По приобщении надевает митру (Чиновн.). По приобщении архиерея, протодиакон приглашает архимандритов, за ними – иереев и, наконец, диаконов приступить к таинству, и каждым из сих особо возглашает, именно: «иерее приступите», «иеродиаконы приступите». И приступают к архиерею, чтобы получить пречистое тело Христово, по чину. Подходят с левой стороны архиерея. Приступающий преклоняет голову, полагает длани (руки) крестовидно, деснице сущей горе (т. е. правую руку наверху) п говорить: «Се прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему», и «Преподаждь ми (имя рек), Владыко преосвященнейший, честное и святое тело Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Архиерей, взяв десною рукою тремя персты маргарит честного тела Христова, полагает в руки приходящего архимандрита или иерея, говоря: «Преподается тебе (имя рек), архимандрите (или иерее), честное и пречистое и безсмертное тело Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и жизнь вечную, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». И, поцеловав руку и рамо архиерея, отходит на едину страну и, преклонив главу над руки, молится, произнося: «Верую, Господи» и т. д. Диаконов же причащать честного тела и преподавать им повелевает (архиерей) архимандриту. И когда преподается пречистое тело Христово диаконам, тогда архиерей приобщать начинает от Святого Потира. Подходят по чину архимандриты и прочие к десной стране архиерея и произносят: «Се прихожду», и «Преподаждь ми, Владыко». Архиерей, держа Потир с покровцем, говорит: «Преподается тебе (имя рек), архимандриту (или иерею), честная и пречистая и животворящая кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов твоих и жизнь вечную, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». И причащает его трижды. Причащающийся, взем священный покровец, отирает устне свои и святый Потир. Архиерей говорит: «Се прикоснуся устнам твоим и отнимет беззакония твоя и грехи твои очистит». (Чиновн.). Приобщившийся архимандрит или иерей, поцеловав Потир, отходит. Диаконов же причащает от святого Потира архимандрит (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

701 В θεο λειτουργα του α=γου του Χρυσοστμου Venetiis 1582 и Goari., ed. Venetiis 1647, p. 79. По произнесении иереем: «В первых помяни», диакон, стоя в дверях, говорит: «Преосвященнейшаго епископа» (имя рек) κα υ πρ τοu προσκομζοντας à ’γιν δρα τατα ελαβεσττου τοu Засим: «о спасении благочестивых царей» и т. д. В нынешнем Евхологионе иерей и цари здесь не упоминаются (См. изд. в Венеции 1885 г.). 702 При служении архиерея после пения «Достойно» или задостойника, дважды поется: «и всех и вся». В тайной молитве, архиерей просит Господа помянуть Святую Церковь , императора и царствующий дом, всю палату и воинство, протодиакон, став в (Царских) дверях, мало к стране, держа орарий тремя персты десные руки, и зря к народу, глаголет сице: «И всех и вся». И поет лик: «И всех и вся». Таже возглашает архиерей сице: «в первых помяни Господи Святейший Правительствующий Синод, их же даруй святым Твоим Церквам в мире, целы, честны, здравы, долгоденствующыя, право правящыя слово Твоея истины» (Чиновн.) и т. д. и первый по архиерее архимандрит или протопресвитер говорит: «Помяни, Господи, преосвященного (такого-то), его же даруй святым Твоим церквам в мире, цела (σον), честна, здрава, долго действующа, право правяща слово Твоея истины». Архимандрит за сим целует руку, и митру архиерея и опять руку его. Архиерей по возгласе благословляет архимандрита, говоря: «Священство твое да помянет Господь Бог» и т. д. Архидиакон же или протодиакон, стоя при (Царских) дверях, произносит велегласно «великую похвалу» (Чиновн.), обратясь к народу: «Святейший Правит. Синод и преосвященного (такого-то), приносящого Святые Дары сия Господеви Богу нашему; О спасении Благочестивейшаго, самодержавнейшаго великого государя»... И поминает всю царскую фамилию, подобно тому, как поминал ее архиерей тайно в молитве, и оканчивает словами: «И о всей палате и воинстве их» и целует архиерееву руку. После сего певцы поют: «И всех и за вся» (Чиновн.), т. е. помяни приносящаго Св. Дары о спасении и о всех и за вся.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

