангелие, честный крест (Больш. Требн. и Чин освящ. храма) и покрывают Плащаницею, яко есть пелена (Больш. Требн. См. выше). Все это, пред положением на престол, окропляется святой водой (Больш. Требн., Чин освящ. храма). При облачении престола и поставлении упомянутых священных вещей поется псалом 92-й: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Затем украшается жертвенник. Архиерей, повелевая начальствующему из сослужащих украшати предложение, произносит возглас: «Благословен Бог наш» (Чин освящ. храма). Но жертвенник не освящается подобно престолу, ибо он есть место только приготовления жертвы, а не совершения ее. На жертвенник только надевается одежда с окроплением святой водой. Затем на него поставляются сосуды и покровы, и все покрывается пеленою. При этом ничего не произносится, только бывает кропление водой святой (Чин освящц. храма). После сего снимается с архиерея запон (Чин освящ. храма), как более ненужный при освящении храма. В это же время он, обыкновенно, снимается со священников. Затем открываются Царские врата (Чин освящ. храма).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

храма, от архиерея творимаго). Освящение архиереем одних антиминсов Когда архиерей освящает не самый храм, а только один, или несколько антиминсов, тогда пред литургией, в день освящения, приносятся ключарем или священником приготовленные для освящения антиминсы с вшитыми в них, посреди верхнего края, влагалищами для положения св. мощей. Антиминсы полагают на блюдо и ставят на святой трапезе (престоле) вверху индитии, (Чиновн.) на том месте, где обыкновенно лежит Евангелие. Евангелие же ставится там на престоле, где оно становится на литургии, по прочтении его. Святые же мощи, число частиц коих бывает по числу освящаемых антиминсов, полагаются на дискосе, который покрывается звездицей и нокровцем и ставится на предложение (жертвенник), и вжигают над ними две свещи (Чиновн.. Чин освящ. антиминсов). Потом приходит архиерей и облачается на обычном месте во все священные одежды, и сверх священных одежд возлагается на него особая белая срачица (лентион) (Чиновн.), или запон (Чин освящ. храма). Затем архиерей идет в сопровождении священников и диаконов в алтарь (Чиновн.) чрез Царские двери (Чин освящ. храма, от архиер. творимаго). Архиерей пред престолом молится над антиминсами, читая молитву: «Господи Боже Спасителю наш» (Чиновн.). Затем простирается ковер пред Святыми дверьми и на нем полагается возглавие, на которое архиерей колена преклоняет. Когда протодиакон возгласит: «Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся». Архиерей, при коленопреклонении всех, читает молитву: «Боже безначальный» (Чиновн.). Обе эти молитвы те же самые, которые читаются при освящении храма. По прочтении молитвы архиерей идет в алтарь к престолу, и затворяются Царские двери (Чиновн.). Тогда священнослужителем на приготовленном столе, на правой стороне престола ставится три стакана – один с красным вином, другой с розовой водой и третий пустой. Архиерей в пустой стакан вливает вино и розовую воду. Это смешение красного вина с розовой водою называется родостамной. Затем протодиакон внутри алтаря произносит великую ектению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После великой ектении «Архиерей, преклонив главу, читает молитву над родостамною «Господи Боже наш», знаменует родостамну трижды, и трижды поливает родостамной антиминсы крестообразно, обыкновенно окропляет посредством кропила, произнося: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа», и «Окропиши мя иссопом и очищуся» и прочее псалма до конца и засим глаголет: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно и во веки веков» и помазует их миром. При помазании диакон произносит: «Вонмем», а архиерей: «Аллилуиа», трижды. На каждом антиминсе архиерей делает три креста св. миром: один посреди, и по обе стране два (Чиновн.). В это время поется 132-й псалом: «Се что добро или что красно». Архиерей же после помазания миром, славя, глаголет: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш во веки». Если освящается много антиминсов, то такожде творит над каждым антиминсом. И при помазании их миром, кроме псалма 132-го глаголется псалом 131-й: «Помяни, Господи, Давида» (Чиновн., Чин освящ. антиминса). Сряду после помазания