выше). – «О рабе Божием (имя рек), ныне проручествуемом пресвитере и спасении его, Господу помолимся». – Яко да человеколюбец Бог, не скверно и непорочно ему священство дарует, Господу помолимся». По прочтении молитв, архиерей подает рукополагаемому священническую одежду: епитрахиль, которую одевают по снятии ораря. Затем архиерей дает пояс и фелонь и еще книгу: Служебник, как руководство для священнодействия. «Книга Служебник всяко есть потребна иерею к служению, на память же молитв да не глаголет» (Служебн., Извест. учит., о сосуд. свящ., к служению потребных). Принимая даваемое архиереем, рукополагаемый целует то, что получает, а затем и руку архиерея. После же всего целует омофор архиерея и руку его. При подаванин как одежд, так и Служебника возглашается: «’ξιος» (см. о значении «аксиос» выше). После сего иерей хиротонисуемый «отходит и целует архимандриты и сослужители вся в рамена», выражая взаимное приветствие, при вступлении в новое звание, и союз и любовь всех их. Засим он становится в ряду со священниками (Чиновн.). При целовании дискоса, и Потира, при словах: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя», после архимандритов, прежде других подходит хиротонисанный, «зане имать первенство всех иереев. По нем прочии иерее целуют святая и архиерея в рамена и десницу его» (Чиновн., лит. Злат.). По преложении даров, архиерей, взем святый хлеб и отломив часть от святого хлеба, горшою, яже есть Христос 1188 , дает ему, глаголя сице: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязал быти во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Следующий порядок соблюдается: архиерей полагает на особый дискос антиминсную губу и на нее часть св. агнца и даст дискос посвящаемому. Священник, взяв, целует руку архиерееву и, отойдя, стоит созади святыя трапезы, руки положив на святую трапезу, и читает 50-й псалом; пред возгласом же архиерея: «Святая Святым», он возвращает св. хлеб архиерею. Рукоположенный во священника приступает к приобщению первым из священников (Чиновн., лит.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Потом священник раздробляет для причастников-мирян части агнца HI, КА на малые частицы и влагает их в Святую Чашу 718 . Если же нет причастников, то иерей прием святый дискос вверху святого Потира, полагает в Потир честное тело, не раздробляя частей агнца и затем все частицы, находящиеся на дискосе, произнося воскресные песни: «Воскресение Христово видевше», «Светися, светися», «О Пасха велия» 719 . Дискос отирает святою губою зело добре, со вниманием, и благоговением, говоря: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» (Служебн., Чиновн.). И, целовав святый дискос, полагает близ Святого Потира (Чиновн.). Покрывает Святый Потир покровцем, подобаемым образом, и на дискос полагает звездицу и покровцы (Служебн., Чиновн.). Когда на литургии и диакон приобщается, тогда не иерей, а диакон опускает в Чашу частицы тела Христова со словами HI, КА, как раздробленные (для причастников), так и нераздробленные (если нет причастников). Иерей произносит молитву: «Благодарим Тя, Владыко, человеколюбче», пиет теплоту и умывает руки (Служебн.). Диакон же по причащении, если не бывает причастников мирян, опускает в Чашу частицы, находящиеся на дискосе, произнося: «Воскресение Христово видевше», «Светися, Светися», «О Пасха велия», «Отмый, Господи, грехи». Если на литургии бывают причастники миряне, то частицы опускаются с дискоса в Чашу после причащения мирян. Во время совершения таинства евхаристии и во время приобщения священнослужащих, алтарь изображает горницу, в которой Христос с учениками Своими совершил тайную вечерю и преподал им тело и кровь Свою 720 . Во время приобщения священнослужителей поется стих, называемый «причастен», или, как он еще иначе называется В богослужебных книгах «КИНОНИК» (κοινωνικς – причастный, причастен. См. Служебн., лит. св. Иоан. Злат.). По своему содержанию, «причастен» имеет отношение или к дневной службе, или к службе воспоминаемого святого, или праздника, и называется: «причастен дне» (Тип., гл. 2, 4 и послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

д. В конце же чина указано: «Вестно буди, яко аще литургия бывает, тогда вся сия ектении на литургии совершаются, и тропари на своем месте, и прокимен, и Апостол, и Евангелие, и по Евангелии ектения» и т. д. 653 Обыкновенно верхнюю часть антиминса (См. выше). При архиерейском служении простирают антиминс сослужащие, касается же и архиерей десною рукою и приемлет мусу, сиречь губу, и творит ею крест на антиминсии и, целовав, полагает в десном краю антиминса горе (Чиновн.). 654 При архиерейском служении прежде всего протодиакон, находящийся в алтаре, говорит: «Елицы оглашеннии, изыдите». диакон вне алтаря также взывает: «Оглашеннии, изыдите». Затем иной диакон, находящийся внутри алтаря, говорит: «Елицы оглашеннии, изыдите». Наконец, вне алтаря диакон произносит: «Да никто от оглашенных» (Чиновн.). 655 На литургии св. Василия Великого священник, как на литургии Златоустого, в это время взывает в молитве к Богу и о совершающих богослужение, и о мирянах: «Ты удовли нас, силою Святого Твоего Духа, в службу сию, да неосужденно ставше пред святою славою Твоею, принесем Ти жертву хваления». Даждь, Господи, и о наших гресех и о людских неведениих, приятней быти жертве нашей и благоприятне и пред Тобою. 656 При архиерейском служении возглас этот говорит второй архимандрит или игумен (Чиновн.). Если в служении находятся два архимандрита и два священника, то, обыкновенно, возглас этот произносит младший из служащих священников. 657 В этой мирной ектении нет молений о царствующем доме потому, что он вскоре засим вспоминается на великом выходе. 658 В литургии св. Василия Великого в это время священник не упоминает о мирянах. Он возносит молитву Господу только о совершающих службу: «Ты укрепи нас, силою Святого Твоего Духа, в службу сию, и даждь нам слово во отверзение уст наших, во еже призывати благодать Святого Твоего Духа на хотящыя предложитися дары». 660 То есть: мы, таинственно изображающие Херувимов и воспевающие животворящей Троице трисвятую песнь (т. е. «Аллилуиа» трижды, ту песнь, которую тайновидец св. Иоанн слышал петую Херувимами на небе, Откр.19:4 ), отложим ныне всякое житейское попечение, чтобы поднять Царя всех (тварей), Которого невидимо копьеносят ([dορυφορομεnον) чины ангельские, сопровождают воины небесные, Ангелы, подобно воинам, вооруженным копьями, сопровождавшим, в древности, царей: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Симеон Солунский так объясняет: царь, при венчании на царство, если получает его по преемству, он первоначально провозглашается от царственных особ, поднимающих его на воинском щите пред народом, что означает военное начальство и царскую власть (Писан. Св. отцев, изд. СПБ. Дух. Акад., Т. 2, стр. 197).