миром антиминсов на престоле, обыкновенно снимают с архиерея запон, и архиерей идет за св. мощами в предложение (к жертвеннику) со священниками и диаконами и лампадами, и там читает все те молитвы, которые читает архиерей пред тем, как взять и нести мощи в освящаемый храм (Чиновн. и см. Чин освящ. храма, от архиер. творимаго). Затем, взяв на главу дискос со св. мощами, архиерей идет с ними от жертвенника, чрез северные двери, с лампадами и рипидами (Чиновн. Чин освящ. антиминса), при пении тропарей: «Иже на камени веры», и доходит до Святых врат (Царских дверей) закрытых. Пред Святыми дверьми архиерей говорит велегласно: «Возьмите врата кпязи ваша. И возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Господь сил, Той есть Царь славы». При словах: Господь сил и т. д. отворяются врата. И отворяемым дверем внидет архиерей внутрь святого алтаря и обходит окрест святую трапезу, сперва поя: «Святии мученицы», и во второй обход: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало». И поставляет св. дискос на святую трапезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Евангелие, крест, священнослужителей на правой и левой стороне. (Чин освящ. храма, л. 29). Когда певчие пропоют в первый раз: «Кто есть сей Царь славы?», архиерей говорит во второй раз: «Возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певчие опять поют: «Кто есть сей Царь славы?» Затем протодиакон говорит: «Господу помолимся». Певчие поют: «Господи, помилуй». Архиерей снимает митру (Чин освящ. храма) и читает вслух молитву: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа» (Чин освящ. храма и Больш. Требн., гл. 107), в которой просит, чтобы Господь утвердил храм освящаемый до скончания века непоколебимым. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно молитву Входа: «Владыко, Господи Боже наш», читаемую при Входе с Евангелием на литургии (Чин освящ. храма и Требн.). Потом архиерей берет дискос со святыми мощами и творит крест (знаменует крестообразно врата храма) (Чин освящ. храма и Требн.), произнося: «Господь сил, Той есть Царь славы». Это же поют певчие. Когда певчие в последний раз запоют: «Господь сил», в это время архиерей берет дискос с мощами на главу свою, стол же, на котором стояли мощи, отъемлется, и идут в храм (Чин освящ. храма). Все это изображает то время, когда Сын Божий с пречистою плотию вознесся на небо. Когда Христос из мертвых воскрес, говорит св. Иустин, и на небо восходил, тогда повелено поставленным на небесах от Бога князем (т. е. Архангелам и другим начальникам Ангелов) отворить врата небесная, чтобы взошел Тот, который есть Царь славы... Так как князи небесные видели, что Он имеет вид, лишенный красоты, чести и славы, то не зная Его, спрашивали: «Кто есть Царь славы?» И Дух Святый от лица Отца или Себя Самого отвечал им: «Господь сил, Той есть Царь славы» (Разгов. с Трифон., 30. Правосл. Обозрение, 1862 года, октябрь, приложение, стр. 202. Сн. Златоуста, De Pentecot, τ. I. ρ. 551, ed. Paris, 1838). По Входе с мощами в храм певцы поют тропарь: «Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святого селения славы Твоея, Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

преждеосв. Даров; Чиновн. лит. преждеосв. Даров). После моления о готовящих к просвещению, диакон взывает: «Елицы ко просвещению изыдите, иже ко просвещению изыдите, елицы оглашении изыдите, да никто от оглашенных; елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Затем бывает Великий Вход. Поется песнь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится». Во время пения сего отворяются Царские двери, диакон кадит святую трапезу (Служебн., Чиновн.), точию сопреди, трижды (Чиновн.), и святое предложение, жертвенник (Служебн., лит. преждеосв. Даров.). Потом священник и диакон, стоя у престола, произносят трижды: «Ныне силы небесныя» (Там же), поклоняются трижды и отходят к жертвеннику (Служебн., лит. преждеосв. Даров). Молитва херувимская не глаголется, т. е. не произносится молитва: «Никтоже достоин», в которой просит Господа, чтобы Он удовлил к совершению таинства, к освящению Даров, и которая тайно читается священником на литургии св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого во время пения: «Иже Херувимы» (Служебн., Чин лит. преждеосв. Даров). Но, кадя (во время