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В понедельник, вторник и среду страстной седмицы на литургии чтение Апостола не положено, а указано только чтение Евангелия. После пения «Да исправится» и трех поклонов диакон выносит Царскими вратами Евангелие. Иерей говорит: «Премудрость прости» и т. д. «Мир всем». «И духови твоему». От Матфея св. Евангелия чтение (Особ. книга – служба на каждый день страстной седмицы). По прочтении Евангелия, как и на литургии св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого , певцы поют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Священник, приемля от диакона Евангелие, говорит: «Мир ти, благовествующему» и целует Евангелие и поставляет на престоле на горней стране, выше антиминса 762 (Чиновн.). После Евангелия, если же Евангелие не читается, то после пения «Да исправится» и великих поклонов – следуют те же молитвословия, которые бывают после чтения Евангелия в литургиях св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого , именно: ектения: «Рцем вси». Во время ектении священник читает тайно ту молитву, которую произносит и на литургиях св. Иоанна Златоустог о и Василия Великого при этой ектении. После молитвы и ектении священник возглашает: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси 763 (Служебн., Чиновн.). Засим иногда, бывает ектения за усопших 764 . Потом произносится ектения об оглашенных 765 . По окончании ее священник, после тайно прочитанной молитвы, возглашает: «Да и тии (т. е. оглашении) с нами славят пречестное и великолепое имя Твое». Пред тем, как произносить этот возглас, священник распростирает антиминс; если же несколько священников совершают службу, то все они распростирают антиминс, и старший из священников берет антиминсную губу и делает ею крест на антиминсе и, целовав ее, полагает: на правой стороне антиминса вверху 766 (Чиновн., лит. преждеосвященных Даров). Обыкновенно, в это время развертывается только верхняя часть антиминса, прочие же части, равно и илитон, в котором завернут антиминс, раскрываются во время ектении: «Рцем вси», после молитвы прилежного моления. После ектении оглашенных и возгласа: «Да и тии с нами славят», диакон говорит оглашенным: «Елицы оглашении изыдите.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Благослови, владыко, святый вход. Свящ., благословляя, глаголет (тихо): Благословен вход, и целует Евангелие. Обратившись к востоку и став перед иереем, диакон возвышает немного руки и, показуя св. Евангелие (делает им небольшой крест – см. Чиновн.), глаголет велегласно: Премудрость, прости. Поклонившись, диакон, а за ним иерей, входят в алтарь (причем иерей целует десно и лево царские двери, – см. Чиновн.)45); диакон, вошед в алтарь, полагает Евангелие на престоле. Певцы же поют Приидите, поклонимся, и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий 46), (в седмичные дни) (в недели) (в Богородичные праздники) во святых дивен Сый, воскресый из мертвых, молитвами Богородицы (см. Об. нот. п.), поющия Ти: аллилуия (1-ды). Тропари и кондаки47). Диакон глаголет (тихо) ко иерею, приклоня вкупе главу, и орарь в руце держа треми персты: Благослови, владыко, время трисвятаго. Священник, знаменуя его48), глаголет возглас: Яко свят еси Боже наш… ныне и присно 49). Скончавшуся тропарю, приходит диакон близ св. дверей и показуя орарем первее убо ко иконе Христове, глаголет: Господи, спаси благочестивыя и услыши ны 50). Таже наводит, т.е., обводит орарем (показуя к народом, – см. Чиновн.), глаголя ко вне стоящим велегласно: И во веки веков 51). Аминь 52). Трисвятое53). Чтение иереем молитвы Трисвятого: Боже Святый, Иже во святых. Троекратное произнесение священнослужителями Трисвятаго при троекратном поклонении пред престолом. Повели, владыко. Отхождение священнослужителей к горнему месту54), причем священник глаголет: Благословен грядый во имя Господне. Благослови, владыко, горний престол. Благословен еси на престоле славы. По исполнении Трисвятаго, пришед пред св. двери, диакон глаголет: Вонмем 55). Мир всем 56). И духови твоему. Премудрость 55). Прокимен 57). Премудрость. Надписание апостола. Вонмем. Чтение58) апостола 59). Мир ти. И духови твоему. Премудрость. Аллилуиа. Аллилуиарий60). Каждение диаконом (по получении на это благословения от иерея) престола окрест, всего алтаря, [иконостаса], священника [и всех присутствующих61)], а священником