каждения), священник глаголет пятидесятый псалом (Там же). Пред жертвенником священник покланяется трижды и говорит: «Боже, очисти мя грешнаго» (Чиновн.), кадит трижды (Чиновн.), полагает на плечо диакона воздух, коим были покрыты Дары (Служебн., Изъявление о некоторых исправлениях в служении преждеосвященные литургии). Сам же берет правой рукой дискос и поставляет его на свою главу, а Потир берет левой рукой и несет, держа при персях (Там же) 772 . Если несколько иереев совершают литургию, то старший из них несет дискос, а второй – Чашу (Сн. Чиновн.). Диакон предшествует ему с кадильницей, кадя часто 773 (Там же). Идя же от жертвенника чрез северные двери в Царские двери к престолу; они ничего не произносят (там же), т. е. не говорят: «Благочестивейшого, самодержавнейшаго» и пр., ибо это произносилось на той литургии, на которой освящались сии Дары. Во время же перенесения божественных Таин все люди и певцы, павши ниц, поклонение творят Богоподобное Христу Богу, в Тайнах сущему; понеже совершенно предосвященны суть (Тип., послед. среды 1-й седмицы Великого поста). По внесении Св. Даров в алтарь все встают, и певцы допевают песнь: «Ныне силы небесныя», именно поют: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечные будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Диакон, преклонив мало главу (Чиновн.), на нем же стоит месте, целует орарий свой, идеже есть образ креста, и воздвиг мало десную руку, держа тремя персты орарий (Чиновн.), так возглашает (Служебн.): «Двери, двери, премудростию вонмем» (τς θρας τς θρας ν σοφα πρσχωμεν) – двери нашего ума, нашего сердца будем беречь, чтобы ничто дурное не входило в них, вникнем в Церкви Божией в премудрость божественного Символа, изложенного Святыми отцами (Св. Германа, Излож. Церк. служб. Христ. Чт. 1855, т. I, стр. 398). При этом открывается завеса (Тип., гл. 23), и людие глаголят (Служебн. «вне» (т. е. алтаря), благоговейно мерным гласом (Чиновн., лит. Злат.) исповедание веры: «Верую во единого Бога Отца». При вере открывается и сообщается Божия благодать. Возглашением: «Двери, двери» диакон, в древности, внушал иподиаконам и вообще придверникам бдительнее стеречь двери, чтобы не взошел кто-либо из недостойных и не присутствовал бы при совершении таинства 675 . Ныне же слова: «Двери, двери» имеют отношение к так называемым внутренним дверям (Тип., гл. 9), горним дверям (Нов. Скр., ч. I, гл. 8, § 2), иначе – завесе, которая в это время отверзается и изображает – отваление камня от гроба, бегство стражи, приставленной к гробу (Нов. Скр., ч. II, гл. VII, § 34), а также и то, что таинство спасения нашего, от века утаенное, по воскресении Христовом открывается и делается известным всему миру. Словами: «Премудростию вонмем» диакон приглашает молящихся отверзть двери ума и сердца, иначе сказать – побуждает быть особенно внимательными к тому, что с отъятием завесы изображается священнодействиями в алтаре, и что прежде всего излагается в Символе веры 676 . При пении Символа веры священник берет воздух со Святых Даров, чтобы при совершении евхаристии они не были покрыты им. Взяв же воздух, священник воздвизает и держит его, колебля над Святыми Дарами 677 . Если несколько священников совершают литургию, то все они воздвигают воздух и держат над Святыми Дарами, потрясая и глаголя в себе исповедание веры (Служебн.). Поднятие и колебание воздуха над Дарами изображает землетрясение, бывшее при воскресении Господа. С тем вместе веяние над Святыми Дарами воздухом, как потом веяние покровцем или рипидою, совершаемое диаконом, составляет охранение Святых Даров от насекомых (которых особенно много на востоке), могущих пасть на Святые Дары. Посему священник перестает потрясать воздухом в то время, когда диакон, войдя в алтарь, сменяет его тем, что, «приим рипиду, веет святая благоговейно» (Служебн.). Так сказано, что священник, совершивше Символ (Чиновн.), взем воздух от святых (Служебн.), согнув (Чиновн.) и целовав его, полагает на едино место (Служебн.) на святей трапезе, где и прочий покровцы (Чиновн.), глаголя: «Благодать Господа» (Служебн.), т. е. оканчивает веяние тогда, когда следует произносить возглас, начинающийся сими словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После пения «Трисвятого» верующие приготовляются к слушанию Св. Писания и