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

723 Причащающиеся же, подходя к приобщению – да приступят чинно в глубоком смирении, и кииждо да поклонится единожды, руце к персям крестообразно (VI Всел. Соб., прав. 101) согбенне имуще и Христа распятого исповедующе. Приемше же честно, да поглотят, и по очищении уст покровцем рукою священническою, лобызают край Св. Чаши, якоже самое Христово ребро, из него же истече кровь и вода, и, отступление мало, поклоняются, но не до земли, ради сохранения приятых Таин (Извест. учит. при Служебн.). Наставления готовящемуся к приобщению Св. Таин смотри в Поучении к новопоставленному иерею (Наставление 3-е). 724 И малые дети по обычаю Церкви подобает, за веру приносящих, сподобляти святых Таин, в освящение душ и телес их, и в приятие благодати Господни (Служебн., извест. учит., послед. лист). Эти слова, обыкновенно, произносятся при причащении младенцев. 725 При архиерейском служении, после пения; «Благословен грядый», архиерей благословляет народ с трикирием и дикирием, произнося: «Спаси, Боже, люди Твоя». Певцы поют «Ис полла эти деспота». Потом архиерей, обратившись к престолу, осеняет сослужащих, отдает дикирий и трикирий и приемлет Святый Потир из рук протодиакона и поставляет его на святой трапезе (Чиновн.). 726 При «архиерейском служении архиерей, прием кадильницу, кадит точию святая трижды, глаголя тихим гласом: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». И абие отдает кадильницу, никогоже кадя (Чиновн.). 727 В Московском Служебнике 1627 года указано: «Поставляет же священный дискос на главу диакона, имуща звезду покрыту покровцы. 728 В Московском Служебнике 1627 г. читаем: относят святая жертвеннику, предходящу диакону, и тамо поставляют святая. Диакон же, покадив святая, отдает кадило. 729 Когда иерей служить без диакона, тогда после возгласа: «Всегда, ныне, и присно», произносимого с Потиром в правой руке, он, идя к жертвеннику, подходит к престолу, берет с него дискос в левую руку и идет к жертвеннику. 730 При архиерейском служении архиерей берет святой дискос, возлагает его на главу протодиакона. протодиакон же приемлет его обеими руками и отходит в предложение, ничего не говоря, и поставляет его там. Взяв св. Потир и поцеловав его, архиерей отдает первому архимандриту или игумену, говоря тихо: «Благословен Бог наш». И приемлет архимандрит обеими руками и, целовав его и архиерееву руку, обращается к Святым дверям, обратясь к народу, и говорить громко: «Всегда, ныне, и присно, и во веки веков», и отходит к святому предложению, и поставляет его там (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

688 При архиерейском служении, пред произнесением слов: «Приимите, ядите», архиерей снимает митру и облачается в омофор. И, произнося сии слова, он показует десною рукою к дискосу, потом к Святому Потиру, подобне П протодиакон показует, держа орарий тремя персты десные руки (Чиновн.). В Чиновнике при этом также сказано: «Ведательно же: яко лепотствует сия Господня словеса: «Приимите, ядите», и: «Пийте от нея вси», глаголати над хлебом и вином всем сослужащим, купногласно тихим гласом во едино слово с архиереем; и ниже единем словом предварити кому или остатися архиерея; но яко из единех уст всем купно рещи. Подобне купногласно же глаголати всем тайно над дискосом: «И сотвори убо хлеб сей». Такожде и над Чашею: «И еже в Чаши сей» и пр. Благословляти же рукою дискос и Чашу единому токмо архиерею» (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.). В литургии св. Вас. Велик, сказано: «Архиерей приклоняет главу, воздвиг десницу свою со благоговением, благословляет хлеб, возглашает, глаголя: «Даде святым Своим учеником» и т. д. Затем возглашает архиерей, руку имеяй свыше со благоговением, и, благословляя, глаголет: «Даде святым Своим учеником» и т. д. (Чиновн., лит. св. Вас. Великаго. Сн. Служебн.). 