во-первых – Апостола. Выходит чтец на средину церкви и становится пред Святыми дверьми алтаря и творит поклон, держа апостол затворенный (согбенный) (Чиновн., лит. Злат.). Протодиакон (Чиновн.) или диакон (Служебн.) посреди дверей, зря к чтецу и держа орарий и к нему показуя (Чиновн., лит. Злат.), говорит: «Вонмем», т. е. будем внимательны к наступающему чтению прокимна пред Апостолом и – Апостола. Священник (при архиерейском служении – архиерей) говорит народу: «Мир всем». Чтец ответствует ему от лица всех: «И духови твоему» 615 . Затем диакои возглашает: «Премудрость». И чтец говорит: «Прокимен. Псалом Давидов» (Служебн., Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.) (О прокимне см. выше, стр. 212). И сказует прокимен прилучившагося дне на глас (Чиновн.. лит. преждеосв. Даров). Затем певцы поют тот же прокимен апостола, прилучившагося дне, на глас (Чиновн., лит. св. Иоанна Златоуста ). Обыкновенно оказывание и пение прокимна бывает таким образом: после произнесения чтецом прокимна повторяют прокимен певцы. Потом чтец читает стих, следующий за прокимном, и певцы опять поют прокимен. После этого чтец прочитывает половину прокимна, а певцы поют другую половину его. Если положено петь два прокимна, то они поют так: сперва дважды пропоется первый прокимен, потом чтец сказывает второй прокимен без стиха, и певцы второй прокимен однажды. Посему в некоторых богослужебных книгах встречаем выражения: «прокимен дважды, прокимен однажды». На литургии читаются прокимны «апостола» и «дне». Те и другие прокимны печатаются в конце Служебника, в книге апостол, также в Минее, Триоди и Октоихе. С архиерея в это время снимается двумя иподиаконами омофор. Диакон, приняв омофор, держит его двумя руками, стоя на левой стороне престола, обратясь лицом к архиерею. По окончании чтения апостола диакон, несущий омофор, посреди двух иподиаконов, обходит пред протодиаконом налой, на котором читается Евангелие, потом входит в алтарь и при начале чтения Евангелия подходит к архиерею для получения благословения вместе с тем диаконом, который читал Апостол и стоял доселе на левой стороне престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

протопопы поют вечную память, a по крылосом певчие поют також «Вечную память» (Чиновн. Моск. Успенск. соб., стр. 91; Чиновн. Новг. соб., стр. 169) 211 «И в ту пору ключари в минеях в полотенцах по росписи приискивают, которые иконы целовати, а дияконы подносят те святые иконы к патриарху на целование (там же, стр. 91) 212 «А святых отец святителей и преподобных носят ко святителю на целование, каждо своея обители святого» (Чиновн. Новг. Собора, стр. 168) 213 «Всем православным царем грецким, иже по благочестии поборавшим, вечная память» (Древн. Росс. Вивлиоф., VI т., 2 изд., стр. 432) 216 «И архидиакон начнет кликати многолетие государю, царю высочайшим гласом, а патриарх со властми встанет от горнего места, и станет против престола, и возмет крест золотой. И как прокликнет архидиакон государю царю многолетие, и государь придет и станет близ царских дверей, а патриарх здравствует государя на много лета и благословляет государя крестом. А потом царице… И архидиакон кличет многолетие патриарху, и государь с места своего соидет, и станет близ царских дверей, и здравствует патриарху» (Чиновн. Моск. Соб., стр. 92) 217 Протодиакон кличет многолетие... и князем и бояром, и всем правосл. христианом» [Чин. Новг. соб. стр. 169] 222 Ркп. Св. Варсонофия, л. 134 об.–135. Указание на это же можно находить в типике XVI в. 25, рукопись собрания графа Толстого. 233 «Экипаж, на котором везли вербу, назывался санями, хотя и был на колесах». Забелин Ив. «Домашний быт русск. царей», ч. 1, стр. 351 234 Это свидетельство архид. Павла подтверждается и другими. (Флетчер. «О Государстве Русском», стр. 117; Олеарий, стр. 91–92). 235 Чин. Моск. Усп. Соб. «Книга записная», стр. 250–253; Дубровский. «Патриаршии выходы», стр. 7–10. 237 В малом облачении в 1685 г. и 1693 г. [Там же, стр. 60. Дубр. «Патриаршие выходы», стр. 25–26]. 241 Чиновн. Московск. Успенск. собора «Указ о звону и о чину», стр. 107 и «Книга записная», стр. 253. 245 Флетчер. «О государстве русском», стр. 117. Олеарий–«Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию», стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010