690 Такой смысл слов: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» можно находить в литургии греческой св. апостола Иакова: «И мы, грешные, воспоминая животворящия Его страдания, спасительный крест, и смерть, и погребение, и тридневное воскресение из мертвых, и восшествие на небеса, и седение одесную Бога и Отца, и второе славное и страшное пришествие Его, когда Он придет со славою судить живых и мертвых, когда будет воздавать каждому по делам его, приносим Тебе, Владыко, сию страшную и безкровную жертву, прося, чтобы Ты не по грехам нашим поступил с нами, и не по беззакониям нашим воздал нам ( Пс.102:10 ), но по Твоей кротости и неизреченному Твоему человеколюбию, презрев и истребив рукописание против нас, рабов Твоих, даровал нам небесные и вечные Твои дары, которых глаз не видел и ухо не слышало, и которые на сердце человека не приходили, которые приготовил Ты, Боже, любящим Тебя ( 1Кор.2:9 ), и за меня и за грехи мои не отверг народа, человеколюбивый Господи» (Собран. древн. литургий, изд. СПБ. Дух. Акад. 1874 г., вып. 1, стр. 177). В изъяснении литургии свят. Германом Патриархом Константинопольским (VIII в.) находим сходное с вышеизложенным: мы славим великое непостижимое и неизследимое таинство домостроительства Сына Божия и, славословя Его, взываем: Твоя от Твоих Тебе приносяще, т. е. от Твоего тела и крови, так как Ты сказал: Сие творите в Мое воспоминание, то есть то, что Ты нам предал чрез Святых Твоих апостолов, приносим Тебе ради своего спасения (Писания Св. отцев, относящияся к истолк. богослуж. т. I, стр. 409).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1857 г., § 1), которая отделяет совершающих Богослужение от предстоящих в храме. Место в храме за солеею назначается для мирян. Но во время архиерейского служения среди храма устрояется возвышенное место для Архиерея, или амвон, который в отличие от амвона на солее, или предалтарнаго, называется «архиерейским амвоном». В богослужебных книгах он обозначается следующими словами: «место», «место, где облачается Архиерей» (Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе), «облачальное место» (Чин освящения храма, изд. в Москве, 1832 г., лист 40), «уготованное место» (Чиновн., лит. Златоустого), «рундук» 64 . Большею частию облачальное место имеет две ступени. Но для архиерейского посвящения возвышенное архиерейское место устраивается несколькими ступенями выше обыкновенного и называется феатром (зрелищем) или помостом церковным. Это делается для того, чтобы находящимся в храме лучше можно было видеть священнодействующих на нем 65 . На облачальном месте архиерей не только облачается, но и совершает иногда часть службы (например, на литургии), иногда же и всю службу (например: молебен, панихиду), и молится среди народа, как отец с детьми. На облачальном месте ставится седалище для Архиерея, называемое кафедрою (χαθdρα). (Чин избрания и рукоположения архиерейскаго, изд. в Москве, 1832 г., стр. 5, 6). В древности оно называлось «столом», «престолом» (Акт. Арх. Эксп. чин постановления епископа 1456 г., т. I, стр. 467 и др.) Оно ставится для сидения архиерея в известное время службы, например, при чтении часов. За облачальным местом на западной стороне храма против алтаря устраиваются двери, или врата, вводящие в притвор. Врата эти в уставе церковном называются красными (Тип., гл. 22) 66 , так как они иногда украшаются с особым благолепием. Они служат для торжественных выходов из храма и входов в него, как, например, во время крестных ходов 67 . В них идут с артосом в трапезу или около храма. Эти врата называются также «церковными» (Тип., послед. дня Пасхи, утреня), так как ведут в самую церковь , и – «церковными великими вратами» (Чин освящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010